Распродажа офисного имущества после ликвидации
Как продать основные средства при ликвидации ООО на ОСН?
Вопрос от читательницы Клерк.Ру Валентины (г. Славгород)
Ликвидируем ООО на ОСН. Как реализовать основные средства ниже остаточной стоимости, нужно ли восстанавливать НДС, а если не реализуем, что с ними делать?
По общему правилу, стороны вправе договориться о любой цене договора. Это вытекает из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Но с точки зрения последствий по налоговому праву заниженная цена может сформировать ряд трудностей
Реализация основного средства признается налогооблагаемой операцией. От цены сделки напрямую зависит налогооблагаемая база по налогу на прибыль и НДС. Заниженная цена сформирует меньший налог к уплате со стороны ликвидируемого предприятия. Ликвидация рассматривается НК РФ, как одно из оснований для проведения выездной налоговой проверки. Далее если ликвидируемому предприятию назначат проверку, то манипуляции с ценой могут быть обнаружены. Последствием этого вероятен пересмотр цены сделки в налоговых целях.
Основанием для пересмотра могут послужить нормы НК РФ о трансфертном ценообразовании либо концепция необоснованной налоговой выгоды.
Для усиления позиции целесообразно перед отчуждением имущества провести его оценку. Далее не занижать цену сделки ниже той, что определит оценщик. При этом нет необходимости восстанавливать НДС. На практике иногда налоговые органы предъявляет такие претензии. Но налогоплательщикам удается отстоять свою позицию в судах (ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2013 №Ф04-5183/13; ФАС Поволжского округа от 27.01.2011 №А55-7952/2010).
Если имущество ликвидируемого общества не реализуется, то по результатам ликвидации оно передается участникам. Важно понимать, что расчеты с участниками также признаются налогооблагаемой операцией.
Последствия могут быть различны в зависимости от того, является ли участник юридическим или физическим лицом. Также могут быть различия в зависимости от используемого режима налогообложения.
В итоге решение вопроса о том, как поступить с имуществом ликвидируемого предприятия зависит от многих факторов конкретной ситуации. Перед выбором того или иного пути видится целесообразным проведение анализа налоговых последствий и рисков по каждому из вариантов.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Распродажа офисного имущества после ликвидации
6 МИН
Всё по-честному: как распределить имущество ООО после ликвидации
При ликвидации компания сначала рассчитывается с работниками, госорганами и контрагентами, а остаток денег и имущества распределяют между собой собственники. Разбираемся, как правильно провести расчёт с учредителями, чтобы не нарушить закон.
В какой момент распределяют имущество
Всё начинается с принятия учредителем или учредителями решения о ликвидации. При этом назначают ликвидатора — это любое физлицо, но обычно директор или учредитель. Он фактически становится руководителем компании до момента, пока она не прекратит существование.
Ликвидатор подаёт в налоговую заявление о начале ликвидации. Когда налоговая регистрирует заявление, компания публикует об этом информацию в «Вестнике госрегистрации». В течение двух месяцев кредиторы направляют требования о погашении долга, а организация с ними рассчитывается. Как только срок публикации заканчивается, новые требования предъявить никто не может.
С этого момента ликвидатор получает право распределить оставшееся имущество между собственниками компании. Они получают дивиденды, а также деньги и имущество, которые остались на расчётных счетах, в кассе и на балансе. Если вещи разделить нельзя (например, недвижимость или транспорт), они переходят учредителям на праве общей долевой собственности.
Это подразумевает, что права и обязанности в отношении имущества распределены между собственниками в определённых долях. При этом физически имущество неделимо.
Например, если два учредителя получили машину в долях 40 % и 60 %, они не могут её распилить на две части. Зато оба могут пользоваться: первый — по 12 дней в месяц, второй — по 18 дней. При продаже цены определяются в тех же пропорциях.
Как правильно разделить имущество
Ликвидатор распределяет деньги и имущество между учредителями в следующей очередности:
Дивиденды, которые начислили, но не успели перевести
Например, по уставу компания выплачивает дивиденды в июне. Сумму рассчитали заранее — получилась распределённая прибыль. Но в мае юрлицо запустило ликвидацию — пришлось отложить перевод, чтобы погасить требования кредиторов. Когда расчёты закончились, ликвидатор перевёл учредителям начисленные дивиденды.
Остальные деньги и имущество пропорционально долям в уставном капитале
Например, на балансе ООО «Монолит» осталось 3 млн рублей и тягач для техники. Учредители компании — Андрей с долей 40 % и Иван с долей 60 %. После расчётов с кредиторами ликвидатор распределил Андрею 1,2 млн рублей, Ивану — 1,8 млн рублей, а тягач передал в общую собственность с теми же долями.
Если балансовая стоимость тягача меньше денежного остатка, ликвидатор может передать транспортное средство одному из учредителей с его согласия. Например, если тягач стоит 1 млн рублей, его и 200 тысяч рублей передадут Андрею, а 1,8 млн рублей — Ивану.
Иногда оставшихся денег недостаточно, чтобы выплатить учредителям дивиденды. В таком случае ликвидатор распределяет только имущество, а дивиденды не переводит.
Как оформить передачу имущества учредителям
Ликвидатор от имени компании распределяет имущество через передаточный акт. Строгой формы нет, но содержание документа должно ясно показывать, что и кому передают. Чтобы составить передаточный акт, можете воспользоваться образцом. Вот что нужно указать в документе:
Оформлять договор между компанией и учредителями не нужно. Но если компания передаёт недвижимое имущество, собственники должны зарегистрировать его в Росреестре. Основанием станут передаточный акт и лист записи о ликвидации юрлица.
При передаче имущества после ликвидации учредитель получает доход как физическое лицо. Это значит, что он должен уплатить НДФЛ. Для этого бывший собственник компании заполняет декларацию 3-НДФЛ и сдаёт её в налоговую по месту жительства. Исключение составляют случаи, когда доля в уставном капитале больше, чем стоимость распределённого имущества.
Например, два учредителя при создании компании внесли по 100 тысяч рублей в уставный капитал. При ликвидации на балансе осталось только 150 тысяч рублей. Это значит, что учредители не будут платить налоги, поскольку каждый получит по 75 тысяч рублей.
В случаях, когда у компании один собственник, всё имущество переходит единственному учредителю. Порядок передачи не меняется.
Иногда с распределением имущества возникают сложности: в компании много учредителей, бизнесу принадлежат имущественные права. Чтобы правильно разобраться в ситуации и грамотно составить документы, вы можете обратиться за юридической помощью к специалистам СберБизнеса. Они помогут провести переговоры и подготовить необходимые документы.
Короче
—
Если при ликвидации компания рассчиталась с кредиторами и у неё осталось имущество, распределите его между учредителями юрлица.
—
Сначала выплачивают дивиденды, которые начислили, но не успели выплатить перед ликвидацией, а затем — оставшееся имущество пропорционально долям в уставном капитале.
—
Чтобы оформить распределение, ликвидатор составляет передаточный акт, в котором указывает, кому и какое имущество передаёт компания.
—
Ликвидация компании длится год с момента принятия решения. Если не успеете за это время распределить имущество и завершить процедуру, ликвидацию отменят — придётся заново подавать принимать решение и подавать заявление в налоговую.
Как поступить с сотрудниками, закрывая офис, магазин или филиал
В пандемию закрылось множество предприятий, сотни тысяч людей остаются без работы. Хотя причины объективны, люди так или иначе винят в своих бедах работодателей. Поэтому службам персонала, как никогда, важно соблюдать законы и правильно общаться с сотрудниками при закрытии филиала, магазина или офиса.
Вот компания закрывает несколько точек продаж, в одном регионе закрывается единственный офис, в другом останутся другие офисы. Как действовать?
1. Наиболее гуманный сценарий – сохранить персонал. Если сотрудники ценны и вы хотите продолжить с ними отношения, можно перевести их в другие подразделения, магазины или офисы. Но надо помнить, что перевод – дело добровольное. Сотрудник может отказаться от вашего предложения. И тогда речь зайдет о расторжении трудового договора на основании ст. 77 Трудового кодекса (ТК), ведь сотрудник не согласен с изменениями условий труда.
2. Если компания закрывает одно подразделение в регионе, но не все, речь пойдет о сокращении штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК. Важно полностью соблюсти процедуру. Прежде всего, надо уведомить людей за два месяца до даты закрытия. Если у компании есть вакансии в данном регионе – в других магазинах или административном офисе, – обязательно предложите их. Причем лучше сделать это несколько раз. А предлагать ли работу в другой местности или нет, зависит от внутренних документов компании. Если такое правило есть в коллективном договоре, придется сообщать о вакансиях в соседних городах.
Оценка объектов недвижимости при ликвидации предприятий.
Ситуация ликвидации предприятия в любом случае является одной из самых стрессовых и чрезвычайных для руководства. Особенно если ликвидация происходит по причине банкротства компании. Ликвидация компании должна проходить по обозначенной законом схеме, одним из немаловажных этапов которой является оценка стоимости предприятия.
Данный вид оценки включает в себя оценку принадлежащего компании имущества, в том числе и недвижимого. Поскольку на основе оценки ликвидационной стоимости предприятия будут приниматься важные управленческие решения, оценка объектов недвижимости в этой ситуации имеет ряд особенностей, которые обязательно должны учитываться оценщиком. Тем более что от результатов оценки зависит большой круг заинтересованных лиц.
Заказчики оценки:
На сегодняшний день на практике можно встретить несколько определений ликвидационной стоимости. Можно выделить три ее вида: упорядоченная, принудительная и ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. Первые две подразумевают более или менее быструю распродажу принадлежащих компании объектов недвижимости, а последняя определяет затраты на ликвидацию этого объекта и по сути является отрицательной величиной.
Поскольку ликвидация предприятия обычно должна проводиться в сжатые сроки, то и имущество, в том числе и недвижимое, также распродается в сроки меньшие, чем потребовалось бы в нормальных условиях. Этот момент так же учитывается при расчете стоимости объекта недвижимости в случае ликвидации предприятия. Причины ликвидации предприятия так же накладывают свой отпечаток на особенности оценки. Таким образом, чем достовернее и полнее информация¸ которая будет предоставлена оценщику относительно оцениваемого объекта недвижимости, тем выше степень точности оценки.
В базовый перечень документов, необходимых для оценки обычно включают:
Так же при денежной оценке объекта недвижимости при ликвидации предприятия возрастает важность полно предоставления таких документов как:
В качестве объектов оценки могут также выступать:
Также мы производим оценку недвижимости для следующих целей:
Распределение имущества после ликвидации юридического лица
Имущество после ликвидации юридического лица — это вещи и денежные средства, которые подлежат разделу между участниками организации. О том, как происходит признание права собственности на такое имущество и его распределение, как уплачиваются налоги, читайте далее.
Имущество ликвидированного юридического лица
Имущество после ликвидации юридического лица тоже может быть распределено.
Общий порядок прекращения деятельности и раздела имущества между участниками (акционерами) организации раскрыт в статье 63 ГК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи, основным органом, уполномоченным на проведение ликвидации, является ликвидационная комиссия. Именно она в силу пункта 4 статьи 62 и пункта 1 статьи 63 ГК РФ управляет организацией, принимает меры для выявления кредиторов и изыскивает способы получения дебиторской задолженности.
Однако ликвидационная комиссия действует до того, как внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации фирмы. Но что делать, если фирмы уже нет, и возникла по сути абсурдная ситуация — имущество есть, а ее владелец отсутствует. Об этом далее.
На практике встречаются ситуации, когда уже после внесения записи в ЕГРЮЛ у организации может обнаруживаться нераспределенное имущество, которое по различным причинам не было включено в ликвидационный баланс. Аналогичная ситуация может возникнуть и при исключении компании из ЕГРЮЛ в случае, если она в течение 1 года не подает отчетность по налогам и страховым взносам, а также не проводит банковские операции по своим счетам, согласно требованиям статей 64.2 ГК РФ, 21.1 ФЗ «О государственной. » от 08.08.2001 № 129-ФЗ, либо если организация была ликвидирована ввиду банкротства.
Механизм распределения такого имущества установлен в п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Им могут воспользоваться как кредиторы, так и участники ликвидированной фирмы. Заявление о назначении распределения имущество может подаваться в течение 5 лет после исключения фирмы из ЕГРЮЛ.
Целевые выплаты и субсидии, не подлежат распределению и не входят в состав распределяемого имущества. Также в состав такого имущества не входят вещи и имущественные права, которые были прекращены, например право аренды по непродленному своевременно договору.
Нужно понимать, что фирма не будет восстановлена, в этом нет необходимости для распределения имущества.
Как проходит процедура
После того, как заявление о назначении распределения обнаруженного имущества подано, назначается арбитражный управляющий. Это делает суд. Именно арбитражный управляющий руководит распределением. Расходы может принять на себя подавший заявление кредитор или участник ликвидированной фирмы.
Сама процедура проходит по правилам, которые установлены для ликвидации фирмы, но с определенной спецификой, ведь имущество можно продать, чтобы затем распределить доходы от его продажи. Арбитражный управляющий определяет список кредиторов, проводится оценка имущества, для определения рыночной стоимости, активы выставляются на торги, а выручка распределяется между кредиторами в порядке очередности, которая прописана в ст. 64 ГК РФ, пропорционально размеру требований.
Если нет кредиторов
Если нет кредиторов, то имущество будет распределено между участниками ликвидированной фирмы в пропорциях, согласно долям или в силу соглашения между ними. Все споры и вопросы процесса распределения разрешаются арбитражными судами. Так как специальных правил распределения не предусмотрено, то заявление подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Распределение имущества после ликвидации юридического лица — судебная практика
Пример разрешения ситуации, подобной описанным выше, можно найти в решении Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 по делу № А40-160054/15, в котором указано на необходимость применения в данном случае правил пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ. Согласно обозначенной норме, заинтересованное лицо (кредитор, учредитель) вправе в течение 5 лет обратиться в суд с требованием назначить процедуру распределения обнаруженного имущества. При этом речь может идти как о собственно движимых или недвижимых вещах, так и о правах требования ликвидированной организации к другим субъектам.
Особенность таких дел, как видно из обозначенного решения арбитража, заключается в отсутствии ответчика. При этом данный факт не влияет на общий порядок рассмотрения дела, которое разрешается по общим правилам искового производства.
В случае положительного решения суду, в силу пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ, необходимо утвердить предлагаемого арбитражного управляющего или назначить такового, поскольку все действия по распределению обнаруженного имущества находятся исключительно в его компетенции. При этом само распределение должно происходить в порядке, в котором производилось разделение имущества организации ранее, на что прямо указано в абзаце 3 пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ.
Распределение имущества при ликвидации ООО и ПАО (сравнительный анализ)
Порядок раздела оставшегося имущества определяется организационно-правовой формой компании (ООО, АО и т. д.) с учетом положений пункта 8 статьи 63 ГК РФ и профильных ФЗ (например, «Об обществах. » от 08.02.1998 № 14-ФЗ, «Об акционерных. » от 26.12.1995 № 208-ФЗ). В качестве примера рассмотрим данный вопрос применительно к ООО и ПАО.
Порядок распределения для ООО
Согласно пункту 1 статьи 58 ФЗ № 14, к распределению имущества ООО вправе приступить только после окончательного расчета с кредиторами. После выполнения данного условия имущество подлежит разделу между участниками, предусматривающему 2 этапа:
Пункт 2 статьи 58 ФЗ № 14 обязывает участников вначале полностью погасить задолженность по невыплаченной прибыли (как за счет денежных средств, так и за счет прочего имущества ООО) и только затем приступать ко второму этапу раздела оставшегося имущества (при его наличии). Если же его не хватает даже для проведения полного расчета по прибыли, то фактически имеющееся имущество должно быть распределено между участниками пропорционально их долям.
Если после выплаты прибыли осталось нераспределенное имущество, оно подлежит передаче участникам на основании передаточного акта, который подписывается с одной стороны главой ликвидационной комиссии, с другой — участником ООО (либо всеми участниками, если их несколько).
Важно помнить, что все расчеты должны быть выполнены до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, так как в силу пункта 9 статьи 63 ГК РФ именно с этого момента организация считается ликвидированной, после чего ликвидационная комиссия утрачивает полномочия на подписание каких-либо документов.
Особенности ликвидации ПАО
В отличие от случая с ООО, распределение имущества после расчета с кредиторами ПАО осуществляется, в силу требований статьи 23 ФЗ № 208, в 3 этапа:
Переход выплат к следующей очереди, в силу пункта 2 статьи 23 ФЗ № 208, осуществляется лишь при наличии остатков имущества после завершения выплат акционерам предыдущей очереди.
Выплата денежных сумм производится в безналичной форме, согласно пункту 8 статьи 42 ФЗ № 208. При необходимости раздела прочего имущества оно в большинстве случаев подлежит продаже с торгов ликвидационной комиссией, согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ, во избежание споров о его дальнейшей судьбе.
Процедура ликвидации (в том числе и распределение имущества) так же, как и в случае с ООО, должна быть завершена до момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, согласно требованиям статьи 24 ФЗ № 208.
Подводя итог, остается отметить, что процедура распределения имущества регламентирована как нормами ГК РФ, так и ФЗ, регулирующими деятельность отдельных видов организаций. При этом ситуация, когда у уже ликвидированной организации обнаруживается нераспределенное имущество, также не оставлена законодателем без внимания, существует судебная практика, которая позволяет четко понять, как именно распределяется имущество в этом случае, о чем мы рассказали выше.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее