резеда галимова певица биография фото

Владимир Леонов: «Резеда Галимова – символ Татарстана наряду со спортивными клубами!»

В Татарской государственной филармонии солистку поздравляли с юбилеем.

(Казань, 10 декабря, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Сегодня, 10 декабря, в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая с аншлагом прошел юбилейный концерт народной артистки РТ Резеды Галимовой.

Вечер открыл «Вальс цветов» П. И. Чайковского в исполнении Государственного оркестра народных инструментов РТ под управлением Анатолия Шутикова.

Первым прозвучало поздравление первого заместителя министра культуры РТ Эльвиры Камаловой. Она зачитала благодарность Президента Татарстана Рустама Минниханова «За большой вклад в развитие музыкального искусства, многолетний плодотворный труд».

резеда галимова певица биография фото
На юбилейном вечере солистка в сопровождении оркестра Шутикова исполнила лучшие композиции из своего репертуара. В репертуаре певицы – лирические произведения Чайковского, Рахманинова, Алябьева, Дунаевского, Яхина, Яруллина и Глинки. На фортепиано вокалистке аккомпанировал Владимир Варшавский.

Директор Татгосфилармонии Кадим Нуруллин сообщил присутствующим, что Галимова является солисткой оркестра уже 19 лет и всегда держит самую высокую планку исполнительского мастерства. Вокалистка родилась в октябре, а день юбилейного концерта, 10 декабря, – это день рождения матери Резеды Галимовой Альфии Зайнулловны. Ей директор филармонии также преподнес букет.

резеда галимова певица биография фото
Обладательница лирического сопрано Резеда Галимова прошла большой творческий путь. После окончания Нижнекамского музыкального училища имени С. Сайдашева в 1986 году в течение 11 лет она работала преподавателем по классу фортепиано детской музыкальной школы № 3 Нижнекамска. Но стремление к сольному пению оказалось решающим для будущей артистки. Параллельно работе она поступила в Российскую академию музыки имени Гнесиных (Москва) по специальности «вокальное искусство – академическое пение». Это определило ее дальнейшую творческую жизнь.

Резеда Галимова – лауреат международных Дельфийских игр в Москве в номинации «Академическое пение», международного конкурса вокалистов Grand Price (Италия) и III Республиканского конкурса вокалистов имени С. Сайдашева. В составе делегаций она принимала участие в Днях культуры Татарстана в таких странах, как Турция, Франция, Финляндия, Чехия, Украина, Латвия, Эстония, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Член жюри Международного конкурса вокалистов имени С. Сайдашева (Нижнекамск) и международного телевизионного конкурса молодых исполнителей Татарстана «Татар моны» (Казань), председатель жюри Республиканского телевизионного фестиваля творчества работающей молодежи РТ «Наше время – Безнен заман».

резеда галимова певица биография фото
Министр по делам молодежи и спорту РТ Владимир Леонов, поздравляя юбиляра, поблагодарил руководство филармонии за атмосферу в зале. «Такой милый, зимний семейный вечер», – сказал он. «Хотя я с вами лично мало знаком, но я давний поклонник вашего творчества. И вы сегодня наравне со спортивными клубами и известными людьми – тоже символ Республики Татарстан. Вы потрясающая женщина, талантливая, грациозная, вы для нашей молодежи просто звезда. И поэтому мы награждаем вас почетной грамотой за заслуги в области молодежной политики», – отметил министр.

Начальник Управления культуры исполнительного комитета Казани Азат Абзалов в свою очередь заметил, что у Галимовой нет соперников на сцене, а только поклонники. «Вы доносите своим голосом до нас искусство бельканто, растапливаете наши сердца. Невозможно так петь! Вы просто богиня!» – обратился чиновник к вокалистке и передал слова благодарности и «личный большой привет» от мэра Казани.

Творчество Резеды Галимовой весьма многогранно: это музыка старинных мастеров, русская и зарубежная классика, тонкое проникновенное исполнение старинных романсов и народных песен. Особенно ярко вокальное мастерство певицы проявляется при исполнении произведений Иоганна Штрауса. Очень органично ее голос и обаяние раскрываются в жанрах песни и оперетты.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Источник

Резедә Галимова: «Сәхнәгә чыкканда соңгы тапкыр эшләгән кебек эшлибез»

резеда галимова певица биография фото

«Опера театрына бер килгән кеше кабат килә»

Резедә апа, опера — югары сәнгать. Ул әлеге статусын әле дә саклыймы?

Классик музыка сәнгатен без башлыча операда күрәбез. Бу жанр һәрчак кызыклы, дәрәҗәле. Опера премьераларын тыңларга ашкынып барабыз. Дөньяның кайсы гына почмагындагы опера театрына барма — оста башкаручыларны тыңлаячаксың. Камил музыка, камил башкару — бу күңелгә ләззәт бирә. Шунлыктан, һәркем бер тапкыр булса да опера театрына барырга тиеш.

Татар кешесе операны яратамы соң?

Опера театрында татар шагыйрьләрен, язучыларын, әдәбият галимнәрен, музыкантларны, төрле өлкәләрдә хезмәт куючы башка кешеләрне очратканым бар. Бер килгән кеше кабат килә.

Татар кешесенә опера кирәк дип нәтиҗә ясый алабызмы?

Әлбәттә, кирәк. Татарстанның музыка дөньясы замана белән бергә бара һәм бу татар халкы өчен горурлык хисе тудыра. Тамашачы бер дә артта калырга тырышмый.

Татар җырчыларын максатчан рәвештә опера театрында җырларга әзерләү бармы?

Казан консерваториясендә укучы студентларны бәхетле кешеләр дип саныйм. Алар опера театрында эшләгән кешеләр белән аралаша ала, дәресләрендә белем туплый. Опера театры юлын үткән җырчылар белән аралашканнан соң бик күп серләргә төшенергә була. Шушы шәхесләрдән илһам алып, тәҗрибә тупларга мөмкин.

«Чит ил конкурсларында катнашу — үз-үзеңне сынау ул»

Татарстанда тәрбияләнгән, белем алган, классик юнәлештә иҗат итүче җырчыларга хәзер чит илләрдә чыгыш ясау, конкурсларда катнашу мөмкинлекләре күп. Җырчылар бу мөмкинлекне ничек бәяли?

Чит илгә бару, бөтенләй башка шартларда формалашкан тамашачылар алдында чыгыш ясау, әлбәттә, җаваплылык та, дәрәҗә дә. Әле бит җирле халыкның тормыш-көнкүрешен дә күзәтәсең, илнең тарихы, мәдәнияте белән кызыксынасың. Синең алда, чыннан да, икенче бер дөнья ачыла. Дөньяны гизү, үз-үзеңне үстерү теләге туа. Дөньяның төрле икәнлеген аңлыйсың.

Классик музыка кайда гына яңгырамый бит: Италиядән алып, Казанга кадәр. Төрле илләрдә һәм төрле конкурсларда катнашып, дәртләнеп китәсең. Туган илеңнән тыш, чит илдә дә кирәкле булуыңны тоясың. Чит ил конкурсларында катнашу — үз-үзеңне сынау ул, алга таба тагын да камилләшү өчен этәргеч.

Музыка өлкәсендә белем алу Бах, Моцарт, Гендель, башка классик композиторларның әсәрләрен өйрәнүдән башлана. Аларның биографияләрен, тарихи фактларын белеп, үзеңә дә гыйлем, гыйбрәт туплыйсың. Атаклы композиторларыбыз илһам килгәнен көтеп утырмаган, һәрвакыт иҗат итәргә, җыентыкларын бастырырга омтылган. Аккомпаниатор да булганнар алар, чөнки ишле гаиләне ашатырга кирәк булган. Аларга да бит нинди генә сынаулар аша үтәргә туры килмәгән. Дөньякүләм музыка әдәбиятында гыйбрәт алырлык әсәрләр бихисап.

Классик музыка — тәртипкә, оешканлыкка өйрәтә. Кечкенәдән музыка мәктәбендә укыган кешеләрне күзәтсәгез — аларның үз-үзен тотышы, тәрбиясе, кешеләр белән мөгамәләсе аерылып тора.

Җырчылар дөньякүләм дәрәҗәгә үсеп, чит илләргә китәләр. Бер яктан, алар татар мәдәниятен таныта, бу яхшы, әлбәттә. Әмма икенче яктан, татар җырчылары Татарстанда калса, яхшырак булмас идеме? Алар анда китеп югалмыймы?

Бүген дөньяның төрле дәрәҗәле сәхнәләрендә чыгыш ясаучы Альбина Шаһиморатова, Аида Гарифуллина һ.б. классик җырчыларыбыз берсе дә югалып калмады. Аларның үз тамашачылары бар. Дөнья сәхнәсендә чыгыш ясаган опера җырчыларыбызның берсе дә яраткан туган илләре — Татарстанга кайтып җырлаудан беркайчан да баш тартмыйлар.

Туган якка мәхәббәт балачактан ук туа, аны ата-анага мәхәббәт белән чагыштырып була. Һәммәсенең дә әти-әнисе бар һәм алар монда яши.

«Кем булуына карамастан, һәр кеше авырлыклары аша үзе үтәргә тиеш»

Опера театрында Сез еш кунак буласыз. Димәк, татар операсын да күзәтәсездер. Сез татар операсыннан канәгатьме?

Миңа «Алтынчәч» операсы бик ошый, чөнки ул халык музыкасына нигезләнеп язылган. Минемчә, операда милли музыка булырга тиеш. Тамырлары татар музыкасыннан алынсын. Заманага ияреп китеп, төптән заманчалаштырып иҗат итүне хупламыйм. Татар операсын тыңлаган кеше өенә кайткач аны көйләп йөрергә тиеш. Әсәреңне көйләп йөриләр икән, бу — композиторның уңышы. Әйтик, «Алтынчәч» операсында Нәҗип Җиһанов моңа ирешә алган. Концертларда Алтынчәч ариясен үземнең дә башкарганым булды.

Биография белешмәсендә Сезнең белем алган уку йортыгыз — Гнесинка дип билгеләнгән. Гнесинка — абруйлы, дәрәҗәле уку йорты. Ни өчен аны сайладыгыз?

Гнесиннар исемендәге музыка Академиясенә баруым очраклы түгел. Түбән Кама музыка училищесының вокал факультетын тәмамлагач, укытучым Вадим Шургалин белән максатчан рәвештә әлеге уку йортын сайладык, дөрес әйтәсез — ул югары дәрәҗәле уку йорты. Мәскәүгә юл тоттым. Барып җиткәч, адресын белешмәлектән эзләп таптым. Култык астымда кабул итү комиссиясенә җырлап күрсәтер өчен тупланган әсәрләрнең калын төргәге бар иде.

Имтиханнар гаять катлаулы, Академиягә вокалдан имтиханны өч тапкыр тапшырганнан соң гына кабул итәләр. Гаризаны, дөрес, биш югары музыка уку йортына биреп була иде, тик мин Гнесинкадан башка җиргә барырга да уйламадым. Училищеда укытучыларыбыз көчле иде, имтиханнар авыр булса да, мин аларны яхшы билгеләргә тапшырдым. Бу, әлбәттә, укытучыларымның югары профессиональ дәрәҗәсе һәм минем тырышлыгым нәтиҗәсе. Авыр чаклар да булмады түгел. Кем булуына карамастан, һәр кеше авырлыклары аша үзе үтәргә тиеш. Нәтиҗәгә ирешкәч, алар онытыла.

«Минем җырлыйсым гына килә…»

Резедә апа, классика җырлаучылар, бер чор җиткәч, укыту эшенә күчә. Сез дә укытырга теләмисезме?

Минем тормышымда кызыклы хәлләр булды. Укытырга гына түгел, хәтта Мәдәният министрлыгында эшләргә дә чакырганнары булды. «Ничек итеп иртәдән кичкә кадәр кабинетта эшләп, аннары чыгыш ясарга барыйм? Алай булдыра алмам. Минем җырлыйсым гына килә», — дип аңлаттым. Берничә эшне берьюлы эшләп, нәтиҗәнең югары булачагына ышанмыйм. «Сиңа җырларга гына кирәк икән — тынычлап җырла», — диделәр.

Җырларга яраткан кеше 24 сәгать җырлый: автобуста, уку йортында, урамнан барганда, әсәр өйрәнгән вакытта… Җырлау теләге бетмәс-төкәнмәс, гел башта әйләнеп йөри. Бүген мин Татарстан Республикасы халык уен кораллары оркестры солисты, һәр минутым оркестр белән бәйле. Оркестр белән төрле җирләрдә чыгыш ясаганда мөрәҗәгать итсәләр, мин беркайчан да ярдәм итүдән, профессиональ киңәш бирүдән баш тартмыйм. Бәлки киләчәктә укыта да башлармын.

Укуны тәмамлап кайткач, миңа Татар дәүләт филармониясендә эшләргә тәкъдим иттеләр. Филармониянең сәнгать җитәкчесе Илһам Шакиров, танылган дирижерлар Фуат Мансуров, Анатолий Шутиков, зур концертлар куючы режиссерлардан, атаклы җырчылардан торган җитди комиссия алдында имтихан тоттым һәм мине эшкә алулары турында хәбәр алдым.

Филармониядә классик репертуар, романслар, татар музыкасы, эстрада җырларын — барын да башкару мөмкинлеге бар, сине беркем дә чикләми, шул ягы белән ул миңа кызыклы. Тамашачылар безгә ихлас рәхмәт хатлары да язалар — монысы икеләтә күңелне иркәли.

Сез музыканың төрле юнәлешләрендә иҗат итәсез. Хәзерге музыкага килгәндә, ул гел үзгәреп тора, без гел Европа артыннан иярергә маташабыз кебек. Бу хакта фикерегез нинди?

Мин дә күп очракта тамашачы булам һәм тирәмдәге халыкның һәр төр музыканы яратып тыңлавын күрәм. Безнең тамашачы бер юнәлештәге музыка белән генә чикләнми. Чит илләрдә, мәсәлән, Европада — бөтенләй башкача. Анда дүрт музыканттан торган квартет төркемен карарга гына йөрүчеләр бар. Алар бары тик шуны гына тыңлый. Шушы кешеләр, мәсәлән, беркайчан да джаз музыкасын тыңларга бармаячак. Безнең тамашачы үзгә: бүген — операга, иртәгә — эстрада концертына, башка көнне спектакльгә барырга мөмкин. Бу, бер яктан, талымсызлык кебек инде, икенче яктан — дөньяны күзаллауны киңәйтә.

Иҗатчыларның экспериментлар ясавы, башка мәдәниятләргә иярергә тырышуы да — шулай ук эзләнү ул. Асыллар да эзләнгәндә генә табыла, ә кирәкмәгән табышлар барыбер коелып калачак бит.

Мин фестивальләрне югары бәялим. Бу берьюлы берничә театр, оркестр, кызыклы иҗат төркемнәрен күрү мөмкинлеге. Фестивальләргә йөреп, яңа кызыклы ачышлар ясыйсың.

Сәхнәгә чыкканда дирижерыбыз Анатолий Шутиков безгә: «Бүген соңгы тапкыр эшләгән кебек эшлибез», — ди. Шушы сүзләрдән соң син үзеңне бүген 100 процент тулаем күрсәтергә кирәклеген аңлыйсың. Тамашачы концертка уңай энергия алырга килә. Ә сәхнәгә һәрвакыт дулкынланып чыгасың. Җанлы кеше дулкынланырга тиеш, роботның гына андый хисләре юк.

Классик гадәттә җырлаучы да, эстрада җырчылары да «артист» дигән исемне йөртә. Классик җырчылар шоу-бизнестан ерак, бер читтә торган кебек. Сез ничек уйлыйсыз?

Классик җырчылар романслар да башкаралар, халык көйләренә дә мөрәҗәгать итәләр. Опера театрында иҗат иткән җырчыларның да репертуарында төрле әсәрләр булганын беләбез һәм алар югары дәрәҗәдә башкарыла.

Ә үзләре җыр язып, шуны үзләре җырлаган «автор-башкаручы”лар хакында сүз алып барсак, бу очракта профессиональлек искә алынмаска да мөмкин.

Эстрадада артист ничек тели — шулай киенеп чыга, теләсә ничек сөйләшә ала, ә классик башкаручыга таләпләр башка, югары сәнгатьтә чик бар. Шушы ике баскыч хәзер бер-берсеннән ни дәрәҗәдә аерыла?

Элек артистлар сәхнәнең катгый кануннарына буйсына иде. Бүген иркен тормышта яшибез, җырчылар да иркенлектән файдалана: үзләрен иркен тотарга хокуклы дип уйлыйлар. Тик кайчак барысын да бер камил кысага кертәсе килә. Бу — тормыш, бернишләтеп тә булмый. Кискен тәнкыйтьләп тә булмый. Сәхнәдә җырлау — якыннарың, туганнарың алдында гына җырлау түгел ул. Халык алдына чыгып җырларга җаваплык алган кеше иң элек яхшылап уйларга, үз алдына: «Кем өчен эшлим? Нәрсәгә? Җәмгыять өчен нинди тәрбия бирә алачакмын?» — дигән сораулар куярга тиеш.

Мәсәлән, миңа «Голос» тапшыруында жюри әгъзаларының үзләренең тотышы ошый. Анда төрле хәлләр була, тик ни генә булмасын, алар өчен кызармыйсың. Гәрчә шушы дүрт жюри әгъзасының һәммәсенең дә төрле юнәлештә эшләвен беләбез. Сәхнәдә кемгәдер аларның тәрбиясе ошап бетмәскә мөмкин, ләкин жюри буларак алар бөтенләй башка кешеләр: дөрес, гадел. Шулай булгач, без кеше буларак алар белән бертөрле уйлыйбыз дип саныйм.

Ни өчен «Татар җыры» кебек эстрада фестивалендә катнашмыйсыз?

Ни өчен катнашмавымны үзем дә белмим. «Барс Медиа”ның барлык җырчылары да заманча музыка башкара һәм әлеге ширкать нинди җырчылар катнашырга тиешлеген үзе сайлый дип беләм. «Барс Медиа”дан тәкъдимнәр килгәне бар, кайбер чараларында чыгыш ясаганым да булды. Аларга ярдәм кирәк булганда мин исемлектә бар. «Барс”лар мине таный, хөрмәт итә. Әмма алар эстрада сәнгате белән эш итә. Җиңел жанр да булырга тиеш, аны инкяр итеп булмый. Вакыт үтеп кенә аның ни дәрәҗәдә кирәкле икәнлеген бәяли алачакбыз.

«Кара пиар да тормыш чынбарлыгы»

Тамашачы күреп гадәтләнгән кайбер артистлар көтмәгәндә образларын алмаштырып чыга яки алдан сөйләшеп, бер-берсе белән «бәхәс» кузгата. Сүз дә юк, мондый алым аудиторияне җанландырып җибәрә. Берәүләре мактарга тотынса, икенчеләре «пычрак шоу-бизнеска исем китми» дип, битараф кала, сүгә. Сез мондый экспериментка барыр идегезме?

Иҗатында яңалык булмаган яки аудиториясен югалткан кеше генә мондый адымга бара. Әлеге пиарның сюжеты билдән түбән булырга, артист һөнәре белән бөтенләй дә бәйле булмаска мөмкин. Бу — ияләнгән агымнан төшеп калмаска тырышу. Кызганыч, бу да тормышыбыз чынбарлыгы. Мондый вазгыятьне мин үзгәртә алмыйм, ә телевизор яки радионы сүндереп куя, интернетта андый хәбәрләрне укуны чикли алам. Шул рәвешле, үземне кара пиардан саклыйм.

Андый артистларга бәя биреп утыруны файдасыз эш дип исәплим. Барысы да җайга салынсын өчен күпмедер вакыт үтәргә тиеш. Моннан башкача котылу юлы юк. Үзем мондый алымга беркайчан да бармас идем. Тамашачы сәхнә артындагы хәлләрне белергә тиеш түгел. Яраткан тамашачыбызның проблемаларсыз яшәвен телим. Сәхнәдә ниндидер серлелек булырга тиеш.

Өлкән буын сәнгатькәрләренең үз-үзләренең тотышларын күрәсең һәм, менә алар берәм-берәм китә бара, аларның иҗатларыннан, тормышларыннан нинди мирас калганын, аларның югары культурага ия шәхесләр булганлыгын аңлыйсың. Алар белән аралашудан беркайчан да уңайсыз тәэсирләр калмый. Өлкән буын артистларының тамашачыга карата гаҗәеп мөнәсәбәте булды, алар белән бер сәхнәдә булу мөмкинлегенә ирешә алуыбыз — зур бәхет. Берсе дә кемгәдер янап йөрмәде, яхшылыкны күреп ала беләләр иде һәм шәхси тормышларын бер дә халык алдында күрсәтмәделәр.

Һәр шәхес үзенең шәхси тормышын читләтеп узарга тели. Шулай да, Сез үз тормышыгыз турында безгә ниләр сөйләр идегез?

Ишле гаиләдә туып-үстем. Әтием, кызганыч, вафат инде. Әнием, бертуган абыем, апам, аларның балалары, оныклары белән дус-тату яшибез, бер-беребезгә ярдәм итәбез. Ирем, Сөембикә исемле кызым бар.

Кемдер хатирәләренә бирелеп, кемдер киләчәк белән яши. Сезнең тормыш принцибыгыз нинди?

Мин һәрвакыт яхшы кәефтә, кешеләр белән ачык, матур мөгамәләдә булырга тырышам. Кәеф яхшы булганда, син аны башкаларга да тарата аласың, шулчак дөнья ямьләнеп китә, яшәве дә җиңеләя.

Источник

Когда душа поет

резеда галимова певица биография фото

Отгремевший недавно в стране, в том числе и в Казани, грандиозный праздник футбола порадовал не только болельщиков и спортсменов, но и всех, кто любит музыкальное искусство, ведь в рамках ЧМ-2018 было много концертных программ и выступлений звезд разных жанров и стилей. Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Татарстан, солистка-вокалистка Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан Резеда ГАЛИМОВА также блистала на сцене музыкального фестиваля «Цветущий Татарстан», подготовленного Татарской государственной филармонией имени Г. Тукая для гостей и казанцев в дни чемпионата. В эксклюзивном интервью нашему журналу певица поделилась своими секретами вокального мастерства, мнением об эстрадных песнях и важности полной самоотдачи перед зрителем.

– Резеда Лукмановна, на одном из ваших творческих вечеров министр по делам молодежи и спорту (ныне министр спорта РТ) Владимир Леонов отметил ваши заслуги в области молодежной политики. На ваш взгляд, как можно успешно воздействовать на сознание молодых людей, чтобы они были активными, инициативными, стремились участвовать в жизни страны?

– Меня часто приглашают в качестве члена жюри на конкурсы, чему я очень рада. Поскольку имею возможность видеть, как развивается молодежь в творческом плане, какие у них, молодых, идеи, взгляды, настроения. Являясь председателем жюри республиканского телевизионного фестиваля творчества работающей молодежи РТ «Наше время – Безнен заман», могу сказать: молодым людям обязательно нужно дать возможность развиваться, вовремя помочь, подсказать, дать совет. Молодежь всегда активна и инициативна, надо только уметь направить ее энергию в правильное русло.

– А как вы относитесь к телевизионным проектам, цель которых – популяризировать вокал? Я имею в виду проекты «Голос», «Большая опера» и другие.

– Если речь идет о телевизионных проектах для профессионалов, как, например, «Большая опера» на канале «Культура», то я уверена, что их участникам дается путевка в жизнь: появляются агенты, помогающие им подняться по творческой лестнице. И это прекрасно, что человек вмиг становится популярен среди многомиллионной аудитории. Конечно же, речь идет о тех, кто с ранних лет занимается музыкой и твердо убежден, что это его путь в жизни, призвание. А вот к детским проектам, например, к таким, как «Голос. Дети», мое отношение неоднозначное. С одной стороны, понятно, что на эти проекты и так попадают уверенные в себе ребята, известные в своих городах и селах. Они не закомплексованы, привыкли к сцене, но, в любом случае, не настолько сильны, чтобы уметь стойко переносить неудачи. Но вот общее музыкальное развитие детям прививать нужно. А возвращаясь к проектам, скажу, что в вокале, как и в любом другом деле, настоящих профессионалов совсем немного.

– А если говорить не о телевизионных проектах, а о традиционных конкурсах вокалистов, какова их «кухня»? Вы ведь во многих конкурсах разного уровня принимали участие…

– Такие «экзамены» – важная часть деятельности любого вокалиста. Во всех конкурсах, в которых я участвовала, решения жюри никогда не вызывали у меня сомнений. Бывает так, что заранее предполагаешь, каков будет расклад и кто займет первые места. Но предположения строишь, просто исходя из опыта, зная своих соперников, их потенциал. Бесспорно одно: надо всегда рассчитывать не на лояльность судей, а только на себя. Важно быть подготовленным на сто процентов. Кроме того, вокалист выступает не один, а в союзе с концертмейстером. И эта совместная работа ведется в течение не одного месяца, а минимум полугода, а иногда и года. Поэтому к соревновательному моменту ты уже должен быть абсолютно готов. Конкурсы серьезно закаляют, проверяют человека и на смелость, и на эмоции. Фактически это синтез всего, что ты умеешь, чему научился, и ответ на вопрос: а своим ли делом ты занимаешься? Со стороны может показаться, что петь могут все. Очень ошибочное мнение.

– А как беречь голос, у вас есть какие­то особые секреты?

– Секреты просты. Самое главное – никаких излишеств, мера во всем. Исполнитель должен думать о зрителях и беречь свое здоровье ради них. Износ голоса происходит даже во время разговора, поэтому надо следить за своими эмоциями, нервами, сохранять эмоциональную энергетику для зрителя. Когда люди приходят на концерт, особенно связанный с классической музыкой, они приходят за добрыми эмоциями, позитивом, хорошим настроением. Классическая музыка, проверенная веками, всегда будет жить. Она вдохновляет и пробуждает талант в других направлениях. В нашем оркестре, к примеру, многие музыканты имеют хобби.

– Вы исполняете классическую музыку – зарубежную, русскую, татарскую классику, старинные романсы и народные песни. Но наверняка следите и за выступлениями эстрадных коллег. На ваш взгляд, насколько совершенна поэзия в современных эстрадных песнях?

– К сожалению, не всегда эстрадные, современные композиторы обращаются к качественной поэзии. В репертуаре певцов много песен на бытовые темы. И иногда даже возмутительно, что в песнях через строчку повторяется имя Всевышнего. Для разговоров с Аллахом есть отдельное направление – молитва.

Думаю, дефицит хорошей поэзии в песнях был всегда. Поэтому и песен было раньше не так много, но они пользовались особой любовью. Когда я в составе делегаций приезжаю, например, на Сабантуй в другие страны, я замечаю, что татары, проживающие вдали от нас, поют хорошие ретро­песни, проверенные десятилетиями, а не современную эстраду.

– А в классической музыке происходят какие­то изменения с течением времени или это что­то незыблемое, фундаментальное, нерушимое?

– В нотах четко все прописано, они строго отредактированы. Но произведения всегда звучат по­разному, в зависимости от голоса, таланта, жизненного опыта вокалиста. Важно вкладывать в песню душу, а не только талант. У дирижера Государственного оркестра народных инструментов Татарстана, народного артиста России Анатолия Ивановича Шутикова есть хороший девиз: «Работать как в последний раз!». Зритель знает, когда вокалист выкладывается в полную силу, и отвечает тем же. Поэтому каждое выступление должно быть значимым для исполнителя, каждое! И я очень рада, что работаю в таком замечательном коллективе, как Государственный оркестр народных инструментов РТ, где поддержку получаешь от каждого.

– Спасибо вам, Резеда Лукмановна, за интересную беседу!

Беседовала Альбина ХАЗИЕВА

Резеда Галимова – солистка-вокалистка Государственного оркестра народных инструментов РТ Татгосфилармонии им. Г. Тукая. Лауреат III Открытого республиканского конкурса вокалистов им. С. Сайдашева (1996), Международных Дельфийских игр в Москве в номинации «Академическое пение» (2000), Международного конкурса вокалистов «Гранд Прайс» (Италия, 2003). Гастролировала в разных странах мира: США, Франции, Италии, Австрии, Финляндии, Турции, Китае, на Кипре, в Украине, Казахстане, Португалии. Народная артистка РТ, заслуженная артистка РФ.

Источник

Салават Фатхетдинов: «Кандидатов много, но Филюс – несравненный!»

Первую республиканскую премию им. великого татарского певца получили достойные люди. Такое мнение выражают члены жюри. Филюс Кагиров, Резеда Галимова и Флер Шакиров вошли в историю. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на праздничном мероприятии, где, помимо награждения победителей, прошел и традиционный концерт в честь дня рождения легенды татарской эстрады.

резеда галимова певица биография фотоИмена лауреатов премии им. Ильгама Шакирова были известны еще пару месяцев назад, поэтому какой-то интриги по поводу того, кто станет обладателем второй по значимости творческой премии в Татарстане, не было

«УЗНАВАЕМОСТЬ БУДЕТ ТОГДА, КОГДА ЗРИТЕЛЬ НАЧНЕТ ПРИХОДИТЬ НА КОНЦЕРТ ЖИВОЙ МУЗЫКИ»

Имена лауреатов первой республиканской премии им. Ильгама Шакирова стали известны еще пару месяцев назад, но само торжественное мероприятие с вручением наград решили приурочить к 86-й годовщине со дня рождения «соловья татарского народа».

И до начала праздничного концерта «БИЗНЕС Online» пообщался с трио победителей. Все они находились в гримерке Татгосфилармонии и терпеливо отвечали на вопросы журналистов. Стоит отметить, что каждый из лауреатов был знаком или даже работал с Шакировым, а победитель в номинации «Народное исполнение» Флер Шакиров не просто однофамилец Ильгама Шакирова, а его племянник.

«Он изредка прослушивал меня, — рассказывает Флер, проработавший всю жизнь агрономом. — Но никогда не хотел, чтобы я стал певцом, говорил: хватит одного в нашем роду. Это сейчас хорошо: артисты на себя работают, а в те годы — только на государство».

Еще одна лауреатка, профессиональная певица, солистка Государственного ансамбля народных инструментов Татарской государственной филармонии им. Тукая Резеда Галимова не просто соприкасалась с легендой, а долгие годы работала вместе с Шакировым, который был художественным руководителем Татгосфилармонии. Выпускница Российской академии им. Гнесиных, лирическое сопрано на профессиональной сцене достаточно давно. Она народная артистка Татарстана, при этом широким кругам любителей татарской эстрады не слишком известна.

Впрочем, саму Галимову это никак не смущает. «У меня нет никаких сомнений, неуверенности по данному поводу, — говорит певица. — Кого выбрала общественность, комиссия — это не мне решать. Я человек, который должен принять награду. И по-своему очень счастлива и горжусь этим. Жизнь настолько длинная и красивая в нашем мире, что есть возможность очень многим исполнителям, конечно же, стремиться к лауреатству». О популярности обладательница первой в истории премии им. Шакирова в номинации «Женский вокал» высказывается так: «Узнаваемость будет тогда, когда зритель начнет приходить на концерт живой музыки. Вот это для публики самое важное, тогда кругозор аудитории расширится. Будут любить и классику, и произведения татарских композиторов, и народную музыку. Это сделает и нас более популярными и повысит культурный уровень населения».

Самое узнаваемое имя из тройки лауреатов — Филюс Кагиров, звезда татарской эстрады, теперь пробующий себя и в оперном театре. «Мы в одном коллективе не работали, естественно. Когда я приехал в Казань, Ильгам-абый был уже в возрасте, но на его юбилейных вечерах, концертах, посвященных его дню рождения, мы пели каждый год, — вспоминает Кагиров в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — А в Москве сидели с Ильгамом-абыем в одной гримерке — приятное воспоминание».

резеда галимова певица биография фотоСреди VIP-гостей была замечена министр культуры Татарстана Ирада Аюпова

«СРЕДИ ЖЕНЩИН СПОРЫ ВСЕГДА БЫЛИ И БУДУТ»

Тем временем публика стала собираться в зале филармонии, среди VIP-гостей были замечены министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, руководитель исполкома всемирного конгресса татар Данис Шакиров, вице-президент Академии наук РТ Дания Загидуллина, много было представителей национальной культурной интеллигенции.

И тем не менее все равно не покидала мысль, что суперсобытием первое в истории вручение премии им. Шакирова не стало, хотя изначально она и позиционировалась сравнимой по престижности с Тукаевской. Никто особо не спорил о кандидатах и не обсуждал уже вынесенное жюри решение. Разве что директор фонда им. Вагапова Рифат Фаттахов на днях в татарской прессе заметил, что считает самым достойным кандидатом Ильгама Валиева — тенора из Башопера, которого «вагаповцы» и выдвигали в этом году.

Но жюри приняло свое решение. Один из его членов Салават Фатхетдинов так оценил качество работы своей и коллег: «Все, как надо!» А потом объяснил нашему корреспонденту логику жюри более развернуто: «Классику еще никто не отменял, да, были споры, ничего не происходит без дискуссий. То, что вручили награду родному племяннику Ильгама-абыя, — это тоже к месту, даже символично. Лучше Филюса нет, кандидатов много, но Филюс — несравненный!» Отсутствие ажиотажа вокруг премии Салават-абый тоже объясняет просто: «Время такое, люди сидят по домам, пандемия. Может, немного в спешке было все, но ведь русские говорят, что хороша ложка к обеду, нужно было ко дню рождения Ильгама-абыя успеть».

Любопытно, но в женской номинации жюри выбирало между Галимовой и Диной Гариповой. Возможно, что лауреатство победительницы шоу «Голос» и участницы «Евровидения» привлекло бы больше внимания к премии.

Вот что говорит еще один член жюри, композитор Риф Гатауллин: «Все-таки нужно смотреть, кто внес больший вклад в татарское искусство. Галимова же всю жизнь здесь работает, солистка оркестра. Гарипова хоть и получила всероссийское признание… Здесь был критерий именно по вкладу в татарское искусство. Резеда — певица с академическим знанием, исполняет и оперные арии, и народные песни». Профессор Казанской консерватории, также член жюри, Зиля Сунгатуллина уверена, что премию получили достойные: «Филюса вы сами знаете, себя показал, Ильгам-абый ему дал свое благословение, они даже дуэтом пели, это было как передача эстафеты».

А вот многолетний помощник татарского соловья Ильхам Хазеев про Флера Шакирова добавил: «Ему еще на обратной стороне награды нужно выгравировать: „За верность Ильгаму Шакирову“».

резеда галимова певица биография фотоНачался концерт с чтения стихов, которые касались жизни и творчества Ильгама Шакирова. Любопытно, но это делали певцы: Георгий Ибушев, Зухра Шарифуллина, Фердинанд Салахов, Лидия Ахметова, Виль Усманов, Азат Каримов, Ильгиз Мухутдинов

«ДАЖЕ ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ ОН НЕ ПЕРЕСТАЛ СЛУЖИТЬ ТАТАРСКОМУ НАРОДУ»

Начался концерт со стихов, посвященных жизни и творчеству Шакирова. Любопытно, но в роли чтецов выступили певцы: Георгий Ибушев, Зухра Шарифуллина, Фердинанд Салахов и др. Ведущими вечера были звезды татарстанского телевидения Эльза Ахметзянова и Ильдар Киямов.

Для вручения премии они пригласили на сцену председателя национального комитета «Милли шура» Василя Шайхразиева, который напомнил собравшимся о роли Шакирова в татарском мире: «Ильгама-абыя нет среди нас, но он навечно в наших сердцах. Даже после своей смерти он не перестал служить татарскому народу, а продолжает это делать. Наш президент Рустам Нургалиевич говорил, что нам надо вместе делать все, чтобы увековечить память Ильгама Шакирова. Сейчас в Казани есть улица, носящая его имя, в музее в его родной деревне мы проводим различные мероприятия, вот и республиканская премия появилась».

После чего вице-премьер РТ возглавил церемонию награждения, а лауреаты выступили со сцены. Правда, Флер Шакиров спел одну песню, а Галимова и Кагиров — по три.

Вторая часть концерта уже была посвящена 86-му дню рождения «татарского соловья». С давних пор 15 февраля в стенах Татарской государственной филармонии проходит подобное мероприятие. Когда Ильгам-абый был жив, он сам участвовал в нем.

Пела молодежь. Со сцены звучали композиции в исполнении Марселя Вагизова, Зарины Хасаншиной, Ильгиза Шайхразиева, Ильнара Миранова, Илюсы Хузиной. Кагиров спел вместе с художественным руководителем филармонии Айдаром Файзрахмановым и Ильгизом Мухутдиновым песню «Олы юл», чем привел в восторг публику. Завершился концерт исполнением всеми артистами неофициального гимна татарского народа «Туган тел». В следующий раз премию им. Ильгама Шакирова будут вручать в 2023 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *