роль куклы в жизни ребенка
Кукла в жизни ребенка
Кукла это отображение человека
Кукла сама не рождается и не падает с неба, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи фантазии и воображения своего создателя. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую куклу.
Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
Полки современных магазинов радуют взгляд нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.
Куклам приписывают различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в хороших делах. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. В старинных былинах и народных сказках мы встречаем упоминание об обрядах с куклами. Вот и в сказке «Матушкина кукла» эти обряды играют важную роль. С их помощью купеческая дочь Марьюшка (в других сказках – Василиса) избегает многих бед и находит свое счастье.
Игрушку-друга, очень похожего на помощницу – куклу из сказки можно создать только своими руками. Сам малыш может наделить своего игрушечного друга особой силой – волшебной силой своего сердца! Для чего понадобится небольшой предмет, маленький камушек, ракушка или бусинка, которой и будет будущим сердечком куклы. Держа его в руке, малыш может закрыть глазки и подумать о чем-нибудь очень хорошем. И если обо всем хорошенько подумал, можно открыть глаза и … положить свой ставший волшебный предмет в футляр из-под фотопленки или «киндер сюрприза». Если потрясти футляр, то становится слышно, как стучит кукольное сердечко, полное светлых и хороших мыслей малыша. Но чтобы появилось тело куклы надо еще поработать… Понадобится помощь мамы ил бабушки, что бы из кусочков ваты и лоскутов ткани родилась кукла.
Знакомство с куклами-марионетками дает возможность соприкасаться с некоторыми сторонами игровой народной культуры, воспользоваться мудрыми уроками игры в куклы в обыденной жизни и просто украсить интерьер своего дома уникальным красивым сувениром ручной работы.
В первую очередь кукла это отображение человека. Обретая жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, кукла сохраняет в своем образе его характерные особенности.
Процесс игры с этой куклой побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону жизни взрослых и свое собственной жизни. Он открывает для себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Для взрослого же человека игра в куклы решает другие задачи: помогает дать ориентацию в отношениях, активизирует осмысление своей деятельности и приобретение новых знаний. Решение взрослых задач может проходить через возврат к генетически более ранним формам деятельности и, в первую очередь, к игровым, насыщая их новым содержанием.
С древнейших времен кукле приписывали различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять для себя болезни и несчастьях, помочь в хороших делах.
Многие куклы-талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Сегодня далеко не многое владеют старинным искусством кукольного рукоделия, однако таких мастеров найти можно. Сделать куклу все же это пол дела. Необходимо с ней играть, т.е.оживить ее. Тут очень важен момент беседы взрослого со своим ребенком «как будто бы от лица куклы», или наоборот (пусть малыш говорит за куклу). Замечательно, если таких играющих в куклы родителей и детей несколько. Расширяется сюжет игры, общение выходит на новый уровень.
Кроме всего прочего сами куклы могут составить оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для ваших друзей.
Новое видео:
Новое видео:
«Кукла в жизни ребенка»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация по игре На тему: «Кукла в жизни ребёнка»
История появления и развития кукол Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. К началу 19 века кукла стала детской игрушкой. Кукла – это отвлечённое изображение человека. На территории России куклы как игрушки существовали издавна. В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских феодальных семьях, её обязанности и домашние занятия обусловили приверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игрушкой была кукла – хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья.
Очевидно, тогда же повсеместно появились различные торсы с приставными руками и ногами, рассчитанные на одевание. В 17 веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно ещё не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали людей в простейших жизненных сценах. Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хозяйки дома, но и этикету светской жизни – воспитательный идеал того времени. Куклы с восковыми головками конца 18 века русской работы, изображающие дам в пышных кринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах, но не имели ничего общего с народной игрушкой России. В конце 18 века появились условия для развития керамической игрушки – открылись фарфоровые заводы. Фабричные куклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготовление и распространение. Они производились в невиданном для того времени масштабе – десятками тысяч. Народные куклы всегда отображали образ взрослой женщины. Позже народные куклы начали утрачивать свою индивидуальность и наивную непосредственность. Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орнаментальной росписи волос вводились парики, головы увеличивались, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классических пропорций.
Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешёвых одежда не снималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были с фарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные мастерицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкой работы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол сохраняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам. Педагоги прошлого, подразделяли игры девочек с куклой на три категории: игры матерей, принцесс и кухарок. После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных платьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». В первые десятилетия 20 века некоторые педагоги признавали куклу вредной игрушкой. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битьё детей, брань, сплетни и т.д.). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобрана у детей и изгнана из детских садов. Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая – такая, которую трудно испортить, изуродовать, которую ребёнок мог бы купать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым застёгивать пуговицы и завязывать тесемки. В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внешность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простота конструкции стимулировала активность и воображение ребёнка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры.
Выбираем куклу для ребенка
Все девочки любят играть с куклами. А многие, вырастая, все равно продолжают в них играть.
Психологи и педагоги советуют при покупке выбирать куклу, соответствующую возрасту ребенка. Все свои взрослые взгляды и симпатии при выборе придется оставить при себе – пусть девочка сама выберет ту, которая ей по душе. Ведь, в конце концов, играть не вам с нею.
Кстати, понаблюдайте за своей малышкой, когда она играет с куклой – вы имеете шанс увидеть себя со стороны, а значит, и подкорректировать свои ошибки в поведении как по отношению к ребенку, так и в целом, в семье. Кукле достаются шлепки и крики? Или же, наоборот, дочь не расстается с ней ни на минуту? Тут есть о чем подумать, стоит только присмотреться к манере игры.
Каждому возрасту своя кукла
До года. Странно, но почему-то во многих рекомендациях к покупке первой куклы именно этот возраст несправедливо обходят стороной. Совершенно зря, скажу я вам. Ведь как только ребенок адаптируется к окружающему миру, начинает его видеть, слышать, ощущать – у него появляется необходимость в тактильных ощущениях, а также отработке приобретенных навыков. Например, рассматривать все вокруг себя. И вот тут на помощь придут тряпичные куклы, легкие, небольших размеров и с крупными чертами лица. Желательно, чтобы и форма лица была круглой, поскольку круг у младенцев вызывает приятные ассоциации, с позитивным подтекстом.
И тут же сразу обращаю ваше внимание, что такая кукла должна быть абсолютно безопасна для малыша: никаких пуговиц, шнурков и прочих съемных деталей, которые могут попасть в рот или нос. И никакого клея! Самый идеальный вариант – это сшитая из цельного куска натуральной ткани игрушка, с вышитыми или надежно пришитыми деталями. Например, кукла-мотанка, мода на которую снова возвращается.
От года до трех лет. Растет ребенок – меняются его потребности. И в этом возрастном промежутке появляется необходимость познавать окружающий мир, и в том числе, игрушки, окружающие его. Для этого возраста рекомендуется покупать куклу, у которой достаточно легко сгибаются и разгибаются конечности, она может быть средних размеров, даже интерактивной с обучающими функциями. Ее гардероб пока не должен состоять из большого количества мелких деталей, но при этом каждая деталь гардероба должна быть сшита из натуральных тканей, ярких, но не ядовито-кислотных расцветок. Не удивляйтесь, если дочь будет часто откладывать куклу и переключаться на другие игрушки. В этом возрасте такое поведение вполне нормальное – ведь ребенок еще не научился ставить перед собой конкретные цели и достигать их.
От четырех до шести лет. Приблизительно с четырехлетнего возраста девочка уже начинает играть в ролевые игры: она будет копировать свою маму, папу по отношению к ней самой. То есть, кормить куклу, купать, ухаживать за ней, воспитывать, делиться с ней своими знаниями. Специалисты рекомендую в этом возрасте покупать пупсов, которые имитируют настоящего ребенка (его нужно кормить, менять памперс, высаживать на горшок, баюкать и так далее).
В этот период чаще всего ребенок идет в детский сад, развивающие кружки и так далее. Словом, он вступает в новую фазу своего развития: социализацию и учится взаимодействовать в коллективе. Именно поэтому маленькой девочке может понадобиться своя личная кукла-подружка с приданым (это может быть и собачка, и кошечка, всевозможные аксессуары, косметика и предметы мебели). Не стоит игнорировать значение такого багажа к кукле – ведь ребенок испытывает потребность заботиться о ком-то еще, кроме себя. То есть в характере ребенка формируется очень важная черта – эмпатия (способность сочувствовать и сопереживать окружающим людям).
Ближе к пяти годам девочки начинают себя сравнивать с мамой, идентифицировать с женским началом, именно поэтому они проявляют интерес к куклам с ярко выраженным телосложением женщины, с более взрослым лицом. Желание обратить на себя внимание, вызывать восхищение окружающих в этом возрасте у девочек увеличивается, потому и куклы выбираются соответствующие: как в мечтах. Вот откуда появляется внезапный интерес к феям, воинам или героиням популярных мультфильмов – девочки идентифицируют себя с ними.
Часто у таких кукол непропорциональное тело: это либо большая голова, либо же взгляд какой-то «недетский». Пугаться и отговаривать дочь от покупки не стоит – в этом возрасте девчонки повторяют друг за другом, ничего с этим не сделаешь. Именно с помощью таких вот взрослых кукол девочки «проигрывают» жизненные ситуации – общение друг с другом, походы в гости, умение выразить свою симпатию и даже первую влюбленность.
Значение куклы и ее роль в жизни ребенка
Социальную роль такой игрушки сложно переоценить – с ее помощью можно отучить ребенка от плохих манер, а также, играя, донести до него понятия «хорошо» и «плохо», приучить к режиму, аккуратности и так далее. И вполне вероятно, что проявляя заботу о своей любимой кукле, девочка и сама начинает ввести себя так, как ее учат этому родители.
Существует некий стереотип, что кукла – это игрушка для девочек, а вот машинки – это для мальчиков. Однако, мальчики в определенном возрасте тоже играют в куклы, и страшного в этом нет ничего. Ведь мальчишкам, как и девчонкам, нужно учиться строить отношения в социуме, а кукла – это один из помощников в процессе учебы. И точно так же, как девочки, мальчики проигрывают жизненные ситуации с помощью кукол.
Например, знакомая нам с детства игра «дочки-матери», в которой кукла – это общий ребенок, а мальчик играет роль отца, в то время как девочка – это мать. И такой этап в развитии ребенка нужно пройти. Поэтому, не впадайте в панику раньше времени, если ваш мальчик вдруг проявил интерес к кукле своей подружки или сестры.
Вообще, кукла – это зеркальное отражение нас. Именно благодаря такой игрушке, ребенок учится и отрабатывает свои приобретенные знания, выражает эмоции, а также проходит определенные этапы взросления. Поэтому, приобретая куклу, обращайте внимание на качество изготовления игрушки, размер, внешние данные, исполнение (все элементы должны быть надежно закреплены, одежда выполнена качественно, реалистично и из натуральных тканей, без очень мелких деталей, свободно сниматься и одеваться), волосы – надежно пришиты к голове, должны легко расчесываться и мыться. Размер куклы в идеале не должен превышать размер руки ребенка от кисти до плеча – иначе будет неудобно играть. А внешний вид куклы исполнен таким образом, чтобы она гармонично смотрелась и была реалистична, схожа приблизительно с нами, людьми. Также, не поленитесь попросить у продавца сертификат качества и соответствие санитарно-гигиеническим требованиям вашей страны.
Одним словом, выбирая куклу-подружку для своего ребенка, подойдите к этому вопросу серьезно.
Использование дидактической куклы в раннем возрасте
Анастасия Затрутина
Использование дидактической куклы в раннем возрасте
Сегодня я поделюсь с Вами возможностями использования дидактической куклы в ходе педагогического взаимодействия с детьми, направленного на познавательное развитие детей. Опишу требования к такой кукле и особенности образовательных ситуаций с ней.
«Кто в детстве в куклы не играл,
тот детства не видал»
ФГОС дошкольного образования предлагает педагогам использовать новые подходы в воспитании и обучении детей раннего возраста, занимать личностно-ориентированную и гуманистическую позицию в процессе педагогической работы. Познавательное развитие ребенка рассматривается как развитие интересов детей, любознательности, мотивации к познавательной деятельности. Педагог должен ориентироваться не на директивную передачу знаний и умений, а на формирование субъектной позиции ребенка, его самостоятельности и активности в познавательной деятельности.
В современной социальной ситуации детей окружает множество различных гаджетов, которые отвлекают ребенка от самой важной для него деятельности – тактильного обследования предметов, манипулирования и действий с ними. Игрушки, представленные в магазинах, чрезмерно перегружены деталями, ориентированы исключительно на привлечение ситуативного внимания и, часто, не несут дидактической функции. Таким образом, особой задачей педагога становится ввести в жизнь ребенка простые игрушки, не оборудованные музыкальными и световыми эффектами, но обладающие важными развивающими функциями.
Игрушка в процессе игры является самым близким предметом для ребенка, а одним из важных посредников между окружающим миром и ребенком становится кукла, которая в определенных условиях становится дидактической в руках педагога.
Дидактически оборудованная кукла – универсальный инструмент педагога, обладающий уникальными дидактическими свойствами и широким спектром возможностей для использования в работе с детьми раннего возраста.
Е. И. Тихеева разработала серию дидактических приемов и методов, направленных на развитие речи детей, основанных на игровых действиях с дидактически оборудованной куклой. Данная кукла, по мнению педагога, должна быть приспособлена для обучения детей, иметь набор аксессуаров (набор одежды, головных уборов, обуви, мебели и. т. д., необходимых для знакомства ребенка с повседневной жизнью, обогащения их активного и пассивного словаря.
Также, вариативность использования дидактической куклы позволяет педагогу помочь детям раннего возраста адаптироваться к детскому саду, познавать окружающую действительность, освоить культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, совершенствовать восприятие сенсорных эталонов.
Кукла, которую можно применять для познавательного развития детей раннего возраста, должна быть яркой и привлекательной, иметь тщательно продуманный набор аксессуаров, которые помогут познакомить ребенка с предметным и социальным миром в ходе игры.
По мнению Е. И. Тихеевой “Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического руководства”.
Дидактическая кукла является посредником между педагогом и ребенком, позволяет незаметно для ребенка осуществлять педагогическую деятельность по воспитанию и обучению. Для детей характерно «очеловечивание» кукол, что значительно расширяет возможности их использования в образовательном процессе.
Еще Н. К. Крупская в своей статье “Об игрушках для дошколят” писала, что “важно, чтобы ребенок имел простую, небьющуюся, не уродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесемки, застегивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешевая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать”.
— внешнее сходство с человеком,
— иметь необходимый набор аксессуаров, которые будут использоваться в непосредственной образовательной деятельности.
Не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают. Дошкольники обыгрывают различные ситуации, отображают и закрепляют обобщенные представления о них. В игре с куклой зарождается сюжетно-ролевая игра, когда дошкольник использует взятую на себя роль. Дети играют в парикмахерскую, больницу, словом во все то, что встретится в жизни. Они проигрывают сюжеты и целые сюжетные линии. Играя, ребенок воспроизводит взаимоотношение людей и усваивает законы общества. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующие социализации детей.
Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10 минут.
В течение учебного года я разрабатывала игры-занятия с куклой (Приложение №1, №2). Разработала перспективный план.Были проведены консультации по темам: «Игрушка в жизни ребенка», «Как правильно выбрать игрушку ребенку». Совместно с родителями была изготовлена дидактическая кукла, которую мы используем непосредственно образовательной деятельности, а также в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
Так, например, для детей, не достигших 2 лет я разработала цикл игр-занятий «Играем с Лялей», на которых дети знакомятся с куклой и как с ней действовать.
Для детей от 2 до 3 лет при формировании культурно-гигиенических навыков я используюследующие игры-занятия: «Мы моем кукле руки», «Катя проснулась», «Кукла Катя причесывается», «Сделаем Кате красивую прическу», «Купание куклы Кати», «Наденем кукле Кате чистое платье», «Оденем Катю на прогулку», «Куклы на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». При формировании навыков поведения за столом использую игры-занятия: «Покажем кукле Кате как нужно сидеть за столом», «Напоим Катю чаем», «Накормим куклу Катю обедом» (умение пользоваться столовыми приборами). При формировании добрых отношений ко взрослым,сверстникам: «Кукла Катя заболела», «День рождения у куклы Кати», «Кукла Катя у нас в гостях», «Катание кукол на машине», «Покатаем кукол с горки». В воспитании бережного отношения к вещам использую игры-занятия: «Кукла Катя убирает игрушки», «Кукла хочет спать», «Погладим кукле платье».В воспитании интереса к труду взрослых: «Починим игрушки», «Стирка кукольного белья» и другие.
Таким образом, игры с куклами способствуют всестороннему развитию детей. Наблюдая за играми детей, я обратила внимание, что дети больше стали интересоваться куклами. Они их кормят, укладывают спать, укачивают. Играя с куклой, дети чувствуют свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития личности ребенка.
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /Н. М. Аксарина. – 3-е изд. – М. : Издательство “Медицина”, 2006 – 304 с.
статья » Роль куклы в жизни ребенка»
Содержимое публикации
Кушева Светлана Николаевна
Роль куклы в жизни ребенка.
Ведущей деятельностью ребенка является игра. Обучающий материал, который используется ребенком в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время остаются куклы.
Куклотерапия, как метод, основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки, с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии, где в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).
Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
В современном мире отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития детей.
это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных детей;
это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье, в коллективе;
это формулировка и репетиция сценариев, образов своего желаемого будущего;
это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции);
это тренинг по выработке навыков адекватного выражения собственных чувств.
Процесс использования куклотерапии проходит в два этапа:
Использование кукол для отработки значимых эмоциональных состояний.
Коррекционная функция процесса изготовления кукол состоит в том, что, увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.
В куклотерапии используются такие варианты кукол, как:
Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.
Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.
Типы вождения кукол
Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.
Достижение лечебного эффекта куклотерапии возможно двумя способами.
Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.
Второй (более распространённый) механизм заключается в эмоциональном состоянии, которое многие люди испытывают, когда заканчивают работать над своей куклой. Это прилив сил и радости. Изготовленная кукла потом становится их талисманом, помощником, кукла радует.
Ну и наконец, изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:
развивает мелкую моторику руки и пластику кисти («Мануальный интеллект»);
развивает способности к образному мышлению;
учит концентрировать внимание;
развивает очень редкое умение: выражать характер малыми средствами.
В куклотерапии возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.
Методика использования куклотерапии в педагогике предусматривает проведение нескольких занятий.
Первый этап (первое занятие): изготовление (пошив) куклы
Второй этап (второе занятие): обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством педагога, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. Например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.
Очень давно применяют перчаточных кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. На первых занятиях дети знакомятся с забавными кукольными персонажами: Незнайкой, Петрушкой, Буратино. Вместе с ними дети отправляются в путешествие в мир знаний.
Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Действительно, куклы могут многое, но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и потому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.