роберто ди марино композитор биография
Марио Стефано Пьетродарки: краткая биография
Музыка делает людей более свободными и доброжелательными. Об этом убедительно говорит известный музыкант Марио Стефано Пьетродарки. И не только говорит, но и подтверждает свои мысли яркими выступлениями на сцене в разных городах и странах.
Содержание статьи
Стартовые условия
Классические музыкальные коллективы используют для исполнения разнообразных произведений соответствующий набор инструментов. В составе большого симфонического оркестра насчитывается несколько десятков инструментов, а для исполнения камерной музыки достаточно трех или пяти. В этом контексте интересно отметить, что в музыкальной среде регулярно появляются новые инструменты. Мастера-изобретатели продолжают свою деятельность, а музыканты-исполнители осваивают новые модели. Марио Пьетродарки в консерватории осваивал технику игры на аккордеоне. Но однажды увидел удивительный инструмент под названием бандонеон.
Будущий виртуоз-исполнитель, обладающий утонченным музыкальным вкусом, появился на свет 26 декабря 1980 года в небольшом итальянском городке Атессе на побережье Адриатического моря. Родители работали в местной школе. В доме к тому времени подрастала сестра. По выходным дням Марио посещал своих бабушку и дедушку. Однажды, совершенно случайно, он увидел у них в кладовке аккордеон. И тут же загорелся желанием освоить это удивительно красивый инструмент. С девяти лет мальчуган начал заниматься у музыкального педагога. У него обнаружился абсолютный слух и редкая способность владеть инструментом.
На творческой стезе
В шестнадцать лет Марио поступил в консерваторию Санта-Чечилия, которая находится в Риме. В стенах этого заведения он впервые взял в руки бандонеон. Критики и эксперты отмечают, что в последнее время интерес к этому уникальному музыкальному инструменту существенно возрос. История возникновения бандонеона интересна сама по себе. Первый экземпляр инструмента, по сути это разновидность гармоники, придумал и создал мастер из Германии Генрих Банд еще в 40-х годах девятнадцатого века. Изначально на бандонеоне исполняли духовную музыку в костелах. После первой мировой войны эта «гармошка» попала в Аргентину и на ней начали исполнять танго.
Большой вклад в популяризацию бандонеона внес аргентинский музыкант и композитор Астор Пьяццола. Инструмент начал звучать не только в танцевальных, но и в концертных залах. Марио Стефано Пьетродарки с младых ногтей отличается уникальной способностью воспринимать новые веяния в музыке. Несмотря на то, что сегодня ни один композитор не пишет произведений для бандонеона, он продолжает гастролировать по миру, исполняя адаптированные под инструмент произведения.
Признание и личная жизнь
Сегодня многие композиторы создают музыкальные композиции специально «под Марио Пьетродарки». Это факт никого из критиков не удивляет. Каждое следующее выступление музыканта отличается от предыдущего. Зрители заполняют зал, чтобы напитаться магией звучания инструмента и энергией исполнителя. Уже более десяти лет Марио регулярно приезжает на гастроли в Армению. Его здесь любят и всегда ждут.
О личной жизни маэстро известно немного. На родине он живет с родителями. Пока музыкант не обзавелся супругой. Марио признался, что хотел бы найти любимую женщину в Армении. Время для поиска у него еще есть.
Марио Стефано Пьетродарки.Особое звучание
Интервью / Наира Аматуни
Фото предоставлены Марио Стефано Пьетродарки
Марио Стефано Пьетродарки – аккордеонист и бандонеонист, регулярно дающий концерты в Ереване, давно стал тут своим человеком. Его творческие и дружеские отношения с Молодежным оркестром Армении и его руководителем Сергеем Смбатяном положили начало восхитительным проектам, раз от раза становящимся все интереснее. Ну и, конечно, яркая и харизматичная личность самого Пьетродарки, выдающего такие переливы на своих родственных инструментах, что душа наизнанку. Мы не раз бывали на его концертах и каждый раз на время теряли трезвость рассуждений, отдаваясь сильнейшим эмоциям. Он и в личном общении весьма экстраординарная личность. Не успев сделать интервью лично из-за отсутствия времени, мы пообщались онлайн. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что ответы на вопросы присланы на армянском! Еще немного, и, вероятно, один из самых лучших аккордеонистов мира заговорит на армянском!
Марио, за время нашего знакомства мы стали почти родными, и вот вы в Ереване в очередной раз – в символичные для нас дни поминовения жертв Геноцида. Скажите, пожалуйста, как-то связаны между собой ваш визит и эта дата?
Благодарю вас, что цените мое творчество и музыку, мне всегда приятно возвращаться в Армению. Моя близость к вам позволяет быть не просто зрителем, но и целиком разделять с вами эту боль.
Ваши совместные концерты с Государственным молодежным оркестром Армении давно уже носят характер устоявшихся партнерских отношений. Нет ли у вас предложений от других музыкальных коллективов Армении? И как бы вы к ним отнеслись?
С Сергеем Смбатяном мы давно дружим и работаем не только в Армении, но в других странах. Относительно следующего концерта в Ереване у меня чудесные планы, о которых я не могу рассказывать сейчас, но я вас уверяю, что в нем примут участие известные музыканты из вашей страны. Концерт станет настоящим событием.
Как вы подбираете программу для своих армянских гастролей?
Каждый раз я стараюсь привезти для вас что-то новое. В течение нескольких лет я представлял вам произведения итальянских (и не только) композиторов, например, Роберто Молинелли, Андреа Скарпоне, Фабио Коноккиеллы, Мартина Палмери, Роберто ди Марино. Армянская публика их очень хорошо приняла. Я благодарен им за участие в моих поисках и стимулирование.
Да, не все из них широко известны. Чем обусловлено ваше стремление к поиску неизвестных композиторов?
Я всегда стараюсь находить новых композиторов, никогда раньше не писавших музыку для моих инструментов. Не могу не говорить о Фабио Коноккиелле, молодом, но уже успешном композиторе. Открывая новых музыкантов, расширяя свой репертуар, я таким образом обогащаю возможности моих инструментов тоже. В прошлый раз я представил армянским зрителям произведение Роберто ди Марино – Двойной концерт для бандонеона, гитары и оркестра. Его безгранично привлекательную и свежую музыку исполняют многие именитые музыканты.
В чем отличие классических и новых направлений танго, которые вы комбинируете в своем репертуаре? Разве в танго не все сказано?
Моя цель в создании особого звучания. Не надо забывать, что мой инструмент известен прежде всего в танго. В то же время нужно учитывать, что я из Италии – страны мелодичности, так что комбинация всех этих элементов крайне интересна. Вот почему я так стремлюсь найти новых композиторов.
Инструменты какой фирмы вы предпочитаете и где покупаете их? Кто в этой сфере вообще лучший?
Мне кажется, что для музыканта очень важна эмоциональная связь с собственным инструментом и мастером, который изготавливает его. Мои инструменты рождаются от сотрудничества двух городов – Кремоны, где производятся знаменитые скрипки, и Кастельфидардо, где живут мастера аккордеона. Инструмент – это средство самовыражения, способ высказать свои мысли. По мне, самое важное для звучания – это твои внутренние ощущения, твои чувства. Именно это делает нас особенными.
А как произошла ваша первая встреча с аккордеоном или бандонеоном?
Я начал учиться игре на аккордеоне в 9 лет. Мне повезло найти этот инструмент дома. Я благодарен своим родителям, поверившим в меня и поддержавшим мои устремления. Что касается бандонеона, то любовь к нему зародилась после того, как я услышал исполнение Астора Пьяццоллы. Маэстро стал моим вдохновением.
Расскажите, пожалуйста, о ваших международных проектах. С кем играете сейчас и с кем планируете выступать в ближайшее время?
Несмотря на то, что я выступаю сольно, у меня много и совместных выступлений – с Андреа Бочелли, Анной Нетребко, Хосе Каррерасом, Анджелой Георгиу. Обязательно хочу упомянуть музыканта, которого я знаю давно и с кем имел удовольствие делать проект «Эль Танго». Это широко известный гитарист Лука Лучини. Восхитительный музыкант, чье творчество вызывает сильнейшие чувства. Развитию этого проекта способствовало наше сотрудничество с прекрасными аранжировщиками и композиторами, а так-же дружба. В этом году мы собираемся сделать новый проект с аргентинским композитором Мартином Палмери.
Что вы слушаете дома, в машине? Предпочитаю Пэта Мэтини.
А как вы думаете, есть ли сейчас некто, кто мог бы стать вторым Пьяццоллой?
Нелегко стать вторым Пьяццоллой – и композитором, и исполнителем. У каждого свой путь, и сравнения излишни.
Мы заметили, что вы питаете особую страсть к обуви. Как и где вы ее покупаете?
Я рад, что вам нравится не только моя музыка, но и внешность. Мне повезло познакомиться с прекрасным мастером Карлосом Сантосом. Сшитую им высококачественную и красивую обувь носят многие известные артисты, один из них – мой друг Джанлука Марчиано (итальянский дирижер, художественный руководитель международного музыкального фестиваля «Аль Бустан» – А.Ш.). Большой интерес вызвали мои туфли цветов итальянского флага. А в этом году я начал носить фуларды (шарфы) неаполитанского мастера Амедео Куранта Локателли, чьи яркие цвета дарят мне столь же яркие эмоции.
Можно узнать, причина ваших частых визитов в Армению кроется только в творческой коллаборации? Или, возможно, тут замешаны и сердечные дела?
Хороший вопрос! (Отвечаю с улыбкой) Всегда вспоминаю, с каким восхищением говорил о красоте армянских женщин Тонино Гуэрра. Я согласен с ним. Должен признаться, что и сам восхищен красотой армянок.
Какую женщину вы видите рядом с собой? Опишите, пожалуйста.
Она должна быть особенной и чувственной. Это должен быть кто-то, кто сможет принять мою жизнь и не будет воспринимать мою музыку как препятствие. Я живу музыкой, она делает меня счастливым. В отношениях каждый должен нести в себе это счастье. Любовь – это как аромат, если ее нет в тебе, то ты не сможешь и передать ее.
Вы можете назвать себя классическим, традиционным итальянцем с культом семьи и матери?
Я очень тесно связан с моей страной, но в то же время считаю себя гражданином мира. Не думаю, что у меня существует культ семьи, потому что у меня пока нет своей. Могу судить лишь по той семье, в которой родился и вырос: она для меня бесконечно важна.
Если бы кому-нибудь была дана возможность посетить всего одно место в Италии, какое бы вы посоветовали?
Трудный вопрос. Италия настолько красива, что ее стоит увидеть всю – с севера до юга. Рим – один из красивейших городов мира. Недавно мне посчастливилось играть в Ватикане, после чего я посетил Сикстинскую капеллу. У меня нет слов, чтобы описать эту красоту…
Что вас поражает больше всего в Армении?
Как музыканта, конечно, ваши зрители – очень теплые, восхитительные люди. Как туриста – Нораванк. Меня пленил и храм, и окружающая природа.
Почти всем нашим гостям мы задаем этот вопрос: в каком стиле решен дизайн вашего дома? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Мне очень нравится современный дизайн с его нейтральными цветами, минималистичными решениями и прямыми линями. Пол из темного дерева, освещение – напольные металлические осветительные приборы. А помещение должно быть очень светлым.
Любите ли вы готовить всякие вкусности? Есть у вас свое, фирменное блюдо?
К сожалению, никогда не нахожу свободного времени, чтобы заняться кухней, но мне бы очень хотелось уметь готовить хотя бы мою любимую пасту с чесноком. Очень ценю хорошую кухню. Надо научиться.
Что делает вас счастливым?
Я очень люблю свою работу. Она позволяет мне не только заниматься любимым делом, но и путешествовать, знакомиться с новыми интересными людьми. Это и делает меня счастливым.
Каким вы видите свое будущее?
Я всегда стараюсь жить настоящим и делаю все, чтобы сделать будущее лучше.
В случае копирования и размещения материалов ссылка на журнал и сайт www.designdeluxe.am должна быть активной и является обязательной.
Струнный квартет «Сарьян»
Сегодня струнный квартет «Сарьян» уверенно заявляет о себе пусть пока не очень громко, но вполне уверенно.
Обновление традиций
Интервью с музыкантом и мастером-изготовителем доолов, Эфо Хачатряном.
Вагаршак Элибекян. Художник городского театра
В Эстетическом центре открыта выставка Вагаршака Элибекяна.
Робертино Лорети (Roberto Loreti)
Робертино Лоретти (Robertino Loreti). Роберто Лорети (итал. Roberto Loreti). Родился 22 октября 1946 года в Риме (Италия). Итальянский певец, в подростковом возрасте завоевавший мировую известность.
Роберто Лорети родился 22 октября 1946 года в Риме.
В семье, кроме Роберто, было еще семеро детей. Робертино был пятым.
В раннем детстве снялся в эпизодических ролях в фильмах «Анна» (1951) и «Возвращение дона Камилло» (1953).
В шесть лет он стал солистом церковного хора, где получил азы музыкальной грамоты, а с восьми лет пел в хоре Римского оперного театра.
Однажды на представлении оперного спектакля «Убийство в кафедральном соборе» композитора Ильдебрандо Пиццетти в Ватикане Папа Римский Иоанн XXIII был так растроган исполнением Робертино сольной партии, что пожелал лично с ним встретиться.
Робертино Лорети в детстве
Потом он участвовал в радио-конкурсе непрофессиональных певцов, где завоевал первое место и золотую медаль.
В 1960 году во время проведения XVII Летних Олимпийских игр в Риме его исполнение песни «O sole mio» в кафе «Гранд-Италия» на площади Эседра услышал датский телепродюсер Сайр Вольмер-Сёренсен, который и дал толчок его профессиональной певческой карьере (под именем Robertino). Он пригласил будущую мировую «звезду» к себе в Копенгаген, где буквально через неделю состоялось выступление в телешоу и подписан контракт на запись и выпуск пластинок с датским лейблом Triola Records.
Вскоре вышел сингл с песней «O sole mio» («Моё солнце»), который стал золотым.
Человек недели: Роберто Ди Маттео
Человеком недели журнал EUROMAG признал временно исполняющего обязанности главного тренера английского футбольного клуба «Челси» Роберто Ди Маттео. Закончив карьеру футболиста из-за серьезной травмы, он не собирался возвращаться ни в «Челси», ни вообще в футбольный мир. Однако судьба распорядилась так, что всего за 77 дней он сделал то, о чем владелец клуба Роман Абрамович мечтал все девять лет.
19 мая 2012 года состоялся финал главного клубного турнира Старого Света, в котором лондонский футбольный клуб «Челси» под руководством временно исполняющего обязанности тренера Роберто Ди Маттео вырвал победу в серии послематчевых пенальти у мюнхенской «Баварии», которая считалась безоговорочным фаворитом.
Лига Чемпионов 2011–2012 годов стала уникальной по многим аспектам. Из нее еще на групповом этапе вылетели два фаворита из Манчестера, не дошел до финала ни один из испанских грандов, а сам центральный матч сезона впервые в истории проходил на стадионе одного из участников финала.
Роберто Ди Маттео родился в швейцарском Шаффхаузене в семье итальянцев, мигрировавших из Пальеты (регион Абруццо) в поисках работы в Швейцарию.
«Я говорю на немецком, итальянском и английском языках. В моем сердце мой дом – Италия, но рос в Швейцарии, таким образом, отчасти мое сердце принадлежит и этой стране. Там я провел 16 лет. Я чувствую себя настоящим европейцем. Моя личность сложилась под влиянием опыта, который я получал в этих странах. Моему отцу пришлось покинуть Италию и эмигрировать в Швейцарию по работе. Он был сотрудником на заводе по производству стали. Моя мама работала уборщицей в офисах. У нас было хорошее детство. Мы были очень близки как семья, возможно, потому что мы находились за границей», – рассказывал тренер.
«Я рос в небольшом швейцарском городке – Шаффхаузене – ничего особенного. Я получил диплом по менеджменту. Я думаю, что если бы не преуспел в футболе, то работал бы сейчас в каком-нибудь банке. Город был очень спокойным. Возможно, в этом и заключалась его привлекательность: мало что тебя отвлекало», – вспоминал он позже.
Возможно, именно поэтому судьба Роберто Ди Маттео сложилась таким образом. Он любил футбол и ничто не отвлекало его от этого занятия. Родители были рады за сына и всячески потворствовали его учебе в местной футбольной школе.
Ди Маттео начал свою карьеру в профессиональном спорте на позиции защитника в клубе второго швейцарского дивизиона «Шаффхаузен», за который он выступал с 1988 по 1991 год. Затем был куплен «Цюрихом», а летом 1992 года Ди Маттео перебрался в клуб «Аарау», в котором его и заметили представители римского «Лацио».
Подписав с итальянцами контракт на 3 года с ежегодной выплатой 240 млн лир, Ди Маттео переехал в Рим. В 1995 году он стал одним из лучших полузащитников в Италии. В 1996 году «Лацио» получил очень хорошее предложение и продал Ди Маттео в лондонский «Челси» за 4,9 млн фунтов (6 млрд лир).
В дебютном матче за «Челси» Ди Маттео забил единственный гол в матче с «Мидлсбро», а всего за первый сезон отличился 9 раз, став одним из лучших бомбардиров команды, чем помог клубу занять 6-е место в чемпионате страны, самое высокое с 1990 года. Кроме того, благодаря его голам, «Челси» смог выйти в финал Кубка Англии, где Ди Маттео забил победный гол.
С «Челси» Ди Маттео выиграл еще несколько трофеев, став одним из лидеров команды. Однако в сезоне 1999–2000 годов он получил тяжелую травму и пропустил большую часть сезона, вернувшись лишь к концу первенства. После восстановления он сыграл несколько матчей в начале сезона 2000–2001 годов и в матче Кубка УЕФА против «Сьона» Ди Маттео получил тяжелейшую травму – тройной перелом ноги. Игрок лечился 18 месяцев, а затем, в возрасте 31 года, принял решение о завершении карьеры.
«Я был молодым спортсменом, это была моя жизнь, и вдруг я оказался в ситуации, когда мог остаться инвалидом на всю жизнь», – рассказал он.
Ди Маттео провел за «Челси» 175 игр и забил 26 голов. В 2002 году он был включен в символическую команду лучших игроков «Челси» за всю историю клуба; главный тренер лондонцев Клаудио Раньери позволил ему, уже завершившему карьеру, вывести «Челси» на поле в финале Кубка Англии в 2002 году. Однако без Ди Маттео кубковые матчи «Челси» давались с трудом, и в том финале он проиграл «Арсеналу» 0:2.
Уход из футбола дался ему тяжело. Ди Маттео нашел себя в учебе и бизнесе. Он получил образование, записавшись на курсы по ведению бизнеса и менеджменту. Позже открыл два ресторана в Лондоне и занимался инвестициями в Таиланде.
Как-то в интервью он признался, что не верил в возвращение в футбол, а также рассказал, что очень рад тем успехам, которые пришли к «Челси» вместе с Романом Абрамовичем.
Английский клуб после финансовых вливаний нового владельца из России стал грозной силой в Англии и Европе, не единожды завоевав все трофеи Туманного Альбиона. В тоже время, клуб неизменно считался фаворитом главного европейского клубного турнира в течение последних десяти лет, однако ряд промахов в политике руководства привел к тому, что в прошедшем сезоне прославленный клуб предстал перед публикой в удручающем состоянии.
Болельщики все чаще выказывали недовольство политикой владельца клуба Романа Абрамовича, который выкладывал астрономические суммы за футболистов, которые ничего, кроме разочарования нее приносили. Последней каплей должно было стать назначение португальского тренера Андре Виллаш-Боаша, который годом ранее выиграл Лигу Европы и Чемпионат своей страны вместе с клубом «Порту». За тренера были заплачены баснословные деньги и дан полный карт-бланш. Португалец пригласил Роберто Ди Маттео, начавшего тренерскую деятельность в 2008 году, к себе в ассистенты.
Возвращение Роберто Ди Маттео в клуб, в котором он когда-то завершил карьеру, заняв почетное место в зале славы команды, произошло 29 июня 2011 года и осталось практически незамеченным. В тени «золотого» португальца никто не заметил скромного экс-тренера клуба «Вест Бромвич Альбион».
Несмотря на то, что за Виллаш-Боаша были заплачены огромные деньги, команде это не помогло. «Челси» начал проигрывать и аутсайдерам и принципиальным соперникам. Роман Абрамович терпел до того момента, пока не стало ясно, что за медали в этом сезоне клуб уже не сможет бороться, а, если ничего не предпринять, то можно и без права на участие в еврокубках остаться.
Андре Виллаш Боаш был отправлен в отставку, и 4 марта 2012 года его ассистент Роберто Ди Маттео стал исполняющим обязанности главного тренера «Челси» до конца сезона. Сделать что-то в чемпионате Англии уже не представлялось возможным, да и за такой короткий период перестроить команду было практически невозможно.
Новый тренер не стал изобретать велосипед. Он воспользовался теми тренерскими навыками, которые «на зубок» знает любой итальянский специалист. Выпустив на поле всех лучших игроков, безотносительно возраста и личных трений, Роберто Ди Маттео построил игру команды по принципу знаменитого итальянского «катеначчо» – крепкая защита с быстрыми контратаками.
Уже во втором своем матче во главе «Челси» Роберто должен был обыгрывать «Наполи» с разницей в более чем два мяча. И он это сделал. Ну, а что было дальше, мы все прекрасно знаем. В результате, в невероятном по сценарию матче «Челси» обыграл «Барселону», взяв реванш за поражения в 2006 и 2009 годах. Эту победу синих трудно назвать красивой или заслуженной, но ведь через десяток лет никто и не вспомнит, была ли эта победа красивой или заслуженной, а вспомнят лишь то, что эта самая победа состоялась.
Ну, а потом был финал, в котором не без доли везения на собственном поле была повержена настоящая немецкая машина под названием «Бавария».
«Не знаю, что об этой победе будут говорить в будущем, однако мы счастливы, что вошли в историю», – сказал этой исторической победы Ди Маттео.
Неправильно утверждать, что Роберто Ди Маттео стал успешен лишь благодаря везению. Нет, он проделал большую работу и абсолютно заслуженно добился своих побед. Доля везения, конечно же, присутствовала, но без удачи не побеждает порой даже «Барселона». К тому же, по пути к триумфу в Лиге Чемпионов, 5 мая Роберто привел «Челси» к победе в «Кубке Англии».
Роберто Ди Маттео в настоящее время проживает в Лимингтон Спа, графство Уорикшир, с женой Зоей и тремя детьми.
Несмотря на то, что Роберто Ди Маттео выиграл с «Челси» главный европейский клубный трофей, его будущее остается туманным. Роман Абрамович пока не готов предложить спциалисту долгосрочный контракт, а сам Ди Маттео не готов работать в формате «пока не появится новая «звезда».
«Я хотел бы подписать долгосрочный контракт с «Челси». В случае, если я останусь в команде, я могу гарантировать Торресу [самый дорогой футболист команды], что вся игра будет построена вокруг него и мы поставим для него планку в 20–30 голов. Также я не исключаю, что в летнее трансферное окно будет куплен новый центр-форвард, чтобы образовать с Фернандо Торресом новую связку. Я думаю, если нам удастся его подписать, то мы станем свидетелями новой и самой лучшей связки в мире», – сказал тренер.
Чем продиктовано замешательство владельца клуба для экспертов остается непонятным, однако без работы итальянец не останется. Британские СМИ уже не раз сообщали о том, что как английские, так и зарубежные гранды готовы подписать долгосрочный контракт с этим специалистом, о котором еще три месяца назад знали только самые преданные фанаты «Челси».