римские каникулы актриса 7 букв сканворд
«Римские каникулы» Одри Хепберн или история жизни великой актрисы
Сегодня речь пойдет о легендарной женщине XX века- Одри Кэтлин Растон, она же Хепберн. Яркая, но в то же время спокойная. Очаровательная, безумная и такая простая – все это сочетается в одной гениальном человеке.
Она успела стать актрисой театра и кино, запомнилась как неподражаемая икона стиля, ее тренды в одежде используются по сей день.
Но Одри — это не только о моде и кино. Это о благотворительности. О второй Мировой Войне. О невероятном человеке.
Она стала самой талантливой героиней эпохи двадцатого века.
Детство и юность
4 мая 1929 года в Бельгии, в маленьком городке под Брюсселем на свет появился человек, о котором в будущем заговорит весь мир.
Одри родилась в семье аристократов Эллы Ван Хеемстра и Джозефа Хепберн. Предками их семьи были дворяне и государственные служащие. Также, от первого брака матери было два сына Александр и Ян Уффорд.
Брак Эллы и Джозефа распался, когда Одри исполнилось 6 лет. После этого мать забирает дочь, и они уезжают в Лондон. Уход отца для Одри стал трагедией. Об этом Хепберн позже призналась в своих мемуарах. Она так была привязана к отцу, что развод родителей стал для нее самым тяжелым событием в жизни. Она чувствовала себя ненужной и одинокой, ведь ни у матери, ни у отца не было времени на дочь.
Элла, как истинная аристократка хотела, чтобы дочь получила хорошее образование. Поэтому, неудивительно, что дочь отдали в закрытую частную школу для девочек.
Но в Лондоне они надолго не задержались и вскоре переехали в небольшой голландский городок Арнем, мэром которого когда-то был отец Эллы.
Жизнь во время второй мировой войны
Когда мать с дочерью находились в Нидерландах, началась фашистская оккупация. Находится на территории страны с английским именем было крайне опасно, и мать дала дочери имя Эдда и присвоила свою фамилию.
Чтобы пережить весь этот страх оккупации, Одри начала увлекаться книгами и танцами. С этого дня родилась ее любовь к балету. Чтобы собрать средства у партизан и как-то выжить, юная Одри исполняла балетные номера.
Из-за постоянного недоедания в голодную зиму 1944-го у Одри, как у и всех жителей Арнема начались проблемы с обменом веществ. Это проблема осталось отпечатком на всю ее жизнь. Она часто страдала депрессиями, анемией и болезнью органов дыхания и так не и полюбила еду. Единственное, что ее радовало – это шоколад. Одри не раз признавалась в любви к этому десерту.
Начало карьеры
Когда война закончилась Одри перебралась в Амстердам. Там вместе с матерью они помогали ветеранам, оказывая медицинскую помощь. Мать Элла работала на унизительных для себя условиях, лишь бы помочь семье, которая была полностью разорена.
В 1945 году Хепберн уезжает в Лондон и начинает брать уроки балета у лучших профессионалов. Талант девушки поражал, об этом не раз говорили ее учителя. Она считала, что балет был ее проявлением любви к искусству и занималась до изнеможения, хотя знала, что ей никогда не стать прима-балериной из-за своего роста и проблем со здоровьем.
Позже Одри начала зарабатывать, снимаясь в рекламе, танцуя в кордебалете и иногда работая моделью. На одной из сьемок она не осталась незамеченной. Чарльз Ван дер Линден пригласил девушку на эпизодическую роль в фильме «Голландский язык за семь уроков». С этого момента началась актёрская карьера Хепберн.
В 1951 году ее ждут небольшие роли в фильмах «Рассказы молодых жен», «Зернышко дикого риса», «Смех в раю» и роль в двух версиях легендарной комедии «Дитя Монте-Карло». Именно на сьемках этой картины Одри встретит Сидони Коллет, которая увидит в ней главную героиню для ее бродвейской постановки «ЖиЖи».
Голливудская звезда
Именно после этой успешно сыгранной постановки Хепберн подтвердила бытующее мнение о том, что свою актерскую карьеру стоит выстраивать на Бродвее.
Колоссальный успех как актрисы к ней пришел в 1953 году, после сьёмок со звездой Голливуда Грегори Пеком в мелодраме «Римские каникулы Уильяма Уальера». Весь мир полюбил актрису Хепберн в буквальном смысле. По сей день эта мелодрама незабываема, а роль принцессы Анны, которую сыграла актриса, считается культовой.
Именно с этой ролью Одри ворвалась в Голливуд и получила свой первый Оскар в 24 года.
Следующие роли актрисе также принесли успех.
В 1954 вышла мелодрама «Сабрина», где актриса сыграла главную роль в паре с Хамфри Богартом, и также была номинирована на золотую статуэтку.
Спектакль «Ундина» позже подарил Одри знакомство со своим будущим мужем Мелом Феррером.
И в этом же году Хепберн забрала номинацию на премию «Тони», чем закрепила за собой звание гениальной актрисы театра и кино.
Далее в 1956-1959 годах снималась в картинах: «Война и мир», где сыграла Наташу Ростову, «История монахини» и «Любовь после полудня».
Все эти роли имели огромный успех. Кстати, роль Наташи Ростовой оказалась самой прибыльной и принесли актрисе самый большой гонорар.
Помимо основной суммы в 350 тысяч долларов, ей платили 1/12 часть за работу сверхурочно, давали около 500 долларов на день на личные расходы и обеспечили Хепберн личным водителем. Услышав эти цифры, актриса сама не могла поверить и говорила: «Но это невозможно, я столько не стою!».
Это явно говорит об ее воспитанности и простоте.
1960 год дарит нам драму с участием Одри «Непрощенная». После выходит знакомая мелодрама «Завтрак у Тиффани», где актриса сыграет роль обаятельной Холли Голайтли.
Вечная икона стиля
Образ этой девушки всплывает у каждого. Ведь ее стиль не остался незамеченным. Маленькое черное платье, шляпа с широкими полями, стрелки, крупные серьги, овальные «шпионские» очки. А чего стоит высокая прическа, ставшая классикой?
Все это олицетворяет женственность и изящность в одной хрупкой девушке.
По сей день есть 3 главные составляющие образа Хепберн: это черное платье, очки и балетки.
Муза Юбера де Живанши
Наверное, мало кто не знает о том, что имена Хебперн и Юбер де Живанши были связаны одним целым.
Модельер одевал Одри практически во всех легендарных картинах. Именно он создал для нее образ, который до сих пор ассоциируется с актрисой.
Маленькое черное платье с вырезом на спине, шляпка с леопардовым принтом, и многие и другие образы пытались воссоздать не один раз. Но мы то знаем, откуда родилась эта тенденция.
Живанши одевал свою музу не только для ролей, но и в повседневной жизни. Сама Хепберн признавалась, что обязана статусом иконы стиля именно ему.
На протяжении всей жизни они были близкими друзьями.
Именно для нее кутюрье создал свой первый аромат «L’interdit», которые переводятся как «запрет». Живанши хотел выпустить этот аромат для продаж, но Одри, которая всегда была неповторима во всем запретила ему это делать. Такая ирония с названием парфюма. И на протяжении нескольких лет только она пользовалась этим ароматом.
Этот запах стал визитной карточкой их обоих.
Отношение с ЮНИСЕФ
В начале 70-х годов актриса стала все меньше уделять времени театру и кино и все реже появляться на экранах.
Поначалу, она старалась проводить все больше времени с мужем и двумя сыновьями (о личной жизни в следующих частях).
Но в конце 1980-х она нашла новый смысл жизни. Такая чуткая и добрая Одри стала послом ЮНИСЕФ. При этом актриса признавалась, что эта идея пришла к ней раньше, еще в конце 50- х годов, когда Хепберн снималась в картине «История монахини». Также, немалую роль сыграла оккупация и голодное детство Одри.
С 1988 года Хепберн ездила туда, где голодные дети и взрослые нуждались в ее поддержке, страдали от нехватки еды, войн и различных эпидемий. Она побывала в Турции, Эфиопии, Эквадоре, ЮАР, Венесуэле, Бангладеш и многих других странах, которые так или иначе страдали нехваткой помощи.
В разных источниках рассказывается, что все, кто был с Одри в те моменты утверждают, что актриса жила в ровно таких же суровых условиях, как и все другие люди, не требуя никакого особого отношения. Снова отсылка к тому, насколько человек щедр и прост душой.
Последняя миссия в Сомали оставила глубокий шрам на сердце актрисы.
В начале 1990-х годов президент США Джордж Буш наградил Хепберн медалью свободы за ее гуманитарный вклад в ЮНИСЕФ.
Фонд Одри, открытый в поддержку помощи детям, оказавшихся в беде открыт по сей день. Во главе данного фонда состоят сыновья Хепберн.
Интересные высказывания актрисы
Одри славилась не только актерским мастерством, но и своими фразами и афоризмами, которые так прочно осели на страницах различных статей сегодня.
Удивительно, когда человек сочетает в себе умение быть красивой и сексуальной, но в то же время добродушной и нежной.
Давайте рассмотрим самые яркие и популярные цитаты актрисы, которые оставили след не только для меня, но и для многих других:
Эти и многие другие цитаты разлетелись по всему миру. Конечно, мы с Вами перечислили лишь одну маленькую часть. Но как эта маленькая часть много и громко говорит об этом удивительном человеке и актрисе!
Награды и премии
Открыв Википедию, можно слегка «удивиться», а если честно, то попросту обалдеть, сколько наград у этой великой женщины. Она оставила после себя «громкий» след, который дает нам понять, каким талантливым и удивительным человеком она была.
Только представьте себе! Женщина, которая собрала 18 наград такого уровня. Невозможно перестать восхищаться человеком, который СТОЛЬКО сделал.
Личная жизнь
В 1954 году во время сьемок фильма «Сабрина» у Одри завязался роман с партнером по сьемкам Уильямом Холденом, несмотря на то, что актер был женат. Но, узнав о том, что Уильям бесплоден, Хепберн разорвала с ним отношения раз и навсегда, грезя мечтами о материнстве.
Своего будущего режиссера Мелома Феррера актриса повстречала также на съёмочной площадке, во время сьемок фильма «Ундина». Ярким вспыхнувшим чувствам не помешали даже дети от другого брака Мелома. Их свадьба состоялась в 1954 году. Через шесть лет у пары появился сын Шон Хепбер Феррар.
Брак Мелома и Одри просуществовал 14 лет, причина развода неизвестна.
Развод для Хепберн из детства откликнулся отчаянной болью. Актриса очень тяжело переживала расставание и даже обращалась за медицинской помощью к психиатру Андреа Лутти, который в следствие стал ее мужем и подарил ей второго сына Луку. Идиллия продолжалась недолго, Андреа стал изменять Хепберн и спустя 10 лет пара разошлась. Одри старалась не замечать измен и хранить семейный очаг, но даже ее непревзойденное терпение иссякло.
В возрасте 50 лет актриса снова повстречала свою любовь. Избранником Одри стал голландец Роберт Уолдрес, с которым она проведет остаток своих дней, несмотря на то что брак так и не был официально оформлен.
Последние годы жизни
Работа в ЮНИСЕФ отнимала очень много сил, и в какой-то момент актриса стала забывать о своем, и без того, хрупком здоровье. Во время поездки на Сомали актриса почувствовала нестерпимые боли в области живота, отказавшись от госпитализации, чтобы продолжить свою миссию и помочь другим.
По приезде из Африки обследования показали, что у Хепберн обнаружена злокачественная опухоль толстой кишки. Операция прошла успешно, но признаки боли возобновились. К сожалению, опухоль дала метастазы и ничего сделать было уже нельзя.
Свои последние дни легенда прожила в кругу семьи в Швейцарии, в городе Толошеназ. Встретив свое последнее рождество с Уолдерсом и сыновьями, Хепберн назвала его самым счастливым.
20 января 1993 года величайшей актрисы и просто прекрасного человека не стало навсегда. Одри умерла в кругу самых родных в возрасте 63 лет.
Заключение
Невероятно сочетать в себе столько сторон. Яркая, но нежная. Сильная, но такая хрупкая. Со стальным характером и такой обаятельной внешностью. Женственная и манящая, но такая чуткая. А еще талантливая и удивительно красивая актриса.
«Римские каникулы» — классика на все времена
65 лет назад в августе 1953 года кинокомпания Paramount выпустила на экраны фильм, ставший легендой, сказкой о принцессе — «Римские каникулы». Картина была получила десять номинаций на «Оскар», включая номинацию «Лучший фильм года». Завоевала три «Оскара»: за лучший оригинальный сценарий — Далтон Трамбо; лучший дизайн костюмов (чёрно-белый фильм) — Эдит Хэд и лучшую женскую роль — Одри Хепбёрн.
В Рим с официальным визитом прибывает юная принцесса Анна. Дни её расписаны по минутам — приемы, посещения фабрик, интервью… Как все скучно! Она совсем девчонка, ей хочется свободы и она сбегает из дворца на улицу, где весело проводят время жители Вечного города. Незадолго до побега доктор сделал ей укол снотворного и принцесса засыпает на скамейке. Мимо проходит возвращающийся домой после вечера за карточным столом американский журналист Джо Брэдли. А на следующий день по заданию редактора он должен быть на пресс-конференции у принцессы Анны, которую он в глаза никогда не видел…
Первоначально фильм должен был снимать Фрэнк Капра, а на главные роли он собирался пригласить Кэри Гранта и Элизабет Тейлор. Однако Фрэнк Капра ушел из проекта, когда узнал, что фильм будет сниматься по сценарию Далтон Трамбо.
Автор сценария фильма Далтон Трамбо попал в «черные списки» в числе «голливудской десятки» — это список видных деятелей Голливуда, которым из-за их коммунистических убеждений было запрещено заниматься кинематографической деятельностью в годы маккартизма.
Поэтому вместо имени сценариста в титрах указан только автор сюжета Йен Макклеллан Хантер, которому и был вручен «Оскар». Жена Трамбо смогла получить золотую статуэтку, по праву причитавшуюся ее мужу, только в 1993 году, спустя много лет после его смерти (он умер в 1976 году). Таким образом, за лучший сценарий 1953 года были вручены сразу два «Оскара». Имя Трамбо было помещено в титры отреставрированной версии «римских каникул», вышедшей на экраны в 2002 году.
Уильям Уайлер, заменивший Капру, хотел взять на роль принцессы Анны Джин Симмонс, а когда та оказалась занятой на других проектах, он уже был готов отказаться от съемок фильма. И тут увидел пробы Одри Хепбёрн. Молодая актриса получила роль принцессы Анны благодаря кинопробе, которая уже стала легендарной. Оператору велели не выключать камеру после завершения сцены, в которой играла хепберн. после команды «снято!» актриса расслабилась, вела себя раскованно, откровенно отвечала на вопросы, и в итоге именно эти несколько минут подарили ей заветную роль. То, что Одри Хепбёрн получила роль принцессы было не удивительно. Актриса имела аристократическое происхождение. Одри Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Раcтон (так звучит настоящее имя актрисы) была дочерью баронессы Эллы ван Хеемстра, голландской аристократки, в роду которой были французские дворяне и английские монархи.
А в сцене возле Уст Джо должен был сначала напугать Анну, сымитировав, что Уста и правда откусили ему запястье. Для этого он прячет запястье в рукаве пиджака, а потом с криком выдёргивает руку из Уст. Установка режиссёра была вызвать у принцессы Анны испуг за якобы наказанную ложь. Уильям Уайлер и Грегори Пек сходятся в одном: никто ничего не сказал Одри Хепбёрн. Поэтому мгновенный испуг героини Хепберн был совершенно искренним. Это была одна из немногих сцен, снятых с первого дубля.
В массовой сцене в конце фильма, когда принцесса желает познакомиться с журналистами, играют реальные журналисты, работавшие в то время в Риме. Они представляются под своими же именами и от имени своих газет, например, Хулио Морионес из испанской «La Vanguardia» или Морис Монтабр из французской «Le Figaro». Производители и создатели фильма не раскрыли условия этого приёма скрытой рекламы.
«Римские каникулы» стали первым голливудским фильмом, целиком снятым в Европе. Уильям Уайлер взялся за фильм при условии, что тот будет снят именно в Риме, а не в студийных павильонах. Сначала директор «Paramount Pictures» сомневался в таком решении и предлагал ограничиться в Риме только общими планами, но Уайлер был непреклонен. Однако увидев очевидную (в том числе и финансовую) выгоду в съемках фильма в Европе, кинокомпания согласилась на съемки в Риме. Уайлер максимально использовал натуру Вечного Города и позволял актёрам импровизации не по сценарию.
После завершения работы над картиной исполнитель роли Джо Грегори Пек сказал продюсерам, что, поскольку Хепбёрн наверняка получит за свою роль «Оскар», ее имя следует поставить в титрах первым. Грегори Пек оказался прав: 25 марта 1954 года Одри Хепберн был вручен Оскар за лучшую женскую роль. Она считается одной из немногих молодых актрис, получивших эту награду до 25 лет. 25 лет ей исполнилось спустя полтора месяца после вручения награды.
В 1999 году «Римские каникулы» был внесён в национальный реестр фильмов библиотеки конгресса США.
В СССР фильм в дублированном переводе киностудии им. Горького вышел на экраны только в июле 1960 года, почти семь лет спустя после мировой премьеры
«Римские каникулы» — классика на все времена
65 лет назад в августе 1953 года кинокомпания Paramount выпустила на экраны фильм, ставший легендой, сказкой о принцессе — «Римские каникулы». Картина была включена получила десять номинаций « Оскар», включая и «Лучший фильм года». Однако получили три «Оскара»: за лучший оригинальный сценарий — Далтон Трамбо; лучший дизайн костюмов (чёрно-белый фильм) — Эдит Хэд и лучшую женскую роль — Одри Хепбёрн.
В Рим с официальным визитом прибывает юная принцесса Анна. Дни её расписаны по минутам — приемы, посещения фабрик, интервью… Как все скучно! Она совсем девчонка, ей хочется свободы и она сбегает из дворца на улицу, где весело проводят время жители Вечного города. Незадолго до побега доктор сделал ей укол снотворного и принцесса засыпает на скамейке. Мимо проходит возвращающийся домой после вечера за карточным столом американский журналист Джо Брэдли. А на следующий день по заданию редактора он должен быть на пресс-конференции у принцессы Анны, которую он в глаза никогда не видел…
Первоначально фильм должен был снимать Фрэнк Капра, а на главные роли он собирался пригласить Кэри Гранта и Элизабет Тейлор. Однако Фрэнк Капра ушел из проекта, когда узнал, что фильм будет сниматься по сценарию Далтон Трамбо.
Автор сценария фильма Далтон Трамбо попал в «черные списки» в числе «голливудской десятки» — это список видных деятелей Голливуда, которым из-за их коммунистических убеждений было запрещено заниматься кинематографической деятельностью в годы маккартизма.
Поэтому вместо имени сценариста в титрах указан только автор сюжета Йен Макклеллан Хантер, которому и был вручен «Оскар». Жена Трамбо смогла получить золотую статуэтку, по праву причитавшуюся ее мужу, только в 1993 году, спустя много лет после его смерти (он умер в 1976 году). Таким образом, за лучший сценарий 1953 года были вручены сразу два «Оскара». Имя Трамбо было помещено в титры отреставрированной версии «римских каникул», вышедшей на экраны в 2002 году.
Уильям Уайлер, заменивший Капру, хотел взять на роль принцессы Анны Джин Симмонс, а когда та оказалась занятой на других проектах, он уже был готов отказаться от съемок фильма. И тут увидел пробы Одри Хепбёрн. Молодая актриса получила роль принцессы Анны благодаря кинопробе, которая уже стала легендарной. Оператору велели не выключать камеру после завершения сцены, в которой играла хепберн. после команды «снято!» актриса расслабилась, вела себя раскованно, откровенно отвечала на вопросы, и в итоге именно эти несколько минут подарили ей заветную роль. То, что Одри Хепбёрн получила роль принцессы было не удивительно. Актриса имела аристократическое происхождение. Одри Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Раcтон (так звучит настоящее имя актрисы) была дочерью баронессы Эллы ван Хеемстра, голландской аристократки, в роду которой были французские дворяне и английские монархи.
А в сцене возле Уст Джо должен был сначала напугать Анну, сымитировав, что Уста и правда откусили ему запястье. Для этого он прячет запястье в рукаве пиджака, а потом с криком выдёргивает руку из Уст. Установка режиссёра была вызвать у принцессы Анны испуг за якобы наказанную ложь. Уильям Уайлер и Грегори Пек сходятся в одном: никто ничего не сказал Одри Хепбёрн. Поэтому мгновенный испуг героини Хепберн был совершенно искренним. Это была одна из немногих сцен, снятых с первого дубля.
В массовой сцене в конце фильма, когда принцесса желает познакомиться с журналистами, играют реальные журналисты, работавшие в то время в Риме. Они представляются под своими же именами и от имени своих газет, например, Хулио Морионес из испанской «La Vanguardia» или Морис Монтабр из французской «Le Figaro». Производители и создатели фильма не раскрыли условия этого приёма скрытой рекламы.
«Римские каникулы» стали первым голливудским фильмом, целиком снятым в Европе. Уильям Уайлер взялся за фильм при условии, что тот будет снят именно в Риме, а не в студийных павильонах. Сначала директор «Paramount Pictures» сомневался в таком решении и предлагал ограничиться в Риме только общими планами, но Уайлер был непреклонен. Однако увидев очевидную (в том числе и финансовую) выгоду в съемках фильма в Европе, кинокомпания согласилась на съемки в Риме. Уайлер максимально использовал натуру Вечного Города и позволял актёрам импровизации не по сценарию.
После завершения работы над картиной исполнитель роли Джо Грегори Пек сказал продюсерам, что, поскольку Хепбёрн наверняка получит за свою роль «Оскар», ее имя следует поставить в титрах первым. Грегори Пек оказался прав: 25 марта 1954 года Одри Хепберн был вручен Оскар за лучшую женскую роль. Она считается одной из немногих молодых актрис, получивших эту награду до 25 лет. 25 лет ей исполнилось спустя полтора месяца после вручения награды.
В 1999 году «Римские каникулы» был внесён в национальный реестр фильмов библиотеки конгресса США.
В СССР фильм в дублированном переводе киностудии им. Горького вышел на экраны только в июле 1960 года, почти семь лет спустя после мировой премьеры
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Фотоальбом
—Метки
—Цитатник
Коты и собаки в работах фотомастеров от классиков до современников https://i.yapx.ru/N2Y.
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛЬМА «РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ»
Режиссёр Уильям Уайлер называл «Римские каникулы» «сказкой на современную тему». Судите сами. Юная принцесса несуществующего государства Анна находится с официальным визитом в Риме. Скучные приёмы доводят девушку до истерики. Придворный врач даёт ей снотворного, но засыпает принцесса не во дворце, а на набережной Тибра, куда она успевает сбежать.
Здесь девушку находит американский журналист Джо Брэдли и привозит к себе домой. Утром по портрету в газете он узнаёт, что его гостья — принцесса Анна. Он решает сделать сенсационный репортаж и вместе с приятелем фотографом сопровождает её по городу. Журналист и принцесса влюбляются друг в друга, и Джо отказывается от своего жестокого замысла.
Повинуясь чувству долга, Анна возвращается во дворец и, повзрослевшая, в последний раз встречается с Джо на пресс-конференции. По молчаливому уговору они сохранят втайне свои «римские каникулы». Журналист медленно уходит вглубь опустевшего зала…
Сценарий «Римских каникул» написали Далтон Трамбо и Ян Маклеллан Хантер ещё в середине сороковых годов. Он предназначался для прославленного комедиографа Фрэнка Капры.
В 1947 году начался нашумевший процесс над «голливудской десяткой»: вместе с Трамбо на скамье подсудимых оказались и другие сценаристы левых убеждений. Гвоздём обвинения стало то, что в ряде фильмов просматривались симпатии к Советскому Союзу. Далтон Трамбо был занесён в «чёрные списки», ему пришлось писать сценарии, укрывшись под псевдонимом.
Узнав, что к сценарию «Римских каникул» приложил руку Трамбо, Капра отказался снимать этот фильм.
Сценарий переходил от одного режиссёра к другому, пока руководство «Парамаунт пикчерс» не поручило постановку «Римских каникул» Уильяму Уайлеру. Теперь автором сценария значился только Ян Маклеллан Хантер.
Сразу же начались поиски актрисы на роль принцессы. «Мне нужна была девушка без американского акцента, — вспоминал Уайлер, — такая, которая не вызывала бы никаких сомнений в том, что она получила воспитание настоящей принцессы».
В сентябре 1951 года на студии «Пайнвуд» в пригороде Лондона состоялись кинопробы с участием начинающей актрисы Одри Хепбёрн. Дочь английского банкира и голландской баронессы, в детстве она занималась в балетном училище Мери Ремберт в Лондоне. Потом Одри позировала для рекламы, выступала в варьете, где её заметили и пригласили сняться в комедии «Смех в раю».
Всего лишь одна фраза («А вот кому сигаретку?») в эпизоде принесла Хепбёрн контракт на семь лет. Когда ею заинтересовались боссы компании «Парамаунт», Одри готовилась к исполнению главной роли Жижи в одноимённой пьесе на Бродвее. На Уайлера Одри произвела благоприятное впечатление: «Она показалась мне очень живой, очень умной, очень талантливой и очень амбициозной».
Отрывок из фильма «Римские каникулы»
Пробы прошли успешно. Режиссёр пришёл в восторг: «В ней было всё, что я искал, — очарование, невинность и талант. Она была обворожительна». В Нью-Йорке с ним полностью согласились. Правда, студия потребовала, чтобы юная актриса сменила фамилию — не желая, чтобы её путали со знаменитой Кэтрин Хепбёрн, но Одри отказалась, хотя это могло стоить ей карьеры в кино.
На съёмках фильма «Римские каникулы»
Роль журналиста Джо Брэдли согласился сыграть 35-летний Грегори Пек.
Грегори Пек считался образцом настоящего мужчины — красивый, уверенный в себе, и вместе с тем нежный и заботливый возлюбленный. Присущие ему мягкий юмор и интеллигентность придавали особую прелесть его игре. В 1947–1952 годах Пек входил в список десяти самых кассовых актёров американского кино. Он почти идеально подходил на роли в популярных жанрах: вестерне, детективе, романтической мелодраме.
Грегори Пека уважали коллеги, он был щедр и доброжелателен к новичкам, так что Хепбёрн не могла и мечтать о лучшем партнёре.
Уайлер смог наконец осуществить свою давнюю мечту — снять весь фильм на натуре. Действие «Римских каникул» было вынесено из павильонов на улицы итальянской столицы. Объяснялось это, конечно, прежде всего финансовыми соображениями: из-за вторжения телевидения и запрещения крупным студиям владеть кинотеатрами Голливуду стало выгоднее снимать за границей.
На съёмках фильма «Римские каникулы»
Лето 1952 года выдалось в Италии жарким, а высокая влажность превратила город в настоящую парилку. Кроме того, был самый пик туристского сезона. По сценарию фотограф, сопровождающий Пека (его играет Эдди Альберт), тайком делает снимки «её королевского величества».
Съёмки фильма приходилось часто останавливать из-за того, что зеваки толпами собирались у тех самых достопримечательностей, где должны были прогуливаться репортёр с принцессой-беглянкой. Особенно трудно приходилось Грегори Пеку, единственной кинозвезде в актёрском ансамбле «Римских каникул». Он не знал отбоя от желающих взять автограф.
Улицы приходилось перекрывать, огораживать памятники, вызывая неудовольствие туристов. Направо и налево раздавались взятки всем, кто обладал хоть какой-то властью. Уайлер был вынужден сократить число дублей до минимума.
Грегори Пек рассказывал:
«Мы работали на одной из площадей Рима. Наблюдать за съёмками собралось не менее десяти тысяч человек — на городской лестнице, в близлежащих домах, на соседних улицах. Я спросил Одри, не смущает ли её присутствие такой толпы? Оказалось, нисколько: она целиком была поглощена ролью.
Вспоминается забавный случай. Однажды Уайлер попросил Одри сделать ещё один дубль, дескать, сцена ей не удалась. И тут сотни зрителей закричали: „Нет, нет, это прекрасно… Лучше быть не может. Не надо переснимать“. И режиссёр уступил публике безропотно».
«Римские каникулы» снимались на чёрно-белую плёнку. Для создания цветного фильма требовались особые условия, которые невозможно было создать на улицах и площадях Рима.
Хепбёрн экономила силы для съёмок, почти ни с кем не разговаривала, выпивала только один бокал шампанского за ланчем. Роль принцессы была не слишком сложной и требовала от актрисы прежде всего естественности. Одри прекрасно передала пьянящее чувство свободы, охватившее её героиню. Принцесса в новом облике — коротко постриженная — так и лучилась радостью и озорством.
Для Пека это была первая комедийная роль. Он сыграл её легко, со вкусом и стал для своей партнёрши заботливым и надёжным помощником. Он создал в «Римских каникулах» очень живой образ корреспондента, охотника за сенсациями. Наверное, лучший эпизод с участием Пека тот, где он, отказавшись уже от репортажа об Анне, перебирая фотографии, рассказывает приятелю о том, какая это могла быть сенсация.
Вызывая раздражение руководства студии «Парамаунт», Уильям Уайлер почти год монтировал отснятый материал «Римских каникул».
Но ситуация вскоре переменилась. Предчувствие чего-то значительного охватило руководство «Парамаунта» с первой же минуты просмотра «чернового» варианта «Римских каникул». «Я знал, что очень скоро весь мир влюбится в неё», — утверждал Уайлер. В фильме проявилось то особое сочетание невинности, энергии и юной свежести, присущее личности и манере исполнения Одри.
После съёмок Пек сказал продюсеру, что Хепбёрн вполне может претендовать на премию «Оскар», поэтому он не будет возражать, если молодая актриса станет главной звездой фильма и её имя в титрах будет указано первым. Продюсер последовал совету и, как оказалось, не зря.
Премьера фильма состоялась одновременно в Нью-Йорке и Лондоне 27 августа 1953 года. Одри не присутствовала ни на той ни на другой. Она поехала на Венецианский кинофестиваль, отдав дань уважения той стране, где снималась картина.
Обложка «Тайм» с портретом Одри появилась 7 сентября 1953 года и вызвала настоящую сенсацию. «За блеском фальшивых камней сияние бриллианта» — гласила надпись на обложке.
Одри Хепбёрн вернулась в США знаменитостью. Американская киноакадемия наградила её «Оскаром» за главную женскую роль, актриса получила также премию иностранной прессы и множество других наград. Критики хватили Одри за её «изящество и очарование». Директор студии «Парамаунт» предсказывал: «Если мисс Хепбёрн получит подходящую роль, она станет величайшей актрисой в истории кино».
Премию «Оскар» за сценарий получил только Ян Маклеллан Хантер. Справедливость была восстановлена в 1993 году, уже после смерти Трамбо. Почётную статуэтку получила вдова Трамбо Клео.
Успех «Римских каникул» за пределами США стал грандиозной компенсацией за неудачу в Америке. Дебютантка буквально завоевала зрителя естественностью и обаянием. Отзывы в европейской прессе были созвучны восторгу толпы, штурмовавшей кинотеатры.
Старый друг Уайлера знаменитый режиссёр и актёр Эрик фон Штрогейм, называя новые картины, которые ему более всего понравились, поставил «Римские каникулы» рядом с «Дорогой» Феллини, «Орфеем» Кокто, «Запрещёнными играми» Клемана и фильмом Казана «К востоку от рая». Штрогейм увидел за внешне лёгкой формой комедии раздумья художника над действительностью.