ревизор табакерка актеры и роли
Спектакль «Ревизор»
Описание
Продолжительность: 3 часа
Сеанс 29 октября COVID-FREE. Внимание! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе действующего цифрового сертификата (QR-кoдa), оформленного в соответствии с указом Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. №68-УМ, (в том числе при наличии отрицательного ПЦР-теста, сделанного не ранее, чем за 72 часа до начала мероприятия) и документа, удостоверяющего личность.
«Ревизор» – это легенда Театра Табакова. И если «Матросская Тишина» – легендарная трагедия, то «Ревизор» – легендарная комедия. Спектакль, на котором смеялись все, немало побродил по свету и вернулся в свой дом. Вслед за Николаем Гоголем Сергей Газаров в «Ревизоре» исследует природу фантастического обмана. Как вышло, что тот, кто «мошенников над мошенниками обманывал», сам так жестоко обманулся? И почему сюжет о заезжем промотавшемся юнце, принятом за ревизора из Санкт-Петербурга, оказался бессмертным?
Сергей Газаров: «Конечно, это комедия и всегда останется комедией. Но я хочу рассмотреть и драму умнейшего, страшнейшего человека – Городничего. Мудрый и опытный человек. Как же его обманул двадцатидвухлетний Хлестаков? Может ли это вообще произойти в жизни, например, сегодня? А Хлестаков? Такого человека нет, не может быть. Это воздух. Он никого не обманывает, он фантазирует — это полет души. А вот почему верят воздуху, боятся воздуха, почему слушают сумасшедших и не доверяют себе? Это вопросы, которые совсем в другую сторону разворачивают эту пьесу Гоголя!».
В роли городничего Сквозник-Дмухановского – Владимир Машков.
В роли Хлестакова – Владислав Миллер, вероятно, самый молодой Хлестаков в истории русской сцены.
Видео
Организатор: Московский театр Олега Табакова
«Ревизор» в Театре Олега Табакова — звездный состав играет историю невероятного обмана
Очередной театральный сезон в Москве вовсю набирает обороты и театры один за другим выпускают новые спектакли. Об одной из премьер Театра Олега Табакова, спектакле Аллы Сигаловой «Моя прекрасная леди», мы вам уже рассказали, и вот на Сцене на Сухаревской гремит новая премьера — театр представляет спектакль Сергея Газарова по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
В 1991 году в «Табакерке» Сергей Газаров уже ставил «Ревизора», и, что примечательно, часть его актерского состава успешно перекочевала в новую постановку целых 18 лет спустя. Это и Сергей Угрюмов, и Александр Марин, и Александр Воробьев, но в первую очередь это исполнитель роли Городничего — нынешний художественный руководитель Театра Олега Табакова, Владимир Машков.
Все действие спектакля вынесено на авансцену. Перед зрительным залом предстает обшарпанный фасад небольшой двухэтажной усадьбы в стиле классицизма, а действие происходит на широком балконе-балюстраде перед домом, иногда только перемещаясь на второй этаж, где за героями можно следить сквозь ряд широких окон.
Феерический обман молодого прощелыги и гиперболизированные до комического абсолюта бюрократические пороки жителей уездного городка — все перед зрителем как на ладони. Ничего не скрывается в тени арьерсцены, да и не желает скрываться, герои гоголевской пьесы своих взяток борзыми щенками не стесняются. Их задача как можно более ловко запудрить мозги молодому «ревизору» из столицы водкой и цыганскими плясками и как можно более умело сунуть ему в руки пару сотен рублей. Неважно зачем и сколько. Главное — тут все уверены, что именно так дела и надо решать. Ну не чистые же колпаки на больных надевать, не мусор же на улицах убирать, право слово, в самом-то деле?
И не возмущают жителей уездного города N ни фантастические сказки, рассказываемые пьяненьким щуплым мальчишкой, ни его неуемное мздоимство — это им кажется делом обычным, ведь это вполне себе укладывается в их привычную и устоявшуюся картину мира. Куда больше они возмущены и обескуражены самим фактом вскрывающегося в финале надувательства.
Режиссер Сергей Газаров рассказывает, что в своем спектакле прежде всего исследует природу фантастического обмана. Как промотавшийся юнец, весь спектакль фонтанирующий безумными фантазиями, смог так легко провести опытнейшего Городничего и других героев пьесы, тоже, прямо скажем, не лыком шитых?
И действительно, в основе спектакля невероятный обман и невероятность такого обмана — очевидная зрителю идея, поскольку достигается весьма яркими и выразительными постановочными решениями. Здесь все — от образов персонажей до костюмов и грима построено на преувеличении, гиперболе, не выходящих, однако, за рамки разумного (читай — школьной программы) и не превращающихся совсем уж в шарж или клоунаду.
Самая явная гипербола спектакля — как раз образ Хлестакова, роль которого исполнил совсем юный выпускник Московской театральной школы Олега Табакова Владислав Миллер. Он не просто молод, он откровенно юн и даже нарочито играет эдакого беззаботного метросексуального девятиклассника, который и все дары, сваливающиеся на его голову, воспринимает как само собой разумеющееся, и врет о себе, так упоительно преувеличивая, потому что еще не нюхал пороха взрослой жизни и все еще по-детски очаровательно глуп. Модная прическа, брючки с отворотами, ботиночки на босу ногу, шарф вокруг тонкой шейки. Он на фоне всех остальных героев выглядит беспечной мелюзгой, гуттаперчевым мальчиком, почти мультяшным вечно улыбающимся персонажем. Тем невероятнее становится финальное недоумение от того, что именно этим ребенком так легко оказались облапошены остальные герои пьесы, которые по всем законам жанра должны взирать на это резвое дитя лишь с улыбкой и некоторым отеческим снисхождением.
Хлестаков Миллера юн, свеж, гибок и, безусловно, держит внимание зрителя благодаря постановочным решениям — тут режиссеру на руку и его энергия и физические данные, однако тягаться с харизмой тяжелой артиллерии Табакерки, ее более опытных актеров, занятых в других ролях, у главного героя пока не получается, и весь остальной актерский ансамбль волей неволей (скорее, последнее, конечно) переигрывает юного ревизора вчистую.
Мне не пришлось видеть постановку 1991 года, но новый спектакль — безусловный бенефис Владимира Машкова, чья харизма (не только актерская, но и мужская), энергия и несомненный актерский талант — центральная ось спектакля, вокруг которой строится и повествование и существуют все другие персонажи Гоголя. В том числе и юный мальчик Хлестаков. Городничий Машкова уверен в себе, энергичен, деятелен, это такая грандиозная, мощная фигура в своеобразном, даже одиозном окружении.
Тут и Ляпкин-Тяпкин (Сергей Угрюмов), похожий на карикатурное представление о заядлом охотнике, он весь спектакль не расстается с ружьем, биноклем, лихими усами и меховым хвостом неведомого животного на мощном плече. Земляника (Александр Фисенко) — жалкий кляузник и выглядит жалко — у него нелепой расцветки костюм и внушительная плешь, и в этом образе Александра не узнать. Хлопов у Аркадия Киселева — помятый и трясущийся от страха смотритель училищ и правда выглядит как человек, от которого непременно разит луком. А почтмейстер Шпекин (Павел Шевандо) и вовсе вышел эдаким созданием непонятного пола, порхающим по сцене на пуантах.
Особенно хочется отметить исполнительниц женских ролей. Супруга Городничего в исполнении Яны Сексте (которая и телефонную будку сможет сыграть так, что глаз не оторвешь) — худосочная, немного истеричная экзальтированная дама разодетая в лучших традициях провинциального шика, то есть так, как одеты в ее понимании «в лучших домах Филадельфии» (ну или в мексиканских теленовеллах), поэтому ее эффектному появлению в образе а-ля Нефертити в этом царстве гротеска не особенно и удивляешься. Дочь Марья Антоновна (Наталья Качалова) в противовес своим родителям — очаровательная душечка с формами, которые еще более гипертрофированы объемными светлыми костюмами. Эдакая зефиринка в облаке перьев. Сцены между дамами и Хлестаковым, пожалуй, составляют наиболее удачную часть второго действия — и юный хлыщ, приударяющий за обеими, тут скорее выглядит как связующее звено дуэта двух актрис Табакерки, который действительно приковывает взгляд.
Еще более интересно решены образы Бобчинского и Добчинского. Обе роли сыграл Александр Марин (кстати, в постановке 1991 года исполнивший роль Хлестакова), и никаких двух персонажей на сцене нет. Зато есть дерганый, натянутый как струна помещик, страдающий раздвоением личности — о нем всем героям спектакля хорошо известно, и они давно научились его душевной болезни подыгрывать. Тем примечательнее, что они, такие прожженные насквозь дельцы, проходимцы, мошенники, верят так безоговорочно именно истории человека, страдающего всем очевидным психическим расстройством, о якобы приехавшем в гостиницу чиновнике из Петербурга.
Наш вердикт — у Сергея Газарова получился динамичный и увлекательный спектакль с сильными актерскими работами и несомненными удачными постановочными идеями. А на театральной карте Москвы появился еще один спектакль, куда смело можно идти всей семьей, включая бабушек и детей.
К нам едет новый ревизор. Смотрим премьеру Театра Олега Табакова
На сцене на Сухаревской Театра Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Ревизор». Первый показ прошел на фестивале «Атом Солнца», посвященном памяти Олега Павловича.
Постановка знаменитой гоголевской комедии — вторая в истории этого театра. Впервые «Ревизора» показали здесь в 1991 году. Над новым спектаклем работала практически та же команда: режиссер Сергей Газаров, актеры Александр Марин и Сергей Беляев, а также Владимир Машков, который снова, как и 28 лет назад, сыграл Городничего.
Старый «Ревизор»
1991 год. Московская театральная публика устремляется в «Табакерку» — дают «Ревизора». К всегда злободневной комедии Николая Гоголя обратился режиссер Сергей Газаров, выпускник первого курса Олега Табакова в ГИТИСе.
В главных ролях — молодые звезды театра, учившиеся у Табакова. Хлестакова играет Александр Марин, Землянику — Сергей Беляев. В городничего Сквозник-Дмухановского перевоплотился Владимир Машков, недавно окончивший Школу-студию МХАТ, а в его жену Анну Андреевну — Евдокия Германова. В постановке играли также Андрей Смоляков, Авангард Леонтьев, Евгений Миронов и Михаил Богдасаров.
«Ревизор» неизменно собирал полные залы. Те, кто видел спектакль, уверяли: на нем смеются даже самые серьезные люди. О зрителях, пытавшихся сдержать хохот и выходивших из зала в предобморочном состоянии, ходили легенды.
Союз театральных деятелей России назвал постановку Газарова лучшим спектаклем года. Но главной наградой для команды стало одобрение мастера — Олег Павлович был очень доволен «Ревизором», сделанным учениками.
«Ревизор» 2019 года
И сегодня, говоря о новом спектакле, художественный руководитель Театра Олега Табакова Владимир Машков в первую очередь вспоминает об учителе.
Этот «Ревизор» — не восстановленный спектакль 1991 года, это абсолютно другая постановка, говорит Сергей Газаров, который взялся за пьесу в очередной — третий — раз. Между двумя спектаклями был одноименный фильм, снятый в 1996-м, — с Евгением Мироновым, Никитой Михалковым, Мариной Нееловой и Олегом Янковским.
На сцене снова провинциальный городок XIX века. Никакого переноса в современность — в спектакле все как в пьесе Гоголя. Единственное изменение, которое позволил себе режиссер, — небольшое сокращение действующих лиц. В постановке нет Бобчинского — из дуэта двойников-интриганов остался один, единый в двух лицах Бобчинский-Добчинский.
«Осовременивание — это путь, который я не очень приветствую. Мне кажется, это немножко от лукавого. Если в пьесе ты видишь связь с сегодняшним днем, значит, в ней все и так актуально, ничего осовременивать не надо», — считает Сергей Газаров.
Владимир Машков — один из артистов, игравших в том самом «Ревизоре» 28 лет назад. В новом спектакле он снова играет Городничего. «Ни в спектакле, ни в постижении роли нет окончательной точки, — уверен он. — И именно этим прекрасен наш русский психологический театр. Мы не можем ничего забить гвоздями раз и навсегда»
Сергей Беляев, который в первой версии играл Землянику, стал Осипом — слугой Хлестакова. Александр Марин, игравший Хлестакова, теперь предстает в роли Добчинского-Бобчинского, виртуозно переключаясь с одного на другого.
Хлестакова предложили сыграть 20-летнему Владиславу Миллеру, выпускнику Школы Олега Табакова. В труппе театра он числится только с прошлого года, и «Ревизор» — его вторая большая работа на этой сцене. Дебют Миллера состоялся в еще одном громком возобновленном спектакле театра — «Матросской тишине», где он сыграл Давида Шварца. Его Хлестаков — самый молодой за всю историю постановок «Ревизора».
«От того, что я самый молодой, волнения нет. Оно есть от того, что на мне лежит ответственность, как и на любом другом артисте в этом спектакле. Но объем моей роли больше, чем у других, поэтому я думаю о том, как сделать свою линию целостной. Тем более что это мне доверили Владимир Львович и Сергей Ишханович», — говорит Владислав Миллер.
Жена Городничего играет Яна Сексте. Сыграть Анну Андреевну — большое счастье для актрисы, говорит она. Это очень характерная и интересная роль.
«Это женщина бальзаковского возраста, у которой уходит последний трамвай, поезд, воздушный шар, — рассказывает артистка. — Она живет в городе, из которого “хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь”. Она полна отчаяния и тоски, нерастраченной жажды жизни, мощи, любви. Это раздирает ее».
Сложные трюки и царица Нефертити
Над декорациями работал художник-постановщик Александр Боровский, лауреат премии «Золотая маска». Он оформил более 150 спектаклей — не только в России, но и в США, Дании, Италии и других странах. Для «Ревизора» он придумал огромный фронтон дома с террасой. За ним — множество лестниц, по которым передвигаются герои, выглядывая из окон.
Владислав Миллер в этих декорациях чувствует себя как рыба в воде: в два прыжка оказывается на втором этаже, танцует на перилах и выполняет практически акробатические трюки. Это результат многолетних тренировок — он с детства занимался классической хореографией и танцевал хип-хоп.
«Хлестаков — это не человек, а воздух, антигравитация, нечто облачное. Поэтому здесь очень много пластики, трюков. Очень долго все это отрабатывали, репетировали, я вечно был в ссадинах и синяках. И сейчас я без страховки залезаю на второй этаж. Естественно, если упаду, надо будет давать занавес. Поэтому к репетициям подходили очень ответственно», — вспоминает Миллер.
Костюмы создала Мария Боровская — дочь Александра Боровского. Это ее вторая работа в Театре Олега Табакова. Городничего она нарядила в элегантный бордовый бархат, Хлестакова — в модные туфли оксфорды, подвернутые брюки, пиджак с закатанными рукавами. Сразу видно — парень из столицы, возможно даже из сегодняшней, просто очень увлечен винтажной модой.
Однако самые яркие наряды — у Яны Сексте и Юлианы Гребе, играющей Марью Антоновну, дочь Городничего. Царица Нефертити, русская красавица в кокошнике — и это еще не все образы, в которых героини успевают предстать в течение спектакля.
«Они обе сходят с ума от скуки, ничего не делая. У них много разной одежды, они себя развлекают, как могут. Режиссер нам сказал: “Я предлагаю вам похулиганить. Как хотите, так и приходите на репетиции”. И мы каждый раз что-то придумывали вместе с художником по костюмам», — рассказала Яна Сексте.
Путь «Ревизора»
Считается, что сюжет «Ревизора» Николаю Гоголю подсказал Александр Пушкин, рассказав, как в Новгородскую губернию заезжал мошенник, выдал себя за высокопоставленного господина из министерства и всех обманул. Воодушевленный историей Гоголь взялся за работу и закончил пьесу через несколько месяцев. «Ревизор» был опубликован в 1835 году.
Поставить пьесу удалось через год — чиновники не хотели видеть сатиру на себя. Василию Жуковскому — другу и поклоннику творчества Гоголя — пришлось самому убедить императора Николая I, что ничего оскорбительного в произведении нет.
Впервые «Ревизора» показали в Александринском театре в 1836 году. Император был на премьере и одобрил постановку. Сидя в ложе, он аплодировал и смеялся, а после падения занавеса произнес знаменитую фразу: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!» Николай I настоятельно рекомендовал спектакль всем министрам и часто цитировал пьесу. Возникали персонажи «Ревизора» и в переписке императора с цесаревичем Александром Николаевичем. Отец и сын писали друг другу о встречах с людьми, напоминавшими Городничего или Бобчинского, и о смехе, который едва могли сдержать.
Однажды император не смог удержаться от шутки. Оказавшись вскоре после премьеры в уездном городке Чембаре Пензенской губернии, он весело обвел глазами столпившихся вокруг него местных чиновников и сказал: «Ба, да я вас всех знаю!» Поспешив уверить удивленных собеседников в том, что видит их в первый раз, он добавил, что знает их всех по «Ревизору».
В следующий раз посмотреть «Ревизора» в Театре Олега Табакова можно 21 ноября, а также 4, 10 и 27 декабря.
Владимир Машков, Владислав Миллер, Александр Марин в премьере спектакля Сергея Газарова «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя в Московском театре Олега Табакова, октябрь 2021 Москва
Московский театр Олега Табакова, Сцена на Сухаревской / Россия, Москва
Премьера спектакля «Ревизор»
По одноименной пьесе Николая Васильевича Гоголя
Режиссер: Сергей Газаров
Состав исполнителей
Сквозняк-Дмухановский (городничий) – Владимир Машков
Хлестаков – Владислав Миллер
Бобчинский/Добчинский – Александр Марин
День показа
29 сентября (ср) 2021
12 октября (вт) 2021
23 октября (сб) 2021
29 октября (пт) 2021
Начало в 19.00
Продолжительность ‒ 3 часа с одним антрактом.
В сентябре и октябре Московский театр Олега Табакова приглашает зрителей на бессмертную комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» в постановке Сергея Газарова с Владимиром Машковым в роли городничего.
Сергей Газаров – известный российский актер и режиссер театра и кино, сценарист. С Олегом Табаковым и его студией, а затем театром, у Сергея Газарова связано очень многое в его творческой жизни – это и учеба в ГИТИСе на курсе Олега Табакова, и работа в студии Олега Табакова в 1986 – 1991 гг. Именно в Студии Олега Табакова в 1991 году Сергей Газаров поставил свой первый спектакль «Ревизор». Постановка была очень успешной, «Ревизор» был признан лучшим спектаклем года и принес молодому режиссеру премию Союза театральных деятелей. В 2019 году Сергей Газаров поставил новую версию «Ревизора» в Московском театре Олега Табакова, о которой он говорит следующее: «Конечно, это комедия и всегда останется комедией. Но я хочу рассмотреть и драму умнейшего, страшнейшего человека — Городничего. Мудрый и опытный человек. Как же его обманул двадцатидвухлетний Хлестаков? Может ли это вообще произойти в жизни, например, сегодня? А Хлестаков? Такого человека нет, не может быть. Это воздух. Он никого не обманывает, он фантазирует — это полет души. А вот почему верят воздуху, боятся воздуха, почему слушают сумасшедших и не доверяют себе? Это вопросы, которые совсем в другую сторону разворачивают эту пьесу Гоголя!»
Главную роль городничего Сквозняк-Дмухановского исполнит известный российский артист театра и кино, режиссер, народный артист России, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова – Владимир Машков. Примечательно, что в 1991 году в первой постановке «Ревизора» Владимир Машков также играл городничего. Про спектакль ходили легенды, он имел оглушительный успех. В постановке ярко проявился талант Владимира Машкова, как комического актера. Ему удалась острохарактерная роль на грани гротеска.
В роли Хлестакова – выпускник Школы Олега Табакова, молодой актер Владислав Миллер. По мнению режиссера спектакля Сергея Газарова – «Это совершенно уникальный парень, который очень талантлив драматически и очень тренирован физически. Да еще и молодой. Ему двадцать лет. Почти, как и Хлестакову». Владислав Миллер, возможно, станет самым молодым исполнителем роли Хлестакова в истории театра.
В роли Бобчинского/Добчинского (в спектакле это один персонаж) занят один из ведущих артистов и основателей «Табакерки», известный российский артист театра и кино, режиссер – Александр Марин. В постановке Сергея Газарова близнецы Добчинский и Бобчинский становятся одним человеком с очевидными симптомами тяжелого душевного расстройства и раздвоения личности.
В спектакле заняты ведущие артисты театра, бывшие ученики своего великого мастера, Олега Павловича Табакова: Сергей Беляев, Сергей Угрюмов, Александр Фисенко, Яна Сексте и другие.
Спектакль пройдет 30 апреля, а также 1, 12 и 18 мая на новой сцене на Сухаревской площади.
Для приобретения билетов просим вас связаться с нашими сотрудниками.
ТАКЖЕ У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАБРОНИРОВАТЬ ДЛЯ ВАС ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – РАЗМЕЩЕНИЕ В ОТЕЛЕ, ЗАКАЗАТЬ ПРОЕЗДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (АВИА И Ж/Д), ТРАНСФЕР И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ. ДЛЯ РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ПРОСИМ ВАС СВЯЗАТЬСЯ С НАШИМИ СОТРУДНИКАМИ.
Премьера «Ревизора» в «Табакерке» сразила зрителя наповал
Под ручку с Гоголем и Станиславским
Самая шумная премьера ноября — «Ревизор» в «Табакерке» на Сухаревской. Кстати, второй в биографии подвального театра: в самом начале 90-х, еще при Табакове, на Чаплыгина, «Ревизора» выпустил Сергей Газаров, и спустя 28 лет он же сделал его при Машкове. Заново. Чем кончилась попытка второй раз войти в одну воду — наблюдал обозреватель «МК».
Кажется, нет такого театра в Москве, а уж тем более в стране нашей, где в афише не значился бы «Ревизор» Гоголя. Комедия Николая Васильевича, написанная им в 1835 году (премьеру сыграли в Александринке год спустя), хороша в афише ну буквально на все случаи жизни: школьников просветить, людей посмешить, в подлости власти убедиться и, главное, театральную кассу поправить. В общем, «Ревизор» — беспроигрышный вариант. Да и какого только «Ревизора» не видали отечественные подмостки за эти 183 (. ) года. Он, как в модном торговом молле, представлен на любой вкус: строго по классическому лекалу, фарс, сатира, инфернально-мистерийное зрелище, депрессивное, интеллектуальное и, разумеется, актуальное. Одетое и раздетое, скромное и бесстыжее… Всякое повидал «Ревизор» на своем веку — в зависимости от времени на дворе и запросов публики.
Однако новая версия режиссера Сергея Газарова в «Табакерке» у Машкова — нечто особенное, хотя на первый взгляд по форме (не побоюсь этого слова) — вполне себе традиционное. Театр гиперактивного физического действия Газаров соединил с театром психологическим. Две различные природы, призванные стараниями постановщика и актерского состава слиться в единое и нерушимое. Однако избранный союз — рискован, коварен, является жестким тестом на профессионализм труппы, состоящей, кстати, уже из представителей разных поколений, разной выучки, находящихся в разной профессиональной форме.
А ведь именно актер здесь представлен крупным планом, независимо от объема роли. И мало того: этот «крупняк» не статичен — он в постоянном движении. Новые технологии в «Ревизоре»-2020 отменены за ненадобностью. Так что «Табакерка» бескомпромиссно играет в чистый театр и ни во что другое. Таков выбор Владимира Машкова: ярый апологет школы Станиславского, он другого не допускает и, будучи по своей природе перфекционистом, со всех спрашивает по гамбургскому счету. Чистота эксперимента начинается…
Вот знаменитая сцена: «Господа, к нам едет ревизор». Ну помните же: «Как ревизор?» — «Как ревизор?» — на разные голоса произнесенная фраза удивленно плывет от одного перепуганного чиновника к другому. А городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, в роли которого и выступает сам Владимир Львович, уже превратился во льва, который готовится к прыжку, много раз им же за годы службы совершенному. Вот только на этот раз — беда: привычный фокус сбит — перед ним не чин какой-то важный явился, а насмешка одна, да и только. Оттого «лев» в первой части первого акта совсем не царственный вид имеет, а будто оглушен. Но временно, пока не купит, как ему покажется, молодого чиновника, живущего в гостиничном номере под лестницей (в прямом смысле слова). Мгновенная трансформация по превращению бешеного кролика в царя зверей.
Сцена из спектакля. Фото: tabakov.ru
И «зверюшки» его — группа чиновников — один коллективный страх, испуг, который успешно проиллюстрировал бы своим знаменитым «Криком» Мунк, родись он раньше. Пока же орет только судья Ляпкин-Тяпкин, и прямо в зал:
И не образы это — карикатуры. Циник Ляпкин-Тяпкин (Сергей Угрюмов), легковесный пустой подпевала Гибнер (Виталий Егоров) с руладами, между прочим, на тирольском; угрюмый и тяжеловесный Земляника (Александр Фисенко); слабый в ногах и всем телом, как штаны без ремня, Хлопов (Аркадий Киселев), ну а вкрадчивый почтмейстер Шпекин (Павел Шевандо) так же воровато ходит на цыпочках, как читает чужие письма. Карикатурность нарочито выписана удачными и гримами, и костюмами. Мария Боровская, продолжающая династию Боровских, хотя художник и молодой, но в фантазии, вкусе и, главное, в чувстве меры ей не откажешь. Хотя все, что задумано постановщиком, тут кажется без меры.
Да, «Ревизор» начала ХХI века — сплошное движение, стремление, как действенные глаголы: бежать, летать, хватать, рвать, врать, воровать и т.д. Но в полете этом — не анархия, мать порядка, а жесткая конструкция с жестким режиссерским расчетом всех действий всех мизансцен. С этой точки зрения простых сцен здесь нет, но самая, пожалуй, сложная среди них — кульминационная сцена вранья. Многофигурная и многоходовая, она застроена горизонтально и вертикально. Вранье Хлестакова (Владислав Миллер) носит акробатически-хореографический характер — с батманами, падениями, прыжками, уходами с первого этажа декорации (сценография Александра Баровского) на второй и с возвращением в исходную позицию. Завиральный полет Хлестакова и компании блистательно придуман и просчитан Леонидом Тимцунником.
Но вот что обращает на себя внимание: в этом массово-трюковом действии параллельно же развивается другая, внутренняя линия — городничего, на глазах которого его же супруга (Яна Сексте) совсем потеряла голову от вранья петербуржского хлыща. Герою Машкова одновременно надо и чину в ситуации соответствовать, угождать (что для такого прожженного типа — раз плюнуть), и переживать очевидную если не измену, то полную готовность супруги к ней. И вообще ко всему. Надо сказать, Машков — виртуоз в этом раздвоении, ни на секунду не выпадает из группового феерического каскада.
Действительно, это очень эффектная, идущая под нарастающий хохот зала сцена, но если допустить лишний шаг, жест не туда и не про то, то… сложносочиненная Газаровом конструкция прямиком летит в плоский ржачный фарс, произведенный какой-нибудь антрепризой, у которой достаточно средств на покупку звезд. Поэтому только максимальная концентрация каждого в ансамбле, его внимание, точность реакций могут гарантировать реализацию столь оригинальной затеи и стабильное исполнение.
Высшая задача в том, чтобы вместе с Гоголем и его бессмертной комедией познать российскую реальность и показать, как в зеркале, ее сегодняшнюю. А не вчерашнюю, и уж тем более — с прошлогодним «снегом». Ведь «Ревизор» за 183 года своей жизни в России прошел испытание разными общественно-политическими устройствами: царским, мятежно-революционным, советским социалистическим, перестроечным. Нынешнее — недоразвито-капиталистическое — в «Табакерке» предстает беспредельно абсурдным и сверхтеатральным в лучшем смысле этого понятия.
А такой театр, задуманный режиссером Газаровым и худруком Машковым, делают в первую очередь актеры! Класс высокой игры подтвержден практически всеми участниками постановки: Владимиром Машковым (центровой в игре, жестко держит действие), Яной Сексте, двумя Сергеями — Угрюмовым и Беляевым, Виталием Егоровым. А вот Александр Марин, совместивший в себе одном Добчинского и Бобчинского, в этой чиновничьей камарилье стал особым и по роли в истории, и по игре, не допускающей мысли о втором составе. Вот уж эталонная карикатура: зализано-засаленные волосы, будто остановившийся взгляд, резкость движений и столь странные интонации только подтверждают безумие происходящего в России и тогда, да и теперь…
Но главное, что в спектакле есть открытия. Прежде всего это Владислав Миллер в роли Хлестакова. Ставка, сделанная худруком «Табакерки» на 20-летнего артиста еще в «Матросской Тишине», в «Ревизоре» оправдалась в полной мере. Его Хлестаков — легкий, пластичный, по-мальчишески нахальный, но с вороватой оглядкой: не будет ли схвачен за руку? Но, убедившись, что не схватят, проскочил, превращается в обаятельнейшего наглеца. И Наталья Качалова в роли Марии Антоновны также стала открытием: роль ее хоть и небольшая, но показывает природную органику молодой актрисы.