размышления о жизни любви природе предназначении человека в лирике с есенина 9 класс
Есенин 20 Размышления о жизни.
Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная.».
С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.
Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность.
В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.
С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий
Спас. И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:
Не видать конца и края —
Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.
Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:
Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная. ».
Есенина принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него
Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к русской земле. Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них «русский дух», в них «Русью пахнет».
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины насыщена нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону. Поэтому так горестно звучат его строки:
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть».
Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.
Какой же видит поэт деревню? Это раздольное – «не видать конца и краю» – место, над которым простирается ярко-синее небо; под ним – поля, пашни, дорожки… Во многих стихотворениях Есенин упоминает и про вечную крестьянскую беду – нищету, но здесь она явно не прослеживается (разве что «низенькие околицы,», у которых «звонно чахнут тополя»). Зато говорится, что жизнь простого люда тесно связана с православной верой («Хаты – в ризах образа…»). Какое настроение царит в деревне? Радость и веселье («И гудит за корогодом // На лугах весёлый пляс»).
Представить общую картину можно так: герой вначале окидывает взором всё пространство, смотрит в небо; затем идёт вдоль домов, полей – пока медленно; но вот послышались звуки «пляса» – и он, поддавшись этому новому настроению, уже «бежит по мятой стежке»; из наблюдателя рассказчик становится участником действия – и пусть это лишь воспоминания или, наоборот, надежды (так как время глаголов меняется с настоящего на будущее), но тем ярче видно, что деревня, Родина, Русь навсегда в сердце героя, они неразрывно связаны друг с другом.
Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края, – это создаёт лирическое настроение, пронизанное светлой грустью; однако бодрость, задор, веселье, свойственные народной песне, на которую стихотворение очень похоже по форме, постепенно берут верх, достигая апогея к финалу.
Главная мысль сосредоточена в последней строфе стихотворения. В ней Русь образно сравнивается с раем, что можно понимать и в прямом, и в переносном смысле (как любое место, где человеку лучше всего) – и герой выбирает Родину. Такая патриархальная, православная, дореволюционная отчизна – его идеал.
У читателя это стихотворение рождает идиллический образ. Плохо знакомые с реальностью деревенского быта, мы легко поддаёмся влиянию поэта, который опускает проблемы и трудности – ведь и он сам, находясь в городских стенах, не вспоминает о них, ему видится только лучшее. Эта точка зрения и яркая, сильная, афористичная финальная строфа заставляют задуматься о собственном отношении к Родине. Читатель думает о том, что, при всех недостатках, в ней гораздо больше прекрасного, а также о том, что любовь к отчизне, как и любовь в принципе – чувство абсолютное, и для истинного патриота иной выбор, кроме того, которым заканчивается стихотворение, невозможен.
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность.
Музыкальность – ключевая особенность стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…». Этот эффект создают эффект ассонансы (например, повтор звуков [э], [у] в четвёртой строфе) и аллитерации (особо нужно отметить повторение сонорных [р], [л], [м], [н], звонких взрывных [б], [г], [д], звонких шипящих [з], [ж], придающих звучность, бравурность). На уровне лексики обнаруживается сходство с народной речью: в характерном междометии при обращении «гой» («Гой ты, Русь…»), в диалектных словах («корогод» — хоровод, «стежка» — дорога, «лехи» — борозды, пашни). В стихотворении много существительных, образованных с помощью нулевых суффиксов («синь», «Спас», «пляс», «приволь»), что также характерно для народной речи. Таким образом, Есенин берёт за основу форму народной песни. Этим он, во-первых, создаёт атмосферу русской деревни, а во-вторых, делает акцент на эмоциональности, глубине чувств. Как известно, музыка, песня – это прямое выражение души человека.
По содержанию стихотворение описательное: в нём преобладают существительные, а большинство глаголов имеет значение восприятия («не видать», «смотрю», «пахнет», «гудит», «прозвенит»). Кроме того, в нём много метафор («синь сосёт глаза», «гудит… пляс», «прозвенит девичий смех»), сравнений («как захожий богомолец», «как сережки»).
Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 3186 ; Мы поможем в написании вашей работы!
«Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина» Урок литературы в 9 классе
Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина »
показать своеобразие любовной и философской лирики Есенина, её народно- песенную основу;
развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов;
воспитывать бережное отношение к родному краю, чувство прекрасного.
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы продолжили знакомство с поэтами серебряного века Мы говорили о жизни и тв-ве Есенина, своеобразии его лирики.
2 ^ .Проверка д/ з.
-Расскажите, как прошло детство Есенина?
-Назовите известные сборники стихов?( «Голубень», «Преображение», «Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы»).
-Как писал сам поэт об этом?(Моя лирика жива одной большой любовью-любовью к Родине. Чувство Родины- основное в моём творчестве)
-Дома вы учили ст-ния Е. Послушаем
— ^ Чтение «Вот уж вечер. Роса…»
-О чём это ст-ние? (Это одно из первых ст-ний Е. о простом деревенском быте. В этом мире природы человек чувствует себя как дома)
-Какие слова помогают это увидеть? Какие приёмы использует автор?(сравнения, повторы)
-А как относился сам поэт к революции?(Всецело был на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном).
— ^ Слушаем песню «Златая Русь»
-Мнение А.Солженицына о тв-ве Е.( дети зачитывают отрывок « На родине Есенина»)
3.Работа над темой урока.
^ Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, берёзы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри чёрные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но в любовной лирике обнаруживается одна общая черта: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.
— Какие чувства возникают, когда слушаете эту музыку?
-Закончим урок высказываниями о Есенине.
(Например, высказывание Луначарского: «Есенин хотел жить как настоящий человек или не жить вовсе».
Отговорила роща золотая», анализ стихотворения Есенина
Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
. что роща золота
Отговорила милым языком.
«Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
В стихотворении можно выделить две части, которые не только разделены отточием, но и противопоставлены в содержательном и эмоциональном плане. «Тогда» и «теперь» разделяет не просто соотношение временных контрапунктов – это будто расколовшиеся половинки души героя: мучительное непонимание всего происходящего вокруг и надежда обретения смысла существования, связанного с осознанием своего «Я».
Даже построение стихотворения необычно: вольный ямб создает впечатление непосредственного рассуждения. Лесенка, разбивающая строфы, выделяет ключевые слова, концентрируя внимание читателя на самых значимых моментах.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Как дай Вам Бог любимой быть другим.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина
Урок 68. Русская литература 9 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о лирике Сергея Есенина.
· узнаем, как проявляется народно-песенная основа в стихах этого поэта.
· попытаемся понять, в чём своеобразие его любовной и философской лирики.
Литературовед Александр Воронский о творчестве Сергея Есенина сказал: «Дар Есенина – мир конкретных, деревенских образов. Его сила – в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д. Он – один из самых тонких, нежных лириков современности».
О народно-песенной основе лирики Есенина говорят очень часто. Это неудивительно. Ведь поэт рос в крестьянской семье и с раннего детства впитывал в себя исконно русское, народное искусство.
«Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные» – вспоминал Есенин. По словам поэта, ни один приезд в Константиново, ни одна встреча с дедом не обходилась без совместного пения. Певуньями были его бабушка и мать. А у отца поэта был такой великолепный голос, что его приглашали петь на праздники в другие сёла. Так что можно сказать, что русская песенная культура у Есенина в крови.
Как же она проявилась в творчестве поэта?
Стихи Есенина напевные и простые. Не зря многие его стихотворения положены на музыку. Например, романсами стали стихи «Клён ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Сыпь, тальянка» и многие другие.
Кстати, тальянка – это ручная гармоника, популярный музыкальный инструмент среди русских крестьян.
В лирике Есенина упоминание о ней встречаются очень часто.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.
Детали крестьянского быта, звуки народных инструментов очень часто встречаются в лирике поэта.
Система образов в есенинских стихах тоже характерна для народной поэзии. Поэт творчески переосмысливает народные загадки, пословицы, поговорки. Вот, к примеру, строки из стихотворения:
О край дождей и непогоды,
Ковригой хлебною под сводом
Надломлена твоя луна.
А теперь вспомним простую детскую загадку о луне:
«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка».
Использует поэт и диалектные слова, например:
Старый кот к махотке крадётся
Махоткой называли небольшую крынку – сосуд для молока или кваса.
Диалектизмов в есенинских стихах бесчисленное множество.
Рядом с диалектными словами в ранней лирике поэта часто встречаются архаизмы – устаревшие выражения, которые характерны для духовных стихов. Например: выть, отрок, злато, чело.
Кроме того, любимый Есениным психологический параллелизм тоже широко распространён в народном творчестве. В основе этого приёма лежит тесная связь природы и человека. Состояние природы точно отражает состояние души лирического героя.
Вспомним народную песню:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То моё, моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
А теперь стихи Есенина:
Листья падают, листья падают.
Кто же сердце порадует?
Кто его успокоит, мой друг?
В народном творчестве есть устойчивые символы. Так, ворон символизирует несчастье, кукушка – одиночество, берёзка может символизировать девушку, а ива – тоску.
Все эти символы часто встречаются в стихах Есенина.
Для поэзии Есенина символ дерева является одним из ключевых. Деревья не просто отражают определённое настроение или уподобляются лирическому герою, как, например, клён. Они выступают в качестве метафоры человеческой жизни.
Именно эта метафора и приём психологического параллелизма лежат в основе стихотворения «Отговорила роща золотая…».
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Стихотворение открывается образом берёзовой рощи, которая подобно человеку «отговорила весёлым языком». Параллель лирический герой – осенняя роща поддерживается на протяжении всего стихотворения.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
«Отговорила роща золотая…» – это элегия. Элегией называют лирическое стихотворение, полное грусти и размышлений о судьбе человека.
Ритм в стихотворении плавный, неспешный. Он создаёт настроение лёгкой грусти. Стихи необычайно напевны, не зря эта элегия давно стала песней, которая воспринимается как народная. Напевность создаётся стихотворным размером – пятистопным ямбом. Кроме того, музыкальность стихов усиливается при помощи аллитерации:
«В саду горит костёр рябины красной»
Композиция стихотворения кольцевая, последние строки здесь перекликаются с первыми:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
Во втором четверостишии открываются рассуждения о судьбе человека, его роли в мироздании:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.
Стихотворение печально, но не трагично. Человек только странник в этом мире, который неизбежно подчиняется закону природы. Как и всё в природе, он движется от рассвета к увяданию, и этот закон жизни можно только принять.
Схожие идеи прослеживаются в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», написанном в 1921 году. Это тоже элегия, в которой мы видим изображение земного мира и его связь с человеческим бытием. Поэт не даёт описания конкретного пейзажа, здесь можно видеть только яркие образы «белых яблонь дым», «страна берёзового ситца», «весенней гулкой ранью».
Удивительный, сказочный образ розового коня:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Красным конём в народных сказках называли солнце. Образ весеннего утра – это образ юности, радости, надежд начала жизни. И розовый конь отсылает нас к крестьянскому детству поэта.
В проникнутых печалью стихах постоянно сталкиваются радость и грусть, расцвет и увядание. Особенно ярко это выражается в последней строфе стихотворения, которая отражает основную мысль элегии. Первые 2 строки полны мыслей о бренности мира и неизбежности смерти:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь.
Рыжая листва клёнов сравнивается с холодным металлом.
Но уже в следующих строках поэт благословляет природу и закон жизни:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Эти строки превращают тоску по ушедшей юности в благодарственную песнь жизни, благословение всего сущего. Ведь увядание и цветение сменяют друг друга в непрерывном цикле, и за смертью следует новое рождение. И хотя последнее слово стихотворения «умереть», элегию можно назвать жизнеутверждающей.
Сергей Есенин оставил нам богатое поэтическое наследие: стихотворения, поэмы, несколько рассказов и статьи. Поэт написал множество не только множество философских стихотворений. Его любовная лирика удивительна не только своей красотой, но и тем, насколько разной предстаёт любовь в стихах поэта. Она может быть печальным воспоминанием о прошлом, романтическим приключением или разрушительной страстью.
Среди любовной лирики поэта есть стихотворение, которое можно отнести и к философской лирике. Это стихотворение «Письмо к женщине».
Стихотворение «Письмо к женщине» было написано Есениным в 1924 году. Адресовано оно первой жене поэта актрисе Зинаиде Райх.
Их роман был скоротечным, брак сложным и недолгим, полным взаимных обид и непонимания. Но многие биографы утверждают, что Зинаида Райх была единственной женщиной, которую любил поэт.
Стихотворение построено в форме письма любимой женщине. Лирическим героем здесь выступает сам поэт. На это ясно указывают последние строки:
Вас помнящий всегда
Начинаются стихи с описания расставания лирического героя и его возлюбленной. Любовь в этом стихотворении деструктивна и противоречива. Поэт горько упрекает женщину в непонимании и нелюбви:
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.
И хотя это стихотворение относят к любовной лирике поэта, мы видим в нём очень важную философскую тему – тему определения личности в эпоху исторического перелома. Здесь переплетается личное и общественное. Поэт говорит о любви, обидах, разлуке. Но вместе с тем звучат слова о том, как трудно приходится человеку в эпоху перемен. Жизнь в стране Есенин сравнивает с путешествием на корабле по штормящему морю.
Чтобы как можно ярче передать ощущение разрухи, болезненной растерянности и неприкаянности, поэт прибегает к использованию вульгаризмов и просторечий:
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Композиционно стихотворение делится на две части, которые разделены отточием. Эти части противопоставлены друг другу.
Первая часть – болезненные воспоминания о страшном прошлом.
Вторая часть – осмысление настоящего. В настоящем лирический герой сумел пережить кризис, обрести себя и новый смысл жизни. Подобно пушкинскому лирическому герою в стихотворении «Я вас любил…», лирический герой Есенина желает своей возлюбленной счастья.
«Письмо к женщине» необыкновенно эмоционально. Оно написано вольным ямбом. Такой размер создаёт ощущение спонтанной, немного сбивчивой исповеди. Разбивка строфы лесенкой ставит дополнительные акценты на ключевые слова, выделяет самые значимые моменты.
В стихотворении множество обращений и восклицательных предложений, которые усиливают эмоциональный накал произведения.
Безусловно, особого внимания заслуживает художественное время в стихотворении. Начинается стихотворение воспоминанием о прошлом, в середине говорится о настоящем, а последние строки – это пожелание счастья возлюбленной в будущем. Прошлое и будущее сходится для автора письма в настоящем.
Так же неоднородно художественное пространство. Начинается стихотворение в тесном пространстве комнаты, где происходит расставание влюблённых. Потом происходит резкое расширение границ – и мы уже видим Землю-корабль, тут же спускаясь в трюм-кабак. А после пространство снова разрастается до масштабов страны, в которой уже закончилась штормовая эпоха перемен и началась совсем другая жизнь.
Переплетение личного и глобального, философских размышлений о судьбе человечества и воспоминаний о любовной трагедии показывает читателю, насколько сильно в восприятии поэта связана его судьба с судьбой Родины. Именно из-за этой неразрывной связи Есенина называют народным поэтом.
Поэт Николай Тихонов посвятил Сергею Есенину такие строки: