роль чтения в жизни современного человека
Почему книги играют такую огромную роль в мире
Читая, вы проживаете несколько жизней. – Уильям Стайрон.
Почему книги называют нашими лучшими друзьями? Одной из главных причин выступает то, что мы порой ни дня не можем провести без лучшего друга, с кем делишься самым откровенным, с кем остаешься открытым, с тем кто поможет в трудной ситуации. Это тот верный напарник, что поможет достигнуть невозможного, кто вдохновит на новые подвиги, что поможет решить вопрос, терзающий тебя. Книги учат многому и дают тот опыт, о котором не смели даже и мечтать. Книги формируют наш ум и восприятие к окружающему миру, и никогда не ожидают от нас ничего взамен.
«Не бывает ребенка, который ненавидит читать; есть только дети, которые не нашли нужную книгу»- Теа Дорн
Благодаря книге мы можем побывать в таких местах, каких больше нет, таких как Помпеи. Она помогает ощущать те чувства и эмоции, что наполняли жителей тех мест. Книги переносят в те места, что трудно достижимы. Дают нам шанс поговорить с теми, с кем больше не можем. Чтение стимулирует наше внимание, воображение и креативность.
Согласна с высказыванием, что люди, любящие читать, добиваются большего в мире. Хорошая книга способна изменить многое, то как мы думаем, говорим и анализируем вещи.
Книги помогают вырасти ментально и эмоционально, а также помогают построить внутреннюю уверенность.
Неважно, устали мы, напряжены, расстроены или в плохом настроении, взяв книгу в руки, мы абстрагируемся от окружающей обстановки вокруг. Возникают новые идеи, мысли и чувства. Во время прочтения книги мы можем расслабиться и забыть о ненужных вещах, что заставляют нервничать и беспокоиться. В то же время книги обогащают и дают невообразимые знания. Также необходимо помнить то, что мы читаем, играет важную роль. Не любая литература так полезна, как кажется.
У нас бывают времена, когда не хотим ни с кем разговаривать, не хотим никуда идти, а хотим остаться наедине с собой. Нет ничего лучше засесть в уютном месте с чашечкой горячего шоколада в руках и под звуки дождя читать любимую книгу.
Поэтому значение книги в нашей жизни неизмеримо велико. Это ключ к знаниям, что передается веками. Книги дают преимущество не только в нашей личной жизни, но и в профессиональной деятельности. Они обогащают словарный запас и являются отличным инструментов в жизни.
Сочинение-рассуждение. 1.Необходимо ли современному человеку читать книги? 2.Какова польза чтения? 3.Что читаете вы? 4. Какую книгу вы прочли в последний. — презентация
Для многих людей чтение остается любимым занятием на всю жизнь. И это неудивительно! Читать очень полезно. Сколько всего можно почерпнуть из литературы… Хотя за всю свою жизнь человек может прочесть не более 2000 книг.
Даже в эпоху интернета у большинства дома имеется книжный шкаф с разнообразной литературой. Наличие хорошей библиотеки свидетельствует об интеллекте хозяина. Мозг следует постоянно нагружать, чтобы с годами он не утратил своей остроты. Наилучший тренажер для мозга — книга. Иногда нужна повышенная концентрация мышления, чтобы понять все скрытое между строк. В ходе чтения человек рассуждает о замысле писателя. Также у него тренируется логика, память.
Замечено, что чтение книг повышает грамотность. Если ты постоянно видишь, как пишутся слова, то и без правил будешь писать грамотно. У книголюбов в нужный момент срабатывает визуальная память. И не всегда так называемые ботаники скучные люди. Начитанный человек, как правило, интересен в общении, он красиво и логично излагает мысли. Только с бабушками на лавке перед домом можно говорить о погоде и последней телепередаче, а с книгочеем будет много других занимательных тем.
Раньше мы каждое слово искали в словаре, а теперь можно просто «погуглить» в глобальной сети. Конечно, в настоящее время много соблазнов, поэтому дети не так любят читать. А ведь несколько лет тому назад русского человека называли самым читающим в мире. Мы гордились этим…
Детям сегодня проще погружаться в виртуальный мир перед экраном монитора с помощью компьютерных игр. Но у тех, кто предпочитает чтение бумажной книги, всегда больше шансов построить карьеру и иметь хорошие взаимоотношения. Добавим, что такие люди дольше живут.
Наши родители часто читали книги с фонариком под одеялом, когда вся семья уже спала. Теперь сложно ожидать от детей такой любви к литературе. Не всем известно, что чтение делает моложе и улучшает сон. Кстати, чтение предохраняет от такого грозного заболевания как болезнь Альцгеймера. А ведь организм стареет быстрее, если стареет мозг…
Если же регулярно читать перед сном, чтение может стать сигналом, напоминающем о скором отходе ко сну. Так можно и сон улучшить, и утром встать свежим и полным бодрости. Любопытно, что полезнее перед сном читать книгу, чем листать ленту в Фейсбуке или других социальных сетях. Вот сколько всего полезного можно получить от чтения, это неоспоримый опыт… Книгу следует всегда держать под рукой!
Сочинение 2
Испокон веков через книги человечество передает будущим поколениям свои знания и опыт. Такое изобретение цивилизации, как книга невозможно переоценить.
При чтении у человека активно работают определенные мозговые отделы, улучшается память, расширяется кругозор, обильно пополняется словарный запас и развивается речь, всё это только вершина огромного айсберга пользы книги.
Много читающий человек интересен в общении, с ним всегда есть о чём поговорить и можно многому у него научиться. Такие люди довольно часто являются творческими натурами, ведь у них активно работает воображение. Даже читая любимый приключенческий роман, или интригующий детектив, человек не только увлекательно проводит своё время, но и всесторонне развивается как личность. Индивид, не прочитавший за всю жизнь ни одной книги, является личностью не далёкой, с которой банально не о чем говорить.
К тому же книга может быть хорошим развлечением, ничуть не хуже, а возможно даже и лучше любого фильма. Человек может найти своих единомышленников, обсуждать и анализировать фрагменты из любимых произведений. В книге возможен любой, какой только возможно себе представить сюжет и каждый всегда сможет найти то, что ему по душе.
Начиная читать новую книгу, человек отправляется в путешествие и с головой погружается в мир созданный автором. Он может побывать на других континентах, планетах и даже мирах. Узнать о культуре других народов и многое другое.
Благодаря книге нам предоставляется возможность понять, как мыслил тот или иной автор абсолютно любой эпохи. Можно даже сказать, что книга является своеобразной машиной времени.
В наше время источники массовой информации продвигают однообразие, книга же способна развить собственное мнение и индивидуальность. Вспомнить только каким искусственным был без книг мир, в описанной антиутопии Рея Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. По моему мнению, данное произведение отлично демонстрирует какое будущее, ждёт всё человечество, если оно потеряет дар книги.
В итоге, становиться понятно, что книги имеют неоценимое значение для человека. Они не только облегчают жизнь, делясь своим опытом, но и наполняют её касками, делая эмоционально насыщенной. К тому же чтение всесторонне развивает любую личность, делая её интересной и что немало важно образованной. Необходимо не забывать про книги и пользоваться знанием, что они в себе таят.
sochinyai.ru
Оцените сочинение: Рейтинг 2.83 [76 Голоса (ов)]
Как бы это ни было прискорбно, но развитие новых технологий и переход к цифровой эпохе захватывают нашу жизнедеятельность по полной. Интернет и телевиденье способны затмить собой всю прелесть прочтения книг. Да, часть книг с каждым днем теряет свою актуальность, но другие до сих пор читаются с интересом в самых различных кругах общества.
Чтение всегда является актуальным способом расширить свой кругозор и понять, какой фантастический и загадочный мир скрыт от глаз большинства людей. На страницах многих книг есть ответы на различные вопросы и проблемы, которые помогут определиться с выбором достойного пути в жизни, отношениях к любимым и окружающим людям.
Благодаря книгам мы сравниваем себя с определенными персонажами – их черты характера схожи с нашими, а наше отношение к жизни и проблемам – с их отношением и проблемами. Мы можем вновь и вновь проживать различные жизни во всех временах, получить заряд эмоций и энергии, отправиться в то место, которое не досягаемо. И все это лишь из прочтения книг.
Чтение является не только интересным способом провести свободное от дел время, но и доступной всем возможностью саморазвития. С каждой прочтенной книгой человек повышает свою грамотность и словарный запас. Книги знакомят нас с былыми временами и народами, их традициями и культурой, учат вести себя в любых ситуациях, развивают наши личности в духовном плане.
Эволюция – эволюцией, но я считаю, что книга является основоположником всего в этом мире. Ее нужно беречь, ценить и почитать, ведь лишь благодаря книгам сегодняшний мир смог достичь таких высот. Знания, записанные в книгах, передаются и дополняются от поколения к поколению.
Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!
Похожие сочинения на тему:
Сочинение о пользе чтения книг
Каждый человек с самого детства стремится к достижению тех или иных целей. По мере взросления его потребности возрастают. Для того, чтобы препятствия на пути не становились помехой в приближении к желаемой цели, необходимы знания. Даже само формирование цели у каждого человека индивидуально и связано с тем, каков багаж знаний накоплен. Оно зависит от уровня начитанности и образованности каждого из нас. С этого момента начинает раскрываться значение чтения.
Книга – тот источник, из которого можно почерпнуть любую информацию. Поэтому процесс чтения имеет несколько функций.
— прежде всего, человек, имеющий доступ и желание читать книги, обладает необходимыми сведениями для того, чтобы расставить приоритеты в жизни верно;
— начитанность дает преимущества в любой сфере: образовании, трудоустройстве и т.д., так как дает дорогу к увеличению потенциала;
— чтение занимает много времени, в эти моменты мыслительная деятельность человека в движении. Это помогает в развитии памяти, внимательности, образного мышления, быть сосредоточенным;
— правильно выбранный текст может помочь справится с унынием, поднять настроение;
— на любом этапе жизни чтение способствует пониманию, более легкому контакту людей друг с другом. Это важнейшая роль чтения книг, так отношения в обществе строятся на взаимодействии людей, умении подать себя с позиции эрудированного человека;
— чтение дает нравственную поддержку людям, в них можно найти ответ на любой интересующий вопрос;
— времяпровождение с книгой дарит приятные мгновения, помогая окунуться в вымышленный мир героев. В жизни людей, предпочитающих проводить время за чтением, нет места скуки;
— кроме того, через книгу мы познаем себя, можем проанализировать свое поведение и изменить ненужные привычки.
В настоящее время существует немалое количеств пословиц и поговорок, которые посвящены пользе чтения, например, «Чтение – вот лучшее учение». Они являются доказательством того, что книга меняет человека в лучшую сторону. Поэтому лучшей привычкой считается периодическое обращение к книге, которая делает нас воспитанными, доброжелательными.
Таким образом, сколько бы в современном мире не появлялось вещей, которые открывают нам доступ к информации, кропотливая работа с книгой не сможет заменить способ познания. Чтение предполагает самостоятельное повышение интеллекта, уровня культуры, что требует современное общество.
Другие темы: ← Бедные и богатые люди↑ На свободную темуЖизненный путь — это постоянный выбор →
Сочинение рассуждение Любовь к чтению
Мы живем в современном мире, в век компьютерных технологий. Интернет, компьютерные игры, социальные сети – все это заменило людям простое чтение книг.
Читать нас учат с самых ранних лет. Но чем старше становится человек, тем реже он берет в руки книгу, находя этому тысячу оправданий: много дел, нет времени, завтра займусь.
Чтение – это залог широкого кругозора и интеллектуального развития. Книга раскрывает двери ко многим знаниям и сокровищам мудрости, накопленной не одним поколением. Тот, кто перестает читать – останавливается в своем развитии.
Для многих школьников чтение – это неприятная обязанность. И читают такие ученики только из страха получить плохую отметку. Я же думаю, что человеку, который не знает основных произведений русской и зарубежной литературы, должно быть, из-за этого стыдно.
Благодаря книгам мы можем многое узнать о мире, жизни и людях. Получить знания, которые помогут нам в будущем. Ведь никогда не знаешь заранее какая информация пригодится и когда. Литературные произведения описывают так много человеческих чувств и переживаний. Показывают хорошие и плохие поступки, учат отличать правду от лжи. Герои могут представлять для нас образец поведения, а могут вызывать осуждение и даже гнев. И то и другое становится ценным уроком. Каждая страница заставляет нас думать. Недаром говорил Д. Дидро о том, что когда человек перестает читать, он перестает мыслить.
Когда мы заняты чтением, мы начинаем мыслить глубоко, познаем что-то новое для себя, следовательно, расширяем свой кругозор и запас наших знаний. С помощью чтения мы тренируем нашу память. А также дисциплинируем ум. Словарный запас тех людей, которые мало читают скудный. Книги обогащают нас новыми словами. Помогают лучше формулировать свои мысли, быть интересным собеседником. Дарят эмоции, расширяют кругозор, наполняют внутренний мир. Посредством книг мы получаем разнообразные впечатления, что положительно влияет на эмоциональный фон. Компьютер и телевизор стимулируют нервную систему. Книги же успокаивают.
Чтение – это здоровая пища для ума. Я думаю, что помимо школьный программы надо обязательно читать что-то еще дополнительно. Лично я люблю серию книг о юном чародее Гарри Поттере.
Популярные сочинения
Несколько интересных сочинений
Сейчас чтение – самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель. Впрочем, так было всегда, во все времена. Поэтому чтением важно и даже нужно увлекаться, ведь недаром говорят: «Владеешь информацией – обладаешь ситуацией». Но в чем же польза чтения, и есть ли она вообще?
Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий). Кроме того, книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание. Да-да, все верно: когда читаешь, работает зрительная память, которая не даст в будущем сделать ошибку в текстах. А еще, частое чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение.
Во – вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются. В этом можно убедиться самому: достаточно просто прочитать какое-либо классическое произведение. После этого любой (даже тот, кто раньше и «двух слов связать не мог») заметит, насколько проще стало с помощью слов выражать собственные мысли. Заметит, как стало проще изъясняться, подбирать слова. Заметит, что из его лексикона уходят разные слова-паразиты.
В-третьих, чтение — просто интересное занятие. Именно благодаря ему можно найти себе новых собеседников, друзей, единомышленников или темы для разговора с ними. А еще книголюбы очень дружелюбны, с ними всегда легко общаться. Можно приятно провести свое свободное время, при этом повышая настроение и вдохновляясь. На крайний случай – просто наслаждаться беседой с автором или его историей, рассказом. Чтение не надоедает, не становится пресным: книг-то очень много, и каждая из них по-своему уникальна.
И, наконец, четвертое: каждый процесс чтения, по сути – маленькое путешествие, во времени или расстоянии. Книга просто разрывает различные временные рамки, ограничения. Только с её помощью можно почувствовать, понять мысли тысяч писателей из разных эпох и времен. Разве это не поражает? Одно лишь чтение даст понять, как мыслил Дефо, какой кругозор был у Уэллса, и что озадачивало Янссон. Одно лишь чтение позволит нам почувствовать, понять, ощутить писателя, даже если он уже мертв. Именно по этой причине любая, даже не совсем старая книга – настоящая «машина времени», пользование которой может изменить всю жизнь.
Вообще чтение – неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Процесс, начинающийся с младенчества, когда ребенку читают вслух его родители, родственники. И заканчивающийся зрелым возрастом, во время переживания личностных проблем и духовного роста, когда литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение оказывают на всех нас огромное влияние, формируют нас. Они делают нас людьми. В этом – вся их польза!
Проект «Роль чтения в жизни современной молодёжи»
Работа представляет собой социологическое исследование по изучению читательских приоритетов старшеклассников и студентов
Просмотр содержимого документа
«Проект «Роль чтения в жизни современной молодёжи»»
Название проекта (исследовательской работы): Роль чтения в жизни молодёжи
(социологическое исследование на примере учащихся
МБОУ «Лицей № 13», МБОУ «СОШ №10»,
Предметная область (или надпредметный проект): надпредметный проект
Участники проекта: учащиеся старших классов, студенты
Автор проекта: руководитель работы – Казакова Ольга Николаевна, работу выполнила Казакова Катя, ученица МБОУ «Лицей №13» Троицкого городского округа, в 2013г.
Содержательный блок паспорта проекта
В современном обществе все меньше людей, умеющих грамотно говорить и писать. Человек, владеющий речью, имеющий навыки общения – редкость, а ведь именно книга учит общаться, развивает речь и заставляет мыслить.
Работа представляет собой социологическое исследование по изучению читательских приоритетов старшеклассников и студентов. Она направлена на приобщение школьников к чтению, повышение уровня читательской культуры учащихся, студентов и их родителей, поддержание устойчивого интереса к чтению.
Сейчас много говорят о том, что современное общество переживает нравственный упадок. Если раньше литературные герои были эталоном, на них равнялись, им старались подражать, то сейчас происходит подмена ценностей, большинство людей не отличают истинное от ложного, не зная, как сделать выбор, идут по жизни вслепую. А ведь когда-то путеводной звездой почти для каждого человека была книга. Правильная книга, прочитанная в нужный момент, была способна полностью изменить жизнь человека, помочь ему найти свою дорогу.
В современном обществе все меньше людей, умеющих грамотно говорить и писать. Человек, владеющий речью, имеющий навыки общения – редкость, а ведь именно книга учит общаться, развивает речь и заставляет мыслить.
Мы представители молодого поколения, от нас зависит, каким будет российское общество, нам не безразлична судьба этого мира. Неужели Россия перестанет быть одной из самых читающих стран? Неужели своим внукам мы будем лишь рассказывать о том, как выглядели книги?
Мы решили провести исследование «Роль чтения в жизни молодёжи» на примере учащихся МБОУ «Лицей №13», МБОУ «СОШ №10», ТФ ЧелГУ и посмотреть, что читает будущее России, какую роль чтение играет в его жизни.
Целью работы стало установление читательских приоритетов старшеклассников и студентов, определение роли чтения в их жизни.
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать имеющиеся статистические данные библиотечной системы;
3) определить круг исследуемых личностей;
4) провести анкетирование, обработать полученные результаты;
Целевые группы, на которые направлен проект
Проект ориентирован на учащихся старшего звена, студентов
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
1 этап. Ценностно-ориентированный
Обозначить проблему, заинтересовать учащихся.
2 этап. Конструктивный
Изучение литературы по данному вопросу.
Интервьюирование работников библиотечной системы.
Проведение социологического опроса, анализ полученных данных.
Сравнительная характеристика уровня начитанности учащихся МБОУ «Лицей №13» и других учебных заведений города.
Составление для учащихся списка литературы, включающего в себя вершинные произведения русской и мировой литературы.
Разработка классного часа на тему «Книга – источник знаний».
3 этап. Оценочно-рефлексивный
Анализ полученных результатов, планирование дальнейшей деятельности.
4 этап. Презентативный
Составление портфолио проекта, проведение классного часа на тему «Книга – источник знаний», выступление на научно-исследовательских конференциях.
Календарный план реализации проекта
Проект будет способствовать созданию особой образовательной среды, провозглашающей ценность чтения и книги. Также проект будет способствовать расширению круга чтения школьников, позволит обратить внимание родителей учащихся на такую актуальную и важную проблему, как формирование читательской культуры ребёнка.
Исследовательская работа представлена далее.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №13» города Троицка Челябинской области
«Социально-экологические аспекты в системе
Роль чтения в жизни молодёжи
(социологическое исследование на примере учащихся
МБОУ «Лицей № 13», МБОУ «СОШ №10»,
Казакова Екатерина Сергеевна,
11 «В» класс, МБОУ «Лицей №13»
Казакова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
2. Глава 1. Обзор литературы…………………………………………………… 5
2.1. Роль книги в жизни человека…………………………………………5
2.2. О чтении книг в современном обществе……………………………10
3. Глава 2. Собственное исследование.…………………………………. 16
3.1. Методики исследования………………………………………………16
3.2. Анализ полученных данных………………………………………….18
3.4. Статистическая обработка……………………………………………26
5. Список использованной литературы……………………………………… 28
Сейчас много говорят о том, что современное общество переживает нравственный упадок. Если раньше литературные герои были эталоном, на них равнялись, им старались подражать, то сейчас происходит подмена ценностей, большинство людей не отличают истинное от ложного, не зная, как сделать выбор, идут по жизни вслепую. А ведь когда-то путеводной звездой почти для каждого человека была книга. Правильная книга, прочитанная в нужный момент, была способна полностью изменить жизнь человека, помочь ему найти свою дорогу.
В современном обществе все меньше людей, умеющих грамотно говорить и писать. Человек, владеющий речью, имеющий навыки общения – редкость, а ведь именно книга учит общаться, развивает речь и заставляет мыслить.
Мы представители молодого поколения, от нас зависит, каким будет российское общество, нам не безразлична судьба этого мира. Неужели Россия перестанет быть одной из самых читающих стран? Неужели своим внукам мы будем лишь рассказывать о том, как выглядели книги?
Мы решили провести исследование «Роль чтения в жизни молодёжи» на примере учащихся МБОУ «Лицей №13», МБОУ «СОШ №10», ТФ ЧелГУ и посмотреть, что читает будущее России, какую роль чтение играет в его жизни. Мы выдвинули следующую гипотезу: читать школьники стали меньше, так как у них другие интересы (компьютерные игры, общение в социальных сетях), акцент сместился на учебное чтение (с целью подготовки к уроку), художественное чтение приобрело статус развлекательности и отдыха (фантастика, детективы, любовные романы), уровень начитанности связан с уровнем успеваемости школьников. Целью нашей работы стало установление читательских приоритетов старшеклассников, определение роли чтения в их жизни.
Для решения данной цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) проанализировать имеющиеся статистические данные библиотечной системы;
3) определить круг исследуемых личностей;
4) провести анкетирование, обработать полученные результаты;
Объектом нашего исследования стали читательские приоритеты старшеклассников.
Предмет исследования – влияние чтения на жизненные ориентиры учащихся, их успеваемость.
Актуальность работы заключается в том, что вопрос духовного совершенствования молодёжи в современном обществе является одним из главных.
Новизна в том, что до нас подобной работы по изучению роли чтения в жизни учащихся не проводилось.
При написании работы будут использованы следующие методы исследования:
анализ полученных результатов.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Роль книги в жизни человека
Чтение как явление развивалось с древнейших времен. Начало чтению и письменности положили наскальные рисунки, далее были глиняные таблички с клинописью, затем иероглифы, фонемы. В последующем с изобретением алфавита, бумаги и печатного станка чтение распространилось с невероятной скоростью по всему миру. Чтение превратилось в один из атрибутов повседневной жизни, без чтения немыслима наша жизнь.
Читают люди по самым разным причинам. Одна из основных целей чтения – получение самой разнообразной информации. Мы узнаем из печатных источников информацию, необходимую нам для повседневной жизни: свойства и состав товара, режим работы различных организаций и служб, новости, погоду и т.д.
Большая роль принадлежит развлекательному значению чтения. Именно развлекательное чтение на сегодняшний момент является наиболее востребованным и динамично развивающимся. В наше время человек занимается большой частью не физическим, а умственным трудом, испытывает значительные стрессовые нагрузки, что способствует накоплению отрицательных эмоций, внутреннего перенапряжения. Такой жанр литературы, как беллетристика (от слов “легкое чтение”), помогает разрядке, поэтому развлекательные книги пользуются огромной популярностью.
Очень важна образовательная роль чтения. Чтение – неотъемлемая часть учебы, ведь материал, изложенный на бумаге, легко запоминается, и его можно перечитывать несколько раз. Книги являются хранителями исторических фактов, научных открытий.
Еще одна роль чтения для человека – роль духовной пищи. В этой ситуации чтение становится не обязанностью, а возможностью. Литературное произведение может стать мудрым другом, к которому можно всегда прийти и узнать, увидеть, понять что-то новое. Настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: иногда – заметить в жизни прежде неразличимые нюансы и оттенки, иногда – увидеть в событиях более глубокий смысл, а порой – ответить на вопрос “что со мной происходит?”. Мы ищем в книгах то, чего нам не хватает в жизни. Или смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе и в нашей биографии. Настоящую литературу читать сложно. Она требует от читателя работы: осмысления, переживания, поиска. Однако чем большую внутреннюю работу проделывает читатель, чем больший путь навстречу тексту он проходит, тем больше он получает от произведения. С помощью книги он воспитывает самого себя, узнает о поступках людей в той или иной ситуации, может сравнивать свое поведение с поведением литературных героев. Человек ищет примеры и идеалы из книг, чтобы потом воплотить или постараться воплотить их в жизнь через себя. Вопросы “кто есть я?”, “зачем я живу?”, “как устроен мир?” не имеют окончательных ответов, которые можно было бы выразить словами. Но, задавая их, погружаясь в них, человек начинает понимать себя, других людей и весь мир на более глубоком уровне. Это лучшее, что может дать литература.
Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы – ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества.
Создавая своё произведение, автор самовыражается: он хочет рассказать другим о том, что у него накопилось в процессе жизненного опыта, поделиться своими мироощущениями, чувствами и эмоциями. Это его понимание мира передаётся на суд другим людям. Писатель видит в воображаемом читателе своего собеседника, исповедуясь, изливает ему “свою душу”. Читатель же, воспроизводя созданное автором, как бы воссоздаёт некое новое произведение, потому что у него другой жизненный опыт, другое видение мира. Таким образом, можно сказать, что чтение – это форма творческого общения, интерпретация предлагаемых автором мыслей и чувств.
Мы читаем для эстетического наслаждения, но не только. Книга даёт громадные возможности для постижения человеческого опыта в самых разных его проявлениях: в области чувств и желаний, в области мыслей и наблюдений. Свой маленький индивидуальный опыт мы расширяем и проверяем опытом других людей, выдающихся и талантливых. Это нас обогащает и облагораживает.
Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащают его сердце и разум, насыщают нравственной силой. Поэтому постоянное общение с книгой и умение читать книгу дают человеку возможность глубже познать мир, увереннее действовать в нём, принимать правильные решения.
Великие люди были великими читателями. Известно, что Пушкин увлекался чтением, книги были его друзьями на протяжении всей жизни. Ещё в детстве он тайком забирался в отцовский кабинет и проводил там ночи напролёт, просто “пожирая” всё, что попадалось ему под руку. Были у девятилетнего и свои любимые произведения: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а позднее – Плутарх. Пушкин скажет: «Чтение – вот лучшее учение».
Известно, что художественное произведение основано на вымысле, но очень часто писатель обращается к реальным жизненным фактам, что сближает литературу и жизнь.
Известный роман Даниеля Дефо “Робинзон Крузо” (1719) появился благодаря невероятной истории. В 1709 году всю Англию облетело сенсационное сообщение о том, что английским кораблём в Лондон доставлен человек, совершенно одичавший и одетый в шкуры животного. Это был Александр Селькирк, оставленный экипажем на необитаемом острове и проживший там в одиночестве четыре года. Об этом случае писали все газеты, вскоре появилось несколько рассказов разных авторов о человеке на безлюдном острове. Эта история просто потрясла Даниеля Дефо, в результате чего и появился его роман. Автор долго и безуспешно ходил по издателям с рукописью, которую никто не хотел печатать. Вконец отчаявшемуся Дефо всё-таки повезло – один из издателей на свой страх и риск решился на издание романа и… не прогадал. Успех был ошеломляющим. Выход книги в свет подтолкнул многочисленных авторов на создание своих шедевров. Более пятидесяти “новых Робинзонов” появилось после книги Д. Дефо. Но на протяжении вот уже нескольких веков читателей волнует именно его произведение.
Историю, приключившуюся с пушкинским Германом, большинство из нас воспринимает как художественный вымысел. Но получилось так, что фантазия писателя воплотилась в реальность семьдесят лет спустя после появления “Пиковой дамы”.
В сезон 1906–1907 гг. среди петербургских игроков гремело имя В. Семичева. Когда этот мелкий банковский чиновник приезжал в Купеческий клуб, вокруг стола, где он играл, собиралась сотенная толпа. Бледный, с трясущимися холодными руками, Семичев сгребал со стола золото и кредитки и передавал их двум своим братьям, сидевшим позади него. За полтора месяца он выиграл 240 тысяч рублей. Погубило же Семичева загадочное упрямство: он поставил себе целью непременно выиграть четверть миллиона. До заветной суммы оставалось всего десять тысяч, когда произошло страшное – в одну минуту Семичев спустил весь свой выигрыш. Это было сильным ударом для него. Проиграв всё, Семичев застрелился в клубном туалете. Эта история так потрясла завсегдатаев Купеческого клуба, что многие из них стали бояться испытывать судьбу и, выиграв 500–600 рублей, спешили уехать из клуба.
Книга всегда ценилась на вес золота. И в прямом смысле тоже.
В 1960 году французский Музей современного искусства в Париже приобрёл уникальное издание “Апокалипсиса”, напечатанного на пергаменте. Для изготовления высококачественного пергамента по прихоти богатого издателя Жозефа Форе забито было 30 тысяч баранов. Над оформлением роскошной книги работало 14 лучших французских художников. В тексте пятьсот золотых заглавных и 93 тысячи каллиграфических букв. Книга считается самой дорогой в мире и оценивается в несколько миллионов франков.
Инженер Николай Сергеевич Сядристый с помощью микротехники создал самую маленькую книгу в мире: она почти в 500 раз меньше почтовой марки. “Кобзарь” Т. Г. Шевченко, изготовленный умельцем, состоит из 12 строк текста, на каждой из которых умещается по 8 стихотворных строк. Страницы сшиты между собой окрашенной паутинкой, а переворачивать их можно заострённым концом тонкого волоса. Обложка изготовлена из лепестка бессмертника золотисто-жёлтого цвета и украшена с обеих сторон золотыми полосками. Книгу можно легко продеть сквозь ушко иголки или спрятать в ресницах.
Специалисты подсчитали: чтобы прочесть все вышедшие книги, читая по 6 часов в день, потребовалось бы 200 тысяч лет.
О чтении книг в современном обществе
Современное состояние общества характеризуется рядом проблем. Глобализация, охватившая все страны в большей или меньшей степени, заостряет вопросы сохранения национальных культур, соотношение имеющихся и выработка новых общих европейских стандартов образования высвечивает проблему сохранения ценности образования в каждой отдельной стране, компьютеризация профессиональной и социальной жизни, образования и культуры делает актуальным сохранение книжной культуры, общее падение интереса к чтению ставит задачу сохранения читающей нации и поддержки чтения в различных областях жизни, возвращение ему (чтению) статуса развивающего и творческого вида деятельности.
Развитие читателя, чтение им качественной литературы – проблема школьной, а затем районной (городской, муниципальной и государственной) детской библиотеки. Насколько хорошо укомплектованы их фонды, насколько хорошо подготовлены библиотекари, насколько работа по «взращиванию» читателя соотносится с их обязанностями, насколько они готовы обсуждать с читателем читаемую им сегодня занимательную книжечку и рекомендовать ему другую, медленно выводя его на путь чтения качественной литературы?
Развитие читателя невозможно без чтения современной детской и юношеской литературы, а ее надо еще написать, издать, доставить в магазины и библиотеки, это проблема писателей, книгоиздателей, книгораспространителей и библиотек. В различных регионах эта проблема решается по-разному.
Мы нашли сайт самарской областной юношеской библиотеки, где в секторе молодёжного чтения представлены программы форумов и круглых столов, презентации книжных новинок и литературных проектов, литературный атлас Самарской области. Библиотека приглашает читателей на встречи по актуальным вопросам современной литературы. Трудно оценить эффективность такой работы, но заслуживает внимания уже сама попытка.
Сегодня наше общество осознает, что в век глобализации нельзя сохранить свою культуру, нельзя помочь младшему поколению научиться знать, научиться делать, научиться жить вместе и существовать (что является целями образования в ХХI веке, декларированными ЮНЕСКО) без чтения, так как чтение является базовым компонентом воспитания, обучения, образования и развития культуры. Чтение сегодня является инструментом получения образования и распространения культуры, средством воспитания и интеллектуального развития человека, свидетельством формирования коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста, средством достижения успеха человека в жизни и показателем конкурентоспособности страны.
Сегодня мы осознали, что чтение и грамотность представляют собой проблему, стоящую перед обществом во многих странах, проблему, от которой нельзя отмахнуться, проблему, которую надо решать.
Российское общество и образование традиционно связано с книжной культурой. Поэтому мы решили, что так будет всегда. Однако в настоящее время происходит осознание того, что умения читать и писать, а также любовь к ним не записаны в генном коде россиянина, им надо серьезно учить, поддерживать и прилагать усилия к их распространению. По грамотности чтения наши пятнадцатилетние подростки занимают 28 место из 32 стран Европы, Азии и Америки, принимавших участие в международном тесте на грамотность [3]. Не только социологи указывают на факты падения чтения и грамотности. Бьют тревогу и педагоги. Низкие результаты российских школьников в международных исследованиях (PISA-2000 и 2003, и PIRLS) соотносимые с результатами, полученными в ходе единого государственного экзамена, свидетельствуют о низком уровне качества чтения и грамотности.
Новые факты низкого статуса чтения в обществе фиксируются с введением подушного финансирования школы. Так, из учебного плана начальной школы ушел час внеклассного чтения и, часто под давлением нечитающих родителей, уходит еще один урок чтения. Родители тем самым демонстрируют, что обучение чтению в начальной школе не является приоритетным направлением, что оно не связано с успехом ребенка в жизни. На смену ему приходит урок английского языка. В 11 классе отменили экзамен по русскому языку и литературе (сочинение), что привело к почти моментальному падению интереса старшеклассников к чтению.
Еще одним распространенным аргументом в пользу нечтения книг является интерес детей к компьютерам. К сожалению, не только родители, но и учителя верят в то, что компьютерные игры заменят чтение, что дети сначала наиграются, а потом начнут читать с экрана. Это пока иллюзия. Исследования показывают, что дети, не читающие книг, не читают и с экрана. Сейчас одна электронная книга весом 200 гр заменяет стопку книг весом 15 кг [4]. Это замечательное достижение техники, но такую книгу тоже нужно открыть и прочитать.
Взглянем на опыт тех стран, которые компьютеризировались давно, которые являются лидерами в этой сфере: Южная Корея, Финляндия, Швеция, Япония, Новая Зеландия, Австралия. Эти страны занимают высшие строчки во всех международных обследованиях, библиотеки в них продолжают работать, учащиеся пользуются учебниками и тетрадями, книги издаются и раскупаются. Что было в них сделано, чтобы нейтрализовать объективный фактор падения интереса к печатному тексту, особенно у подростков, чтобы сохранить чтение в качестве ценностного приоритета?
Прежде всего, они создали общенациональные программы поддержки чтения на всех уровнях, пересмотрели законы о библиотеках и образовании, пересмотрели стандарты и учебные планы, провели общенациональные массовые мероприятия («Год чтения»), способствовали проведению многочисленных научных исследований и проектов. Так, проведенные исследования показали, что электронные тексты читают те дети, которые читают книги. Нечитающие же дети ограничиваются компьютерными играми. Кстати, выбор носителя зависит от возраста, привычек ребенка и способов получения информации в семье и обществе. Так, исследователи Хорватии показали, что в их стране учащиеся начальной школы (500 человек в 60 школах, 2004-2005 учебный год) пока еще отдают предпочтение при обучении и чтении сказок книге. Так, 86,3% выбрали печатный иллюстрированный текст и только 13,7% аудиокнигу. В оппозиции печатный текст и интерактивная книга, цифры составляют 56% и 43%, печатный текст и визуальная книга: 78% и 22%, книга и постановка по ней – 75% и 25%. Только красивый полнометражный художественный фильм оказался предпочтительнее чтения сказки: 65% и 35%.
Создатели печатной и электронной продукции работают в партнерских отношениях, помогая друг другу. Положительным примером такого сотрудничества является распространение хорошей национальной художественной литературы и научно-методической учебной литературы через ее размещение на сайтах, бесплатный доступ к которому способствует чтению качественной литературы. Так, Gutenberg-проект распространяет англосаксонскую литературу, проект Runeberg – скандинавскую, Manuro project – итальянскую, ARTFL ABU – французскую. Существует ли бесплатный доступ к хорошей русской литературе или литературе на русском языке, пока неизвестно.
Организаций, связанных с чтением, много, и каждая из них играет определенную роль. Первой из них является школа, в первую очередь потому, что она осталась единственным обязательным социальным институтом для всех детей. Школа отвечает за обучение чтению. В ситуации, когда в начальной школе сокращено количество часов на обучение навыкам чтения до трех часов в неделю, когда школьная библиотека уныла и часто является складом учебников, а основной функцией библиотекаря является их выдача, когда библиотекарь имеет маленькую зарплату и не является членом педагогического коллектива, когда воспитательные программы редко связываются с чтением, ожидать, что учащийся станет читателем к моменту окончания начальной школы, не приходится. В средней же школе чтению учить некогда, там чтение становится средством изучения материала по другим предметам. Умеет ли такой ученик работать с текстом должным образом? Придет ли такой учащийся в библиотеку? Не случайно, что процент посетителей библиотек по разным данным и разным библиотекам колеблется от 11% до 30%. С другой стороны, в международных исследованиях показано, что, если учащийся не становится читателем к 12 годам, маловероятно, что он им когда-нибудь станет. Таким образом, анализ показывает, что ни школьная программа, ни школьная библиотека, как часть образовательной среды, не создают условий для воспитания читателя. Исследовательские же проекты показывают, что приобщение учащихся к чтению бывает успешным в условиях, когда мероприятий, связанных с воспитательными программами и программами второй половины дня в два раза больше, чем тех, что включены в учебный план.
Издательства издают то, что пользуется спросом, книжные магазины продают издаваемую печатную продукцию, выставки, ярмарки и средства массовой информации ее рекламируют. Администрация района и города тоже отвечает за приобщение ребенка к чтению. Давайте посмотрим на путь ребенка от дома к школе: сколько раз на его пути встретится киоск с книгами и сколько раз ларек с сигаретами и пивом?
Таким образом, организаций, имеющих отношение к книжной продукции и читающему человеку, много, но их усилия пока не приносят нужных результатов. Одна из причин – разобщенность действий, нескоординированность мероприятий. Учёные, писатели, общественные деятели считают, что без государственной программы поддержки и развития чтения нам не обойтись [7].
Конечно, цивилизация развивается, появляются изобретения, способные облегчить человеку жизнь. Никто не говорит о том, что нужно отказаться от всех благ нашего мира: телефонов, компьютеров и прочих изделий техники. Но и о книгах забывать не стоит.
ГЛАВА 2. СОБСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В марте 2012г. мы обратились к методистам детско-юношеской библиотеки «Ровесник» г. Троицка с просьбой ответить на несколько наших вопросов:
1. Изменилась ли читательская активность старшеклассников за последние 5 лет?
2. Какую литературу выбирают они в вашей библиотеке?
3. Какие мероприятия проводятся в вашей библиотеке, чтобы привлечь читателей?
1. Любишь ли ты читать?
2. Назови свое любимое произведение(я);
3. Сколько книг ты прочитал(а) за последние 2 месяца?
4. Сколько из прочитанных книг художественные?
5. Какие книги ты читаешь чаще всего?
6. Сколько времени в день ты тратишь на чтение?
7. С какой целью ты берешь в руки книгу?
8. При выборе книги чьим мнением ты руководствуешься?
9. Как ты считаешь, связан ли уровень твоего чтения с твоей успеваемостью?
10. Сколько книг в этом учебном году ты прочитал(а) в кратком содержании при подготовке к урокам литературы?
11. По какой причине ты читаешь произведения в кратком содержании?
12. Оцени, пожалуйста, свою успеваемость в школе.
13. Какие книги читают твои родители?
14. Почему школьники стали меньше читать?
15.Чем ты занимаешься в свободное время?
Учащимся были предложены варианты ответов, например:
Какие книги ты читаешь чаще всего?
А) научную литературу; Б) фантастику, детективы; В) классическую литературу; Г) другое.
В январе 2013 года нами было проведено анкетирование в 9-11 классах МБОУ «СОШ № 10» и на 2 курсе ТФ ЧелГУ. Было опрошено 25 старшеклассников и 12 студентов. Вопросы были предложены те же.
3. Сравнительная характеристика уровня начитанности учащихся МБОУ «Лицей №13» и других учебных заведений города.
Мы планируем сравнить уровень начитанности учащихся МБОУ «Лицей №13» и других учебных заведений города по следующим вопросам:
1) Любишь ли ты читать?
2) Сколько времени в день ты тратишь на чтение?
3) Возьмёшь ли ты в руки книгу, если у тебя появится свободное время?
4. Составление списка литературы для лицеистов.
Мы планируем составить список литературы для лицеистов, включающий в себя вершинные произведения русской и мировой литературы.
5. Разработка классного часа на тему «Книга – источник знаний».
Нами будет разработан классный час на тему «Книга – источник знаний», который, надеемся, будет полезен как учителям литературы, так и классным руководителям.
Анализ полученных данных
Заведующая библиотекой Жукова Татьяна Александровна рассказала о своей библиотеке и ответила на наши вопросы.
По имеющейся в библиотеке статистике, количество читателей начиная с 2006г. составляет 5000 человек. Изменения в каждом следующем году небольшие, 5-10 человек [приложение 1]. Также практически одинаковое по годам количество посещений (38350) и книговыдач (89230). Имеется информация относительно групп читателей по возрастам [приложение 1], но отдельно количество читателей среди юношества они не выделяют. Только в 2007г., когда проводилась проверка библиотечной системы г. Троицка, были сделаны выводы о том, что в 2006г. юношество составляло 2800 человек из 5000 читателей, а в 2007г. библиотека обслужила 1417 читателей юношеского возраста, что составляет половину по сравнению с предыдущим годом. Библиотека ежегодно выделяет самые читающие классы, но классов МБОУ «Лицей №13» среди них нет.
Статистики читательских приоритетов в библиотеке нет.
Библиотека проводит большое количество мероприятий по привлечению читателей. Это книжная выставка-диалог «Ровесник, ответь «Ровеснику»!», обзор литературы по краеведению «Троицк – троичане», беседа и викторина «Живу я в глубине России», акция «Дети улиц», круглый стол « Миссия – жизнь», встречи с членами литобъединения «Степь» и другие.
Библиотека проводила экспресс-опрос «Я и книга» среди учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений города, учащихся профессиональных училищ и колледжа и анкетирование «Чтение в жизни студентов ВУЗов» среди первого и второго курсов ЧелГУ. По результатам исследования сделали вывод: 1/3 часть респондентов легко представляет свою жизнь без книг, остальные читают в основном программную литературу.
2. Результаты анкетирования.
Проведенный опрос показал, как видно из диаграммы 1 [приложение 3], что 69% (68 человек) опрошенных среди учащихся МБОУ «Лицей №13» любят читать, 31% (30) – нет.
81% респондентов (79 человек) смог назвать своё любимое произведение, 16% (16 человек) затруднились это сделать, а 3% (3 человека) ответили «фантастика; детективы, романы; художественная литература» (диагр.2). Среди любимых книг у старшеклассников МБОУ «Лицей №13» «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, «Райский сад» Э.Хемингуэя, «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда, «Волшебник изумрудного города» Волкова. Также были названы сказки «Колобок» и «Репка», журнал «Плэйбой».
55% (54 человека) ответили, что художественных книг из этих прочитанных 1-2, 12% (11) – что 3-4, 11% (11) –что 5-6, и 22% (22) сказали, что ни одна книга не была художественной (диагр.4).
52% (51 человек) тратит на чтение 1 час в день, 23% (23) – 2-3 часа, 6% (6) – более 3 часов и 19% (18) не читают совсем (диагр.6).
34% (33 человека) читают книги, чтобы отдохнуть, 25% (24) – чтобы повысить свой культурный уровень, расширить кругозор; 15% (15) получают от этого эстетическое удовольствие, 26% (26) готовятся таким образом к уроку (диагр.7).
Лишь 5% (5 человек) при выборе книги руководствуются мнением родителей, 9% (9) – мнением учителя, 38% (37) – отзывами сверстников, и 48% (47) предпочитают обращаться к аннотации книги (диагр.8).
29% (28 человек) считают, что уровень чтение непосредственно связан с их успеваемостью, 31% (31) уверены в обратном, 40% (39) ответили, что эти два показателя не всегда связаны (диагр.9).
30% (29 человек) в этом учебном году не прочитали ни одной книги в кратком содержании при подготовке к уроку, 37% (36) – лишь третью часть, 20% (20) – более половины, а 13% (13) прочли весь материал в кратком содержании (диагр.10).
65% (64 человека) пользовались кратким содержанием из-за нехватки времени, 23% (22) посчитали читать полностью занятием скучным и неинтересным, 12% (12 человек) читали в кратком содержании по другой причине. Мнение сверстников ни на кого не повлияло (диагр.11).
12% опрошенных (12 человек) учатся в лицее только на «5», 67% (66) – на «4» и «5», 21% (20) – с «3» (диагр.12).
52% (51 человек) ответили, что их родители читают детективы, классическую литературу и книги по работе (диагр.13). 11% (11 человек) из них смогли назвать конкретные произведения, читаемые их родителями. 25,5% (25 человек) затруднились это сделать, а 22,5% (22 человека) заявили, что их родители ничего не читают.
Лишь 16% (16 человек) в свободное время почитают книгу, 29% (28) включат компьютер, 42% (41) пойдут гулять, и 13% (13) займутся чем-либо другим (диагр.15).
В числе любимых книг называют в основном произведения из школьной литературы («Капитанская дочка», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита»).
На вопрос о том, сколько книг было прочитано за последние 2 месяца, 28% (7 человек) ответили, что 1-2 книги, 36% (9 человек) – 3-4 книги, 12% (3 человека) – 5 и более, 28% (т.е. 6 человек) ответили, что не прочли ни одной книги (диаграмма 2).
Из них художественными были у 36% (9 человек) 1-2 книги, у 24% (6 человек) – 3-4 книги, у 12% (3 человек) – 5 и более книг, и у 28% (7 человек) – ни одна книга не оказалась художественной (диаграмма 3).
На вопрос о том, какую литературу предпочитают учащиеся, 24% (6 человек) ответили, что научную, 28% (7 человек) – фантастику и детективы, 36% (9 человек) предпочитают классическую и 12% (3 человека) предпочитают что-то альтернативное (диаграмма 4).
Времени на чтение 40% респондентов (10 человек) тратят 1 час, 24% (6 человек) – 2-3 часа, 16% (4) – более 3 часов и 20% (5 человек) не читают совсем (диаграмма 5).
Целью чтения книг у 16% (4 человек) является отдых, у 28% (7 человек) – повышение своего культурного уровня, у 8% (2 человек) – получение эстетического удовольствия и у 48% (12 человек) – подготовка к уроку (диаграмма 6).
При выборе книги никто не руководствуется мнением родителей, 28% (7 человек) прислушались к учителям, 24% (6 человек) – к мнению сверстников и 48% (12 человек) предпочли аннотацию к книге (диаграмма 7).
Также 28% (7 человек) связывают уровень чтения с уровнем своей успеваемостью, 24% (6 человек) отрицают это и 48% (12 человек) считают, что два этих показателя не всегда связаны (диаграмма 8).
В кратком содержании 16% (4 человека) не прочли ни одной книги, 52% (13 человек) ознакомились с третьей частью всех произведений, 28% (7 человек) – с более чем половиной и 1 человек (4%) прочел все книги в кратком содержании (диаграмма 9).
72% (18 человек) связывают чтение в кратком содержании с нехваткой времени, 24% (6 человек) считают, что читать полностью – скучно и 1 человек (4%) связывает это с другими причинами (диаграмма 10).
Отличников среди опрошенных нет, 68% (17 человек) учатся на «4» и «5», а 32% (8 человек) учатся с тройками (диаграмма 11).
Родители у учащихся читают мало, в основном газеты и журналы, что связано с их занятостью (диаграмма 12).
80% (20 человек) считают, что сейчас подростки мало интересуются чтением из-за появления других интересов, 8% (2 человека) отмечают нехватку времени, 1 человек (4%) не находит для себя интересных книг и 8% (2 человека) считают потерей интереса что-то другое (диаграмма 13).
На вопрос о том, чем школьники займутся, если у них появится свободное время, 12% (3 человека) включат компьютер, 44% (11 человек) пойдут гулять, только 20% (5 человек) возьмут в руки книгу и 24% (6 человек) займутся чем-нибудь другим (диаграмма 14).
Опрос в ТФ ЧелГУ показал, как видно из диаграммы 1 [приложение 5], что 75% (9 человек) не любят читать и лишь 25% (3 человека) любят.
58% (7 человек) смогли назвать свои любимые произведения. Это также произведения из школьной программы («Война и мир», «Му-му»), зарубежные произведения («Побег из Шоушенка»). 42% (5 человек) не назвали любимого произведения.
16% (2 человека) прочитали 1-2 книги за последние 2 месяца, а 84% (10 человек) не прочитали ни одной (диаграмма 2).
Из прочитанных книг художественными оказались у 41% (5 человек) – 1-2 книги, у 8% (1 человека) – более пяти книг и у 51% (6 человек) ни одна книга не оказалась художественной (диаграмма 3).
Чаще всего 8% (1 человек) предпочитает читать научную литературу, 33% (4 человека) – фантастику и детективы, 8% (1 человек) – классическую литературу и 51% (6 человек) читают что-то другое (диаграмма 4).
51% (6 человек) тратят на чтение только 1 час в день, 8% (1 человек) читает 2-3 часа в день, 41% (5 человек) не читают совсем (диаграмма 5).
8,5% (1 человек) читает для отдыха, 41,5% (5 человек) повышают таким образом свой кругозор, 8,5% (1 человек) получает от этого эстетическое удовольствие, а 41,5% (5 человек) готовится таким образом к уроку (диаграмма 6).
При выборе книги 8% (1 человек) руководствуется мнением преподавателя, 41% (5 человек) прислушивается к мнению сверстников, 51% (6 человек) пользуется аннотацией к книге (диаграмма 7).
Только 8% (1 человек) связывают свою успеваемость с уровнем чтения, 51% (6 человек) эту связь отрицают, и 41% (6 человек) не всегда видят зависимость двух этих показателей (диаграмма 8).
В кратком содержании при подготовке к урокам литературы 59% (7 человек) не прочитал ни одной книги, 25% (3 человека) – третью часть, 16 % (2 человека) – более половины, 0 % (0 человек) – все (диаграмма 9).
41% (5 человек) читают произведения в кратком содержании из-за нехватки времени, 41% (5 человек) – из-за того, что скучно и 18% (2 человека) – по другим причинам (диаграмма 10).
8% (1 человек) респондентов оценивают свою успеваемость на отлично, 66% (8 человек) – на «4» и «5», 26% (3 человека) – с «3» (диаграмма 11).
На вопрос о том, какие книги читают родители, многие ответить не смогли, а если отвечали, то называли в основном фантастику (диаграмма12).
Причиной потери интереса к чтению 83% (10 человек) назвали появление других увлечений, 17% (2 человека) – другие причины (диаграмма 13).
Если у учащихся появится свободное время, то 41% (5 человек) включат компьютер, 25% (3 человека) – пойдут гулять и 34% (4 человека) займутся чем-нибудь другим (диаграмма 14).
Сравнительная характеристика уровня начитанности учащихся МБОУ «Лицей №13» и других учебных заведений города.
Результаты анкетирования показывают [приложение 6], что лицеисты (69%) больше любят читать, чем учащиеся МБОУ «СОШ №10» и студенты ТФ ЧелГУ (37%) (диаграмма 1). Совсем не тратит времени на чтение 19% лицеистов и 27% учащихся других учебных заведений города (диаграмма 2). В свободное время возьмёт в руки книгу 16% лицеистов и только 13% учащихся МБОУ «СОШ №10» и студентов ТФ ЧелГУ (диаграмма 3).
Список литературы для лицеистов.
Нами был составлен список литературы «Золотая полка лицеиста» [приложение 7], в который мы включили вершинные произведения русской и мировой литературы, не входящие в школьную программу. Считаем, что «Золотая полка лицеиста» будет полезна как школьникам при выборе произведений для чтения, так и преподавателям при составлении списка книг для летней занятости детей. Мы не делили произведения по классам, но практически у каждого автора есть как «детские» книги, так и «взрослые».
Разработка классного часа на тему «Книга – источник знаний».
Мы разработали классный час «Книга – источник знаний» [приложение 8], состоящий из следующих частей: «Самая лучшая система информации», «Станет ли книга пережитком прошлого?», книжная викторина, «Круг чтения», «Мои любимые книги», «Интересные факты», «Самая читающая страна».
Проведённое исследование показало, что старшеклассники, в том числе и учащиеся МБОУ «Лицей №13», читают очень мало, пятая часть лицеистов и четвёртая часть учащихся других учебных заведений города не читают совсем. Не все смогли назвать своё любимое произведение и книги, которые читают их родители. Родители читают мало в связи со своей занятостью на работе, круг их чтения часто связан с профессиональной деятельностью, а у детей появились другие интересы. То, читают или не читают школьники, влияет на их успеваемость, хотя не все опрошенные это признают. Только третья часть респондентов полностью читает художественные произведения при подготовке к урокам литературы, а 13% читают весь материал в кратком содержании. Большинство делает это из-за нехватки времени. Научную литературу читает десятая часть, а остальные – фантастику, детективы, классическую литературу и другое. При появлении свободного времени большинство включит компьютер, пойдёт гулять, немногие возьмут в руки книгу.
Для статистической обработки результатов исследования мы воспользовались критерием Фишера, который позволяет судить о том, насколько достоверны результаты анкетирования групп учащихся 9-11 классов лицея и учебных заведений города.
S 2
По результатам вычислений мы получили Fрас. = 1,489, Fтабл. = 1,000. Так как Fрас. Fтабл. (для 0,01 уровня значимости), то можно сделать вывод, что с достоверностью 95% наша гипотеза о том, что читать школьники стали меньше, так как у них другие интересы (компьютерные игры, общение в социальных сетях), акцент сместился на учебное чтение (с целью подготовки к уроку), художественное чтение приобрело статус развлекательности и отдыха (фантастика, детективы, любовные романы), уровень начитанности связан с уровнем успеваемости школьников, подтвердилась.
Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:
читать школьники стали меньше, так как у них другие интересы (компьютерные игры, общение в социальных сетях);
акцент не сместился на учебное чтение (с целью подготовки к уроку), среди читательских приоритетов фантастика, детективы, классическая литература;
художественное чтение приобрело статус развлекательности и отдыха (фантастика, детективы, любовные романы);
уровень начитанности связан с уровнем успеваемости школьников.
Наша гипотеза практически полностью подтвердилась. Кроме того, если по данным ВЦИОМа больше трети россиян, а по данным троицкой библиотеки третья часть молодёжи не читают книг, то среди лицеистов это пятая часть. Мы считаем эту статистику не ободряющей, а пугающей. Со своей стороны, мы предлагаем одним из критериев оценивания учащихся при поступлении в лицей сделать проверку уровня начитанности, считаем, что составленный нами список литературы для чтения поможет в этом. Также предлагаем одним из классных часов в каждом классе сделать мероприятие на тему чтения, один такой классный час разработан нами. Надеемся, что наша работа будет полезной классным руководителям, учителям и лицеистам и привлечёт внимание к существующей проблеме чтения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: Социол. аспект /И.А. Бутенко. – М.: Наука, 1997. – 140 с.
4. Маркова Т.Б. Электронная библиотека как культурно-исторический тип библиотеки [электронный ресурс] / Т.Б.Маркова. – Режим доступа: http://www.anthropology.ru/ru/texts/markovat/elibrary.html.
7.Сметанникова Н.Н. Роль чтения и грамотности в современном мире [электронный ресурс] / Н.Н. Сметанникова. – Режим доступа: http://www.yandex.ru.
8.Сметанникова Н.Н. Участь чтения / Н.Н.Сметанникова. – Октябрь, 2005, № 3, с.140–146.
9. Соколова Т.В. Храм знаний и лабиринт сознания. Библиотека как образ жизни современного человека / Т.В. Соколова. – Библиотечное дело, 2006, № 6 (42), с.2-4.
10. Стельмах В.Д. Социолог – это постановка глаза: беседа с социологом чтения / В.Д.Стельмах. – У книжной полки, 2005, № 1, с.3-6.
11. Тихомирова И.И. Программа Чтение: приоритетный проект в области культуры или повешение уровня грамотности? / И.И.Тихомирова. – Библиотечное дело, 2006, № 10, с.11-20.