развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека
Пути формирования и становление личности
Личность – это набор элементов (функций) психики носителя сознания, которые определяют индивида, способного исполнять адекватную роль в социуме, приносить пользу себе и обществу, нести ответственность за свои поступки. Становление личности начинается с момента рождения (вероятно, ещё до полной осознанности мышления), достигая наибольшей активности в детском и юношеском возрасте, когда происходит основное знакомство с миром, его восприятие, и продолжается практически беспрерывно на протяжении всей жизни. Индивид получает опыт в общении, принимает свою роль в мире, получает уроки приспособления и адаптации, осознаёт свою уникальность, которую, как правило, пытается на каком-то этапе подчеркнуть и проявить, позже привнося свой вклад в развитие общества.
Дети, будучи совсем маленькими, копируют поведение родных, преимущественно доминирующих членов семьи. Позже они уже осознают свою личностную обособленность, которая может проявиться даже детским возрастным кризисом. Иногда то, что принято считать беспричинными капризами, является ничем иным, как эмоциями на природное развитие и переход к изменению мышления и осознания мира. Позже у ребёнка развивается адаптация к изменениям, более лёгкое их принятие. Так дети учатся дисциплине в воспитательных учреждениях и школе. По мере взросления происходит социализация, во время которой крайне важным становится принятие сверстниками, оценка социальных ролей ведущих и ведомых, возможное стремление к лидерству. В подростковом возрасте личность ещё более остро начинает ощущать социальную значимость, испытывает свои первые «взлёты» и «падения». В этот иногда критичный период на границе между детской и взрослой жизнью ребёнок также нуждается в наставничестве родителя либо педагога.
Стадии и факторы формирования личности
Базовые фазы формирования личности описываются в современных источниках, которые придерживаются устоявшихся взглядов на этапы становления и берут во внимание факторы, влияющие на её развитие.
Кратко определить эти стадии можно следующими позициями:
Также научно выделен ряд факторов становления личности:
Влияние социальных агентов на формирование личности
На становление личности ребёнка оказывают значительное влияние так называемые социальные агенты, которые определяют чередование ролей в социуме:
Важность ролей в процессе развития личности при этом может меняться.
Основополагающий аспект становления личности закладывают родители. Их образ, модель поведения внутри семьи и общение за её кругом оставляет неизгладимое впечатление и влияние на взаимоотношение подрастающего ребёнка с внешним миром, его выбор круга общения и социальной функции. Несмотря на то, что в состоянии самоидентификации личность сепарируется в определённой степени от родителей, опыт общения с ними и их методы воспитания будут оставлять отпечаток в подсознании человека в течение всей жизни.
В связи с этим очень важен положительный родительский образ в сознании ребёнка, который несёт в себе основу здоровья психической деятельности человека и его адаптивных функций. В то же время отрицательный образ, проявляющийся не только в агрессии и отчуждённости, но и в излишнем контроле, требовательности и осуждении со стороны близких, разрушителен для психики человека и может на протяжении всей жизни преследовать уже сформировавшуюся личность необъяснимыми терзаниями, нервозностью и прочими, отравляющими жизнь, негативными факторами.
Оценивая фундаментальное значение в формировании личности этапов младенчества, детства, дошкольного, школьного, подросткового и юношеского возраста, человек продолжает получать опыт и, следовательно, формировать себя, изменяться на протяжении всей своей жизни. При этом важно научиться фокусироваться на главном, устранять помехи, принимать взвешенные решения, уходить от шаблонов и стереотипов. Это умение поможет получить курс Викиум «Критическое мышление».
Как происходит процесс формирования личности: этапы
Человек сразу рождается человеком, а вот личностью становится в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности у всех происходит разными темпами. Поэтому нет четких границ, когда личность считается сформированной, но зато есть определенные признаки состоявшейся личности. Об этом расскажем подробнее в статье.
Признаки зрелой личности
Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.
Признаки психологической зрелости:
Этапы формирования личности
Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):
Младенческий период — 0-2 года
Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет
В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.
Дошкольный этап — от 3 лет
Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.
Этап школьного возраста
На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.
Подростковая стадия
На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
17 лет
Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.
21 год
В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.
Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности
Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.
Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).
Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.
Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.
Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.
Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.
Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.
В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.
Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.
В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.
Типы личности
Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.
В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:
Вместо заключения
Формирование и развитие личности
Сократова Анастасия
Формирование и развитие личности
1. Понятие личности
Личность представляет собой конструкцию, которая, как и интеллект, породила многочисленные исследования. На протяжении всей истории многие люди пытались определить ее, а также предлагать возможные теории, облегчающие понимание концепции, что на первый взгляд кажется легким.
Понятие личности используется в повседневной жизни многими людьми, как сказал Гонта А. В. в 1990 году: «Все знают, что такое личность, но никто не может выразить это словами» [4, с. 6].
Этот термин используется для обозначения различных аспектов, но, на самом деле, что мы подразумеваем под личностью? Нет единодушия при его определении, и существуют разные определения:
Речь идет о динамической организации или наборе процессов, которые объединяют поток опыта и поведения.
Другие определяют его по отношению к самооценке (как определяется индивид) или чувству того, кем он является.
Характерный способ мышления и поведения, такой как привычки, отношения или, вообще, особый способ адаптации к окружающей среде.
Со своей стороны, Первин и Джон определяют личность как характеристики, которые определяют непротиворечивые модели чувств, мышления и действия. Эти паттерны выполняют функцию адаптации человека к окружающей среде, показывая его привычный подход к ситуациям.
Оллпорт сказал, что именно динамическая внутри-индивидуальная организация систем определяет их уникальную адаптацию к среде.
С другой стороны, Айзенк понимает личность как сумму моделей поведения, определяемых наследованием и средой, которые возникают и развиваются в результате взаимодействия секторов: когнитивного или интеллектуального, отношения или темперамента, характера и конституции.
В заключение, на основе определений личности, которые были предложены с течением времени, выделены следующие фундаментальные аспекты:
Личность включает в себя другие элементы, такие как познание, привязанность и мотивация, которые определяют поведение и могут объяснить, что иногда личность не так последовательна и стабильна в некоторых обстоятельствах.
Он охватывает все функции и поведенческие проявления, которые будут результатом стабильных и динамичных элементов, личностных, социальных и культурных влияний. Это что-то особенное и правильное для каждого человека, и он будет стремиться адаптировать свое поведение к характеристикам окружающей среды, это называется «поведенческая согласованность».
2. Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности
Развитие личности является одной из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика строит теории о том, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке есть формула: человек рождается, человек становится. Под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению черт личности, к появлению новых свойств (новообразований) [7, с. 307].
Роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности
Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако их роль различна и до настоящего времени до конца не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:
1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники доминирующей роли «среды обитания», «общества» считают, что человек является продуктом внешнего воздействия. Представителей этого направления называют «социологизацией», а направление социально-генетическим. Истоками социогенетического направления стал английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна «чистой доске» (tabula rasa, на которой можно писать все, что угодно. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, и врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют несколько групп факторов внешней среды (А. В. Мудрик). К макрофакторам относятся космос, мир, климат, общество, государство; метафакторы отдельных социальных групп и институтов, школа, СМИ; микрофакторы-семья, сверстники [1, с. 458].
2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «биологизаторского» направления, основная идея которого заключается в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние окружающей среды минимально. Ребенок растет по естественным законам, осознавая то, что дано ему природой; нужно только верить в этот рост, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как генетически запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, унаследованные от предков [9, с. 13].
4. Теории противостояния (конфронтации) биологических и социальных факторов. Истоки-фрейдистский психоанализ и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат противостояния биологических и социальных факторов. Фрейд считал, что развитие личности можно понять из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически данных, врожденных и естественных инстинктов, но это желание сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, противостояние двух факторов предстает как конфликт между обществом и инстинктами индивида [3, с. 784].
5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Русской психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении проблемы движущих сил психического развития. Одной из основных идей Л. С. Выготского является то, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализация). Культурное развитие состоит в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в ходе своего исторического развития: языком, письмом,счетными системами и др. усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешняя рецепция как бы» красится «и становится внутренней – процесс называется»интернализацией». Последователи Выготского отмечали, что процесс развития определяется прежде всего деятельностью самого субъекта-это его самодвижение через деятельность с объектами-факторы наследственности и среды лишь представляют собой условия, определяющие не сущность процесса развития, а его вариации в пределах нормы [6, с. 15].
3. Главные факторы и движущие силы развития личности
К основным факторам личностного развития относятся:
1. Образование. Биологически унаследованные особенности личности только создают почву для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно одинаковые склонности, возможности. И только социальное наследование, то есть влияние in vivo окружающей среды и образования обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов внешней среды тем, что это управляемый процесс, который регулирует, целенаправленно создает условия для развития и адаптации. Основной закон развития личности, сформулированный Л. С. Выготским, означает, что через совместную деятельность и общение формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этика, сознание и др. Образование среди всех факторов социализации рассматривается как наиболее важный в развитии личности в силу своей направленности и организованности [8, с. 30].
2. Предметная деятельность. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что формирование личности не в меньшей степени зависит от деятельности самого человека. Деятельность понимается как стремление каждого человека к самоактуализации, самопознанию и высшим смыслам бытия, к самореализации, зачастую вопреки окружающей среде, нивелируя, подавляя индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и другие считают, что помогая человеку, ученик школы должен именно пробудить в нем собственные стремления к самореализации, которые, как им кажется, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах эта позиция означает, что деятельность студента, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самообразованию относятся к внутренним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные черты личности, входящие в ее структуру, формируются под влиянием воспитания в первую очередь. Но в процессе жизни ребенка они сами становятся источником, движущей силой его развития. Это отчасти объясняет, что под влиянием одних и тех же образовательных и экологических условий учащиеся вырастают разными. В связи с этим возникает вопрос о важности самообразования и его связи с образованием. Педагогика понимает это так: образование вызывает самообразование, и чем быстрее, тем лучше.
Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности.
Такие противоречия есть:
-противоречия между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;
-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и деятельности;
-противоречия между растущими потребностями общества, группы взрослых и современным уровнем развития личности [2, с. 149].
Эти противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они появляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней активности. В результате человек переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворена, противоречие устранено. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим-развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания конкретизируются общие противоречия. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениями им.
Заключение
Личность формируется в условиях социального, конкретного и исторического существования человека, его обучения и воспитания.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие «личность» неоднозначно и многогранно. Изучением личности занимаются многие науки, в том числе философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и др., Каждая из наук занимается изучением личности в ее специфическом аспекте.
Как биосоциальное существо, человек переживает взаимодействие генетических и социальных программ. Носителем генетических свойств являются молекулы ДНК, носителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизни людей. Генетика предполагает, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться бесконечно. В то же время социальные условия существования человека стали все больше определять его развитие и развитие общества.
Человек представляет собой целостное единство биологического (организационного, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного.
Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Основой личности является совокупность ее социальных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; и реализуются они ее деятельностью, точнее, совокупностью ее разнообразных видов деятельности.
Подводя итог, можно сказать, что отправной точкой для развития и становления личности является семья, в которой ребенок усваивает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Затем эстафета отправляется в детские сады, школы, вузы. Большое значение имеют секции и кружки, кружки по интересам, занятия с репетиторами. Взрослея, принимая себя взрослым, человек осваивает новые роли, в том числе роль супруга, родителей, специалистов. В этом смысле на личность влияет не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует отметить, что через социализацию индивид развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.
Список использованной литературы:
1. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 455-459.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. — 352 с.
3. Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.
4. Гонта А. В. Понятие личности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7.
6. Николаев А. М., Зарипов М. А. К вопросу о феномене «личность» в психологии // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2 – С. 12-17
9. Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.
Формирование и развитие социально-адаптивной личности обучающихся 3 класса с ОВЗ «Формирование и развитие социально – адаптивной личности обучающихся 3 «а» класса с ОВЗ через комплекс профориентационных занятий по направлению.
Влияние семьи на формирование личности ребенка Я. Корчак: Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений,.
Формирование личности ребенка Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве.
Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе Все большее значение в современном обществе придается формированию личности, способной занять в жизни достойное место, проявлять ответственность.
Художественно-эстетическое формирование личности дошкольников «Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически» Ф. Шиллер С уровнем эстетического.
Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности Семинар-практикум «Развитие воображения дошкольников как возможность познания окружающего мира и развитие личности» Все участники семинара.
Труд и формирование личности ребенка Основы трудолюбия закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка,немаловажным может быть и вклад старших.
Консультация «Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника» Влияние ЗОЖ на формирование личности воспитанника. «Если не бегаешь пока здоров, придётся побегать когда заболеешь!» Гораций За последние.
Воспитание и формирование личности ученика начальных классов Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка.
Опыт работы «Формирование творческой личности» Выступление на педагогическом совете «Формирование творческой личности» Сегодня, в ХХI веке, человечество столкнулось с нарастанием самых.