роль экономической культуры в жизни общества
Экономическая культура, ее теоретические основы и функции
Теоретические основы экономической культуры
Прежде чем начать разговор об экономической культуре, стоит дать определение данному понятию.
Таким образом, под экономической культурой социума принято понимать систему ценностей и мотивов экономической деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиций и норм, которые занимаются регулированием хозяйственных отношений и поведения.
Экономическая культура способна диктовать некое особое отношение к формам собственности, а также совершенствовать предпринимательскую среду. Экономическая культура является неразрывным единством сознания и практической деятельности, являющимся определяющим в ходе развития хозяйственной активности человека, и проявляется в ходе производства, распределения и потребления.
Самыми важными составляющими в структуре экономической культуры принято определять знания и практические умения, нормы, регулирующие поведенческие особенности человека в сфере экономики, а также способы ее организации. Сознание принято считать фундаментом экономической культуры человека.
Экономические знания являются комплексом хозяйственных представлений человека касательно производства, распределения, обмена, а также потребления тех или иных материальных благ, форм и методов, которые помогают обществу устойчиво и стабильно развиваться, а также оказывают влияние на формирование его экономических процессов.
Экономические знания являются первостепенным компонентом экономической культуры, более того, они дают возможность сформировать наше представление о ключевых закономерностях состояния и развития экономики того или иного социума, о хозяйственных взаимосвязях в окружающем мире, участвуют в развитии человеческого экономического мышления и практических умений, помогают развивать экономически грамотное, а также нравственно обусловленное поведение.
Личность в экономической культуре
Не менее важную роль в экономической культуре личности принято отводить экономическому мышлению, дающему возможность изучать первопричины и сущность хозяйственных явлений и процессов, а также верно применять изученные ранее экономические понятия, подвергать анализу определенные экономические ситуации.
Социально-психологические качества участников хозяйственной деятельности во многом оказывают влияние на выбор примеров и паттернов поведения в экономике, а также на эффективность разрешения тех или иных хозяйственных задач. Ориентированность личности принято характеризовать посредством социально значимых ценностей и общественной установки.
Экономическую культуру индивидуума возможно увидеть, если рассмотреть систематический комплекс его личностных свойств и качеств, который характеризует итог его персонального участия в том или ином виде деятельности.
Уровень культуры конкретно обозначенного человека в сфере экономики можно подвергнуть оценке по сумме всех его хозяйственных качеств. В реальности экономическая культура зачастую попадает под влияние образа жизни, традиций, менталитета, свойственных некому конкретному этносу. В связи с этим, как образец либо тем более идеал, не стоит использовать какую-либо чужеродную модель существования и развития экономики.
Для нашей страны, вероятнее всего, наиболее близкой является европейская модель общественно-хозяйственного развития, которая является наиболее гуманной и лояльной, нежели американская либо азиатская (в частности японская), которая основывается на ценностях духовной культуры Европы и состоит из широкой системы мер по социальной защите населения своей страны.
Хотя стоит отметить, что и данная модель может быть использована лишь с непременным учетом тенденций и особенностей развития национальной отечественной культуры России, так как в ином случае говорить об экономической культуре и ее роли не имеет никакого определенного смысла.
Функции экономической культуры
В связи с тем, что экономическая культура является системой, то вполне логично, что она занимается выполнением ряда нескольких важных функций, о которых будет сказано далее.
Экономическая культура в системе общественных отношений
Экономическая культура является частью общей культуры – единой системы воззрений, ценностей и знаний, распространенных в данном обществе и передаваемых из поколения в поколение. Она представляет собой совокупность отношений, средств и способов деятельности, составляющих основу материально-производственной сферы жизни людей.
Характеристика
Экономическая культура – это система норм, правил, мотивов, традиций, обычаев, институтов, хозяйственных ролей, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в обществе. В экономической культуре выделяют 3 взаимосвязанных уровня:
Экономическая культура – это механизм, регулирующий индивидуальное экономическое поведение. Регуляторами выступают:
Также экономическая культура регулирует экономическое поведение индивидов посредством выполнения основных функций:
Предпосылками экономической культуры служат:
Структуру экономичекой культуры определяют элементы:
Важнейшими компонентами экономической культуры являются:
Проявления экономической культуры
Современные экономические отношения требуют от их участников высокой экономической культуры. Ее уровень определяет:
Цивилизованный человек – это личность с развитой экономической культурой, обладающая определенными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом. Одной из важнейших ее составляющих является творческое мышление индивида, позволяющее легче усваивать новую информацию и приспосабливаться к меняющимся условиям.
Заключение
Экономическая культура любого общества неповторима и своеобразна, поскольку представляет собой проекцию культуры в широком смысле слова на сферу экономических отношений. В каждом отдельном случае она базируется на древних традициях хозяйствования, способах ведения экономической деятельности, национальном менталитете. В настоящее время благодаря глобализации происходит глубокое интегративное взаимодействие экономических культур различных стран, объединение их в единую систему.
План ответа по теме «Экономическая культура»
1. Экономическая культура как часть общей культуры.
2. Понятие экономической культуры. Уровни:
3. Регуляторы экономического поведения:
4. Функции экономической культуры:
5. Структура экономической культуры. Элементы:
6. Компоненты экономической культуры:
7. Проявления экономической культуры.
8. Экономическая культура в эпоху глобализации.
Роль экономической культуры в жизни общества
Экономическая культура отдельного человека является показателем его интегрированности в экономический социум, возможности ощущать себя его полноценным субъектом, фактором экономической успешности. Экономическое образование и просвещение являются факторами формирования экономической культуры населения и отдельного человека. Экономическая культура позиционирует отдельного человека, организацию, предприятие (их коллетивы) по отношению к другим взаимодействующим экономическим субъектам, позволяет формировать собственную позицию по вопросам интеграции и сотрудничества при совместной работе, позволяет сплачивать коллективы, человеческие сообщества для реализации стратегических целей и задач, достижения высоких экономических результатов, продвигает финансовые ресурсы, концентрирует их по мере необходимости. Развитая экономическая культура отражается во внешних материальных показателях (успешных проектах, достижениях).
Экономическая аккультурация осуществляется более сильными в этом отношении экономическими культурами. Фактором, препятствующим более полноценной аккультурации, является относимость носителей более слабой экономической культуры к иной религиозной или этнической общности (ведь нормы, в ней заложенные могут противоречить, лежащим в основе более сильной экономической культуре). Соответственно, и противоречия культур выражаются в разделении носителей.
Экономика и экономическая культура Экономика, ее место и роль в системе культуры
Исключительно большое значение в становлении, развитии и функционировании культуры, имеют экономические структуры, которые в той или иной степени пронизывают все ее элементы, начиная от мифа и заканчивая наукой. Экономика — один из сложнейших феноменов, включающий в себя совокупность хозяйственных процессов, совершающихся в обществе. В нем нет ни одного человека, который в той или иной степени не зависел бы от экономики, не являлся ее пленником (от грудного младенца до столетнего старика, от богача-миллиардера до самого обездоленного нищего). Индивид может быть свободным от религии, науки, философии, искусства, даже от права и морали. Но он не может быть свободным от того, чтобы не есть, не пить, не одеваться, не иметь крыши над головой, т.е. от того, что порождается экономикой, производством. Поэтому все люди, говоря перефразированными словами Аристотеля, являются существами экономическими, вынуждены быть «экономистами», причем неплохими, чтобы нормально жить или хотя бы сносно существовать. Можно с полной уверенностью утверждать, что проблема удовлетворения материальных потребностей стала одним из важнейших культуротворческих моментов человеческой жизни и деятельности.
Экономика как специфическое культурное образование является исключительно сложной и многоплановой. Она включает различные стороны хозяйственной жизни, организационно-правовые процессы, проблемы собственности, финансы, денежное обращение, деятельность предприятий, отраслей, торговлю, управление, образование, трудовые отношения, потребление, технологии. Американский экономист П. Самуэльсон считает, что любое общество, любое хозяйство, от самого примитивного до самого высокоразвитого неизбежно стоит перед решением трех ключевых и взаимосвязанных экономических проблем.
Но это как бы чисто экономический аспект. Не следует забывать, что экономика прочнейшим образом вплетается в ткань общественной жизни и органически взаимодействует со всеми элементами культуры, прежде всего с государством, правом, религией, наукой, моралью, искусством, образованием. Экономика буквально вторгается во все элементы культуры, порой беспощадно «бомбит» их. Она наиболее активное ее начало. Это своего рода вторая (если не первая) религия, которой есть дело до всего. Она не ждет, но активно действует, преобразует, подмывает, а порой и подрывает другие культурные структуры, делает их своими по духу, хотя и не всегда подобное удается.
Экономика оказывает мощное влияние на государство. Тот, кто владеет средствами производства, капиталом, занимает в нем, как правило, господствующее положение и воздействует на формы политических отношений. Государство, в свою очередь, будучи и причиной и следствием экономики постоянно навязывает ей свое присутствие, вносит в нее отклонения, формирует ее направленность. Экономика создает симбиоз с государством, всегда его подкармливает, причем как законными, так и незаконными путями. Между ними могут существовать неформальные связи.
Экономика не может обойтись без права, ибо в противном случае она напоминала бы море или джунгли. Экономические интересы часто лежат в основе изменения правовых институтов. Новые экономические структуры всегда стремятся получить юридическую защиту. Право, в свою очередь, регулирует многие экономические процессы, придает им легитимный статус.
Сильнейшим образом экономика влияет на религию, а та в свою очередь на нее. Экономические интересы пробивают бреши в религиозных догмах, в силу чего в некоторых религиях и производство, и торговля, и ростовщичество могут рассматриваться как богоугодное дело, хотя в других — резко осуждаются. Часто экономика оказывается сильнее религии. Даже в самые ортодоксальные времена церковь не сумела полностью ее контролировать. Она сама поддалась экономическому влиянию; экономика ее гипнотизировала. Церковь к ней постоянно приспосабливалась, иногда заигрывала, а порой — ходила с протянутой рукой. Экономика ставит в равные условия представителей любой религии. Если хочешь хорошо жить — трудись, зарабатывай.
Экономика подчиняет даже идеологию, более того — порождает ее. Не случайно многие ученые считали идеологию выражением экономических интересов тех или иных классов, социальных групп.
Существенными являются взаимоотношения экономики с наукой. Без науки, разумеется, невозможен значимый экономический прогресс, а без экономических ресурсов невозможно существенное развитие научных знаний. Экономическая культура опирается не только на достижения экономической теории, но и на достижения других наук — математики, статистики, социологии, демографии, географии. Более того, экономика заинтересована в развитии всех отраслей научных знаний, ибо их появление и реализация дают колоссальные толчки к динамичному развитию экономических институтов. И военная, и медицинская науки, и кибернетика, и даже геология могут породить экономический бум.
Исключительно важной составляющей экономической культуры является экономическое образование, как в общеобразовательном, так и в специальном контексте. Для того чтобы быть экономически самостоятельным человеком, необходимо каждому знать хотя бы элементарные основы функционирования экономики, обладать экономическим мышлением. В системе экономических отношений всегда, а сейчас особенно, значимое место занимают управление, подготовка, подбор и рациональная расстановка кадров с учетом их интересов, опыта, возможностей и способностей. Речь, разумеется, идет не о государственном регулировании кадровой политики, а о подготовке кадров высочайшей квалификации вузами и честной, с учетом профессиональных, волевых и моральных качеств, кадровой политики фирм, корпораций, государственных учреждений.
Такие элементы культуры, как литература, театр, архитектура, живопись, прикладное искусство, скульптура также вовлечены в орбиту экономических процессов. Все они являются в той или иной степени товаром, т.е. экономической категорией, и все могут оказывать положительное или отрицательное воздействие на события экономической жизни.
Органичным образом экономика связана с такими социальными явлениями, как рабство, проституция, нищенство, воровство. Все они могут рассматриваться как экономические понятия. Ведь раб — это собственность, товар. Проституция — тоже товар (продается, покупается), хотя и особый, так сказать «временный». Нищенство есть экономический паразитизм и разновидность бизнеса. Тысячи так называемых «нищих» благодаря своему незадачливому промыслу и наивности многих людей живут лучше, нежели представители среднего класса. Многие «калеки», «несчастные» не только остро нуждаются в поддержке, но и просто работают, профессионально трудятся. Воровство — также разновидность бизнеса, воздействие на чужую собственность, с целью личного (незаконного) обогащения или ее присвоения. Экономика способствовала развитию городов, городской культуры, ее космополитизму. Так называемая «массовая культура» есть прямое следствие экономических процессов.
Экономика стала важнейшим средством интернационализации жизни, активного взаимодействия и сближения культур, их интеграции.
Мир экономики, пожалуй, наиболее сложен и чреват последствиями для всей системы культуры. Один неверный шаг, например, значительное повышение налогов или необоснованное повышение зарплаты может резко изменить всю социокультурную ситуацию, привести к непредсказуемым последствиям. Экономика не только один из самых жизненно важных элементов культуры, но и самых противоречивых, аморальных и беспощадных. Да, благодаря экономическому (техническому) развитию человек перестал голодать, бояться жары и холода, стал располагать мощными и быстрыми средствами передвижения, не выходя на улицу, получать информацию о том, что происходит в мире, мгновенно связываться с нужным человеком, находящимся за тысячи километров и получать массу иных материальных и духовных удовольствий.
Роль экономической культуры в жизни общества
Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики. В современное время актуально рассмотрение нравственного аспекта экономической культуры. Ведь мораль и нравственность выступают ограничителем, не позволяющим экономическому аспекту деятельности человеческого сообщества привести к общей катастрофе (например, экологической).
Экономическая культура человека определяет его мышление, поступки, действия в экономической сфере. Экономическая культура является базисом для формирования и апробации новых экономических идей, направленных на повышение эффективности данной сферы. Позитивные показатели состояния экономической культуры человека и общества свидетельствуют об их потенциальных возможностях в сфере трудовых ресурсов и в иных экономических сферах деятельности. Достижения экономической культуры человечества отражены как в материальных (суперсовременные здания, корпорации и т.д.), так и в духовных носителях (современные ноу-хау, научно-технический интеллектуальный продукт).
Повышение показателей экономической культуры человека, общества и государства усиливает степень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество товаров, услуг, оптимизирует соотношение «цена-качество», увеличивает покупательную способность и благосостояние граждан. Рост экономической культуры населения благоприятным образом сказывается на показателях экономики, отражающих ожидание граждан. Центрами культивирования экономической культуры, несомненно, являются учреждения среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Молодое поколение, вливаясь в общество со студенческой скамьи, привносит новые образцы экономической культуры, которые затем апробируются на практике, изменяются, корректируются. Важным вопрос в этом смысле является экономическая идентичность человека, общества и государства. Насколько сформированная экономическая идентичность отвечает вызовам современности, насколько она прогрессивна, конкурентоспособна, сильна в смысле традиций.