роль досуга в жизни подростка

Социальная роль досуга молодежи

роль досуга в жизни подростка

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Процесс социализации личности осуществляется целым рядом таких социальных институтов как семья, образование, церковь, армия и учреждения культуры. Важное место в жизни молодежи занимают ее культурные потребности, характер и реализация которых должны способствовать гармоничному включению молодежи в социальную и культурную деятельность, должны формировать ее общественное сознание.

В культурно-досуговой деятельности происходит самореализация и самоутверждение молодежи в социокультурной среде своих сверстников и сложившихся интересов.

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей привлекает все новое, неизвестное. К специфике молодежного досуга также относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, то молодые люди принимают советы родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они стремятся к самостоятельности. Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т. п. В этом и заключается социальная роль досуга.

Итак, молодые люди, «принадлежащие сами себе», склонны к поведению, не согласующемуся с нормами и ценностями общества, в большей степени, чем включенные в общественные процессы, жизнь. То, как проводит досуг молодежь, отражается на эстетических вкусах значительной части молодых людей, которые все чаще определяются ориентацией на второсортную литературу и примитивную музыку. Эти вкусы зачастую и определяют основное содержание молодежной культуры, изучать и знать которую необходимо не только социологам, но и педагогам, работникам сферы культуры и искусства.

На вопрос «Где Вы чаще всего проводите свободное время?» получены ответы:

На вопрос «Что Вам мешает проводить свое свободное время так, как хочется?» ответы распределились следующим образом:

Одной из причин сложившейся ситуации является то, что в настоящее время в г. Белово недостаточно учреждений культуры для молодых людей.

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо:

1. Развитие сети социально-культурных учреждений, досуговой деятельности.

— создание развлекательного центра, включающего боулинг, бильярд, бассейн, кафе;

— открытие спортивных секций;

— создание оздоровительного центра, включающего бассейн, залы для занятий шейпингом, тренажерный зал, массажные кабинеты и др.

2. Создание центра психологической помощи, работники которого специализируется на психологическом, психотерапевтическом и психиатрическом консультировании молодых людей.

3. Открытие центра адаптации трудных подростков.

4. Создание центра профориентации, основными функциями которого будут являться:

— оказание помощи в принятии решения о выборе профессии, учебного заведения, места работы;

— консультирование родителей, педагогов по вопросам профессионального самоопределения учащихся;

— предоставление информации о профессиях, об условиях приема в учебные заведения;

— разработка программного обеспечения профориентационной направленности;

— разработка профессио-графического материала, оказывающего помощь в проведении профессионального отбора;

— диагностика профессионально важных качеств, склонностей, способностей.
Специалисты этого центра смогут оказать помощь в следующем: выбрать профиль класса, лицей, гимназию; определить профессиональную пригодность к какому-либо виду деятельности; оказать помощь в принятии решения о выборе профессии с учетом интересов, способностей, личностных качеств молодого человека.

5. Осуществление контроля за распитием спиртных напитков на улицах города.

6. Активизация мероприятий по борьбе с наркоманией.

7. Обустройство центрального парка.

8. Повышение эффективного использования по назначению помещений, зданий, сооружений, предназначенных для работы с молодежью.

9. Организация действенного контроля за деятельностью служб по делам молодежи.

Безусловно, для реализации перечисленных направлений требуются значительные финансовые ресурсы. Источниками финансирования могут быть не только средства муниципального и регионального бюджетов, но и средства инвесторов, добровольные взносы и пожертвования.

Таким образом, досуг молодежи является средством воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне развитой личности. Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. При выборе и организации тех или иных занятий необходимо учитывать их воспитательное значение. Для решения проблем неустроенности досуга молодежи г. Белово необходима организации разнообразных форм досуга и отдыха, максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежат принципы простоты организации, массовости, включения незадействованных молодежных групп. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать снижению уровня преступности, наркомании и алкоголизма.

Источник

Досуг переходного возраста: дворы, кино, соцсети

роль досуга в жизни подростка

Московский институт социально-культурных программ (МИСКП) провел исследование культурной жизни москвичей. Оказалось, что среди возрастных групп, которые меньше всего интересуются этой самой культурной жизнью, подростки от 13 до 18 лет.

«Социологические данные показывают, что московские подростки — автономная и закрытая группа горожан, мало вовлеченная в культурную жизнь столицы. За 2014–2015 годы 45% подростков не посетили ни одного из общегородских праздников, а многие из них плохо ориентируются даже в самых известных культурных символах: так, на фокус-группах подростки признавались, что в первый раз слышат о наличии у Третьяковской галереи нескольких зданий», — отмечается в исследовании «Свободное время подростков».

Эксперты опросили 1000 московских подростков, чтобы понять, чем они заняты в свободное от школы время. Кстати, выяснилось, что этого времени, вопреки распространенному стереотипу о дикой загруженности старшеклассников, у них оказалось достаточно много. Абсолютное большинство (91%) опрошенных не учатся в субботу, и только 22% бывают заняты в оба выходных дня. На вопрос о количестве времени, которое остается у московских подростков после уроков, дополнительных занятий и выполнения домашнего задания в будние дни, 15% ответили «больше шести часов», а самый распространенный ответ — от двух до четырех часов, так ответил каждый четвертый. Таким образом, вопреки расхожему мифу о предельной занятости репетиторами и учебой, подростки обладают достаточно большим ресурсом свободного времени. Ну а летом оно все будет свободным. Как же москвичи от 13 до 18 лет будут его проводить?

главной целью практически любого вида деятельности подростка является общение со сверстниками

Самый частый ответ московского подростка на вопрос «как ты проводишь досуг?» — «гуляю на улице или во дворе» — так ответили 91% опрошенных — или «сижу дома» — этот вариант выбрали 89%. Другие распространенные ответы: «хожу в кино», «в кафе», «гуляю в парке», «гуляю по центру города», «провожу время в торговом центре». А вот типы городского досуга, казалось бы, рассчитанные на подростковую аудиторию, оказались не слишком востребованы среди этой группы. Антикафе, флешмобы и фестивали показали самые низкие результаты среди предпочитаемых видов отдыха: менее 30% каждый.

Возможность знакомства с новыми людьми принципиально важна для подростков при выборе досуга, главной целью практически любого вида деятельности является общение со сверстниками. И в этом смысле не имеет значения, выходят ли они на улицу, идут в кино или торговый центр или сидят дома. 77% подростков указали, что дома они предпочитают «сидеть» в социальных сетях.

Эти платформы в основном используются для общения с друзьями — так делают 82% подростков. Также в интернете подростки слушают музыку (85%) и ищут интересную информацию (59%). При этом для учебных целей соцсети используют лишь треть респондентов, а образовательное видео смотрят всего 16%. Примерно столько же проводят досуг, «развлекаясь троллингом». Интересно, что компьютерные игры, которые так пугают взрослых, видимо, у нынешнего поколения потеряли популярность — всего половина подростков использует сеть для игры.

Несмотря на то, что дети в этом возрасте достаточно мобильны — к 14 годам 67% подростков уже пользуются метро самостоятельно, а примерно половине разрешают относительно свободно перемещаться по городу, — они не пользуются свободной передвижения для того, чтобы гулять по центру, ходить в музеи или на городские фестивали. Главная причина, которая заставляет подростка покинуть свой район, — экономия, скажем, в каком-то кинотеатре есть скидка на дневные сеансы. Кстати, большая часть (58%) респондентов указали, что тратят карманные деньги на развлечения, пусть максимальная сумма их трат и невелика: в зависимости от уровня дохода семьи, она составляет 500–1000 рублей в неделю. Более популярная статья трат — это еда (69%), что тоже часто входит в понятие «досуг».

многие музеи и театры московские подростки посещают лишь раз в жизни

А вот в музеи и театры подростки, как правило, ходят исключительно редко. «В ходе исследования мы столкнулись с важным фактом: многие музеи и театры московские подростки посещают лишь раз в жизни, полагая, что этого достаточно. Немногим популярнее дополнительные занятия в московских домах культуры и культурных центрах: их посещают не более 3–4% респондентов», — отмечают исследователи.

Подростки воспринимают учреждения культуры как места, где царит строгая дисциплина, и избегают их. Однажды побывав в Третьяковской галерее в 3 классе, восьмиклассники говорят о том, что были там, все видели и больше «не доходили».

Исследователи отмечают значительную роль родительского участия в приобщении к культурному досугу: 46% подростков, которые посещают музеи и выставки с друзьями, ходят туда и с родителями. Такой досуг выбирают подростки, ориентированные на получение знаний, предпочитающие читать книги. Кроме того, они с интересом относятся к школе.

Интересно, что в ходе анализа подросткового досуга исследователи не обнаружили значительных отличий, связанных с территорией обучения и проживания детей или типом школы. Скорее, этот выбор зависит от личностных качеств самого подростка и его окружения. По тому, как дети проводят свободное время, в исследовании выделено несколько типов:

Источник

Роль досуга в социализации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – описание роли досуга в социализации подростков
Задачи:
1Рассмотреть понятие социализации.
2.Описать возрастные особенности подросткового возраста
3.Раскрыть понятие досуга
4.Охарактеризовать функции досуга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Социализация подростков
Понятие социализации. Факторы, влияющие на социализацию…………. 5
Особенности социализации подросткового возраста…………………. …. 9
Глава II. Досуг
2.1 Понятие досуга…………………………………………………………………13
2.2 Социальные функции подросткового досуга………………………………. 17
2.3 Особенности досуга в социализации современного подростка…………….19
Заключение…………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………
Словарь

Файлы: 1 файл

МИРА ДЕЛАЙ. (2).doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет им. Ф.М Достоевского»

Кафедра социальной работы, педагогики и психологии

«Роль досуга в социализации подростков»

Выполнила: студентка 2 курса

Проверил: д. п. н, профессор

Глава I. Социализация подростков

2.2 Социальные функции подросткового досуга………………………………. 17

2.3 Особенности досуга в социализации современного подростка…………….19

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Подростки представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.

Актуальность заключается в том, что досуг для современных подростков является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности детей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, проявляющаяся в выборе места, форм, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга подростков приобретает особую остроту.

Актуализация вопросов досуга подростков обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека.

Подростки и дети – это формирующиеся личности. Процесс их воспитания осуществляется во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере досуга.

Объект исследования: досуговая деятельность подростков

Предмет исследования: досуговая деятельность как сфера социализации подростков

Цель исследования – описание роли досуга в социализации подростков

1Рассмотреть понятие социализации.

2.Описать возрастные особенности подросткового возраста

3.Раскрыть понятие досуга

4.Охарактеризовать функции досуга

5.Описать особенности досуга современного подростка

Гипотеза: Правильная организация досуга способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности.

I. Социализация подростков

1.1 Понятие социализации. Факторы, влияющие на социализацию.

Социолог Е.М.Бабосов определяет досуг как «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения за счет активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта» [1].

Известный американский социолог Нейл Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».

Крупнейший польский социолог Ян Щепаньский определил социализацию как «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

«Социализация, — пишет И. С. Кон, — близка к русскому слову «воспитание», значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества»[8].

Социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации — ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т. е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда. Первичная социализация — сфера межличностных отношений, вторичная — сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации [5].

Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (т.е. освоением все новых и новых видов деятельности). Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я [8].

Факторы, влияющие на социализацию.

Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

2. «Отношения» равенства. Включение в « группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности. В разных культурах часто существуют особые церемонии при переходе человека из одной возрастной группы в другую. Отношения между сверстниками более демократичны, чем отношения между детьми и родителями. Однако дружеские отношения между сверстниками могут быть и эгалитарными: физически сильный ребенок может оказаться лидером и подавлять других. В «группе равных» дети вступают в широкую сеть контактов между собой, которые могут сохраниться на протяжении всей жизни индивида, создавая неформальные группы людей одного и того же возраста.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс— определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида. Отношения равенства тоже часто формулируются в школе, и система школьной жизни усиливает их влияние.

4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации [10].

1.2Особенности социализации в подростковом возрасте

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

Анатомо-физиологические особенности подростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованием мускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объеме, в результате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т. д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половое созревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становлении подростка, что влечет за собой социально-психологические проблемы полового воспитания.

«Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Этот период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности» [12].

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей [4].

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребёнка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

По мнению известного советского и российского социолога И.С. Кона «Характерной чертой самосознания является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с её специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего, это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, всё это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так, у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые, в отличие от образцов детей младшего школьного возраста, представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определённых требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе» [7].

Источник

Статья «Досуговая деятельность подростков»

роль досуга в жизни подростка

роль досуга в жизни подростка

Досуговая деятельность подростков

Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. (2)

Объектом данной работы является культурно-досуговая деятельность подростков и дискотека как одна из её форм. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно-досуговой деятельности подростков в сельской местности заслуживает пристального внимания уже лишь потому, что человек, умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где не так много учреждений соответствующей сферы деятельности, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст — не просто один из этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом «второго рождения личности». Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Культуре досуг необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Научение подростков умениям и навыкам самоорганизации — важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой досугового времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для научения подростков азам досуговой деятельности. Школа, клубы, другие внешкольные досуговые объединения в результате отсутствия координации в осуществлении воспитания «человека культуры» и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, не реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Однако, к сожалению, сегодня мы должны констатировать, что далеко не все дети и их родители умеют отдыхать. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию – одна из ведущих задач воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений.

Сегодня компьютер все больше и больше заменяет нашим детям живое общение, телевизор предпочитается театру, музею, концертному залу и путешествию, занятиям по интересам. Поэтому особенно важно воспитывать у учащихся потребность в разумно организованном досуге, используя разнообразные приемы формирования положительного отношения ребят к тому, что предлагает им школа.

Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:

— непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

— осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;

— его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по­лучить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.

Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто­яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу­говая деятельность актуальна для человека, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови­тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи­лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за­нятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить ин­дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про­дуктивно-волевых возможностях.

Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци­альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под­час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим­ся к общественной значимости досуговой деятельности.

Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя­занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз­нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра­щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс.

Досуг создает для человека возможности ре­ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев­ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен­циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф­фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.

Досуг – возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид эмоционального кон­такта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищес­кой взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принужденем подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *