роль поэзии в жизни человека аргументы
Нужна ли поэзия современному человеку
Автор статьи, фото: Наталия Смольникова*
Среди новинок книжных издательств сегодня редко встретишь поэтические сборники. Стихи издают мало и неохотно, даже если их авторы – признанные классики. Средства массовой информации настаивают: поэзия не востребована современным обществом. Товароведы книжных магазинов разводят руками: “Стихи? У нас их мало берут. Это чтение для любителей”.
Казалось бы, всё говорит о том, что общество отбрасывает поэзию как ненужный и практически устаревший жанр художественной литературы. Поэты – идейные вдохновители и кумиры молодёжи 60-х годов прошлого века – теперь уже далёкая и непонятная новым поколениям история.
Но удивительные факты! В рекламе то и дело проскальзывают стихотворные строчки. В Интернете множатся поэтические сайты, где любой, даже начинающий автор, может опубликовать свои стихи, и таких желающих находится немало. А взглянув на замечательный зимний пейзаж, весьма далёкий от поэзии человек “вдруг” восхищённо произносит знаменитое: “Мороз и солнце; день чудесный!”.
Чужда ли поэзия современному обществу? И что она может предложить каждому из нас? Я думаю, что ответы на эти вопросы нужно искать в ценностях общества и отдельного человека.
Итак, начнём с социальных приоритетов. Ни для кого не секрет, что мы в живём в обществе потребления. А потребительская ориентация устанавливает свои стандарты и выбирает своих героев. Там, где навязывается культ материальных потребностей, предметов и вещей, поэзия превращается в несчастную Золушку, место которой где-то в уголке дома. Ведь стихи не съешь, не выпьешь, не наденешь на себя, они не помогут построить карьеру или заработать крупную сумму денег.
Может быть, поэзия предназначена лишь для какой-то узкой группы людей, чаще всего самих поэтов? Уверена, что это не так. Стихи напоминают мне изящные жемчужины, скрытые от людских глаз на дне океана. Но те, кому посчастливится увидеть жемчуг, не сомневаются в его ценности. Что же ценного в поэтических жемчужинах может найти самый обычный человек?
Прежде всего поэзия призывает каждого из нас остановить “стремительный по жизненной дороге бег”. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учёба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлёстывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о главном – для чего мы всё это делаем.
Стихотворения всегда отражают какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. И это запечатлённое мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь. Я живу так, как считаю нужным? Какова моя жизнь? Принимаю ли я её? Вопросы кажутся простыми и естественными, но многие ли из нас решаются тратить время на такую “ерунду”, когда есть вещи “поважнее”?
Любые стихи, даже самые “нейтральные” по содержанию, всегда несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Отпечаток того, что является для поэта важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому, стихи, конечно, побуждают читателя к размышлениям о его собственных приоритетах, прояснению и глубинному осознанию им своих жизненных целей. Ибо только понимая, что для меня в этом мире хорошо, я могу ощутить ценность самой жизни. И, по выражению известного психотерапевта Виктора Франкла, сказать жизни: “Да!”.
Через постижение авторского опыта вдумчивый читатель стихов нередко начинает по-новому оценивать свой путь. События, которые прежде казались горькими и несправедливыми, могут быть увидены иначе, например как испытания или как необходимые жизненные повороты.
Особенно важным такое открытие становится для людей, оказавшихся в кризисной ситуации. Кризис – это всегда разрыв обычного течения жизни, неожиданная для человека и часто весьма болезненно переживаемая остановка. Но вместе с тем – и возможность осмысления прошлого и настоящего, поиска новых решений, выбора иного пути.
Поэзия предоставляет неисчерпаемый художественный материал для понимания читателем своей личной истории, ведь переживания и рассуждения автора нередко оказываются такими близкими и понятными. Стихи обладают удивительной способностью – ясно и ёмко выражать сложные мысли и чувства. Вместе с поэтом можно пройти через этапы разрешения кризиса, осознавая свои чувства, анализируя жизненные обстоятельства и открывая для себя смысл казавшихся прежде непонятными событий.
Поэзия, вообще, очень автобиографический жанр литературы. О чём бы ни хотел сказать поэт, ему не спрятать своей личной позиции и своего личного опыта. В творчестве он раскрывает себя, порой предельно. И это мужество поэта быть открытым дорогого стоит.
Сила воздействия поэзии, несомненно, связана и с её художественной формой. Отличный от обыденного язык, особая организация речи (прежде всего за счёт рифмы), образность мышления, мелодичность и звучность стихотворений – всё это создаёт потрясающее ощущение своеобразия, динамики и глубины. Борис Пастернак в своё время так определял поэзию:
“Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок”.
Мир поэзии таинственен. Самые мелкие события и самые обычные вещи в стихах приобретают иносказательное значение, вырывающее их из круга повседневности и устремляющее в вечность. А чувства и переживания, даже тягостные и мучительные, в поэтическом выражении обретают изящную и утончённую форму:
“Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым”.
Поэзия, конечно, может оказывать целительное воздействие на читателя. В современной психологии существует целое направление библиотерапии (психотерапии чтением), в котором существенное место отводится терапии поэзией. И такая работа, действительно, оказывается довольно эффективной для решения многих психологических проблем.
Но почему, при столь явных преимуществах поэзии, есть люди, которым очень трудно воспринимать стихи? На мой взгляд, этому может быть несколько причин.
Во-первых, поэзия остаётся “закрытой” для того, кто не хочет быть активным читателем. Если человек настроен на пассивное времяпрепровождение, если ему нужен лишь предмет развлечения, то настоящего чтения не получится. Дело в том, что читать, как ни парадоксально звучит, – это труд. А читать стихи, с их своеобразной художественной формой, значит трудиться вдвойне. Этот процесс всегда напряжённый и предполагает внутренний диалог читателя с поэтом, эмоциональное восприятие текста, размышление над ним, соотнесение прочитанного с жизненным опытом самого читателя.
Во-вторых, у многих взрослых людей отношение к поэзии всё ещё определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. “Препарировали” стихотворения, извлекая из них главные мысли и строчки, увязывая всё это с биографией автора. Но богатство личности поэта, глубина его переживаний, красота и выразительность языка оставались в тени. В итоге получался холодный рациональный анализ чего-то очень далёкого и непонятного для обычных школьников. Да и многие из стихотворений школьной программы явно не соответствовали возрастным особенностям учеников.
Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь “для души” и чувствуешь стихи сердцем.
Способность человека сопереживать, несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателем. Эмоционально неразвитый человек просто неспособен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.
Любителем стихов, скорее всего, не станет и человек, который ориентируется на упрощённый язык SMS-сообщений и Интернет-форумов. Для восприятия поэзии необходимо иметь довольно высокий уровень развития речи и мышления.
Сложности в понимании поэзии возникают и в том случае, если человек не умеет ориентироваться в художественном тексте. Тому, кто вообще очень мало читает, стихи даются нелегко.
Всем известны и такие примеры. Одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.
Но как быть с категорическими противниками поэзии? Их точка зрения проста: “А я не люблю стихи”. Как гласит пословица, “о вкусах не спорят”. Но тому, кто решается поставить свою позицию под сомнение, через поэзию открывается жизнь в бесконечном многообразии её проявлений. И у него, по выражению философа Ивана Ильина, “трепещет сердце и радуется дух; и постепенно слагается новое чувство, новая уверенность в том, что он прикоснулся к иному миру”.
* Смольникова Наталия Владимировна – психолог, автор книги стихов “Я принимаю жизнь” (М., 2012)
Роль поэзии в жизни человека по тексту Е. А. Корневой (ЕГЭ по русскому)
Какую роль играет поэзия в жизни человека? Именно эту проблему поднимает Елена Алексеевна Корнева в данном для анализа тексте.
Размышляя над этим вопросом, автор рассказывает о своём разговоре с шофёром, который состоялся, когда рассказчица ехала в дом-музей Марины Цветаевой. Молодой человек не знал, кто такая Цветаева, и это неприятно удивило автора: «такого ответа она никак не ожидала». Рассказчица написала шофёру имена и других поэтов, о которых он тоже не знал, и молодой человек «старательно, как первоклассник, повторил каждое слово». Автор сравнивает этого человека с ребёнком, чтобы показать его духовную незрелость.
В музее рассказчица видит девушку, ровесницу шофёра, которая «застыла» в ногах у памятника Цветаевой.
Девушка «стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь». Рассказчица сразу поняла, что это «умудрённая глубоким творческим опытом душа в своём юном теле», ведь девушка чувствовала поэзию всем сердцем.
Эти примеры-иллюстрации противопоставлены друг другу и показывают, что именно поэзия помогла девушке обрести духовную мудрость, в отличие от шофёра, который был её ровесником.
Точка зрения автора совершенно ясна: «умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем» даруют человеку душевную мудрость.
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, поэзия делает человека мудрее. Свою точку зрения я хочу подтвердить с помощью «Писем о добром и прекрасном» советского и российского филолога Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В них он пишет, что литература и в частности поэзия даёт людям обширный жизненный опыт, делает человека интеллигентным и мудрым, если он понял, что хотел сказать читателям автор.
Подводя итог, хочу сказать, что поэзия имеет огромное значение в жизни человека. Она делает его духовно мудрым, учит чувствовать душой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Исследовательская работа по теме «Влияние поэзии на человека»
Исследовательская работа по литературе: «Влияние поэзии на человека».
1.Углубить представление о поэзии (лирике ) как о роде литературы;
2.Познакомиться с классификацией жанров лирики. Выделить особенности лирики гражданской, любовной, патриотической.
3.Исследовать влияние поэтических произведений на различные слои населения.
1. Лирика как род литературы.
2. Классификация жанров лирики.
3. Влияние поэзии на людей.
Поэзия – моя держава,
Я вечный подданный ее,-написал
Поэты — счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому: обостренно, всеми чувствами, они способны увидеть и показать прекрасное в повседневном, обыденном. Вот как описывает рождение поэтического произведения великая русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова :
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене.
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Первое – как противопоставление обыденному, серому в жизни и в искусстве. Поэзия – понятие, которое относится прежде всего к литературе. Но поэтичность понимают более широко, как «особый характер мышления» [8; 13]. Нет ни одного вида искусства, не пронизанного поэтическим мышлением. Слово «поэзия» употребляется в метафорическом значении, а именно: «прекрасный», «изящный», «романтичный», отражая субъективную оценку вещи или явления.
Второе – как художественная литература при еѐ разделении с научной. Так трактовали термин, в частности, Н. Карамзин, В. Белинский, Н. Чернышевский, А. Григорьев.
Третье – как произведения в стихах в отличие от произведений в прозе. Нередко считается синонимом лирики. Последнее значение наиболее часто употребляется в филологической науке.
Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную
» для его анализа и определения эстетического своеобразия.
Согласимся с классиком отечественной литературы в том, что «поэты – руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения, мы приучаемся отвращаться от всего пошлого и дурного, понимать очаровательность всего доброго и прекрасного, любить всѐ благородное; читая их, мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее» [13; 312].
Эстетическая сущность поэзии очевидна. Цель искусства, и поэзии в том числе, –служить человеку, способствовать его счастью, совершенствованию, содействовать сплочению людей. Это давно известная истина, но сейчас еѐ нужно повторять, ибо современное обилие стихотворной продукции не имеет отношения к литературе и искусству. Потрясает и поэтическая безграмотность. Актуальна мысль О.Мандельштама: «Если литературная неграмотность в России велика, то поэтическая неграмотность чудовищна, и тем хуже, что еѐ смешивают с общей, и всякий, умеющий читать, считается поэтически грамотным» [7; 46]. Это было сказано примерно 100 лет назад. Часто люди говорят, что любят читать, но не стихи. В этой мысли «кроется неправда, – писал Е. Евтушенко в 1975 году, – человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе вообще» [3; 166]. Поэтический дар рождается с человеком, а поэтический слух и художественный вкус вполне поддаются развитию и воспитанию. На это должно быть нацелено чтение книг детям, изучение литературы в средних и высших учебных заведениях. Тогда есть надежда, что русская поэзия станет созвучной душе современного человека и еѐ чтение займѐт прежние прочные позиции в нашей стране.
В. А. Богданов определяет лирику таким образом: «Лирика (от греч. (греческий) lýга — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т.д.), один из трёх родов художеств. литературы (наряду с эпосом и драмой), в пределах которого мироотношение автора (или персонажа) раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр». В лирическом образе, считает Богданов, через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя, всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. [45, C.78]
Сравнив определения различных ученых, можно выделить следующие жанрово-видовые особенности лирики как рода художественной литературы: субъективность, стихотворная форма, ритм, отсутствие фабулы, способность передавать единичное как всеобщее, отражение отдельных состояний характера в определенные моменты жизни, прямое выражение авторских чувств и переживаний, наличие лирического героя.
Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.
Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько обозначается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и только в ней) система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.
Лирическая эмоция — это своего рода сгусток душевного опыта человека.
Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.
Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.
Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя и существует жанр лирической поэмы.
Состояния человеческого сознания выражаются в лирике по-разному: либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно, в форме изображения внешней реальности (описательная лирика, прежде всего пейзажная) или компактного рассказа о каком-то событии (повествовательная лирика).
Лирика несовместима с нейтральностью и беспристрастностью тона, широко бытующего в эпических повествованиях. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится организующим и доминирующим началом. Лирическая экспрессия дает о себе знать и в подборе слов, и в синтаксических конструкциях, и в иносказаниях, и, главное, в фонетико-ритмическом построении текста.
На первый план в лирике выдвигаются «семантико-фонетические эффекты» в их неразрывной связи с ритмикой, как правило, напряженно-динамичной. При этом лирическое произведение в подавляющем большинстве случаев имеет стихотворную форму, тогда как эпос и драма обращаются преимущественно к прозе.
Много роднит лирику с музыкой. Однако последняя, постигая сферы человеческого сознания, недоступные другим видам искусства, вместе с тем ограничивается тем, что передает общий характер переживания. Не то в лирической поэзии. Чувства и волевые импульсы даются здесь в их обусловленности чем-то и в прямой направленности на конкретные явления. Носителя переживания, выраженного в лирике, принято называть лирическим героем. Этот термин, введенный Ю.Н. Тыняновым в статье 1921 года «Блок», укоренен в литературоведении и критике (наряду с синонимичными ему словосочетаниями «лирическое я», «лирический субъект»).
Лирический герой не просто связан тесными узами с автором, с его мироотношением, духовно-биографическим опытом, душевным настроем, манерой речевого поведения, но оказывается(едва ли не в большинстве случаев) от него неотличимым. Лирика в основном ее «массиве» автопсихологична.
Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.
Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом в теоретической поэтике понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода.
Лирический тип поэтической структуры характеризуют стихотворение, поэма, песня. Под жанром понимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью. В литературоведении выделяют следующие жанры лирики как рода художественной словесности: ода, гимн, элегия, идиллия, сонет, песня, романс, дифирамб, мадригал, дума, послание, эпиграмма, баллада.
В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оду на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация.
Лирическая эмоция — это своего рода сгусток душевного опыта человека.
Лирическая поэзия оказывается художественным освоением не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные и гражданские стихотворения. Лирика способна связывать выражаемые чувства с фактами быта и природы, истории и современности, с планетарной жизнью, вселенной, мирозданием. Лирическое творчество может обретать и религиозный характер.
Лирика в большей мере, чем другие роды литературы, тяготеет к запечатлению всего позитивно значимого и обладающего ценностью.
Лирика тяготеет главным образом к малой форме. «Как можно короче и как можно полнее». Хотя и существует жанр лирической поэмы.
3.Влияние поэзии на человека.
В глубокой древности поэт, принадлежал не самому себе, но племени, общине или роду, был безличным выразителем общественного сознания. Прошли века, и роль поэта в обществе существенно изменилась. Яркий тому пример — русская гражданственная поэзия, время расцвета и упадка которой пришлось на конец XVIII — середину XIX века. Первым гражданственным стихотворением в России можно считать оду Василия Петрова “Должности общежития” (1769) — переложение оды французского просветителя А.-Л. Тома, где между прочими есть и такая строфа:
О срам и стыд Европы всей,
Плачевна наших дней судьбина!
Любезна должность гражданина
Забвенна ныне у людей!
Источник общих благ и сила,
Священна титла! что родила
Великих свету душ, увы!
У нас презреннее плевы.
В начале XIX века с появлением общественно-политических журналов ситуация резко переменилась, и разрыв между поэзией и гражданственностью стал для поэтов очевиден. Стих Рылеева “Я не поэт, а гражданин” (1824), тридцатилетие спустя вызвал к жизни “Поэта и Гражданина” Некрасова.
Гражданская поэзия — не что иное, как рифмованная публицистика.. Она процветает только тогда, когда в обществе что-то не так. Она оказывает огромное влияние на современное ей сознание и почти полностью забывается в потомстве. Политическая тирания, общественные неустройства, социальное неравенство порождают гражданскую поэзию, становятся основными ее темами, а по своем исчезновении грозят исчезновением и ей.
Таким образом, воистину “гражданская” поэзия — Муза сопротивления — в своем роде обязана тоталитарным тискам. Как писал непревзойденный в стихотворстве историк-философ Борис Слуцкий:
Покуда над стихами плачут,
Пока в газетах их порочат,
Пока их в дальний ящик прячут,
Покуда в лагеря их прочат,
До той поры не оскудело,
Не отзвенело наше дело.
Оно, как Польша, не згинело,
Хоть выдержало три раздела…
Гражданственность была присуща русской поэзии — во всяком случае, весьма значительной ее части, — начиная со “Слова о полку Игореве” и до второй трети XX века включительно. Гражданские стихи пишут и сегодня. Это связано с нестабильностью мира, несправедливостью, которая царит в нашем обществе. Взорванные дома, погибающие дети, продажность чиновников –все это отзывается болью в душе каждого, а человек с поэтической душой пишет стихи.
Все лучшие поэты России писали гражданские стихи — Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова, Цветаева… Истинная большая поэзия не может быть пресной, а непресность ее каким-то образом связана с наличием гражданской ноты.
«Жди меня, и я вернусь.
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Не понять не ждавшим им,
Простые, казалось бы, слова вселяли такую безграничную надежду, что, как рассказывал сам автор, «вся армия таскала в левых карманах гимнастерок газетные вырезки со стихотворением. И когда писали письма домой, то вкладывали эти вырезки». Оно стало поистине всенародно известным.
Тема родины — одна из важнейших в поэзии. К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию.
Образ Родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери, поэтому тема любви к ней была одной из ключевых в поэзии и советских авторов –участников Великой Отечественной войны.. И, конечно, тосковали по родному дому, вспоминали родные места, любили тропинку в лесу, речушку на которой стоит родная деревенька, березку под окном – то, о чем помнили вдали от родных мест, то, что при воспоминании одновременно греет душу и о чем она болит…
«Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать».
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною
На слова этой песни–гимна, песни–призыва, песни–приказа, написанной Василием Лебедевым–Кумачом 24 июня 1941 года и исполненной Краснознаменным ансамблем под руководством Александрова уже спустя три дня, откликнулись тысячи людей.
Среди них был ярославский поэт Марк Лисянский, ушедший на фронт добровольцем в первые дни войны. Он служил командиром саперной роты, участвовал в Смоленском сражении, битве за Москву, а затем работал корреспондентом и редактором в нескольких фронтовых и армейских газетах. Войну закончил под Данцигом. Но еще в 1941 году, во время битвы за Москву он написал:
«И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!»
Это стихотворение сейчас является гимном столицы, но уже тогда, в самые тяжелые для Москвы дни, в нем ясно звучит уверенность в том, что «мы победим».
Многие строки, написанные во время войны становились песнями. Алексей Сурков, которому Симонов посвятил проникновенное «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», вовсе не хотел публиковать строки, ставшие потом знаменитой «Землянкой». Они были адресованы жене поэта, которая находилась в эвакуации. История создания этих строк широко известна – в 1941 году Сурков попал в окружение под Истрой, а когда смог выбраться из своей землянки, вся шинель оказалась посечена осколками…
Но эти же лирические и очень сокровенные строки рождали одновременно и огромную ненависть к врагу. Композитор Василий Соловьев–Седой однажды заметил: «Оказалось, что душевность и даже иногда грусть и печаль могут быть не менее мобилизующими…»
Познакомившись с творчеством многих великих писателей, литературных критиков, я пришла к выводу, что поэзия – это «вселенная» чувств, способная передать широкий спектр человеческих переживаний: грусть, ликование, надежду, разочарование.
Поэзия – это неиссякаемый родник, который питает своей живительной энергией душу человека. Она одна из ключевых инструментов формирования ценностных ориентиров. У человека, увлеченного поэзией, развито воображение, критическое мышление, он способен мыслить нестандартно. Поэтические образы помогают лучше понять мир человеческих чувств и взаимоотношений. Значит, человек-лирик более открыт и толерантен, ему легче обрести внутренне равновесие. Также стихотворения учат мудрости: соотнося свое поведение с поведением лирического героя, человек может выстроить свою модель поведения и образ мыслей и научиться действовать, избежав ошибок из-за неопытности. Поэзия, строясь на принципах гуманизма, влияет и на психологическое состояние человека: знакомясь со стихотворениями мы становимся добрее.
Научный эксперимент, проведенный в Бангорском университете подтвердил, что головной мозг человека запрограммирован на любовь к поэзии. Ученые заметили, что людям приятно слушать стихи даже в том случае, если они вовсе ничего не смыслят в поэзии. Из всего этого следует, что детей нужно воспитывать в любви к поэзии, в мире поэзии, а взрослым
Необходимо почаще читать стихи, чтобы сохранить молодость души.