роль общества в жизни человека общества и государства кратко
Значение и функции государства в жизни общества
История человечества насчитывает несколько десятков тысяч лет, но только пять последних тысячелетий оно прожило, объединившись в государства. Тем не менее, даже столь короткого исторического промежутка времени было достаточно, чтобы убедиться в преимуществах развития общества под управлением государства перед иными сообществами людей, живущими общинным или племенным строем.
Государство: определение, основные признаки
Государство – организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
Основное назначение государства на внешнеполитической арене – защита от внешней угрозы и обеспечение независимости страны, а внутри – обеспечение на своей территории стабильного развития экономики и социальной сферы.
Иногда понятие «государство» употребляют в качестве синонима понятию «страна». Однако это не всегда является правомерным: государство – это образование политическое, в то время как страна – это понятие прежде всего культурно-географическое. Поэтому его уместно употреблять, в случаях, когда речь заходит о климате какой-либо территории, населении и т. д.
Каждое государство обладает рядом основных признаков, среди которых наиболее значимыми являются:
Назначение государства и его роль в жизни общества
В Древнем мире и в Средние века роль государства в жизни общества сводились к нескольким аспектам, к которым можно отнести:
Однако с развитием общества растут запросы самого общества, усиливаются и переплетаются связи между людьми, а значит растёт и ширится количество задач, встающих перед государством.
В современном обществе уже ни один процесс не обходится без вмешательства государства. Оно по-прежнему защищает своих граждан и территорию страны, устанавливает правовые и нравственные законы, регулирует социальную сферу, объединяя людей с целью решения важных задач и придавая их деятельности смысл.
С целью поддержания обороноспособности страны и безопасности своих граждан государство создаёт, содержит и развивает армию и оборонную промышленность. В этой сфере роль государства является абсолютной. Однако в условиях цивилизованного общества при решении конфликтов между странами редко прибегают к аргументам силового воздействия: решающее битвы происходят на уровне государственных представителей – дипломатов. Развитие дипломатического корпуса (организация посольств, консульств, представительств на территориях других стран, подготовка грамотных специалистов и т. п.) также является абсолютной прерогативой государства.
Внутри страны для обеспечения стабильности, безопасности и порядка государство устанавливает систему правил и законов, нарушение которых карается мерами воздействия, различной силы: от штрафов, предупреждений и общественных порицаний за незначительные проступки, до лишения свободы на длительные сроки и конфискации имущества за тяжкие преступления.
В социальной сфере круг вопросов, решение которых стало исключительной прерогативой государства, расширился больше, чем в любой другой. Оно занимается:
При возникновении социальных споров, к которым относятся споры между отдельными гражданами или организациями, между представителями различных классовых прослоек, различных культурных, этнических или религиозных диаспор, государство выполняет роль арбитра в разрешении конфликтов. Для этого ещё в древности были созданы специальные органы: сначала это были советы старейшин или вождей, а затем их функции в разрешении конфликтов взяли на себя суды, ставшие третьей независимой силой государственной машины.
Функции государства
Рассуждая о роли государства в обществе более конкретно, следует обратиться к его функциям, которые разделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции
Внутренние функции являются основными направлениями деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относятся функции:
Внешние функции
Ко внешним функциям относятся те, которыми государство занимается на международной арене. Это функции:
Примером организации мирового значения является Совет Безопасности ООН, регионального – Организация Африканского единства, Лига Арабских Государств.
Сочинение Роль общества в жизни человека
Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки, братья и дедушки. Мы растем, наблюдая как пример поведение наших родных и близких.
Затем посещаем детский сад, ведь находясь в коллективе идет более быстрое интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Коммуникативные навыки формируются в игровой среде. Имеется огромное множество подвижных и более спокойных игр для командных взаимодействий. Ребята чувствуют поддержку друг от друга и это дает им ощущение уверенности.
В школьной среде круг общения расширяется. Часто взрослые сохраняют школьную дружбу на многие и считают ее самой крепкой.
Далее идет этап университета или колледжа, а потом работа. И всегда вокруг нас находятся люди, с которыми мы общаемся. Ведь никак не сделать покупку в магазине, не разговаривая с кассиром. Да и просто пойти в кино или на прогулку одному будет скучно. Играть в подвижные игры или болеть за любимую команду одному очень одиноко.
Человек формируется как личность благодаря обществу, которое осуществляет влияние на его привычки и поведение. Издавна человечество выживало в условиях дикой природы за счет объединения в общины. Вместе проще было добывать еду и сражаться с недругами. Со временем в обществе стали формироваться определенные обычаи и традиции. Кроме того, на формирование народностей большое влияние оказал климат и количество населения. Речь позволяет нам общаться между собой.
На человека оказывает значение и политическая ситуация в стране, и природные катаклизмы, и экономика государства. Личность человека формируется под действием различных событий, которые случаются в обществе. Например, на примере истории можно проследить, что войны и революции побуждают у людей чувство борьбы и любви к Родине. В мирное время происходит постепенное развитие культурных ценностей и появляется большое количество талантливых творческих индивидов. СМИ просто виртуозно могут манипулировать сознанием людей, давая ту информацию, которая далее распространиться среди людей и приведет к нужному им результату.
Человеку сложно существовать вне общества. В настоящее время есть не только реальное общение, но и возможность говорить по телефону, общаться через социальные сети. Это дает шанс ощущать себя нужным и делиться своими впечатлениями даже не выходя из дома.
2 вариант
Может ли общество быть без человека и человек без общества. Вопрос достаточно спорный. Дело в том, что люди — это и есть само общество, они его формируют. И вот здесь стоит взглянуть на такое понятие, как «личность» и роль общества на формирование личности.
Далеко не каждый человек в своей жизни проходит путь, позволяющий ему считаться полноценной личностью. Например, люди без определенного места жительства. Да, им присущи человеческие качества, однако они не являются личностями, ведь у них отсутствуют достижения, определенные результаты в жизни и т. п. И не редко людей, которые не имеют определенного места жительства, называют изгоями общества. Тоже можно сказать и про людей, страдающих от наркомании, алкоголизма, находящихся в местах лишения свободы.
Далее, полноценный человек не может существовать без общества. Рождаясь, каждый принимает на себя ряд социальных (общественных) ролей, главными из которых являются сын или дочь, внук или внучка, к второстепенным относятся такие, как пассажир, покупатель и многие другие. Все это относится к общественной сфере, позволяющей каждому человеку всесторонне развиваться.
Общество, по сути, является огромной группой людей, которая разделена на определенные подгруппы, мини общества. Сюда можно отнести семью, школу, работу. Не редко можно встретить такое понятие, как социальный институт. Но сейчас не об этом.
В течение всей своей жизни человеку приходится приспосабливаться к тем условиям, которые создаются обществом, включая мнение, специфику поведения, общения. Без общества человек не сможет жить.
Каждый человек — существо социальное (общественное), для которого свойственно желание постоянно общаться и развиваться. Можно себе только представить, как будет себя чувствовать человек, находясь длительное время на необитаемом острове. По истечению времени, все те навыки, которые были приобретены под воздействием общества, будут утрачены.
Вместе с тем, и общество не может быть сформировано без людей. Поэтому можно с полной уверенностью отметить, что общество играет основополагающую роль в жизни каждого человека. Человек не сможет жить, развиваться вне общества.
Сочинение-рассуждение
Каждый человек в современном мире выполняет роли: важные, социальные, так же взаимодействует и с другими людьми, непосредственно является частичкой общества. Демократическое общество постепенно переходит в гражданское. Когда ты имеешь юридические права и обязанности, сам достиг высшего уровня самопознания, то в праве называть себя не просто человеком, а настоящим гражданином. В нашем современном мире, как принято понимать наукой, человек- высшая степень развития организмов на земле, он задействован в истории, менял ее, творит культуру. Конечно человек может умереть, но его дела бессмертные. Что отличает человека от других организмов на земле- конечно же способность к мышлению. Общество не может быть без человека, а человек без общества.
Что же такое общество? Это та совокупность отношений людей и то что они делают. Когда люди обмениваются между собой информацией, понимают друг друга, то весь этот процесс называется общением. Кто как не мы, люди, любим поговорить, но при этом мы с любопытством слушаем и своего собеседника, который делиться с нами самыми свежими новостями, какими та важными событиями в его жизни. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми, и как можно меньше конфликтовать с ними. Средством общения может быть, что угодно, начиная от личного общения заканчивая самыми современными гаджетами, которые придумало человечество.
Также читают:
Картинка к сочинению Роль общества в жизни человека
Популярные сегодня темы
Это такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.
У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том
В повести Булгакова описывается период жизни России начала 20 века. Ярко и красочно воспроизведена действительность того времени, время зарождения пролетариата, когда люди получают власть, но ещё не знают, как её применить.
Иуда представляет собой канонический образ, который вводит Булгаков как одного из немногих учеников проповедника Иешуа. Автор меняет имя этого героя, которого называет Иудой из Кириафа.
Право
Раздел I. Теория государства и права
Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.
1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.
3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.
4. Формы государства.
Лекция 1. Право, государство и их роль в жизни общества
Цель лекции: формирование общих представлений о праве, государстве, их значении в общественной жизни.
1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества.
3. Понятие, признаки, функции государства и его роль в жизни общества.
4. Формы государства.
1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, идеологией авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная. По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная. Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю. Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Локк, Руссо, Радищев). Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения этого люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.
5. Теория насилия (Дюринг, Каутский). Государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых племен более сильными. Из последних создается государство. Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Государство возникает волей человека, необходимостью человека жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться.
7. Марксистская (Маркс, Энгельс, Ленин). Государство произошло в результате изменения общественных отношений, способа производства, возникновения и борьбы классов. Государство выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство.
2. Понятие, признаки, функции права и его роль в жизни общества. Право представляет собой совокупность установленных и санкционируемых государством правил поведения, которые регулируют наиболее важные общественные отношения.
1) нормативность (право имеет нормативный характер);
3) обеспеченность возможностью государственного принуждения;
4) формальная определенность (государство возводит право в закон, придает ему официальную форму выражения);
5) системность (естественное, позитивное, субъективное право).
Функции права вытекают из назначения права (быть регулятором общественных отношений). Функции права – это определенные направления воздействия позитивного права на общественные отношения и общество в целом, в которых проявляются сущность позитивного права.
Чаще всего функции права подразделяют на общесоциальные и собственно юридические. Общесоциальные функции выражают воздействие права на различные сферы общественной жизни, поэтому совпадают с функциями государства. Юридические функции рассматриваются в качестве таких направлений воздействия права, которые выражают его специфику как регулятора общественных отношений.
1. Регулятивная функция выражается в том, что право регулирует, упорядочивает общественные отношения, является, как и все другие социальные нормы, регулятором общественных отношений.
2. Оценочная функция проявляется в том, что право, регулируя общественные отношения, одновременно оценивает и поведение их участников. Нормы права, дозволяя одни поступки людей и запрещая другие, оценивают их как правомерные или неправомерные, как желательные или нежелательные для государства и общества.
3. Воспитательная функция связана с тем, что право не только регулирует общественные отношения, но и выступает в качестве образца поведения участников регулируемых отношений. Нормы права как бы показывают людям, как они могут или должны вести себя в той или иной ситуации.
4. Информационная функция. Правовые нормы в результате закрепления их в различных официальных документах приобретают письменную форму и становятся источниками информации.
Роль права в жизни общества выражается в следующем:
1) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением;
2) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства;
3) посредством права определяются границы проникновения государства в жизнь населения.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.
Функционирование государственного механизма предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Связь государства с правом. Право – государственный регулятор общественных отношений.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:
1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).
2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).
3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.
5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:
1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.
2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств – сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.
4. Участие в международной охране окружающей среды.
Роль государства в жизни общества заключается в следующем:
1) в осуществлении правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.
Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).
4. Формы государства. Выделяют три формы государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-политический режим.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства, и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на: монархические (единоличные, наследственные) и республиканские (коллегиальные, выборные).
Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
Монархия делится на: абсолютную; ограниченную; дуалистическую; теократическую; парламентарную.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической. Признаки парламентской монархии:
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общие признаки республиканской формы правления:
Республики делятся на парламентские и президентские
В такой республике правительство формируется парламентским путем. Глава государства в подобных республиках избирается парламентом. Глава правительства назначается президентом. Он формирует возглавляемое им правительство. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Характерные черты президентской республики:
Президент имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, подписывает законы.
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарное; федеративное; конфедеративное.
Федерация — форма государственного устройства; единое государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов (государственных образований).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза.
Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Таким образом, основное различие между территориальной и национальной федерациями состоит в том, что в национальной федерации степень суверенности субъектов значительно выше, чем в территориальной.
Появилась новая форма ассоциированного государственною объединения, названное содружеством государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Государственно-политический режим – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти.
Все государственно-политические режимы подразделяются на демократические и антидемократические.
Для демократического политического режима характерны следующие признаки:
1. предоставление широкой свободы личности и организациям;
2. признание равноправия граждан;
3. реальная гарантированность прав и свобод личности;
4. возможность участия граждан в осуществлении государственной власти; 5.наличие судебной защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония;
6. разделение властей;
7. наличие легальной оппозиции власти;
8. плюрализм политических течений и идеологий;
9. признание конституционности и законности.
Демократические режимы в различных странах имеют свои разновидности, которые зависят от особенностей политической системы, от расстановки политических сил в обществе и в государственном механизме и т.д.
Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:
1. ущемление прав и свобод личности;
2. огосударствление всех общественных организаций;
3. фактическая ликвидация субъективных прав и свобод личности;
4. милитаризация общественной жизни и наличие военно-бюрократического аппарата;
5. отсутствие легальной оппозиции власти;
6. фактическая ликвидация парламентаризма и политических партий;
7. концентрация власти в руках главы государства или правительства;
8. отказ от принципов конституционности и законности;
9. применение политических репрессий.
Разновидностями антидемократических режимов являются авторитарный и тоталитарный режимы.
Контрольные вопросы и задания