роль плавания в жизни человека
Значение плавания для здоровья человека
Дата публикации: 10.10.2017 2017-10-10
Статья просмотрена: 11994 раза
Библиографическое описание:
Арсеньев, Н. В. Значение плавания для здоровья человека / Н. В. Арсеньев, Д. Ш. Душабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/175/45873/ (дата обращения: 08.10.2021).
С момента появления человека на земле его жизнь постоянно связана с водой. Реки, с которыми связано развитие человечества, ‑ Нил, Тигр, Хуанхэ, Инд и Ганг. Водные бассейны, объединяющие человечество, являлись для них не только источником жизни, но и местом добычи еды, препятствием от неожиданных нападений, удобным способом по обмену и взаимосвязи.
Плавание является освоением водной среды, связанное с овладением квалификации передвижения в ней, необходимой для жизнедеятельности. По вышеизложенным мнениям видно, что плавание во все времена играло значимое место в жизни человека.
Плавание дает человеку наслаждение. Особенно летом многие желают поплавать. Некоторые выбирают для этого специальные водные бассейны, а другие предпочитают реки или озера, проточную воду. Однако плавание означает не только наслаждение.
У него есть много полезных для здоровья сторон. В свою очередь есть правила, знать и придерживаться которых должен каждый человек, занимающийся плаванием. Этот фактор мы хотим подробно рассмотреть.
О полезных свойствах плавания. Специалисты высказывают мнение о плавании изначально в виде укрепления человеческого иммунитета, предупреждения воспалительных и простудных заболеваний. В том числе правильно формируется скелет и фигура. Улучшается обмен веществ, сон и аппетит.
В лучшую сторону изменяется деятельность нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем и опорно-двигательного аппарата. Предупреждается развитие плоскостопия, формирует у детей волевые, качества, веру в себя и терпение.
Отрицательные свойства плавания. Они тоже есть. В воде, очищенной химическим путем, есть риск развития аллергического дерматита у детей с сухой кожей и предрасположенных к аллергии. Вместе с этим плавание может возбудить у детей заболевания, такие как зубная, ушная боль, насморк, заложенность носа. В связи с этим, если у детей, занимающихся плаванием, наблюдаются симптомы ушной боли, заложенность носа, то занятия необходимо временно прекратить. После полного излечения тех или иных симптомов необходимо на протяжении минимум 2-х недель не погружаться в воду. Поэтому до прихода детей на плавание необходимо проконсультироваться со специалистом.
Кому запрещается плавание. Впервую очередь детям с врожденным пороком сердца. Запрещается плавать в воде детям с вышеуказанными кожными заболеваниями, пораженным острой вирусной инфекцией, при наличии открытой раны, предрасположенным к синдрому судороги и повышению температуры тела.
Чтобы не вызвать переохлаждение тела. Это частое явление, встречаемое во время плавания. На это большое внимание должны обращать люди с проблемами здоровья. Морская вода, по сравнению с пресной, охлаждает тело человека намного больше. В результате, несмотря на палящее солнце и жару, человека охватывает дрожь. В такие моменты надо совершать активные движения руками-ногами до тех пор, пока на теле человека не появятся мелкие высыпания (под воздействием холода), не рекомендуется оставаться в воде. Выйдя из воды, надо вытереться и временно одеться.
Правила безопасности. Придя к водоему, не бросайтесь в воду. Это приведет к сжатию вен. Начните с окунания организма в воду на 10–15 минут, после чего медленно войдите в воду и начинайте плавать; при температуре не ниже 23 0 С купайтесь в открытой местности; никогда не ныряйте и не окунайтесь в незнакомой местности. Любой предмет или насекомое на дне может причинить травму; обратите внимание на промежутки между принятием пищи и плаванием. Целесообразно принять пищу за 1 час до прихода на плавание. Строго воспрещается принятие пищи и плавания одновременно; не спускайтесь в воду, выпив алкогольные напитки. Это приводит к сужению и расширению сосудов мозга; после длительного пребывания на солнце также не рекомендуется заниматься плаванием. Это может привести к сокращению мускул, остановке сердечной деятельности; для изгнания воды из органов дыхания необходимо высоко поднять голову, сильно кашлять. Мастер спорта международного класса по плаванию Алексей Дерлюгов выражает следующее мнение: «Плавание — одно из распространенных видов спорта. Это бесспорно. Во время плавания человеческое тело как будто получает массаж, улучшается кровообращение и деятельность нервной системы. Плавание различными способами закаливает организм человека. Для занимающихся плаванием в наше время, в нашей стране создаются достаточные условия, увеличивается количество водных бассейнов. Плавание помогает полностью излечить некоторые болезни, в частности, оказывает большую помощь людям с заболеваниями дисковой грыжи. После плавания человеческий организм насыщается кислородом. В результате расщепляются лишние жировые отложения, исчезает лишний вес».
Интересные факты. Малолетние дети, научившиеся плавать, быстрее проходят основные этапы развития по сравнению со своими сверстниками, имеют возможность в получении большего, широкого освоения навыков и знаний. Как утверждается, дети, научившиеся плавать раньше, лучше развиты в физическом плане, быстрее усваивают визуально-моторные знания, лучше решают математические задачи. Их речь также лучше развита, хорошо считают. Американский спортсмен по вольной борьбе, победитель Летних олимпийских игр, проведенных в 1972 году в г. Мюнхене (ГДР), Д. М. Гейбл начал первую свою спортивную деятельность именно с плавания и до 14-летнего возраста систематически занимался данным видом спорта. Он комментировал это так: «Впервые в бассейн меня привела моя мама, когда мне было 6 лет. Причина того, что я стал победителем Летних олимпийских игр по высоконагруженному виду спорта, как вольная борьба, именно заключается в способности физической выносливости, которую я приобрел во время плавания». Да, действительно он усовершенствовал закаленность своей сердечно-сосудистой системы через плавание, ступив в область борьбы развитым спортсменом.
2 Ситников, М. В. Самоучитель плаванию 2007 г. ‑ С. 1–4.
3 Кошанов, А. И. Начальное обучение плаванию Изд.: «Чистые пруды» ‑ 2006 г.
Плавание — одно из важнейших средств физического воспитания школьников
“Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
1. Оздоровительное значение плавания
Плавание является прекрасным средством закаливания и повышения стойкости организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. Вода обладает высокой теплопроводностью, чем и объясняется её сильное закаливающее воздействие.
Пребывание в воде отлично тренирует механизмы, регулирующие теплоотдачу организма, повышая его устойчивость к изменению температур.
Как уже говорилось, плавание является уникальным физическим упражнением, содействующим физическому развитию, закаливанию и укреплению здоровья. Занятия плаванием особенно полезны для детей и подростков, поскольку содействуют развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что в свою очередь вызывает рост и укрепление опорно-двигательного аппарата ребёнка.
Плавание спортивными способами гармонически развивает все группы мышц. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для форматирования правильной осанки у детей и подростков.
Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим такие нарушения в осанке, как сутулость, сколиоз, кифоз.
Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды, выполняемая в безопорном положении, тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы. У классных пловцов подвижность в голеностопных суставах очень высока и они могут оттянуть носки почти как балерина.
Плавание — аэробный вид физических упражнений, вызывающий увеличение в крови детей и подростков гормона роста — соматотропина — в 10-20 раз. Это способствует росту тела в длину, увеличению мышечной массы, массы сердца и лёгких.
Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, увеличивают жизненную ёмкость лёгких и объём грудной клетки, поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха и дыхательные мышцы, со временем, укрепляются и развиваются.
Занятия плаванием, изучение техники спортивных способов как никакой другой вид физических упражнений тренирует правильный вид дыхания. Невозможно плыть кролем и брасом, не делая короткого глубокого вздоха и длинного интенсивного выдоха, из-за тесной связи дыхания с циклом движения рук. Плавание на задержке дыхания, ныряния, погружения под воду тренирует устойчивость к гипоксии, умение переносить недостаток кислорода.
Не менее благоприятно плавание влияет на сердечно-сосудистую систему организма. Горизонтальное положение тела при плавании создаёт облегчённые условия для работы сердца. В результате занятий плаванием снижается систолическое давление крови, повышается эластичность сосудов, увеличивается ударный объём сердца. Это, в первую очередь, можно заметить по изменению частоты пульса. У людей, регулярно занимающихся плаванием, пульс на 10-15 ударов в минуту меньше. Оптимизируется ритм работы сердца. Гипертоников среди пловцов в 2 раза меньше, чем среди представителей других видов спорта.
Занятия плаванием повышают защитные свойства иммунной системы крови — увеличивая сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям.
Плавание повышает интенсивность обмена веществ в организме. За 15 минут пребывания в воде при температуре 24° С человек теряет около 100 ккал тепла.
Занятия плаванием совершенствуют работу вестибулярного аппарата, повышают статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия и широко применяются в подготовке космонавтов.
Систематическое пребывание в воде на занятиях плаванием оказывает успокаивающее воздействие на нервную систему ребёнка, повышая эмоциональную устойчивость, обеспечивая крепкий, спокойный сон. Занятия плаванием повышают умственную работоспособность человека. Плавание полностью исключает травмы опорно-двигательного аппарата, сотрясения, переломы и другие.
К удивительным особенностям плавания нужно отнести его необычайную доступность для всех детей — девочек и мальчиков, детей с искривлениями позвоночника, некоторыми нарушениями сердечной деятельности, последствиями полиомиелита, церебрального паралича, ампутантов, ослабленных и так далее. Бывают случаи, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатками в физическом развитии в чисто лечебных целях, — а становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрезер, которая пришла плавать, чтобы восстановиться после перенесённого полиомиелита, а стала победительницей трёх Олимпиад. Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься плаванием, обеспокоенная её плохой осанкой. Важно начать заниматься плаванием и полюбить его. И помнить, что в принципе хорошим пловцом может стать каждый.
1.1 Прикладное значение плавания
Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста. К сожалению, как показывает статистика, например, 60% учеников 4-5-х классов московских школ не умеют держаться на поверхности воды. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, никогда не рискует жизнью. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате не знания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке, яхте и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь придти на помощь тонущему, оказать первую медицинскую помощь.
Вода – целитель и друг человека, если он умеет плавать, и коварный потенциальный враг для неумеющих держаться на воде. Чтобы плавать, не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная от дошколят. Однако технику спортивных способов плавания быстрее осваивают дети младшего и среднего школьного возраста.
2. Плавание – раздел базовой части программы физического воспитания.
Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного, однако быстрее осваивают технику спортивных способов плавания дети младшего и среднего школьного возраста. Быстрота обучения объясняется высокими темпами прироста всех физических качеств в этом возрасте, высокой двигательной активностью, большой восприимчивостью к новым движениям, интересом к занятиям физическими упражнениями, в частности, плаванием. Учиться плаванию никогда не поздно. Если научить ребёнка плавать в дошкольном или младшем школьном возрасте не удалось, это нужно сделать при первой же возможности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые бояться входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.
Согласно “Комплексной программе физического воспитания”, начинать освоение плавания рекомендуется с 4-го класса. Однако в школах, имеющих соответствующие условия, желательно приступить к обучению плаванию с 1-го класса (или с 0-го класса). В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программы.
За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду.
Учитывая большие индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста в освоении техники плавания, различия в исходном уровне плавательной подготовленности в занятиях с хорошо успевающими учениками, учитель может использовать материал более старших классов за счёт освоения других способов плавания, увеличения дистанции, использования игр на воде и других упражнений.
Если занятия проводятся регулярно в течение года, то даже, несмотря на различный исходный уровень и темпы освоения, учащиеся к окончанию начальной школы могут проплывать за занятие дистанцию 300-400 м, освоить технику 4-х спортивных способов плавания, стартов, уметь играть в подвижные игры на воде и участвовать в соревнованиях (уже начиная с 1-2 класса – 25 м кролем на спине).
В средней и старшей школе обязательно есть учащиеся, которые в силу ряда причин (освобождение по состоянию здоровья, приход из других школ и т.п.) не освоили или только приступили к занятиям плаванием, необходимо использовать программный материал начальной школы. С учащимися, успешно осваивающими плавательные навыки, можно использовать более сложный материал.
В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду).
В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов водного поло, синхронного плавания. Изучение техники прикладного плавания включает такие умения и навыки, как ныряние в глубину и длину, поиск под водой, освобождение от “захватов” тонущего и транспортировка уставшего или “пострадавшего” к борту. Учащиеся участвуют в организации и проведении соревнований по плаванию младших классов.
На всех этапах обучения в школе учащиеся изучают теоретические основы. В начальной школе учащиеся изучают название плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения; влияние плавания на состояние здоровья; правила гигиены и техники безопасности; поведение в экстремальной ситуации. В средней школе – название упражнения и основных признаков техники, влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей, правила соревнований и определение победителя, участвуют в организации и проведении соревнований. В старших классах – биомеханические особенности техники плавания, правила плавания в открытом водоеме, доврачебную помощь пострадавшему. Учатся выполнять обязанности судьи. Постигают основы методики и организации занятий с младшими школьниками, формируется умение осуществлять закаливающие процедуры с дошкольниками и младшими школьниками.
3. Индивидуальный поход к обучению плаванию учащихся разного уровня подготовленности
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда будет определено, насколько занимающийся владеет навыком плавания. Подготовленность определяется непосредственно в воде.
В группу наименее подготовленных, включаются те дети, которые не умеют передвигаться по поверхности воды и боятся воды. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погружаться с головой под воду, открывать под водой глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору.
Во вторую группу можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться с головой под воду, не боятся открывать в воде глаза и способны плыть по поверхности хотя бы несколько метров или делать попытку к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться по поверхности воды на расстоянии 10 – 15м.
В четвертую группу включаются учащиеся, которые проплывают неспортивными способами расстояние больше 25м.
В пятую – умеющие плавать спортивными способами.
Комплектование групп по полу необязательно. Замечено, что занятия проходят более успешно, если в одной группе занимаются девочки и мальчики, девушки и юноши. А вот подбор занимающихся в группы по возрасту (если есть такая необходимость) существенно влияет на качество обучения. Примерно одинаково осваивают движения в воде дети 6 –7 лет, 8 – 10 лет, 16 лет и старше. С детьми младше 6 лет лучше проводить индивидуальные занятия.
Чаще всего у учителя нет возможности комплектовать отдельные группы и ему приходится на одном занятии заниматься с детьми разного уровня подготовленности. Это требует от преподавателя хорошей подготовки к организации и проведению урока.
4. Основные правила проведения занятий
5. Заключение
Человек – единственное живое существо, которое от рождения не умеет плавать. В настоящее время на Земле ежегодно тонет немало людей. Среди гибнущих 20% детей. Одной из главных причин трагедий на воде является неумение людей плавать.
Чем полезно плавание, как плавание влияет на здоровье, мнение учёных
Любой, кто считает, что интенсивные тренировки с отягощениями в тренажёрном зале — лучший и самый здоровый способ достичь сильного рельефного тела, ещё не знаком с результатами исследований Гарвардской медицинской школы.
Для многих ходьба — идеальное упражнение. Но тем, у кого имеются проблемы с коленями или бёдрами, такая активность не подходит. Да и особенности климата в отдельных странах не всегда делают прогулки на свежем воздухе приятными. А вот водная тренировка в тёплом крытом бассейне может стать привлекательной и даже более полезной альтернативой, которая также хороша для сердца.
В чём польза плавания?
В 2016 году учёные из Гарварда пришли к выводу, что регулярные занятия плаванием могут снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний на 41%. Также этот вид спорта подойдёт тем, кто восстанавливается после травм или операций.
«Плавание полезно для страдающих ожирением и артритом: оно снижает нагрузку на кости и суставы», — отметил Ай-Мин Ли, профессор медицины Гарвардской медицинской школы, изучающий роль физической активности в профилактике заболеваний.
По словам учёных, плавание не только задействует практически все мышцы тела, но и помогает сжигать относительно большое количество калорий. Оно также защищает мозг от возрастных повреждений на ранней стадии.
Кроме того, Стивен Блэр, профессор Университета Южной Каролины, обнаружил, что плавание повышает кардиореспираторную выносливость — способность сердечно-сосудистой системы выдерживать физическую нагрузку. Он отметил, что этот вид спорта идеально подходит для всех, в том числе и для тех, кто имеет хронические заболевания. Так, в исследовании, включавшем более 40 тыс. мужчин в возрасте от 20 до 90 лет, за которыми наблюдали в течении 32 лет, риск преждевременной смерти у пловцов оказался на 50% ниже, чем у бегунов и любителей ходьбы.
В чём преимущества плавания против других видов спорта?
Одно из ключевых преимуществ плавания заключается в том, что вода делает людей лёгкими и как бы невесомыми, то есть снимает нагрузку с суставов. Это может быть особенно полезно для людей с избыточным весом.
Также вода оказывает большее сопротивление, чем воздух, что позволяет людям энергично тренироваться с минимальным риском получить травму. А размеренное плавание по кругу может стать расслабляющей медитативной практикой.
Наконец, плавание — это занятие, которое доступно людям всех возрастов.
Если же вы не любите подолгу плавать или такое занятие кажется вам скучным, попробуйте ходить, бегать в воде или заниматься аквааэробикой (это комплекс упражнений, выполняемых стоя в воде по пояс или чуть выше).
Польза плавания: 20 причин пойти в бассейн
Плавание – циклический вид спорта с массой преимуществ, который несёт огромную пользу для здоровья человека. Вот 20 причин заняться плаванием и отправиться на тренировку в бассейн.
1. Плавание – жиросжигающая тренировка
Во время плавания в бассейне или на открытой воде задействуется много мышц, при этом реально продолжительное время поддерживать нагрузку с невысокой интенсивностью. А именно так запускается процесс расхода жира в качестве энергии. В бассейне можно долго поддерживать пульс в аэробной зоне, при этом утомляемость наступает гораздо позже, чем при такой же, скажем, беговой тренировке.
Но сработает это всё только при достаточно активном и непрерывном занятии. Польза будет, если подходить к занятиям в бассейне с точки зрения спортивного плавания. Плавать стоит 45 минут, а лучше целый час, без долгих остановок, в технике кроля или быстрого брасса.
2. Плавание сжигает много калорий
Сколько калорий сжигает плавание в бассейне, зависит от телосложения, веса, интенсивности тренировки. Человек весом примерно в 70 кг израсходует за час работы в среднем 400 калорий, даже чуть больше. Причём это невысокий или средний темп. Более интенсивная тренировка в бассейне потребует около 715 калорий в час.
В сравнении с другими вариантами тренировок низкой интенсивности плавание выигрывает – эллиптический тренажёр поможет сжечь до 365 калорий, ходьба за час расходует около 315 калорий, йога – примерно 180 калорий.
3. Плавание – отличная спортивная тренировка
Те, кто привык воспринимать плавание как вариант добавочной активности или развлечение, по-своему правы. Но спортивное плавание даже у любителя вполне может стать основным видом спорта, как бег у бегунов, как заезды у велосипедистов.
Тренировки 4-5 раз в неделю по часу-полтора в одной из спортивных техник плавания – кросс, баттерфляй, брасс, плавание на спине, вольный стиль – подарят атлетическое телосложение и выносливый организм.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
4. Плавание задействует все мышцы
Плавание задействует все мышцы тела. Правда, каждая техника даёт большую или меньшую нагрузку на определённые группы мышцы, но всё равно – работает всё тело.
При брассе у спортсмена преимущественно задействованы ноги – мышцы бёдер, ягодичные и икроножные мышцы. Баттерфляй требует значительной силы рук и корпуса. Кроль – универсальный стиль в плане включения работы мышц. Но и каждый из этих стилей требует работы мышц рук, спины, корпуса, ног в тот или иной цикл движения и для поддержания тела у поверхности воды.
5. Плавание развивает сердечно-сосудистую систему
Пока работают мышцы, не менее интенсивно работают и внутренние органы. Сердечно-сосудистая система также работает, и плавание делает сердце сильнее. Занятия плаванием развивают аэробные показатели организма, улучшая сердечный ритм и повышая его работоспособность.
Есть исследования, доказывающие снижение риска возникновения смертельных заболеваний в два раза. Есть также научные свидетельства, что плавание снижает кровяное давление и помогает контролировать скачки уровня сахара в крови. Плавание страхует от возникновения и даже помогает при таких заболеваниях, как вегето-сосудистая дистония, атеросклеротическое поражение сосудов, гипертоническая болезнь.
6. Плавание тренирует лёгкие
Научно и практически доказана польза плавания для дыхательной системы. Мощные вдохи и выдохи и задержка дыхания развивают диафрагму, мышцы грудной клетки, увеличивают объём лёгких.
Благодаря этому плавание подходит астматикам – задержка дыхания при плавании, как и в любом виде спорта, помогает развивать дыхательную систему и улучшает состояние людей с астмой. Правда, есть другие исследования, которые говорят о вреде вдыхания хлора – поэтому людям с астмой нужно сначала поговорить с врачом.
7. Плавание увеличивает плотность костей
Казалось бы, только силовые упражнения могут повышать плотность костей. Но в 2003 году в американском журнале по физиологии были опубликованы результаты исследования нескольких контрольных групп. Оказалось, что плавание – хотя и слабее, чем бег, но также повышает минеральную плотность костей: скелет и кости становятся сильнее.
8. Плавание развивает гибкость
Плавание вынуждает тело преодолевать сопротивление воды, тянуться сквозь неё. Гребки и перевороты, с одной стороны, требуют гибкости, а с другой стороны – способствуют повышению эластичности мышц.
Конечно, занятия плаванием не исключают растяжки после тренировки и особого внимания к развитию гибкости в другие дни. Но плавание в бассейне не даёт ощущения «забитости» в мышцах и, по сравнению со многими типами тренировок, развивает мобильность и гибкость.
9. Плавание развивает подвижность и координацию движений
Плавание требует слаженной работы всего тела и нескольких групп мышц одновременно. Если при этом ещё и считать в голове гребки и вдохи, то плавание в бассейне становится отличной тренировкой координации, функциональности и когнитивных способностей. Плавание даже способствует развитию интеллекта.
10. Плавание – альтернативная восстановительная тренировка
Плавание в бассейне – один из лучших вариантов восстановительной тренировки для бегунов, велосипедистов и для любого вида спорта на выносливость. В бассейне реально провести полноценную аэробную тренировку в спокойном темпе. Если спортсмена замучила крепатура или хочется отвлечься от своего вида спорта, то бассейн спасает. Плавание в бассейне может стать отличной заменой бегу, лыжам или велоспорту.
11. Плавание улучшает сон
Есть любопытное исследование норвежских учёных, в котором изучалась зависимость между занятиями аэробными упражнениями и бессонницей. Больше половины участников исследования обратили внимание, что после регулярных занятий в бассейне их сон стал лучше.
Конечно, были изучены несколько видов спорта – бег, эллиптические тренажёры, велосипед, бассейн, и в борьбе с бессонницей хороши оказались все. Но бассейн может быть более доступным и менее травмоопасным видом спорта для пожилых людей, у которых часто есть проблемы со сном.
12. Плавание подходит беременным
Плавание в бассейне во время беременности снижает риск преждевременных родов и рождения детей с пороками развития. К такому выводу пришёл коллектив датских учёных в результате исследования. Одновременно учёные не выявили негативного влияния хлорированной воды в бассейне на беременную женщину и её ребёнка.
Плавание может стать прекрасным и безопасным способом поддержания физической активности во время беременности. Но всё же важен индивидуальный подход – заниматься плаванием будущей маме лучше только после консультации с врачом.
13. Плавание полезно для суставов и позвоночника
Вода в восемь раз плотнее воздуха, и в ней тело человека весит меньше. Во время плавания нет ударной нагрузки и нет компрессий – поэтому снижается общая нагрузка на суставы и связки.
Огромный плюс бассейна в том, что сохраняется ощутимая и результативная физическая нагрузка. Плавание в бассейне помогает укрепить позвоночник и способствует исправлению осанки, потому что снижается нагрузка на позвонки, на скелет и кости, и при этом, равномерно укрепляясь, работают мышцы спины и кора.
14. Плавание подходит на период восстановления после травм
Плавание – альтернативный вариант восстановительных тренировок и нагрузок в период возвращения к спорту после травм или даже в период лечения. Например, бегунам, страдающим от распространённой проблемы – воспаление надкостницы – плавание подойдёт идеально: полностью убирается ударная нагрузка, а развитие сердечно-сосудистой системы и выносливости не останавливается.
Плавание в бассейне подойдет и спортсменам с вывихами или ушибами – травмами, которые не обездвижили, но не позволяют заниматься привычным видами спорта.
15. Плавание подходит людям с серьёзными проблемами со здоровьем
Оздоровительное плавание подойдёт людям с более серьёзными проблемами со здоровьем – например, с артритом. Ещё одно исследование показало, что люди с этим заболеванием после регулярных занятий плаванием отметили снижение болей в теле.
Плавание подходит людям с инвалидностью и при ограничениях в подвижности. Конечно, такое оздоровительное плавание должно применяться после разговора с врачом и под присмотром тренера, но, в целом, оздоровительная польза плавания очевидна.
16. Плавание поднимает настроение
Вид и звук воды, нахождение в ней, выброс дофамина от физической нагрузки, приятная усталость в теле после – эти атрибуты плавания в бассейне действительно заряжают и поднимают настроение. Регулярные физические упражнения вообще делают людей счастливее.
17. Плавание снимает стресс
В Тайване провели своё исследование – опросили 101 пловца до и после заплыва. 44 участника сказали, что у них есть ощущение депрессии и стресс, связанный с быстрым темпом жизни. После заплыва их количество сократилось до 8 человек.
Конечно, в области изучения этого вопроса ещё недостаточно чисто научных исследований, но и без них утверждение, что плавание снимает стресс, трудно оспорить. Учёные считают, что плавание – потенциально мощный способ быстрого снятия стресса.
18. Плавание доступно в цене
Для общих тренировок можно обойтись недорогими плавками (купальником), шапочкой, очками для бассейна. На всю экипировку можно потратить половину стоимости хороших беговых кроссовок. Самая затратная статья – абонемент в бассейн.
19. Спорт без травм, пота, мозолей, ран
Если не прыгать в воду вперёд головой, что вообще-то и так запрещено, в бассейне очень трудно травмироваться. И там не бывает вызывающих дискомфорт атрибутов спорта. Плавание в бассейне не вызывает усиленного потоотделения, после плавания не бывает мозолей на ногах от кроссовок, мозолей на руках от руля велосипеда, чёрных ногтей бегуна и так далее.
20. Медитация и цифровой детокс
На те 30-60 минут, которые потребуются для результативной тренировки в бассейне, придётся убрать телефон и заниматься спортом без музыки. Можно посчитать это временем для скуки, а можно расценить как возможность побыть наедине с собой и своими мыслями.