Раздельный сбор отходов акция в школе
10 идей для экологичного учебного года
Наступил сентябрь и за парты по всей стране сели миллионы школьников. Recycle подготовил 10 советов, как провести начавшийся учебный год с пользой для здоровья и окружающей среды.
Откажитесь от неэкологичных букетов учителям
В последнее время все больше школ по всей стране отказываются от индивидуальных букетов учителям и дарят общий от класса. Есть и другие альтернативы неэкологичным букетам.
Например, уже не первый год благотворительные фонды объявляют акцию и призывают помочь нуждающимся детям вместо покупки цветов.
Акция «Дети вместо цветов» изначально появилась как частная инициатива в одной из московских школ, но впоследствии стала популярной. Участвующие классы или школы, как правило, сами могут выбрать, кому жертвовать деньги.
Инициатива позволит сохранить цветы, а также сэкономить пластиковую и прочую упаковку для букетов, которые массово выбрасываются после Дня знаний.
Также можно принять участие во всероссийской акции Движения ЭКА «Лес вместо букета» и подарить учителям деревья. Для этого достаточно выбрать определенное количество деревьев для подарка и внести взнос на их посадку на сайте PosadiLes.ru.
Волонтеры высадят деревья на пострадавших лесных территориях в регионах. После посадки сервис вышлет обладателю сертификата фото и GPS-координаты саженцев.
Купите ребенку бутылку для воды или термокружку
Это позволит уменьшить использование пластиковых стаканчиков.
Вместо пластиковых бутылок экологи рекомендуют покупать емкости из стали или прочного стекла.
Используйте ланчбокс
Если вы даете ребенку перекус с собой, упакуйте еду в ланчбокс. Таким образом, вы сократите количество используемых пластиковых пакетов и прочей упаковки. Еще лучше, если это будет специальный контейнер с отделениями для разного вида еды.
В идеале в ланчбоксе также не должно быть бисфенола А, ПВХ и фталатов.
Смотрите на состав канцелярских товаров
Выбирая цвет и форму пенала, ручек, карандашей, ластиков и линеек, экологи советуют посмотреть, из чего они сделаны. В них могут быть опасные вещества.
Самый простой и действенный способ уберечь ребенка от воздействия опасного пластика — смотреть, из чего сделан красивый пенал или ластик. Даже дорогие и «фирменные» товары не гарантируют безопасный состав.
Выбирайте школьные принадлежности из переработанных материалов
Покупайте учебники с рук
Покупая подержанные учебники, вы не только продлеваете срок жизни вещам, но и можете сэкономить.
Как правило, учебники и пособия дешевле новых. Их можно найти в специализированных магазинах, на онлайн-сервисах по продаже вещей б/у или у родителей школьников из класса постарше.
Выключайте мотор у автомобиля, пока высаживаете ребенка
Выхлопные газы вредны для детского организма. Их постоянное воздействие может усиливать астму, увеличивать количество респираторных заболеваний, провоцировать аллергии.
Для поездок в школу экологи советуют выбирать общественный транспорт, велосипед или пешие прогулки. Но если без машины не обойтись, то можно как минимум сократить количество выхлопных газов.
Для этого просто выключайте мотор, когда высаживаете или забираете ребенка на пришкольной территории.
Это не только уменьшит количество выхлопных газов, но и поможет сэкономить бензин.
Предложите провести учителям экологические уроки
На портале житьэкологично.рф собраны материалы для школьных уроков «Как жить экологично в мегаполисе». На их основе любой учитель сможет провести занятия, которые помогут сохранить окружающую среду.
На портале есть два типа уроков: для учеников 2–4-х и 5–11 классов. Цель — рассказать об экологических проблемах крупных городов и ежедневных шагах, которые помогают их преодолевать и предотвращать.
Темы уроков посвящены загрязнению воздуха в мегаполисах, здоровью их жителей и привычках, которые помогают сохранить экологию. Например, на занятии ребята узнают, что каждый год мы используем в 1,5 раза больше ресурсов, чем может дать природа. И если ничего не менять, к 2030 году понадобится уже не одна планета, а две.
Детям также объясняют, что для сохранения ресурсов, необходимо рационально совершать покупки, использовать перерабатываемую упаковку, экономить электроэнергию и воду.
Организуйте раздельный сбор мусора в школе
В каждой школе можно организовать свой раздельный сбор. Например, самим установить контейнеры для батареек или устроить акции по сбору макулатуры.
Так, участники всероссийского конкурса «Разделяй с нами» рассказали в своих видеороликах, как организован или внедряется раздельный сбор в их школах и дома.
Например, в петербургской школе №630 мусор начали разделять только в 2017 году, но уже в 2018 году прошли три сбора макулатуры. Школьникам и учителям удалось собрать 9,4 тонны макулатуры. В школах установлены экобоксы для сбора батареек и аккумуляторов, за ними регулярно приезжают экомобили. Зимой 2018 года ребята также присоединились к всероссийскому проекту #ДОБРЫЕ_КРЫШЕЧКИ и собрали 21 кг пластиковых крышек.
Конкурс «Разделяй с нами» проводился в рамках одноименной серии интерактивных уроков, которые знакомят школьников с проблемой отходов, их раздельным сбором и переработкой, международным опытом решения проблемы мусора, принципами разумного потребления и циклической экономики.
Учителя могут бесплатно скачать материалы уроков на сайте разделяйснами.рф. В уроках «Разделяй с нами» уже приняли участие более 650 000 школьников по всей стране.
Участвуйте в экологических конкурсах и инициативах
Например, Goethe-Institut Moskau ежегодно проводит конкурс «Школа за экологию: думать, исследовать, действовать». К участию в конкурсе приглашаются команды учащихся 7-11 классов, а также их учителя немецкого языка и учителя-предметники (учителя биологии, географии, химии, физики и экологии).
Для подачи заявки необходимо заполнить онлайн-формуляр и загрузить проект на сайт. Авторы самых убедительных проектов будут приглашены на V Международную молодежную экологическую конференцию в Берлин. Подробную информацию о конкурсе и онлайн-формуляр для подачи проектов можно найти на сайте.
Как начать сортировать мусор в школе и сделать из этого движение?
Ни для кого не секрет, что мусор нужно сортировать, чтобы потом максимальное его количество отправлялось на переработку. Но одно дело знать, а совсем другое сделать так, чтобы сортировка была массовой. Ведь если сортируют мусор только экоактивисты, то от этого не будет никакого толку. А как сделать так, чтобы в стране, где никогда не сортировали бытовой мусор, люди поменяли свои привычки? Правильно, нужно научить этому детей, а они, в свою очередь, уже смогут повлиять на родителей.
В моём фильме про раздельный сбор мусора вы могли видеть, что подобным образом построено образование в скандинавских странах, где сортировать мусор начинают приучать уже в детском саду и продолжают это делать в школе. Думаете, у нас организовать подобное невозможно? Ошибаетесь, при желании всё очень даже реально! Причем внедрить раздельный сбор мусора могут и сами школьники, если они заинтересованы и готовы прикладывать определенные усилия.
Экоактивистка из Петербурга Даша Хамаза смогла не только организовать сортировку мусора в своей школе, когда там училась, но и распространила этот опыт на 43 школы России! Публикую в небольшом сокращении интервью с Дашей, подготовленное изданием «Бумага».
С чего всё началось и как на инициативу отреагировали учителя
— Когда я узнала, что в Петербурге можно сдавать мусор на переработку, то начала разделять отходы сама и уговорила родителей делать то же самое. Глядя на нас, подтянулась вся семья. Хотя в городе нет централизованной системы и, чтобы сдать отходы, нужно ехать в ближайший пункт «РазДельного сбора», я увидела, что этот процесс может легко стать полезной привычкой.Большую часть своего дня я проводила в гимназии № 631 — и было больно смотреть на количество мусора, который не сортируется. Так я оказалась в кабинете завуча со своим планом — создать экоклуб в школе и найти компанию по переработке.Изначально ни о чем масштабном я не думала, просто хотела решить проблему на локальном уровне. Школа — отличное место для подобных инициатив, потому что ребята могут сразу видеть изменения и учиться экопривычкам, унося их домой.У учителей была разная реакция. Большинство педагогов нам содействовали и оказывали колоссальную поддержку, но некоторые говорили, что мы слишком много думаем об экоклубе и не успеваем учиться. Но я считаю, что самое настоящее образование — это опыт подобных проектов, решающих глобальные проблемы.
Как устроен сбор мусора и почему проекту помог бизнес
— На реализацию сортировки в школе и создание клуба ушло не больше двух недель активной работы. Нам очень помогала завуч, продвигавшая проект перед администрацией. Уговорить учителей было непросто, но у нас были аргументы: «Дайте нам шанс попробовать, и мы докажем, что это возможно» и «Это часть образовательного процесса».Мы договорились с компаниями по переработке пластика и бумаги, чтобы они вывозили вторсырье из школы — многие не хотели работать со школьниками, не доверяли нам. Кроме того, многие компании требовали деньги за вывоз мусора и были готовы работать только в жилых домах. Но мы обзванивали все компании города, пока не нашли оптимальный вариант.Сейчас на заднем дворе школы стоят два больших контейнера для отходов, которые бесплатно забирают компании (они потом перепродают эти материалы), а остальное — стекло, металл и батарейки — вывозят наши волонтеры во время ежемесячных акций.
Все отходы перед сдачей нужно чистить и досортировывать (потому что школьники не всегда соблюдают правила) — этим и занимается экоклуб. Мы составили расписание волонтеров, которые каждый день собирают сырье из наших самодельных контейнеров (сейчас их около одиннадцати) и относят в баки за школой.На нашем пути было огромное количество сложностей: нужно было просветить всех учащихся гимназии (их около 900), постоянно быть на связи с компаниями и администрацией, решать ежедневные вопросы по контейнерам и так далее. Мне часто приходилось оставаться в школе до вечера, но я видела прогресс, и это очень вдохновляло.
Как локальный проект превратился в международную кампанию
— Я уже не учусь в гимназии, но экоклуб продолжает работу. Через полгода существования системы в школе мы решили поделиться опытом с другими и создали REschools. Наша работа заключается в консультациях и предоставлении информации (плана действий, списка компаний, материалов для уроков). Иногда мы собираем ребят из разных школ, устраиваем мероприятия.Сначала мы просто приходили в соседние школы или искали заинтересованных ребят через друзей, а позже создали сайт и соцсети. Именно через них нам стали писать школьники со всей России. К нам присоединились школы в Москве, Хабаровске, Томске, Казани и других городах. Мы также на связи с университетом SciencesPo во Франции и несколькими школами в Бразилии, Японии и Мексике.
На самом деле это отличная история, которая вселяет надежду и показывает, что всё у нас может быть лучше, если люди будут сами заинтересованы в решении возникающих проблем, и уж точно всё должно получиться в России с раздельным сбором мусора. Понятное дело, что несколько десятков школ в одночасье ситуацию не изменят, да и есть над чем там работать, но это ощутимый шаг вперёд в плане мировоззрения.
Очень часто у нас рассказывают про особый менталитет, какие-то национальные особенности или плохой климат, которые все вечно мешают реализовывать в стране действительно важные и нужные проекты, стремиться к чему-то новому и изменять жизнь к лучшему. Но посмотрите, когда есть инициатива, когда идеей загораются сами люди и никто не вставляет им палки в колёса, то все получается, причем получается очень здорово! Может, для того, чтобы в России будущего всё было прекрасно, нужно не законы пачками принимать, а просто поощрять частную инициативу?
Экологические акции
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ВТОРСЫРЬЯ
Нажмите для получения информации
Раздельный сбор вторсырья в районе Южное Медведково
Благодаря инициативе Алексея и помощи его друзей-единомышленников, акции по раздельному сбору вторсырья стали проводиться в районе Южное Медведково.
Мероприятие проводится каждую третью субботу месяца. Но даты могут меняться, в зависимости от согласования с управой района. Проверить расписание и адрес акции вы можете ЗДЕСЬ
Примите участие в мероприятии по Раздельному сбору вторсырья и узнайте больше об экологизации быта, ответственном потреблении и воздействии человека на окружающую среду.
Что можно сдать?
Металл, пластик, электронику, макулатуру, электротехнику, стекло, редкости и ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ
Фотоотчёт с октябрьской акции:
Фотоотчёт с НОЯБРЬСКОЙ акции:
Если вы хотите узнать больше о движении, переходите на САЙТ
ЭКОЗАБОТА
Нажмите для получения информации
Школьный проект «Экозабота»
У проекта две основные задачи:
Первая – это организация системы раздельного накопления, сбора и утилизации отработанных батареек с массовым вовлечением населения в рамках расширенной ответственности производителя. Создание такой системы является важным шагом на пути внедрения раздельного сбора в России.
Вторая – повышение уровня экологической грамотности населения и формирование ответственного отношения к окружающей среде через экологическое воспитание детей.
Образовательная часть проекта предусматривает проведение интерактивных экоуроков, семинаров, экскурсий, конкурсов, квестов, квизов и прочих активностей для учеников разной возрастной категории.
Местом сбора батареек выбраны школы. Сделано это по двум причинам: основные потребители батареек – это семьи с детьми, именно в школе необходимо формировать экологическое мышление с детства. Кроме того батарейки очень удачный учебный материал, поскольку они не теряют своего внешнего вида после использования и компактны.
Проект Экозабота в школе 1482:
В период с 1 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г. школа вместе с учениками, их родителями, учителями и административным персоналом собрали 47 килограмм батареек!
В Москве стартовал Всероссийский проект «Школы и садики за раздельный сбор отходов».
Московская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» совместно с Межрегиональной общественной экологической организацией «Тут грязи нет» при поддержке Правительства Москвы и Департамента образования Москвы дала старт федеральному проекту «Школы и садики за раздельный сбор отходов» в г.Москве.
Москва переходит к раздельному сбору твердых коммунальных отходов. Постановление о реализации мероприятий приняли на заседании Президиума Правительства Москвы, которое провел Сергей Собянин.
Первый этап перехода к раздельному сбору мусора начался 1 января 2020 года. В жилых районах города на контейнерных площадках во дворах многоквартирных домов устанавливаются специальные ёмкости для вторичного сырья, туда горожане смогут выбрасывать так называемые полезные компоненты вторичного сырья: пластик, стекло, металл (алюминиевые банки), картон, бумагу.
Другие отходы будут по-прежнему накапливаться в существующих контейнерах.
Успех реализации проекта по раздельному сбору мусора в Москве будет зависеть от инфраструктуры и информирования москвичей, свалки в Подмосковье разгрузятся, считают эксперты.
Наша школа с воодушевлением присоединилась к этому проекту!
Также школа участвует в таких важных проектах, как «Батарейки, сдавайтесь» и «Добрые крышечки».
«Добрые крышечки» – это российский эколого-благотворительный волонтЁрский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
«Батарейка, сдавайся» – проект по сбору и утилизации отработанных элементов питания, задачей которого является выявление степени экологической опасности использованных батареек для человека и окружающей среды.
При щелчке по картинке в новом окне откроется презентация,
рассказывающая о вторичном использовании бытовых отходов.
Проект «Мы за раздельный сбор мусора»
Муниципальная экологическая акция
«Волонтеры могут все»
Номинация «Сдаем мусор на переработку»
«Мы за раздельный сбор мусора»
Авторы : Башарова Евгения Максимовна
Бяшимов Даниэль Азатович
Васин Иван Сергеевич
Долгов Никита Алексеевич
Задирина Светлана Алексеевна
Исхокова Мехрона Анваржоновна
Черненко Мария Павловна
8 класс МОУ Сынковская СОШ
Руководитель: учитель технологии и ИЗО
Васина Надежда Валерьевна
МОУ Сынковская СОШ
Городской округ Подольск
1.Теоретическая часть «Раздельный сбор мусора»
1.2.Вред пластика для окружающей среды 5 – 8 стр.
1.3 Большой вред от маленькой батарейки для окружающей среды 8 – 9 стр.
1.4 В чём смысл раздельного сбора мусора 9 – 10 стр.
1.5 Зарубежный опыт 10 – 11 стр.
1.6. Какие действия предпринимаются в России по решению проблемы раздельного сбора мусора 11 – 12 стр.
1.7. Какие действия предпринимаются в России по решению проблемы раздельного сбора мусора 12 – 14 стр.
2. Практическая часть «Пути решения
2.1 Плюсы и выгода раздельного сбора 14 стр.
2.2 Советы по применению батареек для уменьшения их
экологического вреда 15 стр.
2.4 Пункты раздельного сбора мусора 16 стр.
Список литературы и Интернет-ресурсов 18 стр.
Приложение. Фоторепортаж 19-27 стр.
Каждый житель России в среднем производит почти пятьдесят килограммов мусора каждый месяц. Подсчитать объём мусорной кучи своего города каждый сможет самостоятельно. Очевидно, что мусор – большая проблема современного человеческого общества. Коллектив нашего класса выбрал именно эту тему «Мы за раздельный сбор мусора!» для волонтерского движения, потому что вопрос об экологии остро стоит в каждом населенном пункте нашей страны, так как количество мусорных свалок растет не по дням, а по часам. А мусор, который там оказывается не переработается сам по себе. С ростом технологий, становится технологичным и мусор, который очень трудно переработать природе самой, без посторонней помощи. Так как в масштабах огромной страны мы не можем воздействовать на эту проблему, то мы пока ограничились территорией нашей школы и близ лежащих районов, в которых проживают учащиеся нашей школы. Надеемся, что нашему примеру последуют и остальные.
Актуальность данной проблемы в том, что мусор стал неотъемлемой частью нашей жизни, и многие даже не задумываются о том куда он отвозится и насколько огромны свалки. Проблема состоит в том, что обычный способ решения проблемы мусора – отправление его на свалку – устарел и если не менять технологию утилизации мусора, то не останется свободных мест пригодных для жилья, так как кругом будут мусорные свалки. В решении данной проблемы необходимо экологическое воспитание каждого жителя нашей страны, чтобы раздельный сбор мусора стал знакомой и отработанной привычкой.
Мусор долго разлагается, производит токсины, портит природу и ее ресурсы, которыми мы пользуемся: воздух, воду, пищу.
При сжигании мусора образуются токсичные вещества – тяжелые металлы, диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания.
Огромные свалки источают массу экологических проблем, которые влияют на здоровье человека. Поэтому в своем проекте мы хотим осветить проблемы, которые возникают из-за стремительного роста свалок для окружающей среды, животных и человека. Мы хотим предложить решение, как можно своими силами организовать раздельный сбор мусора в школе и дома. Мы себе поставили цель вести просветительскую и внедренческую работу по раздельному сбору мусора среди учащихся нашей Сынковской школы (особенно среди учащихся начальной школы). В дальнейшем собранный раздельный мусор мы будем сдавать в пункты приема для дальнейшей переработки.
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое разделение мусора
Раздельный сбор мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Раздельный сбор мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Без этого применение системы местными органами власти будет неэффективно. Разделение мусора также требует определенного времени и приложения усилий для обучения жителей.
В нашей стране используются огромные территории под свалки Площадь свалок в России занимает около 4 млн га. Это равно площади Пензенской, Московской области или Удмуртской республики, а также Нидерландов или Швейцарии.
Для чего нужен раздельный сбор мусора? Сортировка отходов в зависимости от состава благотворно влияет на состояние окружающей среды. Срок разложения некоторых видов пластика составляет 100-200 лет, а алюминиевой банки – 500 лет. Вспомните, сколько пластиковых бутылок и консервных банок вы выбросили за последнюю неделю. Теперь умножьте получившееся число на количество жителей вашего города. Если вы проживаете в мегаполисе, то у вас наверняка получится сумма около 1 000 000! По стандартному сценарию сбора и утилизации отходов весь мусор оказывается на свалках. Там он разлагается под воздействием естественных причин, отравляя землю и грунтовые воды.
1.2. Вред пластика для окружающей среды
Период разложения полиэтиленовых пакетов – 100-400 лет, пластиковых бутылок и других изделий из пластмассы – 200-400 лет. Некоторые виды полностью разлагаются через 1000 лет. Пластик нарушает газообмен в грунте и в водоемах. Полиэтиленовые пакеты часто выбрасывают с остатками еды, что привлекает животных и птиц. Они проглатывают куски пакетов, что приводит к их гибели. Такая же ситуация с рыбами. Кроме этого, в процессе разложения пластмасса выделяет ядовитые вещества, а в случае возгорания токсичный дым приведет к отравлению или даже гибели людей и животных.
Пагубное влияние пластика на Землю
Хлорированный пластик может выделять вредные химические вещества в почву, которая затем может просочиться в грунтовые воды или другие ближайшие источники воды. Это может нанести серьёзный вред тем, кто пьёт эту воду.
Пагубное влияние пластика на Океан
Океан я вляется одной из составляющих морского мусора. «Нардлы», пластиковые гранулы (тип микропластика), перевозимые в такой форме, часто посредствам грузовых судов, используются для создания пластмассовых изделий. Значительное количество нардлов попадает в океаны, и было подсчитано, что во всём мире они составляют около 10 % пляжного покрытия. Пластмассы в океанах обычно разлагаются в течение года, но не полностью, и в процессе этого токсичные химические вещества, такие как бисфенол А и полистирол, могут попадать в воду из некоторых пластмасс. Частички полистирола и нардлы являются наиболее распространёнными видами пластикового загрязнения в океанах, и в сочетании с полиэтиленовыми плёнками, пакетами и контейнерами для пищевых продуктов составляют большинство океанического мусора. В 2012 году было подсчитано, что существует примерно 165 миллионов тонн пластикового мусора в Мировом океане. По оценкам 2014 года на поверхности океана находится 268 940 тонн пластика, а общее количество отдельных кусков пластикового мусора составляет 5,25 триллионов.
В 2017 г. стало известно, что доктор Дженнифер Лаверс выяснила, что пляжи отдалённого необитаемого острова Хендерсон в Тихом океане завалены огромным количеством пластикового мусора, показатели загрязненности достигают 671 объекта на квадратный метр. Это самая большая плотность мусора вне свалок, когда-либо зарегистрированная официально. Связано это с тем, что остров находится в центре океанического течения под названием Южный Тихоокеанский круговорот. Южный Тихоокеанский круговорот, и в результате стал фокусной точкой для мусора, плывущего от Южной Америки или сбрасываемого с рыболовецких судов.
Пагубное воздействие пластика на животных
Более 260 видов животных, в том числе беспозвоночных, как сообщается, либо случайно проглатывают пластик, либо запутываются в пластике. Когда особь запутывается, её движение резко ограничено, что делает его очень трудным для него поиск пищи. Запутанность обычно приводит к смерти или тяжёлым разрывам и язвам. Было подсчитано, что более 400 тысяч морских млекопитающих погибают ежегодно в результате пластикового загрязнения в океанах. В 2004 году было подсчитано, что чайки в Северном море имели в среднем по тридцать кусков пластика в их желудках.
Пагубное воздействие пластика на человека
Пластмассы содержат много различных видов химических веществ в зависимости от типа пластика. Добавление химических веществ является основной причиной, почему эти пластмассы стали настолько многоцелевыми, однако это создаёт проблемы, связанные с ним. Некоторые из химических веществ, используемых в производстве пластмасс, несут риск быть поглощёнными людьми посредством поглощения кожей. На данный момент не очень много известно о том, насколько сильно люди могут физически пострадать от этих химических веществ. Некоторые из химических веществ, используемых в производстве пластмасс, могут вызвать дерматит при контакте с кожей человека. Во многих пластмассах эти токсичные химические вещества используются лишь в небольших количествах, но часто требуется значительное количество тестов для того, чтобы установить наличие токсичных элементов, содержащихся в пластике на инертного материала или полимера.
Пластиковое загрязнение может также повлиять на людей в эстетическом плане, создавая своим видом «бельмо на глазу», что мешает удовольствию от лицезрения природной среды.
1.3 Большой вред от маленькой батарейки для
Батарейка – автономный источник электричества для питания устройств. Элементы питания могут быть разных размеров и типов. При этом они также могут быть одноразовыми и перезаряжаемыми.
Батарейки составляют 0,25 % от всех выбросов. В составе использованных батареек содержится ртуть, кадмий, магний, свинец, олово, никель, цинк.
Вред от батареек давно пытаются оценить различные ученые. Так, исследователи уже установили, что всего лишь одна-единственная использованная пальчиковая батарейка, которую выбросили в лесу или парке, способна загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров территории. Какой вред от батареек наносится окружающей среде, провели даже специальные расчеты, добившись конкретных цифровых выражений. Например, на загрязненных тяжелыми металлами двадцати квадратных метрах не вырастут два дерева, не смогут жить и развиваться несколько тысяч дождевых червей, благодаря которым земля становится плодородной, не смогут существовать несколько семей кротов и ежей. Одна батарейка загрязняет вредными компонентами 400 л воды.
И все это вред, который нанесет только одна маленькая пальчиковая батарейка. Вред батареек ощутим и для человека. Это происходит тогда, когда соли тяжелых металлов, которые образуются после разложения ее корпуса, оказываются в подземных грунтовых водах. Вполне вероятно, что они могут оказаться на фильтровальной станции. В западных странах уже давно оценили вред от батареек. Вредные вещества, которые содержатся в использованных батарейках, попадая в организм человека (а это происходит обязательно), накапливаются в нем, поэтому даже малое их количество говорит о конкретной опасности. К примеру, кадмий поражает работу каждого органа в организме, блокирует работу ферментов, способен спровоцировать рак легких.
1.4 В чём смысл раздельного сбора мусора
Разделение ТБО (твердых бытовых отходов) позволяет не загрязнять остатками пищи материалы, пригодные к вторичной переработке, сохраняет перерабатываемые материалы в целости и предохраняет от гниения и размножения бактерий.
Следует заметить, что раздельный мусор – концепция, которая начинает работать прежде всего «снизу»: сортировать мусор необходимо начиная с уровня частных лиц, а эффективность этого метода во многом зависит от добросовестности сортировки. Такой подход требует ответственности и осознанности.
Раздельный сбор отходов позволяет разгрузить свалки и сортировочные линии мусороперерабатывающих заводов и снизить уровень загрязнения окружающей среды. Продукты распада мусора загрязняют и воздух, и водоемы, из которых поступает питьевая вода, и почву.
1.5 Раздельный сбор мусора в России
Одна из причин, по которым в России сортировка мусора и производство из вторичного сырья не поставлены на поток, как, например, в Европе, – высокая стоимость переработки в сравнении с низкой стоимостью захоронения. Европейским мусорщикам тонна твердых бытовых отходов, отвезенная на захоронение, обходится в тысячу евро, а российским – всего в пятнадцать.
Законодательство в России в сфере разделения мусора только начинает появляться. Так, 31 декабря 2017 года президентом был подписан закон о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. Статья закона с поправками в федеральное законодательство в сфере отходов производства и потребления вступает в силу с 1 января 2019. С января 2018 года многие категории отходов запрещается захоронять на полигонах. Ранее для установки баков для разделения мусора требовалась отдельная лицензия, теперь процедуру упростили. Это позволяет надеяться на развитие системы разделения и переработки мусора в России.
Закон регламентирует и размещение мусороперерабатывающих комплексов – теперь для их обустройства на территории понадобится резолюция проживающих на этой территории граждан. Вопросы размещения баков и вывоза мусора тоже должны будут одобряться на совещаниях собственников жилья и управляющих компаний.
До принятия этих законов инициатива в основном поднималась снизу – со стороны экологических активистов. Гринпис России с двухтысячных годов проводит проекты по разделению ТБО в отдельных районах Москвы и Санкт-Петербурга, акции, на которых можно сдать разделённые отходы из любого района.
1.6 Зарубежный опыт
В Европе разделение отходов практикуется уже давно – отдельные элементы этой системы использовались ещё в пятидесятых годах прошлого века, а полностью практика разделения мусора начала применяться с восьмидесятых в Нидерландах. Сегодня это одна из самых чистых стран, а свалок в ней осталось не больше двух десятков (до введения сортировки и переработки мусора их было больше двухсот).
В большинстве развитых европейских стран «мусорная» отрасль курируется государством и регламентируется на законодательном уровне. В Германии, к примеру, предприятия и частные лица, уличенные в небрежном отношении к отходам, обязаны платить «налог на свинство» – взносы в бюджет, которые потом тратятся на ликвидацию несанкционированных свалок.
В Швейцарии разделение отходов тоже закреплено законом: нужно использовать специальные контейнеры, установленные возле домов, а за смешанный мусор можно получить большой штраф. Всё, что не подходит для этих контейнеров, придется самостоятельно отвезти на свалку – доступ к которой открывается по электронной ключ-карте. Чтобы получить карту, швейцарцы платят взнос в местную администрацию.
Футуристического вида контейнеры для разных типов тары, батареек, одежды, обуви, бумаги и пластика установлены в Чехии. У большинства жителей здесь по три отдела в ведрах (пластик, бумага, смешанные отходы), а у каждого дома размещены соответствующие баки. Гуляя по городу, можно заметить баки для стекла разных цветов.
Ближайшие соседи, Республика Беларусь, с 2009 года тоже практикуют разделение ТБО. Установленная в Минске система контейнеров позволила уже в первый год программы собрать почти десять тонн мусора, а за минувшее время цифра годового «урожая» выросла в несколько раз. Всё это отправляется в переработку. Есть пункты сбора батареек и лампочек, но перерабатывающих предприятий для них пока нет.
Важно заметить, что цвета белорусских баков не совпадают с европейскими: в зеленые собирают бумагу, в желтые – пластик, в синие – стекло.
Зарубежный опыт свидетельствует, что внедрение раздельного сбора мусора возможно при наличии эффективных стимулов, которые действуют на всех участников системы обращения с отходами. В некоторых странах, например, существуют крупные штрафы за неправильно выброшенный окурок или бумажку, с другой стороны, чтобы побуждать граждан сортировать отходы, власти снижают стоимость их вывоза.
Наказывать рублем начали уже и в России, правда, пока только производителей и импортеров.
1.7. Какие действия предпринимаются в России по решению проблемы раздельного сбора мусора
В 2017 году Минприроды в рамках программы раздельного сбора мусора внедрило институт расширенной ответственности. По сути, бизнес берет на себя ответственность за переработку произведенных товаров и упаковки, вышедших из употребления или платит экологический сбор. Собранные в результате сбора средства составили более 1,33 млрд рублей.
Кроме того, правительство установило запрет на захоронение отдельных видов отходов. Так, с 2018 года запрещено захоронение черных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть. С 2019 года — захоронение отходов бумаги картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 года – компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов. Всего 182 пункта.
В то же время граждан планируется поощрять за раздельный сбор мусора. Например, министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган заявил, что жители, которые не будут раздельно собирать отходы, будут платить полный тариф, а для тех, у кого налажен раздельный сбор мусора, тариф будет дифференцированный.
В 13 муниципалитетах региона уже работают пилотные проекты по раздельному сбору отходов. И подмосковные Мытищи уже успели возглавить рейтинг «Гринпис России» по развитию раздельного сбора мусора. В 2019 году вся область должна перейти на эту систему.
Такому же примеру последовал и фермерский кооператив LavkaLavka: с самого открытия пакеты здесь не продавали, предлагая покупателям многоразовые сумки и бумажные пакеты.
2. Практическая часть
2.1 Плюсы и выгода раздельного сбора
Принцип разделения отходов может во многом облегчить жизнь – как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. В странах, где разделение мусора практикуется давно, для частных лиц и предприятий существуют «экологические поощрения»: можно получить скидку на услуги в сфере ЖКХ или, в случае производств, субсидии и налоговые льготы.
Предприятия, разделяющие мусор, при этом получают не только денежную выгоду: к ним и их продукции лояльнее начинают относиться заинтересованные в сохранении окружающей среды люди.
В случае частных лиц преимущества больше моральные, чем материальные – возможность почувствовать свой вклад в дело очищения и сохранения нашей планеты, ощутить собственную полезность. Впрочем, и материальный компонент тоже присутствует: во многих странах сдача разделённого мусора позволит немного подзаработать.
2.2 Советы по применению батареек для уменьшения их
экологического вреда
Рекомендуется отдавать предпочтение такой технике, которая не нуждается в использования батареек: продукты, работающие от сети, от альтернативных источников энергии или от ручного завода.
Следует покупать батарейки, которые можно заряжать по новой.
Покупать нужно батарейки с надписью «без кадмия», «без ртути».
Запрещается выбрасывать батарейки в корзину общего мусора. Их нужно складировать в места, для последующей их утилизации. Если нет возможности отнести батарейки в пункты сбора их рекомендуется копить в пластиковой закрытой таре желательно не в доме, до лучших времен.
2.3 Какую работу мы делаем по раздельному сбору мусора
Раздельный сбор отходов – один из способов снизить экологическую нагрузку на окружающую среду. Содержимое наших мусорных вёдер состоит в основном из четырех частей: органических отходов (остатков пищи), пластика, стекла и бумаги. Эти материалы пригодны для вторичной переработки.
На сегодняшний день, мы выбрали три категории мусора, который мы собираем в нашей Сынковской школе. Это бумага, пластик, батарейки и отработанная техника. Мы выбрали именно эти категории мусора по таким причинам:
Сдавая бумагу, мы сможем внеси свой вклад в сохранение леса, так как собранная бумага может пойти на новые бумажные изделия.
Сдавая пластик, мы вносим свой вклад в сохранение окружающей среды, так как пластик не превращается в перегной, как, например, органические отходы. Кроме того, из пластика можно сделать много полезных вещей. Это вопрос мы более подробно осветим, чуть позже.
Сдавая батарейки, мы сможем прекратить отравление окружающей среды веществами, которые содержаться в батарейках.
Для решения этой проблемы в школе установлены баки с маркировкой: пластик, бумага, батарейки.
Наши волонтеры прошли по всем классам с агитационными выступлениями, где в доходчивой форме объяснили экологическую проблему нашей Планеты, которая возникает из-за пластикового мусора и батареек, выброшенных в обычное мусорное ведро. Для этого волонтерами были выполнены презентации, стенгазеты и подобран словесный материал.
На общешкольных линейках, которые проходят каждый понедельник, волонтеры также проводят инструктажи по правильному сбору мусора в специализированные контейнеры, так как не так просто приучить к этому всех учащихся школы с первого раза. В этой работе есть свои трудности.
Кроме этого волонтеры сами проходят школу «Волонтера по раздельному сбору мусора», просматривая видеоролики из опыта других людей.
2.4 Пункты раздельного сбора мусора
Найти пункты раздельного сбора мусора в городе или области, где вы живете, достаточно просто: большинство из них – официальные организации, отмеченные на картах. Здесь поможет любая поисковая система навигации – Яндекс, Гугл, Дубль Гис, хотя информация об адресах, телефонах и часах работы там иногда обновляется несвоевременно. С этим мы уже столкнулись, когда начали искать пункты сбыта пластикового мусора.
Вопрос со сдачей макулатуры в нашей школе налажен уже давно. Учащиеся нашей школы на протяжении нескольких лет собирают и сдают на переработку тонны макулатуры.
Обратите внимание! Есть общий для всего ЕС стандарт окраски баков: зеленые для стекла, синие для бумаги, желтые для картона, черные для пищевых отходов, коричневые для опасных отходов вроде батареек, оранжевые для пластика и красные для не перерабатываемых отходов.
Мы знаем, что д о 80% отходов можно переработать для повторного использования. Из такого пластика делают мусорные пакеты, садовую утварь, упаковки и даже одежду и обувь. Старый металл идет на изготовление автомобилей, бытовой техники, садового и спортивного оборудования.
В дальнейшем мы планируем расширить ассортимент раздельного сбора мусора в нашей школе и добавить бак для сбора металла (жестяных банок), отработанной электротехники, электрических лампочек и стекла. Мы надеемся, что наша работа по внедрению раздельного сбора мусора внесет свой вклад в сохранение окружающей среды.
Список литературы и Интернет-ресурсов