раниф вахитов биография год

Анализ страницы Ранифа Вахитова ВКонтакте

Сервис анализирует настройки приватности для персональной страницы ВКонтакте на основе общедоступных данных и подбирает рекомендации, которые помогут адаптировать профиль для лучшего продвижения или максимальной закрытости от поисковых систем.

Укажите имя человека для поиска или ссылку на профиль ВКонтакте для анализа страницы.

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

раниф вахитов биография год

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.

раниф вахитов биография годраниф вахитов биография годраниф вахитов биография годраниф вахитов биография годраниф вахитов биография год

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.

Основная информация

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Контактная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Личная информация

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Жизненная позиция

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

После изменения настроек приватности и редактирования профиля ВКонтакте рекомендуется повторно проверить страницу на соответствие желаемым требованиям.

Источник

Мулланур Вахитов: самый яркий татарский революционер

19 августа 1918 года в Казани был убит Мулланур Вахитов. Он остался в городе, захваченном мятежными чехословаками и белыми войсками, чтобы действовать в подполье. Вахитов был выдан провокатором, схвачен и расстрелян. О видном татарском революционере и политическом деятеле, его взглядах и отношениях с Лениным и Сталиным корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал известный казанский историк профессор Булат Султанбеков.

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

«ГЕРОЙ, ПРОЧНО УТВЕРДИВШИЙСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА»

– Булат Файзрахманович, вам как историку приходилось исследовать биографии многих революционеров, политических деятелей. Вы как-то для себя отличаете фигуру Мулланура Вахитова в этом ряду?

– В годы революции и Гражданской войны это была самая яркая и крупная фигура из числа татарских революционеров. Хотя формально он вначале и не входил в партию большевиков, но полностью разделял ее взгляды, особенно по национальному вопросу. Он был ближайшим, доверенным лицом Ленина и Сталина, неоднократно с ними встречался. То есть был фигурой номер один среди татарских большевиков, который очень активно занимался продвижением сталинского проекта по созданию Татаро-башкирской республики.

Мулланур Вахитов – герой, прочно утвердившийся в историческом сознании народа. Его посмертная судьба, в отличие от судеб многих его соратников, была «счастливой». Ведь в историографии и общественном мнении после 1930-х годов, жертвами которых в республике, как и в других регионах страны, стали десятки тысяч людей, оставалось всего несколько имен крупных татарских деятелей революции, включенных в официальные «святцы». В основном это были люди, погибшие в годы Гражданской войны или же не дожившие до конца 1920-х. И первым в этом почетном списке шел Вахитов.

Многие годы он был, пожалуй, самой парадной и рекламируемой политической фигурой начального периода советской истории татарского народа. Бравый комиссар, верный большевик. Его именем называли заводы и пароходы, улицы и школы.

Во многом, повторю, но далеко не во всем, он поддерживал программу большевиков и их практическую деятельность. В книгах и пьесах, картинах и песнях утверждался образ твердокаменного, не знающего сомнений революционера, верного и непреклонного исполнителя гениальных предначертаний вождей. И это тоже было правдой. Но неполной.

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов (сидит в центре) среди студентов Петербургского политехнического института, Санкт-Петербург Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЧЕЛОВЕК ОН БЫЛ ОБРАЗОВАННЫЙ»

– Как начинался его путь в революцию?

– Мулланур Вахитов родился 10 августа 1885 года в деревне Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии в семье торговца. Там, в деревне, а позднее в Кунгуре прошло его детство. В 1899 году семья Вахитовых переезжает в Казань. Между отцом и матерью Мулланура произошел разрыв. Мальчик остался с матерью. В день своего рождения, 10 августа 1899 года, Мулланур Вахитов был зачислен в первый класс реального училища.

Мулланур учился хорошо. Эти годы совпали с годами бурного революционного подъема. Студенты университета, ветеринарного института, реалисты, учащиеся гимназий часто проводили различные демонстрации, в 1906 году по инициативе Вахитова был создан кружок, где изучали марксистскую литературу.

В 1907 году, окончив седьмой дополнительный курс училища, Мулланур Вахитов подает прошение о допуске его к экзаменам в Петербургский политехнический институт. В мае 1911 года он просит отчислить его из числа студентов этого вуза. В июле этого же года он поступает в Петербургский психо-неврологический институт на юридический факультет. Вахитов учился здесь в одно время с Михаилом Фрунзе, Яном Гамарником, Ларисой Рейснер и другими будущими видными революционерами. Большую часть времени он живет в Казани и лишь изредка бывает в столице. Отсюда Вахитов был отчислен в 1916 году, не окончив четвертый курс.

– Почему не окончил?

«ПУСТЬ ГОВОРИТ, ОН ТАТАРИН!»

Из публикации в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу:

«В 1912–1914 годах Вахитов печатался в „Мусульманской газете“, поднимал вопросы научного прогресса, возрождения ислама. Весной 1917-го возглавлял Мусульманский социалистический комитет. Умевший писать страстно и неповторимо ярко, Вахитов организовал и возглавил газету „Кызыл байрак“, на страницах которой выступал с пламенными воззваниями. Он также являлся одним из редакторов газеты „Игенче“, сотрудничал с газетами „Чулпан“, „Кызыл Армия“, „Красное знамя“, был редактором газеты на турецком языке „Ени дунья“ (Новый мир)».

Из книги «Их именами названы улицы Казани»:

«В начале марта 1917 года в городском театре состоялось собрание мусульман города Казани. Ораторы один за другим выходят на трибуну, говорят пышные фразы о свободе, о братстве.

Раздаются аплодисменты, возгласы одобрения. Вдруг неожиданно прозвучало из задних рядов:

К сцене шел красивый молодой человек. Он подошел к барьеру, окинул зал взглядом и, обращаясь к сидящим, сказал:

– Товарищи! Здесь выступало много ораторов, но все они грызли голову одной рыбы. Они говорили: нет мусульманина-рабочего, мусульманина-бедняка, нет мусульманина-богача – все равны! А куда вы денете тысячи рабочих-мусульман, гнущих свои спины на Алафузовых, Крестовниковых, на пороховом заводе?

Его слова, подобно взрыву бомбы, ошарашили многих присутствующих. Они оцепенели, долго не могли прийти в себя. Потом зал взорвался: крик, шум мешали говорить оратору.

– Долой, не нужна нам русская речь! – кричали одни.

– Пусть говорит, он – татарин! – перебивали другие.

Когда молодой человек сел на свое место, еще долго зал не утихал. Оратором, который обрушился на татарскую буржуазию, был Мулланур Вахитов».

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов в центре, 1918 год Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

БЛИЗОСТЬ К ЛЕНИНУ И СТАЛИНУ

– После Февральской революции 1917 года он снова в Казани, где организует и руководит Мусульманским социалистическим комитетом, – продолжает рассказ о Вахитове Султанбеков. – Ведет антивоенную и революционную пропаганду с помощью печатного органа МСК газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»). В октябре 1917 года становится членом казанского военно-революционного комитета и участвует в установлении здесь советской власти. Был избран членом Учредительного собрания. Два члена Учредительного собрания из наиболее развитых мусульманских регионов центральной России – Мулланур Вахитов и Шариф Манатов – после его разгона обратились в первую очередь к Сталину с предложением своих услуг по организации и работе новой структуры власти.

Сотрудничество с Лениным и самые тесные деловые контакты с Иосифом Сталиным, олицетворявшим для многих в то время ленинские взгляды на национальный вопрос, было важнейшей частью политической биографии Вахитова. Во время беседы у Сталина, а затем встречи с Лениным была достигнута договоренность о создании комиссариата по делам мусульман внутренней России в составе наркомнаца, который должен был стать противовесом усиливавшемуся влиянию различных общественных структур в национальном движении, претендовавших на гегемонию. Его руководителем и был назначен Мулланур Вахитов, а его заместителями (товарищами) Галимджан Ибрагимов и Шариф Манатов.

Но постепенно, на фоне ожесточения Гражданской войны, ликвидация самого широкого и демократичного всесословного народного собрания «уставшим караулом» стала отходить на второй план. А в начале января 1918 года, и, наверное, мы зря проходим мимо этого факта, специальное подчеркивание принадлежности назначенных мусульманских комиссаров к Учредительному собранию было актом политической мудрости центральной власти и служило своеобразным противовесом тем бывшим депутатам-мусульманам, которые консолидировались на антибольшевистской платформе.

В литературе, посвященной государственной деятельности Вахитова, достаточно подробно описывается многогранная работа комиссариата и его руководителей по созданию советских структур на местах, мобилизации мусульман на борьбу против интервентов и белогвардейцев, ликвидации мусульманских организаций, противостоящих советской власти, возрождению научных и учебных заведений. Политический почерк Вахитова отличался решительностью, повышенной эмоциональностью, стремлением охватить влиянием комиссариата большинство сторон общественно-государственной жизни в центре и на местах и расширить сферу своего воздействия на все мусульманские регионы.

«ТОВАРИЩ СТАЛИН, ОТСТАВКУ БЕРЕМ ОБРАТНО!»

– В чем заключалась близость Вахитова к Ленину и Сталину?

– Пока шел 1918 год, для Вахитова и его ближайших соратников Джугашвили-Сталин был лишь одним из руководителей партии, выполняющих волю Ильича. Уважение к нему как к соратнику Ленина вовсе не исключает споров, несогласия и даже весьма резких оценок. Впрочем, «непарламентские» термины, а попросту говоря резкость, переходящая порой в грубость, были в то время обычным явлением.

В конце марта 1918 года дискуссия о целесообразности переименования комиссариата из общемусульманского в татаро-башкирский достигла такой остроты, что события приняли драматический характер, ведущий к полному организационному расколу. 28 марта Вахитов направил Сталину следующий документ: «Ввиду разногласий в вопросе реорганизации комиссариата и ввиду ненахождения общей линии компромисса весь состав комиссариата выходит в отставку». О сложности создавшейся ситуации говорит и непривычно взволнованный стиль резолюции Сталина на этом документе: «Отставку принять не согласен ни в коем случае. Очень прошу всех членов комиссариата остаться на своих местах и уладить трения со мной. » После длительной беседы Сталина с Вахитовым, во время которой наркому по делам национальностей был высказан ряд серьезных упреков в поверхностном подходе к решению мусульманских проблем, была достигнута «общая линия компромисса». Все подавшие в отставку 31 марта подписались под коротким заявлением: «Отставку берем обратно». И это только один из многочисленных документов, показывающих истинное положение дел и всю противоречивость решения сложнейших вопросов национально-государственного строительства. В этих политических спорах, конфликтах, стрессовых ситуациях и заключалась правда того чрезвычайно сложного времени.

«РЕВОЛЮЦИЯ ПОЖИРАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ. ЗАОДНО – И ОТЦОВ»

– Но это был для того времени, так сказать, рабочий момент. Вообще же создание Татаро-башкирской республики, другие связанные с этим проекты – эта идея принадлежит скорее Вахитову, чем Сталину. Сталиным она была воспринята как форма федеративного устройства России. У меня есть документы: в то время была разослана телеграмма – и в Закавказье, и в ряд других республик – с рекомендацией изучить Декларацию о Татаро-башкирской республике как образце создания федеративного государства.

Это уже потом, через десятилетия, все внутрипартийные конфликты будут рассматриваться через призму борьбы с врагами народа, любые прошлые решения, выходившие за рамки, предписанные «Кратким курсом», будут квалифицироваться как «троцкистские», «бухаринские», «национал-уклонистские». И доживи Вахитов до этого времени, не Мирсаид Султан-Галиев, кстати сказать, его ученик и последователь, а он был бы «главным националистом». А что означал этот ярлык и судьба его носителя – хорошо известно.

– Поэтому во многих своих работах вы подчеркиваете, что Вахитову «повезло» – он погиб рано и геройски?

– Ну что тут можно сказать? К сожалению, многих из активных и известнейших революционеров ждала судьба по известной формуле «Революция пожирает своих сыновей». В нашем случае уместно было бы добавит ь – «и отцов». Так что не исключаю того, что Вахитов, если бы дожил до 1920–30-х годов, то его, скорее всего, ждала бы подобная печальная участь. В истории ведь нет сослагательного наклонения, и предсказывать его судьбу с этой точки зрения сейчас просто не имеет смысла. Случилось так, как случилось.

Источник

Мулланур Вахитов: самый яркий татарский революционер

19 августа 1918 года в Казани был убит Мулланур Вахитов. Он остался в городе, захваченном мятежными чехословаками и белыми войсками, чтобы действовать в подполье. Вахитов был выдан провокатором, схвачен и расстрелян. О видном татарском революционере и политическом деятеле, его взглядах и отношениях с Лениным и Сталиным корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал известный казанский историк профессор Булат Султанбеков.

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

«ГЕРОЙ, ПРОЧНО УТВЕРДИВШИЙСЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ НАРОДА»

– Булат Файзрахманович, вам как историку приходилось исследовать биографии многих революционеров, политических деятелей. Вы как-то для себя отличаете фигуру Мулланура Вахитова в этом ряду?

– В годы революции и Гражданской войны это была самая яркая и крупная фигура из числа татарских революционеров. Хотя формально он вначале и не входил в партию большевиков, но полностью разделял ее взгляды, особенно по национальному вопросу. Он был ближайшим, доверенным лицом Ленина и Сталина, неоднократно с ними встречался. То есть был фигурой номер один среди татарских большевиков, который очень активно занимался продвижением сталинского проекта по созданию Татаро-башкирской республики.

Мулланур Вахитов – герой, прочно утвердившийся в историческом сознании народа. Его посмертная судьба, в отличие от судеб многих его соратников, была «счастливой». Ведь в историографии и общественном мнении после 1930-х годов, жертвами которых в республике, как и в других регионах страны, стали десятки тысяч людей, оставалось всего несколько имен крупных татарских деятелей революции, включенных в официальные «святцы». В основном это были люди, погибшие в годы Гражданской войны или же не дожившие до конца 1920-х. И первым в этом почетном списке шел Вахитов.

Многие годы он был, пожалуй, самой парадной и рекламируемой политической фигурой начального периода советской истории татарского народа. Бравый комиссар, верный большевик. Его именем называли заводы и пароходы, улицы и школы.

Во многом, повторю, но далеко не во всем, он поддерживал программу большевиков и их практическую деятельность. В книгах и пьесах, картинах и песнях утверждался образ твердокаменного, не знающего сомнений революционера, верного и непреклонного исполнителя гениальных предначертаний вождей. И это тоже было правдой. Но неполной.

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов (сидит в центре) среди студентов Петербургского политехнического института, Санкт-Петербург Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

«В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ЧЕЛОВЕК ОН БЫЛ ОБРАЗОВАННЫЙ»

– Как начинался его путь в революцию?

– Мулланур Вахитов родился 10 августа 1885 года в деревне Казаево Кунгурского уезда Пермской губернии в семье торговца. Там, в деревне, а позднее в Кунгуре прошло его детство. В 1899 году семья Вахитовых переезжает в Казань. Между отцом и матерью Мулланура произошел разрыв. Мальчик остался с матерью. В день своего рождения, 10 августа 1899 года, Мулланур Вахитов был зачислен в первый класс реального училища.

Мулланур учился хорошо. Эти годы совпали с годами бурного революционного подъема. Студенты университета, ветеринарного института, реалисты, учащиеся гимназий часто проводили различные демонстрации, в 1906 году по инициативе Вахитова был создан кружок, где изучали марксистскую литературу.

В 1907 году, окончив седьмой дополнительный курс училища, Мулланур Вахитов подает прошение о допуске его к экзаменам в Петербургский политехнический институт. В мае 1911 года он просит отчислить его из числа студентов этого вуза. В июле этого же года он поступает в Петербургский психо-неврологический институт на юридический факультет. Вахитов учился здесь в одно время с Михаилом Фрунзе, Яном Гамарником, Ларисой Рейснер и другими будущими видными революционерами. Большую часть времени он живет в Казани и лишь изредка бывает в столице. Отсюда Вахитов был отчислен в 1916 году, не окончив четвертый курс.

– Почему не окончил?

«ПУСТЬ ГОВОРИТ, ОН ТАТАРИН!»

Из публикации в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу:

«В 1912–1914 годах Вахитов печатался в „Мусульманской газете“, поднимал вопросы научного прогресса, возрождения ислама. Весной 1917-го возглавлял Мусульманский социалистический комитет. Умевший писать страстно и неповторимо ярко, Вахитов организовал и возглавил газету „Кызыл байрак“, на страницах которой выступал с пламенными воззваниями. Он также являлся одним из редакторов газеты „Игенче“, сотрудничал с газетами „Чулпан“, „Кызыл Армия“, „Красное знамя“, был редактором газеты на турецком языке „Ени дунья“ (Новый мир)».

Из книги «Их именами названы улицы Казани»:

«В начале марта 1917 года в городском театре состоялось собрание мусульман города Казани. Ораторы один за другим выходят на трибуну, говорят пышные фразы о свободе, о братстве.

Раздаются аплодисменты, возгласы одобрения. Вдруг неожиданно прозвучало из задних рядов:

К сцене шел красивый молодой человек. Он подошел к барьеру, окинул зал взглядом и, обращаясь к сидящим, сказал:

– Товарищи! Здесь выступало много ораторов, но все они грызли голову одной рыбы. Они говорили: нет мусульманина-рабочего, мусульманина-бедняка, нет мусульманина-богача – все равны! А куда вы денете тысячи рабочих-мусульман, гнущих свои спины на Алафузовых, Крестовниковых, на пороховом заводе?

Его слова, подобно взрыву бомбы, ошарашили многих присутствующих. Они оцепенели, долго не могли прийти в себя. Потом зал взорвался: крик, шум мешали говорить оратору.

– Долой, не нужна нам русская речь! – кричали одни.

– Пусть говорит, он – татарин! – перебивали другие.

Когда молодой человек сел на свое место, еще долго зал не утихал. Оратором, который обрушился на татарскую буржуазию, был Мулланур Вахитов».

раниф вахитов биография годМулланур Вахитов в центре, 1918 год Фото: научно-документальный журнал «Гасырлар авазы – Эхо веков» Государственного комитета РТ по архивному делу

БЛИЗОСТЬ К ЛЕНИНУ И СТАЛИНУ

– После Февральской революции 1917 года он снова в Казани, где организует и руководит Мусульманским социалистическим комитетом, – продолжает рассказ о Вахитове Султанбеков. – Ведет антивоенную и революционную пропаганду с помощью печатного органа МСК газеты «Кызыл байрак» («Красное знамя»). В октябре 1917 года становится членом казанского военно-революционного комитета и участвует в установлении здесь советской власти. Был избран членом Учредительного собрания. Два члена Учредительного собрания из наиболее развитых мусульманских регионов центральной России – Мулланур Вахитов и Шариф Манатов – после его разгона обратились в первую очередь к Сталину с предложением своих услуг по организации и работе новой структуры власти.

Сотрудничество с Лениным и самые тесные деловые контакты с Иосифом Сталиным, олицетворявшим для многих в то время ленинские взгляды на национальный вопрос, было важнейшей частью политической биографии Вахитова. Во время беседы у Сталина, а затем встречи с Лениным была достигнута договоренность о создании комиссариата по делам мусульман внутренней России в составе наркомнаца, который должен был стать противовесом усиливавшемуся влиянию различных общественных структур в национальном движении, претендовавших на гегемонию. Его руководителем и был назначен Мулланур Вахитов, а его заместителями (товарищами) Галимджан Ибрагимов и Шариф Манатов.

Но постепенно, на фоне ожесточения Гражданской войны, ликвидация самого широкого и демократичного всесословного народного собрания «уставшим караулом» стала отходить на второй план. А в начале января 1918 года, и, наверное, мы зря проходим мимо этого факта, специальное подчеркивание принадлежности назначенных мусульманских комиссаров к Учредительному собранию было актом политической мудрости центральной власти и служило своеобразным противовесом тем бывшим депутатам-мусульманам, которые консолидировались на антибольшевистской платформе.

В литературе, посвященной государственной деятельности Вахитова, достаточно подробно описывается многогранная работа комиссариата и его руководителей по созданию советских структур на местах, мобилизации мусульман на борьбу против интервентов и белогвардейцев, ликвидации мусульманских организаций, противостоящих советской власти, возрождению научных и учебных заведений. Политический почерк Вахитова отличался решительностью, повышенной эмоциональностью, стремлением охватить влиянием комиссариата большинство сторон общественно-государственной жизни в центре и на местах и расширить сферу своего воздействия на все мусульманские регионы.

«ТОВАРИЩ СТАЛИН, ОТСТАВКУ БЕРЕМ ОБРАТНО!»

– В чем заключалась близость Вахитова к Ленину и Сталину?

– Пока шел 1918 год, для Вахитова и его ближайших соратников Джугашвили-Сталин был лишь одним из руководителей партии, выполняющих волю Ильича. Уважение к нему как к соратнику Ленина вовсе не исключает споров, несогласия и даже весьма резких оценок. Впрочем, «непарламентские» термины, а попросту говоря резкость, переходящая порой в грубость, были в то время обычным явлением.

В конце марта 1918 года дискуссия о целесообразности переименования комиссариата из общемусульманского в татаро-башкирский достигла такой остроты, что события приняли драматический характер, ведущий к полному организационному расколу. 28 марта Вахитов направил Сталину следующий документ: «Ввиду разногласий в вопросе реорганизации комиссариата и ввиду ненахождения общей линии компромисса весь состав комиссариата выходит в отставку». О сложности создавшейся ситуации говорит и непривычно взволнованный стиль резолюции Сталина на этом документе: «Отставку принять не согласен ни в коем случае. Очень прошу всех членов комиссариата остаться на своих местах и уладить трения со мной. » После длительной беседы Сталина с Вахитовым, во время которой наркому по делам национальностей был высказан ряд серьезных упреков в поверхностном подходе к решению мусульманских проблем, была достигнута «общая линия компромисса». Все подавшие в отставку 31 марта подписались под коротким заявлением: «Отставку берем обратно». И это только один из многочисленных документов, показывающих истинное положение дел и всю противоречивость решения сложнейших вопросов национально-государственного строительства. В этих политических спорах, конфликтах, стрессовых ситуациях и заключалась правда того чрезвычайно сложного времени.

«РЕВОЛЮЦИЯ ПОЖИРАЕТ СВОИХ СЫНОВЕЙ. ЗАОДНО – И ОТЦОВ»

– Но это был для того времени, так сказать, рабочий момент. Вообще же создание Татаро-башкирской республики, другие связанные с этим проекты – эта идея принадлежит скорее Вахитову, чем Сталину. Сталиным она была воспринята как форма федеративного устройства России. У меня есть документы: в то время была разослана телеграмма – и в Закавказье, и в ряд других республик – с рекомендацией изучить Декларацию о Татаро-башкирской республике как образце создания федеративного государства.

Это уже потом, через десятилетия, все внутрипартийные конфликты будут рассматриваться через призму борьбы с врагами народа, любые прошлые решения, выходившие за рамки, предписанные «Кратким курсом», будут квалифицироваться как «троцкистские», «бухаринские», «национал-уклонистские». И доживи Вахитов до этого времени, не Мирсаид Султан-Галиев, кстати сказать, его ученик и последователь, а он был бы «главным националистом». А что означал этот ярлык и судьба его носителя – хорошо известно.

– Поэтому во многих своих работах вы подчеркиваете, что Вахитову «повезло» – он погиб рано и геройски?

– Ну что тут можно сказать? К сожалению, многих из активных и известнейших революционеров ждала судьба по известной формуле «Революция пожирает своих сыновей». В нашем случае уместно было бы добавит ь – «и отцов». Так что не исключаю того, что Вахитов, если бы дожил до 1920–30-х годов, то его, скорее всего, ждала бы подобная печальная участь. В истории ведь нет сослагательного наклонения, и предсказывать его судьбу с этой точки зрения сейчас просто не имеет смысла. Случилось так, как случилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *