раниф вахитов биография год
Анализ страницы Ранифа Вахитова ВКонтакте
Сервис анализирует настройки приватности для персональной страницы ВКонтакте на основе общедоступных данных и подбирает рекомендации, которые помогут адаптировать профиль для лучшего продвижения или максимальной закрытости от поисковых систем.
Укажите имя человека для поиска или ссылку на профиль ВКонтакте для анализа страницы.
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: нет
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно скрыть настройками приватности: частично
ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.
Можно скрыть настройками приватности: частично
ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.
Основная информация
Можно редактировать: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: да
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: да
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: нет
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: да
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: да
Можно скрыть настройками приватности: да
ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Контактная информация
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: нет
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Личная информация
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Жизненная позиция
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
Можно редактировать: да
Обязательно к заполнению: нет
Можно скрыть настройками приватности: да
После изменения настроек приватности и редактирования профиля ВКонтакте рекомендуется повторно проверить страницу на соответствие желаемым требованиям.
Мулланур Вахитов: самый яркий татарский революционер
19 августа 1918 года в Казани был убит Мулланур Вахитов. Он остался в городе, захваченном мятежными чехословаками и белыми войсками, чтобы действовать в подполье. Вахитов был выдан провокатором, схвачен и расстрелян. О видном татарском революционере и политическом деятеле, его взглядах и отношениях с Лениным и Сталиным корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал известный казанский историк профессор Булат Султанбеков.
Мулланур Вахитов Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
«ГЕРОЙ, ПРОЧНО УТВЕРДИВШИЙСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА»
– Булат Файзрахманович, вам как историку приходилось исследовать биографии многих революционеров, политических деятелей. Вы как-то для себя отличаете фигуру Мулланура Вахитова в этом ряду?
– В годы революции и Гражданской войны это была самая яркая и крупная фигура из числа татарских революционеров. Хотя формально он вначале и не входил в партию большевиков, но полностью разделял ее взгляды, особенно по национальному вопросу. Он был ближайшим, доверенным лицом Ленина и Сталина, неоднократно с ними встречался. То есть был фигурой номер один среди татарских большевиков, который очень активно занимался продвижением сталинского проекта по созданию Татаро-башкирской республики.
Мулланур Вахитов – герой, прочно утвердившийся в историческом сознании народа. Его посмертная судьба, в отличие от судеб многих его соратников, была «счастливой». Ведь в историографии и общественном мнении после 1930-х годов, жертвами которых в республике, как и в других регионах страны, стали десятки тысяч людей, оставалось всего несколько имен крупных татарских деятелей революции, включенных в официальные «святцы». В основном это были люди, погибшие в годы Гражданской войны или же не дожившие до конца 1920-х. И первым в этом почетном списке шел Вахитов.
Многие годы он был, пожалуй, самой парадной и рекламируемой политической фигурой начального периода советской истории татарского народа. Бравый комиссар, верный большевик. Его именем называли заводы и пароходы, улицы и школы.
Во многом, повторю, но далеко не во всем, он поддерживал программу большевиков и их практическую деятельность. В книгах и пьесах, картинах и песнях утверждался образ твердокаменного, не знающего сомнений революционера, верного и непреклонного исполнителя гениальных предначертаний вождей. И это тоже было правдой. Но неполной.
Мулланур Вахитов (сидит в центре) среди студентов Петербургского политехнического института, Санкт-Петербург Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЧЕЛОВЕК ОН БЫЛ ОБРАЗОВАННЫЙ»
– Как начинался его путь в революцию?
– Мулланур Вахитов родился 10 августа 1885 года в деревне Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии в семье торговца. Там, в деревне, а позднее в Кунгуре прошло его детство. В 1899 году семья Вахитовых переезжает в Казань. Между отцом и матерью Мулланура произошел разрыв. Мальчик остался с матерью. В день своего рождения, 10 августа 1899 года, Мулланур Вахитов был зачислен в первый класс реального училища.
Мулланур учился хорошо. Эти годы совпали с годами бурного революционного подъема. Студенты университета, ветеринарного института, реалисты, учащиеся гимназий часто проводили различные демонстрации, в 1906 году по инициативе Вахитова был создан кружок, где изучали марксистскую литературу.
В 1907 году, окончив седьмой дополнительный курс училища, Мулланур Вахитов подает прошение о допуске его к экзаменам в Петербургский политехнический институт. В мае 1911 года он просит отчислить его из числа студентов этого вуза. В июле этого же года он поступает в Петербургский психо-неврологический институт на юридический факультет. Вахитов учился здесь в одно время с Михаилом Фрунзе, Яном Гамарником, Ларисой Рейснер и другими будущими видными революционерами. Большую часть времени он живет в Казани и лишь изредка бывает в столице. Отсюда Вахитов был отчислен в 1916 году, не окончив четвертый курс.
– Почему не окончил?
«ПУСТЬ ГОВОРИТ, ОН ТАТАРИН!»
Из публикации в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу:
«В 1912–1914 годах Вахитов печатался в „Мусульманской газете“, поднимал вопросы научного прогресса, возрождения ислама. Весной 1917-го возглавлял Мусульманский социалистический комитет. Умевший писать страстно и неповторимо ярко, Вахитов организовал и возглавил газету „Кызыл байрак“, на страницах которой выступал с пламенными воззваниями. Он также являлся одним из редакторов газеты „Игенче“, сотрудничал с газетами „Чулпан“, „Кызыл Армия“, „Красное знамя“, был редактором газеты на турецком языке „Ени дунья“ (Новый мир)».
Из книги «Их именами названы улицы Казани»:
«В начале марта 1917 года в городском театре состоялось собрание мусульман города Казани. Ораторы один за другим выходят на трибуну, говорят пышные фразы о свободе, о братстве.
Раздаются аплодисменты, возгласы одобрения. Вдруг неожиданно прозвучало из задних рядов:
К сцене шел красивый молодой человек. Он подошел к барьеру, окинул зал взглядом и, обращаясь к сидящим, сказал:
– Товарищи! Здесь выступало много ораторов, но все они грызли голову одной рыбы. Они говорили: нет мусульманина-рабочего, мусульманина-бедняка, нет мусульманина-богача – все равны! А куда вы денете тысячи рабочих-мусульман, гнущих свои спины на Алафузовых, Крестовниковых, на пороховом заводе?
Его слова, подобно взрыву бомбы, ошарашили многих присутствующих. Они оцепенели, долго не могли прийти в себя. Потом зал взорвался: крик, шум мешали говорить оратору.
– Долой, не нужна нам русская речь! – кричали одни.
– Пусть говорит, он – татарин! – перебивали другие.
Когда молодой человек сел на свое место, еще долго зал не утихал. Оратором, который обрушился на татарскую буржуазию, был Мулланур Вахитов».
Мулланур Вахитов в центре, 1918 год Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
БЛИЗОСТЬ К ЛЕНИНУ И СТАЛИНУ
– После Февральской революции 1917 года он снова в Казани, где организует и руководит Мусульманским социалистическим комитетом, – продолжает рассказ о Вахитове Султанбеков. – Ведет антивоенную и революционную пропаганду с помощью печатного органа МСК газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»). В октябре 1917 года становится членом казанского военно-революционного комитета и участвует в установлении здесь советской власти. Был избран членом Учредительного собрания. Два члена Учредительного собрания из наиболее развитых мусульманских регионов центральной России – Мулланур Вахитов и Шариф Манатов – после его разгона обратились в первую очередь к Сталину с предложением своих услуг по организации и работе новой структуры власти.
Сотрудничество с Лениным и самые тесные деловые контакты с Иосифом Сталиным, олицетворявшим для многих в то время ленинские взгляды на национальный вопрос, было важнейшей частью политической биографии Вахитова. Во время беседы у Сталина, а затем встречи с Лениным была достигнута договоренность о создании комиссариата по делам мусульман внутренней России в составе наркомнаца, который должен был стать противовесом усиливавшемуся влиянию различных общественных структур в национальном движении, претендовавших на гегемонию. Его руководителем и был назначен Мулланур Вахитов, а его заместителями (товарищами) Галимджан Ибрагимов и Шариф Манатов.
Но постепенно, на фоне ожесточения Гражданской войны, ликвидация самого широкого и демократичного всесословного народного собрания «уставшим караулом» стала отходить на второй план. А в начале января 1918 года, и, наверное, мы зря проходим мимо этого факта, специальное подчеркивание принадлежности назначенных мусульманских комиссаров к Учредительному собранию было актом политической мудрости центральной власти и служило своеобразным противовесом тем бывшим депутатам-мусульманам, которые консолидировались на антибольшевистской платформе.
В литературе, посвященной государственной деятельности Вахитова, достаточно подробно описывается многогранная работа комиссариата и его руководителей по созданию советских структур на местах, мобилизации мусульман на борьбу против интервентов и белогвардейцев, ликвидации мусульманских организаций, противостоящих советской власти, возрождению научных и учебных заведений. Политический почерк Вахитова отличался решительностью, повышенной эмоциональностью, стремлением охватить влиянием комиссариата большинство сторон общественно-государственной жизни в центре и на местах и расширить сферу своего воздействия на все мусульманские регионы.
«ТОВАРИЩ СТАЛИН, ОТСТАВКУ БЕРЕМ ОБРАТНО!»
– В чем заключалась близость Вахитова к Ленину и Сталину?
– Пока шел 1918 год, для Вахитова и его ближайших соратников Джугашвили-Сталин был лишь одним из руководителей партии, выполняющих волю Ильича. Уважение к нему как к соратнику Ленина вовсе не исключает споров, несогласия и даже весьма резких оценок. Впрочем, «непарламентские» термины, а попросту говоря резкость, переходящая порой в грубость, были в то время обычным явлением.
В конце марта 1918 года дискуссия о целесообразности переименования комиссариата из общемусульманского в татаро-башкирский достигла такой остроты, что события приняли драматический характер, ведущий к полному организационному расколу. 28 марта Вахитов направил Сталину следующий документ: «Ввиду разногласий в вопросе реорганизации комиссариата и ввиду ненахождения общей линии компромисса весь состав комиссариата выходит в отставку». О сложности создавшейся ситуации говорит и непривычно взволнованный стиль резолюции Сталина на этом документе: «Отставку принять не согласен ни в коем случае. Очень прошу всех членов комиссариата остаться на своих местах и уладить трения со мной. » После длительной беседы Сталина с Вахитовым, во время которой наркому по делам национальностей был высказан ряд серьезных упреков в поверхностном подходе к решению мусульманских проблем, была достигнута «общая линия компромисса». Все подавшие в отставку 31 марта подписались под коротким заявлением: «Отставку берем обратно». И это только один из многочисленных документов, показывающих истинное положение дел и всю противоречивость решения сложнейших вопросов национально-государственного строительства. В этих политических спорах, конфликтах, стрессовых ситуациях и заключалась правда того чрезвычайно сложного времени.
«РЕВОЛЮЦИЯ ПОЖИРАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ. ЗАОДНО – И ОТЦОВ»
– Но это был для того времени, так сказать, рабочий момент. Вообще же создание Татаро-башкирской республики, другие связанные с этим проекты – эта идея принадлежит скорее Вахитову, чем Сталину. Сталиным она была воспринята как форма федеративного устройства России. У меня есть документы: в то время была разослана телеграмма – и в Закавказье, и в ряд других республик – с рекомендацией изучить Декларацию о Татаро-башкирской республике как образце создания федеративного государства.
Это уже потом, через десятилетия, все внутрипартийные конфликты будут рассматриваться через призму борьбы с врагами народа, любые прошлые решения, выходившие за рамки, предписанные «Кратким курсом», будут квалифицироваться как «троцкистские», «бухаринские», «национал-уклонистские». И доживи Вахитов до этого времени, не Мирсаид Султан-Галиев, кстати сказать, его ученик и последователь, а он был бы «главным националистом». А что означал этот ярлык и судьба его носителя – хорошо известно.
– Поэтому во многих своих работах вы подчеркиваете, что Вахитову «повезло» – он погиб рано и геройски?
– Ну что тут можно сказать? К сожалению, многих из активных и известнейших революционеров ждала судьба по известной формуле «Революция пожирает своих сыновей». В нашем случае уместно было бы добавит ь – «и отцов». Так что не исключаю того, что Вахитов, если бы дожил до 1920–30-х годов, то его, скорее всего, ждала бы подобная печальная участь. В истории ведь нет сослагательного наклонения, и предсказывать его судьбу с этой точки зрения сейчас просто не имеет смысла. Случилось так, как случилось.
Мулланур Вахитов: самый яркий татарский революционер
19 августа 1918 года в Казани был убит Мулланур Вахитов. Он остался в городе, захваченном мятежными чехословаками и белыми войсками, чтобы действовать в подполье. Вахитов был выдан провокатором, схвачен и расстрелян. О видном татарском революционере и политическом деятеле, его взглядах и отношениях с Лениным и Сталиным корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал известный казанский историк профессор Булат Султанбеков.
Мулланур Вахитов Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
«ГЕРОЙ, ПРОЧНО УТВЕРДИВШИЙСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА»
– Булат Файзрахманович, вам как историку приходилось исследовать биографии многих революционеров, политических деятелей. Вы как-то для себя отличаете фигуру Мулланура Вахитова в этом ряду?
– В годы революции и Гражданской войны это была самая яркая и крупная фигура из числа татарских революционеров. Хотя формально он вначале и не входил в партию большевиков, но полностью разделял ее взгляды, особенно по национальному вопросу. Он был ближайшим, доверенным лицом Ленина и Сталина, неоднократно с ними встречался. То есть был фигурой номер один среди татарских большевиков, который очень активно занимался продвижением сталинского проекта по созданию Татаро-башкирской республики.
Мулланур Вахитов – герой, прочно утвердившийся в историческом сознании народа. Его посмертная судьба, в отличие от судеб многих его соратников, была «счастливой». Ведь в историографии и общественном мнении после 1930-х годов, жертвами которых в республике, как и в других регионах страны, стали десятки тысяч людей, оставалось всего несколько имен крупных татарских деятелей революции, включенных в официальные «святцы». В основном это были люди, погибшие в годы Гражданской войны или же не дожившие до конца 1920-х. И первым в этом почетном списке шел Вахитов.
Многие годы он был, пожалуй, самой парадной и рекламируемой политической фигурой начального периода советской истории татарского народа. Бравый комиссар, верный большевик. Его именем называли заводы и пароходы, улицы и школы.
Во многом, повторю, но далеко не во всем, он поддерживал программу большевиков и их практическую деятельность. В книгах и пьесах, картинах и песнях утверждался образ твердокаменного, не знающего сомнений революционера, верного и непреклонного исполнителя гениальных предначертаний вождей. И это тоже было правдой. Но неполной.
Мулланур Вахитов (сидит в центре) среди студентов Петербургского политехнического института, Санкт-Петербург Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЧЕЛОВЕК ОН БЫЛ ОБРАЗОВАННЫЙ»
– Как начинался его путь в революцию?
– Мулланур Вахитов родился 10 августа 1885 года в деревне Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии в семье торговца. Там, в деревне, а позднее в Кунгуре прошло его детство. В 1899 году семья Вахитовых переезжает в Казань. Между отцом и матерью Мулланура произошел разрыв. Мальчик остался с матерью. В день своего рождения, 10 августа 1899 года, Мулланур Вахитов был зачислен в первый класс реального училища.
Мулланур учился хорошо. Эти годы совпали с годами бурного революционного подъема. Студенты университета, ветеринарного института, реалисты, учащиеся гимназий часто проводили различные демонстрации, в 1906 году по инициативе Вахитова был создан кружок, где изучали марксистскую литературу.
В 1907 году, окончив седьмой дополнительный курс училища, Мулланур Вахитов подает прошение о допуске его к экзаменам в Петербургский политехнический институт. В мае 1911 года он просит отчислить его из числа студентов этого вуза. В июле этого же года он поступает в Петербургский психо-неврологический институт на юридический факультет. Вахитов учился здесь в одно время с Михаилом Фрунзе, Яном Гамарником, Ларисой Рейснер и другими будущими видными революционерами. Большую часть времени он живет в Казани и лишь изредка бывает в столице. Отсюда Вахитов был отчислен в 1916 году, не окончив четвертый курс.
– Почему не окончил?
«ПУСТЬ ГОВОРИТ, ОН ТАТАРИН!»
Из публикации в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу:
«В 1912–1914 годах Вахитов печатался в „Мусульманской газете“, поднимал вопросы научного прогресса, возрождения ислама. Весной 1917-го возглавлял Мусульманский социалистический комитет. Умевший писать страстно и неповторимо ярко, Вахитов организовал и возглавил газету „Кызыл байрак“, на страницах которой выступал с пламенными воззваниями. Он также являлся одним из редакторов газеты „Игенче“, сотрудничал с газетами „Чулпан“, „Кызыл Армия“, „Красное знамя“, был редактором газеты на турецком языке „Ени дунья“ (Новый мир)».
Из книги «Их именами названы улицы Казани»:
«В начале марта 1917 года в городском театре состоялось собрание мусульман города Казани. Ораторы один за другим выходят на трибуну, говорят пышные фразы о свободе, о братстве.
Раздаются аплодисменты, возгласы одобрения. Вдруг неожиданно прозвучало из задних рядов:
К сцене шел красивый молодой человек. Он подошел к барьеру, окинул зал взглядом и, обращаясь к сидящим, сказал:
– Товарищи! Здесь выступало много ораторов, но все они грызли голову одной рыбы. Они говорили: нет мусульманина-рабочего, мусульманина-бедняка, нет мусульманина-богача – все равны! А куда вы денете тысячи рабочих-мусульман, гнущих свои спины на Алафузовых, Крестовниковых, на пороховом заводе?
Его слова, подобно взрыву бомбы, ошарашили многих присутствующих. Они оцепенели, долго не могли прийти в себя. Потом зал взорвался: крик, шум мешали говорить оратору.
– Долой, не нужна нам русская речь! – кричали одни.
– Пусть говорит, он – татарин! – перебивали другие.
Когда молодой человек сел на свое место, еще долго зал не утихал. Оратором, который обрушился на татарскую буржуазию, был Мулланур Вахитов».
Мулланур Вахитов в центре, 1918 год Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу
БЛИЗОСТЬ К ЛЕНИНУ И СТАЛИНУ
– После Февральской революции 1917 года он снова в Казани, где организует и руководит Мусульманским социалистическим комитетом, – продолжает рассказ о Вахитове Султанбеков. – Ведет антивоенную и революционную пропаганду с помощью печатного органа МСК газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»). В октябре 1917 года становится членом казанского военно-революционного комитета и участвует в установлении здесь советской власти. Был избран членом Учредительного собрания. Два члена Учредительного собрания из наиболее развитых мусульманских регионов центральной России – Мулланур Вахитов и Шариф Манатов – после его разгона обратились в первую очередь к Сталину с предложением своих услуг по организации и работе новой структуры власти.
Сотрудничество с Лениным и самые тесные деловые контакты с Иосифом Сталиным, олицетворявшим для многих в то время ленинские взгляды на национальный вопрос, было важнейшей частью политической биографии Вахитова. Во время беседы у Сталина, а затем встречи с Лениным была достигнута договоренность о создании комиссариата по делам мусульман внутренней России в составе наркомнаца, который должен был стать противовесом усиливавшемуся влиянию различных общественных структур в национальном движении, претендовавших на гегемонию. Его руководителем и был назначен Мулланур Вахитов, а его заместителями (товарищами) Галимджан Ибрагимов и Шариф Манатов.
Но постепенно, на фоне ожесточения Гражданской войны, ликвидация самого широкого и демократичного всесословного народного собрания «уставшим караулом» стала отходить на второй план. А в начале января 1918 года, и, наверное, мы зря проходим мимо этого факта, специальное подчеркивание принадлежности назначенных мусульманских комиссаров к Учредительному собранию было актом политической мудрости центральной власти и служило своеобразным противовесом тем бывшим депутатам-мусульманам, которые консолидировались на антибольшевистской платформе.
В литературе, посвященной государственной деятельности Вахитова, достаточно подробно описывается многогранная работа комиссариата и его руководителей по созданию советских структур на местах, мобилизации мусульман на борьбу против интервентов и белогвардейцев, ликвидации мусульманских организаций, противостоящих советской власти, возрождению научных и учебных заведений. Политический почерк Вахитова отличался решительностью, повышенной эмоциональностью, стремлением охватить влиянием комиссариата большинство сторон общественно-государственной жизни в центре и на местах и расширить сферу своего воздействия на все мусульманские регионы.
«ТОВАРИЩ СТАЛИН, ОТСТАВКУ БЕРЕМ ОБРАТНО!»
– В чем заключалась близость Вахитова к Ленину и Сталину?
– Пока шел 1918 год, для Вахитова и его ближайших соратников Джугашвили-Сталин был лишь одним из руководителей партии, выполняющих волю Ильича. Уважение к нему как к соратнику Ленина вовсе не исключает споров, несогласия и даже весьма резких оценок. Впрочем, «непарламентские» термины, а попросту говоря резкость, переходящая порой в грубость, были в то время обычным явлением.
В конце марта 1918 года дискуссия о целесообразности переименования комиссариата из общемусульманского в татаро-башкирский достигла такой остроты, что события приняли драматический характер, ведущий к полному организационному расколу. 28 марта Вахитов направил Сталину следующий документ: «Ввиду разногласий в вопросе реорганизации комиссариата и ввиду ненахождения общей линии компромисса весь состав комиссариата выходит в отставку». О сложности создавшейся ситуации говорит и непривычно взволнованный стиль резолюции Сталина на этом документе: «Отставку принять не согласен ни в коем случае. Очень прошу всех членов комиссариата остаться на своих местах и уладить трения со мной. » После длительной беседы Сталина с Вахитовым, во время которой наркому по делам национальностей был высказан ряд серьезных упреков в поверхностном подходе к решению мусульманских проблем, была достигнута «общая линия компромисса». Все подавшие в отставку 31 марта подписались под коротким заявлением: «Отставку берем обратно». И это только один из многочисленных документов, показывающих истинное положение дел и всю противоречивость решения сложнейших вопросов национально-государственного строительства. В этих политических спорах, конфликтах, стрессовых ситуациях и заключалась правда того чрезвычайно сложного времени.
«РЕВОЛЮЦИЯ ПОЖИРАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ. ЗАОДНО – И ОТЦОВ»
– Но это был для того времени, так сказать, рабочий момент. Вообще же создание Татаро-башкирской республики, другие связанные с этим проекты – эта идея принадлежит скорее Вахитову, чем Сталину. Сталиным она была воспринята как форма федеративного устройства России. У меня есть документы: в то время была разослана телеграмма – и в Закавказье, и в ряд других республик – с рекомендацией изучить Декларацию о Татаро-башкирской республике как образце создания федеративного государства.
Это уже потом, через десятилетия, все внутрипартийные конфликты будут рассматриваться через призму борьбы с врагами народа, любые прошлые решения, выходившие за рамки, предписанные «Кратким курсом», будут квалифицироваться как «троцкистские», «бухаринские», «национал-уклонистские». И доживи Вахитов до этого времени, не Мирсаид Султан-Галиев, кстати сказать, его ученик и последователь, а он был бы «главным националистом». А что означал этот ярлык и судьба его носителя – хорошо известно.
– Поэтому во многих своих работах вы подчеркиваете, что Вахитову «повезло» – он погиб рано и геройски?
– Ну что тут можно сказать? К сожалению, многих из активных и известнейших революционеров ждала судьба по известной формуле «Революция пожирает своих сыновей». В нашем случае уместно было бы добавит ь – «и отцов». Так что не исключаю того, что Вахитов, если бы дожил до 1920–30-х годов, то его, скорее всего, ждала бы подобная печальная участь. В истории ведь нет сослагательного наклонения, и предсказывать его судьбу с этой точки зрения сейчас просто не имеет смысла. Случилось так, как случилось.