Проблемы с учителем в школе что делать
8 советов родителям, если у ребёнка не сложились отношения с учителем
Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.
1. Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять
Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.
2. Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем
3. Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет
Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.
4. Поговорите с учителем с глазу на глаз
Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.
5. Не спорьте с учителем по мелочам
Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.
6. По важным вопросам тоже не спорьте
Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.
7. Если с учителем не пошло, идите к директору
Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.
Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.
8. Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)
Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.
Конфликты с учителем: советы педагога, как решать школьные проблемы
За те 10 лет, которые ребенок проводит в школе, проблем с педагогами удается избежать немногим семьям. И начинаются конфликты с учителями зачастую уже с момента поступления в школу. Разбираемся в причинах столкновений вместе с опытным педагогом и пошагово их разрешаем.
Как узнать, что проблемы существуют?
На первый взгляд, это может показаться несложным — ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей — например, тем, что «не справились».
Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит — резкая смена поведения. Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.
Причины конфликтных ситуаций
1. Специфика работы учителя
В психологии это называют профессиональной деформацией личности. Влияние профессии на характер, стиль мышления и эмоциональные реакции испытывают и врачи, и полицейские, и другие специалисты. Педагоги особенно часто подвержены этому влиянию. Дело в том, что учитель — профессия статусная и общественно уважаемая. К сожалению, это практически не отражается на зарплате. Но, тем не менее, мы постоянно слышим об «учительском призвании», о «сеянии разумного, доброго, вечного». Педагог знает, что делает важное и полезное дело, он гордится статусом и не желает спускаться с пьедестала.
Кроме того, школьная система устроена таким образом, что учитель вынужден ежедневно оценивать учащихся. И для этого существует целый арсенал средств, оказывающих влияние на детей и родителей. Отметки, записи в дневнике, публичная оценка в классе, вызовы родителей в школу — все это универсальные инструменты манипулирования. При этом у ребенка нет особого выбора — школьник обязан посещать уроки, даже если конкретный учитель ему не нравится.
2. Семейное воспитание
Другая область причин школьных конфликтов связана с семьей. Если дома ребенок воспитывался в доверии и раскрепощенной атмосфере, проблемы возникнут почти наверняка. Такому ребенку нетрудно открыто высказывать свое мнение, ему неинтересно механическое повторение материала и тяжело заниматься рутинной работой. Он не видит смысла «делать, как все». Поэтому в школьной системе, привыкшей причесывать всех под одну гребенку, такую семью будут ждать столкновения. Педагоги часто воспринимают такого ребенка как недостаточно воспитанного, а в его свободомыслии видят неуважение и угрозу для собственного авторитета.
3. Требования школы
В самом начале обучения в школе нередки проблемы, возникающие в результате требований педагога к внешнему виду, к правилам ведения тетрадей и дневника. Приучение к принятому в учебном заведении порядку — процесс непростой. К моменту поступления в школу большая часть детей еще не готова следовать школьным стандартам аккуратности. Однако такие проблемы редко длятся долго и младшим возрастом, как правило, и исчерпываются.
Ситуация: Учитель не любит моего ребенка.
Причина. Глубинная причина подобных проблем лежит, как правило, не в учителе, а в семье. В норме ребенок не должен очень волноваться и требовать от педагога особого отношения к себе. Если ребенок жалуется на «нелюбовь» и сравнивает отношение учителя к себе и к одноклассникам, он переживает неудовлетворение от того, что его, как ему кажется, недооценили.
Совет. Родителям нужно дать почувствовать ребенку, что он любим близкими людьми и защищен в семейных отношениях. Школьнику нужно обеспечить недостающее чувство уверенности в своих силах и помочь повысить самооценку. Возможно, имеет смысл перевернуть конфликтную ситуацию. Поговорите с ребенком, а может ли он сам больше любить учителя? Может быть, стать внимательнее и стараться выполнять его требования к внешнему виду, оформлению работ и чистоте тетрадей?
4. Особенности ребенка
Другая группа школьных конфликтов гораздо более устойчива. Постоянные проблемы с учителями бывают у детей с гипер- и гиподинамическим синдромом, дисграфией, нарушением концентрации внимания и другими особенностями, при которых нет противопоказаний для получения образования в обычных классах. Такие излишне подвижные или наоборот, излишне неторопливые дети мешают учителю. Ученик отвлекает других детей или отвлекается сам, не успевает за другими, медленно соображает. И учитель старается от него тем или иным способом избавиться.
Ситуация. Ребенок с избыточным весом испытывает эмоциональный срыв (почти перестал общаться в семье, не хочет ходить в школу) после оскорблений учителя физкультуры.
Причина. Чувство унижения, особенно в подростковом возрасте, возрастает в несколько раз, если фразу, которую ребенок считает для себя оскорбительной, взрослые произнесли в присутствии его ровесников. Скорее всего, конфликт возник не из-за одной конкретной ситуации, а стал результатом копившихся проблем.
Совет. Ребенка нужно научить воспринимать вещи под другим углом зрения, помочь повысить его самооценку. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно надежных друзей в классе, которые могли бы его поддержать.
У ребёнка конфликт с учителем: стоит ли вмешиваться родителям?
Конфликтные ситуации в нашем мире – не редкость. Мы можем столкнуться с ними где угодно: на работе, в магазине и даже на улице. Наши дети тоже не застрахованы от разногласий, ссор и противоречий. Поэтому главная задача родителей – научить сына или дочь правильно выходить из таких ситуаций.
Сегодня мы поговорим о том, что делать, если у ребёнка произошёл конфликт с учителем в школе, стоит ли вмешиваться родителям и как помочь ребёнку наладить взаимоотношения с педагогом.
Содержание:
Причины конфликтов между учениками и учителями
Как правило, конфликт не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежит столкновение интересов и противоположных позиций.
Особенность школьных конфликтов состоит в том, что педагог не всегда может понять глубину переживаний ребёнка, а сам школьник – справиться со своими эмоциями.
По данным исследования, проведённого Российской академией образования в 2020 году, 76,8% учеников заявили о конфликтных взаимоотношениях с учителями.
Психологи выделяют три группы причин, которые могут привести к разногласиям между педагогом и учеником.
«Учебные» причины
Первая группа – причины, связанные с учебной деятельностью.
Учителей могут не устраивать:
В свою очередь, учащиеся часто недовольны:
«Ролевые» причины (поведение в социуме)
Вторая группа – причины, связанные с ролевыми взаимоотношениями в школе.
Конфликт с учителем могут спровоцировать:
Педагоги также часто «грешат»:
Личные причины
Третья группа – личные причины. К ним относятся:
Таким образом, конфликт ученика и учителя – это не просто конфликт поколений. Столкновение интересов происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности и затрагивает личные интересы каждого участника конфликта.
Как должны реагировать родители?
Этот вопрос часто задают психологам обеспокоенные мамы и папы.
Конечно, первый порыв – защитить ребёнка от несправедливых нападок учителя и самим разобраться в произошедшем.
Но так ли несправедлив учитель и действительно ли ребёнок не может сам наладить взаимоотношения с педагогом?
Психологи советуют родителям обратить внимание на два момента.
Возраст ребёнка
Ребята в начальной школе, как правило, стремятся понравиться учителю, завоевать его расположение.
Ребёнок может переживать, что педагог недостаточно ласков с ним, не всегда обращает на него внимание, спрашивает других учеников, когда тот тянет руку. Переживания могут вылиться в нарушения дисциплины или плохую работу на уроке, но до открытого конфликта с учителем дело не доходит.
В этом случае родители должны объяснить сыну или дочери, что задача учителя – дать детям необходимые знания, научить их чему-нибудь, поэтому второй мамой учитель быть не может. Да и не должен.
В младшем и старшем подростковом возрасте противоречия во взаимоотношениях с учителями приобретают более серьёзный характер.
Ребёнок может начать активно отстаивать свою позицию путем протестов и действий «на публику», а также открытых перепалок с «нелюбимым» педагогом.
Если ваш подросток ведёт себя именно так, ваше вмешательство в конфликтную ситуацию неизбежно. И, скорее всего, инициатором разговора с вами выступит именно учитель.
Отношение к конфликту
Дети могут по-разному относиться к разногласиям с учителями. Для кого-то это мелкая неприятность, а кто-то сильно переживает по этому поводу.
Если у ребёнка ухудшился сон и аппетит, появилось нежелание идти в школу, значит, вам обязательно нужно вмешаться в происходящее.
Нерешённые школьные проблемы могут привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и ухудшению физического и психического самочувствия ребёнка.
Подведем итог. В любом случае вы должны знать, что у вашего ребёнка произошёл конфликт с учителем. А вот вмешиваться в него или нет, можно решить, только хорошо разобравшись в самой ситуации.
Поиск виноватых
Итак, вы узнали о конфликте ребёнка с учителем и решили разобраться, кто же всё-таки виноват в происходящем.
Как правило, возможны 3 варианта:
1. Виноват ребёнок
Ваш сын или дочь может бить себя кулаком в грудь и доказывать, что это «учительница плохая, она на меня накричала», но в процессе разговора выяснится, что педагог повысила голос не просто так, а потому что ребёнок бегал по коридору на перемене или разговаривал во время урока.
Поэтому всегда важно найти первопричину конфликта и восстановить последовательность событий.
В случае вины ребёнка обсудите с ним, в чём именно он был не прав, и постарайтесь убедить извиниться перед педагогом, чтобы не портить сложившиеся отношения.
2. Виноват учитель
Может сложиться ситуация, при которой в конфликте не прав действительно именно педагог.
Случай из практики
На уроке технологии девочки учились вязать на спицах. Гале никак не удавалось сделать ровные петли. Учительница взяла её работу и перед всем классом показала Галины ошибки.Девочка очень расстроилась и затаила обиду на учительницу. Дома Галя сказала маме, что ей не нравится технология, и больше на эти уроки она ходить не будет. Никакие расспросы результатов не дали. Девочка упорно отказывалась говорить о том, что произошло.
Обеспокоенная мама пошла в школу к учительнице и спросила её о том, что могло стать причиной такого решения дочери.
Педагог признала свою ошибку и на следующий день извинилась перед девочкой. А вывязать красивые петли Галю научила бабушка, и с тех пор ей очень нравится это занятие.
Если после выяснения ситуации станет понятно, что в конфликте главную роль сыграл учитель, не спешите кидаться в школу с оскорблениями и обвинениями педагога в непрофессионализме.
Для начала спокойно поговорите с учителем, расскажите о том, что ребёнок очень расстроен случившимся и предложите вместе найти выход из сложившейся ситуации. Не ждите, что педагог сразу же признает свою ошибку и извинится перед ребёнком. Наш случай из практики – скорее, исключение, чем правило.
Будьте готовы к тому, что учитель переложит ответственность за произошедшее на вашего ребёнка. В этом случае дайте понять, что вы не сомневайтесь в профессиональных качествах учителя, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.
Также важно донести до школьника мысль, что все мы – люди, и все мы можем ошибаться. У педагога был сложный день, он очень устал и перенервничал, поэтому и произошёл конфликт.
Главное – чтобы ребёнок после случившегося не потерял уважение к учителю и не стал относиться к нему, как к врагу.
3. Ребёнок неверно оценил ситуацию
Бывает так, что сын или дочь уверенно заявляет вам о конфликте с учителем, а сам педагог даже не в курсе происходящего.
В каких случаях это возможно:
Ребёнок слишком обидчивый или ранимый
Дети зачастую очень эмоционально воспринимают тот или иной поступок учителя.
Неосторожно сказанное слово, оценка, на балл ниже ожидаемой, и ребёнок сразу меняет свое отношение к педагогу.
Плохие оценки = плохой учитель
Негативное отношение к педагогу может вызвать слабая успеваемость ребёнка. «Учитель ставит мне плохие оценки, значит, он плохой» – думает ребёнок и спешит поделиться своими мыслями с родителями.
Ребёнок – «кумир» семьи
Если дома ребёнок привык слышать, какой он умный, замечательный и вообще самый-самый, а учительница не разделяет мнения родителей, более того, даже может отругать и поставить двойку, тогда обиды и слёзы неизбежны.
Школьник может искренне не понимать, почему эта тетя не гладит его по головке и не называет умницей за небрежно нарисованный рисунок или криво написанные буквы.
Выясните, как обстоят дела у вашего ребёнка в школе: не конфликтует ли он с учителями, не обижают ли его сверстники, не прогуливает ли он уроки по какой-либо причине. Смотрите его маршрут и текущие местоположение на карте, слушайте при необходимости, что происходит вокруг и дозванивайтесь даже до беззвучного гаджета с приложением «Где мои дети».
Решаем спорные ситуации правильно: советы психологов
Разбираемся, что делать, когда у ребёнка возник конфликт с учителем.
Шаг 1. Обсуждаем конфликт с ребёнком
В спокойной обстановке выясните, какие разногласия произошли у ребёнка с учителем. Внимательно выслушайте, пусть выскажет всё, что у него наболело.
Спросите, с чего всё началось, в какой момент отношения с учителем стали портиться.
Узнайте, кого ребёнок считает виноватым в конфликте, готов ли он к примирению и что может для этого сделать.
Воздержитесь от негативных комментариев в адрес учителя. Также не стоит обвинять и самого ребёнка. Ваша задача – быть беспристрастным судьей.
Постарайтесь узнать у сына или дочери, что об этом учителе думают его одноклассники и если ли ещё дети, с кем у педагога были разногласия.
Главная задача родителей на этом этапе — убедить ребёнка, что конфликт необходимо разрешить, а не пускать ситуацию на самотёк.
Шаг 2. Находим время для беседы с учителем
Не откладывая в долгий ящик, поговорите с учителем.
Не начинайте разговор с обвинений и претензий, постарайтесь сдержать свои негативные эмоции. Дайте понять педагогу, что вы заинтересованы в разрешении конфликта.
Если учитель обвиняет ребёнка в плохом поведении, снижении успеваемости и пренебрежении к школьным правилам, попросите привести конкретные факты.
Выслушайте все претензии педагога и предложите вместе найти выход.
Шаг 3. Делаем выводы
После прояснения ситуации с учителем не лишним будет ещё раз поговорить с ребёнком и выбрать правильную стратегию дальнейших действий.
Если причиной конфликта стала плохая успеваемость или отсутствие интереса к предмету, поработайте над мотивацией и помогите школьнику подтянуть свои знания с помощью интересных видео, онлайн-уроков или репетитора.
Если разногласия возникли из-за нарушений дисциплины, стоит обратить внимание на то, как ребёнок ведёт себя дома, нет ли признаков стресса или психологического неблагополучия. Возможно, стоит посетить школьного психолога.
Если же школьник не признает авторитет учителя и сомневается в его профессионализме, вы должны объяснить ему, что в жизни встречаются разные люди, и не со всеми из них общение приносит удовольствие. Но быть вежливым, тактичным и не опускаться до оскорблений – это важное умение взрослого человека, которому вашему сыну или дочери нужно обязательно научиться.
Шаг 4. Контролируем ситуацию
Конфликтная ситуация улажена? Отлично. Теперь вам остаётся только «держать руку на пульсе». Интересоваться успехами и неудачами ребёнка. Узнавать у него, в каких отношениях он сейчас находится с учителем, есть ли какие-то изменения.
Можно ещё раз посетить школу и расспросить педагога, есть ли прогресс в учёбе и поведении ребёнка, на что вам ещё нужно обратить внимание и над чем поработать.
Родителям на заметку:
Если не удаётся уладить конфликт
Большинство разногласий между учителями и учениками можно уладить мирным путём. Но что делать, если к соглашению с педагогом вы так и не пришли, а ситуация только усугубилась?
Рассмотрим основные варианты ваших действий.
Обратиться в администрацию
Вы можете обратиться в администрацию школы. Но имейте в виду, что после выговора от директора учитель вряд ли захочет пойти вам навстречу и наладить взаимоотношения с ребёнком. Скорее, конфликтная ситуация просто сойдёт на нет.
Сейчас во многих школах организована служба медиации. В неё могут входить как педагоги, так и родители с детьми. Задача данной службы – помочь урегулировать сложные и конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного пространства. Если в вашей школе есть подобная структура, вы можете обратиться и туда.
Перевести ребёнка в другой класс или школу
Если ребёнок не против, всегда есть вариант перевести его в другой класс или школу. Но при этом ему придётся заново выстраивать отношения с одноклассниками и, что не менее важно, с учителями. Где гарантия, что на новом месте не окажется более строгий и придирчивый педагог?
Перейти на семейное обучение
Самая кардинальная мера – это переход на семейную форму обучения. В этом случае учить сына или дочь вы будете сами либо подберёте наиболее подходящих вам и ребёнку педагогов.
Запомните! Учитель не имеет права:
Такое поведение выходит за рамки компетентности и профессиональной этики педагога. Если ваш ребёнок столкнулся с чем-то подобным, вы должны незамедлительно вмешаться в ситуацию и обратиться к директору школы, в районное управление или департамент образования.
«Один на всех и все на одного»: конфликт учителя и всего класса
Рассказывает мама 14-летней Алины:
«Моя дочь учится в 8 классе. Ей всегда нравились такие предметы, как биология и химия. Только хорошие оценки по ним получала. А тут как-то смотрю: в дневнике по биологии аж две двойки стоят! Спросила дочь, что случилось. Она сначала ничего не хотела рассказывать, а потом призналась, что прежняя учительница у них уволилась, а на её место пришла другая. Так вот, эта новая учительница никому из класса не нравится. Она и кричит постоянно на детей, и телефоны у них перед уроком забирает. Ребята устали терпеть такое к себе отношение. Решили устроить учительнице бойкот – перестали всем классом делать домашние задания. А ей все нипочём, ставит двойки и ставит. Вот и моя Алина две получила… Ума не приложу, как помочь ребятам в такой ситуации».
Конфликт между учителем и учениками может случиться, когда в класс приходит новый педагог, либо когда обостряются отношения со «старым».
Что могут сделать в такой ситуации родители:
В этом случае будет лучше поставить в известность родителей и, если нужно, подключить администрацию школы.