рихтер вагнер краткая биография
Краткая биография Вагнера
Вильгельм Рихард Вагнер
Сначала Рихард учился в школе Святого Николая, а потом в школе Святого Фомы. Юноше нравилась музыка, поэтому в 1828 году он начал изучать композицию и гармонию. Его преподавателями были: Теодор Вайнлиг и Кристиан Готлиб Мюллер. Через два года Вагнер поступил в Лейпцигский университет.
В 1842 году в Дрездене состоялась премьера оперы под названием «Риенци, последний из трибунов». Это произведение принесло успех немецкому композитору. Трагическая опера в пяти актах длится 5 часов. Она написана по одноименному роману английского писателя.
В 1843 году Вагнер нашел хорошую работу. Он был капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1849 году композитор принимал участие в Дрезденском майском восстании, которое завершилось поражением. Вагнеру пришлось бежать из города. В это время композитор познакомился с Михаилом Бакуниным.
Вагнер отправился в Цюрих. Здесь он создал новые произведения. Это первые части тетралогии «Кольцо нибелунга», основанной на реконструкциях германской мифологии. Также Рихард написал оперу «Тристан и Изольда». Это музыкальная драма в трех актах. Премьера оперы состоялась в 1865 году в Мюнхене.
В 1872 году заложили первый камень для строительства Дома фестивалей. В 1876 году оперный театр в Байройте уже начал работать. К этому времени Вагнер написал последние части цикла опер «Кольцо нибелунга». Их премьера состоялась в августе 1876 года.
В честь немецкого композитора установлен памятник на площади Мюнхена, назван кратер на Меркурии, изготовлена памятная медаль.
Рихард Вагнер
Фото Все
Видео Все
Величайшее шоу на земле.Рихард Вагнер
«Тайная вечеря» (Рихард Вагнер «Парсифаль») / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Рихард Вагнер — биография
Рихард Вагнер – прославленный композитор, дирижер. Считается реформатором оперы, внесшим свою лепту в развитие музыкальной культуры Европы, особенно Германии.
Влияние творчества Рихарда Вагнера на европейскую музыкальную культуру поистине огромное, особенно оно выражено в симфоническом и оперном жанре. Бесспорно, он гениальный композитор, но его личность очень противоречивая и неординарная. Одним очень нравится его музыка, другие ее побаиваются. А у кого-то имя Вагнера не вызывает ничего, кроме отвращения, по той причине, что его творчеством восхищался Адольф Гитлер.
Детство
Вильгельм Рихард Вагнер родом из Лейпцига. Именно в этом старинном немецком городе, относившемся территориально к Рейнскому Союзу, он и родился 22 мая 1813 года. Рихард стал последним, девятым ребенком в семье полицейского писаря Карла Фридриха Вагнера и его жены Йоханны Розины Вагнер. В момент рождения сына он находился далеко от дома, там же заболел и скоропостижно скончался 23 ноября 1813-го, так и не увидев новорожденного. Причина смерти – тиф. После его смерти жена и девять детей остались ни с чем, выживали на пенсию полицейского. В августе следующего года Розина вышла замуж за актера Людвига Гейера, которого многие считают настоящим отцом Рихарда.
Благодаря влиянию отчима Рихард приобщился к миру искусства, это предопределило его будущую жизнь. Такую же мощную поддержку младшему брату оказала и Йоханна Розалия, его старшая сестра. Она всячески поддерживала его интерес к музыке, уверяла, что из него получится хороший музыкант.
Портрет Рихарда Вагнера в молодости
До тринадцати лет Вагнер посещал школу Святого Фомы, одно из самых старых гуманитарных училищ Лейпцига. В пятнадцатилетнем возрасте к нему пришло осознание того, что он практически не знает, как писать музыку, хотя к тому времени стремился создавать свои первые произведения. Поэтому в 1828-м молодой человек посещает уроки музыкальной теории, которые дает кантор церкви Святого Фомы Теодор Вайлинг. В 1831-м Вагнер стал студентом Лейпцигского университета.
Творчество
Вагнеру, как впрочем, и многим его коллегам, приписывают авторство чужих произведений. К примеру, все считают, что «Реквием по мечте» создал он. В действительности композиция, сопровождающая одноименную картину режиссера Даррена Аронофски, принадлежит Клинту Мэнселу, и написал он ее в 2000-м. Хотя можно предположить, что вдохновение посетили Мэнсела под впечатлением композиции Вагнера «Путь в Вальхаллу», которую великий музыкант написал для оперы под названием «Гибель богов».
Рихард Вагнер работает над композицией
Имя Рихарда вспоминается и в контексте со зловещим произведением «Танго смерти». Легенда гласит, что массовое уничтожение еврейского населения в концлагерях проходило именно под музыку немецкого композитора. На самом деле этот факт не доказан, выяснить «репертуар» лагерных оркестров в точности не удалось. Но вероятности, что это была музыка Рихарда Вагнера очень мало, ведь он писал свои произведения для симфонического оркестра, и факта присутствия такого оркестра во время казни узников не зафиксировано.
В 19-м веке музыка Вагнера стала настоящим прорывом, революцией, и чтобы создать постановку «Кольца Нибелунга», пришлось строить новый оперный театр – Байройтский. Проект театра разработал сам Вагнер, с учетом акустических эффектов зала. Он придумал прикрыть оркестровую яму козырьком, чтобы зрители могли услышать голоса исполнителей, а не только заглушающую их музыку.
Рихард Вагнер стал автором 13-ти опер, причем восемь из них вошли в сокровищницу мировой классики. В копилке его работ и несколько не таких масштабных произведений, оперное либретто. Нашлось в его биографии место и литературному творчеству, его статьи, мемуары и письма были изданы в 16-ти томах. Вагнеровские оперы очень длинные, пафосные, эпичные.
Рихард Вагнер в творческом процессе
Ранний период творчества Рихарда отмечен операми «Запрет любви», «Феи», «Риенци». Его первое так сказать, зрелое произведение – опера «Летучий голландец», повествующее о корабле-призраке. Опера «Тангейзер» — это печальная история любви языческой богини и менестреля. Еще одно интересное произведение – «Лоэнгрин», рассказ о неразумной девушке и рыцаре-лебеде. Именно в них проявилась вся гениальность немецкого композитора.
Опера «Тристан и Изольда» стала своеобразным рекордсменом по длительности отдельных партий. Во втором акте герои целых сорок минут поют любовным дуэтом, раненный Тристан произносит свой монолог в третьем акте на протяжении 45 минут. Оперные певцы не умели петь композиции Вагнера, им пришлось учиться всему сначала. Так и произошло рождение новой оперной школы.
Рихард Вагнер играет на пианино
Вагнер стал автором истории о Кольце Власти примерно на сотню лет раньше Толкина. Цикл под названием «Кольцо Нибелунга» открывается «Золотом Рейна». Во второй опере этого цикла – «Валькирии», звучит сцена, которая стала визитной карточкой композитора – «Полет валькирий».
Личная жизнь
Рихард Вагнер никогда не отличался привлекательной внешностью, к тому же был невысокого роста, всего 166 см. Отсутствие титулов, званий и денег тоже не играли ему на руку. Однако это не мешало ему пользоваться популярностью у прекрасного пола. Его всегда окружали поклонницы и актрисы, и число его любовных похождений так и осталось тайной. Но было в его личной жизни три дамы, имена которых навсегда сохранились в истории, так как они сыграли важную роль в биографии гениального композитора.
Рихард Вагнер и Минна Планер
Первый раз Рихард женился на Минне Планер, красивой актрисе, которой молодой человек увлекся в возрасте 20-ти лет. Девушка была старше своего избранника на четыре года, они поженились в ноябре 1836-го. То ли возраст, то ли житейский опыт дали о себе знать, но Минна была более прагматичной, чем ее супруг. Они много переезжали. Сразу жили в Кенигсберге, потом в Риге, затем перебрались в Петербург, который сменили на Митаву и Париж. По прибытии на новое место, Минна занималась обустройством семейного гнездышка, и буквально за считанные дни он получал максимум комфорта и мог спокойно заниматься творчеством, не заботясь о бытовых мелочах.
С каждым новым переездом женщине все труднее становилось налаживать их быт. После того, как революция 1849 года потерпела крах, Вагнерам пришлось спасаться бегством в город Веймар, где жил коллега Рихарда – Ференц Лист. Позже они отправились в Швейцарию. Именно в Цюрихе произошла судьбоносная встреча – Вагнер познакомился с двадцатилетней красавицей Матильдой Везендонк, ставшей его новой музой. Матильда и ее супруг – богатый коммерсант Отто Везендонк были преданными поклонниками музыки Вагнера. Мужчина помогал композитору организовывать концерты, потом сделал ему царский подарок, купил дом рядом со своей виллой.
Рихард Вагнер с Матильдой Везендонк
В этом «тихом убежище» Вагнер создал своих «Зигфрида» и «Тристана». Именно Матильда вдохновила композитора на создание этих песен, полных любовной страсти, и женщина ценила это отношение к себе. Она тоже писала музыку, сочиняла стихи и прозу. После смерти Матильды была опубликована переписка Вагнера и Матильды. Точных доказательств, что этих двоих связывала и постель, нет, но многие биографы уверены, что они были любовниками.
В 1864 году в личной жизни Рихарда появилась еще одна женщина – Козима фон Бюлов. В тот период дела композитора шли на удивление хорошо. Он пользовался благосклонностью юного короля Баварского Людвига II, который боготворил музыку композитора (хотя некоторые считали, что он влюблен в самого Вагнера). Король пригласил Рихарда ко двору, в благополучный Мюнхен, погасил его долги перед кредиторами, и щедро финансировал все новые проекты музыканта.
Рихард Вагнер с Козимой фон Бюлов
В оркестре Вагнера появляется новый дирижер – Ханс фон Бюлов, которого пригласил сам композитор. На тот момент он был женат на Козиме, внебрачной дочери Листа, друга и коллеги Вагнера. У них подрастало двое очаровательных детишек. Рихард «пристроил» на работу и Козиму, она стала выполнять обязанности его личного секретаря. А еще у Вагнера появилась в ее лице новая муза и возлюбленная. Страстные отношения между музыкантом и его секретарем быстро перестали быть тайной для окружающих и для супруга в том числе.
Однако не Ханс устроил Вагнеру скандал, а сам король Людвиг. Дело набирало неприятный оборот. Ситуация усугублялась еще и тем, что на придворного капельмейстера Вагнера тратились невероятные суммы из казны государства, а Бавария издавна следовала правилам католической морали. Любовники были изгнаны из страны и уехали в Швейцарию.
В те годы о разводе можно было и не думать, процедура его оформления проходила с большими сложностями. Развестись Козиме и Хансу удалось только через 7 лет после этих событий. За это время у композитора и его возлюбленной родилось трое детей – дочери Изольда и Ева, сын Зигфрид. Мальчик родился как раз тогда, когда Вагнер закончил работу над одноименной оперой. Сердечная болезнь стала причиной смерти Мины Вагнер, король Людвиг смирил свой гнев, и позвал Рихарда Вагнера снова вернуться ко двору.
Венчание Козимы и Рихада состоялось в 1870-м. Женщина полностью посвятила свою жизнь служению гениальному композитору. Они вместе занимались строительством театра в Байройте, создавали первую постановку «Кольца Нибелунга». Премьерные показы постановки прошли с 13-го по 17-е а августа 1876 года. С тех самых пор представление жителей Европы об оперном искусстве изменилось навсегда.
Смерть
Доктора настойчиво советовали композитору сменить место жительства, и он прислушался к ним. В 1882 году он поселился в Венеции. Однако это не повлияло на состояние его здоровья, сердечный приступ, случившийся 13 февраля 1883 года, стал причиной его смерти. До последнего дня рядом с Рихардом находилась Козима, именно она сумела перевезти тело супруга в Байройт и похоронить его там. Спустя несколько лет женщина инициировала организацию ежегодного фестиваля в Байройте, и сама его возглавила. Так она хотела увековечить память о гениальном композиторе.
Памятник Рихарду Вагнеру
Помимо этого фестиваля, который ежегодно собирает лучших музыкантов мира, Вагнеру поставили еще один неординарный памятник. В горах Баварии есть сказочный замок Нойшванштайн, который воздвиг король Людвиг II Баварский в память о выдающемся композиторе. В интерьере помещений прослеживаются сюжеты произведений музыканта.
Биография Рихарда Вагнера
Немецкий композитор и теоретик искусства Вильгельм Рихард Вагнер (Wilhelm Richard Wagner) родился 22 мая 1813 года в Лейпциге (Германия). Его отец Карл Фридрих Вагнер умер от тифа 23 ноября 1813 года. Вскоре мать Вагнера Йоханна Розина вторично вышла замуж за актера и живописца Людвига Гейера, который фактически заменил Рихарду отца.
Рихард Вагнер с раннего возраста чувствовал влечение к музыке, особенно выделяя произведения Людвига ван Бетховена. Он посещал школу в Дрездене, затем в Лейпциге. В пятнадцать лет он написал свою первую театральную пьесу, а в шестнадцатилетнем возрасте начал сочинять музыку. В 1831 году Вагнер поступил в Лейпцигский университет и тогда же начал заниматься теорией музыки под руководством Теодора Вайнлига, кантора церкви святого Фомы. Год спустя созданная Вагнером симфония была с успехом исполнена в главном концертном зале Лейпцига Гевандхаузе. В 1833 году Вагнер получил место театрального хормейстера в Вюрцбурге и сочинил оперу «Феи» (по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея»), которая при жизни композитора поставлена не была.
В 1835 году Вагнер написал свою вторую оперу — «Запрет любви» (по комедии Шекспира «Мера за меру»), премьера которой состоялась в Магдебурге в 1836 году. К тому времени Вагнер уже успел дебютировать как дирижер (выступал с небольшой оперной труппой). В 1836 году Вагнер обосновался в Кенигсберге (ныне Калининград), где ему была предоставлена должность музыкального директора городского театра. В 1837 году он занял аналогичную должность в Риге и начал писать свою третью оперу — «Риенци» (по роману английского писателя Эдварда Бульвер-Литтона). В Риге Вагнер развернул активную дирижерскую деятельность, исполняя преимущественно музыку Бетховена. Вагнер произвел подлинную революцию в искусстве дирижирования. Для достижения более полного контакта с оркестром он отказался от обычая дирижировать, стоя лицом к публике, и повернулся лицом к оркестру.
В 1839 году Вагнер и его жена, спасаясь от кредиторов, перебрались из Риги в Лондон, а оттуда в Париж. Здесь Вагнер сблизился с Джакомо Мейербером, Ференцем Листом, Гектором Берлиозом. Источником его заработков была работа для издательств и театров; параллельно он сочинял слова и музыку к опере «Летучий голландец». В 1842 году Вагнер вернулся в Германию. Постановка его оперы «Риенци» в Дрездене принесла ему большой успех. При этом опера «Летучий голландец», поставленная в 1843 году, была воспринята сдержаннее. 13 апреля 1845 года Вагнер завершил работу над оперой «Тангейзер», а уже 19 октября того же года состоялась премьера произведения в Дрездене.
С 1845 по 1848 год Рихард Вагнер большое количество времени уделял изучению скандинавской мифологии и германского эпоса, что нашло отражение в опере «Лоэнгрин», а также в работе над эскизами текстов опер «Кольцо нибелунга» и «Нюрнбергские мейстерзингеры».
В 1849 году Вагнер принял участие в дрезденском антиправительственном мятеже и после его поражения бежал сначала в Веймар, а затем, через Париж, в Швейцарию. Будучи объявлен государственным преступником, он 13 лет не пересекал границы Германии. Во время своего пребывания в Цюрихе Вагнер занялся эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В своих сочинениях «Искусство и революция», «Художественное произведение будущности», «Опера и драма» он высказал глубоко философские взгляды на искусство, теорию музыкальной драмы.
В 1858 году Вагнер покинул Швейцарию, а в 1861 году в Парижской опере был поставлена его опера «Тангейзер». Несмотря на то, что Вагнер переработал оперу в соответствии со вкусами французской публики (в частности, дописал большую балетную сцену вакханалии в начале первого акта), произведение было жестоко освистано.
В 1862 году Вагнер получил полную амнистию и право на беспрепятственный въезд в Германию. В 1863 году композитор посетил Санкт-Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер. Кроме того, Вагнер дирижировал многими симфониями Бетховена.
В 1865 году в Мюнхене была поставлена опера «Тристан и Изольда», затем, три года спустя, «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Золото Рейна», «Валькирия». Появление этих двух последних опер на мюнхенской сцене было первой попыткой исполнения громадного цикла «Кольцо нибелунга», который Вагнер подводил к концу.
Эта тетралогия с мифологическим сюжетом, по мысли Вагнера, требовала театра со сценой, снабженной всевозможными нововведениями. Друзья и поклонники Вагнера, с королем Баварии Людвигом II во главе, материально помогли осуществлению этой идеи и в баварском городе Байройте был воздвигнут вагнеровский театр. Открытие байройтского фестивального театра состоялось летом 1876 года постановкой всего «Кольца нибелунга» под управлением Ганса Рихтера. Вся тетралогия длится около 18 часов (самое длинное музыкальное произведение в истории). «Золото Рейна» не делится на акты и выполняет функцию «вступительного вечера», тогда как остальные три оперы — «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель богов» — содержат по три акта каждая (в «Гибели богов» есть еще и пролог, что уподобляет структуру этой оперы структуре тетралогии в целом).
Завершением творческого пути композитора стала опера («торжественная сценическая мистерия») «Парсифаль» по мотивам эпического романа немецкого средневекового поэта-рыцаря Вольфрама фон Эшенбаха, премьера которой состоялась в 1882 году.
13 февраля 1883 года Вагнер умер от сердечного приступа в Венеции. Он скончался за фортепиано в тот момент, когда играл партию Дочерей Рейна из «Золота Рейна».
Тело композитора было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы «Ванфрид».
Рихард Вагнер был дважды женат. Его первый брак с актрисой Минной Планер распался в 1857 году. В 1870 году Вагнер женился во второй раз на дочери венгерского композитора и пианиста Ференца Листа Козиме Бюлов. Сын Вагнера Зигфрид (1869-1930) — композитор (автор нескольких сказочных опер), дирижер, оперный режиссер. На его рождение Вагнер сочинил свое единственное произведение для камерного оркестра —»Зигфрид-идиллию», основанную на темах из оперы «Зигфрид». Сыновья Зигфрида, внуки Вагнера, Виланд (1917-1966) и Вольфганг (1919-2010), были видными оперными режиссерами.
1. Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Лоэнгрин». Исполняет Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, дирижер А.Чистяков. 1991 год.
2. Рихард Вагнер. Вступление и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда». Исполняет Государственный академический симфонический оркестр, дирижер Е. Светланов. 1980 год.
3. Рихард Вагнер. «Полет валькирий» из оперы «Валькирия». Исполняет симфонический оркестр Ленинградской филармонии, дирижер Е. Мравинский. 1958 год.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Рихтер вагнер краткая биография
Рихард Вагнер
Творчество Рихарда Вагнера стало символом перелома в музыкальных традициях Европы XIX века. Он совершил смелые открытия, не боясь осуждения и полагаясь лишь на собственную безупречную музыкальную интуицию. Вагнеру выдалась непростая судьба, но, возможно, именно те тягостные испытания, которые пришлись на его долю, и послужили толчком для революционных изменений не только оперных, но и симфонических жанров. Великий реформатор, оказавший значимое влияние стал единственным музыкантом за всю историю, который удостоился чести иметь собственный театр, а фестиваль его имени по сей день собирает только лучших представителей музыкального искусства.
Краткую биографию Рихарда Вагнера и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография
Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года, став младшим сыном в многодетной семье полицейского чиновника, в немецком городе Лейпциге. Отец семейства неожиданно умер от тифа, так и не увидев своего шестимесячного наследника. Чуть позже мать Вагнера снова вышла замуж, и отчимом маленького Рихарда стал Людвиг Гейер. Он занимался живописью, играл в театре и всячески поддерживал любые творческие начинания приемных детей, став им, по сути, настоящим отцом. Меньше чем через год Гейера пригласили служить в королевском театре, и семья перебралась в Дрезден, где Рихард начал своё образование под фамилией отчима. Когда мальчику было 14 лет, Людвиг скоропостижно умер. Мать была вынуждена вернуться в родной Лейпциг.
Согласно биографии Вагнера в 1833 году он покидает родной город, отправившись по приглашению брата в Вюрцбург. Затем три годаРихард живёт в Магдебурге, посещает Кёнигсберг, на два года останавливается в Риге. Созданные в это время первые оперы не получили высоких оценок, но Вагнер не останавливается на достигнутом, и следующая опера, «Риенци, последний трибун», становится вполне успешной.
Композиторская деятельность не приносила достойного дохода, и вскоре Вагнер погряз в долгах, от которых решил скрыться в Париже. Туда он тайно перебрался вместе со своей супругой, актрисой Минной Планер. Однако и в этом городе Рихард не нашел признания и финансового благополучия, несмотря на то, что не гнушался даже такой низкооплачиваемой и рутинной работы, как переписывание нот. Но талант и удивительная работоспособность вскоре дали свои плоды: Вагнер доводит до совершенства произведения «Риенци» и «Фауст». Первая из них даже имеет определенный успех в Дрезденском театре в 1842 году. В этот период жизненные перипетии заставляют его серьезно пересмотреть свои взгляды на жизнь и творчество. Всего через год в том же зале проходит премьера «Летучего голландца», в постановке которой сам автор принимает живое участие, а затем – «Тангейзера». Кажется, Вагнер наконец-то нашел своё пристанище в Дрездене: он много пишет, посвящает время композиции, из-под его пера выходит множество произведений в различных жанрах.
Поток творческого самосовершенствования был прерван революцией в Германии 1848 года. Вагнер решил не оставаться в стороне от столь судьбоносных событий и горячо поддерживал революционеров. Но когда оппоненты заняли Дрезден, музыкант все же покинул город, подаривший ему настоящее признание.
Дирижер-реформатор и его личная жизнь
Биография Вагнера гласит, что следующее 10-летие он прожил в Швейцарии. В это время Рихард пребывал в состоянии некой растерянности, поиска новых жизненных и творческих ориентиров. Снова дали о себе знать финансовые трудности, просветами в череде которых являлись лишь единичные постановки и дирижирование на симфонических концертах. Ни литературные, ни музыкальные достижения Вагнера не находили отклика в сердцах тех, от кого могла зависеть их дальнейшая судьба, и уже привычно отправлялись автором «в стол».
Но была в тот период и другая причина столь длительного кризиса в жизни композитора — Матильда Везендонк. Она была супругой богатого мецената Отто Везендонка, который, в свою очередь, был почитателем таланта Вагнера и его другом. Именно близкие отношения с мужем Матильды стали препятствием к воссоединению двух любящих сердец: их чувства судя по всему, были чисто платоническими, что стимулировало бурный поток творческих свершений Вагнера. Благодаря сильным эмоциям и переживаниям мир музыки пополнился операми «Золото Рейна», «Валькирия», « Тристан и Изольда », а также несколькими стихотворениями Матильды, положенными Рихардом на музыку. К слову, сам музыкант на тот момент был официально женат.
Минна (Вильгельмина) Планер вошла в жизнь Вагнера в 1834 году. Она примадонна Магдебургского театра, старше Вагнера на три года. Через полтора года после первой встречи они поженились, и их брак продлился 30 лет. Однако количество проведенных вместе лет отнюдь не равно их качеству. У Минны и Рихарда очень скоро выявились абсолютно разные жизненные цели и стремления: ей хотелось домашней тишины и постоянства, его же все время тянуло на приключения. Роман Вагнера с Матильдой окончательно разрушил брак, а когда стала очевидной бесперспективность отношений с замужней дамой, начался новый виток в личной жизни музыканта.
Новым чувством Вагнер воспылал к дочери Ференца Листа Казиме, которая на тот момент была замужем и имела двоих детей. Вскоре она оставила семью ради главной любви своей жизни, и в 1870 году они с Рихардом поженились. Этот брак подарил Вагнеру троих детей, младшим из которых стал сын Зигфрид — долгожданный и любимый наследник. А Казима стала не только хозяйственной супругой, но и правой рукой Вагнера в делах творческих, а также самой преданной его поклонницей.
Байройтский театр
Когда Вагнер только задумывался о перестройке оперного жанра под собственные амбиции, он отчетливо понимал, что для достойного исполнения «Кольца нибелунга» ему понадобится оперный зал, значительно отличающийся от всех существующих на тот момент в мире. С тех пор его главной мечтой становится собственный театр, где он мог бы реализовать все задуманное.
В 1871 году Рихард с женой Казимой прибывают в баварский город Байройт. Осмотрев имеющийся там один из самых больших театров, он все же приходит к выводу, что и здесь не все соответствует требованиям для постановки главного произведения его жизни. И вдруг Вагнеру поступает неожиданное и судьбоносное предложение: глава города выделяет землю под новый театр, а местный банкир соглашается частично финансировать строительство.
Байройтский театр Вагнера принял первых зрителей в августе 1876 года, когда состоялась премьера его монументальной оперы «Кольцо нибелунга». Внутреннее убранство театра настолько же отличается от общепринятых представлений, насколько новая опера Вагнера разрушает классические каноны. Здесь нет привычных неоклассических элементов декора в виде порталов, колонн, вычурных барельефов, и даже традиционной огромной люстры, так что зрительный зал выглядит довольно аскетично. Главная идея Вагнера заключалась в том, чтобы создать театр, где ничто не будет отвлекать зрителя от оперного искусства.
Решая вопрос об изменении роли оркестра в новой опере, Вагнер также изменил местонахождение музыкантов. Оркестровая яма в его театре располагается практически под сценой, а направляет звуковую волну огромная конструкция в форме ракушки. Таким образом, музыка сначала доходит до актеров на сцене, а потом уже вместе с вокалом отправляется в зал.
После смерти Вагнера Казима взяла на себя организацию ежегодного музыкального фестиваля в Байройте, который по сей день остается одним из самых престижных в мире классической музыки.
Последние годы жизни
Получив в распоряжение собственный оперный театр, Вагнер почти никогда уже не выезжал из Байройта. Он проживал на вилле, построенной специально для него, купался в лучах славы, наслаждаясь покровительством местных знатных богачей.
Последним написанным произведением стала опера «Парсифаль», над которой Вагнер трудился в течение пяти лет. Премьера прошла с оглушительным успехом, и через несколько месяцев Рихард отправился на отдых в Венецию. Там он проходил курс поддерживающих процедур от болезни легких. Вагнер скончался неожиданно, 13 февраля 1883 года. Тело композитора перевезли в Баварию и похоронили в поместье, где он провел последние годы жизни, с осознанием того, что достиг всего, о чем когда-то грезил.
Интересные факты
Новая опера
Четко разграниченные ранее арии, ансамбли и хоры под рукой Вагнера превратились в длинные, распевные монологи и диалоги героев, более приближенные к разговорной речи, не имеющие определенных точек «начала» и «конца». Они как бы переплетались между собой, выстраивая абсолютно новую нить повествования, непрерывно поддерживаемую оркестром. Оркестр также получил новую функцию в вагнеровской опере: он не просто сопровождал вокальные партии персонажей, а представлял собой дополнительный способ выражения эмоций, обозначения сюжетных линий и героев. Каждому новому действию, персонажу или явлению Вагнер присваивал собственный лейтмотив. В итоге по ходу представления лейтмотивы становились узнаваемыми, перемешивались и сочетались друг с другом, но неизменно помогали зрителю точнее проникнуть в смысл происходящего на сцене.
Значение Вагнера в истории мировой музыки
Нововведения Вагнера в жанре оперы поддержал такой знаменитый его современник, как Ференц Лист, ставший к тому же тестем Рихарда. Веймарская школа музыки, созданная Листом, по сей день является главным оплотом культа Вагнера. Многие молодые дарования, обучавшиеся там, перенимали стремление усилить способы выразительности, доступные музыканту. Множество имен прославленных композиторов стоит в списке тех, кто подражал Вагнеру и вдохновлялся его творчеством.
Музыка Вагнера в фильмах
Произведение | Фильм |
Золото Рейна | «Чужой: Завет» (2017) |
Валькирия | «Гранд Тур» (2017) |
Сериал «Теория большого взрыва» | |
Тангейзер | «Когти» (2016) |
Лоэнгрин | «Ледниковый период: Курс на столкновение» (2016) |
Тристан и Изольда | «Альтамира» (2016) |
Тангейзер | «Доверие» (2016) |
Летучий голландец | «Гонки» (2016) |
Тристан и Изольда | «Помнить» (2015) |
Золото Рейна | «99 домов» (2014) |
Тангейзер | «Личный космос» (2014) |
Парсифаль | «Пузырь» (2013) |
«К чуду» (2012) | |
Лоэнгрин | «Трансформеры 3» (2011) |
Летучий голландец | «Форпост» (2008) |
Золото Рейна | «Новый мир» (2005) |
Личность Рихарда Вагнера вызывает весьма неоднозначные реакции у каждого, кто хоть немного знаком с его биографией и убеждениями. Он не отличался порядочностью, заводя романы с женами уважаемых вельмож, а Казиму и вовсе увел у своего близкого друга. Проект театра Вагнер «позаимствовал» у одного мюнхенского архитектора, и не посчитал нужным даже спросить его согласия на воплощение. Вагнер обладал крайне скандальными политическими взглядами, был ярым антисемитом, а также пытался влиять на государственные дела короля Баварии. Однако то, что сделал Вагнер для мировой классической музыки, невозможно не заметить и оставить «за бортом».
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Рихарде Вагнере