робин гуд в реальной жизни
Благородные разбойники: образы Робин Гуда в реальной жизни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Юрай Яношик (Словакия)
Юрай Яношик ( Juraj Jánošík ) является интерпретацией Робина Гуда словацких и польских легенд. Он родился в 1688 году в Словакии. Когда Юраю было 15 лет, он принимал участие в восстании в составе куруцкой армии Ференца Ракоци против Австрии. Согласно легенде, по возвращению домой, Юрай увидел, как дворянин хлестал кнутом его отца. Яношику удалось отобрать и разорвать кнут, но было уже поздно – отец умер. Это событие послужило толчком ненависти Юрая к богатым.
2. Нэдзуми Кодзо (Япония)
В Японии также имелся свой Робин Гуд, и звали его Нэдзуми Кодзо (что значит «крыса-посыльный»). Он был полулегендарным вором, жившим в конце XIX века. Если верить рассказам, Нэдзуми Кодзо получил свое прозвище из-за стиля грабежа. Вор всегда пробирался в дома через чердаки тихо, как крыса. Согласно другой версии, он носил с собой сумку, полную крыс, чтобы запутать и отвлечь хозяев.
Как и у любого героя, у японского Робина Гуда было две ипостаси. Днем мужчина был рабочим в пожарной бригаде (его настоящее имя Накамура Дзирокити), а ночью становился разбойником Нэдзуми Кодзо. Он промышлял воровством более 15 лет, и был дважды пойман в этот период. В первый раз мужчину клеймили и выслали из Эдо (нынешнее Токио). Во второй раз вора признали виновным в ограблении более 100 самурайских домов. Многие грабежи замалчивались, т. к. это портило репутацию аристократии. По народным рассказам, благородный вор отдавал награбленное нуждающимся.
3. Скотти Смит (Южная Африка)
Скотти Смит был очень ловок и изворотлив. Его не раз ловила полиция, но авантюристу всегда удавалось выкрутиться. Однажды Скотти Смит даже предложил другу сдать его в участок, чтобы тот получил денежное вознаграждение. После задержания мужчине снова удалось выйти сухим из воды. Свои дни Скотти Смит закончил в старости на ферме.
4. Сальваторе Джулиано (Сицилия)
Воплощением сицилийского Робина Гуда стал Сальваторе Джулиано ( Salvatore Giuliano ). Он был человеком, отдающим награбленное бедным во времена Второй мировой войны. Во время одного из грабежей был застрелен полицейский, поэтому 20-летний Сальваторе был объявлен вне закона. Ушлый парень собрал банду из 50 человек и занимался разбоем, не забывая при этом отдавать часть награбленного нуждающимся. Крестьяне обожали своего героя и всячески его покрывали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Бунтари и бандиты, которых любил народ: 6 архетипов Робина Гуда из реальной жизни
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Яношик
2. «Крыса на побегушках»
Жил Кодзо в конце XIX века в Эдо (нынешний Токио). Воровская карьера его длилась более 15 лет, в течение которых Кодзо попадался два раза. Когда его поймали в первый раз, то татуировали как преступника и изгнали из Эдо. Во второй же раз Кодзо был схвачен в возрасте 36 лет и признался в ограблении почти 100 самурайских сословий. Многие из этих кражах замалчивались, поскольку самураям было стыдно признать свое унижение. По народным рассказам, Нэдзуми Кодзо отдавал свои деньги беднякам, но историки предполагают, что он транжирил наворованное на женщин и азартные игры.
3. Скотти Смит
Джордж Ст. Легер Леннокс, более известный как Скотти Смит, был южноафриканским Робин Гудом. Он родился в 1845 году в дворянской семье в Шотландии. Согласно книге, написанной о нем в 1962 году, Смит отказал жениться на женщине, которую выбрал ему в жены отец, и остался без наследства. Сначала Смит стажировался в качестве ветеринарного врача в Шотландии, после чего отправился в западную Австралию, поддавшись золотой лихорадке в Калгурли. В течение короткого времени служил в британской армии, но вскоре был уволен.
Поговаривают, что он даже своему другу сдать себя в полицию, чтобы тот смог получить вознаграждение, назначенное за его поимку. Смита несколько раз ловили и судили за его преступления, но ему всегда удавалось каким-то образом сбежать. Впоследствии оказалось, что многие из его преступлений были совершены от имени британского правительства, поэтому его освобождали, чтобы не разрушить его легенду. Скотти Смит закончил свои дни как респектабельный фермер в Упингтоне, выращивая овощи на берегу реки Оранжевой.
4. Пхулан Деви
Пхулан Деви или индийская «Королева бандитов» была девочкой из низшей касты, которая, как и многие другие подобные ей, работала на полях землевладельцев из высших каст. В 11 лет её отдали замуж за 30-летнего мужчину, который предложил её семье корову. Он был жестоким и постоянно избивал Деви. Она сбежала от него и вернулась в свою деревню, где была обвинена в преступлении, которого не совершала. Вскоре после этого девочку две недели насиловали члены высших каст.
Пхулан чудом выжила, а затем организовала свою банду. В 1981 году по ее приказу было убито 22 человека из высших каст, в том числе и двое её насильников. Эта резня привлекла к себе внимание премьер-министра Индиры Ганди. Несмотря на то, что нет никаких записей относительно того, что она «действовала подобно Робин Гуду», ее действия полностью оправдывали бедные и униженные индийцы, которые считали Пхулан божеством.
В феврале 1983 года она согласилась сдаться властям и провела 11 лет в тюрьме. В 1996 году, через два года после ее освобождения, Пхулан была избрана в нижнюю палату Парламента Индии.
5. Сальваторе Джулиано
6. Панчо Вилья
В 1910 году, все еще находясь в бегах, Панчо Вилья присоединился к успешному восстанию Франциско Мадеро против мексиканского диктатора Порфирио Диаса. В 1913 году местные военные командиры избрали его временным губернатора штата Чиуауа. В 1920 году Вилья удалился от активной деятельность и спокойно прожил на своем ранчо вплоть до его убийства в 1923 году. Мексиканский народ просто обожал Панчо Вилью и о нем сохранились многочисленные баллады, легенды и рассказы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Робин Гуды: какими были благородные разбойники в реальной жизни
Юрай Яношик (Словакия)
Юрай Яношик (Juraj Jánošík) является интерпретацией Робина Гуда словацких и польских легенд. Он родился в 1688 году в Словакии. Когда Юраю было 15 лет, он принимал участие в восстании в составе куруцкой армии Ференца Ракоци против Австрии. Согласно легенде, по возвращению домой, Юрай увидел, как дворянин хлестал кнутом его отца. Яношику удалось отобрать и разорвать кнут, но было уже поздно – отец умер. Это событие послужило толчком ненависти Юрая к богатым.
В 23 года Юрай Яношик стал главарем банды, занимающейся разбоем на дорогах. Грабители отбирали у богатых золото, при этом не убивая их, а затем раздавали отобранное беднякам. 17 марта 1713 года Юрай Яношик был пойман и казнен через повешение за ребро.
Нэдзуми Кодзо (Япония)
Рисунок, изображающий актёра театра кабуки Исикава Коданзи в роли Кодзо в 1857 году.
В Японии также имелся свой Робин Гуд, и звали его Нэдзуми Кодзо (что значит «крыса-посыльный»). Он был полулегендарным вором, жившим в конце XIX века. Если верить рассказам, Нэдзуми Кодзо получил свое прозвище из-за стиля грабежа. Вор всегда пробирался в дома через чердаки тихо, как крыса. Согласно другой версии, он носил с собой сумку, полную крыс, чтобы запутать и отвлечь хозяев.
Как и у любого героя, у японского Робина Гуда было две ипостаси. Днем мужчина был рабочим в пожарной бригаде (его настоящее имя Накамура Дзирокити), а ночью становился разбойником Нэдзуми Кодзо. Он промышлял воровством более 15 лет, и был дважды пойман в этот период. В первый раз мужчину клеймили и выслали из Эдо (нынешнее Токио). Во второй раз вора признали виновным в ограблении более 100 самурайских домов. Многие грабежи замалчивались, т. к. это портило репутацию аристократии. По народным рассказам, благородный вор отдавал награбленное нуждающимся.
Скотти Смит (Южная Африка)
Джорджа Ст Леже Леннокса (George St Leger Lennox), известного как Скотти Смит, называли еще Робином Гудом Калахари. Согласно книге, посвященной его похождениям (автор F.C. Metrowich), Смит отказался женится на девушке, которую для него выбрал отец, поэтому был лишен родительского благословения и права на наследство. Спустя несколько лет скитаний, Скотти Смит попал в Ботсвану (Южная Африка). Он промышлял контрабандой алмазов, кражей лошадей, грабежом на дорогах. Мужчина помогал бедным, особенно пожилым женщинам и одиноким матерям.
Скотти Смит был очень ловок и изворотлив. Его не раз ловила полиция, но авантюристу всегда удавалось выкрутиться. Однажды Скотти Смит даже предложил другу сдать его в участок, чтобы тот получил денежное вознаграждение. После задержания мужчине снова удалось выйти сухим из воды. Свои дни Скотти Смит закончил в старости на ферме.
Сальваторе Джулиано (Сицилия)
Воплощением сицилийского Робина Гуда стал Сальваторе Джулиано (Salvatore Giuliano). Он был человеком, отдающим награбленное бедным во времена Второй мировой войны. Во время одного из грабежей был застрелен полицейский, поэтому 20-летний Сальваторе был объявлен вне закона. Ушлый парень собрал банду из 50 человек и занимался разбоем, не забывая при этом отдавать часть награбленного нуждающимся.
Крестьяне обожали своего героя и всячески его покрывали.
У Сальваторе Джулиано были планы глобального масштаба. Он дважды писал письмо американскому президенту Гарри Трумэну с просьбой сделать Сицилию 51-м штатом США. Романтичный образ героя был развеян после того, как он принял участие в убийстве 11 невинных людей во время уличной демонстрации. Крестьяне отвернулись, а сам Джулиано был убит в 1950 году в возрасте 27 лет в уличном бою при попытке бежать из Сицилии.
Краткий экскурс в историю реального Робин Гуда
Пардон, думал, получится коротко – не получилось.
Если кто не в курсе, то до середины XI века в истории средневековой Англии – это так называемый англосаксонский период. Суть в том, что в V веке началось вторжение в Британию германских племён англов, саксов и ютов, которые на корню уничтожили римскую цивилизацию, и почти полностью в физическом смысле – кельтские племена бриттов.
По итогам завоевания здесь образовались семь королевств, практически идентичных друг другу по общественному устройству.
Первое, о чём здесь стоит упомянуть – особый статус свободного крестьянства. Германцы прибывали в Британию разрозненно, на отдельных кораблях, и всегда господствовало право завоевания. Кто что захватил – то и его. Свободные крестьяне именовались керлами, и минимально-стандартный надел такого крестьянина-захватчика составлял 48-50 га, нередко и больше, до двухсот. И это была частная собственность, близкая по правовому положению к римской. Короче, никто у такого крестьянина эту землю отнять не имел права, а зачастую и не мог, ибо каждый керл был ещё и воином с секирой и толпой таких же решительно настроенных родичей.
Над керлами стоял эрл. Изначально, по всей видимости, это был вождь, начальник дружины конкретного корабля. Надел у него был больше, и был он влиятелен, но влиятелен так, как избранный и признанный другими воинами. Эрл обязан был их защищать, и его сила основывалась на поддержке керлов; он мог призвать своих керлов на войну, но если какой керл скажет: не пойду, пшёл нах, то у эрла нет права его заставлять.
Владения эрла (это его собственный домен плюс владения его условных подданных керлов) составляли earldom, а несколько таких earldom-ов составляли королевство.
По мере усиления королевской власти короли пытались унифицировать управление. Территорию королевства они делили на ширы (знакомое слово?), и это была налоговая единица, совпадавшая географически с earldom. Т.е. каждый эрл был должен уплачивать королю определённое количество налогов, а следил за этим королевский чиновник – шериф. Таким образом в каждом, скажем так, административном округе образовывалось два центра власти – шериф (представитель короля) и эрл (родовая знать), и кто из ни был влиятельнее – это каждый раз определялось стихийно вследствие умной/неумной политики короля и эрла. Если эрл был туп и пытался притеснять керлов, то те естественным образом принимали сторону шерифа и наоборот. Но каждый раз борьба шла за голоса и военную силу керлов, ибо англосаксонские крестьяне, особенно в сравнении со своими континентальными собратьями, были состоятельны, независимы и подготовлены в военном плане.
В середине XI века, когда в гости к англосаксонскому королю приехал нормандский герцог Вильгельм (будущий Завоеватель), он был весьма удивлен и неприятно поражён этим обстоятельством. Легенда гласит, что король с герцогом, привыкшим к раболепию франкских крепостных, ехали по лесной дороге, путь им преградили два керла, сидевшие на поваленном поперек тропинки дереве. Они сказали, что у их общины сегодня охотничий день, и нефиг тут дичь распугивать, и предложили королю и герцогу поискать другую дорогу.
Герцог взбеленился и предложил королю примерно и тут же наказать наглых крестьян, но король Эдуард покачал головой. Тут так не делается, сказал он, это их земля. Да, типа, король тут я, но земля – их. Моя власть держится на их правах. Без коментариев.
В 1066 году упомянутый Вильгельм стал королём Англии и тут же попытался навести здесь нормандские порядки. Англия была поделена на графства, практически совпавшие по границам с ширами- earldom-ами, и везде были посажены графы из числа завоевателей-нормандцев. Но проблемы это не решило: местные крестьяне-керлы (саксы или англы по национальности) в штыки восприняли новых господ, и Вильгельм, который на генетическом уровне не мог воспринять свободных крестьян, перешёл к репрессиям. Во время войны 1070 года, например, он полностью и со всем населением уничтожил около 1400 селений на севере Англии, и это вызвало ещё больший отпор. Кое-какие эрлы принесли присягу новому королю, но шерифы, как сторонники англосаксонской династии, по большей части находились во враждебной оппозиции.
Вильгельм (и сам, и при посредстве своих графов) лишал собственности крестьян, казнил непокорных эрлов и шерифов, уничтожал старые законы, и стремился создать здесь привычные ему крепостные порядки.
А теперь – к теме, собственно.
Робин Гуд, он же Робин Локсли, он же, по всей видимости, единственный сын и наследник графа Лейстерского, ближайшего сторонника и сподвижника Ричарда Львиное Сердце, потомка Вильгельма, и представителя нормандской династии.
Вопросов не возникает?
То-то и оно. Легенды-легендами, но с исторической точки зрения именно Робин в этих землях – иноземец, норманн, завоеватель и притеснитель, и на поддержку местного населения никак рассчитывать не мог. Ну, условно. При допущении, что шериф Ноттингемский был саксом и защитником здешних керлов.
Саксом-то он был, но защитником? Может, потому-то местные и записались в сторонники Робин Гуда? Потому что шериф был больной на голову? На это ответа у меня пока нет. И не знай, появится ли.
brenik
Brenik
Романтический герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, или кровожадный бандит, который был идеализирован следующими поколениями? Какое истинное лицо дерзкого удальца по имени Робин Гуд?
В исторических хрониках шестисотлетней давности возможно обнаружить только краткое упоминание об одноименном проходимце, который промышлял в лесах Центральной Англии.
Однако навряд ли мелкий злодей был бы удостоен внимания летописцев, если бы его деяния ничем не выделялись из ряда прочих событий тех смутных времен. И все-же, когда войны, чума и голод были делом обыденным, историография того времени отводит ему несколько строк. Об остальном позаботилась народная молва.
Сквозь глубь времен до наших дней дошли многочисленные легенды о романтическом разбойнике, чье имя сейчас, как ни странно, более на слуху, чем при его жизни. Это имя — Робин Гуд.
1988 год, март — городской совет Ноттингема, что на востоке центральной части Великобритании, обнародовал доклад о самом знаменитом гражданине города. Потому как на протяжении многих лет в совет приходили тысячи запросов о Робин Гуде и его бравой дружине, совет решил сделать определенное заявление на этот счет.
Несмотря на то что предания о Робин Гуде имеют многовековую историю, члены городского совета взяли на себя смелость подвергнуть сомнению достоверность легенды о неуловимом Робине и выяснить кто такой был Робин Гуд.
После тщательного изучения далекого прошлого Ноттингема исследователи пришли к выводу, что отважный герой, грабивший богатых, чтобы помочь бедным, даже не был знаком с девицей Мэриан – по легенде, возлюбленной Робин Гуда. Монах Тук, как они считают, и вовсе вымышленная личность. Малыш Джон был злобный и ворчливый человек, ничего общего не имевшим с беззаботным персонажем из фольклора. Такую трактовку получили результаты исследований.
Развенчав легенду, члены совета понадеялись этим снискать себе славу первооткрывателей. Однако они стали только последними в целом ряду скептиков. Потому как, изучая историю Робин Гуда, почти нереально отделить факты от вымысла. И до них многие брались исследовать эту захватывающую историю, но образ Робина от этого нисколько не померк.
Итак, кто такой Робин Гуд, где правда, а где вымысел о человеке, чьи подвиги по сей день волнуют читателей, кино — и телезрителей? Одни склонны принимать на веру то, что вскрыли серьезные исследователи: Робин грабил проезжих людей на Великой Северной дороге возле Барнсдейла в Южном Йоркшире и занимался мародерством со своей бандой преступников в Шервудском лесу в 30-ти милях от Ноттингема. Других больше прельщает романтическая версия легенды о том, что этот красавец герой в действительности грабил, но только богатых, чтобы отдавать награбленное добро бедным.
Первые сообщения о том, что Робин Гуд хозяйничал в лесах и пустошах Англии, относятся к 1261 г. Однако в письменных источниках о нем впервые упоминалось лишь спустя сто лет. Сделал это шотландский историк Фордун, умерший в 1386 г.
Следующее сведение о Робин Гуде в хрониках относится к XVI столетию.
По свидетельствам летописца Джона Стоу, это был разбойник времен правления Ричарда I. Он был главарем шайки, в которую входила сотня отважных изгоев. Все они были прекрасными стрелками из лука. Хотя они и промышляли грабежом, все же Робин Гуд «не допускал притеснения или другого насилия над женщинами. Он не трогал бедных, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных богатеев».
Мы рассмотрим эту историю с самых доброжелательных позиций. Начнем с того, что факт существования Робин Гуда имеет документальное подтверждение. Он жил в Уэйкфилде, Йоркшир, в XIII — XIV веках.
В документах записано, что легендарный разбойник родился в 1290 г. и был наречен Робертом Гудом. В старых реестрах дано три варианта написания фамилии: Год, Гоуд и Гуд. Зато никто не оспаривает происхождение Робина: он был холоп графа Уоррена.
Как же крестьянский сын попал на разбойничью стезю?
Робин нашел идеальное убежище в глухом Шервудском лесу, на территории Йоркшира.
Шервудский лес занимал площадь в 25 квадратных миль и примыкал к Йоркширу. Через Шервудский и Барнсдейлский лесные массивы проходила проложенная римлянами Великая Северная дорога, на которой было оживленное движение. Это и привлекало внимание изгоев-разбойников.
Так появилась легенда о Робин Гуде, человеке в зеленых, под цвет леса, одеждах.
Легенды о Робине изобилуют множеством смешных историй о его смелых похождениях и проделках. В одной из них говорится о том, как чванливый и недалекий епископ Хертсфорда по пути в Йорк повстречался с Робином и его людьми, которые жарили оленину, добытую в королевских охотничьих лесах.
Желая как следует проучить своего незадачливого заложника, Робин заставил его танцевать джигу вокруг огромного дуба. По сей день то место в лесу называют «дубом епископа».
Передаваясь из уст в уста, в народной памяти сохранился один из наиболее любимых рассказов о том, как Робин повстречался с Эдуардом II. Согласно легенде: король, обеспокоенный тем, что поголовье его оленей тает на глазах, исчезая в ненасытных утробах разбойного люда, захотел раз и навсегда очистить свой лес от браконьеров.
Король и его рыцари переодевшись в монахов, направились в Шервудский лес, зная, что Робин Гуд с шайкой подстерегает там незадачливых путников. И они не ошиблись. Разбойники остановили их и потребовали денег.
Переодетый король заявил, что у него имеется лишь 40 фунтов (довольно незначительная сумма для того времени). Робин взял 20 фунтов для своих людей, а остальные вернул королю.
Тогда Эдуард сказал вожаку, что он вызывается в Ноттингем для встречи с королем. Робин и его люди упали на колени и поклялись в любви и преданности Эдуарду, затем пригласили «монахов» поужинать с ними — отведать собственной оленины короля!
В конце концов Эдуард понял, что Робин попросту насмехается над ним. Тогда он раскрылся перед разбойниками и простил их при условии, что все они явятся ко двору для службы, как только он их позовет.
Эта история, разумеется, кажется неправдоподобной, созданной фантазией почитателей Робин Гуда. Но, в конце концов, может быть, не все в ней вымысел.
Дело в том, что этот случай описывается в «Маленьком подвиге Робин Гуда», опубликованном в 1459 г. Доподлинно известно, что король бывал в Нотгингеме в 1332 г. Мы также знаем, что спустя несколько месяцев после этого имя Робин Гуд упоминается в сообщениях о дворе Эдуарда.
Однако скоро он вдруг исчез из королевского двора, чтобы снова объявиться в лесу и в народной молве.
Итак, продолжим рассказ о смелых похождениях Робин Гуда. Он появился в церкви святой Марии в Нотгингеме, где один монах узнал разбойника и сообщил шерифу. Робина схватили только после того, как он своим мечом в одиночку сразил 12 солдат. Даже находясь в заточении, бесстрашный предводитель не сомневался, что верные друзья не оставят его. Незадолго до того как Робин должен был предстать перед судом, Малыш Джон организовал дерзкое нападение и вернул разбойничьей братии их предводителя. Для полной справедливости разбойники выследили и убили монаха, предавшего Робина.
Нельзя говорить о Робин Гуде, не воздав должного его веселой ватаге и легендарной подруге девице Мэриан.
Ближайшим помощником Робина был Малыш Джон, предположительно совсем не весельчак, а угрюмый и очень ранимый парень. Скорей всего, его называли Малышом в шутку, так как он был довольно высоким. Это обнаружилось, когда в 1784 г. вскрыли его могилу в Хейзерсейдже и нашли кости довольно рослого человека.
Что до брата Тука, то о нем мнения расходятся. Одни полагают, что этот легендарный персонаж объединяет в себе черты двух толстых монахов, другие считают, что и впрямь был такой жизнерадостный человек, любивший повеселиться и поплясать в компании лесных братьев. Может быть, это был Роберт Стаффорд, священник из Суссекса (начало XV столетия), который иногда под псевдонимом брата Тука участвовал в похождениях веселой шайки.
Девица Мэриан как персонаж также хорошо вписывается в теорию, по которой образ Робина появился из народных сказаний о традиционных майских праздничных гуляньях и играх. Мэриан попросту могла быть девушкой, избранной за красоту «королевой мая».
Легендарные похождения Робин Гуда в Шервудском лесу закончились предположительно в 1346 г. Считается, что он умер в Керклесском монастыре после тяжелой болезни. Настоятельница лечила Робина обильными кровопусканиями, в результате чего, ослабевший и обескровленный, он так и не оправился от недуга.
Таков романтический образ Робин Гуда, смельчака и благодетеля. Но у англосаксов наблюдается странная склонность к очернению своих кумиров, и Робин больше других пострадал от этого.
Директор выставки «Предания о Робин Гуде» в Ноттангеме Грэхем Блэк считает: «Мы подошли близко к познанию подлинной личности Робин Гуда».
По мнению Блэка, настоящая история Робина берет начало в 1261 г., когда в Беркшире был объявлен вне закона Уильям, сын Роберта Смита. Судебный клерк, писавший указ, назвал его Уильямом Робингудом.
Сохранились и другие судебные документы, упоминающие людей по имени Робингуд, большинство из которых преступники. Потому исследователи считают, что если Робин Гуд в действительности существовал, то он, скорей всего, действовал до того времени.
Самым вероятным кандидатом на эту сомнительную роль, по мнению Грэхема Блэка, является Роберт Год, обитатель архиепископства Йорка, который избежал правосудия в 1225 г. Двумя годами позднее он упоминается в письменных документах как Хобход.
Откуда же происходит романтическая версия легенды?
Принято считать Робин Гуда современником короля Ричарда I, по прозвищу Львиное Сердце, который правил с 1189 по 1199 год. Он был отнесен к этой эпохе Вальтером Скоттом в романе «Айвенго».
По некоторым из версий, Робин был дворянин. Но это — явная выдумка драматурга, который в 1597 г. хотел привлечь знать к своему театру. Ранее Робин считался вассалом лорда.
Слава Робин Гуда как величайшего лучника исходит от бродячих сказителей, передававших из уст в уста баллады о легендарном разбойнике, записанные во второй половине XV столетия.
Что до девицы Мэриан, считают, что это была красавица, опекаемая коварным принцем Джоном. Она впервые повстречалась с Робином, когда угодила в засаду, устроенную его людьми. Однако с этой версией не согласны ученые, утверждающие, что Мэриан появилась во французской поэме XIII столетия как пастушка со своим пастухом Робином. Лишь спустя 200 лет после появления этой поэмы она окончательно вошла в легенду о Робин Гуде. А репутацию непорочной девы Мэриан снискала уже значительно позднее под воздействием целомудренной викторианской морали.
По легенде, брат Тук был весельчаком-обжорой, который забавлял разбойников своими смешными выходками и шутками. Монах был непревзойденным в поединках на палках. В действительности, оказывается, тоже существовал брат Тук. Этим именем назвался священник Линдфилдского прихода из Суссекса, в действительности убийца и грабитель, когда в 1417 г. вышел королевский указ об его аресте, священник пустился в бега.
Джеймс Холт, профессор истории средневековья Кембриджского университета и автор книги о Робин Гуде, писал: «Письменные материалы свидетельствуют, что брат Тук организовал свою банду разбойников в двухстах милях от Шервудского леса, причем спустя столетия после Робин Гуда. На самом деле брат Тук был довольно далек от безобидной веселости, ибо разорял и сжигал очаги своих врагов».
Но Малыш Джон совершил немало смелых поступков. Один из них, о котором уже говорилось, — спасение Робин Гуда из хорошо укрепленной тюрьмы, охраняемой стражниками пресловутого шерифа Ноттингема.
Относительно Робин Гуда профессор Холт написал: «Он был абсолютно не таким, каким его описывают. Он носил колпак наподобие монашеского капюшона. Начисто отсутствуют свидетельства, что он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным. Этими измышлениями легенда обросла спустя 200 и более лет после его смерти. А при жизни он слыл отъявленным мародером».
И все же вслед за легендами седой старины мы предпочитаем видеть в Робин Гуде заступника угнетенных и бесправных, отважного и веселого атамана, то и дело утирающего нос власть имущим.
И нам хочется верить, что, заканчивая жизненный путь, полный самых различных подвигов, наш герой на пороге смерти из последних сил протрубил в рог, словно посылая о себе весть в будущее, и отзвуки этого сигнала мы по сей день слышим сердцем.