роль отрицательных эмоций в жизни человека сообщение
Роль негативных эмоций
Гнев, страх, печаль принято считать чем-то плохим и соответственно люди, стараются быстрее избавиться от этих эмоций. Но все чувства, которые испытывает человек, играют определенную роль в его жизни и, пытаясь избавится от них, личность наносит вред своему организму.
Это происходит потому, что под «избавиться», подразумевается не решение внутренних проблем, которые привели к неприятным ощущениям, а попытка не замечать этих эмоций и сделать вид, будто их нет. Но таким образом, ничего не меняется, а чувства, продолжая жить внутри человека, благополучно развиваются в нем и оказывают свое разрушительное влияние.
В первую очередь страдает физическое самочувствие человека, поскольку каждое не выраженное чувство, как мусор, заполняет тело и, таким образом, блокирует свободное прохождение положительной энергии. Так какая же роль негативных эмоций?
Роль негативных эмоций в общении
Например, женщину обидел муж, а она вместо того, чтобы искренне сказать о чувствах, которые испытала, будет продолжать их держать в себе. Но чувства не могут находиться просто так, они начинают разрушать организм, провоцируя возникновение разнообразных болезней. И эта женщина, после конфликта может ощущать сдавливание в области горла, что приведет к физическим изменениям и заболеванию.
Выражать свои чувства – не значит, необдуманно их проявлять, принося вред окружающим. Первое, что нужно сделать – это понять эмоции, которые возникли в данный момент, а за каждым возникшим чувством находиться желание либо мысль, не выраженные человеком. Узнать ваш уровень самоконтроля поможет тест Снайдера на самоконтроль в общении.
Предлагаем вам посмотреть короткое видео о роли отрицательных эмоций в жизни.
Для того чтобы конструктивно проявить себя, нужно, во-первых, четко сказать о своей мысли, которая тревожит, потом озвучить испытываемые чувства и последнее – обязательно сказать, чего человек хочет от другого.Например, женщина, вместо того чтобы молча переносить обиду на мужа просто искренне может сообщить, что ей очень больно слышать обвинения, и она хочет в дальнейшем более уважительно отношения мужа.
Если между людьми присутствует понимание и близкие отношения, тогда есть вероятность, что партнер сможет прислушаться и понять чувства близкого человека. Таким образом, появляется возможность наладить отношения между людьми, сохраняя при этом свое здоровье и хорошее настроение.
Именно негативные эмоции помогают людям становиться ближе друг к другу. Ведь легко любить человека, в приятные моменты, но эта любовь поверхностна, вернее, это и ненастоящая любовь.
Гораздо сложнее быть настоящим в отношениях и любить другого во всех его проявлениях, безусловной любовью. В таком отношении и проявляются настоящие чувства, поскольку они важнее, чем непонимания, которые возникают.
Кроме того, при помощи гнева человек может защитить себя, когда переступают его рамки. Глупо, если бы личность улыбалась в ответ на оскорбления и убеждала себя, что это прекрасно. Страх помогает людям не делать действий, которые могут быть опасными, а благодаря печали – человек может прожить и отпустить множество болезненных ситуаций. В любом случае именно принятие негативных эмоций и чувств подразумевает уважение и любовь к себе и есть важным условием сохранения своего здоровья.
Почему негативные эмоции имеют важное значение
Можно сказать, что наши эмоции играют важную роль в формировании личности. Без них мы бы не смогли понять, как относимся к тому или иному явлению, как окружающие относятся к нам, ведь с помощью эмоций мы чувствуем, что хорошо, а что плохо. С детства нас учили подавлять злость и гнев, например. Вырастая, многие испытывают диссонанс, когда злятся, ведь с детства думали, что эта эмоция им чужда, и она вредна. Но жить лишь в одном спектре положительных эмоций не получится, ведь тогда есть риск нацепить розовые очки и потерять адекватное восприятие этого мира. Так какое значение имеют негативные эмоции в нашей жизни?
1. Они не дают попасть в неприятности
Давай рассмотрим такие эмоции, как страх и отвращение. Когда у тебя возникает подобное чувство, то ты хочешь побыстрее от него избавиться, а значит, всячески оградить себя от раздражителя, который эти эмоции и вызвал. Ты ведь не из тех парней, которые, проходя мимо заброшенного дома, в котором проводились сатанинские обряды, пойдут туда, если их будут звать по имени? Нет, потому что в этот момент чувство страха заставит тебя бежать так быстро, как никогда ранее. Еще подобные эмоции сигнализируют о потенциальной опасности для здоровья и жизни. Игнорируя их, ты лишь подвергаешь себя опасности. Можно назвать их инстинктами, и речь идет не о тех моментах, когда вопреки страху ты заступаешься за девушку, а о том, что ты можешь адекватно оценивать свои силы и возможности в иных ситуациях. Благодаря негативным эмоциям ты всегда можешь дать объективную оценку ситуации, в которой находишься, и не подвергнешь опасности свое здоровье и благополучие.
2. Негативные эмоции помогают определить истинное желание
О нет, если хочешь кого-то побить и делаешь это каждый раз, то ты не научился пользоваться этими подсказками. Негативные эмоции помогают раскрыть истинное «я» и сосредоточиться на том, что для нас важно по-настоящему. Например, если не хочешь общаться с каким-то человеком, который вызывает у тебя злость или раздражение, то, опираясь на свои чувства, ты сделаешь все возможное, чтобы по максимуму ограничить контакты с этим человеком. Негативные эмоции возвращают нам чувство реальности и не позволяют заниматься самообманом. В противном случае можно оказаться игрушкой в чьих-то руках. Эти эмоции являются нашим компасом, который работает немного иначе, указывая направление, в сторону которого нельзя идти ни в коем случае.
3. Эти эмоции помогают нам понимать других
Мы общаемся с людьми не только с помощью речи, но еще и с помощью языка тела и эмоций. Это общение настолько интуитивное, автоматическое и быстрое, что зачастую мы даже не можем его уловить. Когда ты пытаешься отрешиться от негативных эмоций, то наносишь ущерб не только себе, но и окружающим, ведь в этом случае не способен реагировать и воспринимать подобные эмоции со стороны других людей.
4. Они помогают сформировать целостную личность
Мы можем испытывать целый спектр эмоций, в том числе гнев, печаль, отвращение, беспокойство, стыд, чувство вины и все другие чувства, которые называем отрицательными. Но игнорировать их и счесть бесполезными означает отринуть собственную человечность. Это иррациональное поведение, которое может оказать пагубное влияние на здоровье как физическое, так и психологическое, отношения и иные коммуникативные связи, которыми мы дорожим. Позволяя себе чувствовать негативные эмоции, выражая их, мы и являемся теми, кто мы есть, не скрываясь под различными масками. Да, ты должен контролировать свои эмоции, но отринуть их права не имеешь, если не хочешь потерять себя, превратившись в безотказную, вечно добрую амебу.
5. Негативные эмоции помогают расти и развиваться
Как ни крути, а эмоции подобного рода являются бесценным источником мудрости, так как способствуют личностному росту. Они сигнализируют о том, являются ли наши действия продуктивными или нет, предупреждают об опасности и помогают понять отношение к тому или иному человеку. Благодаря отрицательным эмоциям ты становишься более опытным и, опираясь на них, ищешь свой путь, ведь только истинное предназначение не вызовет неприязни или аналогичных чувств – вспомни пример обратного компаса. С помощью подобных эмоций ты ориентируешься в социуме и можешь разграничивать добро и зло, в конце концов негативные чувства практически никогда не лгут.
Воздействие отрицательных эмоций на человека
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.08.2017 |
Размер файла | 61,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Направление подготовки 37.03.01 Психология
Курсовая работа по общей психологии
Тема: «Воздействие отрицательных эмоций на человека»
Выполнила: студент 1 курса дневной формы обучения
Власов Виктор Петрович
старший преподаватель кафедры психологии
Киселева Ирина Владимировна
1.2 Происхождение эмоций
1.3 Физиологические основы эмоций
1.5 Общие закономерности эмоций и чувств
1.6 Свойства и виды эмоций
1.7 Характеристики эмоций
1.8 Назначение эмоций
2. Воздействие отрицательных эмоций на человека
2.1 Взаимодействие эмоций и социальных отношений
2.2 Классификация эмоций
2.3 Воздействие отрицательных эмоций
Эмоции окрашивают нашу жизнь порой они бывают спонтанными, сильными, незабываемыми. Порой такие эмоции, как стресс и страх заставляют незамедлительно действовать человека порой удачно(спасения) порой нет( гибель).Человек среди всех представителей животного мира чаще других животных выражает: страх, гнев, радость, любовь писал Хебб в своих работах 1980г.
Читая журнал, общаясь с знакомыми, отвечая на лекции мы испытываем определённые эмоции такие как любопытство, радость, страх так мы показываем своё отношение к определённым предметам, событиям в целом к окружающему миру.
Человек каждый день испытывает множество эмоций которые по своей сути сложны и различны. Кем бы мы были не испытывая эмоций? Мы превратились бы в подобие робота, которые не ощущали бы ни радости, ни бед, ни удовольствия от труда, ни стремления к счастью. Без эмоций человек в конце концов не смог бы понять переживание других людей, что собственно и делает нас людьми, также мы бы мы не могли анализировать значение своих поступков к окружающим.
Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность, показывая определенное на нее влияние которое зависит от интенсивности и характера эмоционального переживания. И это подтверждается экспериментами Хебба. Эмоции являются нашими спутниками по всей нашей жизни, в каждой ситуации мы реагируем, проявив различные эмоции. В этой связи стоит рассмотреть воздействия отрицательных эмоций на человека.
Воздействия отрицательных эмоций это тот вопрос который стоит рассмотреть в наше время. Но для того чтобы познать какой же след оставляют эмоции в целом как негативные так и позитивные стоит знать, что есть такое эмоции, ведь их роль в жизни человека занимает не последнее место.
Эксперименты Лэндиса(1924), Брэд Бушмен(1930), Дэвид Рейнольдс(1917) показывают какое влияние эмоции оказывают на реакцию человека и воздействуют на него. Многие учёные пытались объяснить это явление. И из полученной информации были выдвинуты теории. Одни учёные были приверженцами теории о том, что опыт эмоций основывается на нашем сознании. Другие поддерживают теорию о том что испытываемые нами эмоции и наше физиологическая реакция не зависят друг от друга. Есть и третья теория в которой утверждается, что испытываемые нами эмоции имеют два основных источника: физиологические изменения и наша интерпретация событий происходит вокруг нас. В наше время ни одна из приведённых выше теорий не были опровергнуты.На данный момент считается, что возбуждение «подписывает» эмоции, а знание направляет их.
Всё же вопрос о роли и взаимодействия эмоций на человека является достаточно «острым».
Эта работа поможет разобраться в проблеме понимания роли эмоций и воздействия их на человека. Основная причина написания этой работы состоит в том, чтобы каждый человек должен знать, что же такое эмоции и какие «следы» они оставляют в нашем организме будь то положительные или отрицательные(негативные) эмоции.
Именно по этому автор и предлагает рассмотреть воздействия отрицательных эмоций на человека.
В работе нужно выделить следующие цели и задачи:
-Изучение особенностей эмоций
-Выявления роли эмоции на жизнедеятельность человека
-Изучения воздействия отрицательных эмоций на человека
-Дать определение эмоциям
-Рассмотреть общие закономерности эмоций, их характеристику и виды
-Рассмотреть теории эмоций
-Рассмотреть физиологию эмоций
-Анализ роли эмоций
-Показать отрицательное воздействие эмоций на человека.
Эмоции, в самом общем определении, является нейронная импульс, который движется организм к действию, вызывая автоматическое реактивное поведение, которое было адаптировано в процессе эволюции как механизм выживания, чтобы удовлетворить потребность выживания.
В античности эмоции рассматривались равно как особенный тип постижения, а состояние довольства либо мучения объединялись с понятиями о будущем благе либо бедствии (Аристотель и др.) Схожие по психическому интеллектуализму взгляды находились сформированы в философии Нового времени, в особенности в работах Дж. Локка, Г.Лейбница, Г. Гегеля. Обратная оценка чувств базируется в признании существования независимой возможности ощущения. Неотождествляемой с действиями постижения знаний и воли (И. Тетес, И. Кант). Мощное воздействие в формирование взглядов о эмоциях проявили кроме того взгляды Р. Декарта, Н. Мельбранша и в особенности Б.Спинозы.[ 17, стр 622]
П.В Симонов «выявил, что имеется взаимосвязанность между необходимостью, данными об объекте который имеет возможность ее удовлетворить и эмоцией. При необходимой информации появляется позитивная эмоция, при недостатке данных- негативная» [3, c. 128].
Человек который потерялся в лесу найдя ягоды которые известны ему как съедобные будет переживать позитивные эмоции. В случае если ягоды незнакомые, эмоция боязни стимулирует отступиться от них.
Эмоции- психический процесс нервной регуляции действия, базирующийся в эмоциональном отображении важности наружных влияний. Сигнализируя о прямо позитивном либо негативном смысле разных явлений, эмоции рефлекторно регулируют наше действия, провоцируют либо притормаживают наши действия.
«Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям. Поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, сведя его, так сказать, к общему биологическому знаменателю, т.е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».[10 cт. 172]
Объём научной информации по эмоциям в психологии достаточно много хотя психология эмоций, как наука появилась относительно недавно. Хотя «исследования» человеческой природы (в том числе и эмоций) появились ещё до каких-либо научных данных людям удалось понять всю важность эмоций для человеческого самосознания и общественных взаимоотношений путём наблюдения. Взглядов на природу и роль эмоции в жизни человека весьма немало. Определенные авторы считают, что в рамках о поведение можно по большому счету ограничиться от определения «эмоции». Даффи и другие исследователи делают предположения, что поведения можно объяснить через такие понятия как «активизацию» и «возбуждения». Прочие же авторы в их части Томкинс и Изард, считают что эмоции формируют основную мотивационную концепцию человека. Отличаются взгляды и в убеждениях о функциях эмоций и их продолжительности. Ряд специалистов по психологии клиницистов объединяют дезадаптацию поведения с патологией эмоционального развития. Одни полагают, что эмоции обязаны быть под контролем мышления, прочие полагают, что они обязаны быть освобождены для их взаимодействия с иными эмоциональными действиями и драйвами. И на определенном этапе эволюционного развития возникают эмоции. Некоторые ученые оценивают эмоции равно как временные. Как переходящие состояние. В то время как прочие уверены в том, что люди беспрерывно перебывают под воздействием той либо другой эмоции. Что поведения и аффект- неразрывны. Есть такие исследователи, которые склоняются к тому, что эмоции способны отрицательно воздействовать на поведения и человека в целом. Что они есть нечем иным как источником психосоматических заболеваний (Арнольд, Янг). Так же существует противоположная точка зрения о том, что эмоции всё же играют положительную роль в организации, мотивирование и подкреплении поведения (Изард, Лепер, Мовер и другие.) Изард в своих книгах выделяет, что в эмоциях так же играют важную роль внешние проявления. В том числе мимических проявления эмоций, концентрируя значимость соматической нервной организации в той части, которая поддается свободному контролированию. Есть позиция, что человек имеет возможность исключить психопатологические расстройства, урегулировать многочисленные индивидуальные трудности попросту отрекшись от неадекватных эмоциональных реакций путём подчинения эмоций строгого контроля рассудком. Есть также мнение, что лучше не держать в себе эмоции то есть вариант освобождения эмоций с целью их естественного взаимодействия с гомеостатическими действиями, драйвами, когнитивными процессами и двигательными актами.
1.3 Физиологические основы эмоций
В этом пункте мы рассмотрим, как эмоции возникают с физиологической точки зрения. Начнем с физиологического возбуждения, которое играет ключевую роль при формирование определенной эмоции, в основном оно не отличается от возбуждений, которые имеют место при иных эмоциях. Тем не менее, учёным удалось выявить лишь незаметные различия в состоянии мозга и в содержании гормонов, связанных с разными эмоциями. «К таким эмоциям относятся страх и гнев. Они включают в себя одинаковое общее автономное возбуждение, существует реальная, порой малозаметные физиологические отличия, которые помогают объяснить, почему мы переживаем их по-разному. Более того, физический набор является врожденным и универсальным.» [17, стр.535. ]. Эмоции включают в себя физиологическое возбуждение. Они в свою очередь находятся под управлением автономной нервной системой. Успешное достижения цели порой зависит от возбуждения, оно может варьироваться в зависимости от сложности поставленной задачи. «Автономная нервная система, а именно ее симпатический отдел активируют возбуждения, заставляя надпочечные железы высвобождать стрессовые гормоны эпинефрин (адреналин) и норэпинифрин (норадреналин). Увеличения количества таких гормонов как эпинефрина и норэпинифрина увеличивает частоту биения сердца, кровяного давления и уровня содержания сахара в крови. Когда же человек находиться в безопасности в силу вступает Парасимпатическая система (нейроузлы) она успокаивает организм. Даже после того, как работа парасимпатичсекго отдела прекращает выделения стрессовых гормнонов, те, что уже были в крови, задерживаются в ней на определённое время, потому возбуждение спадает постепенно. Длительное возбуждение, вызвано стрессом, изнуряет организм.» [22 ст 245]
Эмоции появляются в ответ на основные для удовлетворения определенной потребности особенности объектов. Отдельные биологические значимые свойства объектов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Любая эмоция сопутствуется активацией нервной системы и возникновением в крови биологически действующих элементов(веществ), изменяющих работу внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищеварения и др.
«Механизмы эмоций состоят из многих различных компонентов, но все они связаны, как правило, с активацией центров гипоталамуса и в целом лимбической системы, ретикулярной формации и структур новой коры.»[4 ст. 121]
Эмоции являются сложным психофизиологическим опытом индивида в результате его взаимодействия с окружающей средой. Есть положительные и негативные эмоции. Эмоции могут быть связаны с объектами, связанные с событием и т.д. Некоторые эмоции являются врожденными и присутствуют с момента рождения. Вторичные эмоции, которые мы узнаем через наш опыт и научиться с помощью моделирования другие, включают в себя гордость, гнев, стыд, пренебрежение, сочувствие, ужас и т.д. В психологии существуют различные теории, связанные с эмоциями. Мы будем говорить о 4 из этих теорий.
Эволюционная теория эмоций
Чарльз Дарвин предположил, что эмоции эволюционировали, потому что они были адаптивными и позволили людям и животным выживать и размножаться. Чувство любви и привязанности заставляют людей искать товарищей и воспроизводить потомство.
Чувство страха заставить людей либо бороться или бежать от источника опасности.
«Согласно эволюционной теории эмоций, наши эмоции существуют, потому что они играют адаптивную роль. Эмоции мотивируют людей, чтобы они могли быстрей реагировать на раздражители в окружающей среде, что в следствие позволяет повысить шансы на успех и выживание.»[ 9. ст138]
Понимание эмоций других людей и животных, также играет важную роль в обеспечении безопасности и выживании. Если вы столкнулись с шипением, плевков, или попыткой вас поцарапать от животного, скорее всего, вы быстро поймете, что животное пугается или обороняется и лучше оставить его в покое. Будучи в состоянии правильно интерпретировать эмоциональные проявления других людей и животных, вы сможете распознать угрозу и успешно избежите её.
Джеймс-Ланге теория эмоций
Это теория была выдвинута двумя учёными Карлом Ланге и Уильмов Джеймсом она заключается в том что на основе опыта наша вегетативная нервная система создает физиологические реакции, такие как мышечное напряжение, увеличения частоты сердечных сокращений, потоотделение, сухости во рту и т.д. Телесное ощущение готовит нас к действию, по примеру «Сражайся или беги». Эмоции захватывают наше внимание или снижают его познавательную обработку. Данную теорию можно описать в таком порядке: Событие ==> возбуждение ==> интерпретация ==> эмоция.
Но данная теория была в значительной степени вытеснена теорией Кэнонна-Барда.
Кэнон-Бард теория эмоций
Теория Cannon-Бард эмоций была разработана исследователями, которые критиковали теорию Джеймса-Ланге за его ограниченные возможности для учета самых разнообразных эмоций, испытываемых людьми теории Cannon-Барда утверждает, что физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание происходят одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Согласно теории Cannon-Бард, эмоциональное выражение является результатом активации подкорковых центров головного мозга. Зрительный таламус, в частности, представляет собой область, которая содержит нервные организации для различных эмоциональных выражений. Органов чувств индивидуума принимать в эмоциональном раздражителя, а затем информация о том, что раздражитель передается в кору головного мозга. Он находится в коре головного мозга, где такая информация, связанная с условными процессов, которые в свою очередь определяют направление ответа и стимулируют процессы таламуса.
Двухфакторная теория Эмоций Шехтера.
Данная теория была разработана Шехтером и Сигнером подобно теории Джеймса-Ланге эмоций, Шехтер и Сингер пришли к мнениию, что физическое возбуждение играет первичную роль в эмоциях. Они предположили, что это возбуждение было одинаковым для самых разнообразных эмоций, так что одно физическое возбуждение не может быть ответственно за эмоциональную реакцию.
Теория двухфакторной эмоций фокусируется на взаимодействии между физическим возбуждением и, как мы познавательным разметить возбуждение. Другими словами, простого чувства возбуждения не хватает; мы также должны определить возбуждение, чтобы почувствовать эмоции.
Итак, представьте, что вы один ночью на стоянке идёте к вашему автомобилю. Странный человек внезапно выходит из соседнего ряда деревьев и быстро приближается к вам. Согласно теории вы прокручиваете в голове такие пункты:
1.Я вижу странного человека, идущего ко мне.
2. Мое сердце колотится, и я дрожу.
3. Моё учащенное сердцебиение и дрожь вызваны страхом.
Процесс начинается с раздражителем (странный человек), за которым следует физическому возбуждение (быстрое сердцебиение и дрожащие). В дополнении к этому является когнитивный метка (ассоциирование физических реакций страх), который появляется сразу после сознательного опыта эмоции (страха).
Окружающая среда играет важную роль в том, как физические реакции идентифицированы и промаркированы. В приведенном выше примере, темная, одинокая установка и внезапное присутствие зловещего незнакомый способствуют идентификациям эмоций, как страх. Что бы произошло, если бы вы шли к вашей машине в яркий солнечный день, и пожилая женщина стала подходить к вам? Вместо того, чтобы чувствовать страх, вы могли бы интерпретировать вашу физическую характеристику, как что-то вроде любопытства или беспокойство, если женщина, казалось, нуждаются в помощи.
Когнитивная теория Оценка
Согласно оценке, теорий эмоций, мышление должно произойти, прежде чем испытывать эмоции. Ричард Лазарус был пионером в этой области эмоций, и эта теория часто упоминается как теория Lazarus эмоций.
Согласно этой теории, последовательность событий первой включает стимул, а затем мыслей, которая затем приводит к одновременному опыту физиологической реакции и эмоции. Например, если вы столкнулись с медведем в лесу, вы можете сразу же начать думать, что вы находитесь в большой опасности. Это и ведет к эмоциональному опыту страха и физической реакции, связанных с ответом организма борьбы или бегства.
Биологическая теория П.К. Анохина.
Анохин рассматривал эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.
Суть его биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.
1.5 Общие закономерности эмоций и чувств
Эмоции отличаются в зависимости от их качества (положительные или отрицательные),глубины, интенсивности и продолжительности, а также влияния на деятельность. Их качество выражается в том как человек относиться к разнообразным явления. «Эмоции по влиянию делятся на стенические и астенические. Стенические- эмоции характерны повышением жизнедеятельности возникновением возбуждения, радостным переживаниям, подъёмом. В целом организм мобилизуется для выполнения действий. Стенические эмоции активны, переживаются с положительным эмоциональным тоном. Астенические эмоции являются полной противоположностью стенических. Астенические эмоции подавляют жизнедеятельность организма, снижают энергию субъекта»[6 ст.235 ]. Например страх. Страх может как и смотивировать человека так и деморализовать его. Так же эмоции обладают такими свойствами как интенсивность(слабая\сильная) и продолжительность( кратковременность и устойчивость). Такой психический процесс, как эмоции обладают своими закономерностями и динамикой протекания от возникновения, высшего напряжения и разряжением. Эмоции влияют на все другие психические процессы. Эти процессы могут быть как и организующими, так и дезорганизующими факторами для сознания и деятельности.
В итоге, возникновение и угасание чувств и эмоций подчинено закономерностям формирования условного рефлекса.
1.6 Свойства и виды эмоций
Выделяют такие виды регуляции функций эмоций:
1. эмоциональный тон ощущения;
2. эмоциональный отклик;
4. конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.
1.Эмоциональный тон ощущения включает в себя различные ощущения такие как запах, звуки, цвета и т.д. они могу быть для нас как положительными, нейтральными или отрицательными. То есть для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, затем включается в различные восприятия и представления.
Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.[3,стр 254]
3 Настроение Настроение-это транзиторное аффективное состояние, что относительно мягкое и продолжительная. Отличается от других преходящих эмоциональных состояний (т. е. эмоции), настроение не имеет четкого пусковым стимулом или конкретного объекта. Скорее, настроение присутствует во все времена в нашем сознании (т. е., мы сами не свободны от настроения в данный момент времени), хотя мы не всегда осознаем это. Настроение, как правило, считается положительным или отрицательным, в то время как эмоции являются дискретными и конкретными, такими как гнев, страх, надежду и радость. Хотя это можно говорить о гневе, например, это отличается от эмоции гнева в том, что гнев не связан ни с каким известным стимулом, обобщен и рассеянный, длится дольше по времени, и характеризуется общей раздражительности и склонности рассматривать внешние раздражители, как отрицательные. Настроения, как правило, имеют либо положительную, либо отрицательную валентность. Другими словами, люди обычно говорят, находясь в хорошем настроении или плохом настроении. В отличие от такого острого, эмоционального чувства, как страх и удивление, настроение часто сохраняется в течение нескольких часов или дней.
Настроение отличается от темперамента характера, которые более генетически обусловлены. Тем не менее, личностные черты, такие как оптимизм и пессимизм предрасполагают определенные типы настроения. Долгосрочные расстройства настроения, такие как депрессия и биполярное расстройство, расстройства настроения. Настроение-это внутреннее, субъективное состояние, но оно часто может быть выведено из равновесия и другими видами поведения.
Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях проявляется в стабильности или нестабильности его настроения и в работоспособности при различном настроении. Один человек при плохом настроении теряет работоспособность, другой способен взять себя в руки и продолжать необходимую работу. В зависимости от преобладающих в опыте человека эмоций соответствующее настроение становится устойчивым и характерным для данного человека. Очень важно дорожить хорошим настроением, культивировать его. Оно стимулирует нас к активной плодотворной деятельности, улучшает отношения между людьми. Человек может в известной мере регулировать свое настроение, сосредоточивая свое сознание на положительных сторонах жизни.[ 11, стр. 268].
Стресс-это способ вашего тела реагировать на любой спрос. Он может быть вызвана и хорошим и плохим опытом. Когда люди чувствуют, что вокруг них что-то происходит, их организм реагирует, выпуская химические вещества в кровь. Эти химические вещества дают людям больше энергии и сил, которые могут помочь человеку это происходи если стресс был вызван физической опасностью. Так же вспомогательные вещества стресса могут выпускаться во время эмоционального напряжения, но если человек не может освободить дополнительную энергию и силу которую ему дал стресс то это идёт ему во вред, нанося урон организму. Дале мы будем обсуждать различные причины стресса, как стресс влияет на нас, разница между «хорошим» или «позитивный» стресс и «плохим» или «отрицательный» стресс, и некоторые общие факты о том, как стресс влияет на людей сегодня.
Что Вызывает Стресс?
1.7 Характеристики эмоций
1)Эмоций множество, и каждая из них проявляется по-своему.
2)Эмоции являются сложным феноменом, который воздействует на нейронные, когнитивные и моторные процессы.
После Кэттела и Шейера, после исследований Спилберга, многие ученые рассматривают эмоции как двойственный феномен: одновременно и как состояние, и как черту. Эмоциональные состояние могут сохраняться от нескольких секунд и до нескольких часов сохраняя при этом стабильную интенсивность. Порой интенсивность эмоций может сохраняться и более, но это уже свидетельствует о психическом нарушение.
Данная характеристика операеться на работы Дарвина(1872,1877,Ekman, Friesen, Ellsworth 1972;Izard,1971) эмоции проявляются одинаково у всех людей одинаково не в зависимости от культуры и являются врождёнными
1.8 Назначение эмоций
Зачем нам нужны эмоции?
С точки зрения эволюции структуры мозга, процесс познавания информации (например, коры головного мозга) намного моложе, чем другие участки мозга, которые модулируются автономно (например, ствола головного мозга), можно сказать, что влияние эмоций на поведение человека гораздо больше по сравнению с познания и принятия рациональных решений. Эмоции других людей влияют на наши собственные эмоции, в силу информации, которую они передают. Когда мы воспринимаем чье-то выражение лица, которое отражает страх, мы склонны мгновенно присмотреть за ним опасность или вредные раздражители в окружающей среде. Наблюдая радостную физиономию мы будем чувствовать себя более комфортно и безопасно. Следовательно, эмоции, когниции и поведение человека может быть легко распознано с помощью эмоциональных стимулов.
Вся наша цель в жизни-удовлетворять наши эмоциональные потребности. Даже наши так называемые “логические” решения принимаются на счастье в долгосрочной перспективе. Единственная логическое вещь проявляется в том что мы решили пожертвовать какими-то краткосрочными, временные эмоциональные потребностями для удовлетворяя долгосрочных, и постоянных. В конечном счете, человеку необходимо обдумывать свои наших эмоциональные потребности.
По Фрейду, животные имеют два инстинкта: жизни и смерти. Мы воюем, чтобы жить для того, чтобы избежать смерти. Это есть ведущие в иерархии в потребностей Маслоу. Эмоции помогают нам удовлетворять наши базовые потребности выживания. Мы ищем счастья, так что мы можем продолжать бороться, чтобы жить. Мы воюем, чтобы жить из страха смерти. Мы также привыкнуть и влюбиться по двум причинам: 1) воспроизводство 2) выживание. Люди один из нескольких видов (волки, птицы, львы), которые имеют больше шансов выжить в группе. Отвечу просто, у нас есть эмоции, потому, что это способствует нашему выживанию как отдельных особей, так и вида. Итак, назначение эмоций заключается в том, что эмоции нацелены на овладение примитивными объектами.
2. Воздействие отрицательных эмоций на человека
2.1 Взаимодействие эмоций и социальных отношений
Серьёзное исследования эмоций в психологии началось не так давно. Понятие что же такое эмоции существует множество одни учёные утверждают, что они связанны с поведением иные же это отрицают. По моему мнению эмоции составляют первичную мотивационную систему человека. Эмоции возникли у человека в процессе эволюции. Каждые эмоции имеют свои функции которые помогали человеку адаптироваться к тем или иным ситуациям.
Как уже было замечено ранее эмоции есть комплекс физиологических, экспрессивных и эмпирических компонентов. Эмоция возникает как результат нейрофизиологических процессов, которые в свою очередь могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами. Когда эмоция проявляется во время мысленного образа, символа то можно предположить, что есть связь между мыслью и чувством или же аффектино-когнитивная структура. Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживания разными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать в терминах «эмоциональная черта» и « эмоциональный порог». Для удобства эмоции человека были разделены на положительные и отрицательные на основании экспериментов и сенсорных характеристик. Однако стоит заметить, что каждая эмоция ( радость, страх) может быть как и позитивной так и негативной в зависимости от того насколько она полезна в адаптации человека в определённой ситуации. Эмоции человека генерализированы, но они воздействуют на него по своему. Испытвания эмоций изменяют уровень электрической активности головного мозга давая команду какие мышцы лица и тела должны быть напряжены или же расслабленны так же эмоции способны управлять эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма. [ 12, стр 40. ] Несмотря на то что ученные ещё не пришли к общему выводу относительно природы эмоций и их значения. теоретически и практические достижения последнего десятилетия позволяют выделить психологию дифференциальных эмоции в качестве самостоятельной дисциплины. Итак, говоря о взаимодействии эмоций и социальных отношений, нужно считать, что эмоции составляют первичную мотивационную систему человека.
Взаимодействие эмоции, процессов развития личности и социальных отношений.
Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности- его работу, учебы, игры. Например. Дин студент увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой- испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повод не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому он принесет радость и счастье познания, второму- вечный страх перед провалом на экзамене. [ 17,стр. 294]
Эмоции и развитие личности.
При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора.
Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относиться к эмоциональной сфере. Например: наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях( дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви. Внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки). Обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977). Если у ребенка низкий порог переживания какой-то эмоции, если он часто испытывает и часто проявляет ее, это неизбежно вызывает особого рода реакцию и особого рода отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Подобного рода взаимодействие генетического и внешнего факторов неизбежно приводит к формированию отчетливых личностных характеристик.
Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит. Успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.[13,стр.467]
Эмоции, супружество и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют и способ ухаживания, и выбор партнера для совместной жизни. К сожалению, психологи не уделили должного внимания изучению той роли, которую играют эмоции в ухаживании в супружеской жизни, однако данные исследований, поведенных позволяют предположить существование двух тенденций. С одной стороны, человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциального спутника жизни не шли вразрез с его переживаниями и способами выражения эмоций. С другой стороны, предпочтения зачастую отдаются человеку со сходным эмоциональным профилем- с теми же порогами переживания и с теми же способами эмоциональной экспрессии.
Эмоции влияют не только на сексуальное влечение и на отношения между супругами, они во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость. Отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций. [13, стр 37.]
В целом эмоции являются неотъемлемым частью социума, с помощью их людям проще устанавливать контакты и понимать своего собеседника. Чтобы понять как отрицательные эмоции могут влиять на человека стоит в целом обраться к классификациям эмоций.
2.2 Классификация эмоций
Обычно эмоции определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.
Существует большое количество классификаций эмоций.
Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида: гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.