роль общественного мнения в жизни человека

Общественное мнение

Общественное мнение выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. При этом, общественное мнение представляет собой совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.

В настоящий момент эта точка зрения отражена в большинстве научных трудов и считается общепризнанной.

Явление существовало во все исторические эпохи, начиная с глубокой Древности, однако, сам термин, обозначающий этот уникальный феномен общественной жизни Человечества, появился в Англии в XII в. Его возникновение связывают с именем английского государственного и общественного деятеля, писателя Солсбери, который использовал его в книге «Поликратик» для обозначения моральной поддержки парламента со стороны населения страны. Тогда термин «общественное мнение» представлял собой буквальный перевод сочетания двух слов «Public Opinion». Из Англии это выражение проникло в другие страны и с конца XVIII в. стало общепринятым.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Управле́ние созна́нием (англ. mind control), промыва́ние мозго́в (англ. brainwashing, из китайского xǐ năo 洗脑), наси́льственное убежде́ние (англ. coercive persuasion), управле́ние мышле́нием (англ. thought control), преобразова́ние мышле́ния (англ. thought reform), идеологи́ческая обрабо́тка — применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания.

Источник

Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами

Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.

роль общественного мнения в жизни человека

Что такое общественное мнение

Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.

До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.

Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:

Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.

В социологии

В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.

В психологии

В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.

Как средство манипуляции

Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.

Популярные методы манипулирования общественным мнением:

Признаки

Какое мнение можно считать общественным:

Свойства

К свойствам относится:

Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:

Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).

Структура

В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.

Что еще входит в структуру:

Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.

Сущность и функции

Итак, в чем же суть общественного мнения:

Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.

Функции общественного мнения:

Как формируется общественное мнение

Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.

Механизм формирования

Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:

Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.

Этапы формирования

Общественное мнение формируется в три этапа:

Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.

Факторы, которые влияют

На формирование группового отношения влияют:

То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.

Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.

Общественное мнение и общественное сознание

Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.

Влияние общественного мнения на человека

Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.

роль общественного мнения в жизни человека

Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Зависимость от общественного мнения

Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?

Как перестать зависеть от общественного мнения

Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Источник

Что такое общественное мнение: кратко и простыми словами

Общественное мнение – это убеждения тех, кого не спрашивали. Такую шутку можно часто услышать, особенно в кругах молодежи. Об этом говорят в контексте обсуждения проблемы зависимости от чужого мнения. Давайте и мы изучим понятие общественного мнения, дадим определение, проанализируем структуру, функции, механизм формирования, найдем связь между ним и убеждениями отдельной личности.

роль общественного мнения в жизни человека

Что такое общественное мнение

Начать стоит с определения понятия «общественность». Это группа лиц, оказавшихся в общей трудной ситуации. Ее участники осознают сложность, неопределенность ситуации, выражают общее отношение к ней. Оно отражается в поведении, поступках, реакциях каждого из участников группы.

До сих пор понятие «общественное мнение» не получило единого определения. Скажем так: это набор убеждений, суждений по какому-то вопросу, которые пропагандирует, принимает группа, большая часть общества. Это состояние массового сознания.

Для изучения общественного мнения социологи и психологи пользуются следующими методами исследования:

Сам феномен известен давно, но пристальному изучению подвергся в XX веке. Сначала изучением феномена занялась социология, а затем психология. Рассмотрим каждую из теорий подробнее.

В социологии

В социологии под этим понимают отношение большинства к событиям, которые происходят в обществе. Оно отражает общую позиции людей по какому-то вопросу, выражает их интересы. Общество состоит из групп, у каждой из них есть свое мнение. Оно и внутренне и общественное одновременно.

В психологии

В психологии его рассматривают как зеркало, отражающее состояния общества. Оно отражает реальность, показывает усредненное мнение людей по какому-то вопросу, усредненную систему ценностей, убеждений. Оно отражает среднестатистическую оценку действительности, диктует нормы поведения в конкретной ситуации.

Как средство манипуляции

Манипулируя убеждениями общества, можно управлять городами, странами. Подчинять себе людей и управлять их поведением.

Популярные методы манипулирования общественным мнением:

Какие уловки используют СМИ

Намеренно вызывают нужные ассоциации с героем сюжета

Информацию в таких случаях могут подавать самыми разными способами. Вот основные из них.
Завуалированная подача. Один из вариантов — использование хитрых приёмов вёрстки. Психотерапевт Сэмюэль Лопес де Виктория приводит Media Manipulation of the Masses: How the Media Psychologically Manipulates пример из газеты, редакция которой имела свою точку зрения насчёт действий одного политика.

В одном из выпусков рядом с его портретом они разместили фотографию клоуна, иллюстрирующую другую статью. Но ассоциации срабатывали так: казалось, что фотография этого персонажа относится именно к политическому материалу.

Проведение параллелей. К примеру, между героем сюжета и какой-либо неприятной личностью с тёмной историей, зарекомендовавшей себя сомнительными поступками. Вплоть до откровенной клеветы, чтобы вызвать нужные — в данном случае негативные — ассоциации.

Подбор нужных иллюстраций. В статьи нередко помещают не фотографии героя, а его карикатурные, как бы шуточные, изображения. Только обычно эти забавные рисунки содержат недвусмысленный подтекст: выставляют человека в дурном свете или акцентируют внимание на свойственных ему отрицательных чертах или действиях.

Иногда для неугодного персонажа подбирают худшую фотографию, которую только можно, чтобы усилить негативное восприятие аудиторией и закрепить ассоциацию.

Говорят об одной проблеме, но игнорируют другую

Через неделю участники из каждой группы считали, что именно ту проблему, которая получила более широкое освещение в СМИ, нужно решать в первую очередь. Причём у каждой группы была своя, отличающаяся от других тема.

Получается, что наше восприятие проблемы меняется не только из-за её реальных масштабов, но и из-за частоты упоминания в СМИ.

Более того, испытуемые также оценивали деятельность президента, опираясь на то, как он решает вопрос, который после просмотра отредактированных новостей они считали приоритетным.

Преподносят негативные новости как нечто обыденное

Информация, которая может вызвать у читателя или слушателя нежелательные эмоции, подаётся как ничем не примечательная. В итоге со временем человек перестаёт воспринимать дурные новости критично и начинает относиться к ним как к чему-то вполне нормальному, поскольку каждый день слышит и видит, что журналисты говорят об этом со спокойным лицом. То есть постепенно привыкает к негативной информации.

Используют контрасты

Новость, которая должна вызвать позитивный отклик, подаётся на фоне негативных сюжетов, и наоборот. Это делает её гораздо заметнее и выигрышнее. К примеру, сообщение о снижении уровня преступности в своём регионе будет воспринято более положительно после череды новостей о грабежах, разбоях или финансовых махинациях в отдалённой стране.

Оперируют «мнением большинства»

Нам проще сделать что-либо, если мы получаем одобрение других. Когда «78% населения недовольны сложившийся в регионе ситуацией» или «больше половины горожан уверены, что жизнь стала лучше», человеку лишь остаётся выбрать, к какому большинству присоединиться.

Приём также часто используют в рекламе, когда говорят, к примеру, что «80% домохозяек выбирает муку именно нашей марки». В итоге у женщины, которая смотрит рекламный ролик, возникает подсознательное желание оказаться в большинстве. И в следующий раз, возможно, она всё-таки купит «ту самую марку». А вдруг и ей тоже понравится?

Смещают акценты

Сообщения об одном и том же событии можно преподнести по-разному. Даже смена формулировки заголовка зачастую смещает акцент сюжета. Хоть он и остаётся правдивым, из-за специфической подачи у нас искажается его восприятие: мы фокусируемся именно на том, что СМИ вынесли на первый план.

Этот приём социологи часто сопровождают показательным примером — анекдотом про забег генсека СССР и американского президента, в котором победил второй.

Американские СМИ писали: «Наш президент пришёл первым и выиграл забег». Советские СМИ тоже опубликовали новость: «Генсек пришёл вторым, а президент США — предпоследним». И вроде бы правда и там, и там, но воспринимается она всё-таки по-разному.

Подают сообщение по методу «сэндвича»

Социальный психолог и публицист Виктор Сороченко описывает «Энциклопедия методов пропаганды» два приёма: «ядовитый сэндвич» и «сахарный сэндвич». Первый используют, чтобы спрятать позитивную информацию между двумя негативными сообщениями. Второй — чтобы негативный контекст затерялся между оптимистичными началом и концом.

Ссылаются на исследования, которых не было

В сюжете упоминают: «наш источник рассказал…», «группа учёных выяснила, что…» или «масштабное исследование доказало…», но не дают никаких ссылок. Такая фраза, вероятнее всего, используется лишь для придания большей значимости сказанному и не имеет под собой реальных оснований.

Создают интригу там, где её нет

Иногда журналисты прибегают к кликбейту: добавляют заголовку излишней сенсационности и выносят в него цепляющие слова, не передающие суть статьи, но заставляющие нас открыть её. И — как результат — получить полное разочарование из-за содержания.

Часто для кликбейта используют слова «шокирующий», «сенсация», «вы не поверите, что…» и так далее. Но иногда просто замалчивают важные детали, вводя в заблуждение читателя.

Например, вам попался такой заголовок: «Житель города N пришёл на выставку и уничтожил известную картину Айвазовского». Вы переходите по ссылке и из первого абзаца узнаёте, что человек купил репродукцию в сувенирной лавке, а затем порезал её на лоскуты. Зачем он это сделал — непонятно, но произошедшее не имеет никакого отношения к оригиналу картины, что совсем не очевидно из заголовка.

Выделяют нужную информацию на графиках

Например, чтобы разница между показателями нескольких конкурирующих компаний казалась внушительнее, нам могут показать лишь часть шкалы столбчатой диаграммы — от 90% до 100%. Разница в 4% на таком отрезке кажется ощутимой, но если посмотреть на шкалу полностью (от 0% до 100%), все компании будут почти на одном уровне.

Подобные приёмы используют и при построении графиков, указывая разные по продолжительности отрезки времени между критическими отметками, выбирая таким образом самые пиковые моменты. Тогда линия, идущая вверх или вниз, будет показательнее.

Кстати, указывать числа в процентах тоже выгоднее. Например, фраза «прибыль компании выросла на 10% за последний месяц» звучит довольно неплохо, а вот «за этот месяц компания заработала на 15 000 рублей больше» — уже не так впечатляет. Хотя и то, и то — правда.

Свойства

К свойствам относится:

Если анализировать феномен как социальный институт, то можно назвать следующие свойства:

Сознание большинства содержит негативные или позитивные убеждения (по полярности), а также оценочные, аналитические, конструктивные суждения (по содержанию).

Структура

В структуру входит объект и субъект. Объект – какое-либо событие (процесс, факт, явление). При изучении объекта важно обращать внимание на то, правильно ли субъекты понимают проблему, и на то, что именно в объекте привлекло их внимание. Субъект – люди, которые выражают оценочные суждения относительно объекта. Субъект имеет свою структуру: классы, общности, слои, группы. Включаются те группы, для которых проблема имеет наибольшее значение.

Что еще входит в структуру:

Таким образом, в структуру общественного мнения входит эмоциональный, волевой и рациональный аспект.

Общественное мнение

Это одна из моих любимых тем, ведь для людей, общественное мнение – это так важно, что они готовы из кожи вон лезть, чтобы должным образом его сформировать. Общественное мнение действительно имеет смысл, если вы собираетесь использовать это мнение в своих целях, например, заручиться поддержкой. Но если вы переживаете по поводу общественного мнения только потому, что оно создает у вас дискомфорт, то у вас определенно проблемы с правильным мировосприятием. Что вообще такое общественное мнение, как мы можем определить такое понятие? Кто-то скажет, что это коллективное мышление или точка зрения большинства, как бы объединяя сознание людей в единое целое. Только вот нет этого единого целого, нет мнения большинства, и нет никакого коллективного мышления, есть только стадный инстинкт, который всем этим управляет. На самом деле, есть только точка зрения одного человека, который убеждает остальных ее принять.

Есть мнение одного человека, которое берется на веру остальными и принимается как свое и есть решение одного человека, которое опять-таки является основанием для решения других людей. То есть, если у общества есть мнение касательно вашей личности, значит, есть и тот, кто его сформировал таким образом. Ну не станут все в одночасье думать одинаково, даже несмотря на то, что нас воспитывают подобным образом. Так или иначе, каждую ситуацию, как и каждого человека, мы видим по-своему, и определение человеку мы тоже даем свое. Только вот смелости на высказывание исключительно своей точки зрения, хватает далеко не у всех. И потому, порою проще принять чужую точку зрения, нежели осмелиться высказать свою, а то не дай бог настроишь остальных против себя.

Потому в обществе и преобладает точка зрения наиболее смелых и убедительных людей, которые берут на себя ответственность за так называемое общественное мнение, которое ни чем иным как принятым на веру стереотипом не назовешь. Да многие даже и понятия не имеют, почему они думают так, как думают, почему они определенного мнения о той или иной личности, и почему они вообще считают, что имеют свое мнение, отличное от чужого? Это не простой вопрос, во всяком случае для тех, кто старается во всем походить на окружающих, кто не достаточно уверен в себе. Вот и получается, что являясь жертвой общественного мнения, вы на самом деле являетесь жертвой мнения одного человека, который навязал его остальным. А если копнуть глубже, то вина за такое мнение ляжет в конечном итоге на вас, как на не достаточно уверенного в себе человека, который позволяет собой манипулировать не обществу как ему может показаться, а просто другому человеку.

Поменять общественное мнение относительно своей личности, по сути задача техническая, люди будут верить тому, что более убедительно звучит, нежели более правдоподобно выглядит. Что касается того, чтобы просто наплевать на общественное мнение, которое весьма нестабильно, то это безусловно очень мудрый способ не забивать себе голову лишними мыслями о тех, кто этого не заслуживает. Но это только в том случае, когда вы действительно не зависите некоим образом от того общества, мнение которого может быть использовано в ваших интересах, либо против вас. Допустим кандидату в президенты, крайне важно сформировать у общества положительное о себе мнение, хотя по определению ему на него наплевать, для него люди, лишь средства достижения своей цели.

И вам я советую придерживаться такой же позиции, ибо если вы не навяжете обществу свою точку зрения, сформировав тем самым его мнение, то это сделает кто-нибудь другой, сыграв на интересах этого общества. А если вы сами понимаете, что мнение каждого человека, отражает прежде всего его собственные интересы, то также должны понять и то, что есть только два варианта общественного мнения: либо оно навязано ему вами, и отражает ваши интересы, либо оно вам совершенно ни к чему, ибо уже не является для вас интересным. Общественное мнение также не отражает интересов общества на самом деле, как величина непостоянная, это мнение время от времени играет в интересах разных людей, которые умеют его формировать.

Вот и думайте после этого, есть ли смысл вообще задумываться о том, что о вас подумают другие или, что они о вас скажут, ведь что бы они не подумали и не сказали, вы от этого мало зависите. Если же зависимость все-таки есть, то вам надо работать в плане собственного роста, становясь более уверенным в себе и внедряя в сознание окружающих вас людей, свое понимание вещей. Так знаете ли, гораздо интереснее, нежели постоянно подстраиваться под мнение тех, кто даже не знает какое оно у него.

Сущность и функции

Итак, в чем же суть общественного мнения:

Групповое убеждение может быть ложным, если субъекты руководствуются слухами и домыслами, а не реальными фактами.

Функции общественного мнения:

Итоговое сочинение

Взаимоотношения человека и общества – одна из самых частых и актуальных тем в литературе.

Человек социален по своей природе. Жизнь в обществе для него естественна и необходима.

Только в обществе происходит формирование человека, становление его характера, проявляются его лучшие или худшие качества и помыслы. Изоляция вне отношений с социумом может привести к губительным последствиям, а то и смерти человека.

Шотландский экономист и философ Адам Смит писал, что «страх одиночества» гонит человека в общество. И человек либо подчиняется общественным устоям и порядкам и гармонично взаимодействует с остальными представителями социума, либо противостоит им, зачастую вступая в конфликт. Взаимоотношения общества и личности всегда представляли интерес для писателей, поэтов, драматургов.

В приведенных примерах собраны самые показательные аргументы из произведений известных и популярных авторов.

Калиновское общество не терпит нарушения его порядков и отторгает Катерину за ее смелую, вызывающую любовь к Борису.

Сам Гай живет почти роботизировано, механически общаясь с помешанной на телесериалах женой, исправно выполняя свой профессиональный долг.

Но встреча с Клариссой, совсем непохожей на женщин, с которыми общается Гай, будто пробуждает его ото сна, заставляя задуматься, зачем он сжигает книги.

Монтэг протестует. Он больше не хочет быть бездушным сжигателем книг. Гай примыкает к обществу интеллектуалов-подпольщиков, заучивающих бесценную литературу наизусть, в надежде, что общество излечится, книгопечатание будет востребовано и возродится. Родной город героя погибает от бомбардировки, но Гай уже покинул его.

Автор романа доносит до читателей мысль о том, что общество, которым манипулируют, подменяя вечные ценности на мнимые, обречено на гибель.

Прототипами образа Евгения Базарова можно считать молодых русских критиков и публицистов середины XIX века, к идеям и философии которых общество оказалось не вполне готовым.

Показательный срез общества изображен писателем через описание посетителей салона 40-летней Анны Павловны Шерер, бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Гости салона – представители высшего света, авторитетные и влиятельные персоны.

За маской дружелюбия и учтивости посетителей званых вечеров скрываются неискренность, тщеславие, корыстолюбие, лесть. В угоду моде гости светских собраний затрагивают очень важные социальные темы, но обсуждают их, по-своему интерпретируя, перевирая и упрощая. Например, желая казаться патриотичной, Анна Павловна не разговаривает на французском языке. Андрей Болконский, один из главных героев произведения, по-настоящему знающий цену делу и слову, не в силах больше находиться в насквозь пропитанном лицемерием обществе. Он бежит от него прочь, на фронт, мечтая о славе и подражая Наполеону во всем. Но после встречи с офицером Тушиным Андрей переосмысливает свою жизнь, ценностные ориентиры и идеалы.

Так, общество, от которого бежал Андрей, не просто повлияло на формирование его взглядов и идеалов, оно повлияло на его судьбу.

Булгаковское описание представителей различных общественных прослоек колоритно и емко. Писатели-графоманы из МАССОЛИТА, пишущие бездарные произведения, мечтают о дачах в Переделкино и творческих отпусках. Литературные критики наживают состояния и при этом не чувствуют угрызений совести от собственных разгромных рецензий на действительно талантливые произведения. Зрители, пришедшие на концерт в театр Варьете без стеснения собирают денежные купюры, обрушенные на их головы таинственным магом с потолка, не гнушаются принять в дар абсолютно бесплатные дорогостоящие наряды.

А в среде даже самых малоуполномоченных работников жилтоварищества процветают взяточничество и злоупотребления.

Обывательские ценности и ориентиры стремительно подминают под себя общество, выдавливая из него тех, кто пытается оказывать сопротивление, не стать «как все», не утратить свою индивидуальность.

Но в глазах представителей «века минувшего» Чацкий смешон. Но он не только смешит, он пугает тех, кто привык жить по давно устоявшемуся укладу.

В столкновении Чацкого и общества «почитателей» Фамусова Грибоедовым подняты философские, нравственные, бытовые, национально-культурные вопросы.

Фамусовское общество не желает слышать о себе правду из уст бунтаря. Чацкий чужд этому обществу и во избежание своего морального разложения вынужден покинуть когда-то любимый им дом Фамусова.

Как формируется общественное мнение

Формирование может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим подробнее механизм, этапы, факторы формирования.

Механизм формирования

Для того чтобы сформировалось общественное мнение, должны быть соблюдены конкретные условия:

Таким образом, общественным может быть только то мнение, которое соответствует всем трем критериям: значимость, дискуссионность, компетентность.

Этапы формирования

Общественное мнение формируется в три этапа:

Социологи выделяют еще четвертый этап – спад (интерес к проблеме снижается). Почему это происходит: проблема решена или ее нельзя решить, возникла более серьезная проблема.

Факторы, которые влияют

На формирование группового отношения влияют:

То есть общее отношение по какому-либо вопросу формируют СМИ, социальные институты и отдельные личности. Обычно психологи и социологи сводят источники к двум позициям: личное наблюдение за другими членами социума и СМИ. Уделим особое внимание влиянию СМИ на общественное мнение.

Общественное мнение и СМИ взаимосвязаны. Основное средство влияния СМИ – стереотипизация. При помощи определенных стереотипов поведения, мифов иллюзий они вызывают те эмоции, которые нужны, например, страх, радость, восторг. СМИ показывают людям такую картину мира, которая вызовет у них реакции, нужные правительству. Но в то же время каждый участник общества может влиять на СМИ, например, через интернет.

Сто сочинений для успешной сдачи ЕГЭ «Общественное мнение правит людьми».

Сто сочинений для успешной сдачи ЕГЭ «Общественное мнение правит людьми».

Человек живет в обществе и вне его, как правило, не представляет своего существования. Сознание человека, система жизненных ценностей, как нам известно, во многом формируется общественным мнением, нравственными законами, присущими данному обществу. Очень часто возникает проблема соотношения индивидуального и общественного (её можно отнести к разряду вечной), так как она включает в себя морально-нравственные, этические, психологические аспекты. О влиянии общественного мнения говорится почти в каждом литературном произведении, начиная с античной литературы и заканчивая сегодняшним днем.

Антон Павлович Чехов, вошедший в историю русской и мировой литературы, является величайшим мастером короткого рассказа. Никто не мог так экономно и выразительно использовать языковые средства, как он. Некоторые эпизоды освещаются в рассказе так, что нам становится ясно вся жизнь действующих лиц и общества, где происходят события.

Чеховский рассказ «Хамелеон», построенный по принципу комической сценки, описывает, на первый взгляд, простенький случай. Однако в этом маленьком эпизоде, где полицейский надзиратель Очумелов выясняет, кому принадлежит собака, укусившая за палец мастерового Хрюкина, вырисовывается целая картина нрава и быта провинциального городка. На первый взгляд, кажется, что Очумелов является основным персонажем данного эпизода, что именно только его следует называть «хамелеоном» (ящерицей, меняющей цвет в зависимости от окружающей среды), однако по ходу событий рассказа выясняется, что и жителей этого маленького городка, поддакивающих надзирателю, также можно назвать «хамелеонами». Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или мастер укусил собаку потому, что ему нет дела до правды. Главная цель Очумелова – остаться при своем месте, поэтому-то весь рассказ полицейский надзиратель мечется от одной «правды» к другой, в зависимости от того, принадлежит или нет собачка генералу. Если же она генеральская, то судить надо Хрюкина, если нет, то «проклятую шавку» необходимо пристрелить на месте, с тем чтобы не возмущала покой честных горожан. Итак, Очумелов, как «предприимчивая рептилия», меняет свой окрас в зависимости от ситуации. В его репликах мы наблюдаем абсурдное отношения к жизни: между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий, он только снимает и одевает шинель. Герой не замечает своего несообразного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей. Интересно, Чехов показал, как и толпа меняет свое отношение к ситуации, в зависимости от того, кому принадлежит собачонка (толпа хохочет над Хрюкиным, когда выясняется, что собачка принадлежит брату генерала).В рассказе «Хамелеон» Чехов показывает нам взаимоотношения человека и общества с неприглядной стороны, насколько глупо и дико бывает повседневное вранье, инстинктивное желание «подстроиться». Писатель показывает, что «раболепство духа» живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо «выглядит наше внутреннее ярмо», которое «делает нас рабами в полном смысле слова». Человек принимает правила и законы того общества, в котором он живет, поэтому обвинять конкретную личность, как мне кажется, не всегда правильно. Писатель с помощью юмора пытается показать пороки общества и хочет, чтобы читатель «устыдился марионетки внутри себя» и своим желаниям потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Высмеивая пороки лицемерия и двуличности, Чехов обратил внимание на остросоциальную проблему и показал, что она, как и многие другие, влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле. Человек должен осознавать свои пороки, что бы стать лучше, честнее, ответственнее.

Возможные источники для аргументов по данной теме:

Общественное мнение и общественное сознание

Социум диктует, что осуждать, а что хвалить, что скрывать, а что поддерживать, как себя вести можно, а как лучше не стоит. Общественное мнение – это состояние общественного сознания. Отражает скрытое или явное отношение людей к каким-либо явлениям действительности. Если убеждения какого-то человека не совпадают с убеждениями большинства, то он предпочитает отмалчиваться. Эта закономерность наблюдается во всех сферах жизни. Таким образом, групповое отношение и сознание регулируют поведение отдельных людей.

Станислав Кучер — о том, кто главные враги человека и человечества

Есть вещи важнее коронавируса и политики. Сегодня — о том, что, на мой взгляд, является корнем всех бед и человечества в целом, и России в частности. Причиной всех конфликтов, революций, войн, воровства, преступного и чиновничьего беспредела. Короче, всего того, что всех давно достало и без чего у нас никак не получается жить, вне зависимости от того, как зовут так называемого национального лидера. О проблеме, решение которой должно стать главной задачей современного образования, главной заботой любого настоящего лидера и одновременно (ни много ни мало) целью жизни каждого отдельного человека.

Эти комментарии убедили меня в том, что необходимо озвучить главную мысль. Корень всех зол — эгоцентризм и невежество. Именно эти двое — главные враги человека и человечества.

Именно с ними нужно бороться. Решительно, но с улыбкой. Без улыбки ничего не получится, по себе знаю.

Большинство проблем, преступлений и несправедливостей на планете — дело рук человеческих, за которым стоят конкретные личности и конкретные эмоции — гнев, ненависть, жадность, привычка делить мир на своих и чужих. Соответственно, главный вызов — борьба с этими эмоциями, борьба, если хотите, за качество человека. Это непростое дело не отменяет борьбу с конкретными «плохими парнями». Просто эмоции первичнее, поскольку именно они формируют личность и рождают тех самых «плохих парней».

До тех пор, пока мы будем считать, что жить с этими эмоциями и действовать под их влиянием нормально и естественно, все это колесо будет вращаться (и конкретно русские грабли делать свое дело).

Если человек всерьез считает, что бороться за справедливость можно уничтожая тех, кто с ним не согласен, то это проблема его невежества и непонимания, что однажды так же поступят и с ним.

Если человек считает, что эксплуатировать других, выжимая из них последние соки, — нормально, то это тоже проблема его невежества: он не понимает, что однажды так же «выжмут» и его.

Борьба за власть, собственность, а потом удержание их любой ценой — производные страха и связанного с ним негатива, непонимания, что страх и негатив убивают изнутри.

Под невежеством (или мне нравится старинное русское слово с санскритским корнем — неведением) я подразумеваю не только недостаток знаний о внешнем мире (например, истории своей семьи, своего народа, всей цивилизации), но еще и незнание самого себя и причин своих комплексов.

На самом деле от этого зависит все.

Таких персонажей хватает среди коммунистов, капиталистов, верующих, атеистов. Мировоззренческая принадлежность и политические взгляды тут вообще не имеют значения.

Именно поэтому я, например, давно перестал делить людей на «либералов» и «консерваторов», «патриотов» и «космополитов». В конечном счете это не более чем слова.

Я специально привожу именно такую черно-белую ситуацию, потому что такие примеры лучше помогают проснуться, открыть глаза и увидеть: личные качества важнее любой ориентации и, если вы вдруг считаете иначе, значит, что-то не так с вами

Повторяю, то, о чем я говорю, имеет самое прямое отношение к будущему России и не только России, но раз мы с вами говорим на русском языке…

Вот смотрите. Нас очень долго кормили байками о том, что тема «каждый за себя» — образ жизни продавшего душу дьяволу бездуховного Запада. Что мы с нашим уникальным генетическим кодом и коллективистским сознанием чуть ли не самый чуткий и смелый народ на планете, всегда готовый встать за ближнего и вообще за справедливость.

И через сто лет после начала самого грандиозного в истории человечества эксперимента во имя блага всех землян единственное, что сегодня многих россиян по-настоящему объединяет (помимо карантина и нежелания заболеть), — это негатив внутри, неудовлетворенность жизнью, недовольство и раздражение. «Патриоты» и «западники», «либералы» и «путинцы»… После недолгого затишья все снова бросаются в очередные «холодные гражданские». Каждый отождествляет благо России исключительно с правотой собственной позиции, а во всех бедах винит кого угодно: Кремль, Вашингтон, Киев, снова Кремль, мэра, губернатора, начальника ЖЭКа, жену, мужа, соседа. Кого угодно, но не себя.

У меня к путинской вертикали претензий столько, что вам и не снилось. И одна из главных: ни один из ее представителей палец о палец не ударил, чтобы тема «начни с себя, стань Человеком» вышла за рамки пустой болтовни и превратилась в ту самую, единственно необходимую стране национальную идею. История знает примеры, когда толчок для трансформации общества давала именно власть. И все же запрос на такую трансформацию должен прийти снизу.

Пока же в основе наших «хотелок» по-прежнему лежит тот самый эго, а за нашим послушным молчанием или возмущенным криком — по-прежнему страх. Страх потерять то, что есть, или не получить то, что якобы заслужили. Я вижу запрос на лучшую жизнь, на честную власть, на справедливое распределение доходов от нефти и много еще на что, несомненно, важное и актуальное. Но я как не видел, так и не вижу запроса на лечение общества, на очеловечивание России через трансформацию себя любимого. И я уверен: пока такого запроса не появится, мы все и дальше будем заниматься тем, в чем еще в прошлом веке оказались впереди планеты всей — саморазрушением.

«Ну и что делать? Это же человеческая природа, ее не изменить? Коммунисты уже пытались!» — скажете вы и будете неправы. Во-первых, все эксперименты по строительству новых обществ проваливались ровно потому, что строителям самим не хватало тех качеств, которые они хотели видеть в потомках. Большинство из них были, грубо говоря, или мерзавцами, или фанатиками (и то, и другое — формы эгоцентризма), или и теми, и другими в одном флаконе. А те редкие исключения, кто искренне хотел как лучше, не понимали элементарных вещей, например, что счастье одних невозможно построить на несчастье других. То самое невежество, кстати.

Во-вторых, медленно, чертовски медленно с точки зрения одной человеческой жизни, но человечество меняется к лучшему. Да, благодаря скоростям и информационным технологиям интернет полон видеосвидетельств таких жестокостей, что нашим умам, особенно изнеженным комфортом, так не кажется. И тем не менее это так: насилия становится меньше, просто представьте, что в мире столетней давности есть интернет и ютьюб: сколько всего мы бы там увидели?

Итак, что делать, чтобы насилия и несправедливости вокруг стало меньше? Прекрасный ответ на этот вопрос дает уже упоминавшийся здесь Далай-Лама. Его позиция мне нравится еще и потому, что целью своей жизни он объявил не распространение буддизма, а популяризацию светской этики и общечеловеческих ценностей.

«Важно понимать: гнев появляется из раздражения, причина раздражения — страх. Страх порождается недоверием, которое в свою очередь возникает из крайнего эгоцентризма, отсутствия заботы о благе других и сосредоточения только на самом себе. Эгоцентризм вреден для здоровья, но мало кто на самом деле отдает себе в этом отчет. Во всем мире (и особенно в Западном полушарии) образование традиционно ставило целью дать человеку максимальный объем знаний о материальном мире, с тем чтобы он обрел материальное благополучие. В итоге в мире полно прекрасно образованных, материально состоявшихся и при этом очень эгоцентричных, недовольных жизнью интеллектуалов, которые страдают от депрессии, неврозов, страха и прочего негатива.

Их никто никогда не учил исследовать собственное сознание, работать со своими эмоциями, понимать происхождение своих комплексов. Гигиена эмоций не менее важна, чем гигиена тела. Изучать внутренний мир человека не менее важно, чем изучать внешний. Я уверен, именно на этом должна сосредоточиться новая система образования».

Тот случай, когда я полностью солидарен с лидером тибетских буддистов.

P.S. Вы спросите: «Погоди, а как у тебя самого с эгоизмом, эгоцентризмом, гневом, ревностью и необходимостью быть правым?». Именно потому, что я на себе испытал всю «прелесть» этих эмоций и получил от них по полной (и в карьере, и в личной жизни, и в борьбе за правое дело), я однажды понял, что разобраться с ними сам и помочь в этом смысле другим — главное, что я должен сделать.

Влияние общественного мнения на человека

Социум диктует человеку, как он должен себя вести, каких норм придерживаться. Общество учит человека нести ответственность за свои слова и поступки. Социум воспитывает и перевоспитывает, он формирует традиции, привычки, обычаи. Массовое сознание диктует общие для всех нормы жизни, ограничивая свободу и покушаясь на индивидуальность. Найти баланс между общественным и индивидуальным – одна из главных задач жизни любого человека.

роль общественного мнения в жизни человека

Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию, каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Как не попадаться на эти уловки

Развивайте в себе критическое мышление. Оно необходимо, чтобы обрабатывать большие объёмы информации, анализировать доказательства, аргументы и мнения других людей, рассуждать логически. А ещё такое мышление заставляет ставить под сомнение факты и добираться до сути.

Вот действия, которые помогут научиться отличать Dealing with Fake & Manipulative Media достоверную информацию от ложной и распознавать манипуляции:

Зависимость от общественного мнения

Как быть собой и не думать, что скажут люди, но при этом поддерживать хорошие отношения с социумом? Зависимость от взглядов других связана со страхом критики и осуждения, которому общество может подвергнуть человека. Далеко не каждый может выступить против большинства. Однако это важно делать, потому что зависимость препятствует развитию, самореализации. Страх делает человека пассивным, лишает мечтаний и устремлений. Проблема в том, что человек не может жить вне социума, но и подчиняться ему во всем не лучший вариант. Что же остается?

Аргументы из литературы на тему: «Влияние общества на человека»

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Как перестать зависеть от общественного мнения

Прежде всего, нужно принять тот факт, что все люди зависят от других. Кто-то в меньшей степени (волевые, уверенные в себе люди), а кто-то в большей степени (неуверенные индивиды с комплексами и страхами), но исключений нет. Так что совсем избавиться от зависимости не получится. Так устроен человек, что нам нужно учитывать убеждения большинства, оглядываться на других людей, если мы хотим чего-то добиться в жизни.

Разнообразие взглядов обусловлено разным жизненным опытом людей, разными интересами, спецификой восприятия. Вы должны понять и принять себя, научиться анализировать и фильтровать информацию. Помните о том, что отношение большинства переменчиво. Мы уже сказали, от чего это зависит. При определенной доли уверенности в себе, арсенале фактов и аргументов вы сами можете сделать свои убеждения всенародными. Каждый может интегрировать свои идеи в общество, если будет по-настоящему уверен в них и себе.

Роль общественного мнения в жизни людей (На примере комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

1. Роль Софии в появлении слухов. 2. Распространители общественного мнения. 3. Губительная природа общественного мнения. 4. Визитная карточка человека.

Общественное мнение формируют не самые мудрые, а самые болтливые. В. Беганьский Общественное мнение в жизни людей играет огромную роль. Ведь представление о том или ином человеке мы составляет потому, что о нем думают окружающие. Лишь при близком знакомстве мы или отвергает всякие предположения, или соглашается с ними. Причем такое последовательное отношение к человеку складывалось во все времена. Об общественном мнении писал в своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. В нем Софья называет Чацкого сумасшедшим. В результате не проходит и пары минут, чтобы все общество и с большим удовольствием согласилось с репликой, И самое опасное в таком распространении информации о человеке в том, что практически никто и никогда не спорит с подобными суждениями. Все принимают их на веру и начинают распространять подобным образом. Общественное мнение, создаваемое умелой или невольной рукой одного человека, образует определенную преграду для другого. Конечно, нельзя говорить о том, что общественное мнение имеет только отрицательное значение. Но, как правило, когда ссылаются на подобное суждение, тем самым стараются подтвердить нелестные характеристики какого-то человека. Недаром именно Молчалин, который уверен, что в его «лета не должно сметь свое суждение иметь», говорит о том, что «злые языки страшнее пистолета». Он по сравнению с Чацким принимает законы того общества, в котором живет. Молчалин понимает, что именно оно может стать прочной основой не только для его карьеры, но и для личного счастья. Поэтому, когда собирается фамусовское общество, он старается угодить тем, кто может дать положительную характеристику его персоне. Например, Хлестова. Молчалин гладил и нахваливал ее собачку. Подобное обхождение так ей понравилось, что она назвала Молчалина «дружок» и поблагодарила. Чацкому тоже известно, как складывается о человеке общественное мнение: «Поверили глупцы, другим передают, / Старухи вмиг тревогу бьют — / И вот общественное мненье». Но он единственный, кто может ему противостоять. Однако Александр Андреевич не учитывает тот факт, что его мнение данному обществу совершенно неинтересно. Наоборот, Фамусов считает его опасным человеком. Нелестно о нем отзывается и сама виновница слуха о сумасшествии — София: «Не человек, змея!» Александр Андреевич Чацкий новый в этом обществе, несмотря на то что он был в нем три года назад. За это время очень многое изменилось, но только для самого главного героя. Общество же, его теперь окружающее, живет по прежним законам, которые их вполне устраивают: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, / Что по отцу и сыну честь: / Будь плохенький, да если наберется / Душ тысячки две родовых, — / Тот и жених». София не принимает такого положения дел. Она хочет устроить личную жизнь по-своему. Но на этом пути ей мешает не только отец, прочащий ей в женихи Скалозуба, но и Чацкий, на которого она обижена: «Охота странствовать напала на него, / Ах, если любит кто кого, / Зачем ума искать и ездить так далеко?» Образ Софии важен здесь не только тем, что она пустила слух, но и тем, что явилась источником появления неверного общественного мнения. Представление других героев о Чацком складывается в момент их общения. Но эти разговоры и впечатления каждый из них оставляет при себе. И только София выносит их в фамусовское общество, которое тут же осуждает молодого человека. Г. N. Как его нашли по возвращеньи? С о ф и я Он не в своем уме. Г. N. Уж ли с ума сошел?

С о ф и я (помолчавши) Не то чтобы совсем… Г. N. Однако есть приметы? С о ф и я (смотрит на него пристально) Мне кажется. Из этого диалога можно сделать вывод о том, что девушка не хотела объявлять о сумасшествии Чацкого. При реплике «Он не в своем уме» она скорее всего имела в виду то, что со своими взглядами Александр Адреевич совершенно не вписывается в то общество, в которое попал. Однако в процессе диалога образ главного героя приобретает совсем иные очертания. В результате два человека создают определенное мнение о человеке, которое потом и распространяется в самом обществе. Поэтому Чацкий стал восприниматься в таком кругу как сумасшедший. В «век покорности» Александр Андреевич не мог смириться с тем, что люди унижают себя, чтобы добиться чинов и расположения. Он, отсутствуя три года для того, чтобы получить дополнительные знания, не может понять тех, кто осуждает чтение книг. Чацкий не принимает и пафосные заявления Репетилова о тайных обществах, замечая: «…шумите вы? И только?» Подобное общество не способно принять в свой круг человека, которому даже любимая девушка дает такую нелестную характеристику: «…желчь на всех излить готов». Однако не стоит и забывать о том, что София хоть в какой-то степени не согласна с законами фамусовского общества, но не вступает с ним в прямой спор. Таким образом, Чацкий остается один в этом окружении. И на первый план выходит не он как личность, а мнение о нем, составленное обществом. Так почему же общество так легко воспринимает и дает отрицательную характеристику молодому, умному и здравомыслящему человеку? Наиболее полный ответ на этот вопрос автор комедии дает тогда, когда к Фамусову начинают съезжаться гости. Каждый из них представляет определенный голос в общественном мнении определенного круга людей, в котором они вращаются. Платон Михайлович попадает под каблук жены. Он принимает для себя законы того мира, где он находится, несмотря на то что раньше «лишь утро — ногу в стремя». Хлестова обладает хорошей репутацией, поэтому именно ей и старается угодить Молчалин, чтобы общественное мнение было в его пользу. Таким уже признанным «мастером услужить» является Загорецкий. Только в подобном обществе любое мнение о человеке начинает распространяться довольно быстро. При этом представление о нем совершенно никак не проверяется и не оспаривается даже теми, кто хорошо знает Чацкого (София, Платон Михайлович).

Никто из них не задумывается о том, что такое отрицательное отношение губит молодого человека. Он один не может справиться с тем ореолом, который создал ему любимый человек. Поэтому для себя Чацкий выбирает иной путь — уехать. Он произносит ни один красноречивый монолог, но остается неуслышанным. …Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Чацкий уходит со сцены, но на его месте остается более сильный противник — общественное мнение. О нем не забывает и Фамусов, которому предстоит еще долго находиться в этом окружении. Поэтому герою очень важно, какое мнение о нем сложится в обществе, несмотря на то что это может быть всего лишь один человек: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Апексев-на!» На примере одного произведения мы увидели, какое губительное влияние может оказывать общественное мнение на жизнь человека. Особенно если он совершенно не хочет подчиняться его законам. Поэтому мнение становится своеобразной визитной карточкой человека. Оно должно рассказывать о личности заранее то, о чем должны знать другие перед встречей. Кто-то стремиться создать себе хороший ореол, чтобы в дальнейшем свободно продвигаться по карьерной лестнице. А кого-то это совершенно не волнует. Но не стоит забывать о том, что как бы не относились к такому понятию, как «общественное мнение», оно есть. И его невозможно не учитывать, если ты находишься в обществе. А вот какое мнение о тебе сложиться, всецело зависит от тебя самого.

Понятно, что каждое время диктует свои законы построения такой характеристики. Однако не стоит забывать о том, что есть разные люди, и каждый человек может составить свое мнение, а нам нужно только правильно выбирать и прислушиваться к тому, что о нас думают. Возможно, именно это поможет в какой-то мере понять, что видят в нас другие люди, и изменить у них сложившееся о нас представление.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *