раниль нуриев биография певец
Раниль Нуриев — новое слово в татарской эстрадной музыке
Если вы собираетесь в ближайшее время посетить мероприятие, связанное с современной татарской музыкой, то есть подходящий случай: 10 сентября в «Корстоне» на проекте Tatar Party Раниль Нуриев представит новую программу — новую во всех смыслах
Если вы собираетесь в ближайшее время посетить мероприятие, связанное с современной татарской музыкой, то есть подходящий случай: 10 сентября в «Корстоне» на проекте Tatar Party Раниль Нуриев представит новую программу — новую во всех смыслах.
Казалось бы, какие изменения могут произойти в такой консервативной сфере, как татарская эстрада? Само слово «эстрада» в этом словосочетании незыблемо: напоминает об атмосфере семидесятых и восьмидесятых — время на этапе которого, собственно, большая часть этого национального музыкального явления и остановилась.
Однообразные темы, незамысловатость музыки, площадки уровня домов культуры, возможно, и имеют право на существование, но только не в таком прогрессивном городе, как сегодняшняя Казань. К счастью, молодые артисты не готовы мириться с таким положением дел. Один из таких новаторов — Раниль Нуриев.
Вообще в современной музыке он далеко не новичок. В его портфолио — многолетняя работа с «Барс Медиа» и весомый итог, заветная статуэтка «Алтын Барс» от фестиваля «Татар Жыры» в номинации «Лучший видеоклип года».
В декабре прошлого года Раниль был одним из ведущих мирового музыкального фестиваля TurkVizion. Исполнитель понимает, что в его работе важно все: имидж, смысловая нагрузка текста и особенно качество музыкального материала. Искушенного слушателя уже не обманешь! Вокруг столько музыкальных потоков с конкуретноспособной музыкой, что оставаться в рамках стандартов не имеет никакого смысла. Поэтому в новой программе Раниля уже известные песни обрели иное звучание.
Два свежих хита, «Жибэрдэн сине» и «Син» — можно смело выпускать на международные конкурсы: именно так звучит современная, качественная татарская поп-музыка. Нестандартные приемы, вкусные аранжировки, вдохновляющий саунд — с первых звуков складывается ощущение, что продукт — европейский. Но вокал Раниля на татарском языке разубеждает: это сделано в Татарстане! Правда, при помощи московских коллег. Выход на принципиально новый уровень невозможен без работы с профессионалами.
Над новой песней «Жибэрдэн сине» коллектив работал три месяца. Сто дней аранжировщики Лев Емельянов и Олег Мифтахов колдовали над музыкальным полотном, полировали до блеска каждый звук, не забывая об умеренности.
Саунд-продюсер Геннадий Юсим, один из основателей лучшего в Европе фестиваля Alfa Future People, искал для песни и исполнителя стилистические решения и образы. Для записи гитарных партий были привлечены гитаристы групп «Волга-Волга» и певицы Максим. Результат стодневной работы вызвал энергичную активность в интернете: более 1000 лайков и сто перепостов на личной странице певца всего лишь за первые дни не могут не вдохновлять на дальнейшее творчество. В близлежащих планах — съемка клипа при участии режиссера Романа Ишкинина, известного по работе с Ренатой Литвиновой и Земфирой.
Раниль Нуриев говорит, что качественный переход к более интеллектуальной аудитории, к продуманному звучанию и новым решениям был неизбежен: на фоне неровного качества основной татароязычной музыкальной массы его композиции способны зажечь эмоции даже у тех, кто далек от темы национальной музыки. Чувственный диско-фанк с элементами рок- и транс-музыки, упругие танцевальные биты, драматизм и романтика, проникновенный вокал Раниля гармонично сливаются в единую мелодию, записанную как будто специально для встреч с друзьями, насыщенных вечеров и путешествий на машине. Действительно, этот артист находится на своем месте, и удивительно, как его идеи не были реализованы раньше.
Впереди у Раниля открываются заманчивые перспективы: качественная музыка ценилась во все времена, и даже самый неискушенный слушатель рано или поздно до нее дорастет. Новая программа, презентуемая 10 сентября в «Корстоне», также покажет новый уровень: ожидается креативная постановка с танцевальной поддержкой, художественным светом, отличным звуком и видеоартом в виде диджитал-инсталляций. Сейчас Раниль Нуриев работает над записью еще одного хита, готовится к презентации и… взятию новой высоты: старт дан, а «татарская эстрада» давно заждалась притока новой крови.
Не оправился от удара до конца дней: история самой большой любви Рудольфа Нуреева
Нищее военное детство и строгий отец, не брезговавший рукоприкладством, наложили отпечаток на характер Рудольфа Нуреева: еще ребенком он был нервным, взбалмошным, с мгновенными перепадами настроения. С другой стороны, не будь в нем этой эмоциональности, мир лишился бы страстного танцовщика.
Пылкость эта проявлялась не только в танце. По воспоминаниям коллег и знакомых, Нуреев был ненасытен и неразборчив в сексе. Свою ориентацию он не скрывал даже в СССР, а уж когда остался на Западе, вовсе начал ею бравировать.
Говорили, что ему было все равно, с кем и где: он находил партнеров и на улицах, и в гей-клубах. Приписывали Рудольфу Нурееву связь с самыми известными гомосексуалами – Элтоном Джоном, Фредди Меркьюри и Жаном Маре. Но главной его любовью стал датский танцовщик Эрик Брун.
Рудольф восхищался идеальной техникой датского танцовщика и мечтал достичь такого же совершенства. Фото: кадр из документального фильма ВВС Erik Bruhn and Rudolf Nureyev in Darcey’s Ballet Heroes
Будучи на гастролях с советским балетом во Франции, Рудольф Нуреев попросил там политического убежища. Статус беженца французы ему дать отказались, и тогда он переехал в Данию, власти которой оказались сговорчивее.
У Эрика Бруна на тот момент была невеста – балерина Мария Толчифф. Она первой познакомилась с Рудольфом. В момент размолвки с женихом она решила представить Нуреева как своего ухажера, чтобы тот приревновал. Тем более что советский танцовщик давно восхищался мастерством Эрика и сразу согласился поехать к нему в гости, не зная о реальных намерениях Марии.
В первую встречу толком и не поговорили: Нуреев не владел английским настолько, чтобы вести непринужденную беседу. Зато в театре они пересекались постоянно, и как-то Эрик позвал Рудольфа на обед. То, что случилось потом, стало потрясением для Марии. Она закатила истерику, но было поздно.
Высокий невозмутимый датский красавец и вспыльчивый любвеобильный татарин – вот уж действительно лед и пламень. Они не могли друг без друга, но и вместе было сложно. Рудольф закатывал истерики, требуя к себе внимания и полного погружения в свои проблемы. Это касалось не только интимной стороны жизни. Нуреев хотел перенять идеальную технику партнера, научиться так же безупречно танцевать.
«Их отношения никогда не были легкими. Эрик держал себя под полным контролем, а Рудольф подчинялся настроению. Эрик пытался заставить его понять всякие вещи, а когда не получалось, расстраивался, и у них происходили ссоры. Рудольф очень многого хотел от Эрика. Он всегда от него чего-то требовал, и Эрик говорил: «Но я отдаю все, что могу, и после этого чувствую себя выжатым!»» – рассказывала близкая подруга Эрика Бруна, болгарская балерина Соня Арова.
Эрика раздражала неразборчивость Рудольфа в связях. Нуреев не понимал холодности Бруна и его желания иногда побыть одному. Тем не менее они были вместе больше 20 лет. Пока не выяснилось, что Эрик, уехавший руководить Национальным балетом Канады в Торонто, завел там роман с ученицей, которая родила ему ребенка. Да, Эрик был бисексуалом, и это еще больше бесило Рудольфа. Они перестали быть сексуальными партнерами, но близкие отношения поддерживали до смерти Бруна.
Вскоре он сам начал тяжелую борьбу с жуткими осложнениями от СПИДа, на которую тратил бешеные деньги – до двух миллионов долларов в год. Однако победить смертельную болезнь, которая съедала его изнутри, не смог. До конца дней смотрел на него с фотопортрета милый друг Эрик Брун.
Рудольф Хаметович Нуреев
Фото Все
Видео Все
Рудольф Нуреев. Неукротимый гений
Рудольф Нуреев — биография
Рудольф Нуриев — легенда отечественного и мирового балета, самый выдающийся танцовщик прошлого столетия.
Детские годы
Родился Рудольф Нуриев 17.03.1938 года в семье Фариды и Хамета Нуриевых. Отец его был политруком Красной Армии. Во всех биографиях местом рождения будущей звезды сцены записан Иркутск, а действительное место его рождения — поезд, в котором беременная Фарида ехала вслед за мужем во Владивосток. Хамет очень обрадовался рождению сына и сам назвал его Рудольф. До этого в семье родились три девочки — Роза, Розида и Лидия.
Фото: Рудольф Нуреев в молодости
Полтора года семья жила во Владивостоке, пока отца не перевели на новое место службы, в Москву. Здесь они селятся в небольшом деревянном доме, живут как все, небогато. Постепенно жизнь налаживается, но всем планам и задумкам сбыться не удалось — началась война. Отец уходит на фронт в первых рядах. Семья осталась в Москве, но вскоре была эвакуирована с такими же семьями военных. Они попали в Челябинск, а потом оказались в селе Щучье, недалеко от Уфы. Военные годы Рудольф вспоминает с трудом, кроме холода, голода и постоянной темноты в памяти не осталось ничего. Мальчик был нервный и часто плакал, наверное потому, что приходилось бороться за еду и выживать в жутких условиях.
Когда ему исполнилось 5 лет, он впервые увидел балет. Это была «Журавлиная песнь». Маленький Рудольф твердо решает танцевать. Фарида долго не раздумывала и разрешила сыну заниматься в танцевальном кружке детского сада. Учился мальчик с большой охотой, выступление их кружка очень нравилось раненым бойцам. При виде маленького танцующего мальчика все были в восторге и поражались его огромному таланту.
Юношеские годы
После Победы в 1945 году возвращается отец, но дети разучились видеть в нем близкого человека. Они получили комнату в коммунальной квартире, которая была теплой и светлой, и жизнь стала постепенно налаживаться. Отцу не нравилось занятие сына, в будущем он видел его инженером.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он начал заниматься в танцевальном кружке дома пионеров. Его первая учительница — А.И.Удальцова, она сразу рассмотрела в ребенке талант и посоветовала ему продолжить обучение танцу в Ленинграде.
Фото: Рудольф Нуреев
В 1955 году юноша получает от судьбы нежданный подарок. В Москве открылся фестиваль искусства Башкирии. Его танцевальной труппе предстояло выступить с балетом «Журавлиная песнь», но внезапно заболел солист. И юный Рудольф предлагает свои услуги, хоть совершенно не знает партию. Его кандидатуру утверждают, но парню приходится в сжатые сроки выучить всю партию. Он смог это сделать, но здоровье было подорвано. Восстанавливаться было некогда, молодой танцор с травмой выходит на сцену и покоряет зал. Именно в этот момент его учителям стало понятно, что в русском балете появился «неистовый татарин».
После этого судьбоносного выступления Рудольф принял решение поступать в столичную студию хореографии, но там иногородним не предоставляли общежитие. Так он попадает в Ленинград и в 1955 году поступает в Ленинградское хореографическое училище. Он не знал, что дети начинают обучаться с 12-ти летнего возраста и его однокурсники ушли далеко вперед в плане мастерства. Над ним подшучивают, он трудно сходится с другими учениками. Дальнейшее проживание в общежитии становится невозможным. Его спасает наставник — Александр Пушкин, которые предложил пожить в его семье.
В 1958 году Рудольф выпускается из училища хореографии и становится членом труппы театра оперы и балета им.Кирова в Ленинграде. Настояла на этом приглашении прима-балерина этого театра Н.Дудинская.
Жизнь в балете
Первое профессиональное выступление артиста состоялось сразу после окончания учебы. Он принял участие в конкурсе, проходившем в Москве. Его партнершей была А.Сизова. Выступление дуэта было блестящим, комиссия была в восторге от сольной партии молодого таланта. Он отличался необыкновенной манерой танца, такую технику исполнения до этого не видел никто. Балет «Лоуренсия» принес им золото на этом конкурсе, но Рудольф отказался принимать награду. По возвращению в Ленинград он танцует «Гаянэ», но уже с другой партнершей — Н.Кургапкиной. После этого была «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Мариинский театр в буквальном слове кипел и в эпицентре этого кипения был Нуриев.
Он получает золотую медаль, покорив своим танцем Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в Вене. После трех лет работы в театре, Рудольф занимает важное место в труппе, становится надеждой всего театра. Потом были триумфальные выступления в Болгарии, Восточной Германии, Египте. После этого Нуриев легко получает визу на поездку во Францию. И танцор поехал покорять Парижскую оперу. Но успел выступить во Франции всего несколько раз, по приказу КГБ он был снят из репертуара спектаклей и должен был отравиться домой, в Советский Союз.
Официальная версия причины такого решения — нарушение режима во время пребывания за границей. Но вероятнее всего причиной послужила нетрадиционная ориентация артиста. Рудольф не подчинился, попросил политического убежища во Франции и больше не вернулся в Советский Союз, где его ждала тюрьма. Прошло достаточно много времени, и Рудольфу разрешили въезд в Союз, но он был краткосрочным. Танцор смог приехать всего на 3 дня, чтобы похоронить мать.
Рудольф Нуриев становится членом труппы «Балет маркиза де Куэваса», но спустя 6 месяцев вынужденно покидает Францию — ему отказались предоставлять политическое убежище. Талантливого танцора с радостью приняли в Великобритании, он поселяется в Лондоне и выступает дуэтом с известной балериной Марго Фонтейн. Их знакомство произошло в 1961 году, когда Марго исполнилось 40 лет и она уже собиралась уходить со сцены. Она осталась, и дуэт просуществовал долгих 15 лет. Их партиям в «Жизели» аплодировала английская и американская публика. Их дружба длилась всю жизнь, и закончилась только после смерти Марго.
Рудольф Нуриев выступал в разных странах, много и плодотворно работал. В 60-х годах у него было до двухсот концертов за год, после 1975-го он стал давать по 300 концертов, т.е. работал практически каждый день.
Характер танцора
Несомненно, Рудольф на сцене был талантливым и самоотверженным, а вот в повседневной жизни его не очень любили. Он отличался заносчивостью и высокомерием. Детство мальчика было нелегким, это также наложило отпечаток на его судьбу.
Чувствуя свое превосходство над другими, он становился неуправляемым — грубил партнерам, игнорировал правила поведения в коллективе и нарушал дисциплину. Мог сказать коллеге, что она бездарность, причем резко, не подбирая выражений.
Став более зрелым и поднявшись на недосягаемую высоту, при своих заоблачных гонорарах, он не платил в ресторане по счету, истерил в театре, доставал всех своими дикими выходками. Зрители готовы были носить своего кумира на руках, но кто был с ним близко знаком, считали его отвратительным грубияном.
Актерская и дирижерская карьера
Попробовал Рудольф себя и в роли балетмейстера, поставив классические спектакли по собственному варианту. В его постановке вышли и балеты «Танкреди» и «Манфред», отличавшиеся особой оригинальностью.
Во времена руководства труппой Гранд-опера в Париже он старается дать простор молодым артистам, продвигая их на лучшие роли, причем наперекор действующей иерархии уже известных солистов и прим. Мировая практика раньше такого не знала.
В конце жизни о танцах пришлось забыть, но расставание с театром было смерти подобно и Рудольф становится дирижером оркестра. Его даже пригласили в уже постсоветскую Россию как дирижера, когда в Казани нужно было дирижировать балет «Щелкунчик» и «Ромео и Джульетта».
Личная жизнь
В личной жизни Рудольфа были исключительно мужчины — известный танцовщик не скрывал свою нетрадиционную ориентацию. Хотя по свидетельству некоторых его знакомых, он в молодости заводил романтические отношения с девушками.
В разные периоды жизни рядом с великим актером были не менее знаменитые личности. Ему приписывают роман с музыкантом Фредди Меркьюри, модельером Ив Сен-Лораном, певцом Элтоном Джоном. Но любовью всей его жизни можно назвать датского танцовщика Эрика Бруна. Их связь существовала долго — целых двадцать пять лет, пока в 1986 году не стало Эрика. Их отношения складывались непросто, слишком уж разными были темпераменты у русского и датчанина.
Смерть
По официальной версии Рудольф Нуриев умер от болезни сердца, но всем известно, что такое заключение далеко от истины. В 1983 году анализ крови Рудольфа показал наличие вируса иммунодефицита, который называют чумой 20-го века. Болезнь прогрессировала, ведь танцор отказывался признавать что у него СПИД, не проходил никакие обследования и не принимал лекарства. Спустя десять лет после подтверждения диагноза, великого танцора не стало. Это случилось 06.01.1993 года в парижской клинике. Его предсмертное пожелание было исполнено в точности — местом захоронения стало русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а сверху на могилу положили яркий персидский ковер.
Творчество Рудольфа Нуриева очень высоко ценится на его Родине, даже несмотря на то, что он в свое время ее оставил. Его имя носит Башкирский колледж хореографии, улица в городе Уфе, создан музей. Каждый год в Казани проводят фестиваль классического танца, посвященного Рудольфу Нуриеву.
Трагический мир Рудольфа Нуриева
Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения и 15 лет со дня смерти одного из самых великих российских танцовщиков
За него спорят города
Пятнадцать лет творчества
Судьба отвела ему всего пятнадцать лет для свободной жизни, свободного творчества. Только 15 лет. Но он танцевал то, что хотел, и только то. В той стране, в том театре, в котором хотел, и только в них. И с теми партнерами, которых хотел. Выдающийся американский танцовщик Эрик Брюн, великая английская балерина Марго Фонтейн.
Но все это будет потом. А пока родившийся в поезде мальчишка жил и рос, как все советские дети. Заметив любовь Рудика к танцам, его отдали в самодеятельный кружок, который, по счастью, вела бывшая профессиональная балерина, когда-то входившая в одну из дягилевских трупп. Поняв, какой золотой ребенок попал в ее руки, старая балерина стала заниматься с ним отдельно, и скоро он уже танцевал в местном театре в Уфе.
Чуть позднее опять же кто-то очень добрый и мудрый посоветовал старшим Нуриевым отдать его в настоящую хореографическую школу. Мать отвезла его в Ленинград, в хореографическое училище при Театре оперы и балета им. Кирова. Он окончил училище и был принят в труппу Кировского театра (ныне Мариинский театр). Шел 1958 год. До самого главного решения, до самого главного поступка, изменившего не только всю жизнь самого Нуриева, но и во многом изменившего ход истории мирового балета, оставалось три года.
Три года в Кировском театре в качестве солиста прославленной балетной труппы северной нашей столицы не прошли для Нуриева даром. Нет, вопреки ходячему мнению, его там не зажимали, он станцевал все главные мужские партии в театре. Его опекала и взяла к себе в партнеры сама Наталья Дудинская, тогда 49-летняя прима-балерина театра и жена блистательного танцовщика, всесильного худрука, «кировца» Константина Сергеева.
А дальше обстоятельства развивались следующим образом. Председатель КГБ Шелепин доложил в ЦК КПСС: «Из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых есть гомосексуалисты. Несмотря на проведенные с ним профилактические беседы, Нуриев не измели своего поведения». Колесница пришла в движение. Гастроли в Париже закончились. Было 16 июня 1961 года. Труппа улетала в Лондон. В аэропорту к Рудольфу подошли «ассистенты в штатском», как их называли в народе, и вручили ему билет в Москву.
Она была старше на двадцать лет
Самый богатый человек в балете
Правда и то, что Нуриев одним из первых в мире и, во всяком случае, первым из советских танцовщиков стал выходить на сцену в одном трико. Дело в том, что для Нуриева тело было инструментом искусства, как голос для певца, и он хотел показать это тело, его красоту и силу в работе, в движении. Для него это, кстати, было не трудно: его сложение было идеальным.
У него была слабость к собирательству красивых вещей, все его шесть домов были набиты антиквариатом.
С 1983 по 1989 гг. Нуриев был художественным руководителем Балета Парижской Оперы, где поставил несколько спектаклей из русской классики: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Баядерку», «Золушку» и «Ромео и Джульетту». Все эти спектакли до сих пор остаются в репертуаре Парижской Оперы.
Ни одному танцовщику не простили бы выступление босиком на приеме в присутствии королевской семьи в Лондоне. Он же, когда ему стало жарко, спокойно сбросил туфли. Рудольф мог быть очень груб с дирижерами, партнерами, продюсерами, сам поддерживая и подчеркивая слухи, распространяемые о его ужасном характере.
В последние годы жизни Нуриев и его друзья добились от советских властей разрешения для него посещать Россию. Произошло это в годы перестройки.
Еще в 1976 г. за рубежом был создан комитет, состоявший из известных деятелей культуры, который собрал более десяти тысяч подписей под просьбой дать матери Рудольфа Нуриева разрешение на выезд из СССР. Сорок два сенатора США обращались лично к руководителям Союза, за Нуриева ходатайствовала ООН, но все оказалось бесполезным. Лишь после прихода к власти Михаила Горбачева в 1987 г. Нуриеву разрешили ненадолго приехать в Уфу для того, чтобы проститься с умирающей матерью.
Зная, что болен, Нуриев захотел вернуться в родную страну, в родной театр. В 1989 г. он станцевал несколько спектаклей на сцене Кировского театра. Однако гастроли принесли лишь разочарование и Нуриеву, и тем, кто так хотел его увидеть. Артист был болен, его преследовали травмы. Танцевал он с огромным трудом, преодолевая физическую боль. Он вернулся во Францию.
Последние 100 дней своей жизни он провел в своей парижской квартире на набережной Вольтер.
«Татар Жыры — 2012»
Они лучшие на татарской эстраде. В пирамиде накануне прошел международный фестиваль татарской песни «Татар Жыры — 2012». Мероприятия традиционное, проходит уже более 10 лет. И несмотря на это каждый год зрителей радуют новыми сюрпризами и подходами. О том, как это было в этом году – Алина Хусаинова.
Алина Хусаинова
Для молодого исполнителя Раниля Нуреева этот фестиваль первый и он надеться, что не последний. Очень переживает, ведь получить золотого барса мечтает уже не первый год.
Раниль Нуриев, певец
— Ощущения очень приятные, потому, что первый раз выходить на такую аудиторию, на такую сцену, на такой уровень это такая честь,и я думаю, что у меня, дай бог, все получится сегодня.
На главном событии в мире татарского шоу – бизнеса фестивале «татар жыры», ни одного свободного места, билеты сюда раскупают за долго до самого концерта. Посмотреть на гала концерт приехал и президент Татарстана Рустам Минниханов.
У многих артистов уже собралась коллекция золотых барсов. В копилке Раяза Фасихов уже есть четыре статуэтки. Сегодня он надеется получить пятую, говорит, что для него это будет своеобразный юбилей.
Раяз Фасихов, певец
— И самый главный обычай — каждый барс со мной немножечко путешествует. Вот я получил барса, везу в деревню к своим родителям показать. Потому, что когда я первого получал, мне мама говорила привези — очень хочется посмотреть на его глазки, вот так пошла эта традиция. И обязательно барс встречает со мной новый год, так как это самый большой подарок от деда мороза.
Алина Хусаинова, корреспондент
Высшая награда для любого татарского исполнителя – Алтын Барс имеет еще и ювелирную ценность, сама статуэтка выполнена из золота, а глаза из бриллиантов. За время проведения фестиваля на их изготовление ушло больше одиннадцати килограммов золота.
За двенадцать лет вручили двести пятьдесят статуэток. В этом году высшую награду получили еще двадцать четыре исполнителя.