распространение признака популяции появление мутаций в новых условиях жизни
Распространение признака популяции появление мутаций в новых условиях жизни
Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке
1) Изобретения электронного микроскопа
2) Открытие рибосом
3) Изобретение светового микроскопа
4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»
5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена
6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком
Сначала был сделан первый микроскоп, в котором были открыты первые клетки, затем написаны положения клеточной теории, в которую при дальнейшем изучении клетки были внесены поправки, после создания электронного микроскопа были открыты мелкие органоиды клетки.
Давайте рассуждать так:
1) Изобретения электронного микроскопа
2) Открытие рибосом 1961
3) Изобретение светового микроскопа 1590 захарий янсен
4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»1858
5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена
6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком
Укажите правильную последовательность этапов географического видообразования.
1) распространение признака в популяции
2) появление мутаций
3) изоляция популяций
4) сохранение в результате борьбы за существование естественного отбора особей с полезными изменениями
Популяция разделяется географическим барьером, появляются новые мутации, в борьбе за существование приобретаются новые признаки, что может привести к образованию нового вида.
Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.
1) сохранение темных бабочек в результате отбора
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
4) уничтожение светлых бабочек птицами
5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
При изменении условий среды, начинает действовать движущий отбор, в результате которого отбираются особи с новыми признаками и передают этот признак по наследству.
Из-за изменения окраски стволов берез светлые бабочки уничтожались птицами чаще темных. Это привело к тому, что темные бабочки стали численно превалировать над светлыми. Размножаясь, темные бабочки передавали свой цвет следующим поколениям, а светлые все больше уничтожались птицами, и через некоторое время были полностью уничтожены. Окраска особей в популяции изменилась со светлой на темную.
Распространение признака популяции появление мутаций в новых условиях жизни
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Биология как наука
Раздел биологии | Объект изучения |
---|---|
Экология | Взаимодействие организмов в биогеоценозе |
? | Строение и функционирование клеток |
Экспериментатор поместил семена гороха в стакан с небольшим количеством воды. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян на следующий день?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация солей | Количество воды |
---|
Какой триплет в молекуле информационной РНК соответствует кодовому триплету ААТ в молекуле ДНК?
Какое количество фенотипических классов получится при самоопылении растения ночная красавица с розовыми цветками, если одно из предковых растений имело красные цветки? Ответ запишите в виде числа.
Каким номером на рисунке обозначен метод, который используется для изучения процессов дифференцировки клеток и тканей в ходе онтогенеза?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
Установите соответствие между характеристиками и методами селекции и биотехнологии, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | МЕТОДЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФОРМЫ ЖИЗНИ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ВИТАМИНЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИМЕРЫ | НАПРАВЛЕНИЯ А) редукция зрения у крота Б) появление грудной клетки у рептилий В) отсутствие хлорофилла у растения петров Г) редукция нервной системы асцидий до Д) формирование кровеносной системы у Е) удлинение ушной раковины у зайцев |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Географическое и экологическое видообразование
Ароморфоз, идиоадаптации и общая дегенерации характерны для макроэволюции — это способы достижения биологического прогресса. Биологический регресс (как и биологический прогресс) — основные направления эволюции. Результатом макроэволюции являются надвидовые таксоны (роды и.т.д.)
Вид – это совокупность особей, заселяющих определенную территорию (ареал), сходных по строению, имеющих общее происхождение, скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
Какое явление называют микроэволюцией?
1) Микроэволюция — совокупность эволюционных процессов внутри видов.
2) Сущность микроэволюционных преобразований составляет изменение генетической структуры популяций.
3) Это процесс образования новых подвидов и видов.
Факторы эволюции: изоляция, наследственная изменчивость, естественный отбор.
Основой для видообразования является наследственная изменчивость организмов, ведущий фактор — естественный отбор.
Изоляция — пусковой механизм видообразования. Пространственная изоляция возникает между популяциями, далеко отстоящими других от друга или разделенными географическими барьерами.
Кроме пространственной изоляции, встречается и экологическая изоляция. Эта форма биологической изоляции основывается на разнообразии организмов по экологии их размножения и предпочтительному местообитанию. Независимая эволюция изолированных популяций ведет к тому, что между ними увеличиваются генетические различия. Они становятся все менее похожими друг на друга по ряду морфологических, физиологических и поведенческих признаков. Это в свою очередь ведет к возникновению биологических механизмов изоляции и к видообразованию.
Движущие силы эволюции распространяются на любой процесс видообразования:
возникает изоляция (географическая или экологическая)
борьба за существование
естественный отбор особей с полезными фенотипами
распространение признаков в популяции
в конце возникает репродуктивная изоляция между разными популяциями,
следовательно, появились новые виды.
1) Географическое видообразование может осуществляться двумя основными путями: путем миграции; путем фрагментации ареала материнского вида (из-за возникновения внешних условий — образование горных массивов, пустынь, схода ледника с гор).
2) Затем возникает репродуктивная изоляция — становится невозможным обмен генами.
Особи в образовавшихся новых условиях начинают приобретать новые признаки.
3) В результате естественного отбора новые, полезные для выживания признаки передаются из поколения в поколение, особи разных ареалов становятся все более различны.
Экологическое видообразование — образование нового вида в результате освоения популяцией нового местообитания в пределах ареала данного вида или в результате возникновения различий в образе жизни.
увеличение хромосомного набора повышает
Последовательность событий при географическом видообразовании:
Расселение на новые территории → географическая изоляция между популяциями → отбор в новых условиях среды → возникновение подвидов → возникновение видов
расчленение ареала непреодолимыми преградами → накопление мутаций в популяции → фенотипическое проявление новых признаков → сохранение новых признаков естественным отбором → репродуктивная изоляция с образованием нового вид а
Популяция разделяется географическим барьером, появляются новые мутации, в борьбе за существование приобретаются новые признаки, что может привести к образованию нового вида.
Образование вида начинается с географической изоляции популяций, в которых начинают возникать разные мутации, полезные из них отбираются естественным отбором, признак распространяется и возрастает генетическое разнообразие, что может привести к образованию новых видов
1) пространственная изоляция популяций
2) появление мутаций в новых условиях жизни
3) отбор особей с полезными изменениями
4) распространение признака в популяции
5) образование нового вида
Опишите механизм экологического видообразования в природе.
1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего неразделённого ареала;
2) особи с полезными для жизни мутациями в определённых экологических нишах сохраняются естественным отбором и распространяются в популяции;
3) постепенно изменяется генофонд популяции, особи разных популяций перестают скрещиваться между собой, возникает репродуктивная изоляция, что приводит к формированию нового вида.
разделение ареала на фрагменты,
обитание разных видов ландыша в Европе и на Дальнем Востоке
распад ареала ландыша майского на изолированные участки в связи с оледенением; формирование лиственницы даурской в результате расширения ареала лиственницы сибирской на восток.
подвиды тигров – амурский и бенгальский;
популяции обыкновенной белки в Центральной России и на Кавказе.
образование видов больших чаек – серебристой и клуши
разделение ареала исходного вида непреодолимыми преградами
освоение популяциями новых территорий
возникновение преград, созданных внутри ареала вида человеком: автострады, водохранилища;
переселение части особей на другие территории;
расчленение территории горными массивами, реками.
различия в местах обитания, пищевая специализация
возникновение ранне- и поздноцветущих рас у погремка; существование у многих проходных рыб озимых и яровых рас, пищевая специализация у синиц
обитание двух популяций обыкновенного окуня в прибрежной зоне и на большой глубине озера;
обитание разных популяций чёрного дрозда в глухих лесах и вблизи жилья человека; образование разных видов синиц на основе пищевой специализации
популяции форели в озере Севан, различающиеся сроками нереста;
возникшие в результате пищевой специализации виды синиц
виды цихлидовых рыб африканских озёр
различные пищевые специализации в популяциях исходного вида
стабильность и неразрывность исходного ареала
различные сроки размножения в популяциях исходного вида
разделение по способу питания разные сроки размножения особей внутри ареала
полиплоидизация гибридов от близкородственного скрещивания
виды цветковых растений полярных и высокогорных областей
Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
1) Австралия отделилась от других материков в период расцвета сумчатых до появления плацентарных животных (географическая изоляция);
2) Природные условия Австралии способствовали дивергенции признаков сумчатых и активному видообразованию;
3) На других континентах сумчатые были вытеснены плацентарными млекопитающими.
Почему в суровых условиях крайнего севера и высокогорных районов преобладают полиплоидные растения? Какой путь видообразования наблюдается в данном случае? Ответ поясните. Как размножаются такие растения?
1) Полиплоидные формы более жизнеспособны, характеризуются более пышным вегетативным развитием, повышенной устойчивостью, поэтому были сохранены естественным отбором.
2) Видообразование полиплоидизацией относят к симпатрическому пути видообразования, так как видообразование не связано с пространственной изоляцией и происходит в пределах ареала исходного вида.
3) Сбалансированные полиплоиды (имеют парный набор хромосом: тетраплоиды, гексаплоиды и т. д.), как правило, бывают нормально плодовитыми, а несбалансированные полиплоиды (триплоиды, пентаплоиды и т. д.) – бесплодные, размножаются вегетативно
Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?
1) Дало возможность использовать в пищу разные корма,
2) это способствовало ослаблению конкуренции.
3) В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.
Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?
1) географическая изоляция привела к возникновению 3-х подвидов большой синицы, которые приспособились к жизни в разных климатических зонах;
2) репродуктивная изоляция может привести к образованию 3-х родственных видов синиц;
3) в результате изоляции прекращается скрещивание между особями разных популяций, обмен генами и накапливаются отличия.
Репродуктивная изоляция определяется всевозможными различиями особей внутри вида, предупреждающими скрещивание.
Почему людей разных рас относят к одному виду?
1) Люди всех рас имеют сходное строение и процессы жизнедеятельности.
2) Люди всех рас имеют одинаковый набор хромосом.
3) От меж расовых браков рождается потомство, способное к размножению.
Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию нового вида. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) изменение пищевых предпочтений некоторых организмов в популяции
2) прекращение скрещивания между особями, питающимися разной пищей
3) сокращение площади ареала обитания популяции
4) формирование двух видов, не способных давать плодовитое потомство при скрещивании
5) изменения морфологии организмов для адаптации к новому типу питания
Последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию нового вида:
3) сокращение площади ареала обитания популяции → 1) изменение пищевых предпочтений некоторых организмов в популяции → 5) изменения морфологии организмов для адаптации к новому типу питания → 2) прекращение скрещивания между особями, питающимися разной пищ ей → 4) формирование двух видов, не способных давать плодовитое потомство при скрещивании.
Видообразование
теория по биологии 🌿 эволюция
Если мы рассматриваем эволюционные изменения, затрагивающие популяцию или особей вида, то этот процесс называется микроэволюцией. Она имеет две формы: филетическая эволюция и видообразование. Филетическая эволюция – постепенные изменения, происходящие с особями вида или с популяцией/популяциями. В результате такой эволюции организмы становятся более устойчивыми к условиям среды. Если же после преобразований вид расщепился на два и более новых, то это значит, что произошло видообразование.
Стадии видообразования
1. Возникновение репродуктивной изоляции.
Репродуктивная изоляция означает, что вследствие препятствующих механизмов особи не могут принести потомство. Типов таких механизмов выделяется несколько:
Экологическая изоляция проявляется в тех случаях, когда особи обитают на одной территории, но местообитания у них разные. Например, майские жуки из Москвы не смогут совокупиться с майскими жуками из Тулы. Будь они в одном городе/лесе – без проблем, однако расстояния между областями они преодолевать не будут.
Временна’я изоляция проявляется в несовпадении сроков размножения. Это могут быть как разные месяцы, так и разные часы.
Поведенческая изоляция проявляется в тех случаях, когда самец и самка не привлекают друг друга. У животных очень интересное половое поведение. Это и брачные танцы, и песни, и ухаживания, и подарки, и наряды. Первые два пункта особенно красивы и причудливы у птиц. У благородных оленей ценятся крупные ветвистые рога. А пингвины дарят идеально круглый камушек своей избраннице. Не менее интересно дела обстоят у пауков. Самки у них часто куда больше, чем самцы. Представительницы прекрасного пола вполне могут их съесть. Именно поэтому самцы приносят самке дары. Они заворачивают в паутину муху и приносят на свидание. Пока самка разворачивает «подарок» и лакомится им, самцы успевают ее оплодотворить. А если повезет, то еще и убежать целым и невредимым. Однако не всегда брачные ритуалы заканчиваются спариванием.
Механическая изоляция проявляется в случаях анатомического несочетания организмов. Например, если цветок в результате развития приобрел причудливую форму и теперь он не может опылиться любым соседним цветком.
Так как результатом репродуктивной изоляции является то, что особи не смогли скреститься, то обмена генетическим материалом не происходит. Это дает возможность возникновения генетической дивергенции. Например, в популяции возникают случайные изменения в генофонде при адаптации к условиям среды. Затем эти изменения, возникают репродуктивные механизмы изоляции, перечисленные выше. Так популяция разделяется на 2 группы и более.
2. Видообразование
Существует 2 пути видообразования: аллопатрическое видообразование и симпатрическое видообразование.
Симпатрическое видообразование проявляется при действии экологических факторов. Например, предполагают, что 5 видов синиц образовалось из-за того, что одни птицы добывали более мелких насекомых, а другие — более крупных. Одни предпочитали искать их в древесных стеблях, а другие – в стеблях трав, а третьи – поедать семена хвойных. Исходя из этого, получается, что пищевая специализация послужила фактором, который привел к образованию нескольких видов из одного. Кроме экологического видообразования, к этому типу относится внезапное видообразование. Оно происходит результате хромосомных мутаций. Либо это возникновение полиплоидии – кратное умножение числа хромосом исходного предка. Это характерно для растений, однако явление полиплоидии встречается в животном царстве. Другой вариант внезапного видообразования – возникновение гибридизации. Скрещивание терна и алычи привело к тому, что была получена культурная слива. Скрещивание осла и кобылы привело к появлению мула.
Задание EB2018D Проанализируйте таблицу «Пути эволюции». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Характеристика | Примеры признаков у организмов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ароморфоз | ___________(Б) | Появление головного мозга у рыб | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
__________(А) | Упрощение уровня организации, утрата отдельных органов | Утрата пищеварительной системы у ленточных червей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Идиоадаптация | Частные приспособления к условиям среды |
ПРИЗНАКИ | ТИП ЭВОЛЮЦИИ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
А) перестройка структуры популяций Б) на процесс влияют дегенерации В) эволюция в пределах вида Г) важную роль играют популяционные волны Д) формирование надвидовых групп Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить (1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3 ) У паразитических плоских червей – бычьего и свиного цепней – во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались. Идиоадаптация — эволюционный процесс, приводящий к повышению приспособленности организмов к разным условиям обитания и существенно не отражающийся на общем уровне организации. То есть, организмы не поднимаются за счет этих изменений по эволюционной лестнице, это лишь приспособления. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Примечание В пункте 3) вернее указывать в плодах, которые имеют разные приспособления к расселению (распространению). Например, крылатки клена; яркий околоплодник вишни и т.д. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Задание EB20858 Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ: Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Раз видообразование у нас географическое, то это значит, что популяцию животных разделил какой-то географический объект, вроде широкой реки. Таким образом, произошла 3) изоляция популяций. В изолированной популяции происходит 2) появление мутаций. А затем естественный отбор отсеивает особей с неблагоприятными признаками и оставляет особей с полезными изменениями. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Потом — вегетативные органы. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Пятипалые конечности точно в конце. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Для начала — многоклеточность. Что касается остальных вариантов- нужно понять к каким животным относятся эти ароморфозы, а потом расположить их в порядке усложнения организации. Двусторонняя симметрия тела – медузы — кишечнополостные. Членистые конечности, тело покрыто хитином — рак — членистоногие. Сегментация тела — дождевой червь — кольчатые черви. В порядке усложнения: кишечнополостные, кольчатые черви, членистоногие. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Раз эволюция хордовых, то образование хорды будет первым ароморфозом. Очевидно, что возникновение четырехкамерного сердца будет последним ароморфозом. Что же возникло раньше: легкие или головной и спинной мозг? Конечно, головной и спинной мозг. Нужно вспомнить, что по уровням организации вначале идут рыбы, а потом уже земноводные, у который и появились легкие. pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Развитию коры предшествовало возникновение переднего мозга. Теперь три варианта: 1) образование диффузной нервной системы 4) стволовая нервная система 5) узловая нервная система Если мы представим эти нервные системы, то стволовая и узловая более высокоорганизованные, чем диффузная, которая как бы разбросана по организму. Выбирая же между стволовой и узловой нервными системами, стволовая будет более сложная, чем узловая.
Ответ: 14532 pазбирался: Ксения Алексеевна | обсудить разбор | оценить Задание EB22964 Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|