роль колоколов в жизни людей
Колокольные тайны
Наверное, ни о чем на свете не создано столько легенд, как о колоколах. Они собирали людей на молитву, были вестниками несчастий и радости, оповещали о начале новой эпохи. В колокольном звоне заключена неведомая сила, которая может изменить жизнь человека.
Звон для богов и духов
Необыкновенные свойства колоколов были подмечены людьми еще в давние времена. Изначально их форма была совсем не такая, как сейчас. Они изготавливались из медных или бронзовых пластин, которые крепились вместе и напоминали продолговатый короб с билом внутри.
В Древнем Китае появились сначала крохотные бубенцы, которые использовались при магических обрядах. Считалось, что их нежные голоса нравятся добрым обитателям тонкого мира, а потому, насладившись ими, духи непременно исполнят просьбу человека. Кроме того, первые колокольчики служили и оберегами, ведь, по поверью, темные сущности не переносили их звона.
Греки считали звон колокольчиков подходящим даром богам. Так, дубовая роща, окружавшая оракул Додоны в Эпире, была вся увешана ими, дабы звон колокольчиков услаждал слух богов и те не скупились на дары людям.
В Риме бронзовые бубенчики украшали колесницы триумфаторов, а также использовались при жертвоприношениях богам.
Цветочная подсказка
Только в V веке колокола уже знакомой нам формы впервые появились на звонницах храмов.
А о том, как это произошло впервые, рассказывает следующее предание.
Как-то во сне епископ города Нола (Италия) святой Павлиний увидел Божьего ангела, держащего в руках букет цветов, издававших дивный звон.
Предсказатель и помощник в любви
Вскоре колокола зазвучали во всех христианских странах. Даже самый бедный приход старался приобрести колокола разных размеров для стройного мелодичного звона. А к меди при их изготовлении теперь добавляли олово и серебро, что делало голоса колоколов более звучными.
К колоколам люди всегда относились с трепетом, ведь недаром же сохранилось немало легенд, рассказывающих об их необычной силе. Так, в Кракове существует предание о колоколе Сигизмунде (Зигмунде), который и сейчас висит на главной звоннице города и является одним из национальных символов Польши.
Этот медный красавец, отлитый из трофейных пушек в начале XVI века, считается верным помощником девушек в любовных делах и за свою долгую историю помог не одной юной прелестнице найти женское счастье.
Чтобы заручиться его помощью, нужно всего лишь подняться на звонницу и искренне поведать древнему великану (вес колокола достигает 12 600 килограммов) о сердечных переживаниях, после чего обнять язык колокола.
Кроме того, известно, что колокола могут предупреждать об опасности. Так жители Йорка (Англия) и Эрфурта (Германия) вот уже несколько столетий внимательно прислушиваются к звону «Великого Петра» и «Марии Глориозы», так как когда их голоса становятся глухими и грозными, это означает приближение эпидемии, войны или смерти правителя.
«Царский» благовест
На Русской земле колокольный звон впервые зазвучал лишь в начале XI века, но почти сразу же завоевал любовь народа.
Долгое время люди верили, что колокола живые, так как им под силу разогнать дьявольские силы, даровать здоровье и. разоблачить злодея.
Этот набатный колокол был казнен отсечением уха и сослан в сибирский Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей Углича о смерти царевича Дмитрия, чем вызвал народное волнение. Колокол находился в ссылке почти 300 лет, после чего вернулся в свой родной город.
Но все же это, скорее, исключение из правил, так как на Руси очень любили колокольный звон. Иван Грозный вместе с сыновьями Иваном и Федором ежедневно в четыре часа утра поднимался на звонницу благовестить к заутрене, а своих приближенных, которые отлынивали от почетного права сопровождать правителя и царевичей к колокольне, сажал под арест на восемь дней.
Царь Федор Алексеевич мог слушать колокола часами и был способен заменить любого самого искусного звонаря. Он частенько говорил, что если бы не родился царским сыном, пошел бы служить пономарем.
Восхищался колоколами и знаменитый полководец Александр Суворов. Во время ссылки в селе Кончанском Александр Васильевич регулярно поднимался на колокольню, дабы оповестить крестьян о начале церковной службы.
К XVIII веку наши предки начали использовать колокольный звон в быту в качестве оберега. Именно тогда стали вешать небольшие колокольчики на шею домашнего скота, дабы уберечь его от происков нечистого. Ямщиков же в пути хранили от всяких напастей голосистые бубенцы под дугой. Свадебный поезд еще 100 лет назад сплошь украшали небольшими колокольцами, ведь их звон оберегал молодых от порчи и сглаза.
Дарующий исцеление
Еще в Средние века была отмечена лечебная сила колокольного звона. Во время эпидемий чумы «оживали» все звонницы европейских городов, так как люди верили, что голоса колоколов изгоняют болезнь и очищают зараженный воздух.
На Руси вода, который обмывали язык колокола, считалась лучшим лекарством от глухоты и немоты. Долгое время голоса колоколов лечили бесноватых. Больного специально заводили на звонницу, где ставили под язык большого колокола. После этого звонарь начинал бить в малые колокола, которые и помогали достичь желаемого эффекта.
Еще 100 лет назад налет, снятый с колоколов, применялся как лекарство от всех кожных заболеваний, так как изготовленная из него мазь могла справиться даже с таким серьезным недугом, как стригущий лишай.
Под пасхальный звон девушки спешили умыться ключевой водой, чтобы подольше сохранить молодость, здоровье и красоту.
Надо сказать, что в наши дни раскрыты тайны целебной силы колокольного звона. Эзотерики считают, что при ударе в колокол его внутреннее пространство заполняет положительная энергетика, которая благотворно влияет на человека. Кроме того, звуки литых красавцев восстанавливают биополе человека и увеличивают его энергетический потенциал.
Также живые голоса звонниц «стерилизуют» пространство, а потому было бы неплохо в тех домах, где люди часто ссорятся, включать аудиозаписи с колокольным звоном или вешать так называемую музыку ветра, которую рекомендует даосская практика символической организации пространства фэн-шуй.
Сегодня даже некоторые врачи рекомендуют своим пациентам, страдающим нервными расстройствами и сердечно-сосудистыми заболеваниями, регулярно слушать колокольный звон. Он помогает как дополнительное средство при лечении неврозов и для избавления от бессонницы.
Елена ЛЯКИНА, журнал «Тайны ХХ века»
Колокольный звон в православии
Колокольный звон вызывает радостное удивление у каждого человека, независимо верующий он или нет. Переливы колоколов заставляют людей помимо воли обратить взгляд в сторону храма и улыбнуться.
Колокольня с несколькими певучими голосами — гордость каждого храма. Колокольный звон, обладающий целебной силой для православных душ, в зависимости от вида, «зовет» людей на служение, «поет» во время торжества и звучит, как набат, при опасности.
В чем назначение церковных колоколов
В обустройстве христианского храма каждая вещь имеет свое назначение. Души православных христиан при слушании церковных переливов наполняются светом, радостью, миром, покоем. Когда колокола звучат, как набат, христиане знают, случилась беда.
Православный звон наполнен удивительной силой, обладающей способностью проникать в человеческие сердца. В церковных звуках и переливах русские православные люди научились отличать торжество, призыв и тревогу, слыша определенный звон.
Удивительное явление — при звучании колоколов, голуби, прообразы Духа Святого, не разлетаются, а наоборот, устремляются к храмам.
Слыша колокольные переливы, православный народ спешит на Богослужения, к которым их призывают ритмичные удары колокола. Весельем и радостью наполняют сердца верующих звуки, возвещающие о торжестве Церкви и праздничных служениях. Торжество и почитание вызывают перезвоны во время торжественных Богослужений.
Виды колокольного звона
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но и наполнением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый вид имеет название и значение.
Звонарем может быть только воцерковленный человек, обладающий определенными качествами:
Звонарь должен быть молитвенником и соблюдать посты, чтобы через переливы звуков донести до людей торжество Православия.
Слыша равномерные удары большого колокола, православные знают, что это благовест, призывающий к богослужению.
Чем значимее событие, тем большим выбирается Божий глас:
При поочередном многократном ударе по всем имеющимся в храме колоколам, перезвоне, возвещаются водосвятные молебны, Литургии, храмовые праздники.
При собственно колокольном звоне звонарь ударяет в два колокола.
Трезвон говорит сам за себя, в это время работают все колокола, большие и малые, каждый раз производит три удара с коротким перерывом. Низкие и звонкие звуки летят прямо в небо и души христиан, сообщая о начале Богослужения или окончании благовеста.
История появления колоколов
Первые упоминания о колокольчиках найдены в документах, которым более 6 тысяч лет. Прообразом дивного произведения является цветок колокольчик, чьи лепестки приходят в движении при малейшем дуновении ветра. Первой задачей колокольчиков было подать сигнал. Их надевали на домашних животных, вешали на двери.
Интересно о православии:
Родиной первых литых звоночков считается Китай, где колокольчики используются в обрядах очищения. По легенде мастер никак не мог смешать нужные металлы для достижения нужного звука, все изделия либо давали трещины, либо не звучали. По совету монахов дочь мастера бросилась в расплавленный металл, и первый большой колокол «Прелестный цветок» зазвучал на весь Китай.
Египетские монахи первыми стали использовать колокольный звон для созыва христиан на служения.
Для сведения! Самое большое распространение на Руси церковные перезвоны приобрели в XVI столетии, превзойдя по весу все имеющиеся в европейских странах.
Божий глас стал элементом русской культуры. По поверью колокольные перезвоны отгоняют нечистую силу, поэтому во времена мора, нашествия врагов церковные звоны не умолкали.
Со временем появилась даже нотная грамота для игры на этих уникальных произведениях рук человеческих. В России часто устраивают фестивали колокольного звона, наполняя все вокруг Божьей славой.
Целебная сила колокольного звона
Учеными доказано, что колокольные перезвоны обладают целительной силой не только при очищении пространства от нечисти, но и при оздоровлении людей.
Удивительное открытие, сделанное исследователями, показывает, что церковные звуки распространяются в пространстве волнами в виде креста, оказывая положительное влияние на физическое, душевное и духовное состояние человека.
Неоднократно христиане отмечали выздоровление, избавление от родовых болезней после пребывания под покровом переливов Божьего гласа. Особенно колокольный звон обладает целительной силой при психо-эмоциональных заболеваниях.
Современные достижения позволяют слушать различные переливы церковной музыки в записи, находясь в помещении, тем самым очищая окружающее пространство от нечистой силы.
Совет! Включайте песни колокольных переливов и наслаждайтесь радостью и покоем в своем доме, не забывая, что звукотерапия длится не более получаса.
Колокольный звон — зачем звонят колокола?
Колокольный звон: история и традиция
Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).
Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).
Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с 9 века.
На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).
Что такое колокол?
Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству.
Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.
Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.
Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.
Колокольный звон
Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.
На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.
Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.
«Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом» (протоиерей Серафим Слободской).
Когда звонят колокола
Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.
Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют, когда совершается полиелейная служба.
Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.
Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).
В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.
Колокольный звон: различные виды
Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.
Благовест
Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.
Трезвон
Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.
Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.
Перезвон
Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).
Перебор
Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.
Малиновый звон
Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».
Колокольный звон: мифы и суеверия
Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.
«Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен» (звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, биолог по образованию Константин Мишуровский).
Первая молитва звонаря
Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!
Вторая молитва звонаря
Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.
«Звонарь – не профессия, а состояние души»
Беседа с Богданом Березкиным, преподавателем колокольного звона
Еще в 1998-м году в Минске началось возрождение традиций православного колокольного звона, когда на базе прихода Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» открылись Курсы звонарей.
В январе 2000 года, по благословению Митрополита Филарета (Вахромеева), на основе этих курсов создана Школа звонарей. С мая 2015 года она продолжает свою деятельность как одно из отделений Минского духовного училища.
С марта 2003 года директором Минской школы звонарей назначен профессиональный музыкант, магистр искусств, выпускник Белорусской государственной академии музыки Богдан Берёзкин. За последние 20 лет его преподавательской работы уже 440 выпускников освоили азы искусства звонаря. А в течение каждого года на отделении проходят обучение в среднем 40 человек.
Беседуем с Богданом Владимировичем о колоколах, смысле колокольного звона, звонарях и о том, как ими становятся.
– Довелось читать немало материалов, где колокольному звону приписывают массу сверхъестественных, магических свойств. Разве у колокольного звона не чисто прикладное назначение – возвещать людям, что начинается или уже идет богослужение?
– Вы говорите про «оккультные» материалы (смеется). Да, говоря мирским языком, колокольный звон окружен ореолом таинственности, волшебства, магии. Колокола обладают «магическими» свойствами, но более корректно будет сказать – мистическими. Суть заключается в смысловой нагрузке колокольного звона.
Если вспомнить христианских философов, таких как Григор Нарекаци и Фома Аквинский, то уже в те далекие времена (тысячу лет назад) колокола наделяли особой символикой и говорили, что звучание колокола – это глас Божий, а колокол, образно говоря, – звучащая икона, говорящий Господь. Когда люди начинают учиться на нашем отделении, уже на первых занятиях по «теории колокольного звона» мы говорим им об этом.
Мистика колокольного звона еще в том, что колокол никто не видит, но его звучание в шуме города уловит любое ухо. И даже если ухо не зафиксирует, что-то внутри от этого звука всколыхнется.
– Видимо, потому, что этот звук связан с четкой ассоциацией: где-то там вдали – храм, и звон исходит оттуда…
– Да. «Бам» – и автоматически мысль: храм. Дальше цепная реакция: если храм, значит, что-то там происходит. И кто-то может подумать: «О, давно я в храме не был, а неплохо бы зайти».
Отец Игорь Коростелев, настоятель минского храма Иконы «Всех скорбящих Радость», где началось колокольное возрождение Беларуси, рассказывал одну историю. На пустыре, недалеко от храма, где сейчас гипермаркет, раньше был небольшой прудик. И кто-то пошел туда топиться. Но услышал звук колокола, который созывал людей на службу. Человек решил пойти, что называется, в последний раз поставить свечку и потом утопиться…
– Неужто так и было?
– Женщина та жива до сих пор и работает в храме церковницей. Просто с каждым Господь разговаривает на своем языке. Кто-то приходит в храм через пение, кто-то через музыку. Кто-то приходит быть охранником или дворником, просто потому, что деньги нужны, – и таким образом воцерковляется. А с кем-то Бог говорит через колокольный звон.
– А как начался ваш путь в качестве звонаря? Как вы к этому пришли?
– Давайте начнем издалека. Колокола – это было единственное, на чем я в жизни не пробовал играть. Музыка – это наше фамильное умение по линии моего отца. Он самоучка – очень хорошо играет на гармошке. Ему сейчас 73. Его старший брат, который работал в Министерстве энергетики БССР, играл еще лучше. Мой дедушка играл на русской хромке, а прадедушка – на скрипке. По сути дела, четыре поколения до меня были музыкантами. Но нот не знал никто. Я – первый «испорченный» музыкант, потому что меня отправили в музыкальную школу.
– Отправили… Разве вам не нравилась музыка?
– У меня все получалось с улыбкой, без усилий. Закончил музыкальную школу по аккордеону, потом по баяну, потом музучилище, потом Академию музыки и магистратуру при ней. Итого – лет 17 профессионального музыкального образования.
Вообще, очень много вещей произошло в моей жизни благодаря супруге. Во всех отношениях. Когда в магистратуре учился, жена уже была в сестричестве прихода Иконы «Всех скорбящих Радость». Благодаря ей и старшему сыну, которые начали в храм ходить, произошло мое воцерковление. Именно жена помогла мне прийти школу звонарей. До этого я и представить не мог, что когда-то можно будет попробовать звонить в колокола! Пошел учиться звону, будучи на 5-м курсе Академии музыки, в 2000-м году. Был в числе первых учеников.
Жена у меня музыковед по первому образованию, по второму – историк-искусствовед, Кроме этого, она – такой же звонарь, как и я. Это человек, который во многом мне помогает и во всем поддерживает.
– Значит, вы – единомышленники, и для вас глас Божий прозвучал через жену…
– Можно и так сказать (улыбается).
– А как стали руководителем Школы?
– Говоря мирским языком, опять в результате стечения обстоятельств. Когда прежний директор Александр Малиновский насовсем уезжал из города, то перед отъездом предложил мне: «Попробуй?» А мне в тот момент совсем не до этого было, потому как в автомобильной аварии погиб сын, у жены были серьезные травмы, – вообще, мы тогда на больничном 8 месяцев пробыли. Но решил попробовать… Затем было благословение и назначение на должность Митрополитом Филаретом. С тех пор руковожу – сначала Школой, теперь отделением звонарей в духовном училище.
У меня законченное педагогическое музыкальное образование – меня 10 лет учили учить играть. Методику и педагогику у нас вели замечательные профессора, было море литературы прекрасных специалистов с мировыми именами. А еще, милостью Божьей, мне в жизни попадались преподаватели, которые учили давать ученику все, ничего не утаивать.
Например, в Брестском музыкальном училище специнструмент преподавал Виктор Феофанович Шимановский. Помню, как одному из поступавших хотели поставить низкий бал по специальности и отбраковать. А этот педагог сказал: «Давайте под мою ответственность я возьму его себе в класс». Молодой человек закончил училище с отличием, потом – Академию музыки по композиции. Сейчас композитор – замечательную музыку пишет.
То есть педагог студента в буквальном смысле растит и воспитывает, и должен уметь находить подход к своим ученикам. Педагогика – это такой предмет, когда ты полностью растворяешься в том, что отдаешь. Но идет и восполнение, обмен. И когда ты сам умеешь и знаешь, как сыграть самое сложное произведение, то знаешь, как этому научить.
– Строго говоря, это разные вещи: научиться чему-то самому и суметь передать свое умение другому. Даже в духовной литературе есть примеры, что у некоторых старцев-подвижников бывало так: сам в духовном делании достиг многого, а послушников научить этому не мог…
– Разные курьезы и у нас бывали с людьми, которые приходят учиться быть звонарями.
– Расскажите наиболее впечатлившие вас.
– В первый мой набор, когда стал преподавателем, пришла женщина, которая до этого в Ливии год по контракту работала медсестрой. Уже перед выпуском спрашиваю: «А какая основная причина, почему вы пришли учиться к нам?» Видно было, что школа звонарей очень помогла ей в воцерковлении. Некоторые люди приходят к нам со стереотипами, штампами, а в процессе учебы узнают о Православии элементарное и начинают понемногу разбираться.
Некоторые приходят к нам со стереотипами, а в процессе учебы начинают понемногу разбираться
Так вот, женщина ответила: «Я где-то прочитала, что перед концом света звонарей будут первыми убивать, и решила пострадать за Христа»…
– Похоже, неординарные люди приходят к вам учиться!
– Замечательные! Причем начиная от детей до пенсионеров, а по социальному статусу – это и военные, и врачи, и инженеры, и спортсмены. То есть такие люди, с которыми в жизни мог и не пересечься…
– А слух звонарю иметь обязательно?
– Не столько слух, сколько чувство ритма. Если взять нашу славянскую генетику, то чувство ритма и слух есть у всех. Как учитель могу сказать, что у кого-то это с детства развивается, а у кого-то в силу каких-то обстоятельств нет – родители не помогают в этой области, или по другим причинам.
Училась у нас женщина, которая вначале говорила:
– Слуха у меня нет, чувства ритма тоже. Я в детстве очень хотела на чем-нибудь играть. Родители пошли в музыкальную школу, пригласили учителя в гости, накрыли для него стол, только чтобы он взялся за меня, потому что со мной не хотел заниматься никто!
– Этот учитель со мной пару раз позанимался и сказал: «Всё, давайте не будем ребёнку портить психику!»
И до 50 лет женщина эта дожила с убеждением, что у нее нет никаких музыкальных данных! Начинаю заниматься, а человек буквально на лету все схватывает! В итоге уже через 2 месяца эта ученица совершенно замечательно звонила.
– Так что же нужно, чтобы стать звонарем?
– В первую очередь – большое желание. Желание человека – это всё. А во-вторых, нужно почувствовать, что способности, которые у всех нас есть, можно разбудить.
– Поверить в себя?
– Ну, да, веру и молитву никто не отменял.
Случай: звонит мне по телефону девушка и – «дрожащим» голосом с акцентом:
– Здравствуйте! Вас беспокоят из Польши. А можно приехать к вам поучиться колокольному звону? Что для этого нужно?
Она взяла отгулы и приехала на недельку. У нас с ней был экстрим-курс, который закончился фестивалем колокольного звона в Полоцке.
Другая история. Лет 14 назад приезжал ко мне послушник из Почаевского монастыря – парню 18 лет. Я послушал: звонит замечательно. Спрашиваю:
– Что ты приехал, Паша?
– Одним братьям нравится, как я звоню, а другие говорят: «Не ходи звонить, нехороший у тебя звон! Уходи с колокольни!»
Он перечислил набор колоколов. У нас в Беларуси ни на тот момент, ни сейчас таких колоколов нет – 10-тонных! Послушал я его: когда он звонил, смысловая нагрузка была какая-то очень напряженная…
– Хорошо, говорю, давай по-другому подойдем к вопросу. Что ты представляешь, когда звонишь?
– Вечер, костры и вокруг них индейцы пляшут… А я звоню! Вы понимаете, как это красиво, Богдан Владимирович?!
– Индейцы. Надо бы поменять картинку!
И мы в течение двух недель работали над «художественным образом», чтобы братии монастыря картинка понравилась.
– Выходит, важно даже то, что в мыслях звонаря?
– Это большую роль играет. И когда человек в разном эмоциональном состоянии поднимается на колокольню – совсем разный звон. Казалось бы, низкие частоты, с точки зрения физики, успокаивают, а высокие – будоражат. Но когда звонарь в разных состояниях, то и колокола звучат по-разному.
Когда человек в разном эмоциональном состоянии поднимается на колокольню – совсем разный звон
Мы с этим молодым человеком поработали. Он уехал. А через месяц сообщает: «Спасибо! Все хорошо! Братия довольны!»
Еще ситуация. Был такой набор интересный – всего 6 человек. Один ученик приезжал из украинского монастыря учиться. Другая девочка хотела стать монахиней. И среди них Валерий Иосифович – музыкант лет 60-ти. Говорит: «Я – лауреат национального конкурса по эстрадному пению. Читаю и пою в храме. Колокола у нас появились, нужно, чтобы звонил кто-нибудь». Выясняется, что только месяц назад он на пенсию вышел. А до этого всю жизнь проработал в ресторане. Такой балагур с юмором музыкально-ресторанным!
В итоге один человек из набора стал таксистом. Парень с Украины в раскол ушел. Девочка вышла замуж и родила двоих детей. А тот, что из ресторана, еще лет 10 в храме и пел, и читал, и звонил. Он и звонарей на приходе обучил, и чтецов…
Другой случай. Шел парень с девушкой мимо Петропавловского собора в Минске. Тут звонят колокола. Она:
– А вот в колокола звонить не умеешь!
И он пришел учиться.
– И кто же спор выиграл?
– Он пономарит в одном из минских храмов уже лет 15. Собирался даже поступать в семинарию.
– А девушка?
– Тоже закончила школу звонарей. Они поженились. Двое детей…
В 2015-м году был у нас двухнедельный мастер-класс колокольного зона в Германии, в Баварии, для представителей РПЦЗ. Часть из учившихся – потомки эмиграции, первой волны, послереволюционной. У одного человека отец – офицер власовской армии. Это были удивительные люди, которые тоже рассказывали мне о путях своего прихода в Церковь.
В общем, очень разные люди приходят учиться звонарному делу, разными путями…
– С 2015 года Школа звонарей продолжает свою деятельность как отделение Минского духовного училища. Это что-нибудь изменило в вашей деятельности?
– Нет, все осталось прежним – учебная база, основная идея, которая состоит в том, чтобы возродить на Беларуси колокольный звон, чтобы все храмы звучали.
Срок обучения маленький – 4 месяца. Кто музыкант – тот схватывает быстрее. Есть ученики с аналитической памятью. Те же, у кого нет музыкального образования или каких-то навыков, удивительным способом тоже всё запоминают!
А задача какая? Мы всегда поставлены в какие-то рамки: у кого-то на обучение есть несколько месяцев, а у кого-то – 2 дня, и мы должны за это время сделать максимум. Вообще, с каждым нужно разговаривать на том языке, на котором человек привык говорить…
– Как у апостола Павла: «…Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; …для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных…» (1 Кор. 9, 20–22).
– Расскажу, как проводили ускоренные курсы в Солигорске. Правящий архиерей благословил от каждого благочиния прислать двух желающих обучаться колокольному звону. Приехало 28 человек. И мне нужно обучить их всего за 7 дней.
В понедельник – в первый день – мы отслужили молебен. В среду я думал, что уже схожу с ума, потому что люди приходили и уходили на занятия, а я оставался на месте, среди этого грохота… А в конце недели, в воскресенье, у нас был первый фестиваль «Солигорские звоны». В итоге, из 28 человек 20 достойно звонили. Другой вопрос – чем они сейчас занимаются?
Среди них был один профессиональный танцор, человеку на сегодняшний момент где-то 57. Танцевал с 6 лет. Говорит мне:
– Ты понимаешь, ногами могу, руками – нет.
Это слышат человек 16 и смеются:
– Ха-ха! Тут руками повторить попробуй, а он ногами может!
Показываю ритмическую цепочку, и этот человек ногами отбарабанил чечетку, причем, усложняя ее своими вариациями (смеется) И опять говорит:
– А еще раз повторите!
– На бис – только после того, как руками исполню.
– Ну и как, получилось у этого танцора на колоколах ритм отбивать?
– Прекрасно получилось! У него – темперамент. Здесь такой интересный момент: многое от характера человека зависит. Как и музыканты: учатся все одинаково, играют все по-разному. Ведь в колокольном звоне, как и в музыке, 6–7 ритмических фигур, а дальше начинает срабатывать гений композитора, как это было у Чайковского, Моцарта, Рахманинова…
Учатся все одинаково, играют все по-разному. Разные характеры – разный звон
– Индивидуальность.
– Совершенно верно. Кто-то по типу характера сангвиник…
– То есть по типу темперамента будет различаться и звон?
– Совершенно верно. У кого-то один ритм жизни, у другого – другой. Разные характеры – разный звон! И профессии накладывают свой отпечаток на людей и на звон тоже.
– По сравнению с той же скрипкой колокол выглядит простым инструментом. Но, глядя на то, как вы берете в руки веревочки и, не напрягаясь, изящно извлекаете гармоничный звон, понимаешь, что у новичка так сразу не получится – надо упражняться. Сколько времени для этого надо?
– Срок обучения звонарей короткий, но за это время мы очень многому учим. А потом начинается приспособление к своей колокольне, потому что нет одинаковых колоколен. За время обучения мы все храмы Минска посещаем, совершаем выезды в другие города – в Солигорск, Слуцк, Полоцкий монастырь.
– То есть даете учащимся возможность побывать не только на учебной колокольне?
– Учебная – это азы, начало. Колокольни могут быть построены по одинаковому архитектурному проекту, но одна 4 на 4 метра, а другая 3 на 3. Здесь самый маленький колокол, к примеру, 4 кг, а на другой колокольне – 8 кг. От веса колоколов, от расстояния между ними зависит и темп звона.
А кроме этого, колокол, как любой музыкальный инструмент, нужно уметь слушать.
– Вы учите своих студентов чуткости в том числе?
– Вообще, к колоколам в старину относились как к живым. Отсюда и наказания, когда их плетьми били, уши рубили, язык вырывали и в конце концов разбивали. Так было с Витебским колоколом, когда он поднял народ на восстание против униатского епископа Иосафата Кунцевича. Тогда крайним оказался именно он. Каратели, когда приехали разбираться, Витебский вечевой колокол сняли, выдрали плетьми, вырвали язык и разбили – с тех пор в Витебске было запрещено иметь такой колокол.
Во Франции в позднее Средневековье был случай, когда рабочие начали выяснять между собой отношения, и поднялся квартал на квартал драться. Ударили в колокол… Тогда очень много людей погибло. И был издан указ – не звонить в колокола, дабы это не привело к убийству…
К колоколам в старину относились как к живым
– Выходит, колокольный звон – это мощный инструмент воздействия на людей…
– Который может привести к неотвратимым последствиям!
– Да уж! Лучше пусть колокола благовествуют и зовут людей молиться Богу!
– Колокол – это инструмент церковный. И у нас в Беларуси сложилось так, что отделение звонарей занимается возрождением именно церковного звона.
Когда в 2004-м году белорусские звонари выступали на фестивале «Преображение» в городе Ярославле, тогда впервые за всю историю фестиваля они получили Гран-при «За церковность колокольного звона».
И это не был жест доброй воли в адрес братского народа. Фестиваль проходил на территории древнего Феодоровского монастыря. Комиссия сидела внизу, так, что им не было видно, кто выходит звонить на колокольню, знали только номера участников. Поэтому объективность оценки жюри была полная!
– Богдан Владимирович, в вашей жизни уже 20 лет – звон, звон, звон. Не устали? Не приелось?
– Область моих занятий достаточно разнообразна. Это не что-то статичное, а творческое, потому что нет одинаковых колоколен и подборок колоколов. В сферу моей деятельности входит и экспертиза колоколен, и работа с архитекторами, и консультация строительств, и подбор колоколов, и общение на местах со священниками.
Допустим, появился благодетель – один или целая семья, – который хочет подарить конкретному храму колокол.
Подобрали колокол к существующему набору колоколов, сделали техзадание, согласовали надписи, подобрали иконы. В семье муж Николай – католик, а жена и дети – православные. Святитель Николай почитается и у католиков, и у православных. Согласились на его изображение. Дальше уточняем, какой именно будет икона святителя…
В общем, это постоянное творчество, которое не дает закостенеть, – тут надо и элементарный эстетический вкус проявить, и дипломатию, чтобы все остались довольны, и самое главное – так подобрать, чтобы звук нового колокола не выбивался из набора, но его звучание ощутимо отличалось от имеющихся колоколов.
– Этим тонкостям вы своих студентов тоже учите?
– Конечно, показываю. И, кроме «истории колокольного звона», у нас есть такие предметы, как «архитектура колокольной звонницы», «техника безопасности» или «как обустроить ярус звона на колокольне». Но дело в опыте, у меня это – вся Беларусь и близлежащие регионы (Польша, Германия, Прибалтика, Украина, Россия). За 4 месяца этому научиться невозможно!
– Всех ли желающих берете учиться, или есть ограничения?
– Благословение Митрополита Филарета было – брать всех желающих, при наличии рекомендации с прихода. Есть ли музыкальное образование – неважно! Как отказывать, когда человек приходит, и ты видишь, что душа у него горит?!
– За 20 лет уже 440 выпускников. А какова потребность в звонарях сегодня? Каковы перспективы школы в ближайшие годы, нужны ли еще такие специалисты в Беларуси? Ведь звонарь – все-таки профессия редкостная, и не так уж много их требуется…
– Звонарь – не профессия, а состояние души. Звонарь – это послушание, а не работа.
Звонарь – это послушание, а не работа
К тому же у тех людей, которые несут послушание звонарей, в жизни происходят разные события. Может поменяться: работа, рабочий график, семейные обстоятельства – человек может вступить в брак и на какое-то время уйти с колокольни.
Например, у нас в храме «Всех скорбящих Радость», где базируется Минское духовное училище, штатных звонарей 20 человек, на случай, если кто-то заболеет, не сможет по работе. Тогда происходит взаимозамена, и так мы обеспечиваем нашими звонарями весь круг ежедневных богослужений.
– А вы сами часто звоните в храме?
– Я за день столько вызваниваю в учебном классе, сколько не каждый звонарь кафедрального собора за полугодие! В некоторых храмах и за год не звонят столько, сколько я за пару дней. Получается 44 часа в неделю, плюс работа в музыкальной школе. Времени практически не остается.
– А еще что-нибудь успеваете?
– Да, поспать (снова улыбается).
– А семья? Жена, дети?
– Это то, что я берегу изо всех сил. Если бы не семья, не супруга, то я вообще не смог бы ничем заниматься.
– А какое самое важное напутствие хотелось бы вам высказать в адрес всех своих учеников и выпускников – таких разных по профессиям, темпераментам и возрасту?
– Вы сейчас обучились и являетесь носителем колокольной культуры вашего прихода. Готовьте себе смену. На приходах всегда есть желающие, кто хочет освоить это уникальное христианское искусство. Обзаводитесь учениками, чтобы у вас сложился традиционный звон вашего прихода. Это очень важно! Потом исследователи скажут, что на такой-то колокольне был уникальный звон.
У кого-то есть ученики на местах, кто-то воспитывает себе смену. Но, вообще-то, наборы у нас пока увеличиваются – это говорит о том, что у людей интерес к Православию и к колокольному звону есть. И слава Богу!