роль и значение искусства в жизни человека и общества
Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?
Содержание:
Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.
Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.
Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:
Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:
Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.
Какую роль играет искусство в жизни людей: функции
Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:
Какое значение имеет искусство в жизни человека
Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:
В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:
Какую роль играет искусство в жизни общества
С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:
Искусство в жизни человека
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Искусство и его роль в жизни человека и общества
Рассмотрение понятия искусства как части культуры, его многообразия и роли в жизни человека и общества. Влияние эстетических ценностей на развитие цивиллизации. Модернизм и постмодернизм в искусстве XX века. Задачи формирования культурной личности.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 05.01.2011 |
Размер файла | 18,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1 Понятие «искусство»
1.1 Искусство, как часть культуры
1.2 Многообразие видов искусства
2. Роль искусства в жизни человека и общества
2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества
2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века
Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования.
Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.
Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.
В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, и его месте в современном обществе.
1. Понятие «искусство»
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание выразительных форм в соответствии с эстетическими идеалами.
Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.
1.1 Искусство, как часть культуры
В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить «Рабочего и колхозницу» В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому «пересказать».
Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.
1.2 Многообразие видов искусства
В отличие от науки, языка и других форм специализированной общественной деятельности, призванных удовлетворять различные потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания индивида, его эмоционального и интеллектуального развития, его приобщения к накопленному человечеством коллективному опыту, к вековой мудрости, к конкретным общественно- историческим интересам, устремлениям, идеалам. Но для того чтобы играть эту роль могущественного инструмента социализации индивидуума, искусство должно быть подобно реальной человеческой жизни, т. е. должно воссоздавать (моделировать) жизнь в её реальной целостности и структурной сложности. Оно должно «удваивать» реальную жизнедеятельность человека, быть её воображаемым продолжением и дополнением и тем самым расширять жизненный опыт личности, позволяя ей «прожить» много иллюзорных «жизней» в «мирах», созданных писателями, музыкантами, живописцами и т.д.
Искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому оно выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей.
Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.
Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.
Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.
Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.
Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.
Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.
Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.
Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.
Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.
2. Роль искусства в жизни человека и общества
2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества
Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.
Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.
Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.
2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века
В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.
Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была «переработка современностью собственного смысла».
Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.
Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.
Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).
Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.
Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.
В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.
Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.
Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.
1. М.Г. Балонова. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007
2. Е.Г. Борисова. Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004
3. Советский энциклопедический словарь, изд.3, М. 1985
5. Кремлев Ю. Очерки по эстетике музыки, 2 изд., М., 1972
6. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве, М., 1970
Искусство, его роль в жизни человека и общества.
Искусство – отражение творчества, способ запечатлевать, воспроизводить мысли, фантазии и действительность, требующее особого мастерства. Искусство в жизни человека занимает одну из лидирующих позиций. Это один из главных способов проявить себя, оно формирует внутренний мир человека, его духовные ценности, наполняет жизнь. Им можно описать и выразить свои эмоции, чувства, побудить к действию и развитию.
Искусство — это душа человечества, которая зародилась еще с древних времен, когда люди выражали себя в наскальной живописи. Практически каждый человек знает с детства прекрасные классические произведения Чайковского, Моцарта, Баха, картины непревзойденных Микеланджело, Леонардо да Винчи, авторов литературных произведений, а также памятники архитектуры и скульптуры. В искусстве заложены чувства, которые человек пытается передать миру.
Психология искусства
К различным направлениям деятельности, которыми занимается психология, также относится искусство. Психология искусства рассматривает, как создание и восприятие произведений влияет на жизнедеятельность человека. Она исследует мотивы, побуждающие творить, сам процесс, способности автора, его чувства и переживания на момент создания произведения. Творцы свои жизненные проблемы переносили в музыку, произведения, на холст, приравнивали себя к создаваемым персонажам. В искусстве происходит становление личности самого автора, которое прослеживается психологией. Также изучается и анализируется, как воздействие определенных произведений производит разное впечатление на людей, вызывает различные эмоции.
Выготский «Психология искусства» внес огромный вклад своим трудом в развитие этой науки. Он охарактеризовал теорию искусства и дал начало новому направлению в этой области.
Искусство и его роль в жизни человека
“Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала, — рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.” Федор Михайлович Достоевский
Искусство – это творческое отражение действительности в художественных образах; система способов художественного отображения окружающего человечество мира.
Невозможно представить мир, в котором искусство не сопутствовало бы человечеству. Где и когда бы ни жил человек, он стремится постичь и воспроизвести окружающий его мир, стремится передать своё понимание мира другим людям. И наскальные рисунки, и картинка, обработанная в графическом редакторе, служат для передачи восприятия окружающего мира художником.
Искусство — это одна из важнейших ступеней развития общества, которое мы можем видеть сейчас. Оно даёт человеку возможность наблюдать мир с разных точек зрения и посмотреть на привычные вещи с другой стороны, понять, как видел мир человек много столетий назад, как видит его ребёнок или человек культуры, отличной от нашей, пережить те эмоции, которые вложил в свою работу автор.
Мы всё время встречаемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Продукты творческой деятельности позволяют человеку испытывать эмоции, проникаться чувствами автора. Посещая театры, выставки, музеи, мы полагаем познакомиться с тем миром, который доступен художнику, научиться замечать и понимать вещи, окружающие нас, которые не видели раньше, а также найти в произведениях себя, свои идеи и мысли, тем самым приобщившись к искусству.
При знакомстве с произведениями искусства у человека развивается эстетический вкус, порождая способность субъективно оценивать события и явления, отталкиваясь от своих чувств и мировосприятия, эстетических и этических взглядов.
Сейчас существует множество самых различных направлений в искусстве от абстракционизма до реализма, так как каждое поколение вносит свой вклад в развитие искусства, обогащая его.
В конечном итоге искусство играет важную роль, как в обществе, так и для каждого человека в частности. Оно меняет жизнь людей и целых поколений, приобщает к прекрасному.
Виды и функции искусства
Существует три вида искусства:
К каждому виду относится множество подвидов, а также жанров. Одной из функций искусства является передача информации, эмоций и чувств, которые могут воздействовать на настроение. Еще оно может использоваться в лечебных целях, довольно распространена арт-терапия. Часто психологи на основании рисунков пациентов, могут сделать определенные выводы по поводу его психического и эмоционального здоровья, ведь рисунок передает внутреннее видение мира.
Какова роль искусства в развитии человечества и жизни общества — сочинение
Искусство играет огромную роль в развитии человечества.
Искусство зародилось на заре веков. Но тогда оно не приносило удовольствия и в нем не было какой-то привлекающей красоты. Это было необходимостью – наскальные рисунки передавали потомкам информацию о жизни предков, правилах охоты и укладе жизни, танцы были частью ритуалов, и они тоже передавались из поколения в поколение, а музыкальные звуки использовались для сигнала о чем-то. Постепенно человечество перешло ту черту, когда в жизни людей появилась необходимость в красоте и духовности, эмоциях. И появилось подлинное искусство.
Люди стали рисовать, танцевать, исполнять песни и наигрывать мелодии не для того, чтобы о чем-то сигнализировать или предупредить. Появилось желание показать что-то красивое, рассказать интересную историю, которая смогла бы пробудить эмоции. Новые виды искусства стали передавать из поколения в поколение, своим потомкам, а те, в свою очередь, совершенствовали знания и придумывали новые.
Искусство является связующим звеном между поколениями людей, отражением знаний предков и их взглядов на жизнь. Кроме того, искусство показывает историю развития человечества – от простых видов искусств к более сложным, синтезированным.
Люди стремились к прекрасному во все времена, старались придумать что-то новое, необычное, красивое и пробирающее до глубины души. Развитие творческого потенциала стало толчком к развитию общества и общественному прогрессу. Что такое общество? Это совокупность всех людей, живущих рядом, бок о бок. Искусство развивает душу людей, заставляет её восхищаться, видеть и чувствовать прекрасное. Ведь развивать душу важно так же, как и развивать тело.
Духовность была и остается важной во все времена. Духовно нищие люди не способны к добрососедству, им чужды понятия «любовь», «дружба», «помощь», «сострадание», «диалог». Каким может стать общество, если люди не будут уметь любить и жить с другими людьми в мире и согласии? Оно разрушится, и останется только кучка людей, живущих по своим правилам, а это уже не общество, а племя.
Именно поэтому искусство играет важнейшую роль в развитии общества и всего человечества – оно заставляет душу пробуждаться, развиваться, оно является двигателем творческого потенциала, развития общества. Ведь прогресс – это ступенька в будущее. А для того, чтобы свершить что-то новое, нужно обязательно иметь творческие способности. Развивать их способно лишь искусство, которое, как солнечные лучи, нагревающие землю, дают силы расти всему живому на Земле.
Влияние искусства на человека
Человек является основной темой практически всех творений. Создаются совершенные образы личности в искусстве любой эпохи. С древних времен воспеваются подвиги, рисуются идеальные пропорции тела, создаются совершенные скульптуры.
Искусство является одним из важных этапов в эволюции человека, участвует в формировании общественного мнения и различных точек зрения. Оно неотступно преследует нас всю жизнь, в нем мы находим новые знания, наслаждение, ответы на важные и интересующие нас вопросы. Оно, как правило, созвучно с нашими мыслями. Из всего многообразия, которое предоставляет искусство, человек находит себе по душе то, что ему ближе всего и понятней.
Большое влияние на человека оказывает музыка. Она способна умиротворять и возбуждать чувства человека, погружаться в свои мысли, снимать стресс и напряжение. Музыка влияет на эмоции, заставляет плакать или радоваться. Прослушивание классической музыки способно повысить умственные способности или излечить человека от некоторых недуг, у кормящих матерей увеличить выработку молока.
Человек в искусстве запечатлевается в веках. Люди умирают, а искусство остается, проходит через годы и столетия, рассказывает будущим поколениям о былых мировоззрениях, переносит в мир, когда произведение было создано, помогает прочувствовать атмосферу того времени и традиции. Каждая эпоха вносит свои изменения в искусство, приносит что-то новое, дополняет. Человек должен захотеть принять в себя искусство, чтобы оно благотворно повлияло на него и донесло истинный смысл его предназначения.
Искусство в жизни человека was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева
Сочинение 3
Человечество эволюционирует большими шагами. Строятся высокие необычные дома, узнаются новые экспериментальные данные, познается космос и океан, внедряются новые современные информационные технологии. Все это – область науки. И конечно, она играет огромную роль в нашем развитии. Однако есть и то, что наравне с наукой, не может быть отторгнуто и развивается с большой скоростью. Это – искусство.
Те или иные виды искусства стали проявляться еще с появления человека, как вида. Наскальные рисунки, обрабатывание кожи животных в качестве одежды, а затем вырезание подделок, выжигание орнаментов и многое другое были первыми произведениями искусства. С течением времени искусство расширялось и увлекало все большее количество людей. Затем оно переросло в отдельную отрасль человеческих знаний и способностей. Рождались гении и создавали шедевры: великие книги и картины, скульптуры и памятники архитектуры. Все это развивалось достаточно быстро и с большим азартом. Искусству стали обучать, и теперь наша страна и весь мир владеет специальными курсами по многим видам творчества, а также средними специальными и высшими учебными заведениями по подготовке новых деятелей искусства.
Роль искусства для человечества велика. Эта сфера жизни не только породило всю эволюционную цепь, не только наделила нас удивительными картинами, книгами и музыкой, но и подарило каждому из нас удивительную возможность – наслаждаться. Эстетическое удовольствие мы получаем при разглядывании продуктов живописи и архитектуры. Удовлетворить потребности в духовном развитии мы можем благодаря чтению литературных шедевров. Функции искусства состоят и в том, чтобы развить в каждом человеке фантазию, талант, способность чувствовать прекрасное. Благодаря творчеству человек познает глубину своей души, раскрывает весь внутренний мир и присущие ему способности и талант, а также вырабатывает вкус и чувство стиля.
Конечно, все выше перечисленное не относится к основным потребностям человека, таким как поддержание жизни и потомства. Но подумать только, какой бы являлась жизнь, не будь в ней искусства! Ведь многие и очень многие люди находят утешение именно в нем. Для всех великих писателей, музыкантов, актеров и художников искусство – страсть и услада всей их жизни. Они творят, когда воодушевлены, творят, когда несчастны. Сочиняя поэмы, работая над симфониями, они не только раскрывают себя, они раскрывают особенность всей эпохи, в которой живут, настроения современников, устоявшийся именно в это время уклад жизни и события, затрагивающие этот период времени.
Роль искусства в жизни человека нельзя недооценивать. Эта сфера деятельности никогда не потеряет актуальности. Для каждого деятеля искусства – это страсть и целая жизнь. Для всего человечества искусство несет огромную пользу, сохраняя памятники творчества, ставя на путь развития и воспитывая во всем населении планеты нравственную, чувственную и эстетическую составляющие.
Другие сочинения: ← Что такое Жестокость↑ 11 класс и ЕГЭРоль литературы в жизни человека →
Искусство в жизни человека
Переоценить значение искусства невозможно. Дать точное определение — трудно, так многообразны его проявления, так сложно и доступно оно одновременно. Но очевидно одно: без искусства не существует никакое общество, а жизнь человека без искусства — бедна и неинтересна.
Роль и место искусства в жизни общества не остаются неизменными.
Одни эпохи живут искусством, например, Античность, Ренессанс. В другие — жизнь общества определяет религия — Средневековье. В нашей стране, в силу своеобразия ее исторического развития, искусство всегда играло огромную роль и было выразителем идей и взглядов, отличающихся от официально признанных и навязываемых. Через искусство люди осмысливали свое бытие, в нем искали и находили ответы на самые насущные вопросы жизни. С ним спорили, его героям подражали, им жили.
Однако в последние годы, когда появилась возможность открыто выражать свои взгляды, а политический диктат отошел в историю, общественное звучание искусства уменьшилось. Искусство перестало быть единственной трибуной для выражения общественного мнения. Не было оно ею и в странах с развитой демократией. Учитывая это, некоторые теоретики и общественные деятели стали утверждать, что искусство сыграло свою историческую роль и что за ним остается только гнедонистическая функция и узко понимаемая эстетическая: давать людям отдых, развлечение и любование красивым. Поток развлекательной литературы и телевизионных сериалов о «красивой жизни» как бы подтверждают это. Но если бы природа искусства сводилась только к этим его функциям, вряд ли бы человечество смогло достичь тех духовных, нравственных, эстетических высот, обрести тонкость чувств, душевность и отзывчивость, которые присущи подлинной человечности.
«О, жалок был бы круг наших представлений, если бы мы были представлены только своим пяти чувствам и мозг наш перерабатывал пищу, добытую ими. Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добыто многими годами жизни. Мы сознаем, что лучшая и драгоценнейшая часть нашего «Я» принадлежит не нам, а тому духовному молоку, к которому приближает нас мощная рука творчества»,— отметил русский писатель В.М. Гаршин (20).
Иногда, и не редко, прочитанное или увиденное художественное произведение оказывает огромное влияние на поведение человека и даже определяет всю его жизнь.
«Многое определил во мне Евгений Онегин. Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку — и руки, не страшась суда,— то только потому, что на заре моих дней, лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрепанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах сделала.
И если я потом, когда уходили (всегда — уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.
Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества»,— скажет Марина Цветаева (21; 43).
«Посредством искусства (пения и слова) мы выражаем свои чувства любви, горести и радости, под звуки музыки мы смелее идем к победе, под те же звуки оплакиваем падших героев. Искусство украшает храмы, оно учит нас лучше молиться, сильнее любить Бога и чувствовать чувства других. Искусство… это — выразитель и толкователь человеческой души, посредник между Богом и человеком. Искусство говорит яснее, конкретнее, красивее то, что каждый хотел бы сказать, да не может. Искусство подобно путеводной звезде, освещающей путь тем, что стремится вперед к свету. Хочет быть лучше, совершеннее»,— утверждал русский скульптор XIX в. Марк Антокольский (22; IV; 227).
«Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно раскрывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание»,— определяет назначение искусства французский скульптор Огюст Роден (23; III; 385—386).
Но это высокое свое назначение, ради которого и было человеком создано, сохранено и развито искусство, оно выполняет только тогда, когда не превращается в простое развлечение.
И так как по логике своего исторического развития человечество не может продлить свое существование без взаимопонимания (а потребность в этом все возрастает), без общения людей, без стремления осмыслить жизнь, понять других и прежде всего — самого себя, без радости сотворчества и творчества, без восхищения и восторга красотой, то потребность в искусстве, а следовательно, и само искусство будет существовать, пока есть люди на Земле. И общение с ним делает каждого человека душевно тоньше, духовно богаче. Надо только понять природу искусства и его высокое назначение, научиться любить искусство и уважать его творцов.