роль полиции в жизни общества
Сочинение на тему: Роль полиции в жизни общества
Вариант 1
Полиция – это те люди, которые охраняют наш покой и безопасность. Служба в полиции — напряженная, но очень важная и нужная людям работа. Поэтому во всем мире профессия полицейского – одна из самых престижных и уважаемых. В каждой стране у полицейских есть свои традиции, свои герои. Немало их и среди российских солдат правопорядка. Эти люди бесстрашно встают на пути нарушителей закона, нередко рискуя собой, защищают жизнь и достоинство людей. Они в любую минуту готовы прийти на помощь тем, кто попал в беду. Оказывают людям медицинскую и психологическую помощь, ищут потерявшихся детей, помогают и спасают животных.
Самая высокая награда для полицейского – благодарность людей, уважение и доверие со стороны общества.
Полиция играет большую роль в жизни общества. Например, если шофер превысит скорость, его оштрафуют, а за воровство посадят в тюрьму. Этим полиция приносит большую пользу обществу. Полиция – это нужная, но опасная профессия. Немало хороших людей гибнет при исполнении важных заданий.
Большое спасибо полиции за то, что они охраняют нашу безопасность, рискуя своими жизнями ради блага других!
Вариант 2
Основными задачами полиции, как одного из правоохранительных органов, являются обеспечение личной безопасности граждан, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, охрана общественного порядка и, возможно, самое важное – оказание помощи граждан в защите их прав. А служба в полиции – это, в первую очередь, служение людям, постоянная готовность в любое время суток нести свою службу по защите граждан и обеспечению правопорядка.
Так много людей, зачастую, недовольны работой полиции. Но подумайте, что будет, если в нашей стране не станет правоохранительных органов?
Хаос. Анархия. Безнаказанность.
Даже сознательные граждане в такой ситуации могут повести себя аморально, ведь за правонарушение не последует наказания.
Нет, что ни говори, полиция очень важна! Это гарантия правопорядка, гарантия свободы и охраны жизни, здоровья людей.
Кого привлекает профессия полицейского? Прежде всего, людей, способных на самопожертвование, храбрых, справедливых, честных, ответственных и бесконечно терпеливых. Сама эта профессия дисциплинирует, воспитывает ответственность.
В наше время в разных городах создаются социально-правовые, или, как их еще называют, полицейские классы. Обучение в таком классе как нельзя лучше помогает развить в себе патриотизм и правосознание, нравственность и ответственность, трудолюбие и работоспособность.
Я сама являюсь ученицей социально-правового класса. Вместе с одноклассниками я раз в неделю хожу на занятия в учебном центре МВД, где постигаю азы столь сложной профессии полицейского. Думаю, пример поведения и внешнего вида нашего класса оказывает немалое влияние на общественную безопасность.
Я полагаю, что нам с раннего возраста следует учиться взаимодействовать с полицией, причем не только при происшествии правонарушения, но и для «профилактических целей», чтобы осознать роль полиции и понять, что она – самая главная помощь в решении наших проблем.
Как мне кажется, продолжив обучение по юридическому профилю, выпускники полицейского класса станут соответствовать надеждам общества, как и многие другие, уже выбравшие данную профессию: быть честными, ответственными и справедливы
Полиция и общество: система и люди
Статья просмотрена: 4646 раз
Библиографическое описание:
Щеголева, Н. В. Полиция и общество: система и люди / Н. В. Щеголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6284/ (дата обращения: 08.10.2021).
В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью полиции, в том числе касающиеся профилактики правонарушений и привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. Предлагаются возможные пути разрешения возникших затруднений в данной области, а также перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова : МВД РФ, ОВД России, полиция, гражданское общество, общественные отношения, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, противодействие преступности.
Современный этап становления Российской Федерации, как демократического государства связан с многогранными процессами в сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности общества и государства. В условиях радикального реформирования осуществляется ломка привычных стереотипов, взглядов на понимание различных проблем общественной жизни. Изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности граждан, в том числе и правоохранительную деятельность. В данных условиях особенно остро встают вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности. При этом наиболее широкий спектр их решений в силу функциональных обязанностей возлагается на органы полиции, так как именно полиция, является той составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Вместе с тем, следует отметить, что данными органами исполнительной власти не всегда в полном объеме, получается, осуществлять эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках которых формируются значимые угрозы общественной безопасности. Исходя, из этого следует, что ее достойное обеспечение возможно только в условиях тесного взаимодействия полиции и общественности, в том числе и той ее части, которая объединена в формирования (структуры) правоохранительной направленности.
Непростым для Министерства внутренних дел Российской Федерации оказался период реформирования системы. Процесс реформирования повлек за собой значительное сокращение численности личного состава органов внутренних дел. В связи с этим фактом, реальным и существенным подспорьем обновленной полиции, в деле борьбы с преступностью могли бы стать граждане Российской Федерации, объединенные для этого в различные общественные формирования правоохранительной направленности. Понимание и согласие в данном вопросе порождает доверие между гражданами и государством и способствует возрождению общественных формирований правоохранительной направленности, а также повышению эффективности борьбы с преступностью. При этом, происходит совпадение личных и государственных интересов в деле укрепления правопорядка, а совпадение интересов, на практике, является хорошим стимулом для осуществления качественного взаимодействия.
Основной предпосылкой партнерства между полицией и обществом является настоятельная необходимость повышения уровня вовлеченности общества в процесс обеспечения безопасности и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на вокзалах и других общественных местах, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку эта задача не может быть решена силами одной лишь полиции. Для достижения подобных партнерских отношений, полиции необходимо:
взаимодействовать с обществом;
укреплять свою легитимность посредствам осуществления полицейской деятельности на основе согласованных действий и улучшения качества услуг, оказываемых обществу.
Таким образом, полиция должна:
быть узнаваемой и доступной для населения;
знать население на подведомственной территории и быть известной ему;
отзываться на нужды населения;
прислушиваться к проблемам граждан;
привлекать и мобилизовать население;
отчитываться в своих действиях и достигнутых результатах перед населением.
Следует признать тот факт, что современной России не хватает взаимосвязи между обществом и правоохранительными структурами и это, неудивительно, поскольку связь между полицией и обществом в нашей стране всегда была односторонней. Задача полиции состояла и состоит в том, чтобы выполнять установленные законом обязанности, осуществлять свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а задача общества — в том, чтобы выполнять законы Российской Федерации и с уважением относиться к полиции, как к стражу закона. Но, как известно из практики, без взаимного уважения сторон — хорошего результата достичь нелегко.
К сожалению, Российская Федерация по-прежнему далека от развитого гражданского общества. В соответствии с определением, гражданское общество — это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений [5].
Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Именно в таком государстве все члены общества активно участвуют в обеспечении правопорядка и не считают что:
забытая на остановке сумка к ним не имеет никакого отношения;
лежащий на обочине человек просто пьян;
из квартиры соседа бытовую технику выносят потому, что он решил переехать.
Нашей полиции необходимо изменить сознание и понимание граждан, сделать так, чтобы общество захотело взаимодействовать с ОВД. В соответствии с законом полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлены следующие права:
привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству;
объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам;
поощрять граждан, оказавших помощь полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;
устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе [3].
Почему взаимное доверие и сотрудничество полиции и общества так важны сегодня? Да потому что даже ошибки, мелкие недоработки могут довести до преступления, а нередко и до трагедии. Обычное невнимание к тем, кто живет рядом, и вот уже никто не приходит на помощь старику, которого терроризирует банда молодых людей, хотя соседи это видят и знают, но ни каких действий в связи с этим не принимают, не спешат помочь нуждающемуся. А ведь именно в этом должно заключается взаимодействие полиции и общества и люди являются неотъемлемой частью этой системы. В приведенных примерах очевидцы должны сообщать в полицию, ведь она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности [2].
Настало время забыть об эгоистическом противопоставлении — «я и они», «я и общество», «я и полиция». Каждый из нас должен развивать в себе интерес к тому, что происходит вокруг. Необходимо звонить по телефонам «02» каждый раз, когда мы замечаем подозрительные предметы или подозрительных лиц в местах массового скопления людей. Общественная безопасность во многом зависит от бдительности самих людей. Да, количество вызовов полиции увеличится, но такова цена безопасности общества в правовом государстве.
По словам Министра МВД России В. А. Колокольцева мы стоим на рубеже, за которым две автономные системы — общество и полиция должны превратиться в две части одного целого. И на работу полиции как никогда раньше будет влиять человеческий фактор, и государство прилагает большие усилия, чтобы общество видело в полицейских, прежде всего защитников и союзников. В настоящее время происходят серьезные, хоть и еще малоизвестные широким кругам изменения, они касаются главным образом отношений общества и правоохранительных структур и эти взаимоотношения выводятся на новый качественный уровень [4]. Известно, что негласный круг задач полиции шире, чем установленные законом функции и конечно, работа в полиции нелегка. Сами сотрудники ОВД России свою бездеятельность не редко оправдывают недостаточными социальными гарантиями, плохим материально-техническим обеспечением и т. д. Каждый полицейский знал обо всем этом, перед тем как дать присягу и посвятить всю свою жизнь лозунгу: «Служа закону — служу народу». Нерадивый всегда и во всем найдет причины для того, чтобы не работать, намного труднее найти причины вкладывать в работу сердце и душу. Согласно установленным требованиям, после окончания реформирования системы органов внутренних дел — в ней должны остаться только лучшие сотрудники, не способные нанести ущерб авторитету полиции.
Благодаря добросовестным полицейским и ответственным работников МВД России, которые каждый день профессионально выполняют свою работу и приходят на помощь людям, общественное доверие, поддержка и хорошее отношение граждан к сотрудникам правоохранительных органов возвращается. На федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел возложена обязанность по постоянному проведению мониторинга общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинга взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты исследования регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет [4].
Взаимодействие полиции и СМИ также является действенной формой профилактики преступлений, из результатов мониторинга известно, что население оценивает деятельность полиции именно на основе различных публикаций. Поэтому на пресс-службу МВД России возложены задачи объективного освещения деятельности полиции, в том числе по вопросам профилактики правонарушений и привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности. В связи с этим при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции [2].
Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Положительных отзывов и благодарностей о деятельности ОВД России от граждан с каждым днем становится все больше, следовательно, реформирование структуры дает долгожданный положительный результат.
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СЗ РФ от 26.12.2009 г. № 4. ст. 445. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
Федеральный Закон от 07.02. 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ от 14.02.2011. № 7.ст. 900. (ред. от 25.06.2012).
Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции, утвержденная приказом МВД России от 10.12.2012 г. № 8.
Реферат по Праву, тема: «Роль полиции в обеспечении общественного порядка»
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ»
Крымское региональное отделение
На правах рукописи
РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Выполнил специально для проекта «Инфоурок»:
Корчинский Пётр Петрович
учитель, преподаватель права и юридических дисциплин,
преподаватель высшей школы
Член Ассоциации юристов России, магистр юриспруденции
Независимый эксперт, уполномоченный Министерством юстиции
России на проведение антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов в случаях, предусмотренных
законодательством РФ (свидетельство об аккредитации
от 28.02.2018 г. №2970 на основании распоряжения
Минюста РФ от 28.02.2018 г. №210-р)
ГЛАВА 1. Понятие и сущность правопорядка, общественного порядка, общественной безопасности………………………………………………………. 6
ГЛАВА 2. Место и роль ОВД в обеспечении охраны общественного правопорядка и безопасности
2.1. Задачи и функции подразделений полиции по охране общественного порядка и безопасности……………………………………………………………16
2.2. Организационная структура подразделений полиции охраны общественного порядка и безопасности………………………………………….21
ГЛАВА 3. Совершенствование правового регулирования обеспечения охраны общественного порядка и безопасности…………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….32
Актуальность темы обусловлена тем, что одним из существенных и обязательных элементов стабильного существования любого государства является общественный порядок и безопасность.
В условиях нестабильности современной общественной жизни, характеризующейся ослаблением правопорядка, возникновением иных негативных социальных процессов, вопросы обеспечения общественного (социального) порядка и общественной безопасности выдвигаются в число приоритетных объектов внимания органов государственной власти, ученых, а также практических работников, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Так как РФ согласно Конституции Российской Федерации является демократическим федеративным правовым государством, на органы государства, в том числе на правоохранительные органы, возлагается обязанность обеспечивать права и свободы человека и гражданина, поддерживать общественный порядок и общественную безопасность, вести борьбу с преступностью. Важное место в решении этих вопросов принадлежит органам полиции, призванным в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральным законом «О полиции» защищать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать законность, общественный порядок, общественную безопасность.
В последнее время органами государственного управления РФ предпринимаются меры, направленные на повышение эффективности деятельности силовых ведомств, в частности разрабатываются и осуществляются федеральная и региональные программы борьбы с преступностью, целью которых является снижение роста преступности, обеспечение общественного порядка и безопасности граждан.
Обращает на себя внимание и тот факт, что безопасность личности становится в нашем обществе приоритетом, свидетельством чему стало введение в главу 20 КоАП РФ терминов «общественный порядок, «общественная безопасность».
Проблемы обеспечения общественного порядка и общественной безопасности РФ органически связаны с политическими, экономическими, социальными, государственно-правовыми реформами, проблемами формирования правового государства, гражданского общества и демократии. Во избежание дальнейшего роста напряженности в обществе и в целях повышения защищенности прав и законных интересов граждан существующая система административно-правовых мер борьбы с нарушениями общественного порядка нуждается в детальном анализе и совершенствовании.
Не менее весомый вклад в теоретическую разработку административно-правовых проблем обеспечения общественного порядка внесли также ученые высших учебных заведений МВД России: Ю.Е. Аврутин, В.М. Безденежных, И.И. Веремеенко, М.И. Еропкин, И.Н. Зубов, Л.М. Колодкин, Ф.Е. Колонтаевский, А.П. Коренев, А.Ф. Майдыков, Л.Л. Попов, Ф.С. Разаренов, М.М. Розин, В.П. Сальников, А.В. Серегин, Ю.П. Соловей, Н.Г. Янгол и другие. В работах этих авторов дается определение общественного порядка, его элементов, выдвигаются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования деятельности ОВД.
Цель исследования состоит в осуществлении теоретико-правового анализа обеспечения охраны общественного порядка, общественной безопасности, а также в разработке путей и средств оптимизации механизма их реализация на современном этапе в правоохранительной деятельности.
В соответствии с этой целью ставятся следующие исследовательские задачи :
— разграничить понятия «правопорядок», «общественный порядок», «общественная безопасность», их охрана;
— проанализировать современное состояние охраны общественного порядка, общественной безопасности;
— показать организационно-правовые основы охраны общественного порядка и безопасности;
— систематизировать факторы, влияющие на состояние и организацию охраны общественного порядка и безопасности;
— выяснить место и роль ОВД в общегосударственной системе охраны общественного правопорядка и безопасности;
— раскрыть задачи, функции и компетенцию ОВД в сфере охраны общественного порядка и безопасности;
— выработать предложения и рекомендации по совершенствованию организации охраны общественного порядка и безопасности.
Объектом исследования является деятельность правоохранительных органов и общественных объединений по осуществлению охраны общественного порядка и безопасности.
Методологическую основу исследования составляют диалектический метод, общенаучные и частно-специальные методы познания. Комплексное использование указанных методов обеспечило достоверность и научную обоснованность полученных результатов.
Структура данной работы обусловлена выбором объекта, компоновкой предмета, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка использованных источников и литературы (34 наименования).
ГЛАВА 1. Понятие и сущность правопорядка, общественного порядка, общественной безопасности
Содержание принципов разграничения, равно как и совокупная значимость понятий «правопорядок», «общественный порядок», «общественная безопасность» в правоохранительной практике, в жизни граждан и деятельности их общественных организаций приобретают особую актуальность.
Приведенный анализ показывает, что указанные выше категории имеют самостоятельное и существенное значение для государственной и общественной жизни. При этом содержание перечисленных понятий в самом тексте Конституции РФ не приводится, равно как и их соотношение. Представляется, что они должны найти свое раскрытие в соответствующем законодательстве РФ (в широком смысле) и ее субъектов, а также в юридической науке.
Очевидно, что общественная безопасность и национальная безопасность — понятия близкие, но не тождественные. Общественная безопасность выступает составной частью национальной безопасности. Как непосредственный объект рассматриваемой группы преступлений, она представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни всего общества, личности и государства. 1
На этом фоне вряд ли можно считать правильным «исчезновение» дефиниции «безопасность» из текста Федерального закона «О безопасности» 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. Ведь в ныне утратившем силу законе от 5 марта 1992 г. с таким же названием, хоть и критикуемое в науке, но было определение данного явления, под которым понималось «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом законодатель определял жизненно важные интересы как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» К объектам безопасности были отнесены «личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный стой, суверенитет и территориальная целостность».
Основные концептуальные положения данного определения сохранены Президентом РФ в Стратегии. В частности, под национальной безопасностью здесь понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства». К новациям в этом указе можно отнести только замену термина «жизненно важные интересы» конкретным их содержанием применительно к каждому объекту безопасности. 1
Такое положение наблюдается, в частности, в Федеральным законе «О полиции». Прежде всего, здесь бросается в глаза то, что в главе 1 «Общие положения» не раскрывается содержание ни одного используемого в нормативном акте базового понятия. Среди них и дефиниции «общественный порядок» и «общественная безопасность», хотя их обеспечение в ст. 1 «Полиция и ее назначение» прямо возложено на этот федеральный орган исполнительной власти. При этом в ст. 2 анализируемого документа, « Основные направления деятельности полиции», в качестве функции «обеспечение общественной безопасности», заявленной в ст. 1, обнаружить уже не удалось.
Таким образом, несмотря на то, что понятие «общественный порядок», «общественная безопасность» широко используется в законодательстве, их содержание практически раскрывается только в научных трудах ученых различных поколений. При этом обращает на себя внимание, что в юридических энциклопедиях, изданных уже в ХХI веке нет ни понятия «общественный порядок», ни понятия «общественная безопасность». К сожалению, их практически нет и в известных учебниках государственно-правовой направленности.
Ели обратиться к работам с конца 50-х годов прошлого столетия по исследуемой проблематике, то можем наблюдать определенное концептуальное представление об этом явлении, которое не потеряло своей значимости и сегодня. П.Ф. Гришаев утверждал, что общественный порядок — это порядок, регулирующий отношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязан соблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и в нормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантирует общественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельности членов общества. 2
Эту позицию в 70—80-е годы подтвердили и развили такие известные ученые, как М.И. Еропкин и Л.Л. Попов, И.И. Веремеенко и др.
Например, М.И. Еропкин считает, что главным критерием для отнесения тех или иных общественных отношений к категории «общественный порядок» выступает место, где эти отношения складываются (общественные места), 1 противоположной точки зрения придерживается А.В. Серегин, указывая, что отношения общественного порядка не могут быть отграничены от других только местом их возникновения и развития, при таком выделении необходимо прежде всего учитывать их содержание «независимо от места образования». 2
Основные положения этой точки зрения в восьмидесятые годы поддержал И.И. Веремеенко: «Общественный порядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленную потребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих и развивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иное социальное регулирование которых обеспечивает личную и общественную безопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичности общественной жизни». 3 Все остальные авторы, писавшие об общественном порядке в более позднее время, придерживались одной из приведенных выше позиций.
В общей теории права общественный порядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему (состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемых экономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участников господствующим в обществе социальным нормам (правовым и не правовым). Сюда входят только социально значимые общественные отношения. 4
Под общественным порядком в отечественной юридической литературе понимается определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных отношений, которое ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их интересов, общественному и личному спокойствию. 2
Необходимо подчеркнуть, что общественный порядок находится в органической взаимосвязи с другой сферой общественной жизни — правопорядком, под которым понимается состояние урегулированности общественных отношений посредством правовых норм. 3
Относительно соотношения понятий «правопорядок» и «общественный порядок» среди ученых по принципиальным позициям расхождений нет. Правопорядок рассматривается как «система правоотношений, возникающая и развивающаяся в строгом соответствии с нормами права и обеспечивающая реализацию целей правового регулирования»; «система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и неуклонного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права»; 4 «состояние упорядоченности общественной жизни, основанное на праве и законности»; 5 «порядок в общественных отношениях, регулируемых правом, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников общественных отношений, обеспечивается их правомерное поведение». 1 «Правопорядок — это порядок общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами». 2 Цитирование суждений российских ученых по данному вопросу уместно завершить словами Н.И. Матузова и А.В. Малько, которые сжато и точно отметили, что «правопорядок является ядром, центральным элементом общественного» порядка. 3
Следует обратить внимание, что правопорядок представляет собой также сложное социально-правовое явление, которое находит выражение в многообразии общественных отношений и связей. Нельзя не согласиться с Н.В. Макарейко, утверждающим, что правопорядок характеризуется организованностью и стабильностью общественных отношений; крепостью, согласованностью и системностью составляющих его элементов; обеспеченностью принудительной силой государства и динамизмом развития общественных процессов. 4
Некоторые авторы считают, что правопорядок является лишь частью общественного порядка. 5 Данное утверждение представляется верным, если рассматривать общественный порядок в широком смысле слова, как совокупность всех социальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всего круга социальных норм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемые нормами права.
Что касается общественного порядка в узком смысле слова и правопорядка, то более обоснованно мнение, что образующие их сферы совпадают лишь в той части, в которой общественный порядок регулируется нормами права, а данные отношения возникают в общественных местах. При этом сферы общественной жизни, регулируемые нормами морали и нравственности (не правовыми, а социальными нормами), полностью находятся за границами правопорядка и лишь частично — в границах общественного порядка. Однако это не дает оснований к выводу о том, что правопорядок уже, чем общественный порядок. 1 Таким образом, они в известной мере представляют собой пересекающиеся явления.
В свете данных рассуждений необходимо отметить, что общественный порядок и правопорядок находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единым объектом регулирования, наличием права в качестве нормативного регулятора и схожими целями. Отличия между ними наблюдаются главным образом в форме, методах, структуре и масштабах. 2
Значительно сложнее обстоит дело с определением содержания понятия «общественная безопасность» и его соотношением с дефиницией «общественный порядок». В Стратегии общественная безопасность выделена в самостоятельный вид национальной безопасности (п. 7). В то же время в разделе четвертом Стратегии «Обеспечение национальной безопасности» общественная безопасность объединена с государственной безопасностью (подраздел 2.). Представляется, что такое объединение даже при множестве общих задач вряд ли можно считать удачным по многим основаниям. В частности, по принадлежности к функциям государства: обеспечение государственной безопасности преимущественно относится к внешним направлениям деятельности, а общественная безопасность явно тяготеет к внутренним делам государства. Как следствие, содержание понятий «государственная безопасность» и «общественная безопасность» не разграничены, что затрудняет как научную разработку этих дефиниций, так и использование в деятельности соответствующих органов исполнительной власти. В связи с изложенным было бы логичным раскрытие содержания данных категорий в общих положениях к Указу Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537, как это сделано относительно других понятий в этом же нормативно-правовом акте.
Анализ имеющейся по теме правовых источников и литературы показывает следующее.
Б.П. Кондрашов под общественной безопасностью понимает систему «общественных отношений, урегулированных правовыми нормами в целях обеспечения безопасности личности, общественного спокойствии, благоприятных условий для труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций от угрозы, исходящей от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств». 1 В другом месте этой же работы он пишет, что «отношения в сфере общественной безопасности регулируются правовыми нормами. А отношения в сфере общественного порядка регулируются и правовыми, и иными социальными нормами». 2 Даже при некоторой противоречивости некоторых формулировок (например, вряд ли явления «техногенного и природного характера» можно урегулировать правовыми нормами) результаты исследования данного ученого в сочетании с другими работами и правовыми источниками дают основание утверждать о том, что «общественную безопасность» можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле это состояние защищенности личности и общества от совокупности угроз противоправного, техногенного, природного, космического, экологического и иного характера различными по своему характеру и значимости мерами. В узком смысле общественная безопасность — это состояние защищенности жизни и здоровья граждан, интересов общества от противоправных посягательств на улицах, стадионах, парках, скверах, всех видах общественного транспорта, культурных, образовательных, религиозных учреждениях и иных общественных местах правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, принудительными и иными мерами на законных основаниях.
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов России. 1 При осуществлении этой охранительной функции государством в условиях формирования в России гражданского общества и реформирования органов внутренних дел необходимо создать благоприятные условия для реализации личностью своих прав, свобод и законных интересов.
Под охраной общественного порядка следует понимать общественно-политическую и правовую категорию, выраженную в виде совокупности правовых норм, мер и средств государства и общества, направленных на поддержание и обеспечение режима законности в общественных местах, защиту прав и свобод личности, имущества, чести и достоинства, интересов государства и общества в целом, с целью сохранения порядка, общественного спокойствия, нормального функционирования предприятий, учреждений и организаций, транспорта, средств коммуникаций и устранения причин и субъектов их дестабилизирующих. 2
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что рассмотренные правовые категории «общественный порядок», «общественная безопасность», а также собственно понятие «безопасность», являются конституционными. Однако их содержание не раскрывается ни в одном законодательном акте последних лет, исключение не составил ни Федеральный закон «О безопасности», ни Федеральный закон «О полиции», хотя все перечисленные выше дефиниции приведены в данных нормативно-правовых актах. Такое положение дел не может считаться правильным и предполагает внесение соответствующих изменений и дополнений. При этом следует учесть, что понятие «общественный порядок» и «общественная безопасность» при общности цели, направленной на защиту разнообразных интересов личности и общества, взаимосвязи и взаимной обусловленности являются самостоятельными правовыми категориями. Соответственно, использование этих понятий в правотворчестве и правоохранительной практике должно учитывать особенности, специфику методов обеспечения каждой приведенной правовой категории. 1
Безусловно, общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Внутренняя взаимосвязь состоит в том, что строгое соблюдение правил, регулирующих отношения в сфере безопасности, является одним из необходимых условий обеспечения общественного порядка. Так, например, соблюдение правил безопасности на транспорте и противопожарных правил предотвращает те вредные последствия, которые могут вызвать нарушение общественного порядка. В свою очередь, укрепление общественного порядка имеет важное значение для обеспечения общественной безопасности, поскольку при этом складываются необходимые условия безопасности для жизни и здоровья населения. 2
ГЛАВА 2. Место и роль ОВД в обеспечении охраны общественного правопорядка и безопасности
2.1. Задачи и функции подразделений полиции по охране общественного порядка и безопасности
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» основное назначение полиции защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства. В соответствии с таким назначением полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством, правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых.
Закон определяет также важнейшие функции полиции — охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Поэтому, общественный порядок и общественная безопасность являются основными объектами охраны подразделений полиции по охране общественного порядка.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению общественного порядка и безопасности в системе исполнительной власти создаются разнообразные государственные органы. Среди них можно выделить те, которые специально созданы для обеспечения общественного порядка и безопасности. К ним относятся органы внутренних дел, которые входят в систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. ОВД находятся в непосредственном подчинении Президента РФ, ему подотчетны и подконтрольны.
Решение этих задач самым непосредственным образом влияет на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Министр внутренних дел несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД России. Составной частью системы МВД России является полиция, призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенная правом применения мер принуждения.
Исходя из перечисленных задач, для эффективного обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, сотрудники полиции обязаны:
— прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;
— оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;
— выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;
— обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
— обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством РФ содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;
— принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;
— осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения и др.
Функции подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП) — это комплекс организационных и правоохранительных действий, направленных на организацию и непосредственное осуществление административно-правовой охраны общественного порядка, борьбу с преступлениями и другими правонарушениями, а также на выполнение других задач, стоящих перед данными подразделениями.
Аппараты и подразделения полиции ООП реализуют свои функции, осуществляя два неразрывно связанных вида деятельности — организационную и административно-исполнительскую. Организационная деятельность (организаторская работа) состоит в реализации комплекса функций управленческого характера, к числу которых относятся: определение объективно необходимых и научно обоснованных целей по охране общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка структуры аппаратов и подразделений полиции ООП, функциональных обязанностей их сотрудников; управление деятельностью подчиненных аппаратов и подразделений по выполнению поставленных задач; их кадровое и материально-техническое обеспечение и т.д. При этом в организаторской деятельности выделяются два взаимосвязанных направления: (1) внешне организационное, заключающееся в осуществлении взаимодействия и координации деятельности рассматриваемых подразделений с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами в охране общественного порядка и борьбе с преступностью; (2) внутриорганизационное, объектом взаимодействия которого является административно-исполнительская деятельность аппаратов и подразделений полиции ООП. Это воздействие осуществляется путем: обеспечения выполнения личным составом функциональных обязанностей; управления его служебной деятельностью; подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; планирования работы; выработки и принятия решений по расстановке сил и средств; контроля и проверки исполнения; обобщения и распространения передового опыта и т.д.
Сущность административно-исполнительской деятельности подразделений полиции ООП состоит в реализации функций по непосредственному практическому обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, осуществлению профилактических и административно-правовых мер борьбы с правонарушениями, а также в выполнении других возложенных на нее функций.
Выполняя задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, подразделения полиции ООП принимают действенные меры по поддержанию надлежащего состояния общественного порядка на улицах, площадях, транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий. Они осуществляют следующие функции: (1) надзор за соблюдением должностными лицами и гражданами решений органов государственной власти и управления по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности; (2) обеспечивают административно-правовой защиты от преступных посягательств и иных антиобщественных действий прав и законных интересов граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений; (3) принимают меры к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии, а также в состоянии опьянения, если они утратили способность самостоятельно передвигаться либо могут причинить вред окружающим или себе; (4) обеспечивают охрану имущества от повреждений и хищений, совершаемых в общественных местах, а также принимают меры к обеспечению сохранности найденных и сданных в полицию документов, вещей, ценностей и другого имущества, к возврату их законным владельцам. В условиях стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств сотрудники подразделений полиции ООП принимают самое непосредственное участие в спасении людей и имущества; привлекают население, а также транспортные и иные средства проведения спасательных и не терпящих отлагательства аварийно-восстановительных работ; организуют охрану государственного, общественного и личного имущества граждан, оказавшегося без присмотра.
Участвуя в деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, сотрудники подразделений полиции ООП выявляют лиц, представляющих интерес для оперативно- розыскных аппаратов; принимают меры к пресечению совершаемых преступлений, активно участвуют в их раскрытии и задержании преступников; осуществляют раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; обеспечивают охрану и конвоирование задержанных и заключенных под стражу лиц; охраняют места происшествия и принимают меры к задержанию преступников по «горячим следам»; выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают необходимые меры к их устранению.
Сотрудники подразделений полиции ООП, кроме того, осуществляют административно-правовую борьбу с нарушениями антиалкогольного законодательства, организуют работу по профилактике пьянства; выявляют лиц, занимающихся хищениями; предупреждают и пресекают иные правонарушения; принимают к нарушителям установленные законом меры; совместно с другими службами ОВД и во взаимодействии с государственными органами и общественными объединениями, проводят комплексные мероприятия по борьбе с пьянством, наркоманией, проституцией, нарушениями паспортных правил, правил пребывания в России иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев, правил лицензионно-разрешительной системы и другими правонарушениями.
2.2. Организационная структура подразделений полиции охраны общественного порядка и безопасности
Являясь частью государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности, в зависимости от объема и специфики выполняемых задач, подразделения полиции, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка, строятся и функционируют на трех уровнях управления федеральном, региональном и местном (районном). Характер правоохранительного воздействия этих подразделений на сферу общественного порядка зависит от содержания выполняемых ими задач и места в системе ОВД. Чем выше в этой системе положение подразделений, тем больший объем функций организационного, правового, кадрового, материально-технического обеспечения они выполняют.
В соответствии с Положением о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, утвержденном в июле 2011 г., Главное управление МВД РФ, должно осуществлять выработку и реализацию государственной политики в области охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности. Важнейшим направлением в работе данного подразделения является возрождение государственной системы профилактики правонарушений.
В его состав вошли: Управление организационной и плановой работы; Управление организации обеспечения правопорядка на улицах и в иных общественных местах; Управление организации охраны правопорядка в жилом секторе и деятельности по исполнению административного законодательства; Управление организации деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы; Управление организации деятельности ИВС, специальных приемников и подразделений охранно-конвойной службы.
На районном уровне управления, отделы, отделения МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД РФ по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур». Подразделения полиции, осуществляющие деятельность по охране общественного порядка организуют и непосредственно осуществляют охрану общественного порядка, обеспечивают личную безопасность граждан и общественную безопасность, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения на улицах и в других общественных местах. Главное внимание в их деятельности должно уделяться профилактике правонарушений, организации и созданию условий для правомерного поведения граждан в сфере общественного порядка и безопасности, укреплению связи с населением.
Для выполнения обозначенных задач и функций подразделений полиции ООП в первую очередь необходимы высококвалифицированные кадры, а также современные технические средства.
При этом необходимо учитывать, что от правильной организации, расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагают подразделения полиции ООП, будет зависеть успешная охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями как в отдельно взятом регионе, так и в целом в России.
Характеристика и классификации сил и средств подразделений полиции ООП. Силы подразделений полиции ООП включают в себя личный состав подразделений, других служб и подразделений ОВД, а также лиц, которые в установленном порядке взаимодействуют с ними. Они имеют следующие особенности: представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений; обладают различными тактическими возможностями для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью; осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка.
Итак, силы подразделений полиции ООП — это личный состав подразделений полиции ООП, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также других органов и лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.
Подразделения полиции по охране общественного порядка, как подсистема ОВД — это совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих подразделений полиции, имеющих закрепленные в законе компетенцию и организационную структуру, функционирующую в целях охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах, обеспечения общественной безопасности, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, собственности от преступных и иных противоправных посягательств, своевременного реагирования на изменения оперативной обстановки.
Основными силами полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка и общественной безопасности, являются подразделения патрульно-постовой службы полиции, участковые уполномоченные полиции и др.
Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации). В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России определена организационная основа комплексного использования сил и средств ОВД РФ в обеспечении правопорядка.
Итак, этой основой является план комплексного использования сил и средств ОВД по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается руководителями территориальных органов МВД России.
На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем территориального органа внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.
План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств ОВД в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.
В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим территориальным органом МВД Росси на районном уровне, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.
Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.
В плане единой дислокации отражаются особенности деятельности следующих нарядов.
Патрульная группа (ПГ) — наряда ОВД в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости — ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.
Поста — наряда ОВД в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.
Стационарные посты полиции (СПП) — специально оборудованные технические средства управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от территориального органа МВД России, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.
Группы немедленного реагирования (ГНР) — наряда ОВД, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, — временно.
При планировании использования сил и средств ОВД определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.
Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности.
Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах в соответствии с законодательством РФ о полиции, не допускается.
ГЛАВА 3. Совершенствование правового регулирования охраны обеспечения общественного порядка и безопасности
Эффективность обеспечения общественного правопорядка и безопасности напрямую зависит от состояния правового регулирования в этой сфере. Сегодня эти вопросы регламентированы множеством нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также программ и мероприятий. Поэтому для консолидации всех усилий, приданию им системного, комплексного характера утверждена Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» до 2020 года.
Согласно Конституции РФ охрана общественного порядка является важной задачей всей системы государственного управления, обеспечиваемой на различных уровнях и относящейся к так называемой совпадающей компетенции разнообразных субъектов публичной власти. В соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ охрана общественного порядка относится к совместной компетенции РФ и субъектов РФ. Реализация указанных полномочий способствует выработке единой государственной политики в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, способствующей укреплению состояния законности и правопорядка в обществе.
Одной из причин сложной ситуации является недостаточность ресурсов и возможностей у правоохранительных органов. Этим диктуется необходимость активной опоры ОВД общественность, на законопослушных граждан.
В настоящее время отдельные вопросы участия российских граждан в охране общественного порядка частично регламентированы федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, по вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах Российской Федерации приняты 63 региональных закона и одно постановление законодательного органа.
В целях восполнения этих пробелов подготовлены проекты федеральных законов № 238654-6 «Об участии граждан в охране общественного порядка» и № 238639-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам участия граждан в охране общественного порядка».
Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать ряд обобщающих выводов.
Состояние готовности ОВД к охране общественного порядка достигается за счет создания системы обеспечения общественной безопасности.
МВД России, как один из уполномоченных федеральных органов государственной власти, в рамках своей компетенции реализует функции по обеспечению общественной безопасности и поддержанию правопорядка.
Подразделения полиции ООП обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории РФ. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.
Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависит от эффективности работы подразделений полиции ООП. Каждый гражданин РФ должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП, при получении информации о противоправном деянии, должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан. Такого результата можно достичь, путем повышения качества подготовки кадров в подразделения полиции ООП.
Кроме того, следует на федеральном уровне принять нормативные правовые акты, регламентирующие участие общества в охране правопорядка. Прогрессивным фактором в этом направлении стало принятие Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который обеспечивает широкое участие граждан в обеспечении общественного порядка в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ Конституция РФ 12 декабря 1993 г. // «Российская газета», №237, 25.12.1993
Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173310
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
Федеральный закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/police/
Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» //Электронный ресурс. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70627294/
«Стратегия национальной безопасности РФ до 2020г.», утвержденная указом Президента РФ 12 мая 2009 г. №537
Положение о МВД РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года № 248
Положение о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом от 18 июля 2011 г. №849
Байтин М.И. Сущность права. (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков).— Саратов: СГАП, 2001. – 416 с.
Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С.22-29.
Гришаев П.Ф. Преступления против общественной безопасности. — М.: ВЮЗИ, 1959. — 40 с.
Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1965. — 215 с.
Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: монография. — М.: Щит-М, 1998. – 296 с.
Мархгейм М.В. Правоведение: учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 413 с.
Мухаев Р.Т. Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. — 543 с.
Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М., 2010. — 464 с.
Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М.: Юридическая литература, 1975. — 289 с.
Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. — М.: Госюриздат, 1962. — 170 с.
Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — М.: Эксмо, 2010. — 512 с.
Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Дело, 2009. — 525 с.
Тимошенко И.В. Теория государства и права: учебник. — Ростов н/Д.: Март, 2003. — 653 с.
Чекалин А.А. О состоянии и проблемах совершенствования правового регулирования общественной безопасности в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации. 2013. № 18 (502). – С.2-5.
Явич Л.С. Государство, право, общественный порядок в период строительства коммунизма: лекционный курс. — М.: [б. и.], 1967. — 43 с.
2 Гришаев П. Ф. Преступления против общественной безопасности. — М.: ВЮЗИ, 1959. — С. 4.
1 Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. — М.: Юрид. лит., 1965. — 215 с.
2 Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М.: Юридическая литература, 1975. — 194 с.
3 Веремеенко И.И. Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. — 1982. — № 3. — С. 27.
3 Теория государства и права: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М.: Дело, 2009. — 525 с.; Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. — М.: Эксмо, 2010. — 512 с.; Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М., 2010. — 464 с.
4 Тимошенко И. В. Теория государства и права: учебник. — Ростов н/Д.: Март, 2003. — С. 484.
1 Байтин М.И. Сущность права. — Саратов: СГАП, 2001. — С.402.
2 Мархгейм М. В. Правоведение: учебник. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — С.70.
3 Матузов Н. И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. — М.: Дело, 2009. — С. 423.
5 Соколов Ю.А. Участие трудящихся в охране советского общественного порядка. — М.: Госюриздат, 1962. — 170 с.; Явич Л.С. Государство, право, общественный порядок в период строительства коммунизма: лекционный курс. — М.: [б. и.], 1967. — 43 с.
1 Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: монография. — М.: Щит-М, 1998. — С. 8.
2 Кондратов Б.П. Указ.соч. — С. 1.
1 Чекалин А.А.О состоянии и проблемах совершенствования правового регулирования общественной безопасности в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации. 2013. № 18 (502). – С.5.