размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

Есенин 20 Размышления о жизни.

Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная.».

С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края —

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Источник

Есенин 20 Размышления о жизни.

Размышления о жизни, Родине, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина; особенности стихотворения «Гой ты, Русь моя родная.».

С. А. Есенин — выходец из российской глубинки. Он родился и вырос на Рязанщине, в селе Константиново. С детских лет его окружали русские просторы, и, быть может, именно это определило поразительную широту и удаль его поэзии. Внимание к родной природе, к русской деревне и крестьянскому дому породило в творчестве поэта глубокую любовь к родной земле в широком смысле этого слова. Есенин писал: «Чувство родины — основное в моем творчестве». И, действительно, вся лирика поэта посвящена России. Кровная связь с землей, его породившей, стала главной особенностью творчества Есенина.

Чувство Родины у Есенина начинается с любви к родному краю, к русской природе. Именно в ней он черпает лиризм и нежность.

В стихотворениях Есенина мы не увидим статичной, неподвижной природы. Напротив, она в постоянном движении. Вот и здесь «сыплет черемуха снегом», а шелковые травы «никнут». Все движется, и сам лирический герой готов бежать «по полю зыбистым бегом», приветствуя весну, родной край и всю свою Родину, ее поля и раздолья, клены и цветущую черемуху, дубравы и луга.

С бесконечной любовью рисует Есенин свою родину в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914). Он любуется ее полями и лесами, все ему здесь дорого, всюду он видит приметы родного крестьянского быта, который опоэтизирован в стихотворении Есенина и является для него, в сущности, воплощением родины:

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий

Спас. И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Чувство радости охватывает нас, когда «… прозвенит девичий смех». Вместе с лирическим героем мы любуемся открывающейся картиной бескрайней родной земли:

Не видать конца и края —

Синий и все его оттенки: голубой, лазоревый — являются для Есенина символом и образом Руси. Даже белый лебедь из русских сказок становится синим, а песок — голубым. В этом, видимо, заложен большой философский смысл. Голубой цвет — это цвет неба, а синий часто встречается на русских иконах и фресках. Есенин воспринимает Русь как некое святое, небесное место. Здесь «хаты — в ризах образа…», странствуют богомольцы, а в деревне празднуют яблочный Спас.

Конечно, Есенин видит и низенькие околицы, и «звонно» чахнущие тополя — все приметы небогатого крестьянского житья, однако нет для него ничего дороже его родимой стороны, его родины:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Ничто не смогло пошатнуть любви Есенина к Родине: ни поездка по странам Европы, ни трагические события, которые происходили в России. Твердо веря в Русь и ее будущее, он напишет строки, которые имели и будут иметь особенный смысл для любого русского человека:

Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».

Источник

Тема любви в творчестве Есенина (в лирике) сочинение

«Последний поэт деревни…», «Прекрасный юноша русской поэзии…». Такими словами описывали Сергея Есенина современники. Гениальный представитель Серебряного века в русской поэзии. Человек, тонко чувствовавший жизнь, умевший передать все грани человеческих чувств, в своём творчестве.

Отдельное место в лирике поэта занимает тема любви. Человек, с таким тонким ощущением мира, посвятил главному чувству на земле большое количество строк. Любовь в стихах Сергея Александровича чувствуется постоянно. Любовь к родной земле, матери, русской природе и, конечно, любовь к женщине. Именно последнее, из перечисленных воплощений любви и рассмотрим.

В лирике Есенина много произведений посвящённым женщинам. Но их совсем нельзя назвать одинаковыми. На своём творческом пути, поэт постоянно совершенствуется в этой теме, меняет угол взгляда. Вместе с ним, взрослеют и его стихотворения.

В самом начале своего пути, любовная лирика Есенина немного дёрганая и резкая. Свой отпечаток на поэзию, накладывают и юношеские эмоции, и не до конца формировавшиеся представления о мире. Хватает в этом периоде и почти детской наивности и непосредственности, проступающей через некоторые произведения автора. Здесь же, можно встретить прекрасные картины жизни русской жизни и быта, окружавшего поэта.

Далее, с переездом Сергея Есенина в Москву, начинается новый для него этап жизни. Жизни в чужом городе, в мире людей, где далеко не каждый, может быть другом. Первые робкие шаги в становлении себя, как известного публике поэта.

Кабацкая Москва, как сам называет столицу Есенин, сильно повлияла и на его любовную лирику. Здесь, она предстаёт в виде продажной, лживой женщины. Этакой ведьмы, желающей доставить лишь боль и разочарования. Но не только разврат и шатания следуют за поэтом в этот период. Он ни на день не оставляет совершенствование своего мастерства. Стихотворения становятся более увесистыми, мощными по чувственному посылу.

Кабацкая жизнь, сомнительные компании, драки и алкоголь, сильно испортили психическое состояние С.А.Есенина. Как и любой творческий человек, он пытается взглянуть на свою жизнь и допущенные ошибки, через собственные стихи. В том числе, и отношения с женщинами.

Это помогает молодому поэту. В своей лирике, он всё чаще просит милости, и восхищается силой любви и прощения.

Отдельного упоминания достойны стихотворения Есенина из Персидского цикла. Это стихи, написанные во время и после его путешествия на Кавказ. Как уже можно было понять, Сергей Александрович глубоко впечатлительный человек. Он умел видеть красоту в самых неожиданных мелочах. И, конечно, красота Кавказа не могла оставить его равнодушным. Автор признаётся в любви пейзажам вокруг него, людям и, конечно, женщинам.

К сожалению, Сергей Александрович Есенин ушёл из жизни слишком рано. Но всё же успел оставить нам немало произведений, наполненных любовью и трепетом, нежностью и тонкой печалью. Любовь в его поэзии играет роль первой скрипки, и каждый читатель несомненно может это прочувствовать.

2 вариант

Наверное, вряд ли найдётся человек, который бы не восхищался творчеством вечно молодого Есенина. Это был уникальный человек: честный, свободолюбивый, искренний. Видимо, за эти качества, за свой бесценный талант и поплатился писатель. Жизнь бывает порой несправедливой штукой. Приходится расплачиваться за минуты счастья, славы, признания.

Особую роль в творчестве занимает бессмертная тема любви. Есенин посвящает огромное количество стихотворений радостным встречам, отчаянью, любовным метаниям души. Автор искренне восхищается этим светлым чувством и не может понять, кто создал такое небывалое чудо, которое может в один миг поднять до небес, заставить жить, творить, мечтать и опустить одновременно.

Сергей Есенин всегда восхищался женским полом и это было взаимно. Например, в стихотворении «Любов хулигана» поэт пишет, что когда любовь настаёт человека, то уже ни одна другая женщина не сможет заинтересовать внимания. Только объект обожания сможет занять весь мир, разум, отобрать свободу. Можно часами наблюдать за любимой женщиной, не спать сутками на пролёт и волноваться, защищать, оберегать. Вот она настоящая сильная любовь, о которой так много написано, но так мало узнано в реальной жизни. Огромное количество произведений было посвящено несчастной, трагической и порой ревностной любви.

Так же не мало произведений, в копилке поэта которые посвящены определённым девушкам. Например, необычайно красивой армянской девушке Шаганэ или замечательной актрисе Августе. Немало стихов Сергей Есенин посвятил именно своей первой жене Зинаиде Райх, точнее об их сложных взаимоотношениях друг с другом.

Перед собственной смертью Есенин посвящает стихотворения о лжи между людьми. Он осуждает ложь, которая встаёт между двумя любящими сердцами и разрушает построенный мир, убивая светлое чувство. Это огромная жизненная трагедия. Так же поэт открыто осуждает и ругает себя за то, что в молодости творил неприличные вещи, что дарил любовь направо и налево. А теперь чувство оставило его, покинуло навсегда.

Это трагическое завершения любовного пути. Потерять всё, остаться ни с чем, но никого в этом не виня. Сильно и грустно. Печально закончилась жизнь Сергея Есенина и его главного героя. Возможно, так и должно было быть. Любовь занимала первостепенное место в сердце русского писателя. На любви был построен весь его мир: любовь к семье, родине, женщине, любимому детищу, ведь стихи это дети писателя.

Есенин Сергей Александрович – наверное, самый известный и любимый поэт двадцатого Серебряного века в наше время. Многие начинают уважать его творчество с детства, прочитав стихотворение «Берёза», однако не все знают, что помимо стихотворений о природе, он также писал и любовные произведения, ведь любовь – это то, что окружает всех поэтов, да и не только их, вообще всех людей на планете, но Есенин, будучи чувственным и романтичным молодым человеком, всю свою короткую жизнь любил так, что многим и представить сложно. Эта любовь и играла яркими красками в его стихотворениях. К сожалению, в любви он не всегда был счастлив, и здесь уже играла его инфантильность и желание постоянно меняться самому и менять людей вокруг.

Моё любимое произведение этого поэта – «Заметался пожар голубой». Впервые прочитав его, я долго сидел в ступоре – настолько оно меня поразило! Зная Есенина как повесу, читать такое из-под его пера было неожиданно. Ради любви он и правда был готов на всё – даже перестать скандалить и писать стихи, а это уже о многом говорит, ведь если пить бросить относительно легко, то перестать изливать свои переживания на листок практически невозможно.

Как уже было сказано выше, Есенин часто был несчастлив в отношениях, ему часто приходилось расставаться со своими любимыми женщинами, и, конечно, этой теме тоже есть место в его лирике. К примеру, стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь» написано как раз о том времени, когда поэт перестал состоять в отношениях с одной из своих любимых женщин. И он, и она уже не чувствуют того, что было между ними раньше, и он даже просит её «только не горевших не мани». Видимо, Есенин считает, что его возлюбленная была тем огнём, который вспыхнул в его душе быстро, резко, но также мгновенно и погас, оставив от себя лишь печальный след воспоминаний.

Не всегда было так, что оба – и Есенин, и его возлюбленная переставали любить. Очень часто поэт продолжал испытывать чувства, а его пара – нет, и тогда рождались стихи наподобие «Не криви улыбку, руки теребя». В этом произведении поэт уверяет, что не любит свою дорогую, но всё же проходя мимо, заглядывает ей в окно, так, по привычке.

Я люблю творчество этого поэта за искренность и простоту парня, которому не нужно золото и много поклонников, он рад бы был сидеть в своей деревушке у речки и читать свои стихи единственной очень сильно любящей его девушке. Но, к сожалению, и за стихи нужно платить. И поэт платил вечными ссорами и расставаниями.

Образец 4

Сергей Есенин является одним из гениальных деятелей Серебряного века в искусстве. Этот поэт чувствовал жизнь, которую мог показать в своей деятельности. Особенно остро поэт описывает тему любви в своем творчестве. Сергей Есенин написал много стихов на тему любви. Он почти постоянно описывает это чувство. Это любовь не только к женщине, но и любовь к родине, матери, родной природе и земле. В творчестве поэта много стихотворений написаны для женщин и о женщинах. Но они не одинаковы. С возрастом у поэта меняется отношение к лирике. Когда он только начинал творить, его стихотворения были резкие и дерганные.

Серьёзный отпечаток на творчество этого периода наложили его эмоции и взгляды юноши на жизнь. Именно в это время Есенин пишет стихотворения о жизни и быте русской деревни. Сергею всегда нравились женщины, а он нравился женщинам. Он размышляет, что если мужчина влюбляется, то все другие женщины его уже не интересуют. Только его любимая занимает весь мир. Когда поэт переехал жить в столицу, у него начинается новый этап в его творчестве и жизни. Живя в столице, он становится известен в широких слоях населения, как поэт – скандалист. Его творчество становится боле грубым и вульгарным. Его произведения стали более мощными по посылу чувств. Очень много произведений своего творчества он посвящает трагической любви, любви без взаимности. Он писал произведения о любви, как к определенной женщине, так и о любви к женщине вообще.

Когда он приехал со своей командировки с Кавказа, написал стихотворение о прекрасной девушке Шагане. Так же он написал много стихотворений посвященных первой жене Зинаиде Райх, они освещали их трудные взаимоотношения. В своей поэзии он восхищается силой любви и прощения. После того как поэт посетил Кавказ, он написал произведения в которых признается в любви к природе, горам, людям живущим на этой территории, к женщинам Востока. В творчестве любовь к родине связана с детскими воспоминаниями, в связи со своей родной землей, со сказками бабушки на ночь. Он всё детство прожил в Рязанской губернии, в селе Константинове. С детских лет в душе поэта была любовь к крестьянскому быту к традициями и к красоте природы.

Это поэзия тем и привлекает внимание и любовь читателей, что она искриняя в остроте философских проблем. Читая его стихотворения, мы видим и чувствуем его любовь к родине.

За свою короткую и яркую жизнь поэт все – таки смог оставить много стихотворений, которые передают любовь наполненную трепетом и нежностью.

Все его произведения, от нежных стихов о березе до тревожных раздумий о России, каждое слово обогрето чувством безграничной любви к Родине.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в творчестве Есенина (в лирике)

Популярные сегодня темы

Большинство произведений Островского имеют одну схожесть, во многих произведениях он показывает всю социальную несправедливость общества, то каким общества является на самом деле с точки его зрения

Княгиня Лиговская – богатая и именитая женщина из города «Москва». Основная из нескольких вторичных героинь романа, присутствует в одной главе – «Княжна Мери».

В рассказе «Еж» автор повествует о наблюдении за поведением ежа при встрече на берегу ручья. Колючий зверек в ответ на прикосновение человека в защиту выставил свои колючие иголки.

Образ такого персонажа, как Печорин показан достаточно ярко и интересно. Стоит сказать, что его внешние характеристики и портрет помогают понять героя намного лучше и яснее

Трудно найти писателя, который ни разу бы не затрагивал тему любви – самого возвышенного и важного чувства. Как трагичны и преданны часто события в различных произведениях литераторов.

Источник

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина

Урок 68. Русская литература 9 класс ФГОС

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

Конспект урока «Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина»

Сегодня на уроке мы:

· поговорим о лирике Сергея Есенина.

· узнаем, как проявляется народно-песенная основа в стихах этого поэта.

· попытаемся понять, в чём своеобразие его любовной и философской лирики.

Литературовед Александр Воронский о творчестве Сергея Есенина сказал: «Дар Есенина – мир конкретных, деревенских образов. Его сила – в способности овеществления их до осязаемости. У него есть формальные возможности внести в нашу поэзию простоту, крепость, сочность от народного искусства, от эпоса, песен и т. д. Он – один из самых тонких, нежных лириков современности».

О народно-песенной основе лирики Есенина говорят очень часто. Это неудивительно. Ведь поэт рос в крестьянской семье и с раннего детства впитывал в себя исконно русское, народное искусство.

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

«Дед пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные» – вспоминал Есенин. По словам поэта, ни один приезд в Константиново, ни одна встреча с дедом не обходилась без совместного пения. Певуньями были его бабушка и мать. А у отца поэта был такой великолепный голос, что его приглашали петь на праздники в другие сёла. Так что можно сказать, что русская песенная культура у Есенина в крови.

Как же она проявилась в творчестве поэта?

Стихи Есенина напевные и простые. Не зря многие его стихотворения положены на музыку. Например, романсами стали стихи «Клён ты мой опавший», «Отговорила роща золотая», «Сыпь, тальянка» и многие другие.

Кстати, тальянка – это ручная гармоника, популярный музыкальный инструмент среди русских крестьян.

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

В лирике Есенина упоминание о ней встречаются очень часто.

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гул комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Детали крестьянского быта, звуки народных инструментов очень часто встречаются в лирике поэта.

Система образов в есенинских стихах тоже характерна для народной поэзии. Поэт творчески переосмысливает народные загадки, пословицы, поговорки. Вот, к примеру, строки из стихотворения:

О край дождей и непогоды,

Ковригой хлебною под сводом

Надломлена твоя луна.

А теперь вспомним простую детскую загадку о луне:

«Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка».

Использует поэт и диалектные слова, например:

Старый кот к махотке крадётся

Махоткой называли небольшую крынку – сосуд для молока или кваса.

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

Диалектизмов в есенинских стихах бесчисленное множество.

Рядом с диалектными словами в ранней лирике поэта часто встречаются архаизмы – устаревшие выражения, которые характерны для духовных стихов. Например: выть, отрок, злато, чело.

Кроме того, любимый Есениным психологический параллелизм тоже широко распространён в народном творчестве. В основе этого приёма лежит тесная связь природы и человека. Состояние природы точно отражает состояние души лирического героя.

Вспомним народную песню:

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит,

То моё, моё сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

А теперь стихи Есенина:

Листья падают, листья падают.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

В народном творчестве есть устойчивые символы. Так, ворон символизирует несчастье, кукушка – одиночество, берёзка может символизировать девушку, а ива – тоску.

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

Все эти символы часто встречаются в стихах Есенина.

Для поэзии Есенина символ дерева является одним из ключевых. Деревья не просто отражают определённое настроение или уподобляются лирическому герою, как, например, клён. Они выступают в качестве метафоры человеческой жизни.

Именно эта метафора и приём психологического параллелизма лежат в основе стихотворения «Отговорила роща золотая…».

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стихотворение открывается образом берёзовой рощи, которая подобно человеку «отговорила весёлым языком». Параллель лирический герой – осенняя роща поддерживается на протяжении всего стихотворения.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

«Отговорила роща золотая…» – это элегия. Элегией называют лирическое стихотворение, полное грусти и размышлений о судьбе человека.

Ритм в стихотворении плавный, неспешный. Он создаёт настроение лёгкой грусти. Стихи необычайно напевны, не зря эта элегия давно стала песней, которая воспринимается как народная. Напевность создаётся стихотворным размером – пятистопным ямбом. Кроме того, музыкальность стихов усиливается при помощи аллитерации:

«В саду горит костёр рябины красной»

Композиция стихотворения кольцевая, последние строки здесь перекликаются с первыми:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

Во втором четверостишии открываются рассуждения о судьбе человека, его роли в мироздании:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.

Стихотворение печально, но не трагично. Человек только странник в этом мире, который неизбежно подчиняется закону природы. Как и всё в природе, он движется от рассвета к увяданию, и этот закон жизни можно только принять.

Схожие идеи прослеживаются в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…», написанном в 1921 году. Это тоже элегия, в которой мы видим изображение земного мира и его связь с человеческим бытием. Поэт не даёт описания конкретного пейзажа, здесь можно видеть только яркие образы «белых яблонь дым», «страна берёзового ситца», «весенней гулкой ранью».

Удивительный, сказочный образ розового коня:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Красным конём в народных сказках называли солнце. Образ весеннего утра – это образ юности, радости, надежд начала жизни. И розовый конь отсылает нас к крестьянскому детству поэта.

В проникнутых печалью стихах постоянно сталкиваются радость и грусть, расцвет и увядание. Особенно ярко это выражается в последней строфе стихотворения, которая отражает основную мысль элегии. Первые 2 строки полны мыслей о бренности мира и неизбежности смерти:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь.

Рыжая листва клёнов сравнивается с холодным металлом.

Но уже в следующих строках поэт благословляет природу и закон жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Эти строки превращают тоску по ушедшей юности в благодарственную песнь жизни, благословение всего сущего. Ведь увядание и цветение сменяют друг друга в непрерывном цикле, и за смертью следует новое рождение. И хотя последнее слово стихотворения «умереть», элегию можно назвать жизнеутверждающей.

Сергей Есенин оставил нам богатое поэтическое наследие: стихотворения, поэмы, несколько рассказов и статьи. Поэт написал множество не только множество философских стихотворений. Его любовная лирика удивительна не только своей красотой, но и тем, насколько разной предстаёт любовь в стихах поэта. Она может быть печальным воспоминанием о прошлом, романтическим приключением или разрушительной страстью.

Среди любовной лирики поэта есть стихотворение, которое можно отнести и к философской лирике. Это стихотворение «Письмо к женщине».

Стихотворение «Письмо к женщине» было написано Есениным в 1924 году. Адресовано оно первой жене поэта актрисе Зинаиде Райх.

размышления о жизни и любви в творчестве с есенина

Их роман был скоротечным, брак сложным и недолгим, полным взаимных обид и непонимания. Но многие биографы утверждают, что Зинаида Райх была единственной женщиной, которую любил поэт.

Стихотворение построено в форме письма любимой женщине. Лирическим героем здесь выступает сам поэт. На это ясно указывают последние строки:

Вас помнящий всегда

Начинаются стихи с описания расставания лирического героя и его возлюбленной. Любовь в этом стихотворении деструктивна и противоречива. Поэт горько упрекает женщину в непонимании и нелюбви:

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Что я в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму –

Куда несёт нас рок событий.

И хотя это стихотворение относят к любовной лирике поэта, мы видим в нём очень важную философскую тему – тему определения личности в эпоху исторического перелома. Здесь переплетается личное и общественное. Поэт говорит о любви, обидах, разлуке. Но вместе с тем звучат слова о том, как трудно приходится человеку в эпоху перемен. Жизнь в стране Есенин сравнивает с путешествием на корабле по штормящему морю.

Чтобы как можно ярче передать ощущение разрухи, болезненной растерянности и неприкаянности, поэт прибегает к использованию вульгаризмов и просторечий:

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Композиционно стихотворение делится на две части, которые разделены отточием. Эти части противопоставлены друг другу.

Первая часть – болезненные воспоминания о страшном прошлом.

Вторая часть – осмысление настоящего. В настоящем лирический герой сумел пережить кризис, обрести себя и новый смысл жизни. Подобно пушкинскому лирическому герою в стихотворении «Я вас любил…», лирический герой Есенина желает своей возлюбленной счастья.

«Письмо к женщине» необыкновенно эмоционально. Оно написано вольным ямбом. Такой размер создаёт ощущение спонтанной, немного сбивчивой исповеди. Разбивка строфы лесенкой ставит дополнительные акценты на ключевые слова, выделяет самые значимые моменты.

В стихотворении множество обращений и восклицательных предложений, которые усиливают эмоциональный накал произведения.

Безусловно, особого внимания заслуживает художественное время в стихотворении. Начинается стихотворение воспоминанием о прошлом, в середине говорится о настоящем, а последние строки – это пожелание счастья возлюбленной в будущем. Прошлое и будущее сходится для автора письма в настоящем.

Так же неоднородно художественное пространство. Начинается стихотворение в тесном пространстве комнаты, где происходит расставание влюблённых. Потом происходит резкое расширение границ – и мы уже видим Землю-корабль, тут же спускаясь в трюм-кабак. А после пространство снова разрастается до масштабов страны, в которой уже закончилась штормовая эпоха перемен и началась совсем другая жизнь.

Переплетение личного и глобального, философских размышлений о судьбе человечества и воспоминаний о любовной трагедии показывает читателю, насколько сильно в восприятии поэта связана его судьба с судьбой Родины. Именно из-за этой неразрывной связи Есенина называют народным поэтом.

Поэт Николай Тихонов посвятил Сергею Есенину такие строки:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *