роль эмоций и чувств в жизни человека
Роль эмоций и чувств в жизни человека (Часть 1)
«Каждый человек – отражение своего внутреннего мира
Как человек мыслит, такой он и есть»
Марк Гулий Цицерон
Как и для чего возникли эмоции?
По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовалось все больший и больший срок, чтобы научиться добывать пищу, заботиться о себе. Для того, чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем, должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникала и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции.
Наглядным примером тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого ребенка без матери в незнакомой комнате, и большинство детей на разлуку с матерью отреагируют яркой эмоцией. Если же связь между матерью и малышом нарушается на более продолжительное время или нарушена постоянно, то можем наблюдать выразительный «букет» негативных эмоций, которые в отдельных случаях перерастают в тяжелые формы депрессии и способны вызвать даже общее истощение организма.Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его
потребности в пище, тепле, уходе. Но кроме физического здоровья и психологического благополучия ребенку необходима родительская любовь. Даже взрослому человеку сложно справиться с жизненными неурядицами, если он обделен любовью.
Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Каждый из нас приходит в этот мир, уже умея чувствовать, хотя до поры до времени не умеет говорить, не может ходить.
От способности ощущать, чувствовать и выражать свои чувства с предельной ясностью и настойчивостью, напрямую зависит наша жизнь.
Эмоция-это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти стремления переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).
Источниками, эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения в нашем организме. В разное время значимость одних и тех же предметов для человека бывает неодинакова. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменениями мотивов меняется и его отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Понятие «чувство и эмоции» означают два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.) Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции несут на себе печать общественного развития. Человек, например, испытывая эмоцию голода, не набрасывается на еду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь, как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальным впечатлением. Так первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, является непосредственной реакцией на какие-то внешние проявления его потребностей.
Чувство-это более сложное, чем эмоции, постоянно устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга и ответственности за порученное дело, совесть, стыд, любовь к труду, гордость) являясь сложной формой отражения, обобщающей эмоциональное отражение, и понятия чувства свойственны только человеку. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании. Чувство – более длительное состояние, чем эмоции и связаны с социальной сферой.
Общим для эмоций и чувств являются функции, которые они выполняют в жизнедеятельности человека и животных. Так, исследованиями на животных установлено, что эмоции выполняют сигнальную и регулятивную функции. Эти же функции выполняют у человека эмоции и чувства. Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем,что они сопровождаются выразительными движениями: мимические (движения мышц лица, пантомимическими (движения мышц тела, жесты, изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.
С жизненным опытом люди приобретают определенные умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятым весельем маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием просматривается неудовольствие.
Роль эмоций и чувств в жизни человека
Какую роль занимают наши чувства и эмоции в нашей жизни и мире? Ответ очень прост – очень большую роль. Благодаря эмоциям мы развиваемся, идём к своим целям, мы анализируем ту или иную ситуацию. Мы совершенствуемся и изменяемся благодаря чувствам. От эмоций зависит и восприятие человека той или иной ситуации, а также от чувств и эмоций зависят наши действия, поступки, характер и прочее. Также именно благодаря эмоциям мы можем воспринимать мир и всё в нём происходящее как нечто целое, единое, гармоничное, а не просто набор каких-то коротких моментов. Существует миллионы эмоций, присущие человеку. Мы должны понимать, что способность чувствовать и переживать испытывать эмоции – это великий дар, который дан человеку. Кроме того переживания и чувства влияют и изменяют не только наш внутренний мир, наше духовное и психологическое состояние, но и физическое состояние. Причём эти физические изменения происходят почти независимо от нас, на подсознательном уровне, когда мы испытываем ту или иную эмоцию. Но что же такое эмоции? Эмоции – это, прежде всего, процессы, которые отражают отношение к той или иной ситуации. Именно поэтому разные люди при одной и той же ситуации могут относиться к ней по-разному, потому что у каждого человека есть своё личное представление о прекрасном и идеальном, свои мечты, цели, своя жизнь. Также можно сказать, что эмоции – способ общения. Ведь не только по словам мы можем понять, что чувствует человек в тот или иной момент, но и можем увидеть это по его глазам, реакции, увидеть его эмоции и по ним прочесть, что он сейчас чувствует. Мимика, движения человека, глаза – всё показывает эмоции человека, его состояние в данный момент. Какие же эмоции способен испытывать человек? Во-первых, это такое прекрасное чувство, как радость. Радость может испытывать не только тот человек, который услышал, например, хорошую новость, но и тот, кто живёт в согласии и гармонии с самим собой. Радость не только одно из самых положительных эмоций, оно также и улучшает здоровье человеку, даёт некую лёгкость в душе. Следующая эмоция – это интерес. Это очень важная эмоция в нашем мире, ведь именно благодаря интересу к чему-либо мы продвигаемся вперёд, интерес движет нами, с его помощью мы добиваемся целей, ставим их перед собой. Такую эмоцию, как удивление, нельзя отнести к отрицательному или положительному чувству, обычно удивление сопровождается другими эмоциями. К отрицательным эмоциям относятся горе и страдание, что негативно также сказывается на здоровье человека и его психологическом, физическом и эмоциональном состоянии в целом. Одна из самых мощных и сильных эмоций – это гнев. Конечно, гнев считается отрицательной эмоцией, однако иногда именно благодаря такому чувству как гнев человек делает то, что давно хотел, наконец-то добивается своего. Страх возникает обычно тогда, когда мы ощущаем какую-то угрозу. Иногда страх может возникнуть и просто так, от одного воображения какой-либо угрозы. Вина и стыд – отрицательные чувства, они считаются сложными и мучительными чувствами. Для того, чтобы испытывать в большинстве своём положительные и хорошие чувства не обязательно читать кучу книг, достаточно научиться уважать и относиться хорошо к людям, которые находятся рядом с нами, а также научиться любить себя, что тоже очень важно. Вы должны находиться в гармонии с самим собой, только тогда вы будете испытывать, так сказать, «правильные» эмоции.
Реферат: «Эмоции и их роль в жизни человека»
Введение
Глава 1. Эмоции и чувства как психологические процессы
1.1 Эмоции и их характеристика
1.2 Взаимосвязь чувств и эмоции в личности человека
Глава 2. Влияние чувств и эмоций на личность человека
Заключение
Список литературы
Каждый взрослый человек в своей жизни неоднократно испытывал те или иные эмоции и чувства с самого раннего детства. Эмоции и чувства составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Эмоциональные проявления человека очень разнообразны: радость, горе, страх, гнев, удивление, грусть, тревога, восхищение, презрение и т. д. Мир эмоциональных переживаний пронизывает все стороны жизни: отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Эмоции и чувства побуждают человека к действиям, оказывают влияние на принятие решений и постановку жизненных целей, определяют поведение, и просто оказываются необходимыми в преодолении трудностей повседневной жизни. Благодаря чувствам и эмоциям человек воспринимает окружающий мир не как постороннее явление, а принимает в нем активное участие, и испытывает определенные переживания.
Но у психологов нет единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека чувства и эмоции. Так, некоторые из них, полагая разум характеристикой истинно человеческого в человеке, утверждают, что смыслом человеческого существования должна быть именно познавательно-интеллектуальная деятельность. Другие ученые относят человека к разряду эмоциональных существ. По их мнению, сам смысл человеческого существования имеет аффективную, эмоциональную природу, т.е. человек окружает себя людьми, предметами, к которым эмоционально привязан.
Таким образом, ученым до сих пор не удалось придти к консенсусу относительно природы и значения эмоций и чувств в жизни человека, поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день.
Целью реферата является определение роли эмоций и чувств в жизни человека.
Задачи:
1) описать характеристику сущности эмоций;
2) изучить отличительные особенности эмоций и чувств;
3) выявить влияние чувств и эмоций на личность.
1. Эмоции и чувства как психологические процессы
1.1 Эмоции и их характеристика
В первой половине XX века психологи начали говорить об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. Так С. Л. Рубинштейн использовал термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные: «. трехчленное деление психических явлений на интеллектуальные, эмоциональные и волевые не может быть удержано. Первичным, основным является двухчленное деление психических процессов на интеллектуальные и аффективные. ». На сегодняшний день эмоция понимается как переживание, душевное волнение. Эмоции мобилизуют энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Они руководят мыслительной и физической активностью индивида, направляют в определенное русло. Например, если человек охвачен гневом, то он не броситься наутек, а если человек перепуган, то он вряд ли решиться на агрессию.
Эмоции или эмоциональное реагирование характеризуется положительными или отрицательными переживаниями, влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).
Кроме основных характеристик психолог Е. Д. Хомская выделяет такие характеристики, как реактивность эмоций (быстрота возникновения или изменения), качество (связь с потребностью), степень их произвольного контроля.
Поэтому К. Изард полагает, что «вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и экологических факторов»
2) Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу. Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства.
3) Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.
4) Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Как пишет В. К. Вилюнас, человек восторгается или возмущается, он может быть опечален или горд обязательно кем-то или чем-то. Так называемые беспредметные эмоции обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться).
С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом:
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций.
Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.).
Рейковский отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
1) врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
2) приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые;
3) индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.
Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели. Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении). Различия в улыбке проявляются уже у 10-месячных младенцев. На мать ребенок реагирует улыбкой, при которой активизируется большая скуловая мышца и круговая мышца глаза. На приближение незнакомого человека ребенок тоже улыбается, но активация возникает только в большой скуловой мышце; круговая мышца глаза не реагирует. С возрастом ассортимент улыбок расширяется.
П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых, эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций. Так, например, при страхе брови подняты и сдвинуты, верхние веки подняты, рот раскрыт, губы растянуты и напряжены, а вот при удивлении брови высоко подняты и округлены, верхние веки подняты, а нижние опущены, рот раскрыт, губы и зубы разъединены.
Положительными эмоциями являются:
Отрицательными эмоциями являются:
Обычно эмоции трудно объяснить понятийно. Привычным приемом остается выражение эмоционального состояния через описание сопутствующих им телесных ощущений.
Реферат: Роль эмоций и чувств в жизни человека
Название: Роль эмоций и чувств в жизни человека Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 14:27:30 21 октября 2010 Похожие работы Просмотров: 4720 Комментариев: 13 Оценило: 4 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активные |
4, Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10. Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11. Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12. Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13. Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14. Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15. Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16. Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17. Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18. Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19. Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20. Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21. Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22. Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23. Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24. Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25. Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26. Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27. Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28. Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29. Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30. Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Таблица №1 Средние баллы САН по опросу
№ | С | А | Н |
1 | 4,7 | 4,2 | 4,5 |
2 | 6,7 | 6,7 | 7,0 |
3 | 4,4 | 4,0 | 4,2 |
4 | 5,2 | 4,3 | 5,3 |
5 | 3,9 | 3,9 | 4,0 |
6 | 2,8 | 4,6 | 2,1 |
7 | 4,2 | 4,9 | 3,5 |
8 | 5,9 | 6,1 | 5,5 |
9 | 5,0 | 4,4 | 4,9 |
10 | 5,4 | 4,6 | 5,2 |
11 | 5,6 | 5,6 | 6,5 |
12 | 4,0 | 4,5 | 4,3 |
13 | 6,4 | 5,5 | 6,1 |
14 | 5,5 | 4,6 | 6,0 |
15 | 4,5 | 4,1 | 3,7 |
16 | 4,8 | 4,9 | 4,7 |
17 | 4,8 | 5,6 | 4,9 |
18 | 5,2 | 3,7 | 6,3 |
19 | 4,8 | 5,0 | 6,3 |
20 | 6,4 | 5,3 | 6,7 |
Таблица №2 Процентное соотношение баллов респондентов по категориям САН
- роль эмоций в жизни человека психология
- роль энергии в жизни человека