ребро адама актеры россия и роли
Ребро Адама (фильм, 1990)
«Ребро Адама» — художественный фильм, поставленный режиссёром Вячеславом Криштофовичем в 1990 году по мотивам повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом». Экранизация в целом трагична и существенно отличается от оригинала, имеющего комичный фон (в повести вместо бабушкиного колокольчика посреди квартиры валяется раковина, о которую все спотыкаются, что естественно в доме без мужчины).
Содержание
Сюжет
Действие происходит в СССР, приблизительно в конце 1980-х годов. Нина Елизаровна работает экскурсоводом в музее «Красная Пресня», живёт в небольшой квартире с двумя взрослыми дочерьми («от двух очень разных мужей») и ухаживает за прикованной к постели старой матерью, которая не может говорить и у которой парализовано всё тело за исключением левой руки и головы. В трудной семье без мужчины, с не самым высоким достатком и тяжёлое время, приходится думать об образовании и замужестве дочерей. В музее Нина Елизаровна знакомится с одним из посетителей, Евгением Анатольевичем, который приходит туда каждый день две недели подряд, чтобы увидеться с ней. Между ними возникает симпатия. Однажды после работы Нина Елизаровна встречает Евгения Анатольевича у подъезда своего дома, после чего приглашает его прийти к ней завтра. На следующий день, готовясь к встрече, Нина Елизаровна рассказывает своей парализованной матери о Евгении Анатольевиче. Желанное свидание было прервано старой женщиной, когда она позвонила единственной работоспособной рукой в колокол, висящий над кроватью, чтобы позвать дочь, и Нина Елизаровна была вынуждена выставить Евгения Анатольевича за дверь. Дочь выясняет отношения с матерью, понимая, что та специально звонила в колокол, чтобы помешать ей уединиться с человеком, к которому она испытывает светлые чувства.
Старшая дочь, Лидия, работает в одном из московских учреждений. У неё роман с начальником, Андреем Павловичем, у которого есть жена и дети. Они собираются вдвоём поехать на отдых в Адлер, но, чтобы не показывать свои отношения на людях и не давать поводов для всяких домыслов и слухов, решают поехать туда поодиночке с разницей в несколько дней. Сначала — он, потом — она. Но за день до отъезда с Лидой встречается жена Андрея Павловича. Она сообщает ей, что в Адлер уехала подруга и сослуживица Лиды, Марина. Лида понимает, что её личные отношения с Андреем Павловичем закончены.
Младшая дочь, 15-летняя Настя, учится в ПТУ и в данный момент проходит практику в гастрономе. У неё есть молодой человек, Михаил, с которым она встречается в свободное от учёбы и работы в гастрономе время. В какой-то момент Настя узнаёт, что она беременна, и сообщает об этом своему молодому человеку, которого эта новость шокирует. В конечном счете Настя даёт Михаилу от ворот поворот.
На день рожденья своей парализованной матери Нина Елизаровна приглашает несколько мужчин: двух бывших мужей, отцов её дочерей, и нынешнего ухажёра. Начавшееся было хорошо, застолье заканчивается ссорой. Настя говорит всем присутствующим, что беременна и хочет родить этого ребенка. Ко всему прочему появляется её уже бывший молодой человек, Михаил, который пытается даже выломать дверь квартиры, но Евгений Анатольевич его «успокаивает». Наконец все мужчины уходят. Глубокая ночь, но никто не спит. Нина Елизаровна с дочерьми сидят на кухне и разговаривают. Парализованная мать пытается позвонить в колокол, чтобы позвать кого-то из них, но дергает за веревку слишком сильно, и язык колокола попадает ей в лоб. Придя в себя, она обнаруживает, что паралич прошёл. При этом остальные женщины продолжают на кухне обсуждать дальнейшие планы, так как колокол не прозвонил, и они ничего не услышали. Незаметно для них старая женщина встаёт с постели и идёт в другую комнату, в которой проходило застолье. Там, стоя у стола, она начинает петь старинный романс, который слышат её дочь и внучки. Они замолкают и по очереди идут в комнату и обнаруживают выздоровевшую бабушку.
Ребро Адама
Обычно я не пишу рецензий к фильмам, немного не мой жанр, но сегодня не смог удержаться. В коллекции оказался лучший советский фильм, который я видел за последние несколько лет. Долгие годы я был глубоко убежден, что в перестроечное время снимали только откровенную дрянь и чернуху, но несколько лет назад мне на глаза попалась «Крейцерова соната» с Олегом Янковским в главной роли, и моя уверенность пошатнулась. И вот сегодня, когда я посмотрел «Ребро Адама», она рухнула окончательно.
Эта фраза и есть кульминация всего фильма, женщина, рожденная в однополой семье неспособна измениться, неспособна создать свою семью, неспособна нормально воспитать своих дочерей, которые вырастают такими же озлобленными манипуляторшами. За много поколений они утратили способность понимать мужчин и выстраивать с ними хоть какие-то отношения. Так десятилетие за десятилетием бабий дом рушит традиционные устои общества, разрастаясь и пожирая все вокруг.
Со дня выхода картины прошло больше 25 лет, с тех пор ситуация только усугубилась, число подобных серпентариев выросло на четверть и продолжает расти. Количество однополых семей у нас в стране уже превышает 70%, так что этот фильм становится все более и более актуальным.
Все отзывы о фильме Ребро Адама
Лучшие отзывы о фильме «Ребро Адама»
Очень русский фильм. Про нашу жизнь, про наш быт. Про наших женщин, про нашу любовь и про нашу семью. Вечная мелодрама со счастливым концом. Это про русских 😉
Сколько же фраз из этого фильма разобрано на цитаты, стало «крылатыми выражениями». Жизненный фильм об истории трех женских поколений, этакий «Бабий дом». Стоит похвалить, утонченно переданный образ каждой женщины, уделение особого внимания деталям сильной и слабой стороны каждой, радости и горести, любви и разочарования. Это история о нашей нелегкой женской доли с зигзагообразными судьбами, проблемами, переживаниями, эмоциями, воспоминаниями, одиночеством. Но вместе с тем, героини не забывают оставаться женщинами, матерьми, дочерьми и находят силы для улыбки, смеха и даже самоиронии. Но самое главное, что они составляют единое целое, семью, и горой встанут друг за друга. Разве ни это ли является самым теплым, важным и бесценным. Трагикомедия просто о нашем маленьком женском счастье.
— Женя, а эти трусы в цветочек Вам очень к лицу. (с)
Нельзя не выразить свое восхищение такими великими и прекрасными актрисами, как Инной Чуриковой, Марией Голубкиной и Светланой Рябовой. Я готова аплодировать стоя этим потрясающим женщинам. Вместе они составляют удивительное трио. Украшением, сокровищем фильма является бесподобная Инна Чурикова. Мужчины не смеют пройти мимо этой космически привлекательной и талантливой женщины, они просто обязаны снимать шляпы, преклонять колено, осыпать ее огроменными букетами и целовать ручки.
— Добытчица ты наша! (с)
Это сугубо женский фильм, грустный, но с непобедимым чувством юмора. Уверена, многие из нас найдут в нем часть себя. Мне кажется, его нужно посмотреть каждой юной барышне, прежде чем вступить на порог взрослой, сложной жизни. Просто для того, чтобы намотать на ус. Ведь только дураки учатся на своих ошибках. Это история, которая не имеет временных границ. И имеет вечное.
Ребро Адама (1990) – реж. Вячеслав Криштофович
Когда я говорю, что ненавижу российские фильмы из 90-х, я подразумеваю, что не хочу туда возвращаться, даже на два часа, даже на мгновение. Ужасно больно. Но на этом беспросветно-мрачном небе есть картина, которую я просто обожаю. Нет, в ней ничего не приукрашено – это наша тогдашняя действительность во всей красе со всеми дефицитами, но остаётся после просмотра чувство уверенности, что всё с нами будет хорошо, что главное, не потерять доверие близких, держаться вместе под натиском неприятностей. Как в этой семье, где одни женщины. С трудом верится, что согласно библии Бог сотворил женщину из ребра Адама. Или это было самое главное ребро. Ребро всех рёбер, без которого ни стоять, ни ходить, да что там – существовать невозможно. Женщины в этой картине настолько интересны, что все мужчины меркнут на их фоне, отступая в тень.
В фильме рассказывается о нескольких днях из жизни четырёх женщин – мать, Нина Елизаровна (Инна Чурикова), её две дочери, Лидия (Светлана Рябова), Настя (Мария Голубкина) и бабушка (Елена Богданова). Время на дворе суровое – пресловутая перестройка, которую так любит Запад и которую ненавидит каждый, кто в ней жил. Это как оказаться на стройке, где ничего не строят, а только шумят, устраивают грязь, всё ломают и корёжат и нет надежды, что эта стройка когда-нибудь кончится и будет построено что-то путное. Вот так и в жизни этих женщин.
Нина Елизаровна имеет двух дочерей от разных мужей, но, мудрая, остаётся с ними в хороших отношениях ради дочек. Настолько хороших, что мужья продолжают помогать по мере состояния своего кошелька. Сама Нина Елизаровна хочет попытать свою судьбу в третий раз – к ней на экскурсии в музее Красная Пресня зачастил Евгений Анатольевич (Андрей Толубеев) из командировочных. Как он, с виду такой простецкий и невзрачный, сумел разгадать пламенную сущность Нины Елизаровны, уму непостижимо.
Когда видишь троих мужчин вместе, понимаешь, почему она рассталась с отцами своих дочерей.
Первый муж (Ростислав Янковский) слишком сосредоточен на себе, хвастун, вращающийся в высших сферах, чиновник. Он авторитарный, негибкий и наверняка пытался жену задвинуть в самый дальний угол. Второй муж (Игорь Кваша), слишком робкий, слишком интеллигентный, слишком пьющий. А вот новый кавалер, словно комбинация двух, у него здравая голова и он надёжен, он точно впишется в эту семью.
Есть ещё один мужчина, Мишка (Андрей Касьянов), он вызывает самые неудобные эмоции – стыд, сожаление, неприязнь и даже отталкивает. Он жалок, недалёк умишком и явно не пара Насте (Мария Голубкина), младшей дочери Нины Елизаровны.
Да и о какой паре речь, если Насте всего 15, она учится в ПТУ и проходит практику в магазине. Только Настя в свои 15 знает о жизни всё, и даже больше. А уж крутиться умеет ловчее, чем её мать и старшая сестра Лидия.
Старшая сестра спит со своим начальником – у того семья, дети, но она собирается с ним в отпуск в Адлер. Она вся в ожидании этой поездки. Жизнь тут же наказывает её за эти надежды построить своё счастье на несчастье других – близкая подруга увела начальника прямо из-под носа Лидии. Сцена разговора Лидии и жены начальника пронизывает и отрезвляет девушку основательно. Счастье придётся поискать в другом месте и с другим человеком.
Особое место в картине «Ребро Адама» занимает парализованная бабушка. Её история колоритно прописана в повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом», по которой и написан сценарий фильма. История эта ужасна и лучше её не знать. Но если быть в курсе её мерзких подвигов, то становится понятна реакция родственников на её выздоровление – у неё будет долгая жизнь, и она ещё попьёт крови у своей дочери и внучек.
Всю историческую линию режиссёр справедливо убирает и даёт нам возможность увидеть пару-тройку дней с подготовкой ко дню рождения бабушки и сам день рождения, где за столом все скелеты из семейного шкафа выходят наружу. Здесь, во время турбулентного застолья, мы узнаём, кто есть кто – мужчины и женщины предстают в истинном свете и понятно, кто Адам, а кто его ребро.
Режиссёр Вячеслав Криштофович («Одинокая женщина желает познакомиться») и оператор Павел Лебешев так тонко запечатлели атмосферу 90-х, что картина словно свидетель ушедшей исторической эпохи, на фоне которой звучат живые диалоги прекрасной русской речи, играют великие русские актёры, а история, которую они рассказывают, вызывает полное доверие.