рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Краткая история развития жизни на Земле

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

Озвучка доступна в режиме обучения

Жизнь на планете зародилась более трех миллиардов лет назад. Сегодня жизнь очень разнообразна. Но все это разнообразие живого произошло от общего предка. Общий предок всего живого был похож на обычную бактерию. Но он жил совсем в других условиях. Земля в ту древнюю эпоху была настоящим адом. На планете не было кислорода, а температура воды в морях достигала 80 градусов.

Краткая история развития жизни на земле

Раскрыть тайны древней истории Земли помогают ДНК живых существ. Все живые существа содержат генетическую информацию – ДНК. ДНК подобна книге, в которой записан текст жизни. Причем, для каждого организма текст уникален. Сравнивая ДНК различных существ, ученые определяют, когда они впервые появились и как эволюционировали.

Давайте проследим историю жизни от самого её зарождения до появления человека

Как охватить столь огромный промежуток времени – 4,5 миллиарда лет? Давайте представим, что мы путешествуем по России, где два пройденных километра примерно равны 1 миллиону лет. Наше путешествие приведет нас из Санкт-Петербурга в Москву, далее через Екатеринбург мы отправимся к Владивостоку. В итоге мы проедем около десяти тысяч километров.

Поездка начинается из Санкт-Петербурга – 4,5 млрд лет назад по временным масштабам. Именно тогда сформировалась наша планета Земля. В районе Москвы (3,9 млрд лет назад) появятся первые свидетельства жизни – черные курильщики.
Около трех с половиной миллиардов лет назад (что соответствует Екатеринбургу на нашей карте) произошли первые бактерии. Добравшись до Иркутска, мы проедем 6 тысяч километров. И только сейчас зародились первые ядерные организмы – эукариоты.

Формирование Земли
(4,5 млрд лет назад)

4.5 миллиарда лет назад Земля была крайне негостеприимным местом. Раскаленная поверхность, отсутствие кислорода и атмосферы. День длился 3 часа, а Луна была гораздо ближе к Земле, чем сейчас. Ни одна форма жизни не смогла бы существовать в таких условиях.

Дополнительный контент (Видео) доступен в режиме обучения

Однако со временем Земля остудилась и на ней появились моря и океаны. На дне этих океанов из горячих источников выходят потоки воды. Именно в них формировалась первая жизнь. Такие геотермальные источники находят и сегодня – их называют черными курильщиками.

Дополнительный контент (Видео) доступен в режиме обучения

Появление бактерий
(3,5 млрд лет назад)

На древней земле не было кислорода. Однако мы дышим им сегодня. Откуда же он взялся?
Древние бактерии собирались в огромные колонии и образовали строматолиты. Эти строматолиты и выделяли кислород в течение миллионов лет.

Дополнительный контент (Видео) доступен в режиме обучения

Эукариоты образовались из древнейших бактерий, которые слились друг с другом. Эволюция эукариот породила все разнообразие жизни, которое мы знаем. Одноклеточные эукариоты есть и сегодня – их называют протистами.

Появление эукариот
(1,8 млрд лет назад)

Продолжим наше путешествие по истории Земли. Когда мы подъедем к Хабаровску (500 миллионов лет назад) – произойдет расцвет многоклеточных форм жизни. Двести миллионов лет назад по земле ходили динозавры – не так давно по сравнению с возрастом Земли. Когда до Владивостока останется несколько сотен метров – появится первый человек.

Источник

Естествознание.ру

Этапы зарождения жизни. Первые одноклеточные и многоклеточные

Несмотря на разногласия, большинство ученых абсолютно уверены: жизнь зародилась в воде. Согласно эволюционной гипотезе советского биолога и биохимика А. И. Опарина, самые первые, примитивные формы жизни возникли в водной среде. Ученый считал, что зарождение жизни происходило в несколько этапов:

Большинство исследователей уверены, что зарождение жизни произошло в воде. Этому способствовало то, что в воде легче отыскать пищу, легче держать устойчивость своего тела, а кроме того, в море температура более постоянна, чем в воздухе.

В теплой, богатой солями морской воде и зародилась жизнь. В течение долгих веков и тысячелетий она становилась разнообразнее и обильнее. Одни виды стали вытеснять другие. Борьба за существование заставляла некоторых обитателей моря постепенно выходить на берег. Так морские обитатели покинули водную стихию и заселили сушу.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Животные и растения состоят из воды: животные и рыбы — на 75%, медузы — на 99%, картофель — на 76%, яблоки — на 85%, томаты — на 90%, огурцы — на 95%, арбузы — на 96%. Человек состоит из воды на 86% при рождении и на 50% в старости.

ОТ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Возраст самой ранней из первобытных бактерий — 3,5 миллиарда лет. Вероятно, уже тогда на планете присутствовал наш общий предок — одноклеточный организм с базовыми чертами, характерными для современных существ. От него потомкам досталось клеточное строение, способ хранения генетического кода в закрученных спиралью молекулах ДНК и способ хранения энергии в молекулах АТФ.

От общего предка произошли три основные группы одноклеточных, существующих и по сей день. Сначала разделились между собой бактерии и археи, а от архей произошли эукариоты.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

ДРЕВНЕЙШИЙ ПРЕДОК. АРХЕИ

За миллиарды лет эволюции археи почти не изменились. С древних времен они приспособились к выживанию в экстремальных условиях. Некоторые виды выживают даже в кипятке. Археи неприхотливы в выборе пищи. Далеко не все высокоорганизованные потомки архей могут этим похвастаться.

ЭУКАРИОТЫ. ЖГУТИКОВЫЕ

Примерно 1,7 миллиарда лет назад от архей произошли эукариоты — ядерные одноклеточные организмы. Одноклеточные отрастили сзади жгутики и научились с их помощью передвигаться и фильтровать воду. Некоторые из них начали объединяться в колонии. Считается, что из одной такой колонии однажды произошли первые многоклеточные организмы.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

РАЗВИТИЕ МНОГОКЛЕТОЧНЫХ. БИЛАТЕРИИ

«Многие люди все больше укреплялись во мнении, что крупная ошибка была сделана прежде всего тогда, когда все спустились с деревьев. А некоторые говорили, будто даже влезание на деревья было ошибкой, и никому не следовало покидать океаны»

Дуглас Адамс. Автостопом по галактике

Около 1,2 миллиарда лет тому назад появились первые многоклеточные. Спустя время они разделились на группы:

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Трилобиты — обитатели кембрийских морей. Эти членистоногие — древние предки ракообразных. Тело трилобитов было защищено хитиновым панцирем. Длина тела этих существ достигала 72 сантиметров.

Источник

Зарождение жизни и эволюция

Каким образом мы все появились на Земле? На протяжении многих веков люди задавали себе этот вопрос и пытались найти на него ответ. Это одна из самых сложных загадок для человеческого разума.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Формирование планеты Земля

Около 4,6 млрд лет назад Земля выглядела совсем по-другому. Вместо привычных зеленого, голубого и белого цветов наша планета была красно-оранжевой. Ее поверхность покрывал океан кипящей лавы. Вместо кислорода, которым мы дышим сегодня, воздух был насыщен смертельно ядовитыми газами.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

На протяжении первых 500 млн лет своего существования Земля представляла собой огромный безжизненный шар огненной лавы. Затем в течение еще 300 млн лет планета была слишком горячей для появления воды. Потом она стала постепенно остывать. Повсюду начали идти дожди, причем настолько сильные, что образовались реки, озера, моря и океаны.

Но все водное и наземное пространство по-прежнему оставалось безжизненным: в воде не плавала рыба, по небу не летали птицы, не было ни людей, ни животных. Только песок и камень.

Появление жизни на Земле

По мнению биологов, жизнь на Земле образовалась в результате эволюции. Несмотря на видимую безжизненность древнего океана, он содержал химические соединения, которые были готовы преобразоваться в живые организмы. Ученые назвали эти строительные вещества первичным бульоном, т.е. возможным источником возникновения жизни на Земле. В состав этого бульона входили аминокислоты, белки, жиры, углеводы и другие основные компоненты клеток живого существа.

Когда на Земле зародилась жизнь?

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Что возникло раньше: яйцо или курица?

Загадка кажется смешной, но в ней есть глубокий смысл. Подумай сам: если бы не было курицы, то не существовало бы и яиц, а с другой стороны, как появилась курица? Из яйца? Что все-таки было первым? Ответ на этот очень сложный вопрос касается не только курицы и яйца, но и всех форм жизни.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Чем питались первые клетки?

Первые клетки питались, скорее всего, первичным бульоном, тем, из которого они образовались. Большое количество белков, жиров и аминокислот позволяло клеткам жить и размножаться. Они стали родоначальниками клеток животных. На протяжении миллионов лет запасы продовольствия постепенно сокращались. В результате стали образовываться новые клетки — так называемые продуценты. Они смогли развить способность создавать для себя пищу из окружающего строительного материала, используя энергию Солнца или тепло Земли. Эти клетки положили начало всему растительному миру.

Клетка — это основной элемент живого существа. Она может питаться, двигаться и образовывать себе подобных. Первые клетки были достаточно примитивными, но они смогли взять необходимые элементы из первичного бульона и начать свою очень короткую жизнь.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Эволюционные изменения

Чтобы жизнь вокруг нас стала такой, какой мы ее видим сейчас, был пройден долгий и трудный путь превращения простейшей клетки в многоклеточный организм.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Кислород — основа жизни

Переломным моментом на этом пути стало использование клетками кислорода. Ты уже знаешь, что изначально в земной атмосфере кислород содержался в минимальных количествах или отсутствовал вообще, поэтому и первые клетки были устроены так, что не нуждались в нем.

Тем не менее клетки развивались и выделяли кислород в атмосферу. В течение довольно длительного времени атмосфера Земли из смеси смертельно ядовитых газов превратилась в среду, благоприятную для живых существ.

Следующий этап развития

Развитие многоклеточных организмов — следующий этап эволюционного развития. Жизнь больше не ограничивалась одноклеточными существами. Стали появляться новые организмы, состоящие из двух, десяти, тысячи и даже миллиардов клеток. Более того, клетки с разным строением стали специализироваться на выполнении разных работ. Например, одни исполняли роль глаз, другие — сердца, третьи — мозга, тем самым усложняя и совершенствуя устройство живого организма.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Естественный отбор: выживают сильнейшие

Почему так происходит? Давай разбираться. Жизнь на Земле началась с простейших клеток, которые впоследствии развились в растения, животных и все остальные организмы. Но кто решил, как будет выглядеть каждый из них?

Почему у животных есть глаза, уши, нос и другие органы? Почему существует так много видов живых существ?

Да, и этот «кто-то» — естественный отбор. Согласно закону естественного отбора, сильный выживает, а слабый погибает. Например, в стае львов только самые сильные и здоровые животные способны к воспроизведению, т.е. выведению потомства.

Каким образом определяется внешний вид животных?

Ты сам можешь дать ответ на этот вопрос. Посмотри на себя в зеркало. На кого ты похож? На своих родителей, бабушек и дедушек.

То же происходит и с животными. У львов рождаются львята, у сов — совята и т.д. И если у львов длинный хвост, то такой же будет у львенка, когда он вырастет. Маленький совенок очень похож на своих взрослых родителей, и вряд ли ты его перепутаешь с птенцом павлина или цыпленком. Детеныши перенимают все внешние признаки своих родителей.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Эволюция в действии — совершенствование поколений

Представь, миллионы лет назад на Земле жили птицеподобные животные, которые не могли летать. Со временем у некоторых из них развилась способность высоко прыгать и, возможно, даже пролетать небольшие дистанции. Совершенно очевидно, что это умение давало им неоспоримые преимущества перед другими видами живых существ. Прыгучие животные могли беспрепятственно скрываться от погони, быстрее перемещались и находили пищу. Поэтому выжили именно эти особи, а их детеныши унаследовали способность высоко прыгать и пролетать небольшие расстояния. И так происходило с каждым поколением, причем потомки еще выше прыгали и еще дольше могли находиться в воздухе. А выживали самые сильные и здоровые, и у них появлялись детеныши, обладавшие выдающимися качествами своих родителей.

В конце концов спустя миллионы лет птицы стали непревзойденными асами полета.

Источник

Разработка урока биология 5 класс «Возникновение жизни на Земле»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ «КАК РАЗВИВАЛАСЬ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ»

Трофимова Светлана Анатольевна

МБОУ «Новотроицкая СОШ» с.Новотроицкое Альметьевский р-н Республика Татарстан

А.А. Плешаков., Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию».

Издательство Дрофа Вертикаль

Как развивалась жизнь на Земле

Урок формирования новых знаний, комбинированный

Привлечь внимание учащихся к изучению вопроса о возникновении и развитии жизни на Земле

Образовательная: сформировать представление о происхождении жизни на Земле; знания о живых организмах, обитающих на Земле в разных стадиях развития жизни; умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений учителя.

Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебником, искать дополнительную информацию, создать условия для дальнейшего формирования навыков самостоятельной работы учащихся и умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности; содействовать физическому воспитанию учащихся (заботиться о профилактике их утомляемости на уроке); формированию любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится проводить простейшую квалификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей царств живой природы; этапы формирования жизни на Земле; гипотезы возникновения Земли.

Будут сформированы: коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Коммуникативные— научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, сравнивать разные точки зрения; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесная (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Этапы развития Земли, трилобиты, динихтис, каменноугольный и юрский период, стегоцефалы, динозавр

Учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин «Биология. Введение в биологию» Издательство Дрофа Вертикаль, Презентация к уроку «Как развивалась жизнь на Земле», компьютер, мультимедийная установка.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Активизирует знания учащихся для изучения нового материала:

— Какие свойства живых организмов Вы знаете? (Обмен веществ и энергии, рост, развитие, раздражимость, подвижность, дыхание, выделение.)

— В каких условиях в настоящее время обитают живые организмы на планете? (Оптимальная температура, наличие атмосферы, воды.)

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников.

Осуществляютанализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

2. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

— В настоящее время мы можем говорить о том, какие животные и растения населяли нашу Землю. Благодаря науке и современным исследованиям, человечество смогло определить, сколько лет нашей планете, когда на ней возникла жизнь и как изменялся облик Земли в течение времени.

— А Вам бы хотелось увидеть планету такой, какой она была 1 млрд лет назад? Или даже 3 млрд лет назад?

— Ученые разных стран, проводя исследования и анализируя результаты экспериментов и опытов, определили, какие условия были на нашей планете, откуда возникла жизнь, какие живые организмы в определенные временные промежутки господствовали на нашей Земле. Сегодня мы с вами тоже немного побудем учеными и узнаем, как выглядела наша планета и какие животные и растения ее населяли. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

— По вашему мнению, где зародилась жизнь: в воде или на суше? Какие условия были необходимы для возникновения жизни?

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации.

— Сегодня мы постараемся воссоздать за короткое время урока то, что происходило на планете в течении 4,5 млрд. лет. Именно столько лет назад образовалась наша планета. Существует много теорий о возникновении планеты. Самая распространенная говорит о том, что наша планета образовалась, как Вселенная, из газопылевого облака.

— Почти 1 млрд лет потребовался для того, чтобы на Земле зародилась жизнь.

— Почему жизнь зародилась в океане, а не на суше?

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетради новые термины и понятия. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Высказывают свое мнение. Слушают мнение одноклассников. По мере рассказа учителя заполняют таблицу.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя. Работа по таблице.

4. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности.

Закрепляющая беседа, фронтальная работа.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Способствует развитию навыков осознанного восприятия, первичного обобщения; побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентрирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:

— На суше или в воде появилась жизнь? Почему? (В океане более благоприятиные условия для жизни; на суше еще не сформировалась почва, а ультрафиолетовые лучи губили все живое, так как не образовался озоновый слой, который задерживает эти лучи.)

-Какие организмы первыми заселили сушу? (Первыми наземными животными стали насекомые: пауки, первые крылатые)

— Почему первый период развития жизни на Земле назвали каменноугольным? (Потому что папоротники стали основой залежей каменного угля, который сформировался в данный период)

-По какой причине вымерли динозавры? Сделайте свои предположения ( Катастрофа, изменение климата, нехватка пищи, появление большого количества хищников, которые поедали яйца.)

— Как называет период, в котором господствовали динозавры? (Юрский период)

— Как происходила смена растительного покрова Земли? (Водоросли-хвощи, плауны-папаротники-голосеменные-покрытосеменные)

— Почему с течением времени одни виды сменяли другие? (Некоторые виды вымирали, появлялись другие, которые могли выживать в изменяющихся условиях).

Отвечают на поставленные вопросы

Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении

Устные вопросы и ответы

5. Рефлексия учебной деятельности.

-Что нового Вы узнали на уроке?

— Какие затруднения возникли в процессе работы на уроке?

— Что осталось непонятным?

Осуществляют самостоятельный анализ деятельности

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами

6. Подведение итогов.

Выявление качестваи уровня овладения знаниями, их коррекция

Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке

Формируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию.

Дает комментарии к домашнему заданию: учебник, с. 52-56; дополнительно: подготовить сообщения о динозаврах; к небольшому докладу в 2-3 минуты можно добавить рисунок или создать презентацию в программе Power Point

Читают задание. Задают уточняющие вопросы

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

ТАБЛИЦА «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»

ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ, ПЕРИОД

ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА ЗЕМЛЕ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ, ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПОЯВЛЕНИЕ ВОДОРОСЛЕЙ, МЕДУЗ, КОРАЛЛОВ В ОКЕАНЕ

350 МЛН ЛЕТ НАЗАД (КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД)

225 МЛН ОЕТ НАЗАД (ЮРСКИЙ ПЕРИОД)

РАССВЕТ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ; ГОСПОДСТВО ДИНОЗАВРОВ

ВЫМИРАНИЕ ДИНОЗАВРОВ; ПОСТЕПЕННОЕ ПОЯВЛЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ, ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ

Источник

Возникновение жизни на Земле

Человечество за миллионы лет существования так и не смогло в точности разгадать, как зарождалась жизнь на нашей планете. Вместе с тем, возникновение жизни на Земле рассматривается в различных теориях. Рассмотрим кратко, существующие 2 основные версии появления живых существ. По одной из них — жизнь на Земле зародилась после проникновения из космоса органических элементов. Вторая теория настаивает на том, что живые существа формировались на поверхности планеты. Выдвигаются и второстепенные предположения. Предлагаем читателям познакомиться со всеми версиями.

Как появилась жизнь на Земле? Общая информация

Современные представления о возникновении жизни на Земле сильно отличаются друг от друга. Но существует одна широко признанная теория. Согласно ей, наша планета сформировалась из космической пыли. Пыльные облака из Галактики содержали в своём составе все химические элементы и постепенно спрессовывались, формируя шар. Он был раскалённым, окутанным клубами водяного пара. В облаках поднимающийся с молодой Земли пар постепенно охлаждался, превращаясь в воду. Атмосферная жидкость вновь возвращалась на поверхность планеты обильными, непрекращающимися дождями. Попадая на раскалённую земную твердь, влага становилась паром и поднималась в атмосферу. Этот процесс продолжался миллионы лет. За долгое время планета Земля потеряла большое количество собственной тепловой энергии. В результате её разжиженная поверхность по мере остывания стала затвердевать, образуя земную кору.

Спустя несколько миллионов лет поверхность планеты остыла ещё больше. Вода, поступающая на Землю из атмосферы (дожди, ливни), перестала испаряться. На поверхности формировались огромные лужи. Обилие воды сильно повлияло на дальнейшее развитие молодой Земли. На фоне продолжающегося понижения температуры и сильных ливней случился потоп. Вода, которая непрекращающимся потоком извергалась на Землю, стала неотъемлемой частью молодой планеты. Она накапливалась в глубоких впадинах и не успевала полностью испаряться. Появился доисторический океан.

В то время жизни на планете ещё не существовало, но ливневая вода стала постепенно размывать горы и скалы. Она стекала по ложбинам и ущельям бурными потоками, формируя русла рек и ручьёв. Ещё несколько миллионов лет ушло на то, чтобы на планете появились долины. Баланс воды в атмосфере и на Земле сильно изменился. Планета была ею пресыщена, а в облаках влаги становилось всё меньше.

Густые облака над планетой постепенно рассеивались, открывая путь на Землю солнечным лучам. Постоянные дожди прекратились, а Земля была практически полностью покрыта водами доисторического океана. Жидкость вымывала из верхних слоёв планеты много солей и растворимых минеральных веществ, унося их в море. Вода с поверхности водоёма постоянно испарялась, а пар превращался в атмосферные облака. Моря постепенно стали солёными. Наша планета в то время существовала в особых условиях, и на ней, по-видимому, сформировались вещества кристаллической формы. Они увеличивались в размерах, создавали новые кристаллы, присоединяли к себе составляющие иной структуры. Солнечные лучи совместно с мощными электрическими зарядами молний из атмосферы давали кристаллам энергию. Возможно, эти элементы и стали предками первых живых существ
Земли — прокариотов.

В различных теориях о том, как появилась жизнь на Земле, прокариоты описываются как прототип современных бактерий. В них не было ядра, а тип питания у первых обитателей Земли был анаэробным. Дышали они без участия кислорода (в то время он в атмосфере ещё отсутствовал). Питались прокариоты органическими соединениями, которые в свою очередь появились в результате сочетания нескольких благоприятных факторов (тепло от вулканических извержений, ультрафиолетовое солнечное излучение и грозовые разряды). Жизнеспособные организмы развивались во влажных участках планеты и на дне водоёмов. Прокариоты были защищены тончайшей бактериальной плёнкой. Одноклеточные простейшие микроорганизмы древнего земного мира, вероятно, появились из этих бактерий. Но есть и теории возникновения жизни на Земле, утверждающие, что древнейшие одноклеточные животные формировались и развивались независимо от бактерий.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Первобытная Земля и её характеристики

Исследователи со всего мира выдвигают самые невероятные и удивительные гипотезы жизни и возникновения жизни на Земле. Предположения научных умов планеты касаются, в том числе, и времени её существования. Большинство деятелей науки сходятся во мнении, что Земля образовалась больше 4 млрд лет назад. Как она выглядела тогда, без людей, животных, насекомых? Планета, на которой в самом начале развития не было свободного кислорода, возможно, была наполнена лишь свистом ветра и стуком метеоритных камней о поверхность. На Земле не было ни единой живой души, но сама планета жила, развивалась и менялась. Земная кора постоянно двигалась, на ней происходили серьёзные геологические процессы. По этой причине не сохранились горные породы, существовавшие в древности. А ведь по их структуре учёным, возможно, удалось бы узнать больше о том, почему на Земле есть жизнь.

В нашей статье собраны самые популярные и известные гипотезы возникновения жизни на Земле (таблица).

Табл. №1 «Гипотезы возникновения жизни на Земле»

Название гипотезыКраткое описание теории
Кометы и метеоритыФормирование ранних форм жизни на Земле происходило при участии твёрдых каменистых космических тел (комет, метеоритов).
ПанспермияЖизнь зародилась на планете благодаря перенесению спор живых микроорганизмов из одного космического тела на другое (то есть, на землю живые существа попали с другой космической единицы Вселенной).
БиогенезЖивые существа появились только от живых существ.
Творение БогаВсе формы жизни на Земле созданы Богом.
Органическое происхождениеБольшое разнообразие видов на Земле появилось благодаря эволюции и видоизменениям простейших микроорганизмов.
Материалистические теорииК образованию жизни привели постепенные химические метаморфозы.
ГлинаПервичным геном жизни, по мнению учёного А. Дж. Кернс-Смита, стала глина. Между её слоями развивались живые органические соединения, которые переняли у природного материала способ сохранения информации.
Спонтанное зарождениеНовые формы жизни происходят из других, уже существующих форм.
ЭндосимбионтНекоторые свободноживущие бактерии вступали в симбиоз и формировали эукариотическую клетку (с ядром).
КосмогонияПервичная жизнь зародилась в космосе, а потом перешла на Землю и эволюционировала.

По мнению учёного Стэнли Миллера, изучающего проблемы и этапы возникновения жизни на Земле, этапы развития жизни и её эволюция начались с появления новой функции у простейших органических молекул. В определённый момент времени одноклеточные микроорганизмы научились самостоятельно организовываться в более сложные структуры и воспроизводить самих себя. Теория Миллера имеет множество нераскрытых сторон. Например, что послужило толчком для самовоспроизведения молекул, как эти самые молекулы возникли, при каких условиях происходило их объединение в сложные структуры?
Предлагаем вниманию читателей несколько гипотез о появлении земной жизни.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

10 гипотез появления жизни на планете Земля

Вопросы, касающиеся возникновения жизни на Земле и гипотезы, которые выдвигаются по этой теме, можно условно разделить на 10 категорий. Одна из популярных версий гласит, что жизнеспособные организмы были занесены на молодую планету из космоса. Доказательств у данной теории нет, как и у других вариантов происхождения живых земных существ. Но если взять за основу версию космического происхождения обитателей Земли, то получается, что во Вселенной существуют и другие планеты, на которых есть жизнь. Ведь те формы жизни, которые нам известны, удивительным образом приспособлены к обитанию именно в земных условиях (где есть кислород и вода). И если попали на поверхность Земли из космоса, то, вероятно, до этого развивались на иной планете в аналогичных условиях.
Другие научные деятели считают, что первые живые организмы зародились в глубинах земных морей.

Все современные представления о возникновении жизни на Земле достойны внимания. Возможно, какая-то из них действительно правдива.

Кометы и метеориты

Интересную теорию о появлении живых существ на Земле выдвинул исследователь технологического университета в Техасе, куратор палеонтологического музея в этом учебном учреждении и профессор геонауки — Санкар Чаттерджи. Учёный выступил на 125-й ежегодной встрече американского геологического общества с докладом о проведённых им исследованиях. Чаттерджи проанализировал большой объём информации о ранней геологической жизни планеты Земля, потом сопоставил известные данные с существующими теориями эволюции земной жизни. Проделанная работа позволила ему сделать свои выводы о том, как появилась жизнь на Земле. Это произошло при участии упавших на поверхность планеты метеоритов и комет.

По информации большинства геологов, наиболее интенсивные «бомбардировки» Земли кометами и метеоритами происходили около 4 млрд лет назад. Исследователь Чаттерджи полагает, что ранние формы жизни образовались в глубоких кратерах, которые оставляли после себя твёрдые космические тела. В своём докладе, представленном 31 октября в Денвере (Колорадо), исследователь отмечает, что с наибольшей вероятностью первые живые существа на нашей планете сформировались в период так называемой поздней бомбардировки метеоритами, которая происходила 3,8-4,1 млрд лет назад. В тот период на поверхность молодой Земли падало несколько тысяч комет. Теория, предложенная Чаттерджи, совпадает по многим пунктам с Моделью Ниццы. Последняя утверждает, что количество комет и метеоритов, упавших на Землю несколько миллиардов лет назад, сопоставимо с числом кратеров на Луне. Спутник Земли в тот период стал своего рода щитом для нашей планеты, не позволив космическим камням полностью её уничтожить.

По мнению некоторых учёных, к числу которых принадлежит и Санкар Чаттерджи, бесконечные падения на Землю камней из космоса поспособствовали зарождению первичных форм жизни в доисторическом океане и морях. По этой теме проводилось много исследований. Их результаты свидетельствуют о том, что запас воды на Земле гораздо больше, чем должен быть. Научные деятели связывают это всё с тем же падением метеоритов, прилетевших на планету с облака Оорта. Покрытые наледью кометы, пробив кратеры в земле, оставались в них, оттаивали, становясь дополнительным источником воды.

Панспермия

На протяжении многих веков люди пытаются разгадать тайну появления Земли, её истинную биографию. Теория панспермии объясняет, почему на Земле есть жизнь тем, что на планете сформировались идеальные условия для эволюции простейших бактерий/микроорганизмов. На поверхность планеты микробы попали вместе с мелкими космическими телами (метеороидами, астероидами). Согласно гипотезе панспермии, в космическом пространстве существуют особые формы жизни, сохраняющие жизнеспособность в безвоздушных пространствах, при низкой температуре, в условиях вакуума или радиации. Такие микроорганизмы называются экстремофилами. После разрушения малых тел солнечной Системы экстремофилы остаются в космической пыли и каменистых обломках, могут долго «путешествовать» по Галактике перед тем, как попадают на другую планету. Если на новом месте создаются оптимальные условия, космические организмы начинают эволюционировать.

Исследователи получают дополнительную информацию о появлении различных форм жизни на Земле при помощи космических зондов. Эти приборы исследуют внутренний состав комет, предоставляя данные, только подтверждающие теорию панспермии. Действительно, есть большая вероятность того, что жизнь на Землю была занесена из космоса.

Биогенез/абиогенез

Биогенез — гипотеза, утверждающая, что жизнь на нашей планете возникла от простейших живых существ («живое от живого»). Однако у этой теории возникновения жизни на Земле есть большое количество противников. Они придерживаются прямо противоположной гипотезы абиогенеза. В ней предполагается, что первые живые существа появились на планете вследствие естественных процессов. Неорганические материи подверглись воздействию химических реакций природного характера, вследствие чего приобрели способность к эволюции.

Основной строительный материал в клетках живых существ — аминокислоты. Их формирование происходит при участии природных химических процессов, которые не имеют никакого отношения к жизнедеятельности. Теория абиогенеза была подтверждена ещё в 1955 году американским учёным Мюллером-Юри. Исследователь провёл эксперимент, в ходе которого пропускал электрические разряды сквозь смесь паров и газа. В результате ему удалось получить несколько аминокислот и простейшие жирные кислоты (муравьиная кислота, мочевина, уксусная кислота).

Творение Бога

Теория особого творения даёт совершенно иное описание тому, как появилась жизнь на Земле. Согласно ей, живых существ создал Бог (духовное, бестелесное существо). Первых людей планеты звали Адам и Ева. Мужчину Бог сотворил из земного праха, а потом взял у него одно ребро, чтобы создать женщину. Представители 3-х религий (христианство, мусульманство, евреи) считают, что первыми на Земле появились именно Ева с Адамом. Вселенная создавалась Вседержителем в течение 7-ми дней, а первых людей он создал на 6-й день. Седьмые сутки Бог сделал днём отдыха. Потом Властитель Вселенной наполнил созданных людей жизнью и отправил их работать в Эдемовом саду. Адам и Ева должны были ухаживать за растениями и деревьями. По центру сада произрастали 2 дерева — древо познания добра и древо жизни. Бог запретил людям вкушать плоды с древа познания, но те его не послушались. По сведениям из Корана, первым решился попробовать плоды дерева познания Адам. Бог был великодушен и простил грешников. Однако остаться в саду Эдема они больше не смогли. Создатель отправил их на Землю, сделав своими представителями.

рассказ жизнь первых организмов на земле 5 класс биология

Органическое происхождение

Современные представления о возникновении жизни на Земле отображены и в теории органического происхождения живых существ. Согласно этому учению, виды и формы жизни стали формироваться на планете около 3,5 млрд лет назад. Вероятнее всего, изначально процесс эволюции шёл медленно, постепенно. Впоследствии скорость совершенствования видов живых существ в рамках Вселенной увеличилась. Существующие на планете условия помогли живым микроорганизмам быстрее переходить из одного статического состояния к другому.

Органическая эволюция видов жизни на Земле происходила посредством изменения одного или нескольких генетических признаков рода. То есть, наследственные черты популяции сохранялись, но к ним присоединялись новые биохимические, анатомические или поведенческие характеристики. По сути, эволюционные процессы постепенно и привели к образованию широкого разнообразия живых существ на планете Земля.

Материалистические теории

Приверженцы материалистической теории считают, что жизнь на планете Земля появилась в результате постепенных химических преобразований, которые начались около 3,8 млрд лет назад.
Молекулярная эволюция затрагивала область белковых соединений, ДНК и РНК. Она начала развиваться как научное течение в 1960 году. Именно тогда учёные активно проводили исследования, касающиеся генетики популяций, эволюционной и молекулярной биологии. Данная область знаний получила активное развитие благодаря эволюции ферментативных функций, а также применении расхождений нуклеиновых кислот как «молекулярных часов».

Теория о глине

Учёный-химик А. Дж. Кернс-Смит из университета Глазго (Шотландия) в 1985 году выдвинул свою теорию о том, что жизнь на Земле возникла благодаря глине. Формируя свою гипотезу, он опирался на такие же предположения других деятелей науки. Исследователь предположил, что некие органические частицы, попав между двумя глиняными слоями, начинали активно взаимодействовать с природным материалом. Они перенимали у глины способ роста и сохранения информации. Учёный в своих докладах называл первичным глиняный ген. Кернс-Смит считал, что изначально глина и первые живые организмы существовали вместе, а потом в результате эволюции органических соединений разделились.

Гипотеза катастрофизма является не менее интересной. Она гласит, что эволюция видов на планете происходила в результате мощных, кратковременных катастрофических событий. Каждая катастрофа полностью разрушала существующую жизнь, а новые формы жизнедеятельности были уже не такими, как предыдущие.

Спонтанное зарождение жизни

Вплоть до 19-го века люди отвергали теории внезапного зарождения жизни. Они не верили, что живые существа могли появиться из неживых материй. Современные представления о возникновении жизни на Земле были им чужды, однако обитатели планеты верили в гетерогенез (когда новые формы жизни происходят от существующих в результате смены способа размножения). Версия о самозарождении живых существ сводилась к тому, что организмы более сложной структуры появились на планете в результате разложения органических соединений. Ещё Аристотель выводил в своих учениях простые истины о том, что мухи рождаются из испорченной пищи, тля — из капелек росы, оседающих на листьях растений, а крокодилы — из брёвен, перегнивающих на дне пресных водоёмов. Христианство отвергало теорию спонтанного зарождения жизни, однако она всё равно смогла просуществовать несколько веков.

Окончательное опровержение гипотезы о спонтанном зарождении живых организмов случилось в XIX веке. Учёный Луи Пастер проводил опыты, связанные с изучением появления микробов. Исследования нужны были для того, чтобы выработать схему борьбы с инфекционными заболеваниями. Доказательства, предоставленные Луи Пастером, были подтверждены научными фактами и подтверждали несостоятельность гипотезы о спонтанном появлении живых существ.

Эндосимбионт

В 1905 году российский учёный ботаник Константин Мережковский сформулировал свою теорию происхождения жизни на планете Земля. Он полагал, что некоторые из органелл изначально были свободноживущими, но потом объединились с другой клеткой как эндосимбионты. Эта информация позволяет предположить, что бактерии множественных форм вступили в симбиоз и сформировали эукариотическую клетку (с ядром). Симбиотические отношения также помогают осуществить горизонтальную передачу генетического материала между бактериями.

Космогония

Приверженцы теории космогонии утверждают, что первичная жизнь зародилась в космосе. Гипотеза имеет много слабых сторон. Например, многочисленные научные исследования в этом направлении до сих пор не смогли объяснить, как возникла Вселенная и Солнечная система. На сегодняшний день не существует никакой физической модели, которая бы рассказывала о ранних этапах развития Вселенной. Вообще космогонические теории возникновения жизни использовались людьми для объяснения однородности движения небесных тел и их составляющих компонентов. В соответствии с учениями космогонии, космическая материя заполнила всё пространство Земли задолго до появления на ней жизни, а затем стала эволюционировать.

Сколько лет на планете Земля существует человек?

Занимаясь исследованиями происхождения жизни на нашей планете, учёные уделяют особое внимание вопросу «сколько лет человечеству на Земле?». До недавнего времени считалось, что первые люди появились на планете около 2,4 млн лет назад. После обнаружения интересных археологических находок в Эфиопии предположения учёных изменились. Информация о том, сколько лет человечеству на Земле, оказалась неверной. Людской род — на несколько сотен тысяч лет старше, он появился около 2,8 млн лет назад.

Результаты нового исследования научных деятелей свидетельствуют о том, что предки современного человека (приматы из семейства гоминид) существовали на планете 2,8 млн лет назад. Эта цифра на 400 тысяч лет больше по сравнению с более ранними предположениями. Такой вывод учёные сделали после обнаружения фрагмента человеческой кости на раскопках в Эфиопии, в 2013 году. Найденный фрагмент — половина челюсти, на которой было 5 зубов. По его форме исследователи определили, что челюсть принадлежала представителю рода Homo, а не австралопитеку. Представитель музея естествознания в Берлине, Файзал Биби, отметил, что эта находка является подтверждением теории эволюции.

Самая правдоподобная на сегодняшний день версия возникновения жизни на земле и происхождения человека, описана в первых двух главах Книги Бытия. Согласно библейскому повествованию, прочитанному с точки зрения современных знаний, изначальное творение происходило не на вещественном макроуровне, а на фундаментальном, полевом микроуровне. Сначала была сотворена восходящая живая душа (идентичная сознанию), произведённая водою и оживотворённая Творцом (существующим в более глубокой реальности, чем наше пространство), именуемым в Библии Богом. Восходящая душа живая – это частично сгущённое и уплотнённое полевое образование, являющееся энергоинформационной основой всех живых существ, получившее от Творца такой внутренний закон эволюционного развития, по которому оно, претерпевая внутренние преобразования, развивается и восходит в виде СТВОЛА ДЕРЕВА ЖИЗНЕЙ, начиная от наименьшего состояния сознания, т. е. от состояния сознания наипростейшего существа, до состояния сознания высшего существа на Земле – человека (адама) и, формируя на каждом из поэтапно проходимых уровней информацию о свойствах, соответствующих данному уровню, производит на каждом из этих уровней потомков «по роду их», т. е. живые души будущих телесных существ (представляющих ветви дерева жизней) и передает этим душам сформированную информацию. А уже потом, на основании имеющейся в душах информации, создаются соответствующие этим душам тела, т. е. Библия говорит, что эволюция проходила не на вещественном плане, а на полевом, и потому настоящих переходных форм, которые ищут дарвинисты в вещественных ископаемых останках, нет и быть не может.

Сначала понять — БОГ это Разум человеческий с 100 % интеллектом… Много писать бесполезно но до состояния Бога нам ровно 1 024 802 816 лет. Все следует с работ Блаватской (космические циклы, круги) и Библии… Развития Систем в Космосе идет по алгоритму заложенному в таблице умножения (см. расшифровка 1999 г.) Все сделано человечеством _ Богом и контролируется….

Трепло и свистун. Информации — ноль.

Что вас именно не устраивает.

Проблема возникновения жизни на Земле обусловлена ошибочными представлениями геологической науки о формировании нашей планеты. В распоряжении геологов достаточно материалов, которые позволяют получить представление хотя бы о последних этапах формирования и развития Земли как планеты. Можно считать достоверным предположение о формировании Земли из газово-пылевой туманности. Образование осадочного слоя – завершающий этап формирования планеты, минеральное вещество поступало из остаточного протопланетного облака. Общепринятое положение, что жизнь на Земле появилась тогда, когда наша планета полностью сформировалась, завело в тупик решение вопроса об источнике органического вещества. Есть основания утверждать, что источником всего многообразия современного органического мира на Земле является остаточное протопланетное облако, из которого вместе с минеральным веществом в течение всего периода формирования осадочных пород поступало и органическое вещество, укоренялось на Земле и развивалось, поскольку появилась вода в жидком виде, и природно-климатические условия, став более комфортными, уже способствовали этим процессам. Органическое вещество поступало на Землю постоянно с минеральным веществом до тех пор, пока существовало газопылевое облако вокруг Земли. Таким образом, одна из наиболее распространенных теорий возникновения жизни на Земле — теория панспермии – имеет право на существование.

Какому быть органическому миру на Земле в тот или иной период ее развития, диктовали природно-климатические условия. Всеми признается, что эти условия менялись и в историческом разрезе становились в целом все более комфортными, о чем свидетельствует появление все более высокоорганизованных живых существ, но причины таких изменений не называются. Можно сделать предположение, что одним из главных факторов, но, вероятно, не единственным, являлось наличие все того же постепенно редеющего остаточного газово-пылевого облака вокруг Земли, существенно влиявшего на условия существования живых организмов и определявшего, каким организмам в то или иное время укорениться на нашей планете и получить широкое распространение. До этого в более древних образованиях при высоких температурах и нестабильных тектонических условиях могли сохраниться только сообщества микроорганизмов, что и фиксировалось учеными. Все это говорит о том, что не было эволюции органического мира, была «эволюция» природно-климатических условий на поверхности нашей планеты. Эволюционная теория Ч.Дарвина, полтора столетия морочившая головы ученых и тормозящая развитие биологической науки, была оригинальной и в то же время очень наивной попыткой объяснить многообразие живой природы при отсутствии сколько-нибудь достоверной версии появления органической жизни на Земле.

Человек, являясь последним наиболее высокоорганизованным представителем органического мира, фиксирует своим укоренением на Земле полное или почти полное исчезновение газопылевого облака и установление максимально комфортных условий для развития биосферы в нынешнем ее состоянии. При условии достоверного обнаружения самых молодых непереотложенных стратифицированных геологических образований осадочного чехла и наличия столь же достоверного метода определения абсолютного возраста этих образований можно было бы установить временную границу, после которой появление человека на Земле было бы невозможным, так как газово-пылевое облако — источник жизни — исчезло совсем. Человеческая популяция не была каким-то исключением среди живых существ. Она, вероятно, укоренялась и развивалась на всей территории земной суши одновременно или почти одновременно, где были для ее развития благоприятные условия. Появлением человека в одном месте, например, в Африке, и дальнейшим расселением его по земному шару не объяснить наличие различных рас, народов, языков и культур, разную степень цивилизованности.

Если жизнь пришла к нам из космоса, то она и сейчас в каком-то виде и во всем многообразии должна там быть. Есть практическая возможность убедиться в космическом происхождении жизни. Наличие колец вокруг планеты Сатурн свидетельствует о том, что ее формирование еще не закончено. По наблюдениям ученых, кольца постепенно редеют, очевидно, отдавая свой материал планете под влиянием сил притяжения. В составе материала колец могут находиться «зачатки» всех организмов, которые существовали на Земле на протяжении ее истории. Взятые пробы этого материала могут дать ответ на вечный вопрос: что появилось раньше – курица, яйцо или нечто третье? По каким-то причинам для сохранения живого вещества более подходящими являются условия космоса, где оно может существовать бесконечно долго, что имело место в случае с нашей планетой; попадая на планету без соответствующих условий, оно погибает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *