размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

Есенин 20 Размышления о жизни.

Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная.».

С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края —

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Источник

Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная. ».

Есенина принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него
Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле. Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет».

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону. Поэтому так горестно звучат его строки:

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Но и все же новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть».

Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).

Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.

Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.

Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.

У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.

Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.

По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 3186 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

«Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина» Урок литературы в 9 классе

Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина »

показать своеобразие любовной и философской лирики Есенина, её народно- песенную основу;

развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;

воспитывать бережное отношение к родному краю, чувство прекрасного.

1. Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами серебряного века Мы говорили о жизни и тв-ве Есенина, своеобразии его лирики.

2 ^ .Проверка д/ з.
-Расскажите, как прошло детство Есенина?

-Назовите известные сборники стихов?( «Голубень», «Преображение», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»).

-Как писал сам поэт об этом?(Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моём творчестве)

-Дома вы учили ст-ния Е. Послушаем

^ Чтение «Вот уж вечер. Роса…»

-О чём это ст-ние? (Это одно из первых ст-ний Е. о простом деревенском быте. В этом мире природы человек чувствует себя как дома)

-Какие слова помогают это увидеть? Какие приёмы использует автор?(сравнения, повторы)

-А как относился сам поэт к революции?(Всецело был на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном).

^ Слушаем песню «Златая Русь»

-Мнение А.Солженицына о тв-ве Е.( дети зачитывают отрывок « На родине Есенина»)

3.Работа над темой урока.

^ Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, берёзы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри чёрные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Какие чувства возникают, когда слушаете эту музыку?

-Закончим урок высказываниями о Есенине.

(Например, высказывание Луначарского: «Есенин хотел жить как настоящий человек или не жить вовсе».

Отговорила роща золотая», анализ стихотворения Есенина

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

. что роща золота
Отговорила милым языком.

«Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

В стихотворении можно выделить две части, которые не только разделены отточием, но и противопоставлены в содержательном и эмоциональном плане. «Тогда» и «теперь» разделяет не просто соотношение временных контрапунктов – это будто расколовшиеся половинки души героя: мучительное непонимание всего происходящего вокруг и надежда обретения смысла существования, связанного с осознанием своего «Я».

Даже построение стихотворения необычно: вольный ямб создает впечатление непосредственного рассуждения. Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова, концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.

Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

Как дай Вам Бог любимой быть другим.

Источник

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина

Урок 68. Русская литература 9 класс ФГОС

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

Конспект урока «Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина»

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о лирике Сергея Есенина.

· узнаем, как проявляется народно-песенная основа в стихах этого поэта.

· попытаемся понять, в чём своеобразие его любовной и философской лирики.

Литературовед Александр Воронский о творчестве Сергея Есенина сказал: «Дар Есенина – мир конкретных, деревенских образов. Его сила – в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д. Он – один из самых тонких, нежных лириков современности».

О народно-песенной основе лирики Есенина говорят очень часто. Это неудивительно. Ведь поэт рос в крестьянской семье и с раннего детства впитывал в себя исконно русское, народное искусство.

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

«Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные» – вспоминал Есенин. По словам поэта, ни один приезд в Константиново, ни одна встреча с дедом не обходилась без совместного пения. Певуньями были его бабушка и мать. А у отца поэта был такой великолепный голос, что его приглашали петь на праздники в другие сёла. Так что можно сказать, что русская песенная культура у Есенина в крови.

Как же она проявилась в творчестве поэта?

Стихи Есенина напевные и простые. Не зря многие его стихотворения положены на музыку. Например, романсами стали стихи «Клён ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Сыпь, тальянка» и многие другие.

Кстати, тальянка – это ручная гармоника, популярный музыкальный инструмент среди русских крестьян.

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

В лирике Есенина упоминание о ней встречаются очень часто.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Детали крестьянского быта, звуки народных инструментов очень часто встречаются в лирике поэта.

Система образов в есенинских стихах тоже характерна для народной поэзии. Поэт творчески переосмысливает народные загадки, пословицы, поговорки. Вот, к примеру, строки из стихотворения:

О край дождей и непогоды,

Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

А теперь вспомним простую детскую загадку о луне:

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка».

Использует поэт и диалектные слова, например:

Старый кот к махотке крадётся

Махоткой называли небольшую крынку – сосуд для молока или кваса.

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

Диалектизмов в есенинских стихах бесчисленное множество.

Рядом с диалектными словами в ранней лирике поэта часто встречаются архаизмы – устаревшие выражения, которые характерны для духовных стихов. Например: выть, отрок, злато, чело.

Кроме того, любимый Есениным психологический параллелизм тоже широко распространён в народном творчестве. В основе этого приёма лежит тесная связь природы и человека. Состояние природы точно отражает состояние души лирического героя.

Вспомним народную песню:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То моё, моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

А теперь стихи Есенина:

Листья падают, листья падают.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

В народном творчестве есть устойчивые символы. Так, ворон символизирует несчастье, кукушка – одиночество, берёзка может символизировать девушку, а ива – тоску.

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

Все эти символы часто встречаются в стихах Есенина.

Для поэзии Есенина символ дерева является одним из ключевых. Деревья не просто отражают определённое настроение или уподобляются лирическому герою, как, например, клён. Они выступают в качестве метафоры человеческой жизни.

Именно эта метафора и приём психологического параллелизма лежат в основе стихотворения «Отговорила роща золотая…».

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стихотворение открывается образом берёзовой рощи, которая подобно человеку «отговорила весёлым языком». Параллель лирический герой – осенняя роща поддерживается на протяжении всего стихотворения.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

«Отговорила роща золотая…» – это элегия. Элегией называют лирическое стихотворение, полное грусти и размышлений о судьбе человека.

Ритм в стихотворении плавный, неспешный. Он создаёт настроение лёгкой грусти. Стихи необычайно напевны, не зря эта элегия давно стала песней, которая воспринимается как народная. Напевность создаётся стихотворным размером – пятистопным ямбом. Кроме того, музыкальность стихов усиливается при помощи аллитерации:

«В саду горит костёр рябины красной»

Композиция стихотворения кольцевая, последние строки здесь перекликаются с первыми:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

Во втором четверостишии открываются рассуждения о судьбе человека, его роли в мироздании:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.

Стихотворение печально, но не трагично. Человек только странник в этом мире, который неизбежно подчиняется закону природы. Как и всё в природе, он движется от рассвета к увяданию, и этот закон жизни можно только принять.

Схожие идеи прослеживаются в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», написанном в 1921 году. Это тоже элегия, в которой мы видим изображение земного мира и его связь с человеческим бытием. Поэт не даёт описания конкретного пейзажа, здесь можно видеть только яркие образы «белых яблонь дым», «страна берёзового ситца», «весенней гулкой ранью».

Удивительный, сказочный образ розового коня:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Красным конём в народных сказках называли солнце. Образ весеннего утра – это образ юности, радости, надежд начала жизни. И розовый конь отсылает нас к крестьянскому детству поэта.

В проникнутых печалью стихах постоянно сталкиваются радость и грусть, расцвет и увядание. Особенно ярко это выражается в последней строфе стихотворения, которая отражает основную мысль элегии. Первые 2 строки полны мыслей о бренности мира и неизбежности смерти:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь.

Рыжая листва клёнов сравнивается с холодным металлом.

Но уже в следующих строках поэт благословляет природу и закон жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Эти строки превращают тоску по ушедшей юности в благодарственную песнь жизни, благословение всего сущего. Ведь увядание и цветение сменяют друг друга в непрерывном цикле, и за смертью следует новое рождение. И хотя последнее слово стихотворения «умереть», элегию можно назвать жизнеутверждающей.

Сергей Есенин оставил нам богатое поэтическое наследие: стихотворения, поэмы, несколько рассказов и статьи. Поэт написал множество не только множество философских стихотворений. Его любовная лирика удивительна не только своей красотой, но и тем, насколько разной предстаёт любовь в стихах поэта. Она может быть печальным воспоминанием о прошлом, романтическим приключением или разрушительной страстью.

Среди любовной лирики поэта есть стихотворение, которое можно отнести и к философской лирике. Это стихотворение «Письмо к женщине».

Стихотворение «Письмо к женщине» было написано Есениным в 1924 году. Адресовано оно первой жене поэта актрисе Зинаиде Райх.

размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс

Их роман был скоротечным, брак сложным и недолгим, полным взаимных обид и непонимания. Но многие биографы утверждают, что Зинаида Райх была единственной женщиной, которую любил поэт.

Стихотворение построено в форме письма любимой женщине. Лирическим героем здесь выступает сам поэт. На это ясно указывают последние строки:

Вас помнящий всегда

Начинаются стихи с описания расставания лирического героя и его возлюбленной. Любовь в этом стихотворении деструктивна и противоречива. Поэт горько упрекает женщину в непонимании и нелюбви:

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Что я в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несёт нас рок событий.

И хотя это стихотворение относят к любовной лирике поэта, мы видим в нём очень важную философскую тему – тему определения личности в эпоху исторического перелома. Здесь переплетается личное и общественное. Поэт говорит о любви, обидах, разлуке. Но вместе с тем звучат слова о том, как трудно приходится человеку в эпоху перемен. Жизнь в стране Есенин сравнивает с путешествием на корабле по штормящему морю.

Чтобы как можно ярче передать ощущение разрухи, болезненной растерянности и неприкаянности, поэт прибегает к использованию вульгаризмов и просторечий:

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Композиционно стихотворение делится на две части, которые разделены отточием. Эти части противопоставлены друг другу.

Первая часть – болезненные воспоминания о страшном прошлом.

Вторая часть – осмысление настоящего. В настоящем лирический герой сумел пережить кризис, обрести себя и новый смысл жизни. Подобно пушкинскому лирическому герою в стихотворении «Я вас любил…», лирический герой Есенина желает своей возлюбленной счастья.

«Письмо к женщине» необыкновенно эмоционально. Оно написано вольным ямбом. Такой размер создаёт ощущение спонтанной, немного сбивчивой исповеди. Разбивка строфы лесенкой ставит дополнительные акценты на ключевые слова, выделяет самые значимые моменты.

В стихотворении множество обращений и восклицательных предложений, которые усиливают эмоциональный накал произведения.

Безусловно, особого внимания заслуживает художественное время в стихотворении. Начинается стихотворение воспоминанием о прошлом, в середине говорится о настоящем, а последние строки – это пожелание счастья возлюбленной в будущем. Прошлое и будущее сходится для автора письма в настоящем.

Так же неоднородно художественное пространство. Начинается стихотворение в тесном пространстве комнаты, где происходит расставание влюблённых. Потом происходит резкое расширение границ – и мы уже видим Землю-корабль, тут же спускаясь в трюм-кабак. А после пространство снова разрастается до масштабов страны, в которой уже закончилась штормовая эпоха перемен и началась совсем другая жизнь.

Переплетение личного и глобального, философских размышлений о судьбе человечества и воспоминаний о любовной трагедии показывает читателю, насколько сильно в восприятии поэта связана его судьба с судьбой Родины. Именно из-за этой неразрывной связи Есенина называют народным поэтом.

Поэт Николай Тихонов посвятил Сергею Есенину такие строки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *