робин гуд актеры рассел кроу
Неожиданная история стрелка из Шервуда: рецензия на фильм «Робин Гуд»
Войдет в историю как самый неожиданный «Робин Гуд», но образцовые батальные сцены склеены слишком хлипкой сюжетной конструкцией.
Сын каменщика Робин Гуд служит командиром отряда лучников в армии Ричарда Львиное сердце. На пути из Палестины в Британию короля убивают, и Робин с приятелями решает рвануть домой, но натыкается на попавший в засаду конвой с умирающим рыцарем, который вез корону Ричарда. Доспехи, золото и корона становятся пропуском дезертиров на родину, но честный Робин обещает умирающему доставить его отцу в Ноттингем фамильный меч.
К хрестоматийной истории Робина Гуда режиссер Ридли Скотт и сценаристы Брайан Хелгелэнд («Расплата», «Гнев», «История рыцаря», «Секреты Лос-Анджелеса» и еще десяток хитов), Том Стоппард («Влюбленный Шекспир», «Бразилия» и др.), а также работавшие явно на подхвате Итан Рейфф и Сайрэс Ворис подошли очень творчески, сочинив совершенно оригинальный сюжет. Еще в «Робине Гуде: принце воров» с Кевином Костнером в главной роли легенда была существенно подновлена, но в целом осталась нерушима. Костнер был классическим Робином-романтиком, аристократом и красавцем. Ридли Скотт и Рассел Кроу показывают нам совершенно другого человека.
Он грубый простолюдин, прагматик и свободолюбивый авантюрист, волей случая оказавшийся самозванцем: в Ноттингеме старый сэр Уолтер (Макс фон Сюдов) неожиданно решает признать Робина своим сыном, ушедшим десять лет назад в крестовый поход, а от невестки Мэрион (Кейт Бланшетт) требует, чтобы она назвала его мужем. Мотивы, характеры и интрига переработаны самым радикальным образом: от классической истории остались лишь сюжетные крохи (вроде грабежа обоза с зерном) и кое-какие типажи.
Например, Монах Тук – такой же жизнелюбивый выпивоха, как раньше. Зато ноттингемский шериф лишен демонического ореола и стал жалкой проходной фигурой, вроде деревенского жандарма. Потому что появилось более масштабное Зло – предатель сэр Годфри (Марк Стронг), который собирается сдать Англию французам и готовит их вторжение. Частную историю защиты персональной независимости сценаристы переформатировали в глобальную политическую интригу и сражение за свободу нации. А бунтарь-одиночка Робин превратился в государственника и борца-демократа, отстаивающего Хартию вольности. Это в двенадцатом-то веке.
Тут, конечно, Ридли Скотт заходит на территорию Мэла Гибсона, который в таком антураже смотрелся бы как влитой. Но Скотт любит снимать Рассела Кроу. Кроу же чувствует себя в его кино как дома и развивает то, что отработал в «Гладиаторе», действуя по принципу «слуга – царю, отец – солдатам». Публика, конечно, пойдет посмотреть, как он рубится с врагами и стреляет убойным взглядом исподлобья. Другая часть зрителей пойдет на Кейт Бланшетт, которая явно продолжает играть королеву Елизавету, только в сельском антураже. Леди Мэрион в ее версии, как и Робин Гуд, никакая не леди, а простая экономка, но весьма воинственная. И когда Скотт наряжает ее в доспехи и отправляет громить французский десант, кажется, что Бланшетт прискакала прямиком из «Золотого века», только по пути амуниция слегка потускнела. Упрощая и приземляя героев, Скотт усложняет и возвышает их мотивы.
В квазиисторическом кино, которым он периодически заболевает («Гладиатор», «Царство небесное»), лучше всего ему удаются столкновения закованных в железо человеческих масс, движимых большой идеей. Тут режиссер действует вдохновенно, широко и убедительно, делая мясорубку не только эффектной, но и максимально правдоподобной. К точности фактуры, лязганью шпор, поскрипыванию кожи, хрусту костей, пыли на шлемах и всяческим физиологизмам он внимателен, как никто.
Если в XII веке так не жили и не рубили, то должны были жить и рубить. Но грузная и масштабная конструкция нового «Робина Гуда», которую удерживают, а точнее подпирают начальная и финальная битвы, оказывается ненадежной. Между сражениями в фильм залит какой-то вялый сюжетный кисель, в котором и Кроу, и Бланшетт, как бы колоритно они ни выглядели сами по себе, барахтаются довольно беспомощно. Государственнические настроения придавили и их, и лихой вольный дух Шервуда, заменив его дежурным патриотизмом с сильным привкусом эля.
Детально о кинофильме «Робин Гуд (2010)»
Информация о фильме
Обладатель премии Киноакадемии Рассел Кроу и режиссер блокбастера «Гладиатор» Ридли Скотт встретились вновь, чтобы снять приключенческую эпопею «Робин Гуд». Вместе с обладателями «Оскара» продюсером Брайаном Грейзером («Игры разума», «Гангстер») и сценаристом Брайаном Хелгелендом («Секреты Лос-Анджелеса», «Не брать живым») они рассказали историю знаменитой личности, известной многим поколениям под именем Робин Гуд. Его подвиги стали легендой, которая до сих пор не дает покоя любителям приключений и поборникам справедливости.
В Англии XIII века Робин и его шайка боролись с произволом местных властей и бросили вызов престолу, нарушив расстановку сил между королем и его подданными. Разбойник или герой, человек простого происхождения, он стал вечным символом свободы для своего народа.
Фильм повествует о жизни лучника после войны короля Ричарда I против Франции. Робин приезжает в Ноттингем, жители которого страдают от деспотичности шерифа и непомерных налогов. Здесь он влюбляется в леди Мэрион (обладательница премии «Оскар» Кейт Бланшетт, «Авиатор», «Золотой век»), настроенную скептически по отношению к лесному разбойнику. Чтобы освободить деревню и добиться ее руки, Робин собирает шайку из людей, чьи рискованные поступки объясняются лишь желанием почувствовать вкус жизни.
Страна ослаблена десятилетиями войны и бездарным правлением нового короля. Она переживает внутренние распри и угрозу извне. Робин и его люди пускаются в великое приключение. Самый невероятный из героев и его соратники намереваются спасти Англию от кровавой гражданской войны и вернуть ей былую славу.
О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
Миф и легенда: Открывая Робина Гуда
Краткая история героя
Сказания о храбром разбойнике в течение нескольких веков были частью английской литературы. По краткому заключению Дж. С. Холта, «существовал целый ряд прообразов Робина Гуда. Но даже в самом вероятном из них нельзя быть уверенным». Тем не менее, первоначальная история сохранилась и передалась через поколения. Каждая эпоха вносила в нее свои изменения. «То, что было сначала устной легендой, — говорит Холт, — в конце концов, стало сценарием».
Создание оригинального сюжета
Во время съемок «Гангстера» Ридли Скотта продюсер Брайан Грейзер встретился с Расселом Кроу и предложил ему поучаствовать в создании нового «Робина Гуда». Грейзер хотел продолжить сотрудничество с актером: они работали вместе в картинах «Игры разума» (Кроу был номинирован на «Оскар») и «Нокдаун». Из разговора стало понятно: им обоим интересна оригинальная история, которая объясняет, как простой лучник из армии короля Ричарда стал знаменитой личностью. Приключенческий фильм должен был показать, какие исторические события легли в основу его подвигов.
Грейзер приступил к разработке проекта на студии Universal Pictures в качестве продюсера. В создании картины также принимала участие компания Грейзера и Рона Ховарда Imagine Entertainment. «Мне нравятся фильмы о героях, — говорит продюсер. — История Робина Гуда особенно привлекала меня. Она повествует о человеке, у которого не было ничего, кроме правильной цели, а также сил и решимости, чтобы ее добиться».
«В нашей картине мы объясняем, кто такие шериф Ноттингемский, дева Мэрион и Уолтер Локсли. Мы показываем, как развивалась и контролировалась северная часть Англии в то время, — продолжает Грейзер. — В завершение вы узнаете, кто такой Робин Гуд. Конец нашей картины является предысторией почти дюжины уже существующих фильмов».
По словам Грейзера, австралийского актера заинтересовал персонаж благородного разбойника. «Меня очень увлек этот проект, — говорит Кроу. — Робин Гуд жил в моем подсознании с самого детства. Ребенком, я очень любил смотреть о нем фильмы. Образ Робина Гуда понятен людям всего мира, интерес к нему лег в основу нашей истории. Он умел вызывать доверие».
Кроу согласился участвовать в картине, но с условием: «Я сказал, что буду играть в «Робине Гуде», только если это будет свежий взгляд на образ. Легенда о Робине — одна из самых живучих в английской литературе. Но если уж возвращать героя к жизни, то фильм о нем должен отличаться от всего, что снимали раньше. Возьмем, к примеру, Робина и Малютку Джона, которые не поладили при первой встрече. Между ними происходит стычка. В нашей картине это случается не на бревне над ручьем и не превращается в драку, как обычно. Мы выбрали другое время и изменили место действия».
Оба – актер и продюсер – не представляли себе другого режиссера, кроме Ридли Скотта. «Нам был нужен режиссер, умеющий работать много и кропотливо, – рассказывает Грейзер, – способный сделать картину достоверной, воссоздать обстановку и атмосферу того времени. Этот фильм должен превзойти «Гладиатор». Только Ридли способен на это».
Начав повествование с момента смерти Ричарда, Хелгеленд представляет нам Робина, чье беспокойное детство прошло за морем. Сейчас он получил возможность вернуться в Англию в первый раз с тех пор, когда ему было пять лет. Ступив на родной берег, Робин видит, что его народ живет в нищете. Над страной висит угроза вторжения из Франции. Брат Ричарда не заботится о положении простых граждан и набивает свою казну.
Для создателей ленты было важно показать, насколько разрушенной была экономика Англии, и в каком беспомощном положении оказалась страна. Они хотели подчеркнуть, что приезд Робина совпал с введением высоких налогов. Населению приходилось платить сверх всякой меры — на еду, одежду и кров почти ничего не оставалось. Противостояние Робина правящему классу заключалось не только в похищении зерна и раздачи его жителям Ноттингема. Он призывал соотечественников взять на себя заботу о собственной судьбе.
Скотт рассказывает: «Все знают, что Робин Гуд грабил богатых и все отдавал бедным. Мы выбрали момент в истории Средневековья, когда страна была на грани голода, и это совершенно не волновало правящую верхушку. Правители были врагами, и каждый, кто выступал против, становился Робином Гудом. Воплощая эту идею, мы старались не забывать о том, что легенда полна надежды и романтики. Есть ли в ней юмор? Да. Захватывающее действие? Да».
Важной частью сценария Хелгеленда стало появление Великой хартии вольностей, подписанной в Раннимеде в 1215 году после восстания английских баронов против короля Иоанна. Этот момент определяет судьбу Англии и создает основу для консолидации англосаксонского населения и власти нормандских королей. «Хартия вольностей занимает важное место в нашем фильме, — говорит Грейзер, — не только как историческое событие, но и как отправная точка для развития сюжета».
Кроу добавляет: «Мы становимся свидетелями ситуации, в которой король Иоанн, утвердивший высокие налоги, подписывает первый вариант Великой хартии вольностей. В фильме показан период с 1199 по 1215 годы — идеальное время для революции или появления фигуры освободителя. Большая часть событий картины предшествует подписанию хартии. Возможно, в этот момент происходит рождение нации — рождение Англии и всего великого, что с ней связано».
Создание предыстории для Робина было необходимым, чтобы понять, почему он стал предводителем. Робин узнает, что его отец, Томас Лонгстрайд был каменщиком, известным публичным оратором и основным автором Лесной хартии, обеспечивающей права, привилегии и защиту простого человека перед лицом аристократии. Предшественник Ричарда, Генрих II, счел позицию Лонгстрайда предательской. Отца убили на глазах у маленького сына.
Готовясь к роли, Кроу прочитал более 30 книг о Робине Гуде и событиях конца XII — начала XIII веков. «Робин стал свидетелем смерти отца в возрасте пяти лет, – рассказывает Кроу. – Мальчика отправили в монастырь рыцарей-тамплиеров во Франции. Его попечители ушли в Крестовый поход. Когда они вернулись через несколько лет, Робина там уже не было. Он пережил много трудностей, с ним плохо обращались, и он убежал оттуда с единственной вещью, оставшейся от отца, – кирасой. Можете представить себе ребенка, волокущего тяжелые латы, рассчитанные на взрослого мужчину».
Когда мы видим Робина во время осады во Франции, он ничего не знает о своем детстве. «Он вычеркнул из памяти гибель отца, — говорит Кроу. — Он считает, что его родители избавились от него и перестали любить. Эта мысль не давала ему покоя на протяжении 35 или 40 лет».
«Но теперь Робин приближается к Англии, – продолжает Кроу. – Он пересек всю Европу и Средний Восток. Он повидал, как живут люди. Народ Англии кажется ему самым угнетенным. Перед нами человек, который открывает себя заново. Постепенно начинает вспоминать свое прошлое и упорно ищет ответы на свои вопросы».
Утвердив продюсеров, режиссера, актера на главную роль и съемочную группу, создатели картины приступили к поискам исполнителей ролей второго плана, начав с образа самой прекрасной девы во всем Ноттингеме.
Львы и агнцы: Подбор актеров для приключенческого фильма
Девы и матроны
Кейт Бланшетт присоединилась к актерскому составу благодаря обычной почтовой марке. В начале 2009 года Кроу и Бланшетт встретились на празднике, посвященном выпуску австралийских почтовых марок с изображением актеров. Сидя на сцене рядом с Бланшетт, Кроу взглянул на нее и понял, что это и есть его Мэрион.
Актер рассказывает: «Ее манера вести себя, весь ее облик… Почему я не подумал о ней раньше? Кейт — великолепная актриса. В ней есть гибкость. Она может быть жесткой, сильной и прямой. Ее игра всегда органична. Она прекрасно владеет своими чувствами и умеет с помощью незначительного жеста добиться большого эффекта».
Во время праздника Кроу спросил, что думают зрители по поводу их совместной работы с Бланшетт. «Тысячная толпа поддержала мою идею, — вспоминает актер. — Глаза Кейт засияли, ей определенно понравилось мое предложение».
Скотт согласился, что Бланшетт станет настоящей Мэрион. «Кейт Бланшетт играет особенную роль в этой истории, — говорит он. — Это идеальный, если хотите, союз двух персонажей».
Бланшетт рассказывает о своем решении участвовать в картине: «Рассел и Ридли давно работают вместе. Для меня это стало решающим: мне нравятся результаты их сотрудничества». Обладательнице «Оскара» была интересна легенда. «Главное в мифе о Робине Гуде — это сила леса. В фильме говорится о мощи государства и власти церкви. Им противостоят лесные правила».
Бланшетт заинтересовала новая версия старой истории. «Древнюю легенду обновили, — считает она. — Единой истины о Робине Гуде не существует. Даже у Шекспира, когда он упоминает его в пьесе «Как вам это понравится». Это миф, и каждое поколение пересказывало его по-новому, отражая события, которые происходили в данную эпоху. Есть несколько существовавших прообразов, как, например, шайка «веселых людей». Это устное сказание, и время постепенно накладывало на него свой отпечаток».
Главные герои ведут себя как шекспировские Петручио и Катарина. Они встречаются после возвращения Робина в Англию в доме леди Мэрион в Ноттингеме. По мнению Кроу, они оба — «те еще штучки». Он объясняет: «В отношениях Робина и Мэрион есть что-то шекспировское. Это напоминает «Укрощение строптивой». Увидев друг друга впервые, они не поладили. Но в этих героях скрывается доброта. Они похожи тем, что всю жизнь неосознанно искали эту черту в других людях».
По ходу действия раскрывается образ Мэрион. Являясь полной противоположностью героиням в предыдущих экранизациях, она совсем не похожа на слабую девушку в ожидании человека, который решит ее судьбу. Хелгеленд рассказывает: «Существовал закон, по которому имение дворянки, потерявшей мужа и не имеющей сына, переходит к королю. Если Мэрион не родит наследника или не выйдет замуж, она потеряет свою землю. Отношения между Робином и Мэрион сначала являются лишь выгодным сговором. Позже они сближаются, и то, что начиналось с расчета, перерастает в любовь».
«Ридли показал мир, в котором все мужчины призваны на войну королем Ричардом. Хозяйкой поместья стала Мэрион, — добавляет Бланшетт. — В деревне не осталось мужчин, поэтому ей приходится управлять всем самостоятельно. Так было и во время Второй мировой войны: женщины шли работать в промышленность и выполняли мужские обязанности».
На роль Элеаноры Аквитанской, вдовы Генриха II и пожилой матери Ричарда и Иоанна, одной из самых влиятельных и жестоких женщин Европы, была приглашена леди Айлин Эткинс. Она сыграла целый ряд ролей в фильмах, среди которых «Госфорд парк» и «Холодная гора», получила множество наград и всегда восхищала зрителей своими замечательными работами.
Эткинс говорит о своей героине: «К сожалению, Элеанора не любит Иоанна. Он прав, когда говорит: «Вы всегда заботились только о моем брате». Тем не менее, трон — это трон, и он его получает. Она беспокоится о сохранении власти и своих земель. Элеанора стремится присоединить половину французской территории к Англии. Ей не хочется все потерять. Занятая крупными проектами, она совершенно не думает о жизни крестьян. Она очень мудрая женщина и великий манипулятор».
Одной из кукол, которых Элеанора дергает за веревочки, стала Изабелла Ангулемская в исполнении молодой французской актрисы Леи Сейду, знакомой зрителям по фильму «Бесславные ублюдки». Изабелла, которую Элеанора откровенно презирает, является возлюбленной принца Иоанна. Изабелла выходит замуж за будущего правителя Англии и быстро понимает, что ее единственная гарантия пребывания на троне — это служение своей свекрови.
Самые веселые из людей
Легенды о Робине Гуде никогда не обходились без «веселых людей», разочаровавшихся в новом короле Иоанне. Это были крестьяне (йомены), участвовавшие в войне на стороне Ричарда. Они сопровождают Робина на пути в Англию после смерти короля.
«Веселых людей» сыграли Кевин Дюран (правая рука Робина, силач Малютка Джон), Скотт Граймз (самый молодой в шайке Уилл Скарлет) и дебютант Алан Дойл (менестрель Алан Э’Дэйл). Кроу рассказывает: «Все эти парни являются спортсменами, что помогало им справляться с большими физическими нагрузками. Вдобавок к этому, они интеллектуалы и обладают потрясающим чувством юмора. Они быстро всему учились и стали ценным приобретением для нас с Ридли и, конечно, для картины».
Кроу заметил, что каждый исполнитель наградил своего экранного героя определенным талантом. «Скотт Граймз потрясающе поет, — говорит он. — Кевин обладает грацией балетного артиста и внешностью хоккейного игрока: его рост около 2 метров и вес более 100 кг. У него тоже прекрасный голос. Есть еще Алан, который снимается впервые. Он из Ньюфаундленда, исполняет народные песни и играет на лютне. Я сказал Ридли: «Тебе нужен актер на роль трубадура? Возьми парня, который умеет играть на лютне. В этом случае, если тебе не нравится одна мелодия, ты сможешь послушать другую». Алан тоже замечательный певец. В этом и заключается особенность «веселых людей».
Конечно же, история Робина Гуда была бы неполной без культового персонажа Фраэра Тука, монаха-толстяка, который предпочитает медовуху и дамское внимание скучным проповедям. Он является местным аббатом. Тук (Марк Эдди, «Мужской стриптиз») встречает Робина и его команду, когда они направляются в поместье Peper Harow сообщить о неожиданной смерти сэра Роберта Локсли (Дуглас Ходж) сэру Уолтеру. Хороший пчеловод и не очень верный подданный короля, Тук с радостью присоединяется к шайке разбойников Робина.
Дворяне и злодеи
Кроме Робина, Мэрион и «веселых людей» в фильме есть и другие замечательные персонажи, среди которых сэр Уильям Маршал в исполнении Уильяма Херта и сэр Уолтер Локсли в исполнении Макса фон Сюдова. Эти джентльмены являются друзьями и коллегами Томаса Лонгстрайда (Марк Льюис Джонс), автора Лесной хартии, — казненного отца Робина. В роли пятилетнего Робина — Джек Даунхэм.
Чтобы спасти сына Лонгстрайда, Маршал и Локсли увозят его из Англии. Они помещают юного Робина в монастырь во Франции и отправляются в Третий крестовый поход, надеясь потом вернуться за ним. Впоследствии Маршал займет пост ведущего министра при дворе короля Ричарда Львиное сердце, а Локсли вернется в свое поместье в Ноттингеме и станет свекром Мэрион.
«Эти два человека оставили маленького Робина под присмотром на три года, пока шла война. Когда они вернулись, его там уже не было, — говорит Кроу. — Они подумали, что его нет в живых. На протяжении последующих 35-40 лет не было и дня в их жизни, чтобы они не винили себя. Уильям Маршал и Уолтер Локсли не могли себе простить случившегося. Когда же сэр Уолтер вновь слышит имя Робина Лонгстрайда, он решает, что кто-то пришел отомстить».
Случается так, что Лонгстрайд снова встречается с этими людьми, и сэр Уолтер помогает ему примириться с мучительным прошлым. «У них складываются интересные отношения, — рассказывает Кроу. — Робин ничего не помнит о смерти отца, кроме того, что его любили. Он не может понять, куда ушла эта любовь. Сэр Уолтер пытается с помощью простых психологических приемов заглянуть в его душу и говорит: «Все, что тебе нужно знать, обычно находятся внутри тебя».
Херт был рад возможности сыграть героя эпопеи, который являлся надежной опорой для королевы Элеаноры Аквитанской и короля Ричарда I. «Сэр Уильям Маршал — замечательный исторический персонаж, — говорит обладатель премии «Оскар». — Он поддерживает королевскую власть, но считает, что перемены в системе необходимы. Он сторонник философии гуманизма и справедливости. В то же время сэр Уильям лоялен по отношению к трону и считает, что народу нужен лидер. Ему удается дипломатично сочетать свои убеждения».
Обычно заклятым врагом Робина является шериф Ноттингемский, но авторы сюжета увидели еще одного злодея в старом друге короля Иоанна, сэре Годфри в исполнении Марка Стронга. Годфри виновен в смерти Роберта Локсли. Он пользуется своим влиянием при дворе и готов предать Англию в угоду королю Франции Филиппу (Джонатан Цассаи). «Образ Годфри интересен тем, что он существует в нескольких ипостасях, — говорит Стронг. — Он друг Иоанна и пользуется его расположением. В то же время он предатель. В каждой истории есть хорошие и плохие парни. Годфри, в общих чертах, — враг Робина и человек, которого мы с удовольствием ненавидим».
Сыграть королей, сыновей Элеаноры, были приглашены Дэнни Хьюстон (король Ричард Львиное Сердце) и Оскар Айзек (его младший брат Иоанн). Айзек рассказывает: «Принц Иоанн — эгоистичный, безнравственный человек. На него не возлагается никаких надежд, и он весело говорит: «Прекрасно, если вы ничего от меня не ждете, я вам ничего и не дам». Он проводит почти все время в объятиях своей французской возлюбленной. Когда умирает Ричард, приходит его черед быть королем. Иоанн полон страха и сомнений, но считает, что сможет править лучше. В нем много злости и безумия, но он верит, что ему удастся сделать Англию великой».
Известность Мэтью Макфейдену принесла роль мистера Дарси в картине «Гордость и предубеждение». В «Робине Гуде он сыграл главного негодяя, шерифа Ноттингемского. Кейт Бланшетт, исполнительница роли Мэрион, говорит: «Мне кажется, что шериф Ноттингемский — слабый человек. От него исходит много зла, потому что он легко идет на компромиссы. В фильме есть момент, блестяще сыгранный Мэтью, когда шериф вдруг восклицает: «Я англичанин! Нет, я француз!» Он готов перейти на сторону врага. Слабых людей следует бояться больше всего».
Леса и крепости: Натурные съемки
Основные съемки последней эпопеи Скотта начались в апреле 2009 г. Продюсер Грейзер признается, что режиссер сразу же получил новое прозвище. «Мы называли его «генералом», — рассказывает он. — Ридли Скотт — один из самых решительных генералов киноиндустрии своего поколения. Когда-то им был Джон Форд, затем и другие, но Ридли — настоящий гладиатор».
Восстанавливая 13 век
Перед одним из давних партнеров Скотта, дизайнером картины Артуром Максом, была поставлена задача, достойная Геркулеса: построить средневековую Англию с ее деревушками, городами и великолепными дворцами. Режиссер и дизайнер изучили огромное количество материала из музеев и библиотек, осмотрели окрестности Англии и Дордонь во Франции, а также иберийские деревни в Пиренеях, которые сохранили средневековый облик.
Скотт и Макс также обратились к живописи отца и сына Брейгелей, которая создавала необходимую атмосферу тяжелого быта. Их работы ярко представляли ту эпоху. Свои впечатления кинематографисты использовали в фильме. «Мы хотели показать мрак и нищету, в которых проживало англосаксонское население», — говорит Макс.
Одной из самых важных декораций стал Ноттингем, куда возвращается Робин, чтобы вернуть меч сэра Локсли его отцу. Он был построен в Hampton Estate около Гилфорда в Сюррее, в частном поместье с древними дубами и холмистыми полями. Недалеко расположились сосновая роща, река и болото — широкий выбор натуры для Скотта. «Прекрасный ландшафт был главным требованием, — говорит Макс. — Выбор места съемок стал большой удачей».
«Мы полностью построили Ноттингем, который насчитывает более 50 строений, — объясняет дизайнер. — Большинство из них деревянные, крытые соломой, очень простой конструкции». Здания, о которых он говорит, расположены вокруг городской площади. Среди них зерновой склад, таверна, конюшня и церковь, а также дома и лачуги всех видов и размеров.
Команда Макса получила задание построить мельницу с движущимся водяным колесом и немного разрушенными воротами, которые также связаны с другой декорацией, находящейся в 20 минутах езды. Приверженцы точности, специалисты посадили фруктовый сад и растили его много месяцев. Макс говорит, что, по сюжету, «здесь происходит пожар. Во время съемок сожгли лишь несколько строений, остальное было доработано с помощью компьютерной графики. Нам приходилось быть очень и очень осторожными, потому что большинство построек располагалось между дубовыми деревьями, которые представляют большую ценность. Мы внимательно следили за огнем».
Пожары были страшным бедствием в средние века. Чтобы показать, как люди Годфри грабят и уничтожают селения, кинематографистам нужно было снять много пожаров. Большинство из них происходило в Bourne Woods, недалеко от Фарнхэма в Сюррее, — коммерческом лесном хозяйстве, где съемочной группе разрешили построить протяженные декорации.
В Bourne Woods во время съемок разместились северные деревни Барнсдейл (часто упоминается как родина легенды о Робине Гуде), Йорк и Питерборо. Эти селения были уничтожены сторонниками короля Иоанна под предводительством двуличного Годфри за неуплату налогов. Французский замок был также построен в Bourne Woods.
Макс был рад, что замок и отдаленный английский лагерь для начальных эпизодов фильма можно расположить в одном и том же месте. «Замок был возведен примерно там же, где раньше находился Chalouse Castle, — объясняет он. — Мы выбрали для него место около студии, потому что там удивительный ландшафт. Многие замки того времени были окружены городами, но мы решили, что наш будет стоять отдельно. Мы построили здание, а потом расширили декорации с помощью компьютерной графики».
Французский замок высотой 65 футов был возведен на вершине холма с традиционным использованием строительных лесов и штукатурки. Каменную кладку украсили лепные украшения. Дизайнеры пригласили инженера-строителя для того, чтобы убедиться в устойчивости конструкции, и чтобы защитить склон холма от разрушения под весом массивного сооружения.
Студия Shepperton предоставила площадь для моделирования главных достопримечательностей Лондона, среди которых крепость Тауэр конца XII — начала XIII века. Огромное ровное поле студии Shepperton с приездом дизайнеров за несколько месяцев превратилась во внушительный средневековый Лондон. «Мы начали с земляных работ, чтобы создать нужную поверхность, — объясняет Макс. — Мы вырыли ров и проложили дороги». Чтобы сделать Тауэр более впечатляющим, его подняли на четыре фута по сравнению с остальными объектами.
Другая часть лондонского Тауэра, Королевский док, была построена в округе Вирджиния Уотер, в Суррее. Макс и его специалисты создали действующую пристань: Робин и его люди через много лет отсутствия возвращаются домой на борту королевской баржи, везя Элеаноре корону Ричарда.
«Некоторые части декорации Тауэра выполнены на основе последних оставшихся развалин. Мне кажется, они назывались Barbican Gate, — говорит Макс. — Мы восстанавливали фрагменты, а затем использовали компьютерную графику. Каменная кладка была сделана по образцу отделки замка Карнарвон в Уэльсе. Он лучше всего сохранился в Британии».
Интерьер Тауэра создавали в звуковых павильонах студии Shepperton, придавая большое значение деталям. Сложная декорация состояла из длинного коридора, огромного тронного зала и просторных спален принца Иоанна и королевы Элеаноры. Все предметы обстановки были выполнены в соответствии с интерьером, который Скотт, Макс и его дизайнеры видели в сохранившихся британских замках.
В студии Shepperton были построены и декорации поместья Peper Harow, в котором живет семья Локсли. Все внутреннее убранство было создано по образцу особняка начала XIII века, который кинематографисты обнаружили в графстве Шропшир. Их просто покорил его Большой зал, где особенно чувствовалось дыхание времени.
Практические трудности не позволили снимать в Шропшире, поэтому команда Скотта построила декорации в павильоне Shepperton. Все жилые помещения, в которых обитают леди Мэрион и сэр Уолтер, — Большой зал, спальни, кухни, прилегающие комнаты, — создавались с нуля. Обстановка повторяла интерьер имения Oxenford Farm недалеко от Суррея. К основному строению добавили несколько амбаров, укрепленные ворота, многочисленные лачуги и водяное колесо. Так был восстановлен Peper Harow.
Актеры были восхищены мастерством дизайнера картины и большой команды его специалистов. Бланшетт говорит: «Артур проделал удивительную работу. Он хочет сохранить в Англии старые ремесла. Он жалеет, что подобный опыт может быть утерян. Я потрясена уровнем профессионализма, с которым создавались декорации Ноттингема».
Съемки батальных сцен
Воссоздание мира позднего средневековья стало главной целью всех участников работы над «Робином Гудом». Для режиссера, чей опыт работы в кино насчитывает десятилетия, не было ничего невозможного: съемки с оператором Джоном Мэтисоном на одном из самых протяженных побережий Англии проходили в жесточайших погодных условиях, какие только бывают на Британских островах.
Каждый день работало от 5 до 12 камер, что позволяло Скотту и Мэтисону снимать сцены в полном объеме с минимальным количеством дублей. Большое количество камер давало возможность режиссеру следить за тем, чтобы актеры не уставали, так как работа над фильмом требовала огромных физических усилий. Зная, что им приходится таскать тяжести, носить неудобные костюмы и сниматься в холодную и сырую погоду, Скотт считал каждый кадр.
Бланшетт, которая впервые работала с режиссером, рассказывает: «Ридли нравится адреналин в крови. У него на съемках царит особая атмосфера. Он стремится сохранить первое впечатление, поэтому мы репетировали немного. Ридли долго репетирует и использует много камер, если хочет отобрать лучшее. За ним было очень интересно наблюдать».
Отсняв половину материала, съемочная группа перебралась в Уэльс и на побережье Freshwater Beach в западном Пембрукшире. Здесь началась работа над сценами сражений, происходящих во Франции под командованием короля Филиппа. Он пытается вторгнуться на территорию Англии и возвратить земли. Эти батальные сцены являются кульминацией картины. Работа над ними потребовала больших затрат и участия 1500 человек.
В съемках данных эпизодов Скотт и Мэтисон задействовали девять стандартных камер, оборудование Steadicam, Wescam и вертолет. «В Австралии мы бы сказали: «Это круче, чем «Бен-Гур», — смеется Кроу. — И это правда».
Съемки не обходились без трудностей. Кинематографистам пришлось нелегко во время высадки французской армии на открытое ветрам побережье Пембрукшира. В первые дни волны были очень высокими, начался шторм, и даже бывалые моряки страдали от приступов морской болезни. Группе пришлось построить переносной док недалеко от Пембрука, чтобы снять необходимые кадры.
Почти две недели съемки проходили в невыносимых погодных условиях: то наступала неожиданная жара, то шел проливной дождь. Команда боролась с приливом, вода прибывала со скоростью метр в минуту. Это заставляло кинематографистов перемещать 1500 человек и 150 транспортных средств на целую милю от берега.
Для актеров, исполняющих роли «веселых людей» Робина, съемка батальных эпизодов показалась чем-то невероятным. «Каждый день в Уэльсе я боялся сойти с ума, — смеется Скотт Граймз, исполнитель роли рыжеволосого Уилла Скарлета. — По берегу, рядом с нами, скакало 130 лошадей. Мы даже не знали, где находятся камеры. Казалось, что мы на войне. Съемка была потрясающей».
Актер, исполняющий роль жестокого Годфри, тоже участвовал в батальных сценах. Предав своего друга детства, короля Иоанна, и переметнувшись на сторону французов, Годфри сталкивается с Робином в финальном сражении.
Марк Стронг рассказывает, насколько он вжился в роль: «Я повернул свою лошадь обратно и увидел 130 всадников, скачущих на меня мимо стоящих на коленях французов. Я отыскал двоих, с кем должен был драться, ударил одного по голове, другого в грудь. Они упали с коней. Все это было отрепетировано и получилось замечательно. Но камеры продолжали работать, и я решил опять повернуть свою лошадь. Я вступил в рукопашную схватку и бил всех подряд. И своих, в том числе. Меня охватила жажда крови».
Боевая подготовка: Совершенствование физических навыков
Хелгленд говорит: «Как и в фильме «Секреты Лос-Анджелеса», Рассел стремился к достоверности в «Робине Гуде». Он старался приблизиться к той эпохе. Например, ему хотелось, чтобы стрелы были в точности такими же, как в средневековье. Он научился с ними обращаться».
Как и ее партнер по фильму, Бланшетт была не прочь оказаться в седле. Она стала умелой наездницей во время съемок «Золотого века». Актриса рассказывает: «Ридли говорил: «Ты сможешь все преодолеть, если ты к этому готова». Он имел в виду трудности. «Если тебя спрашивают, готова ли ты к этому, не торопись ответить «нет». Я действительно люблю ездить верхом. Лошади, которые снимались в картине, были очень хорошо обучены. Это замечательно».
Дюран рассказывает об учебном лагере, который организовал Скотт, чтобы актеры могли поддерживать хорошую физическую форму и тренироваться вместе с большим количеством каскадеров: «В Австралии у нас был спортивный лагерь, который принес немалую пользу. Мы придерживались специальной диеты, каждый день занимались тяжелой атлетикой и упражнениями для укрепления сердца, затем стреляли из лука. Я научился мастерски управляться с дубиной. Держа ее в руках, я чувствовал себя настоящим разбойником».
Туники и кольчуги: Одежда исполнителей
Дизайнер костюмов Джэнти Йэтс, обладательница премии Киноакадемии, является, как и художник картины Макс, давним партнером Скотта. «Мы с Ридли хорошо понимаем друг друга, — говорит она. — С каждым новым совместным фильмом я все больше восхищаюсь его гениальностью, его видением и результатами его творчества».
Костюмы Йэтс соответствуют взглядам Скотта на историю о Робине Гуде. В картине сделан упор на романтику образа, а не на его героизм. Впервые мы видим Кроу лучником в армии Ричарда. На нем брюки из кожи, грудь прикрывает кираса с символами Лесной хартии. Эта вещь стала фамильной ценностью.
«Приняв облик Локсли, — объясняет Йэтс, — Робин выглядит великолепно в кольчуге, шлеме и плаще. Когда он приезжает в Ноттингем, в его распоряжении оказываются шкафы Локсли, и он может надеть, что угодно. Расселу очень идет голубое, и мы подготовили ему прекрасную тунику из серой и голубой замши с каймой. Мы подумали, что в то время люди не так часто меняли свои наряды, поэтому она стала его основной одеждой».
Костюмы были функциональными и соответствовали действительности. Марк Стронг говорит: «Каждая деталь была четко продумана и не вызывала сомнений в подлинности. Кольчуга действительно защищала при ударе мечом или чьем-то неверном движении. Вес всего обмундирования говорил о том, насколько сильны были мужчины, и давал возможность почувствовать себя средневековым рыцарем».
Бланшетт была в восторге от длинных шарфов и ниспадающих нарядов леди Мэрион, созданных Йэтс. «Мне приятно вновь работать с Джэнти. Ее костюмы отличают строгость и изящество. Она может мгновенно окунуться в другую эру и создать одежду и силуэты, которые станут для вас открытием».
Точность в деталях так же важна, как и достоверность всего костюма в целом. Мелочи нельзя недооценивать. Йэтс говорит: «Натуральная выделка ткани, на которой настаивал Ридли, добавляла фильму реалистичности. К тому же, сами костюмы требовали подобной структуры материалов».
Дизайнер начала работать над созданием одежды для «Робина Гуда» в Италии, где она закупила «миллион миль ткани» — от кожи до льна и шелка. Она рассказывает: «Ридли всегда любил шелк, он отражает свет. Мы использовали его в больших количествах в костюмах королевских особ. Ему также нравится естественность льна и индийский шелк Matka silk. Эта плотная и грубоватая ткань выглядит так, словно соткана вручную в горах Афганистана. Он любит натуральную структуру — все, что напоминает о времени и создает особую атмосферу. Мы также старались подчеркнуть контраст между крестьянами и знатью».
Возвращаясь к более ранней совместной работе со Скоттом, Йэтс объясняет: «В нашем фильме показано примерно то же время, что и в картине «Царство небесное». Но тогда мы шили только военные костюмы, за исключением нескольких для королевской знати. Здесь же надо было одеть целый ряд разных персонажей. Нам пришлось создавать больше моделей одежды этой эпохи».
Простой Т-образный силуэт, характерный для средневековья, не очень удачно выглядит на экране. Йэтс рассказывает: «Мы изменили совсем немного. Оставаясь как можно ближе к тому времени, мы попытались выделить образ каждого актера. Мы не хотели, чтобы создалось впечатление, что персонажи ходят в мешках, хотя тогда так и одевались. Мы представили их в более выгодном свете».