реалистична ли ситуация в рассказе жизнь воротника
«Жизнь и воротник» Тэффи. Реалистична ли ситуация в рассказе?
Реалистична ли ситуация в рассказе «Жизнь и воротник»?
Рассказ написан писательницей в 1910 году, но как он актуален в наших двухтысячных!
Здесь идёт сравнение, вроде как совсем несопоставимых начал: обыкновенный и не примечательный воротничок и испорченная жизнь молодой девушки. В этом произведении присутствует некое преувеличение, а дальнейшее поведение героини в рассказе выглядит гротескно. «Подлый воротничок » превратил скромную и милую женщину в совершенно другого человека.
И если в начале рассказа Олечка, ещё переживала, «плакала в подушку «, испытывая раскаяние от своего поведения, навязанного воротничком, то в дальнейшем, личность экономной и преданно любящей мужа девушки просто исчезает.
Ситуация кажется нереальной и можно посомневаться в её правдивости. Но, оглянитесь по сторонам- мы окружены такими Олечками. Шкафы набиты вещами, а его обладательница заходится в истерике-ей нечего надеть. Или, о ужас, эта вещь из прошлогодней коллекции, а она, лохушка, должна наносить эти старые тряпки, срочно нужны обновки!
Каждая из этих девушек, также как и героиня рассказа найдёт для себя оправдание. Пусть это будет уже не воротничок, а веяние моды, мнение подружек или просто- это же у всех есть, значит надо и мне..
Поэтому, история рассказанная писательницей «Жизнь и воротничок «, вполне реалистична и не вызывает сомнения в своей правдивости.
Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.
Русский писватель, о котором идет речь, это, повидимому, Владимир Набоков. В его рассказе «Приглашение на казнь» есть такое место:
Действительно, возникает образ «всебщего сонного царства», где даже тень заснула.
Весь рассказ можно прочитать по этой ссылке:
План пересказа рассказа «Подарок»:
Если приходится выбирать между неизвестным мне рассказом и неизвестным же романом (неизвестных авторов), исключая другие виды прозы, я выберу рассказ. Более того, в последнее время мне рассказы нравятся больше романов. В небольшом тексте мастер показывает «такое», что душа разворачивается, а потом сворачивается.
Я не утверждаю, что объективно рассказы лучше романов. Просто сейчас мне больше нравятся рассказы.
Попробуем пофантазировать на две темы:
Зарисовка 1: пес и хозяин: Идет по тротуару в парке старый высокий мужчина, а рядом с ним на поводке резвится молоденький спаниель, вдруг из-под их ног и лап белка выпрыгнула и на дерево ловко забралась. Старик посмотрел на белочку и подумал: «какая маленькая, какая шустрая, как тебя только занесло из леса в городской парк, чем же ты питаться здесь зимой будешь.» А собака гавкнула только, спросив белку: «Привет, рыжая. Здесь Джек еще не пробегал? А то видишь я старика выгуливаю, не могу от него далеко отойти».
«Жизнь и воротник» читательский дневник
Всего получено оценок: 253.
Всего получено оценок: 253.
«Жизнь и воротник» – юмористический поучительный рассказ о том, как легко человек может впасть в зависимость от пустяковой безделушки, возведя её в культ и добровольно перечеркнув всю свою жизнь.
Краткое содержание «Жизнь и воротник» для читательского дневника
Название: Жизнь и воротник
Число страниц: 3. Тэффи. «Юмористические рассказы». Издательство «АСТ». 2010 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1910 год
Время и место
Действие рассказа происходит в Москве в конце XIX – начале ХХ века. Об этом свидетельствуют черты поведения женщин, характерных для эры эмансипации: короткие стрижки, курение в общественных местах, нарочито развязное поведение.
Главные герои
Олечка Розова – молодая, скромная, застенчивая девушка, любящая жена, чьё поведение стало меняться после покупки модного воротничка.
Муж – супруг Олечки, любящий, наивный, доверчивый, честный молодой человек, не сумевший вынести измены жены.
Бабушка – добрая старая женщина, которая очень любила Олечку.
Студент – нахальный, ветреный, решительный и настойчивый молодой человек.
Сюжет
Будучи скромной, застенчивой девушкой, Олечка Розова не предъявляла больших требований к жизни и довольствовалась тем, что имела. Она уже три года состояла в браке и была вполне счастлива, как только могут быть счастливы честные, добрые, простые люди. Однако привычный, размеренный ход жизни героини был навсегда нарушен после покупки такого, казалось бы, пустяка, как белый накрахмаленный воротничок.
Покрутившись дома перед зеркалом, Олечка поняла, что новый воротничок настоятельно требовал новой блузки, поскольку не подходил ни к одной из её старых кофточек. Девушка не спала всю ночь, но утром отправилась в магазин и купила новую блузку, взяв деньги, отложенные на хозяйственные нужды. Чтобы приобрести новые туфли, юбку, перчатки, сумку и шляпку, Олечке пришлось занимать у приятелей и даже обмануть любимую бабушку, сказав, что деньги нужны на лечение мужа.
Олечка Розова оказалась в полной зависимости от требовательного воротничка, который заставлял вести новый, непонятный ей образ жизни. Она остригла волосы, стала курить и громко смеяться, услышав непристойность. В глубине души ей претили эти перемены, но, будучи слабохарактерной от природы, она ничего не могла с собой поделать.
Однажды Олечку пригласили на ужин, где крахмальный воротничок требовал от неё фривольного поведения. К девушке стал нагло приставать подвыпивший студент, но она, находясь во власти воротничка, не пресекала новоявленного ухажёра. Вернулась Олечка только под утро. Муж, не спавший всю ночь, нашёл ломбардные квитанции и потребовал объяснений, на что Олечка лишь презрительно рассмеялась. Муж бросил ветреницу и переехал в другой город.
Когда во время стирки злосчастный воротничок потерялся, жизнь Олечки Розовой вошла в привычное русло. Она вновь стала милой скромной девушкой, краснеющей при слове «омнибус», потому что оно напоминало ей слово «обнимусь».
Вывод и своё мнение
Человек слаб, и легко поддается разного рода соблазнам: азартным играм, алкоголю, развратному образу жизни. Для Олечки её крестом стала страсть к красивым модным вещицам. В короткие сроки она стала рабой воротника, который ежедневно требовал от неё всё новых и новых жертв. Но самое страшное: в погоне за модой героиня потеряла своё истинное «я», променяла честную, счастливую жизнь с любимым и любящим мужем на грязный разврат, который ей же самой и претил. Хорошо, что рассказ закончился не слишком печально и Олечка не опустилась на самое дно. Она вернулась к прежней жизни, вернула душевное спокойствие.
Главная мысль
Находиться в полной зависимости у своих слабостей унизительно.
Авторские афоризмы
«…Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами…»
«…Как женщина честная, она сначала подумала: «Ещё что выдумали!» Затем зашла и купила…»
«…Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник…»
«…Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, и не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие…»
Толкование непонятных слов
Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу.
Извозчик – кучер наемного экипажа, повозки.
Омнибус – многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.
Новые слова
Соя – род травянистых растений семейства бобовых.
Развязно – беззастенчиво, бессовестно, бесстыдно, вызывающе.
Ломбард – кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества.
Проблематика рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» (8 класс)
Проблематика рассказа Н. Тэффи «Жизнь и воротник»
познакомить c Н.А.Тэффи и её рассказом «Жизнь и воротник»;
выявить проблематику рассказа «Жизнь и воротник»;
уметь анализировать приёмы смешного в рассказе;
развивать устную речь учащихся;
воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Формулирование темы и целей урока.
Изображение воротничка с жёлтой лентой.
— Что это? (Красивая вещь, аксессуар ( необязательный предмет, сопутствующий чему-либо, от фр. «добавочный»), украшает человека).
— Назовите ещё примеры аксессуаров. (Шарф, перчатки, бижутерия (серьги, бусы, браслеты), шляпа, часы, сумка, ремень).
— То есть человек может обойтись и без этой вещи, но приобретает её! Красивый аксессуар меняет человека или нет?
Да! + поднимает настроение
+ прибавляет уверенности в себе
— Кто это? Почему «кто»? (Главный герой рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». Он живой, управляет жизнью человека). Тема.
— Заглавие. Растолкуйте понятия.
Жизнь – это высокое, глубокое. Воротник – вещь, обыденное.
— 1 абзац. О чем рассказ? (Вещь может изменить жизнь и судьбу человека.)
— Сформулируйте проблемы (спорные вопросы), поднятые в рассказе.
* « иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека»?
Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека?
Как человек должен относится к вещам?
— Цель урока – найти ответы на вопросы, данные автором, и выбрать свою позицию.
2. Знакомство с писателем. Устное сообщение. Слово об авторе.
Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)
— Какие факты ее биографии познавательны и интересны?
Мастер смеха! Очень популярна в начале 20 века: выпускали даже духи и конфеты «Тэффи».
К 300-летию дома Романовых у Николая II спросили, чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк «Одну Тэффи!»
Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).
Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть».
«Аполлон … послал нам Тэффи … писателя большого, глубокого и своеобразного» (С.Чёрный). Сквозь смех всегда грусть, как у Чехова, и раздумья о несовершенстве мира.
13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;
Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;
Т. о., Тэффи – писатель-классик сатирической литературы. «Королевой русского юмора» её назвал Е.Шварц.
1) Словарная работа.
Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.
Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.
Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.
Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
Профукать – промотать, потратить.
2) Беседа по вопросам.
— Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают? (В Москве, так как Гостиный двор – это Москва; рубеж веков – извозчики, женщина служит в банке).
— Что знаем о героине до истории с воротником? (Замужем («мужа любила преданно»), детей не было. «Характер имела тихий, застенчивый». « Довольствовалась скромной жизнью»: то есть было скучно!)
— Почему купила воротник? (Хотела! Украсить свою жизнь!)
Работа в парах. Заполнение таблицы.
— Какие перемены произошли в героине после покупки воротника?
«из хозяйственных денег»
«заложила серебро и браслетку»
«На душе у нее было беспокойно и жутко…»
«проплакала весь вечер»
Шляпа, пояс и перчатки
«подходящие к характеру воротничка»
«заикаясь, говорила своей бабушке», что «муж очень болен»
«бледная и смущенная»
«несколько дней настойчиво требовал»
«лгала и выклянчивала деньги»
«от которого тошнило»
«укреплялся и властвовал»
«стала вести странную … воротничковую жизнь»: «угождая ему».
4) Обобщающие выводы.
— Как изменила Ольгу неуёмная жажда приобретательства! (Ложь и обман! Жизнь пошла «по наклонной», «распутство», «поплыла по течению»: обстригла волосы, стала курить, громко хохотать, изменила мужу).
— Почему героиня не смогла остановиться?
(- слабохарактерная, безвольная: соблазн велик;
— терпеть «сладкую муку» страдания (рыдала, молилась, терзалась, хотела признаться мужу) и есть жизнь;
— от безделья, нечем заняться ).
— Чем страшен «воротник»? (Разрушает жизнь и характер, личность человека).
— Каков финал борьбы с воротничком! (Печальный: разрушена семья, потеряла честное имя. Положительный момент – «служит в банке», «краснеет»).
— Представим будущее Ольги: не попадет ли она вновь под влияние какой-нибудь вещи?
— Почему главным героем рассказа стал именно «воротник»?
* символизирует роскошную жизнь, вседозволенность, раскрепощенность, распущенность:
* воротничок как будто душит её, мешает ей жить, жизнь Олечки разрушается воротником).
— Реалистична ли ситуация рассказа? (Человек гонится за приобретение новых вещей больше и больше и не ценит вещи, которые у него уже есть (серебро,браслет, часы!)).
Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека? (Когда начинают управлять жизнью человека, подчиняют себе. Когда смысл жизни – погоня за вещами!)
Как человек должен относиться к вещам?
( * Не быть рабом вещи.
* Не делать приобретательство смыслом жизни.
* Старые, дорогие сердцу вещи нужно ценить и беречь.)
2) Составление синквейна.
Покупает, обманывает, деградирует.
Жизнь дороже воротника!
Д/з. Монолог воротничка. Письменный вывод (О страшной власти вещей над человеком).
Урок литературы в 8 классе по теме: РАССКАЗ ТЭФФИ «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК»
Урок литературы в 8 классе по теме:
РАССКАЗ ТЭФФИ «ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК»
Цели: Развивать умение понимать юмор и сатиру в художественном произведении; развивать навыки выразительного чтения, пересказа, анализа текста.
Методические приёмы: пересказ текста, комментарии учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста.
Технические средства обучения, наглядность: компьютерная презентация.
1. прочитать рассказ;
2. подготовить индивидуальные задания:
Эссе «Тэффи в моём восприятии».
На экране 1 кадр презентации (титульный).
Имя Тэффи мы уже слышали и знакомились с её интерпретацией Древней истории, подготовленной для публикации в журнале «Сатирикон», следили за тем, как создаётся юмор Тэффи. Сегодня второе наше обращение к личности и творчеству этой писательницы.
Запись темы в тетрадь.
Готовясь к уроку, я натолкнулась в Интернете на несколько сайтов, авторы которых проводят дискуссии (форумы) на разные темы. Здесь и любимые произведения (писатели), и отношение к реалиям жизни (деньги, магазины, ремонт и др.), и вопросы философско-этического плана (н-р, почему человек не отказывается от того, что мешает жить?). Интересно, что в аргументах участников этих форумов очень много ссылок на Тэффи, её произведения, да и просто признаний в любви. Вот некоторые из них:
Кадр 3 (высказывания наших современников).
Как вы видите, наши современники знают, любят и ценят творчество Тэффи, размышляют над её произведениями, становятся чище и взрослее под их воздействием. Послушаем эссе вашей одноклассницы «Тэффи в моём восприятии».
Чтение ЭССЕ (сообщение 1), подготовленное ученицей.
А вот отзывы её современников:
Кадры 5-8 (отзывы о Тэффи).
— Что показалось вам необычным в этих высказываниях? (смешная и невесёлая одновременно)
Смех и грусть, трагедия и безудержное веселье – всё это уживается в жизни и произведениях писательницы.
Кадр 9 (высказывание).
Прежде всего откроем тайну псевдонима Тэффи. (Сообщение 2).
Родовая фамилия писательницы Тэффи – Лохвицкая Надежда Александровна. Лохвицкой она не подписывалась потому, что ее сестра была известная в то время поэтесса Мирра Лохвицкая. Надежда Лохвицкая вообще считала, что больше литераторов в семье и не нужно. И публиковаться сначала не хотела:
— Взяли мое стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло. Итак – я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар – это произвело на меня самое отрадное впечатление.
В рассказе «Псевдоним» Тэффи признавалась, что, написав пьесу «Женский вопрос», споткнулась о проблему – каким именем её подписать: «К дамам принято относиться с лёгкой усмешечкой и даже недоверием… Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо». И она стала подыскивать имя, которое принесло бы удачу: «Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы». И такого счастливца она знала – некий Степан, которого домашние звали Стэффи. Из деликатности она отбросила первую букву, и получилось Тэффи.
А ещё она рассказывала, что у нее был некогда безумный роман с одним иностранцем по фамилии Тэффи. Они даже, дескать, заключили тайный брак: заключить явный было невозможно, потому что тогда иностранец не получил бы баснословное наследство от дядюшки-магараджи… Ну да, он был, кажется, наполовину индиец… Но господин Тэффи внезапно умер от сиамской лихорадки в своих ямайских джунглях (видимо, он был наполовину сиамец, а может, и ямаец), осчастливив дядюшку-магараджу, который немедля промотал свое баснословное состояние с молоденькими красотками в парижских кабаре…
Но чаще всего объясняла, что «родоначальником» ее псевдонима был любимый писатель Киплинг. У него-де в сказке «Как было написано первое письмо» есть героиня – маленькая девочка Тэффи, и это имя «в переводе с доисторического языка» означает: «Девочка-которую-нужно-хорошенько– отшлепать-за-то-что-такая-шалунья».
Рассказы и сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».
Интуиция её не обманула – имя действительно стало счастливым. Послушаем короткую историю долгой жизни Надежды Александровны Лохвицкой – широко известной писательницы Тэффи. Биографические сведения, которые она сообщала о себе, в том числе дата рождения, были не лишены элементов художественного вымысла. Незадолго до смерти в «Автобиографической исповеди» она призналась: «Не знаю, что именно интересно в моем «жизнеописании». День рождения? Браки и разводы? Думаю, что интересно только литературное».
Кадр 10 (фотография).
Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания «Юмористических рассказов» (1910), за которым последовало еще несколько сборников («Карусель», «Дым без огня», оба 1914, «Неживой зверь», 1916), Тэффи снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Считалось,что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей, мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.
Краткий период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала от Тэффи редакция газеты «Русское слово», где она публиковалась начиная с 1910. Возглавлявший газету «король фельетонов» В.Дорошевич, считаясь со своеобразием дарования Тэффи, заметил, что «нельзя на арабском коне воду возить».
В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время, которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона, говорящего, что «сама жизнь. столько же смеется, сколько плачет«: порою невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.
Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж из-за болезни. Она видела, как в город вошли немцы: «Ничего торжественного не было. Ехали вереницей солдаты. Но так как солдаты были враги, немцы, то и грохот казался особенно громко-гремучим грохотом». Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом.
В последние годы жизни Тэффи одиноко жила на тихой улочке Парижа рю Буассьер. Старшая дочь Валентина работала в Лондоне, младшая, Елена Владиславовна, драматическая актриса, жила в Варшаве.
«Все такая же остроумная, изящная, светская, она старалась изо всех сил сопротивляться болезням, изредка бывала на эмигрантских вечерах и вернисажах… Она продолжала писать книгу воспоминаний о своих современниках …, печаталась в «Новом русском слове» и «Русских новостях», но чувствовала себя все хуже.
30 сентября в Париже Тэффи отпраздновала именины. Через неделю она скончалась. За несколько часов до смерти она попросила принести ей зеркальце и пудру».
Умерла Тэффи 6 октября 1952.
Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
«Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь – это сплошной анекдот, т.е. трагедия». Так пишет Тэффи о своей жизни.
Но итоги литературной жизни Тэффи таковы: она опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, её перу принадлежат стихи, песни, либретто, пьесы, рецензии. За свою жизнь она выпустила свыше 30 книг.
В её творчестве как-то причудливо переплетаются трагедия и комедия, смех сквозь слёзы, что часто случается в жизни, но мало кому удаётся в искусстве, поэтому она не позволяла, чтобы её называли юмористкой.
Лирическая сатира – так мы определим жанровую принадлежность её рассказов.
Лирическая сатира – явление, возникшее в литературе на рубеже первого десятилетия ХХ века. В нём соединяются сатирическое и лирическое начала. С одной стороны ощущается стремление высмеять, а с другой – проникновенные интонации, субъективность и умение выразить в слове малейшее движение души героя. Сатира – шарж, почти карикатура на современность, и вместе с тем элегия, интимнейшая жалоба сердца, словно слова дневника.
Не только и не столько рассмешить публику стремилась Тэффи, сколько показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Убедимся в этом, обратившись к рассказу «Жизнь и воротник».
IV. Рассказ «Жизнь и воротник».
Рассказ был впервые опубликован в сборнике «Тонкая психология», куда вошли произведения 1904 – 1911 г.г. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда её неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определённо.
— Понравился ли рассказ? О чём он? Перескажите кратко, в 2 – 3 предложениях сюжет рассказа.
Классика жанра на тему победы вещей над здравым смыслом.
О том, как «жёлтый бантик на воротнике… превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу».
рассказ о желтом воротничке, который испортил всю жизнь милой скромной женщине и ее мужу, незаметному советскому служащему. Наглый воротник, надежно угнездившийся в гардеробе, потребовал сначала соответствующей приличной блузки, потом – туфель, сумочки, поездок на извозчике, вранья мужу, займа денег… В результате бюджет семьи и самая семья прекратили свое существование.
Маленькая скромная женщина неожиданно для себя купила модный воротничок – и вся её жизнь пошла кувырком. Воротник потребовал другой одежды, обстановки, поведения.
Как и многие произведения Тэффи сюжет построен на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета («Легенда и жизнь», «Свои и чужие», «Причины и следствия» и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь.
— Почему нельзя сопоставлять эти начала?
— Прочитайте начало рассказа. О чём рассуждает автор?
А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.
— Каков основной художественный приём в рассказе?
Основной художественный приём в рассказе – олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевлённого предмета, который не только действует
самостоятельно, но и управляет жизнью своего владельца.
Итак, по мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление.
— Найдите в тексте глаголы, выражающие волю воротничка. Обратите внимание, с какими словами они сочетаются.
В начале рассказа явно преобладает слово «требовал», повторяющееся четыре раза. И каждый раз «требования» воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель. («Потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила»; «ясно и определённо требовал круглую юбку с глубокими складками»; «потребовал новых башмаков», «Купила безобразный полосатый диван… которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок»).
— Проследите по тексту, нравятся ли Оленьке вещи, приобретённые по настоятельным требованиям воротника?
Кофточка понравилась («было хорошо»), мнение Оленьки о башмаках, юбке, шляпе, поясе, перчатках неясно; отношение к дивану более чем негативное: от него «тошнило и её, и честного мужа, и старую вороватую кухарку».
Вещи не нравятся, но Оленька не в силах сопротивляться. И автор предлагает нам названия новой жизни Оленьки Розовой. «Странная», «не своя», «воротничковая».
Особую важность обретает выражение «воротничковая жизнь»
— Что обозначает, по-вашему, это выражение?
Оно обозначает полное подчинение человека вещи.
— Перечитайте отрывок со слов: «Однажды её пригласили на вечер…» до «Вернулась Олечка домой уже утром». Какие глаголы, описывающие действия воротника, используются здесь?
Если до сих пор воротник «требовал», то теперь он подменяет собой героиню («напялился на её шею и поехал в гости», «вёл себя развязно до неприличия и вертел её головой направо и налево», «пошло захихикал», отвечает за нее, не обращает на нее «никакого внимания»). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.
— К какому итогу приводит «воротничковая жизнь» Оленьку?
Она теряет всё. «Честный муж бросил её и перевёлся в другой город. Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке».
Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник «укреплялся и властвовал», все больше чувствуется страх перед ним. Человек, его жизнь отходят на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.
— Символом чего является ВОРОТНИК? Как вы думаете, почему именно ВОРОТНИК, именно этот предмет использует Тэффи в своём рассказе?
— В чём символика жёлтого цвета банта на воротнике? Почему ЖЁЛТЫЙ? Какие значения жёлтого цвета вы знаете? Какое именно здесь? Почему вы так считаете?
Кроме позитивной энергетики жёлтый цвет имеет ещё массу значений, в том числе и
негативных: грех (жёлтый билет), предательство(по Евангелию, Иуда был одет в жёлтый плащ), продажность (жёлтая пресса), безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь.
В рассказе пример негативного влияния жёлтого цвета на судьбу человека. Жёлтый бант на воротнике превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и обманщицу.
— Вернёмся к финалу рассказа.
Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся).
— Кому принадлежит заключительная фраза: «Эх, жизнь!»?
Заключительная фраза («Эх, жизнь!») принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.
Но так ли незамысловата эта история, какой кажется на первый взгляд?
Дело в том, что Тэффи была мастером психологического анализа. Не случайно всемирно известный режиссер Н. Н. Евреинов, в 30-е годы поставивший несколько пьес художницы в Русском театре Парижа, писал о ней в своих воспоминаниях, что «никто, как Н. А. Тэффи», не мог «одной фразой вынести приговор своему герою, буквально пригвоздить его точной, емкой и смешной характеристикой, которую персонаж давал себе сам».
— Найдите такую фразу Оленьки в рассказе, фразу, вернее, слово, которое раскрывает суть того, что произошло со всеми ценностями её жизни.
— Докажите, что Оленька понимала, что то, что происходит с ней, плохо.
Об этом говорит внутренний монолог Оленьки: «Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе жёлтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?». Об этом говорят и страдания Оленьки при покупке ею очередной вещи: «мучилась всю ночь», «на душе у неё было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «Где-то в глубине души ещё теплилось в ней сознание всего ужаса её положения, и иногда …, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода».
— Почему же «скромная, честная жена честного мужа», как называет её Тэффи в начале рассказа, «катится по наклонной плоскости», прекрасно понимая, что то, что с ней происходит, плохо? Как объясняет это автор?
«Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению…», «Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».
Найти в себе силы бороться со злом Олечка Розова не смогла. Или не захотела найти?
— Какой мы видим Олечку в конце рассказа?
Перед нами ничтожное существо, «кроткая Олечка», которая «так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».
— Какое чувство вызывает она теперь у читателя?
— Как, по-вашему, рассказ юмористический или сатирический?
В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в её лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых,
пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов. Такие люди
«страдают», сами себе кажутся несчастными и несправедливо обиженными. Причём
люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевлённый предмет – «подлый воротник».
— Какие литературные ассоциации возникают у вас после прочтения рассказа Тэффи?
Есть сходство с повестью Н. В. Гоголя «Нос». Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет «существом слабым и бесхарактерным»
Это важная черта не только творчества писательницы, вся «лирическая сатира» избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.
— Реалистична ли ситуация в рассказе? Может ли такое произойти с вами? Нет ли в нашей жизни вещей, которые управляли бы нами, требуя всё новых и новых жертв?
Дома вы напишете небольшое сочинение-размышление об актуальности рассказа «Жизнь и воротник» для вас. Отправными словами, с которых вы начнёте своё рассуждение, будет первый абзац рассказа: «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами…»
Кадр 16 (домашнее задание)
Запишите задание, и я завершу урок. Сегодня мы получили возможность обратить внимание на талантливого мастера слова и мудрого человека.
Тэффи – тонкий художник, познавший человеческую натуру, умеющий в небольшом по объёму произведении так представить героя, что мы его уже ни с кем не спутаем. Глупенькая Олечка Розова затрагивает нашу душу, не оставляет равнодушными, заставляет сопереживать и, в итоге, задуматься о себе.
Ну, и в конце ещё одно высказывание нашей современницы об уже знакомой нам Тэффи.
Кадр 17 (высказывание).
Подумайте, нет ли в вашей жизни какого-либо «воротника с жёлтым бантом», нет ли чего-то такого, что руководит вашей жизнью, вашими поступками? Какие шаги предпринять, чтобы избавиться от зависимости?
Напишите рассуждение на тему «Моя жизнь и «воротник».