Расшифровка мультипликаторов акций простыми словами
Что такое мультипликаторы
И как ими пользоваться
Может ли инвестиция в «М-видео» быть примерно такой же по прибыльности, как в автомойку?
В прошлой статье мы узнали, что да, может. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сравнить их мультипликаторы.
Пример сравнения компаний по мультипликатору
Компания «Большой холдинг» стоит 10 млрд рублей и приносит 20 млн прибыли в год. Это большие числа, но мультипликатор P/E у компании 500. Это значит, что если целиком купить «Большой холдинг» за 10 млрд рублей, то инвестиции окупятся за 500 лет.
Компания «Маленькая лавочка» стоит 200 млн рублей и приносит те же 20 млн прибыли в год. Всё еще большие числа, но мультипликатор P/E уже не 500, а 10 — соотношение стоимости и прибыли лучше, чем у «Большого холдинга».
Мультипликаторы помогают сравнить разные компании на единой шкале.
Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию, который предлагает находить и покупать акции недооцененных компании. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о твиттере и шаурме.
Акции недооцененных компаний приносят более прогнозируемый и стабильный доход, также они менее подвержены риску просадки на фоне кризиса или чрезвычайных событий
Теперь разберем на примерах основные мультипликаторы.
Как инвестировать в акции и не прогореть
P/E — отношение цены компании к прибыли. Если точнее, рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Или рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли.
Отношение цены к прибыли — основной показатель. Он отражает, за сколько лет компания себя окупает, и дает сравнивать компании из разных отраслей. Если этот мультипликатор от 0 до 5, то компания недооценена. Если больше — вероятно, переоценена. Мультипликатор меньше 0 говорит о том, что компания принесла убыток.
Но надо понимать, что просто сравнивать две принципиально разные компании по одному показателю P/E опрометчиво. В одной компании на ранней стадии могут быть большие капитальные расходы, которые съедают большую прибыль. А в другой прибыль гораздо меньше, но и капитальных расходов меньше, из-за этого ее показатель P/E будет выглядеть лучше.
P/E — хороший показатель, но не единственный.
P/E «Роснефти» и «Газпрома»
«Роснефть» | «Газпром» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 4200 | 3600 |
Прибыль за год | 201 | 411 |
Мультипликатор P/E | 20,9 | 8,76 |
В этой и в остальных таблицах мультипликаторы рассчитаны по итогам 2016 года по данным financemarker.ru
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/S — это отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Его используют для сравнения компаний одной отрасли, где маржинальность будет на одном уровне. Лучше всего подходит для тех отраслей, где считается, что выручка последовательно создает соответствующие объемы прибыли или денежного потока, — например для торговли.
Значение коэффициента меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. Преимущество P/S в том, что его можно рассчитать для всех компаний, так как его значение бывает только положительным, потому что выручка может быть только положительной.
P/S для НКХП и «М-видео»
НКХП | «М-видео» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 15 | 69 |
Выручка | 4,7 | 183 |
Мультипликатор P/S | 3,19 | 0,38 |
Капитализация и выручка указаны в млрд рублей
Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Его удобно использовать для сравнения банков, потому что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/BV не говорит о способности компании приносить прибыль, но дает представление о том, не переплачивает ли акционер за то, что останется от компании, в случае ее мгновенного банкротства.
P/BV меньше единицы — хорошо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть свои доли, то им будет что возвращать.
P/BV больше единицы — плохо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть доли, то на всех не хватит.
P/BV банков «Открытие» и «Санкт-Петербург»
«Открытие» | «Санкт-Петербург» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 315 | 29 |
Собственные активы компании | 155 | 60 |
Мультипликатор P/BV | 2,03 | 0,48 |
Капитализация и активы указаны в млрд рублей
EV — enterprise value
Мультипликатор EV — это справедливая стоимость компании. Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании.
Посмотрите на две компании и скажите, какая из них обойдется вам дороже при покупке?
EV «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Капитализация | 358 | 396 |
+ | + | |
Долг | 332 | 152 |
– | – | |
Доступные деньги | 67 | 96 |
= | = | |
EV | 623 | 452 |
Капитализация, долг и доступные деньги указаны в млрд рублей
Цена «Русгидро» на фондовом рынке — 358 млрд рублей, цена «Интер рао» — 396 млрд. Получается, что «Интер рао» как будто дороже для вас на целых 38 млрд рублей. Но на самом деле это не так, и EV нам это объясняет:
EV — очень важный показатель сам по себе, но главная его польза — в сравнении со следующим показателем.
EBITDA
Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.
EBITDA нужна нам, чтобы понять, какую прибыль приносит непосредственно бизнес компании. Умеет компания зарабатывать деньги?
Если еще проще, то EBITDA — это сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях, если бы все заводы у нее уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для нее нулевую налоговую ставку.
Отдельная польза мультипликатора EBITDA в том, что он позволяет удобно сравнивать компании одной отрасли, но из разных стран. Ведь если в одной стране налог 13%, а в другой 50%, то, имея одну и ту же прибыль от бизнеса, мы получим разную чистую прибыль. По EBITDA прибыль будет одинаковой.
EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
+ | + | |
Амортизация | 24 | 23 |
+ | + | |
Процентные расход | (−0,902) | 14 |
= | = | |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
Прибыль, амортизация и расходы указаны в млрд рублей
Мультипликатор EV / EBITDA — это рыночная оценка единицы прибыли.
Помните, мы говорили, что по P/E некорректно сравнивать компании из разных отраслей и в разных жизненных фазах? Проблема была как раз в том, что мы делили рыночную капитализацию на прибыль после всех выплат, налогов и капитальных расходов. А теперь мы смотрим на более чистые и достоверные показатели — по ним компании уже можно сравнивать с большей уверенностью.
EV/EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Рыночная капитализация | 358 | 396 |
Общий долг | 332 | 152 |
Денежные средства компании | 67 | 96 |
EV | 623 | 452 |
Прибыль до налогов | 55 | 68,5 |
Чистая прибыль | 39,8 | 61,3 |
Амортизация | 24 | 23 |
Уплаченные проценты | −0,902 | 14 |
EBITDA | 78,1 | 105,5 |
P/E | 9,01 | 6,47 |
EV/EBITDA | 7,95 | 4,29 |
Все показатели, кроме мультипликаторов, указаны в млрд рублей
Принцип оценки EV / EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше, а отрицательное значение, как правило, говорит об убытках.
Мультипликатор Долг/ EBITDA отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше.
Самые недооцененные компании на этой визуализации будут слева внизу, около начала координат. Разумному инвестору остается выбрать компанию слева снизу, изучить ее и проинвестировать.
Например, по итогам 2016 года «Детский мир» показал рост прибыли на 291%. После выхода финансового отчета цена акций поднялась на 35% и сейчас находится в восходящем тренде.
По итогам 2016 года ретейлер «Дикси» показал падение прибыли на 573%. После выхода финансового отчета цена акций упала на 35% и сейчас находится в нисходящем тренде.
При этом сильно полагаться на изменение EPS не стоит. Лучше использовать этот мультипликатор как дополнительный критерий отбора, когда уже произведен отсев по основным мультипликаторам, рассмотренным выше.
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.
Например, возьмем две автомойки: первая рассчитана на 30 машин, а вторая на 5. Собственных активов у первой намного больше: бо́льшая площадь земли, больше само здание автомойки, больше оборудования. Но если при этом обе автомойки дают одинаковую прибыль, мы увидим перекос в показателе ROE : у маленькой автомойки он будет намного выше. ROE сообщит нам, что маленькая автомойка эффективнее и что закупленное ей оборудование (собственный капитал) окупается гораздо быстрее. Так что мы как инвесторы выберем именно автомойку на 5 машин.
А вот реальный пример с уже рассмотренными ранее компаниями.
ROE «Русгидро» и «Интер рао»
«Русгидро» | «Интер рао» | |
---|---|---|
Прибыль за год | 40 | 61 |
/ | / | |
Собственные активы компании | 650 | 419 |
× 100% | × 100% | |
ROE | 6% | 15% |
Прибыль и активы указаны в млрд рублей
Получается, что «Интер рао» — более эффективная компания, рентабельность собственного капитала у нее выше.
Особенности использования мультипликаторов
Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.
Представьте, например, насколько могут отличаться собственные средства и капитал у Яндекса и «Газпрома». Яндексу не нужно строить трубопровод, чтобы зарабатывать деньги.
А если сравнить отношение прибыли Яндекса к выручке и, например, прибыль сети «Магнит» к выручке? Рентабельность бизнеса совершенно иная, поэтому такое сравнение не всегда корректно.
Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.
Мультипликаторы – все, что вам нужно знать!
Понимание мультипликаторов
Мультипликаторы – это производные финансовые показатели, которые позволяют оценить бизнес компании и сравнить ее с конкурентами.
Суть мультипликаторов в том, что мы приводим рыночную оценку (цена акций) компании и ее бизнес оценку (прибыль, выручка и т.п.) к единому знаменателю.
Условно говоря из двух (и более) цифр, мы получаем одну. И эту одну цифру легко оценить и сравнить с аналогичной цифрой у других компаний.
Поясню на примере:
1. Прибыль компании A – 100 000 рублей
2. Прибыль компании B – 1 000 000 рублей
Вопрос: акции какой компании лучше покупать?
Еще пример:
1. Капитализация компании С – 1 млрд. рублей
2. Капитализация компании D – 5 млрд. рублей
Вопрос: акции какой компании лучше покупать?
Собственно в обоих случаях на вопрос ответа нет, так как недостаточно данных для оцени – в первом примере мы не знаем цену покупки, во-втором показатели бизнеса.
Сам по себе факт того, что прибыль компании B больше, чем прибыль компании A ни о чем не говорит.
А вот скажем соотношения между капитализацией компании и ее прибылью уже достаточно для оценки. Мы просто выбираем компанию с лучшим соотношением.
Вот такое соотношение и есть наш мультипликатор. И таких всевозможных соотношений (капитализация/прибыль, капитализация/выручка и т.п.) множество – каждое из них представляет собой отдельный мультипликатор.
Отсюда и рождается стоимостная оценка компаний, понимание того – дорогая компания или дешевая.
Ведь вы можете вычислить определенный мультипликатор для всех компаний одной и той же отрасли, а затем посчитать среднее арифметическое.
А дальше просто – если мультипликатор конкретной компании выше (ниже) чем средний по отрасли, то компания переоценена (недооценена) рынком.
Точно также вы легко можете сравнивать компании между собой и при этом вас уже не волнует, если компания А в 100 раз больше по капитализации, чем компания B – мультипликаторы приведены к единому знаменателю.
Мультипликатор P/E – это то, с чего все всегда начинают. И вот почему:
P/E простой
P/E = Капитализация / чистая прибыль. Все действительно просто – однозначно понятно, что такое капитализация и что такое чистая прибыль. Очень сложно ошибиться при расчете такого мультипликатора.
P/E универсальный
P/E можно рассчитать для любой компании, независимо от типа ее бизнеса. Это действительно полезное свойство, так как компании финансового сектора (банки, УК) имеют отличную от компаний реального сектора отчетность и целый ряд мультипликатор для них не применим. P/E применим для всех
P/E не убиваемый
P/E можно рассчитать при любых раскладах, даже если у компании убыток. В этом случае P/E просто помечается как ‘отр.’, что нам однозначно говорит о том, что у компании убыток. Других коннотаций здесь быть не может (капитализация ведь не может быть отрицательной).
P/E понятный
Еще один немаловажный фактор – P/E логичен и понятен любому человеку. Мы делим всю стоимость компании (капитализацию) на ее годовую прибыль и получаем количество лет за которые бизнес компании окупит себя.
Проще всего понимать смысл, представляя себя покупателем бизнеса. Вот вам говорят – есть готовый бизнес, автомойка – она ежегодно приносит 1 млн. рублей прибыли. Продать вам ее хотят за 5 млн. рублей. Вы тут же в уме прикинули, что отобьете свои деньги за 5 лет, если купите компанию. 5 – это и есть P/E = 5 млн. (капитализация) / 1 млн. (прибыль).
Точно также для вас это работает и когда вы покупаете акции (долю в компании!)
Мультипликатор P/E ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Но есть и недостатки!
P/E поверхностный
Вы правда думаете, что оценки P/E достаточно для принятия инвестиционного решения? Чистой прибылью можно манипулировать, на нее влияют любые поправки, не относящиеся к операционному бизнесу, искажая ее (например штрафы или наоборот выплаты от страховой, которые к бизнесу не имеют никакого отношения, но на P/E влияют)
P/E знает не все
Иногда P/E может быть большим не потому что прибыль маленькая, а потому что рынок оценивает компанию с премией. Например, компания показывает отличные темпы роста и может стать супер-гигантом. Все в надежде на огромный рост хотят купить акции и из-за этого растет капитализация (еще быстрее чем прибыль) и растет P/E. Но это не означает, что компания плохая, наоборот она настолько хороша, что рынок готов за нее переплатить.
Мультипликатор EV/EBITDA: преимущества и недостатки
Мы говорили, что P/E – это такая базовая, простая и понятная оценка бизнеса, которая при этом имеет недостатки, например на прибыль компании может влиять множество корректировок, которые к самому бизнесу и не относятся (внезапный штраф). Есть из этой же серии и другой недостаток:
Капитализация компании может отличаться от ее реальной стоимости
Возьмем автомойку за 5 млн. рублей. Представьте, вы ее купили, а оказалось у компании кредитов еще на 2 млн. рублей и вам их нужно заплатить. Получается, что реальная стоимость компании для вас теперь не 5 млн., а 5 + 2 = 7 млн. рублей.
EV/EBITDA – справедливый P/E
Здесь и возникает EV/EBITDA, который все эти несправедливости P/E должен учесть. Тогда в новой формуле имеем:
EV – справедливая стоимость (справедливый P)
EBITDA – справедливая прибыль (справедливый E)
Я лично предпочитаю запоминать именно так, через связь c P/E, потому что так не нужно заучивать формулу, а достаточно просто понимать смысл.
EV – справедливая стоимость
EV = капитализация + долг – денежные средства.
Долг идет именно с “+”, потому что он для нас увеличивает стоимость компании (нам придется платить больше), а денежные средства с “-“, потому что они нам стоимость уменьшают.
Оба эти показателя можно найти в финансовой отчетности компании, в форме баланса.
EBITDA – справедливая прибыль
Здесь проще всего запомнить, если ты знаешь английский, так как EBITDA – это обычный акроним.
EBITDA – Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation, Amortization
EBITDA – Прибыль до процентных платежей, налогов, обесценивания и амортизации (в МСФО отчетах два последних пункта как правило идут вместе как амортизация)
Смысл расчета показателя EBITDA как раз в том, чтобы убрать все корректировки прибыли, которые не относятся к самому бизнесу.
Простейший пример:
– Компания А находится в США и платит 40% налога с прибыли
– Компания B находится в России и платит 13% налог с прибыли
Получается, что эти компании не очень то и честно сравнивать по P/E, так как первая может приносить больше операционной прибыли, но в итоге иметь меньше чистой прибыли и т.п. Нам же как инвесторам, хочется оценить сам бизнес.
Вот EBITDA нам в этом и помогает, исключая данные поправки.
Важно:
EV – это не мультипликатор
EBITDA – это не мультипликатор
Что первый, что второй – финансовые показатели, которые выражаются в конкретных единицах валюты (доллары, рубли и т.п.). Соответственно и сравнивать их между собой у разных компаний смысла нет. Точно также как мы не сравниваем отдельно прибыль или капитализацию.
Нам эти данные нужны, чтобы посчитать мультипликатор EV/EBITDA. Именно он наша конечная цель.
Мультипликатор EV/EBIDA ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Недостатки EV/EBITDA
Их хватает и даже больше, чем у P/E
Не универсальность
EV/EBITDA не применим для компаний финансового сектора, так как у них понятие долга в отчетности имеет совсем иной смысл.
Не однозначность
Здесь я подразумеваю то, что отрицательный EV/EBITDA не ответит вам на вопрос, что происходит в компании. И числитель, и знаменатель в формуле расчета могут оказаться отрицательными. Более того, они оба могут оказаться отрицательными и тогда результат окажется положительным. И такие примеры есть – возьмите тот же Сургутнефтегаз.
Если вы видите отрицательный P/E – вы знаете, что у компании убыток. Если вы видите отрицательный EV/EBITDA – вы не знаете ничего.
Вопросы к самой методике
«Неужели менеджеры думают, что зубная фея понесёт капитальные затраты?» Уоррен Баффет.
Вот что нам говорит Баффет, один из критиков показателя EBITDA. Если переводить на русский, его возмущение относится к тому, что EBITDA не учитывает амортизацию и справедливый вопрос Баффета – а сфига ли?)
Пример
Если компания потратила 99 млн рублей на покупку новых компьютеров для своих сотрудников и решает списать эти траты в течение трёх лет линейным способом, то в первый год показатель «расходы» будет учитывать треть реальных затрат на покупку компьютеров — 33 млн рублей, а, значит, уменьшит показатель «прибыль».
В последующие два года показатель «прибыль» также будет уменьшен с учётом трети затрат на покупку компьютеров. Показатель EBITDA не учитывает эти списания!
ДОЛГ и мультипликаторы, которые его оценивают
Здесь мы будем говорить про обязательства, долг, чистый долг и мультипликатор NetDebt/EBITDA
Для начала давайте определим, что у компании есть обязательства, а есть долг. И то, и другое вы можете найти в форме баланса. Здесь долг – это один из пунктов раздела об обязательствах.
Компания еще не выполнила услуги перед клиентами? Это обязательство. Не выплатила зарплаты? Это обязательство. А вот если (и только если) компания взяла кредит и должна его вернуть – это долг! (ну и обязательство тоже).
Так вот нас интересует долг.
Разница между долгом и чистым долгом – это те денежные средства, которые у нас есть на счетах. Условно мы должны 100 рублей, но у нас в кармане свободные 50 рублей. Наш долг – 100 рублей, а наш чистый долг 50 рублей.
Кстати говоря, и долг, и обязательства подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Поэтому итоговая формула чистого долга такая:
Чистый долг = Краткосрочные кредиты и займы + долгосрочные кредиты и займы – денежные средства и эквиваленты
Как не парадоксально, но отрицательное значение чистого долга считается негативным показателем.
Отсутствие задолженности (превышение наличных средств и ликвидных активов над долгами) говорит о том, что компания неэффективно использует деньги, ведь использование заемных средств позволяет обеспечить рост производства (эффект финансового рычага).
Мультипликатор NetDebt/Ebitda ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Мультипликатор NetDebt/EBITDA
Данный мультипликатор показывает отношение чистого долга к EBITDA. Он говорит инвестору, сколько лет нужно бизнесу компании, чтобы выплатить весь долг. Значение показателя NetDebt/EBITDA выше 3 говорит о высокой долговой нагрузке. И чем показатель больше, тем хуже.
ROE (Return On Equity) – Рентабельность собственного капитала
ROIC (Return On Invested Capital) – Рентабельность инвестированного капитала
Я в свое время в блоге писал про каждый из этих мультипликаторов (ссылки приложил). Здесь поэтому расскажу в общем.
Как вы уже заметили, данные мультипликаторы оценивают рентабельность (эффективность бизнеса). Везде в формулах исследуется отношение прибыли компании к какому-либо ее показателю.
А какую часть прибыль составляет от выручки?
А какую часть прибыль составляет от собственного капитала?
От активов?
Этими вопросами мы хотим понять: насколько эффективен бизнес компании?
Вот есть 2 банка, с одной и той же прибылью. Первый банк (конечно же Тинькофф) получает прибыль, имея собственный капитал 100 млн. рублей, а второй эту же прибыль генерирует, имея собственный капитал 200 млн. рублей
Вот и получается, что рентабельность собственного капитала (ROE) первого банка в 2 раза выше.
Мультипликатор ROE ИТ компаний с NASDAQ – данные financemarker.ru
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.
Мультипликаторы рентабельности особенно полезны при анализе банков. В том числе потому, что многие стоимостные мультипликаторы для банков не применимы.
Поэтому, в моем недавнем анализе Сбербанка, Тинькофф и БСП я много ссылался именно на мультипликаторы рентабельности.
Что я понял, 3 года считая мультипликаторы по всем компаниям
3 вывода, которые я для себя сделал:
1. Лучше иметь под рукой не только актуальные мультипликаторы, но и динамику их изменения на историческом периоде. Один неадекватный отчет может поменять всю картину, тогда как в динамике вы будете видеть реальное положение вещей.
2. Оценивать компании нужно комплексно сразу по нескольким мультипликаторам, а не по одному.
3. Лучше считать мультипликаторы разных компаний по своим одинаковым формулам, чем брать уже рассчитанные самими компаниями значениями. Так вы приведете все данные к единому знаменателю, их можно будет сравнивать между собой и вы будете знать как получились все эти цифры.