расположите следующие движения в порядке сроков их появления на первом году жизни

Двигательное развитие детей

Грудной возраст

По окончании периода новорожденности, во время которого постепенно стабилизируются жизненные процессы, но динамика развития двигательных функций пока еще невысока, начинается период грудного возраста, длящийся около года. В это время увеличивается масса тела, изменяются его пропорции, каждый день появляются новые движения и умения.

84. Двигательное развитие здорового ребенка протекает по определенной схеме и является из показателей физического и психического развития.

Для оценки правильности развития установлены определенные периоды жизни ребенка, в течение которых должны проявляться отдельные характерные реакции. Однако развитие каждого ребенка имеет индивидуальные особенности и сроки появления двигательных функций могут немного отличаться, поэтому эти критерии, как, впрочем, и все остальные нормы, которые носят рекомендательный характер, имеет только ориентирующее значение.

85. Итак, ориентировочные показатели двигательного развития ребенка в первом полугодии таковы:

К концу первого месяца жизни уменьшается мышечное напряжение, исчезает поза, характерная для плода, с согнутыми ручками и ножками.

На втором месяце ребенок выполняет бесцельные повороты головы набок, изгибает туловище, хаотично машет ручками и ножками.

На третьем месяце жизни движения головы и спины постепенно становятся все более спокойными, в положении на животе ребенок может удерживать голову, приподнимая все выше грудь и спину. Это умение появляется несколько раньше у детей, которых регулярно выкладывают на живот, что, по мнению некоторых педиатров, развивает органы зрения и способность наблюдать

Развитие глазных мышц позволяет все более длительное время фиксировать взгляд на блестящих предметах, находящихся на расстоянии трех метров, а чуть позже малыш начинает следить взглядом за двигающимися предметами и поворачиваться в направлении звука. Ребенок уже может разглядывать поднятые кверху ноги и руки.

Четырехмесячный малыш в моменты радости или злости изгибает туловище, делает «мостик», что свидетельствует о развитии мышц спины. Малыш протягивает руки к игрушке, трясет ее. В 4-5 месяцев он уже может поворачиваться со спины на бочок, а если его потянуть за ручки, подтягивает предплечья и спину.

Пятимесячный малыш поворачивается со спины на живот, хватает предметы, подвешенные над его грудью, а вскоре и расположенные над головой или сбоку. Схваченный предмет ребенок в состоянии удерживать между ладонями сначала лишь несколько секунд. Следующий этап развития хватательных движений – сжимание вложенной в руку игрушки всей ладонью, но сначала без участия большого пальца. Ребенок отпускает игрушку, если в другую руку вложить следующий предмет.

В шесть месяцев ребенок хватает пальцы взрослого или палочку, садится и некоторое время остается в таком положении, сильно наклонившись вперед.

Между седьмым и девятым месяцем ребенок учится самостоятельно садиться из положения на боку, и с каждым разом сидит все дольше и со все более прямой спиной. Некоторые дети, как правило, те, которые много времени проводят на животе, перед тем научиться сидеть, начинают ползать на животе, перемещаются при помощи рук, сначала выгибаясь дугой, затем пятятся задом и только потом ползут вперед.

Эти дети садятся позже остальных, а некоторые из них начинают стоять у опоры раньше, чем садиться. Считается, что такой порядок двигательного развития формирует правильную осанку.

К концу шестого месяца малыш начинает хватать предметы одной рукой. Очень скоро приходит умение держать одновременно в каждой руке по предмету и подносить удерживаемый предмет ко рту. Это начало самостоятельного приема пищи.

В шесть – семь месяцев ребенок с силой упирается ногами и делает подскоки, если его взять под мышки. В возрасте около восьми месяцев ребенок умеет самостоятельно хватать по одному предмету в каждую руку, перекладывать их из руки в руку и сознательно бросать. Постепенное развитие мышц руки позволяет к девятому месяцу хватать предметы уже двумя пальцами.

Между восьмым и девятым месяцем, если его поставить, малыш стоит у опоры и самостоятельно опускается на колени. Следующий этап подготовки к первым шагам – самостоятельный подъем при помощи опоры, а скоро и первые шажки боком вдоль опоры. В девять месяцев ребенок начинает передвигаться на коленях.

Одни делают шажки очень осторожно, другие идут быстро, не обращая внимания на препятствия, третьи хождению еще долго предпочитают ползание.

В последние месяцы первого года жизни ребенок совершенствует умение хватать, манипулировать пальцами. Малыш трясет предметами, которые держит в руках, стучит предметом о предмет, может поставить два кубика один на другой, держать чашку, из которой пытается пить, и поддерживать бутылочку руками.

Источник

Консультация «Развитие движения у детей первого года жизни»

Коростелёва Светлана Геннадьевна

Развитие движения у детей первого года жизни.

ГКУ ЦССВ «Центральный» г. Москва

Дети с самой первой минуты появления на свет постоянно двигаются. Хотя и до рождения они двигаются внутриутробно (переворачиваются, шевелят ручками и ножками, плавают). Эти движения у них инстинктивные, заложенные от природы и помогают выжить в окружающем мире. Двигательная активность оказывает положительное влияние на развитие, если малыш не будет достаточно двигается, то его мышцы и опорно-двигательный аппарат не окрепнет. Развитие таких жизненно важных органов, как сердце и лёгких на прямую зависит от его движения. Между общим развитием малыша и развитием движений существует прямая взаимосвязь. Чем лучше развиты движения ребенка, тем больше он знакомится с окружающим миром и познаёт его. Неподвижность и однообразная поза замедляют кровообращение, тем самым только вредит крохе. Поэтому своевременное развитие движения является одним из основных условий и основных показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка любого возраста, особенно ребенка первого года жизни. Границы развития ребенка до года у каждого индивидуальны, так как индивидуальное развитие зависит от различных факторов, например, от окружающей среды или уровня развития восприятия, состояния здоровья. Итак, для того чтобы ребёнок овладел движениями, в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым необходимо активное воздействие взрослого. Взрослый создаёт условия для самостоятельной деятельности ребёнка направленные на развитие движения (массаж, гимнастика, упражнения, игры).

Какие же движения надо развивать у детей в этот период и какие для этого создавать условия?

В первые месяцы малыш движется хаотично и беспорядочно, а тело его в сильном тонусе, голова тяжёлая и неподъёмная, удерживается им короткое время.

Наша с вами задача заключается в ослаблении тонуса. Необходимо учить ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и на руках у взрослого. Это умение является очень важным, так как способствует формированию шейного изгиба позвоночника, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга. Без умения удерживать голову в вертикальном положении невозможно формирование более сложных движений.

К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук. В это же время у ребенка должен появляться комплекс оживления при общении с ним взрослого (улыбка, ласковый разговор, показ игрушек). С момента его появления ребенок почти в течение всего времени бодрствования находится в движении и в радостном состоянии (активно двигает ручками, ножками, улыбается, что способствует развитию всей мускулатуры и повышению общего уровня жизнедеятельности.

Позаботьтесь чтобы во время бодрствования малыш находился в удобном для его развития положении. Если голова малыша, лежащего на спине, постоянно повёрнута в одну сторону, это может привести к деформации позвоночника и тазобедренного сустава. Чтобы избежать этого голову ребенка укладывают между параллельно расположенными валиками. Если у малыша в позе на спине наблюдается сильное изгибание туловища, а его голова постоянно запрокидывается назад, необходимо придать сгибательную позу. Для этого голову ребёнка слегка наклоняют, подкладывая под неё подушечку или валик, можно положить малыша на плавательный круг или разместить его на ваших коленях, лицом к лицу. Тогда тело малыша самым естественным образом займёт сгибательную позу, так как голова и туловище ребёнка располагаются посредине ваших бёдер, своими коленями вы будете регулировать положение головы малыша, а грудью и животом положение ножек.

Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног. Если трехмесячного ребенка поддерживать под мышки, то он хорошо упирается о твердую поверхность, выпрямляя ноги в коленях. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, а потом вставать самостоятельно.

В возрасте от 3 до 6 месяцев важно развивать у ребенка движения рук. В следствии повышенного мышечного тонуса в руках, кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локтях. Научить малыша расслаблять ладошку, разжимая кулачек, и выполнять мелкие движения пальцами, хорошо помогают специальные игры. Такие как игры с мячом (соприкасаясь с круглыми поверхностями происходит расслабление мышц и уменьшение мышечного тонуса, «Сорока-ворона», «Пальчики здороваются», «Ладушки-ладушки». Так же необходимо учить ребенка брать поднесенную к нему игрушку, находящуюся над его грудью, находящуюся сбоку, брать в каждую руку по игрушке и удерживать ее. У детей, умеющих брать и удерживать игрушку, развивается предметная деятельность. Лежа на спине, ребенок размахивает игрушкой, перекладывает ее из рук в руку, рассматривает, извлекает звук, потряхивая погремушкой. Таким образом он познает окружающий мир, свойства предметов. Своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положение тела в пространстве, а именно умение переворачиваться на бок, на жи-вот, с живота на спину. Появление таких движений как садиться, вставать, ходить с опорой возможно только при помощи рук.

Когда руки детей хорошо окрепнут, и они начнут упираться ими, начинайте ставить их на четвереньки, придерживая ручки и ножки и покачивать вперед и назад, и вскоре появиться ползание. Целенаправленное обучение ползанию на четвереньках приводит к тому, что дети уже к 5-6 месяцам быстро двигаются во всех направлениях нужных им. Это меняет его поведение, он становится более активным и самостоятельным. Ползание хорошо сказывается на физическом развитие. У ползающего ребёнка укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка. Ползанье помогает лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окружающими предметами. Для того, чтобы малышу было интереснее и веселее ползать взрослые организуют следующие игры. Имитируют погоню, со словами «Догоню, догоню (имя ребенка) догоню!». Или тянет перед ребенком яркую игрушку на веревочке. На пике развития этого навыка некоторые дети начинают ползать на столько быстро, что взрослым бывает трудно их догнать.

Примерно к 4-5 месяцам ребенок начинает «присаживаться». Малыш, подтягивая голову и плечи к груди, пытается приподняться. Если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживается. А затем он самостоятельно может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Однако ровно усаживать, можно только кратковременно и при поддержке взрослого. Взрослым надо помнить, что умение сидеть не только не содействует дальнейшему развитию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому. В тех случаях, когда умение сидеть развито у ребенка значительно лучше других двигательных умений, оно становится настолько доминирующим, что всякая попытка придать малышу другое положение встречает с его стороны бурный протест. Долгое сидение негативно сказывается на физическом состоянии ребенка, так как нередко ведет к искривлению позвоночника, сжатию грудной клетки, вялости мускулатуры и к общей апатичности ребенка. Поэтому, несмотря на то что умение сидеть имеет ряд положительных моментов (полное высвобождение обеих рук, ни в коем случае не надо торопиться с формированием у малыша этого умения. Готовить ребенка к сидению надо, а сажать нужно только тогда, когда ребенок сам будет готов и освоит ползание. Итак, мы должны помнить, что ребенок сначала учится ползать, а потом сидеть!

Если вашему малышу трудно сидеть из-за некоторых особенностей координации движений или излишнего напряжения мышц, посадите его напротив себя, прижав своими ногами колени ребёнка, или посадите его себе на живот так, чтобы его ступни упирались в пол, а ваши колени создавали опору для спины ребенка. Когда пытаясь посадить малыша, вы видите, что его ножки прижимаются друг к другу и поворачиваются внутрь, а плечики опускаются, то усадите его так, чтобы его ноги были раздвинуты в стороны и повёрнуты наружу. Его спина может опираться на вашу грудь, а пропустив свои руки под мышки малыша, вы поднимите его плечи. Возможно, вашей крохе при освоении сидения понадобится подобрать индивидуальную позу, в которой он бы правильно и устойчиво сидел.

Как только ваш малыш научится самостоятельно сидеть, попробуйте потолкать его вперед и в стороны так, чтобы ему пришлось сохранить равновесие. Для этого очень хорошо подходит игра «По кочкам, по кочкам, в ямку бух».

К 8 месяцам происходит скачок в развитии движений, ребёнок приобретает вертикальное положение, пробует стоять. Когда малыш только начинает осваивать положение стоя, ему требуется большое количество усилий для стабилизации тела и ног, поэтому он иногда встает на носочки, что в этом случаи не является патологией. Как только появляется способность удерживать свой вес в положении стоя с опорой ребенок начинает осваивать передвижение в вертикальном положении. Он учится садится, ложится, вставать, сидеть, стоять, переступать, сохранять равновесие сидя, стоя и переступая.

Период 12 месяцев характеризуется двигательной активностью крохи. Он много ползает, самостоятельно садится занимаясь с игрушкой, самостоятельно встает и стоит сначала с поддержкой, а затем самостоятельно, переступает, держась за опору, делает первые самостоятельные шаги. Дети этого возраста в основном осваивают движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения. В условиях общественного воспитания эта площадь огораживается барьером. Внутри барьера может стоять стол для игры, на котором рас-полагаются яркие игрушки, диванчик, мягкое бревно. В условиях семьи важно также выделить место для движения, оградить ребенка от острых углов. Хорошо, если выделенное пространство заканчивается диваном, мягкими креслами, за которые малыш может держаться передвигаясь, брать лежащие на них игрушки.

Развивая и укрепляя мышцы шеи, туловища, рук и живота детей необходимо помнить и о развитии вестибулярного аппарата, который влияет на развитие интеллекта и очень важен ребенку в дальнейшей жизни. Посмотрите на ребенка, когда он долго лежит один и предоставлен сам себе. Он начинает раскачиваться, из стороны в сторону, мотает головой, таким образом он сам себя тренирует, испытывая двигательный голод. Недаром малышня так любит игры «самолетик», качели, карусели, «подкидывание вверх». Получив достаточное количества движения и информации, ребенок с удовольствием полежит спокойно в кроватке и отдохнет, или позанимается сам с игрушкой, или спокойно заснет.

Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни получал удовольствие от двигательных нагрузок, а не боялся их. Поэтому в возрасте от трех до четырех месяцев полезно включать с детьми занятия на фитболе. Фитбол самый доступный, веселый, и мудрый тренажер для детей любого возраста.Он помогает:

— Справиться с коликами в животе крохи (мягкие покачивания на мяче и давление на животик вызывает расслабление напряженных мышц живота, налаживая кишечную деятельность).

Развивает координацию движения (вестибулярный аппарат).

-Снимает гипертонус (с помощью упражнений расслабляются мышцы).

-Уменьшают боль (вибрация имеет легкий обезболивающий эффект).

-Укрепляет опорно-двигательный аппарат (руки, ноги, позвоночник, предупреждает нарушение осанки).

-Успокаивает (напоминает им дородовый период).

-Улучшает дыхание и кровообращение.

-Вызывает радость (эмоциональное развитие).

Для того чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благоприятному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

«Движение-это жизнь и пока человек движется он живет

1. «Ребенок от рождения до года» М. Г. Борисенко. Н. А. Лукина.

2. «Игры с детьми младенческого возраста» Ю. А. Разенкова.

3. «Развитие ребенка первого года жизни» Н. Л. Фигурин. М. П. Денисова.

4. «65 лучших развивающих игр от рождения до года» И. Мальцева.

5. «Воспитание и обучение детей раннего возраста» А. М. Фонарев. С. Л. Новоселова. Л. И. Каплан. и др.

6. «Развитие и воспитание детей в домах ребенка» В. А. Доскина. З. С. Макарова. Р. В. Ямпольская. Л. Г. Голубева. К. Л. Печера. Э. Л. Фрухт. М. В. Лещенко.

7. Журналы с интернет сайтов.

расположите следующие движения в порядке сроков их появления на первом году жизниКонсультация «Адаптация детей третьего года жизни в ДОУ» Да это это большая тема! У каждого родителя своё мнение на эту тему. Мой педагогический стаж 29 лет, за это время я набрала не одну группу.

Развитие интереса к экспериментированию и обогащение игрового опыта детей пятого года жизни Наиболее доступный для детей дошкольного возраста вид деятельно-сти, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4–5 года жизни» Развитие речи детей 4-5 года жизни Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи.

Консультация «Особенности развития детей 3-го года жизни» Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываются физические особенности развития как отдельных органов и систем,.

Логопедический кружок для детей первого года обучения в логопедической группе на учебный 2016–2017 года Актуальность Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством.

расположите следующие движения в порядке сроков их появления на первом году жизниПособие «Тактильная перчатка» для детей первого года жизни Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными,.

Принципы построения занятий с детьми первого и второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка Принцип – это совокупность благоприятных, необходимых и достаточных условий для развития личности. Любое занятие с ребенком должно опираться.

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие.

Развитие речи детей третьего года жизни На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и.

Развитие ориентировки во времени у детей пятого года жизни в средней группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 271 городского округа город Уфа Тема: «Развитие ориентировки.

Источник

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА НА ПЕРВОМ ГОДУ ЖИЗНИ

Первый год — это самый ответственный год в жизни человека. Именно в этот период, по данным физиологов (И.А. Аршавский, Б.М. Тромбах и другие), закладываются основы здоровья, формируются первые двигательные умения, которые не только являются важным показателем физического и психического развития ребенка, но и составляют тот фундамент, на котором будут формироваться более сложные движения в последующие возрастные периоды (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская и другие). Доказано, что развитие движений определяется генетическими, наследственно закрепленными факторами, созреванием нервной системы, однако реализация этих факторов возможна только при определенных условиях, при непосредственном участии взрослого. Именно взрослый должен активно содействовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы (табл. 2.2). При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее проявления. М.Ю. Кистяковская отмечала, что путем воспитательных воздействий можно обеспечить своевременное развитие движений даже у физически ослабленных детей. Учеными было доказано, что взрослый может влиять на последовательность возникновения движений у детей, что имеет чрезвычайно важное значение на первом году жизни ребенка.

Развитие движений ребенка на первом году жизни

Особенности развития движений

В 2—3 недели ребенок начинает реагировать на свет, в 1 — 1,5 месяца держит головку. Постепенно развивается координационное движение рук

Самостоятельно поворачивается со спины на бок, сидит при поддержке за руки, при поддержке за подмышки держится на ногах. С 3-3,5 месяцев совершенствуются координационные движения рук (ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяло, пеленку, действует с игрушками). Формируются целенаправленные движения рук

Развивается координация мышц спины, что вначале проявляется в переворачивании со спины на живот. В пять месяцев протягивает руки, хватает игрушки и предметы, сидит при поддержке за одну руку

В шесть месяцев начинает сидеть самостоятельно, что свидетельствует о координации движений мышц ног; переворачивается с живота на спину; лежа на животе, может приподнимать туловище; переступает при поддержке за подмышки. В семь месяцев стоит при поддержке за обе руки

Особенности развития движений

Сидит без опоры, встает на колени, приподнимается на четвереньки, начинает ползать с перекрестным движением рук и ног, переступает при поддержке за обе руки

Садится из положения лежа и ложится из положения сидя; встает на ноги; стоит при поддержке за одну руку; переступает, держась за одну руку; переступает, держась руками за неподвижную опору; влезает на четвереньках на лесенку

Стоит без опоры, ходит за движущимися предметами, ходит при поддержке за одну руку, иногда делает самостоятельные шаги, перелезает через бревно на четвереньках

Самостоятельно стоит без опоры, приседает и выпрямляется, влезает на стремянку (1 м), делает первые самостоятельные шаги

Исследования показывают, что в зависимости от состояния центральной нервной системы (сильные уравновешенные нервные процессы, сильные неуравновешенные нервные процессы, слабые нервные процессы и т.д.) дети осваивают движения по-разному, и только три движения формируются у всех детей одновременно:

Источник

Расположите следующие движения в порядке сроков их появления на первом году жизни

4.1. Младенчество (от 0 до 1 года)

Движения ребенка первых месяцев жизни, прежде всего, направлены на регуляцию положения головы, туловища, рук и ног, обеспечивающих положение позы. Можно проследить, как последовательно от 1-го к 12-му месяцу появляются новые движения, как двигательные реакции становятся целенаправленными, как появляются и совершенствуются осознанные движения. Однако следует помнить, что индивидуальные сроки развития движений определяются не только врожденной программой, но и целенаправленной работой взрослых с ребенком.

1месяц: первые попытки удержать голову при вертикальном положении тела; беспорядочные движения рук и ног на фоне повышенного мышечного напряжения; непроизвольные ползательные движения.

2месяца: поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, следит взглядом за предметом в горизонтальном, вертикальном направлениях и по кругу, имитирует мимику взрослого, поднимает голову и грудь, когда лежит на животе.

Три месяца: ребенок поворачивает голову в сторону источника звука; переворачивается со спины на бок и па живот; при поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки; непроизвольное ползание исчезает; начинает удерживать предметы «в кулачке»; ребенок моргает, если объект приближается к лицу; может находиться в вертикальном положении (при поддержке) до 6 мин; переворачивается; движения рук более свободны и целесообразны; младенец смотрит па свои руки; стремится удержать предмет в поле зрения.

4 месяца: исчезает гипертонус мышц; ребенок уверенно держит голову, когда его поднимают, поворачивается со спины па живот, сидит при поддержке за обе руки; хватает и удерживает игрушки; открывает рот, когда подносят ложку с едой, бутылочку.

6 месяцев: самостоятельно сидит; возникает зрительный контроль за движениями рук; повышается точность хватательных движений, снижается мышечное напряжение.

7 месяцев: ребенок способен совершать попеременные шагательные движения (при поддержке за подмышки); сидит; тянет в рот бутылочку, ложку, игрушки; бросает и поднимает игрушки; поднимается на четвереньки; встает па колени, держась за опору; перекладывает предметы из одной руки в другую; тянется к взрослому на руки; следит за движениями руки.

8 месяцев: младенец встаёт с поддержкой; ходит с опорой; сидит; самостоятельно садится и ложится; появляются координированные движения двух рук (хлопает в ладоши); наблюдаются первые попытки сложить кубики, пирамидку; попытки передвижения ползком.

9 месяцев: отмечаются попытки стоять без опоры и ходить без опоры; младенец садится из вертикального положения, встает на колени; снижается мышечное напряжение, совершенствуются движения рук, ног, туловища, но все движения ещё не очень точны, нестабильны; ребенок начинает ходить с опорой; собирает игрушки, складывает; стучит для извлечения звука.

10 месяцев: младенец встает с опорой, стоит без опоры; ходит с опорой (первые шаги без опоры); улучшается координация движений рук; появляется захват пальцами; ребенок активно играет с игрушками.

11-12 месяцев: ходьба без опоры; ребенок поднимается без опоры, садится, ложится, встает, координирует движения рук; наблюдается предварительная подготовка пальцев рук в форме объекта; «петлеобразные» с промахами движения сменяются более точными с «прямым приближением» к предмету; появляются хватательные движения вслепую за счет предварительного нацеливания.

Таким образом, в течение первого года жизни идет интенсивное формирование всех структур системы управления движениями, формирование и развитие опорно-двигательного аппарата, что является основой для новых преобразований на следующем этапе развития. Первое полугодие жизни характеризуется чрезвычайно высокой чувствительностью к развивающим воздействиям внешней среды и рассматривается как сенситивный и критический период онтогенез а. Со второго месяца жизни начинается стремительное лавинообразное увеличение синапс ов в коре больших полушариев. Особенно активный синаптогенез приходится на период от 2 до 4 месяцев.

В первые месяцы жизни постепенно развивается способность зрительной фиксации объектов, введенных в поле зрения и остающихся неподвижными. Об особенностях восприятия неподвижных объектов можно судить, прежде всего, по характеру движений глаз, который свидетельствует о том, что воспринимается не весь предмет, а его отдельные признаки. Движения концентрируются около углов, контрастных границ, выраженной структуры поверхности, т.е. начинают выделяться отдельные свойства предмета. Второе полугодие жизни. К шестимесячному возрасту отмечаются прогрессивные изменения в строении проекционных и непроекционных отделов мозга. Скачком увеличивается ширина коры, нарастает синаптогенез; так что число синапс ов в 6-8 месяцев превосходит имеющееся во взрослом мозге, увеличивается объем волокон, появляются гнездные группировки нейрон ов, что способствует совершенствованию обработки информации.

4.2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

Совершенствуется ходьба, появляется бег, прыжки, но структура этих движений вариативна.

Освоение новых движений требует хорошей ориентировки в пространстве. Ребенок учится двигаться в пространстве, и активное участие в этом процессе принимают движения глаз и головы.

Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, существенно расширяющее возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой. Дальнейшее развитие двигательных действий усложняет манипуляции ребенка с предметами. Дальнейшее созревание заднеассоциативных и в особенности переднеассоциативных структур, участвующих в реализации зрительной функции, способствует развитию операций опознания и запечатливания предметов.

Показ предмета с его одновременным называнием приводит к развитию номинативной функции слова. Вначале слово связывается с определенным конкретным предметом. Затем, на втором году жизни, обозначение словом распространяется на однородные предметы (не конкретная кукла или машинка, а куклы и машинки вообще). Ребенок учится опознавать различные предметы, обозначаемые одним словом, и оперировать ими по назначению.

4.3. Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)

Развитие движений у детей 3-7 лет связано с созреванием мозга и всех его структур, участвующих в регуляции движений, совершенствованием связей между двигательной зоной и другими зонами коры, изменением структуры и функциональных возможностей скелетных мышц. В период от 3 до 6-7 лет совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях. Однако вплоть до 7 лет биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие лишних колебаний и неравномерность изменений скорости и ускорения. Даже такой наиболее рано формирующийся вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц ещё несовершенен. В этом возрасте ещё отсутствует зависимость между темпом ходьбы и длиной шага, длина шагов непостоянна, начинается развитие содружественных движений рук и ног. Эти особенности процесса совершенствования двигательных функций не мешают детям овладевать многими сложными двигательными координациями плаванием, ездой па велосипеде, катанием па коньках, лыжах, лазанием. С 4 лет дети сравнительно легко, без ошибок выполняют попеременные движения ногами. В то же время им с трудом удаются прыжки, предполагающие синхронную работу обеих ног.

Период 4-7 лет является этапом активного освоения и совершенствования новых инструментальных движений.

Важно отметить, что начиная с 4 лет выявляется возможность целенаправленного формирования движений в процессе обучения ребенка, роль слова в процессе двигательного обучения повышается. Для того чтобы ребенок правильно усвоил способ движения недостаточно подражания или показа, необходима специальная организация деятельности ребенка под руководством взрослого. При этом сочетание словесной инструкции и наглядного показа дает наиболее эффективный результат. От 4 к 7 годам снижается число упражнений, необходимых для формирования нового двигательного действия.

В старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции деятельности по внешней инструкции. Появляются различия в способности к произвольному регулированию у детей 3-4 и 6-7 лет.

Анализ динамики региональных BII при обусловленной инструкцией необходимости быстрого реагирования на значим ый стимул показал, что 3-4- летние дети, даже повторяя инструкцию, не могли соответствующим образом организовать свою деятельность. Значимые изменения параметров BI 1 при переходе от спокойного наблюдения к мобилизационной готовности не были обнаружены. Начиная с 4-5-летнего возраста отмечается облегчение позитивного компонента BП, одинаково выраженное во всех отведениях. К концу дошкольного возраста это облегчение обнаруживает некоторую региональную специфичность, проявляющуюся в увеличении амплитуды компонентов ВП в лобных и центральных областях, что свидетельствует об активном участии этих областей в зрительном восприятии в ситуации внимания.

Таким образом, на протяжении дошкольного периода происходят значительные преобразования мозговых механизмов организации познавательной деятельности и целенаправленного поведения ребенка, которые во многом определяют его готовность к систематическому обучению школе.

4.4. Младший школьный возраст (с 7 до 11-12 лет)

Этот период характеризуется ускоренными процессами психи ческого развития и формированием целенаправленного поведения па фойе продолжающихся морфофункциональных перестроек организма. При этом темп и характер этих перестроек определяют индивидуальную динамику психи ческого развития.

Возраст 9 лет характеризуется тем, что механизм кольцевого регулирования достигает наибольшего совершенства и вместе с тем на смену ему уже приходит более сложный, но и более экономичный механизм центральных команд. В 10 лет этот механизм можно считать освоенным. Появляется возможность реализации нового класса движений, качественно иначе строящихся и иначе управляемых, резко увеличивается скорость двигательных реакций.

4.5. Подростковый и юношеский возраст

Специфика этого этапа развития, в частности подросткового возраста в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором половым созреванием. Процесс полового созревания, в особенности в его начальный период, сопровождается существенными изменениями в деятельности всех физиологических систем, включая центральную нервную систему.

Возраст от 11-12 до 14-15 лет отличается большой индивидуальной вариативностью движений, индивидуальной спецификой их формирования и развития. Па этом этапе развития происходит интенсивное формирование связей в системе регуляций движений.

Таким образом, для двигательной системы ребенка на рассматриваемом этапе онтогенез а характерно совершенствование интеграции её функциональных элементов и одновременно усиление относительной независимости ряда регулируемых подсистем. Об этом свидетельствуют интенсивное развитие к 14-15 годам би латерал ьной регуляции движений руки, совершенствование функции управления точностью движений, меньшая зависимость процессов регуляции от объема и характера экстеро рецептивн ой и кинестетической афферентации.

Заключение.

1-й год жизни характеризуется увеличением размеров нервных клеток, дифференциацией звездчатых вставочных нейрон ов, увеличением дендрит ных и аксон ных разветвлений.

К 3 годам ансамблевая организация усложняется разветвлением гнездных группировок, включающих разные типы нейрон ов.

В 5-6 лет наряду с продолжающейся дифференциацией и специализацией нервных клеток нарастают объем горизонтально расположенных волокон и плотность капиллярных сетей, окружающих ансамбль. Это способствует дальнейшему развитию меж нейрон алыюй интеграции в определенных областях коры.

К 9-10 годам усложняется структура отростков интер нейрон ов и пирамид, увеличивается разнообразие ансамблей, формируются широкие горизонтальные группировки, включающие и объединяющие вертикальные колонки.

В 12-14 лет в нейрон ных ансамблях четко выражены разнообразные специализированные формы пирамидных нейрон ов, высокого уровня дифференцировки достигают интер нейрон ы; в ансамблях всех областей коры, включая ассоциативные корковые зоны, за счет разветвлений отрост ков удельный объем волокон становится значительно больше удельного объема клеточных элементов.

К 18 годам ансамблевая организация коры по своим характеристикам достигает уровня взрослого человека.

Момент непосредственно движения обычно сопровождается развитием или усилением негативного потенциал а, связанного с увеличением возбудимости нейрон ов под влиянием ретикулярной формации мозга.

В более слабых, очевидно, ориентировочных движениях, участвуют прямые активирущие ретикуло-корковые связ и десинхронизирующие фоновую активность.

В организацию интенсивных движений, формируемых с участием механизмов памяти и анализа ситуационной информации, требующих квантования мыслительных процессов, включается более сложный ретикуло- септо-гиппокампальный путь с развитием тета-ритма.

К концу подросткового возраста формируется близкий к дефинитивному тип вовлечения переднецентральных отделов коры в реализацию двигательной деятельности.

В подростково-юношеском возрасте формируется система восприятия зрелого типа с характерной специализацией полушарий в отдельных сенсорных и когнитивных операциях: правому полушарию принадлежит ведущая роль в выделении признаков и осуществлении начальных этапов анализа стимула и сенсорного запечатления, левое приобретает ведущую роль в осуществлении классификационного типа опознания на основе определения разделительного признака и в осуществлении заключительных этапов восприятия: оценке значим ости стимула, принятии решения, запечатлении обработанной информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *