роль голоса в жизни человека эссе
Какое значение имеет голос человека в его жизни
В этой статье я расскажу: какое значение имеет голос человека в его жизни, какова сила нашего голоса и слова. Есть такая важная характеристика тебя, на которую, скорее всего, ты раньше вообще не обращал внимания. Эта характеристика, которая подсознательно влияет на собеседника. Это твой голос.
Как говорил великий писатель Антон Павлович Чехов: «Есть люди, об уме которых можно верно судить по их голосу и смеху».
Именно по голосу определяют, какой ты человек, искренний или нет, настоящий или притворяешься. Звучащий голос человека выдает его волнение и настоящие эмоции, позволяет понять, насколько он естественно себя ведет.
Как голос человека способен влиять на весь его организм?
Представь, голос может быть ежедневной практикой твоего духовного роста. Это практика медитации. Тон голоса человека творит чудеса. Ты способен говорить так, что внутри всё будет резонировать. Шаляпин говорит: «Я пою так, что до пяток отдает».
Голос может быть отражением и продолжением тебя и может показывать, как ты себя в этом мире проявляешь, насколько ярко, искренне, по-настоящему.
Голос может быть также зажат. Нет ничего хуже, чем человек, который не знает, как это быть собой, звучать собой настоящим, иметь свой настоящий живой голос.
Попробуй искренне позвучать. Поиздавай закрытым ртом какие-то звуки и заметь, что иногда удобно, а иногда начинает першить в голосе, а иногда начинает резонировать почти все тело. И позволь себе этим сильным резонансом и звучать. Поэкспериментриуй.
Некоторые люди вообще не любят говорить. Они могут разговаривать, а через час беседы у них болит горло и голова. Это от того, что они выбрали неправильные частоты. При том, что говорили красиво и правильно.
Начни делать практики медитаций. Полюби свой звучащий голос! К тому же звуковые медитации приводят мозг к гармоничному и спокойному состоянию. Можешь достичь глубокого расслабления, состояния отдыха, внутреннего покоя, улучшения общего состояния организма.
Я провожу бесплатный вебинар на тему голоса, где дам ряд упражнений. Приходи.
Роль голоса в нашей жизни
Случалось ли вам чувствовать беспомощность в ситуации, когда теряешь голос и не можешь нормально разговаривать? Или когда по телефону необходимо убедить человека в чем-то очень важном?
Приходилось ли вам наблюдать, как содержательная речь и безупречный вид докладчика вдребезги разбивались о неуверенный дрожащий голос и такую же подачу материала? Примеров можно привести множество, но объединяет их одно — важнейшая роль голоса во всех ситуациях.
С голосом мы проходим весь жизненный путь. Первое, что делает младенец, появившись на свет, — кричит, транслируя таким образом: «Я есть!», он заявляет о себе. Получается, что первым с человеком появляется голос, благодаря которому запускается дыхание. В первые месяцы жизни у младенца есть только карта его собственных ощущений, и мир он познает в том числе через слух. Благодаря ему ребенок узнает, где находится мать. То есть, слух является навигатором для ориентации в пространстве, а голос — важнейшим инструментом для выживания, связи с матерью и миром. С самого начала слух и голос неразрывно связаны, они союзники. В дальнейшем голос продолжает влиять на нашу судьбу: и в профессии, и в повседневной жизни.
С помощь различных интонаций голоса, например, в переговорах можно предотвратить конфликт. Это эффективно и связано с подстройкой под собеседника. Управляя дыханием и голосом, можно снизить конфликтный, агрессивный тон человека и перевести разговор в позитивное русло.
Голос — важнейший инструмент и индикатор в общении. По нему можно считать эмоции человека и предположить, в каком состоянии он находится. Если, к примеру, у говорящего визжащий и взвинченный голос, такие характеристики мы будем приписывать и ему самому. Конечно, мы не узнаем причину: то ли это волнение, то ли банальная простуженность, — но состояние считываем. И потом будем вести себя с человеком соответствующе. Напротив, грудной голос и правдивые, искренние интонации вызывают доверие. Отсюда стремление многих людей понизить свой голос.
Конечно, здесь нельзя сбрасывать со счетов возраст: чем моложе человек, тем тоньше он говорит. Причина — в физиологии голосовых связок. Также это зависит от комплекции: глупо требовать от худенькой миниатюрной, как фарфоровая статуэтка, девочки, чтобы она голосила и басила, как атаманша в мультике «Бременские музыканты», которую, кстати, озвучивает мужчина. То есть, низкий голос — это физиология, умноженная на разработку определенного регистра. Чем больше мы пользуемся грудным регистром, тем ниже звучим. Если тело поделить на сегменты, то низкий голос будет жить в более низком сегменте, чем высокий, мультяшный, которым мы говорим из головы. Чаще обладатели низкого голоса — мужчины. Но и женщине, если есть желание, можно говорить ниже, медленно и успокаивающе, с колыбельными материнскими интонациями. Если будете практиковаться, то вы придадите своему голосу грудное звучание, даже будучи тоненькой и стройной девушкой.
Но вернемся к теме значения голоса в жизни. У Михаила Литвака есть замечательная книга «Если хочешь быть счастливым». Когда я попросила автограф, он написал: «Будь ею». Мне кажется, в этом главный секрет. Если мы успешны, то заявляем о себе в том числе и с помощью голоса. Как в момент рождения. То, какой у нас голос: требовательный, сильный, уверенный, — то, какое желание мы транслируем через него, — всё это и есть свидетельство нашего самоощущения.
Голос — точный индикатор нашего внутреннего состояния. Он может быть тусклым, сиплым, уставшим или уверенным и энергичным. Он может меняться в течение дня. И в наших силах управлять этими процессами. Когда слух достаточно натренирован, мы слышим изменения в голосе и можем настроить себя на нужный лад. Михаил Ефимович рассказывал, как моделировать эмоции. Аналогично мы можем управлять и настроением через голос. Мы подобны музыкальным инструментам, которые сами себя могут настраивать.
Какие методики существуют для настройки своего инструмента — голоса?
Давайте представим, что мой голос — это скрипка. Как я могу за ней ухаживать? Прежде всего, необходимо держать ее в футляре, им для голоса является наше тело. То есть, важно заботиться и о нем. Саму скрипку нужно беречь, периодически открывать и проветривать, протирать тряпочкой, соблюдать температурный режим. Эти методы доступны каждому. Как мы можем беречь свой голос? Прежде всего, придерживаться режима — не перетруждать его, использовать практику молчания и выделять время в течение дня для внутренней артикуляционной гимнастики. Есть такое упражнение, когда входишь в состояние истинного молчания — то есть останавливаешь внутренний диалог. Таким вещам можно научиться у специалиста, а потом уже пользоваться ими самостоятельно: систематически и методично. Только тогда можно ждать результата
Но самый главный секрет успеха — в принятии своего голоса. Часто человек им недоволен, ему не нравится, как он звучит в записях, которые, кстати, сильно его искажают. Об этом нужно помнить. На семинарах мы с учениками играем с голосом, узнаем, на что он способен — занимаемся самоисследованием. Например, выполняем упражнение «Динозаврик», рисуем его голосом: От высоких нот — его шея и до низких — туловище и лапы. Даже таким нехитрым способом можно познакомиться со своим голосом, узнать границы его возможностей. Когда голос начинает раскрываться, проблема того, что он не нравится, отходит на второй план.
Когда я знакомлюсь со своим голосом и интересуюсь им, он как неотъемлемая часть меня, начинает отвечать взаимностью. И если я его принимаю и люблю, то какое чувство мой внутренний голос будет посылать в ответ? Исходя из внутренней доброжелательности к самому себе, мы обогащаем голос самыми яркими красками, которые транслируют миру наши открытость и позитив. Это довольно длительный двусторонний процесс, который связан и с нашей самооценкой.
Когда делаешь дыхательные упражнения, занимаешься артикуляцией, дикцией, добавляешь силу звучанию. — таким образом через голос ты формируешь и уверенность в себе. Безусловно, процесс познания голоса и управления им влияет на самооценку положительно. Всё взаимосвязано. Часто на занятиях слышу: «Ого! Вот что, оказывается, я могу!» То есть, самооценка идет вслед за теми голосовыми возможностями, которые мы открываем.
Чаще всего ко мне обращаются люди, у которых нет цели петь как Энрико Карузо или Николай Басков, — они просто хотят овладеть своим голосом, так как в их работе он является непосредственным инструментом. Это и директора, и руководители организаций из разных регионов. Это и менеджеры, которые боятся выступать публично с теми же докладами, и ведущие переговоров.
Какие еще возможности есть для овладения своим голосом? Я часто задумывалась, как помочь его развить другим людям. Тем более, развитие слуха помогает в работе с голосом, так как все психические процессы управляются головным мозгом и взаимосвязаны. Тогда я стала работать по методике «Интеллектуальное сольфеджио», где главный принцип — управление слухом через интеллект. Это еще один эффективный способ овладеть своим голосом.
Помимо занятий и тренингов я реализую авторский проект «Поющие сердца», который появился на свет в январе этого года, на новогоднем семинаре Михаила Ефимовича. Сегодня «Поющие сердца» объединяет участников не только из разных городов России, но и из Китая и Барселоны. На группах мы также обсуждаем самые разные вопросы, связанные с постановкой голоса и проработкой наших голосовых навыков и, конечно же, поем. Причем петь начинают даже те, у кого это никогда не получалось.
Имея больше тысячи выпускников за 20 лет педагогической деятельности, могу с уверенностью сказать, что люди, которые никогда не умели петь, но очень хотят, могут этому научиться. Слух и голос тренируются, как мышцы. Препятствий нет, если есть желание.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
РОЛЬ ГОЛОСА В ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС.
Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как и о внешнем виде, люди судят о голосе политического деятеля в течение первых нескольких секунд. Неважно, известный вы человек или нет. Несмотря на запоминающуюся внешность некоторых известных людей, вспоминая их, мы в первую очередь вспоминаем голос.
Мы живем в век микроволновой и спутниковой связи, когда голоса транслируются по всей стране и даже по всему миру. Каждого человека могут «катапультировать» в эфир, его голос услышат миллионы. Руководитель или специалист, участвующий в телеконференции, передаваемой по спутниковой связи, посылает свой голос в бесконечность.
Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа. Он может перечеркнуть все ваши достоинства. Представьте себе могучего атлета с писклявым, тонким голосом или преуспевающего финансиста с резким, гнусавым произношением. Вспомните, насколько раздражает голос коммивояжера при разговоре по телефону или через дверь, когда вас отрывают от обеда и, ноя, буквально умоляют сделать покупку. Такие люди могли бы добиться большего, если бы улучшили свой голос.
Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей карьере, а не портить ее.
Есть другая категория людей, голоса которых вызывают традиционное восхищение. Это дикторы классических музыкальных радиостанций. Эти люди часто обладают приятным произношением. Несмотря на то, что многие из них имеют хорошие голоса от природы, они много и сознательно работают над ними.
Не важно, какой голос у вас от рождения. Благодаря практике вы сможете приобрести такой голос, которого по справедливости заслуживают ваше профессиональное мастерство и ваша яркая индивидуальность. Вы можете избавиться от иностранного или местного акцента, если будете строго следить за правильностью произношения. Можно избавиться от гнусавых звуков, если умело пользоваться голосовым аппаратом. Вы можете научиться четко артикулировать и правильно произносить звуки. Вы можете развить резонансные колебания в груди и научиться говорить так, чтобы вас слышали в самом последнем ряду аудитории без малейшего напряжения с вашей стороны. Наконец, вы можете научиться не бубнить как пономарь, а превратиться в красноречивого, искусного оратора.
Все это действительно в ваших силах. Данная рубрика посвящена тому, каким образом этого добиться.
Роль голоса в развитии речи детей
Елена Викторовна Петрина
Роль голоса в развитии речи детей
Роль голоса в развитии речи детей
Голос – это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи, основа говорения.
Хороший (нормальный) голос – залог успехов в обучении и образова-нии, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека. Образованные люди владеют голосом и речью значительно искусснее по сравнению с малообразованными.
Голос нужен каждому здоровому человеку. Всем известно, что жизненный тонус, общее состояние человека проявляются в его голосе, звучании речи. Так, у болеющих и тяжело больных стариков, слабеющих старцев голос тихий, вялый, «замирающий». А как звонко и задорно звучат голоса детей! Как радостно отдается хор ребячьих голосов на школьных переменах!
Голос – это естественный, природосообразный витафон (виброакустический прибор, само звучание жизни, вибрирующая спираль живого. Как опорная структура (кристаллическая решетка) речи он представляет скрытую переменную языка, свернутую матрицу всего процесса говорения, развертки звуков. В голосе заложены мощные механизмы саморазвития, самоисцеления и самоизменения.
Долгое время знания о роли голосоведения в образовании, воспитании и творческой работе человека были невостребованными для большинства. В прошлые времена развитие голоса и речи у детей проходило спонтанно, само собой. Этому способствовали условия жизни, более благоприятные, естественные для здоровья, сохранение традиций семейного воспитания, материнской школы, отсутствие экологического загрязнения среды. Однако резкие, планетарные сдвиги и изменения в мире на рубеже веков приводят к исчерпанию природных возможностей спонтанного формирования крепких, выносливых поколений. Законы природы требуют поддержки опережающего развития речи детей.
Многие родители сталкиваются с трудностями обучения младших школьников. Увеличивается количество «речевых детей», у которых возникают трудности в общем развитии. Учителя-логопеды не справляются с оказанием помощи по восстановлению навыков речи. В школах не хватает учителей-логопедов.
Родителям нужно внимательно относиться к речи своих детей. Опыт показывает, что ранняя диагностика отклонений речи от возрастных норм и своевременная помощь специалиста обеспечивает защиту природного голоса и устраняет пробелы. Нормальная голосовая функция ребенка является жизненной, биоэнергетической основой его общего развития, успешной школьной адаптации и свободного усвоения грамотности, родного и других языков.
Большое внимание в обучении дошкольников уделяется развитию уст-ной речи. Известно, что первоосновой чтения и письма является устная речь. Очевидно, что чем лучше дети будут подготовлены в области владения умениями устных высказываний, ведении диалога, активного участия в беседе, разных форм пересказов и рассказывании, тем успешнее они будут учиться в школе.
Через речь формируется фундамент, на котором строится вся учебная деятельность детей в школе. С переходом к обучению с шестилетнего воз-раста требования к речевой подготовке детей возрастают. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств.
Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние. Хорошо владея и управляя голосом, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией.
Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.
Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.
Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент оформления устной речи.
Тембр голоса (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.) обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов, что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.
Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать вместе с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, плавным, звонким голосов, умения правильно пользоваться им в процессе высказывания. Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение.
Важная роль в обладании голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Способность различать по голосу близких людей на слух, воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова.
Плавность и легкость звучания голоса зависит и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. На чистоту и плавность звучания голоса влияет и скорость высказывания. Замедленная речь часть ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются. В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста.
В голосе и речиинтегрируются все витальные функции жизнеобеспечения: дыхания, сердечно-сосудистой системы, высших психических способностей мозга и мысли. Голос имеет биоинформационную природу. В нем отражается общее психофизиологическое состояние человека и отдельных его подсистем. Путем раскрепощения и саморегуляции голоса говорящий постигает своего «внутреннего человека», достигает самореализации личности.
Голос служит величайшим диагностическим инструментом, создан са-мой природой для установления обратных связей со средой обитания. Наука доказала, что голос обеспечивает сохранение здоровья – как физического, так и психического, душевного и духовного. Таким путем излечиваются лорболезни, заболевания голосового аппарата и дыхательных органов, устраняются заикание и дефекты дикции. Настройка голоса восстанавливает индивидуальный тембр (собственный голос) и приводит к комплексному омолаживанию организма.
Роль воспитателя в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Воспитатель МБДОУ «Детский сад №234» Устиновского района города Ижевска Трескина Елена Фёдоровна. Выдающийся педагог 19 века К. Д. Ушинский.
Консультация для родителей «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2–3 лет» Консультация для родителей на тему: «Роль детского фольклора в развитии речи детей 2-3 лет» Детский фольклор – это особая часть народной.
Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей» Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно,.
Консультация «Роль игры в развитии речи детей» Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка».М. Горький.
Консультация «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев,.
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный.
Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста» «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.
Игровые технологии и их роль в развитии речи детей раннего возраста Винокурова Анна Анатольевна Воспитатель, 1 кв. категория ГБДОУ детский сад №61 Красносельского района Санкт-Петербурга Игровые технологии.
Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей Роль экспериментальной деятельности в развитии речи детей. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта научного.
Роль голоса в жизни человека эссе
Очень трудно заставить себя говорить,
труднее заставить себя молчать,
еще труднее заставить себя думать,
но самое трудное — это заставить себя чувствовать.
Нужны годы, чтобы другие люди начали слушать тебя с доверием и вдохновением. Нужны месяцы, чтобы изменить свои привычки и манеру общения. Порой нужны дни, чтобы подготовить и отточить важное выступление. Нужны минуты, чтобы выразить свою мысль и быть услышанным. Но достаточно секунды, чтобы настроить голос. Тогда время исчезает, и голос звучит красиво для всех, кто тебя слышит.
Как многое значит голос для человека! Голос — это уникальное средство активного влияния и мощнейший инструмент создания реальности. Поэтому, искусство управлять своим голосом — это искусство управлять своей жизнью!
Наш успех и результаты в жизни зависят от того, какое влияние мы можем оказывать на людей. Вся наша жизнь строится на общении — так устроено человеческое общество. Неудивительно, что значительных успехов в жизни обычно достигает тот, кто умеет хорошо говорить.
Как формируется наше восприятие другого человека? Наибольшее влияние на нас оказывает его внешний вид (особенно при первом знакомстве): его рост, габариты, выражение лица, мимика, поза, одежда и т.д.; по оценкам ученых, это составляет примерно 55-60%. Смысловое содержание речи, — то, что человек говорит — 5-7%. Звучание его голоса — 35-39%.
Голос является основным средством коммуникации и взаимодействия. Голос — это инструмент, посредством которого мы доносим наши мысли, создавая, таким образом, окружающую нас реальность. С помощью голоса можно построить доверительные отношения. Голосом привлекаем слушателей. Голосом мы можем расшевелить человека или усыпить, очаровать или оттолкнуть. По голосу, также как и по внешнему виду, мы оцениваем человека в течение первых нескольких секунд знакомства, причем эта оценка устойчива. И требуются огромные усилия, чтобы изменить уже сформированное отношение другого человека к себе.
Внешний вид играет ключевую роль тогда, когда мы находимся в поле зрения человека, на которого можем повлиять. Но что же делать, когда нас просто не замечают? Конечно же, обратить на себя внимание. Каким образом? Голос, в отличие от внешнего вида, может влиять на окружающих и когда нас видят, и когда не видят, и даже тогда, когда нас не хотят ни слышать, ни видеть. Главное, чтобы звук нашего голоса доходил до того, на кого мы воздействуем. Как правило, мы каждый день приводим в порядок свой внешний вид. И, как правило, не обращаем внимания на то, как звучим. Редко можно встретить того, кто был бы доволен, впервые услышав запись своего голоса. И это понятно. Как часто мы смотримся в зеркало, и как часто слушаем себя? Ответ очевиден, и соотношение явно не в пользу последнего.
Наш голос и манера говорить характеризуют нас гораздо больше, чем нам кажется. Голос свидетельствует, прежде всего, о состоянии человека на ментальном, эмоциональном, физическом и духовном плане. Он также отражает его характер, темперамент и самооценку. Любые изменения в эмоциональном или в физическом состоянии отражаются и проявляются в звуке голоса, и это не всегда заметно его обладателю. Представим ситуацию: вы присутствуете при разговоре и слышите речь с визгливыми, металлическими интонациями. О чём это может говорить? Думаю, прежде всего, о дисгармонии и внутренней напряженности, волнении, неудовлетворенности, склонности к беспокойству, страхе, запросе на внимание, что в свою очередь, сообщает о неуверенности и заниженной самооценке, закрепощенности и незрелости обладателя голоса. А самооценка свидетельствует не только о нюансах отношения человека к самому себе, но и может помочь предсказать, каким может быть отношение к нему других людей. Можно с уверенностью сказать, что человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей. Также высокий и визгливый голос, обнажая внутреннюю тревогу говорящего, может заставить другого человека воздержаться от общения с ним. Высоко звучащий голос, как правило, вызывает чувство дискомфорта. Так происходит потому, что в человеческом подсознании высокий пронзительный звук ассоциируется с тревогой, что уменьшает степень расположения и доверия к словам. Это полезно знать всем, кто на том или ином уровне ведёт переговоры, а ведёт их каждый.
Помимо психологического и физического аспектов в звучании голоса присутствует и сексуальный аспект. Обладатель низкого, грудного голоса воспринимается нами более сексуальным, чем обладатель тоненького, нежного голоска. Дело в том, что низкий голос является своеобразной рекламой повышенного содержания половых гормонов в крови, и, следовательно, усиливая привлекательность, указывает на половую зрелость, темперамент, облегчая тем самым поиск партнера. Помимо этого, благодаря низкочастотной вибрации, в организме вырабатываются эндорфины. Конечно, мы не всегда знаем об этом, но, как правило, это чувствуем. Между тем, эндорфинная система организма — это важнейшая система управления. Общеизвестно, что эндорфины — это «гормоны удовольствия». Но самым важным для практики является то, что эндорфинная система — единственная система нейроэндокринной регуляции, поддающаяся тренировке. Воздействуя на эндорфины, мы управляем всеми системами организма. Это может помочь восстановить общий физический тонус при депрессии и прочих стрессовых расстройствах. Это знание наши предки использовали на практике. Недаром считается, что слово «врач» произошло от слова «врать», что означало говорить (обманывать — это более старая версия слова «врать»). Лечение не было связано с медикаментозным воздействием, а осуществлялось благодаря перенастройке систем управления организма.
Так же бытует мнение, что курение делает голос более низким, но оно делает его скорее сиплым, а сиплый голос производит на людей чаще всего негативное впечатление. В низком голосе чувствуется интеллект, уверенность, самодостаточность. Человека с низким тембром голоса окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного и более компетентного. Есть интересное наблюдение: чем ниже голос, тем выше должность. И наоборот.
Все люди говорят в разном темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Скорость речи, как правило, соответствует темпераменту и так называемому темпу жизни человека. Бывает так, когда мы говорим быстро, произнося слова скороговоркой и не завершая мысль, мы напряжены и невнимательны. Мы сначала делаем, а потом думаем. Есть такое мнение, что люди, которые говорят очень быстро, это люди, страдающие от недостатка признания. Спеша, торопясь и форсируя, они хотят, чтобы на них обратили внимание и быстрее оценили. Спешка и торопливость отражает неуверенность говорящего, а неуверенность — своеобразный сигнал для окружающих. Мы расписываемся в собственной несостоятельности, проявляя голос во вне, показывая свою напряженность и неуверенность. Каких побед мы можем тогда ожидать в жизни? А если наоборот человек говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово. Он нетороплив, обстоятелен, тщательно анализирует ситуацию, обдумывает каждый свой шаг. Его воспринимают совсем по-другому, он интересен. Люди, которые говорят в более медленном темпе, как правило, более уверены в себе, и это отражает их речь. В процессе разговора доминирует тот, кто слушает, задает вопросы и говорит размерено, а не тот, кто многословен.
Бывает так, что голос невыразителен, монотонен и бесцветен. Какие выводы можно сделать о характере говорящего? В этом случае можно сказать об эмоциональной инертности, невнимательности, ограниченности воображения и творческой жилки, негибкости, о некой обреченности, закрепощенности и дисгармонии. Вряд ли владелец монотонного голоса добьётся успеха у слушателей, в лучшем случае он навеет на них сонливость. Говоря бесцветным, эмоционально скудным и монотонным голосом, мы лишаем себя возможности почувствовать целостность, живой контакт и живую связь со слушателями. И немудрено, что они отвечают нам тем, что слушают нас поверхностно, отвлекаясь. Чего можно достичь в такой коммуникации? Зачастую, интонацией можно сказать гораздо больше, чем словами. Более того, интонация может абсолютно не соответствовать и даже противоречить смыслу сказанного, и что любопытно — интонации мы верим гораздо больше, чем смыслу. Известно, что дети особенно тонко воспринимают и реагируют на неё.
Иногда мы слышим от знакомых, которым предстоит важный разговор или выступление: «Что мне сказать?» или «О чём мне говорить?» И крайне редко можно услышать вопрос: «Как мне говорить?» Тогда нас интересует не смысл, не слова, а интонации. Интонация в голосе — это глина, из которой можно вылепить все, что хотите. Когда мы управляем интонацией, интонация управляет всем. Как же можно разнообразить свою речь интонациями? Несколько раз прочитайте вслух небольшой кусочек текста, лучше всего стихотворение или сказку, отрывая взгляд от текста, направляя внимание на ощущения, чувствуя каждое слово на вкус, наполняя каждое последующее прочтение новыми интонациями. Вспомните, как в школе нас заставляли учить стихи наизусть. От нас требовали не только запоминания текста, но и чтобы мы читали стихи «с выражением». Именно это самое «выражение» и необходимо добавить в нашу речь. Добавьте смысловые паузы — чем больше пауза между вашими словами и предложениями, тем значительнее может восприниматься то, что вы говорите. И каждое сказанное слово сможет быть словом силы!
Тембр и сила голоса, безусловно, зависят от ключевых факторов — дыхания, осанки и физического состояния человека. Когда дыхание свободно, плавно и непринужденно, нам проще справляться с волнением, мы можем быть более расслаблены, а чем больше мы расслаблены, тем лучше звучит наш голос. Через дыхание накапливается личная сила. Чем экономнее мы используем дыхание, тем большей силой наполнено каждое наше слово. Чем больше мы форсируем, придаем интенсивность, а также пытаемся контролировать дыхание, тем сильнее напрягаемся, и это сразу же отражается в голосе. У обладателей хорошей осанки органы дыхания функционируют правильно. Для осанки и для выработки правильного дыхания полезно регулярно плавать. Это позволяет укреплять дыхательную систему, создавать баланс и гармонию в теле, что, соответственно, отражается на звучании голоса. Свобода тела и дыхания позволяет задействовать наш нераскрытый потенциал, передавать свои мысли, используя силу звучания голоса, свободно выражая эмоции, доносить любую мысль легко и уверенно, без усилий.
Возможно, что на протяжении своей жизни вы в глубине души хотели иметь красивый голос, но просто не знали, как этого добиться. Причины непривлекательного звучания нашего голоса можно найти в наших привычках; изменить и развить их в верном направлении — в ваших руках. Чтение этой статьи может стать для вас хорошим началом. Главное понимать то, что голос можно настроить, начав с малого. Немного желания, усилий и регулярности, и он будет звучать так, как вам этого хочется. Действуйте! И результаты не заставят вас ждать! Желаю удачи. Пусть Ваш голос звучит самой сладкой музыкой для всех, кто Вас слышит!
Другие публикации К. Конина :