Раздача подарочных сертификатов в рамках рекламной акции ндс

Отражение подарков сотрудникам, партнерам и клиентам в бухгалтерском учете

Валентина Александрова, внутренний аудитор компании Acsour

Многие работодатели выбирают подарки в качестве одной из мер мотивации сотрудников и повышения их лояльности. А подарки деловым партнерам к праздничным датам уже стали нормой вежливости. Неудивительно, что на практике у большинства организаций возникают вопросы, как именно необходимо учитывать подарки сотрудникам и партнерам для минимизации налоговых рисков. Зачастую ситуации могут быть нетривиальными и требовать тщательного анализа законодательства и судебной практики.

I. Учет подарков сотрудникам

А) Подарки, не связанные с трудовой деятельностью (к юбилейным и праздничным датам)

Согласно Гражданскому кодексу РФ подарком признается вещь (в том числе денежные средства, подарочные сертификаты), которую одна сторона (даритель) передает другой стороне (одаряемому) на безвозмездной основе (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

С точки зрения НДФЛ

Стоимость подарков, переданных за год одному лицу, в том числе сотруднику, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС) (Письма ФНС от 02.07.2015 N БС-4-11/11559@, Минфина от 18.11.2016 N 03-04-06/67922, от 08.05.2013 N 03-04-06/16327). Применяя данное ограничение, нужно учитывать общую сумму подарков, выданных конкретному лицу в денежной и натуральной форме в течение календарного года. Со стоимости подарков, превышающей 4 000 рублей, необходимо исчислить НДФЛ.

Как исчислить НДФЛ со стоимости подарка (Письмо ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692):

если подарены деньги, то потребуется удержать налог при выдаче подарка и перечислить в бюджет не позднее чем на следующий день;

если подарена вещь, то необходимо удержать НДФЛ в день ближайшей выплаты денег одаряемому и перечислить в бюджет не позднее, чем на следующий день. Если до конца года, в котором передан подарок, организация не будет ничего платить одаряемому, надо сообщить ИФНС о невозможности удержания налога.

С точки зрения страховых взносов

Страховые взносы не начисляются на стоимость подарка, переданного (п. п. 1, 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ, Письма Минфина от 20.01.2017 N 03-15-06/2437, от 16.11.2016 N 03-04-12/67082, Минтруда от 27.10.2014 N 17-3/В-507):

работнику организации, если с ним заключен письменный договор дарения;

физлицу, не являющемуся работником организации (в том числе бывшему работнику, детям работников, клиентам), независимо от наличия письменного договора дарения.

В договоре дарения с сотрудником не должно содержаться никаких ссылок на трудовые и коллективные договоры, а также другие локальные акты организации. Кроме того, в договоре дарения не стоит производить расчет стоимости подарка в зависимости от должности сотрудника, его оклада, трудовых показателей, или каким-либо другим образом устанавливать взаимосвязь между трудовой деятельностью сотрудника и вручением ему подарка. В противном случае у налоговых органов будут все основания считать подарки поощрением за труд и начислить страховые взносы.

Страховые взносы начисляются в том случае, если подарки выдаются сотрудникам на основании трудовых и коллективных договоров без составления договоров дарения (то есть если подарок является поощрением за труд).

Если подарок не связан с трудовой деятельностью, однако письменный договор дарения с сотрудником не был составлен, то существует риск претензий со стороны контролирующих органов. В этом случае наиболее консервативной позицией будет начисление страховых взносов на стоимость подарка.

С точки зрения НДС

если подарок куплен, то на его покупную стоимость (без НДС);

Счет-фактура на подарок выписывается в одном экземпляре и регистрируется в книге продаж, но одаряемому не передается. Если в одном квартале организация дарила подарки нескольким лицам, то на все подарки можно составить один счет-фактуру (Письмо Минфина от 08.02.2016 N 03-07-09/6171).

НДС со стоимости купленного подарка можно принять к вычету при наличии счета-фактуры поставщика.

При дарении товаров, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, счет-фактуру можно не составлять (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина от 07.11.2016 N 03-07-14/64908).

Не начисляется НДС на стоимость подарков:

Выданных сотрудникам в денежной форме;

Если компания-даритель применяет УСН.

С точки зрения налога на прибыль

Согласно официальной позиции Минфина России, как при ОСН, так и при УСН стоимость подарка, не связанного с выполнением трудовых функций, в налоговых расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270, п. 2 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725).

Б) Подарки как поощрение за труд

Трудовой кодекс РФ предусматривает право работодателя награждать своих работников ценными подарками в качестве поощрения за труд (ст. 191 ТК РФ).

В этом случае стоимость подарка выступает как часть оплаты труда, а передача подарка происходит не на основе договора дарения, а на основе трудового договора с сотрудником.

Подарки, выдаваемые работникам как поощрение за труд, по сути представляют собой производственные премии.

С точки зрения НДФЛ

Ситуация аналогична подаркам к праздничным датам: стоимость подарков, переданных за год одному лицу, не облагается НДФЛ в части, не превышающей 4 000 рублей (включая НДС).

С точки зрения страховых взносов

При вручении подарков сотрудникам в качестве поощрения за добросовестное исполнение трудовых обязанностей, нужно начислить взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также на страхование от несчастных случаев (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).

С точки зрения НДС

Стоимость подарка, переданного работнику в качестве поощрения за труд и учтенного для целей налогообложения прибыли, не облагается НДС. Такой позиции придерживаются судебные органы (Постановление ФАС Московского округа от 17.07.2013 по делу N А40-112932/12-91-575, Постановления ФАС Центрального округа от 02.06.2009 N А62-5424/2008, ФАС Уральского округа от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2).

С точки зрения налога на прибыль

Если вознаграждения в виде подарков предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами, и они имеют стимулирующий характер, то затраты на них можно учесть при расчете налога на прибыль (статья 191 ТК РФ, и п. 2 статьи 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 02.06.2014 N 03-03-06/2/26291).

При этом важно учитывать, что для целей налогообложения необходимо соблюдать требования п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому помимо самих видов стимулирующих выплат организации следует установить четкие условия (основания) назначения каждого конкретного вида поощрения. Кроме того, необходимо располагать документами, подтверждающими, что такие условия фактически выполнены премируемыми сотрудниками.

Если в организации разработано положение о премировании (иной локальный акт, регулирующий порядок назначения поощрений), то трудовой (коллективный) договор должен содержать ссылку на такое положение, чтобы учесть данные выплаты для целей налога на прибыль. На это обращают внимание контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 14.02.2007 N 20-12/013749б).

В) Применимый документооборот

Во избежание претензий со стороны налоговых органов необходимо правильно оформлять документы при вручении подарков сотрудникам.

Письменный договор дарения

Передача подарка осуществляется на основе договора дарения.

Договор дарения должен в обязательном порядке заключаться в письменной форме, если стоимость подарка превышает 3 000 руб., а дарителем выступает юридическое лицо (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Однако во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов (в части доначисления страховых взносов) рекомендуется заключать письменный договор дарения с сотрудником в любом случае независимо от стоимости подарка.

Если вручение подарков происходит массово, то нет необходимости заключать отдельные договоры с каждым сотрудником. В этом случае целесообразно составить многосторонний договор дарения, в котором каждый из получателей подарков поставит свою подпись (ст. 154 ГК РФ).

Приказ о выдаче подарков

О закупке и выдаче подарков сотрудникам должен распорядиться руководитель компании. Необходимо оформить соответствующий приказ. Для оформления приказа можно использовать унифицированные формы (№ Т-11 или Т-11а). В этом случае необходимо будет составить отдельное распоряжение о закупке подарков.

Однако можно подписать единый приказ в произвольной форме как о выдаче, так и о закупке подарков. К приказу должен быть приложен список тех работников, которым будут выдавать подарки.

Ведомость выдачи подарков

Все выданные подарки сотрудникам и их стоимость необходимо зафиксировать в специальной ведомости, где должны быть отражены Ф.И.О. сотрудника, его подпись, дата выдачи подарка и наименование подарка. Ведомость может быть составлена в произвольной форме. В ведомости должны присутствовать все обязательные реквизиты первичных документов.

II. Учет подарков партнерам, поставщикам, клиентам

А) Подарки к праздничным датам

С точки зрения НДФЛ

Если подарок вручается конкретному физическому лицу, например, сотруднику клиента, и его стоимость превышает 4 000 рублей, то при его передаче организация становится налоговым агентом по НДФЛ.

Получатель подарка не является сотрудником компании-дарителя, значит, удержать налог самостоятельно компания не может. В такой ситуации нужно в течение одного месяца с момента вручения подарка письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о выплаченном доходе и невозможности удержать с него НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Если подарок вручается не конкретному физическому лицу, а организации в целом, то НДФЛ не исчисляется. При этом следует помнить, что дарение подарков, стоимость которых превышает 3000 рублей, запрещено в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).

С точки зрения страховых взносов

Если физические лица, которым организация дарит подарки, не связаны с ней трудовыми отношениями, стоимость этих подарков не облагается страховыми взносами.

С точки зрения НДС

Для целей НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (ст. 146 НК РФ).

На основании данной нормы Минфин делает вывод, что передача предприятием своим клиентам подарков является объектом налогообложения по НДС (Письма от 04.06.2013 N 03-03-06/2/20320, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653). При этом вычеты по НДС при осуществлении указанных операций применяются в общеустановленном порядке.

С точки зрения налога на прибыль

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.

Если предприятие выдает подарки определенному кругу лиц, затраты на приобретение данных подарков не включаются в расчет налога на прибыль (Письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653).

Б) Подарки с логотипом организации (как часть рекламы)

Сувениры – это вещи, на которых изображены средства индивидуализации самой организации или реализуемых ею товаров, работ или услуг (логотип, товарный знак, фирменное наименование и т.д.) (ст. 3 Закона N 38-ФЗ от 13.03.2006, Письмо ФНС от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348). Это могут быть открытки, календари, ручки, пакеты, ежедневники и пр.

С точки зрения НДФЛ

Ситуация аналогична подаркам на праздники: если стоимость сувенира больше 4 000 рублей, то при его передаче физическому лицу организация становится налоговым агентом по НДФЛ.

С точки зрения страховых взносов

Аналогично подаркам к праздникам – страховые взносы не начисляются при вручении подарков физическим лицам, не являющимся сотрудниками.

С точки зрения НДС

Ситуация аналогична подаркам к праздникам: если организация-даритель является плательщиком НДС, то при раздаче сувениров она начисляет НДС так же, как при любой другой передаче права собственности на товары на безвозмездной основе (ст. 146 НК РФ).

С точки зрения налога на прибыль

Учет подарков зависит от того, каким образом происходит вручение данных сувениров.

Если сувениры вручаются не в рамках официального приема

И при ОСН, и при УСН такая передача сувениров третьим лицам (в том числе не являющимся клиентами организации) учитывается в составе нормируемых рекламных расходов (Письмо УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2).

Для документального подтверждения факта осуществления рекламных расходов, необходимо оформить расходные документы, например, накладную на передачу сувениров работнику, ответственному за их распространение, и отчет этого сотрудника о проделанной работе.

В первичных документах на выбытие вручаемых подарков достаточно указывать только их стоимость и количество без указания адресата. Этот факт подтвердит, что информация о товарах направлена неопределенному кругу лиц, и поэтому такие расходы можно считать расходами на рекламу. Если организация сможет создать такие условия, то можно рассматривать распространение сувенирной продукции в качестве рекламных нормируемых расходов.

Если сувениры вручаются деловым партнерам в рамках официального приема

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

Относятся ли к таким расходам затраты на приобретение сувениров (подарков) для деловых партнеров, Налоговый кодекс РФ не разъясняет.

По данному вопросу есть две точки зрения. Официальная позиция Минфина России (Письмо от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136) заключается в том, что расходы на приобретение сувениров для передачи в рамках официального приема не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ.

Официальная позиция налоговых органов (Письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2) позволяет налогоплательщикам учитывать расходы на приобретение сувениров с символикой организации для передачи их на официальном приеме контрагентам. Аналогичное мнение нашло отражение в судебных решениях.

Однако представительские расходы учитываются при определении налоговой базы, только если они экономически обоснованы и документально подтверждены.

Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:

1) приказ руководителя организации о проведении представительского мероприятия (с указанием цели проведения мероприятия и работников организации, которые должны в нем участвовать);

2) смета представительских расходов (там должна фигурировать цена сувенирной продукции);

3) договор на изготовление сувенирной продукции, первичные документы на ее передачу и списание;

4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных расходов;

5) отчет по произведенным представительским расходам. В нем должны найти отражение:

цель и результаты проведения представительского мероприятия;

дата и место проведения;

программа мероприятия (в ней должно фигурировать вручение сувениров);

состав приглашенной делегации;

участники принимающей стороны;

величина расходов на представительские цели.

Таким образом, для учета расходов на сувениры в качестве представительских для целей налога на прибыль необходимо документально оформить их должным образом.

Источник

Аптека выдает подарочный сертификат

Автор: Подкопаев М. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Большая конкуренция между аптечными сетями вынуждает их активно прибегать к привлечению внимания к своим услугам, в том числе путем выпуска подарочных сертификатов. Как правило, данный сертификат приобретает физическое лицо в качестве подарка другому лицу. Но бывает иначе.

Ниже мы остановимся на особенностях налогообложения операций с подарочными сертификатами.

Доход возникает не сразу

В Письме Минфина России от 25.04.2011 № 03-03-06/1/268 отмечается: в качестве подарочного сертификата принято понимать документ, удостоверяющий право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары, работы или услуги на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата.

На основании п. 1 ст. 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

В пункте 2 ст. 249 НК РФ указано, что выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Денежные средства, полученные при реализации подарочных сертификатов, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться в будущем. При этом обмен подарочного сертификата на товары признается реализацией товара.

На этом основании суммы оплаты подарочных сертификатов, полученные организацией (продавцом) от потенциальных покупателей в счет предстоящей поставки товаров, учитываются в доходах от реализации для целей налогообложения прибыли на дату реализации товаров.

Но в случае, когда по истечении оговоренного сторонами срока подарочный сертификат не был предъявлен покупателем, сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли является безвозмездно полученным имуществом и учитывается в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.

Рассмотрим еще одну ситуацию, которой дана оценка в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25.12.2014 № 305-КГ14-1498, А40-65470/2013.

Организация реализовывала собственные подарочные карты (сертификаты) с ограниченным сроком предъявления по договорам, заключаемым с компаниями – юридическими лицами, при условии оплаты карт в размере 100 % от их номинала.

В свою очередь, компании по условиям указанных договоров брали на себя обязательство передать подарочную карту клиентам – физическим лицам, а организация – предоставить товар на основании предъявляемой им подарочной карты.

Арбитры определили: денежные средства, полученные организацией при их реализации, фактически являются предварительной оплатой товаров, которые будут приобретаться физическими лицами в будущем. Обмен подарочной карты (сертификата) на товары признается реализацией товара, в этой связи суммы оплаты карт, полученные организацией (продавцом) от покупателей – юридических лиц в счет предстоящей поставки товаров физическим лицам, учитываются в доходах от реализации для целей налогообложения прибыли на дату непосредственной реализации товаров.

По условиям договоров был установлен конкретный срок действия подарочных карт, предъявляемых физическими лицами в целях получения у организации товаров, по окончании которого обязательства организации перед держателями таких подарочных карт прекращаются.

Арбитры подтвердили: в случае, когда в течение установленного срока подарочная карта физическим лицом не предъявлялась организации в целях получения соответствующего товара, сумма предварительной оплаты, полученная продавцом, для целей налогообложения прибыли является безвозмездно полученным имуществом и учитывается по п. 8 ст. 250 НК РФ.

Минфин порекомендовал учитывать данную позицию ВС РФ в Письме от 08.02.2019 № 03-03-06/3/7605 во всех случаях реализации подарочных сертификатов.

Об уплате НДС и оформлении счета-фактуры

Реализация товаров на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку продажа сертификата признается предоплатой, у организации возникает момент определения налоговой базы по НДС (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

Налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС, который исчисляется по расчетной ставке (абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ).

На дату реализации товара при предъявлении покупателем сертификата у организации снова наступает момент определения налоговой базы в размере продажной стоимости товара (без учета НДС) (абз. 1, 6 п. 1 ст. 154, п. 14 ст. 167 НК РФ). При этом организация вправе принять к вычету сумму «авансового» НДС (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Аптека, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами и медицинскими изделиями, находящаяся на общем режиме налогообложения, при реализации подарочного сертификата должна выставить счет-фактуру.

В то же время согласно п. 7 ст. 168 НК РФ при реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные п. 3 и 4 данной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Следовательно, при реализации аптекой, осуществляющей деятельность в сфере розничной торговли, подарочных сертификатов, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если эмитент выдал покупателю кассовый чек (см. Письмо Минфина России от 16.03.2021 № 03-07-14/18371).

Выдача сертификата в целях рекламы

Если подарочный сертификат выдается в ходе рекламной акции, надо учитывать положения ст. 264 НК РФ, согласно которым (пп. 28 п. 1 и абз. 5 п. 4) стоимость указанных призов должна учитываться в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.03.2017 № 03-07-11/13704).

К сведению: расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Финансисты также указали, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары. Поэтому передача товаров по врученным в ходе рекламной акции подарочным сертификатам является операцией по реализации товаров, подлежащей обложению НДС в общеустановленном порядке.

Практически не возникает вопросов по поводу выгоды физического лица, если подарочный сертификат он получает в качестве приза по итогам рекламной акции. Непосредственно при получении такого приза у него возникает лишь потенциальная экономическая выгода, гарантируемая сертификатом. Реальная выгода возникнет только в тот момент, когда покупатель предъявит сертификат к оплате.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода в натуральной форме является день передачи доходов.

На этом основании налоговики сделали вывод, что в такой ситуации датой фактического получения налогоплательщиком дохода является день оплаты организацией, выдавшей сертификат, товара при предъявлении налогоплательщиком сертификата (см. Письмо ФНС России от 11.03.2016 № БС-4-11/3989@).

Обратите внимание: поскольку оплата организацией за налогоплательщика товара производится в качестве приза за победу в рекламной акции, указанный доход подлежит налогообложению по ставке, установленной п. 2 ст. 224 НК РФ (35 %), в части превышения размера, указанного в п. 28 ст. 217 НК РФ, при этом размер дохода, подлежащего налогообложению, определяется стоимостью полученного товара.

Согласно п. 28 ст. 217 НК РФ доход физического лица в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), не превышающий за налоговый период 4 000 руб., не облагается НДФЛ.

Организация, от которой физические лица получают такие доходы, признается в отношении них налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 НК РФ (с учетом п. 5) и ст. 230 НК РФ.

Со скидкой лучше не шутить

Иногда условия выдачи подарочного сертификата подразумевают предоставление определенной скидки к тем ценам, по которым обычно аптека реализует свои товары.

По мнению Минфина (Письмо от 28.07.2014 № 03-04-06/36994), в этом случае возникает налоговая выгода у физического лица, которое воспользуется таким сертификатом.

К сведению: в соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении НДФЛ на основании гл. 23 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 211 НК РФ установлено, что полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой относятся к доходам налогоплательщика, полученным в натуральной форме.

В данном случае получается, что покупатель, предъявив сертификат, получит товаров на большую стоимость, чем было затрачено на покупку сертификата. Разницу и можно было бы назвать его выгодой, которую надо включить в доход.

Так считает Минфин, который указывает также на то, что организация (в данном случае аптека) становится налоговым агентом по отношению к покупателю и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 и 230 НК РФ.

Иными словами, с обозначенной разницы она должна исчислить и удержать НДФЛ. Однако это возможно, только если покупатель при предъявлении сертификата вносит дополнительные денежные средства, из которых и удерживается налог.

Согласимся, что ситуация нелепая, тем более что придется еще спросить у покупателя его данные, включая паспортные и ИНН, чего обычно не подразумевает покупка в аптеке лекарственных средств. Да и впечатление от подарочного сертификата, мягко говоря, потускнеет.

Добавим, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Это о той ситуации, когда помимо собственно сертификата покупатель не вносит денежных средств для приобретения лекарств. При том какова вероятность, что он наберет товара именно на номинал сертификата? А если не наберет, то можно ли достоверно определить его реальную экономическую выгоду? И в этом случае необходимы его персональные данные, на получение которых, кстати, аптека должна получить разрешение.

В общем, хлопотная получается ситуация, и вряд ли в отношении подарочного сертификата со скидкой, что называется, игра стоит свеч.

О применении ККТ

На основании ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» при расчетах на территории РФ наличными деньгами за реализуемые товары, в том числе при получении предварительной оплаты и ее зачете, организация обязана применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

При осуществлении расчетов покупателю выдается (направляется) кассовый чек (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ). Поэтому организация обязана выдать (направить) кассовый чек дважды: в момент получения предоплаты (продажи сертификата) и в момент ее зачета и окончательного расчета с покупателем.

К сведению: ФНС в Письме от 03.07.2018 № ЕД-4-20/12717 направила методические указания по формированию фискальных документов при продаже товаров с использованием подарочной карты, применимые и к продаже товаров с использованием подарочного сертификата.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *