раиль садриев биография семья дети
Раиль Садриев: «Следующий этап – духовно-оздоровительный центр всей нации!»
В 2018 году в Буинске прошел Международный театральный фестиваль «Буа: пространство диалога». В 2007 году Буинский театр стал государственным, а сегодня его знают по всей России. Здесь ставили спектакли лучшие молодые режиссеры страны, а во главе всех амбициозных проектов театра стоит его руководитель – Раиль Садриев.
Садриев Раиль Ильдарович – заслуженный артист Татарстана, родился в деревне Адав-Тулумбаево Буинского района 14 октября 1966 года. Окончил исторический факультет Казанского государственного университета в 1993 году. В течение десяти лет преподавал философию.
Здание Буинского драмтеатра было построено в 1924 году. Уже в те годы здесь работала драматическая труппа, созданная по инициативе одного из основоположников татарского театра Бари Тарханова. Здесь выступали артисты легендарной труппы «Сайяр» Камал I, Камал II, Бари и Гульсум Болгарские, Шакир Шамильский, Галия Камская, Ситдик Айдарский, Зулейха Богданова и другие. В начале 1930-х годов театр получил статус колхозно-совхозного, а в послевоенные годы распался. Сначала в его помещении располагался городской кинотеатр, потом Дом пионеров и школьников, позднее – центр внешкольной работы. Театральная жизнь вновь закипела здесь в 2003 году, когда группа энтузиастов объединилась в любительский коллектив. Буинский театр сатиры под руководством Раиля Садриева довольно скоро заставил о себе говорить – комический жанр всегда был востребован татарским зрителем. Труппа состояла из пятнадцати человек. В 2007 году состоялось открытие здания после реконструкции, коллектив получил на новоселье в подарок от Минтимера Шаймиева автобус, а любительскому театру был присвоен государственный статус. Зрительный зал вмещает 194 человека, в коллективе театра работает около 70 человек, из них 25 – артисты.
На сцене театра идут постановки лучших молодых режиссеров страны. Здесь работали главреж глазовского театра Дамир Салимзянов, выпускник Щукинского училища Тимур Кулов (челнинец, работающий в Москве), режиссер Станислав Васильев из Чувашии, главный режиссер камаловского театра Фарид Бикчантаев, главный режиссер Краснодарского театра Родион Букаев, режиссер из Стерлитамака Зиннур Сулейманов. В августе ожидается приезд лауреата «Золотой Маски» Романа Феодори, а в 2019 году сюда собираются пригласить знаменитого якута Сергея Потапова.
С первых дней театр гастролирует по России, а в последнее время – частый гость зарубежных театральных фестивалей. В апреле нынешнего года буинцы побывают в Турции, в ноябре – в Сербии. Спектакль «Концлагеристы» примет участие в фестивале «Коляда-Plays».
2017-й год стал отправным для новой истории театра. Первый Всероссийский фестиваль театров народов Поволжья и Урала «Идель-Буа-Урал – пространство диалога» был учрежден Министерством культуры РТ, Союзом театральных деятелей республики при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации. В числе основных организаторов – группа компаний «ТАИФ».
В течение одиннадцати дней с 12 по 23 марта профессиональные драматические и кукольные театры народов Поволжья и Урала, а также коллективы, исполняющие спектакли в нетрадиционных пространствах, представляли свои самые яркие работы. Коллегия критиков фестиваля была представлена известными специалистами из Москвы, Уфы, Ульяновска и Казани. Тогда впервые в Буинске работали на одной площадке председатель экспертного совета «Золотой Маски», редактор журнала «Вопросы театра» Александр Вислов, директор фестиваля «Любимовка» Анна Банасюкевич, театровед и театральный критик, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Дина Давлетшина, театровед Олеся Керенская и эксперт «Золотой Маски», театральный критик Нияз Игламов.
Провинциальный город с населением чуть более двадцати тысяч и площадью семь квадратных километров справился с таким наплывом гостей. Здесь показали свои спектакли Академический театр драмы имени Савина из Республики Коми, Салаватский государственный башкирский драмтеатр, Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури, Ульяновский драмтеатр имени И.А. Гончарова, Дмитровградский драмтеатр имени А.Г. Островского, Нижнекамский государственный татарский драмтеатр имени Т. Миннуллина, Марийский национальный театр драмы имени Шкетана, Государственный национальный театр Удмуртской Республики, Калмыцкий государственный драмтеатр имени Б. Басангова, Карагандинский областной казахский драмтеатр имени С. Сейфуллина. Разумеется, участниками фестиваля стали камаловский и буинский театры. Нашлось место и для коллективов кукольных театров из Марий Эл, Ульяновска, Казани, Набережных Челнов. Раиль Садриев гостей встречать умеет – у него кафе с гостиницей в Буинске, кафе в деревне Адав-Тулумбаево, а также большой дом на родовом фундаменте. По поводу своих владений он шутит: «Если спросят, чье это, скажите – маркиза Карабаса».
Скорее, Карабаса-Барабаса, потому что работа строится в авторитарном стиле, подразумевается полное подчинение руководителю и мгновенное исполнение поручений. У него взрывной темперамент, но доброе сердце и хорошее воспитание – от мамы, школьной учительницы. В театре идет репетиция, и Садриев в ней тоже принимает участие. К слову, если на сцене по ходу репетиции Раиль говорит по мобильному телефону, это не значит, что по телефону говорит его персонаж. Это просто Раиль кому-то очень сильно понадобился, чтобы решить какой-то очень важный вопрос. Договорив, он кидает на стол свой телефон и тут же произносит реплики своего героя. Потом снова хватается за аппарат и быстренько решает какую-то неотложную проблему.
Раиль искренне любит землю, на которой родился и живет. «У китайцев есть такое понятие – где бы ты ни находился, один юань ты должен отправлять на родину. Я тоже считаю, что надо поддерживать ту местность, откуда ты вышел», – говорит он. На самом деле, все началось со жгучего желания преобразить свой родной город, чтобы сделать его центром притяжения, центром культуры. Над этой амбициозной мыслью, естественно, поначалу посмеивались, шутили. «Когда я говорил о том, что в Буинске будет свой государственный театр, все тоже смеялись. А в итоге имеем то, что имеем», – отвечал он на это. Начиная какой-то проект, люди считают самым трудным финансовые и организационные вопросы. Опорой для создания фестиваля для Садриева стали встречи на образовательном форуме «Науруз» в театре Камала. Он поделился своими планами с главным идеологом современного театра в Татарстане последних лет – Ниязом Игламовым. «Он сказал, что 85 процентов всех затрат – это проживание и питание, обслуживание гостей. У меня есть гостиница, кафе, я знаю, где возьму мясо – договорюсь, где крупу. Так я собрал по крупицам, благодаря друзьям, продукты. В Татарстане сейчас нет колхозов, а к агрофирмам невозможно подойти, у них офисы где-то вдалеке, это роботы. Они не могут ничего дать. А в коллективном хозяйстве это было возможно, если подойти к председателю. И буинский, апастовский колхозы нас выручали. Есть люди, которые помогли с питанием, есть те, кто помог организационно. На печатную продукцию нам выделили не так много денег, а нам надо было в два раза больше по объему. Мы договаривались на рассрочку, нам скидки большие делали. И когда подводили итоги после мероприятия, стало понятно, что все может получиться», – вспоминает Садриев.
По словам моего собеседника, когда он вынашивал свои большие идеи, его сын окончил школу, и перед семьей стояла задача его поступления в вуз со всеми вытекающими последствиями. «К удивлению, мягко говоря, жены я начал строить гостиницу. Это было заброшенное двухэтажное здание, в котором раньше располагалось колхозное правление, его еще родители наши строили. Я изыскал возможности, помогли люди, но несмотря на это, я еще остался после этого с долгами. Потому что денег не было таких, а надо было вложения делать. И теперь мы имеем ресторанчик небольшой с тремя залами, гостиничные номера, в которых можем принять 40-50 человек. Это хорошо. Приезжают иногда звезды разного уровня, чтобы посмотреть деревню, где петух поет по утрам – а жить можно в обстановке, сопоставимой с трехзвездочным отелем, – говорит инициатор фестиваля. – У нас в Буинске есть и гостевые комплексы, и хорошие отели, и хорошие кафе. Но в то же время это не свое – нужно кому-то платить втридорога. А тут все-таки ты имеешь доступ напрямую, знаешь, как расходы в разы сделать меньше».
Рачительный хозяин мишарского происхождения к масштабному приему гостей на свой первый большой фестиваль начал готовиться загодя. Сначала проводил театральные декады, размещая гостей из татарстанских театров, а затем и месячники: «Приехали все татарские театры, чувашский, марийский, мордовский коллективы. Они тоже ночевали, такие встречи были, застолья – часть творческого процесса. И сдружились. И подумали: можем же, можем!» Как признался мой собеседник, его любимое занятие – спровоцировать событие, а затем наблюдать и собирать свои дивиденды.
Команда – важный элемент успешной организации фестиваля. «Я очень благодарен коллективу, людям, которые меня терпят, работают со мной. Без команды я один – никто. Я могу создать воронку, а она должна как-то жить по своим законам», – рассказывает Раиль Садриев.
Когда попадаешь в стены театра в Буинске, не можешь отделаться от мысли, что здесь царит культ личности руководителя. На всех стенах закулисья – портреты и высказывания Раиля Садриева. Буквально. Сам герой на вопрос об этом реагирует болезненно и с итальянским темпераментом объясняет: «Ну куда я их дену?! Это все подарки! Вот появится у нас музей, отвезем все туда, чтобы глаза не мозолило». А вообще, Раиль любит порядок и чистоту – на служебном входе выдаются одноразовые полиэтиленовые бахилы.
В эти дни театр готовится к еще одному масштабному событию – Международному театральному фестивалю «Буа: пространство диалога», который пройдет с 15 по 24 мая 2018 года. Участниками станут коллективы из Москвы, Казани, Уфы, Чебоксар, Йошкар-Олы, Глазова, Буинска, Альметьевска, Оренбурга и Набережных Челнов. А еще Буинск примет гостей из Казахстана, Швейцарии, Эстонии, Беларуси и Украины. Спектакли пройдут на пяти площадках, это Буинский театр и районные дома культуры в Буинске, Тетюшах, Апастово и Кайбицах. «Мы все эти площадки хотим использовать, потому что как-то надо распределять двадцать четыре коллектива, с нами – двадцать пять, за десять дней надо все это просмотреть и показать. Поэтому фестиваль будет проходить на четырех площадках. Примерный радиус – 60 километров», – обозначил территориальные границы организатор мероприятия.
И если на момент задумки проекта в прошлом году у буинцев даже не было четкого бюджета, то сегодня все гораздо проще, выручает опыт. Бюджет грядущего фестиваля больше предыдущего в пять раз. «И коллективы международные приезжают – из Швейцарии, Эстонии, количество казахстанцев увеличилось на порядок. Это Талдыкорганский театр, Астана, Алакай, Актюбинск. Это кукольные театры, которые гастролируют по всему миру. И буряты. И московские коллективы – Центральный Академический театр Российской Армии», – рассказывает Раиль.
Отель Раиля Садриева по этому случаю тоже расширяется: если в прошлом году в нем было двадцать семь номеров, то сегодня уже – сорок семь. К тому же в администрацию Буинска пришла другая команда. «Такие креативные ребята пришли, мы с ними вроде бы нашли понимание», – говорит директор фестиваля. «Мы написали письмо министру, президенту. Там, конечно, озвучили не все цифры. Мы не смогли попасть в бюджет 2018 года, опоздали. Поговорили с заместителем министра культуры России, нас поддержали и пообещали помочь, потому что инициатива исходит от нас, от маленького театра в регионе, и они готовы такое поддержать». А пока идет работа с документацией, проект живет благодаря поддержке и вливаниям меценатов и спонсоров.
О том, как удалось договориться, Раиль говорит просто: «Тут все совпало. Сначала Нияз Игламов меня познакомил с Александром Александровичем Висловым – это председатель экспертного совета национальной театральной премии “Золотая Маска”, человек очень известный в театральных кругах, уважаем Министерством культуры России, во многих комиссиях сидит грантовых. Такой светский, правильно мыслящий человек. Александр Александрович Вислов хотел на два дня только приехать, и с таким условием: если мы его привезем в Тетюши. Он приехал и остался на 12 дней. Конечно, и в Тетюшах мы два раза побывали. Потом он на лабораторию приехал, потом он играл на сцене нашего театра с артистами нашими. После этого он сам захотел выпустить спектакль, сейчас в Москве выпускает, по-моему. Он колесит по всей России и по миру, отбирает спектакли для “Золотой Маски” от Сахалина до Калининграда. Очень занятой человек. И когда мы с ним сидели в один из вечеров, я его спросил, можем ли мы пригласить Безрукова. Потому что Безруков мне импонирует тем, что он читает стихи. Я в Москве ходил на его «Хулиганов», купил билеты по 4-5 тысяч. Конечно, был в восторге. Я потом тоже сделал моноспектакль стихотворный, где читал стихи», – с гордостью вспоминает руководитель провинциального театра. «Заманить» Безрукова удалось только Вислову, который привел артисту реплики Телятева из пьесы Островского «Бешеные деньги»: «Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам. Он бывал в Лондоне, в Константинополе, в Тетюшах, в Казани; говорит, что видел красавиц, но подобных вам – никогда». Эксперт «Золотой Маски» напомнил Безрукову, что он в Лондоне, Астрахани, Стамбуле, Саратове был, а в Тетюшах еще не был. Сергей Безруков захотел увидеть Тетюши, а заодно и заехать в соседний Буинск. «Тетюши нам два раза помогли, и мы одной из площадок сделали этот город. Хотя фестиваль называется “Буа: пространство диалога”, это пространство представляет собой и всю территорию России».
Сергей Безруков – звезда, и райдер у него тоже звездный – более миллиона рублей. Но организатор встречи понимает, что это привлечет внимание к проекту, а также послужит отправной точкой для дальнейших амбициозных шагов. Окупить затраты планируется через продажу билетов на спектакль (цена варьируется от двух до пяти тысяч рублей за билет). «Он приезжает с целой командой, это целый спектакль. Приезжает оркестр. У меня впервые здесь будет персона с таким райдером и такими требованиями. Но я считаю, что по большому счету мы Безрукову не нужны, он даже не знает о нашем существовании. Безруков – это величина в театральном мире, он обладает большим авторитетом в глазах руководителей регионов. Поэтому для нашего маленького города приезд Безрукова равноценен падению метеорита, поэтому и билеты распродаются довольно быстро», – сообщает Раиль Садриев.
Кстати о метеорите. Организовывая фестиваль в прошлом году, Раиль Садриев заговорил об этой достопримечательности Буинского района, которая имеет солидный туристический потенциал. Несмотря на то, что именно здесь находится один из самых крупных метеоритных кратеров России – Карлинский, такого туристического маршрута в нынешнем году не будет: «Эту идею, кроме меня, никто не поддерживает», ¬– с сожалением говорит мой собеседник.
«У нас серьезные амбиции, мы хотим просто сделать что-то на международном уровне, чтобы к нам со всего мира приезжали: из Бразилии, Италии, Японии, Кореи. Чтобы здесь все это пересекалось, чтобы отели строились, инфраструктура какая-то развивалась, рестораны, понимаете?», – делится мечтами наш герой. Он уверен, что никакие природные ресурсы и богатства не сравнятся с ценностью интеллектуальных ресурсов: «Единственное, что мы у себя производим, это наши спектакли. И это не made in China, это наш собственный продукт!»
Раиль Садриев скептически относится ко всем традиционным религиям мира, но по природе своей является метафизиком. Он искренне верит в то, что мечты сбываются. Ведь еще пять лет назад никто и предположить не мог, что в Буинске состоится спектакль Сергея Безрукова. «Мои артисты пока смеются, когда я им говорю, что сюда еще приедет Аль Пачино. Но не конкретно его я имею в виду, а персону его уровня и масштаба. Мы поднимем этот фестиваль на международный уровень, он будет достаточно привлекательным. Меня деньги интересуют до тех пор, пока они мне нужны как топливо, для того, чтобы что-то делать. Нажива, накопление и статус – мне это не нужно. Просто я делаю свое дело, от этого получаю удовольствие. Я живу в этой местности, мне здесь каждая крапива дорога. За счет того, что люди приезжают, я развиваю свой родной край, свою деревню, где у меня все пропитано на клеточном уровне мной, и я пропитан этим», – признается художественный руководитель Буинского театра.
Фестиваль, по мнению Раиля, обязательно должен перерасти во что-то большое: «В духовно-оздоровительный процесс, в место, куда люди будут стремиться. В Индии проходят всеиндийские соревнования, миллионы людей за этим следят. На площади собирается по 100 тысяч и более народу, и люди спорят о Боге, обо всем. И человек, который получил 99.99% голосов – это Ошо. Даже Джавахарлал Неру признавался, что он, хотя и премьер-министр, управляющий целой страной, знает о мироустройстве меньше, чем Ошо. Край, в котором я сейчас живу и где проводится фестиваль, должен превратиться в своего рода Мекку, не только творческую, но и духовно-оздоровительную. Потому что времена не лучшие мы переживаем, когда онкология – это бизнес, и аптеки наживаются на наших болезнях. Если аптек больше, чем продуктовых магазинов, это значит, что общество больно. В Китае врачу платили, пока пациент был здоров. Когда мы разовьем необходимую инфраструктуру, театральное количество разовьется в метафизическое качество».
На вопрос, что будет дальше, мой собеседник ответил: «Фестиваль нам открывает двери в международное сообщество, открывает ворота в мир. Мы сами будем выезжать, других приглашаем, мы заявляем о себе. Следующий этап – это духовно-оздоровительная система для всей нации».
Худрук Буинского театра Раиль Садриев: «Я один из самых счастливых людей на земле»
Руководитель Буинского драмтеатра Раиль Садриев в интервью ИА «Татар-информ» рассказал, почему живет в деревне, для чего ему тысячи книг, и спрогнозировал, чем закончится для цивилизации кризис, вызванный коронавирусом.
«У меня всегда раскрыты 4-5 книг, читаю параллельно»
— Обычно из деревень люди стараются уезжать, а вы обосновались в селе. Мечтали жить деревенской жизнью?
— Тому, кто рос в деревне, очень сложно вывести ее из себя. Я живу по интуиции. Здесь мне хорошо, здесь есть гармония.
Я живу в доме, в котором сам вырос. Немного его перестроил под себя. Сделал отдельную комнату, множество книжных полок. У меня три с половиной тысячи книг. В доме баня, в саду кедровая баня, сейчас вот делаю бассейн. Там тоже вдоль стен будут книги. В доме много деталей, каждая дает энергию. Каждая вещь привезена откуда-нибудь. Вот это из Хакасии, это с Алтая, а вот это привез из Ташкента. Я собираю всё — камни с гор, со дна рек, даже мох.
Жизнь пролетает быстро. Такое ощущение, что в сутках уже не 24 часа, а меньше. Мы торопимся, бежим куда-то, даже состариться не успеваем. В этом году мне исполняется 55 лет.
У одного мудреца спросили: «Вы верите в Бога?» Он сказал: «Нет». Ему: «Как же так, вы ведь все время говорите о Боге?» Он ответил: «Я Бога знаю». Мне кажется, что неправильно говорить «верю в Бога». Я его каждый день открываю, смысл бытия все время пополняется. Мы маленькое отражение Бога.
— А вы? Верите в Бога?
— Конечно, но ни к какой религии себя не отношу. Я рос в исламских традициях, большинство его канонов я принимаю. Ни один пророк не придумывал религию. Они просто все разъясняли людям. Те, кто понимал их по-своему, создали религию, которая на самом деле заключает людей в определенную форму, рамки.
Бог в моем представлении — это огромный океан, а люди в нем — капли воды. Мы все частицы Всевышнего, его клеточки. Богатый ты или бедный — перед Богом все равны.
«Книги везу обычно из Москвы или Питера. Некоторые читаю еще в пути»
Фото: ©Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Для чего вы собираете книги? 3,5 тысячи — целая библиотека.
— Недавно из Питера привез книги, если скажу, на какую сумму, очень удивишься. Книги везу обычно из Москвы или Питера. Некоторые читаю еще в пути, а какие-то здесь, раскрываю сразу 4-5 книг и читаю параллельно. Даже в туалет иду с книгой. Вот такой я человек.
Не все получается прочитать, конечно. Когда в магазине выбираю книгу, смотрю в трех местах — начало, середина и конец. У некоторых успеваю прочитать всего несколько страниц, перескакиваю на другую, третью книгу.
— У вас очень большой дом. Долго строили?
— Я строил его потихоньку. Не за один год. Уже пять лет, как начал, все еще строю. Садом заниматься — катастрофа! Я уехал на гастроли в Хакасию, жена на отдых. Приехали — все высохло. В саду мы возимся вместе с женой. Это мне интересно как хобби. Я один из самых счастливых людей на земле.
Я люблю свой родной край. Я забочусь о его истории, будущем. Для меня деревня — место силы, света.
Сейчас вот делаем ремонт в театре, работы много. В 2007 году здание было построено на скорую руку, теперь вот рушится. А когда будет новое — не знаем, только надеемся. А ведь надо жить сегодня. Все делаем своими силами.
У меня в сутках 25 часов. Я не из диванных критиков, которые находят себе удовольствие, ругая все подряд.
— Раиль абый, какой вы отец? Требовательный?
— Да, я вообще требовательный человек. Консерватор. Люблю порядок.
«Сейчас вот делаем ремонт в театре, работы много. В 2007 году здание было построено на скорую руку, теперь вот рушится. А когда будет новое — не знаем, только надеемся»
Фото: ИА «Татар-информ»
«У обоих были мысли о разводе»
Тут в разговор включается супруга Раиля Садриева — Эльмира ханум:
— Раиль эмоциональный, вспыльчивый. Я немного спокойнее. Вообще я далекий от сцены человек. У нас разные характеры, мы очень разные. Поэтому и уживаемся вместе. Мы с ним одного года рождения, Раиль на три месяца меня младше.
Раиль вспыхивает, а я успокаиваю его. Он очень талантливый, а во мне идей много. А по молодости были и ссоры, просто чем старше возраст, тем лучше друг друга понимаешь, вы уже на одной волне. К театру отношение у меня неоднозначное, потому что Раиль все свое время отдавал театру. Его все время нет дома — то на работе, то на гастролях. А я человек больше домашний. Иногда, оставшись одна, ловила себя на мысли, что хотелось бы рядом человека надежного, который будет опорой в жизни.
Свекровь, уже покойная, говорила: «Ты не переживай, станет старше — вернется в семью». В смысле — больше времени начнет проводить с семьей. В какой-то момент от гастролей тоже устаешь, и возраст уже немаленький.
Были разные ситуации. У Раиля был бизнес, был момент, когда его партнер «кинул», оставил одного.
«Артист не принадлежит семье. Раиль тоже в своих интервью театр называет своей второй семьей. Со своей «семьей» он уезжает на гастроли. Я ревную»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Как вы сумели пройти через такие испытания?
— Я человек терпеливый, сдержанный. Не знаю, что такое любовь, наверное, это химия. А сейчас у нас в семье преобладают гармония, уважение к друг другу. Не скрою, мы оба в какой-то момент задумывались о разводе. Но я думала о своем будущем — не хотелось остаться одной в уже немолодом возрасте, и ребенок не должен расти в неполной семье. А на месте Раиля не могла себе представить никого другого. Я не стала предаваться эмоциям. И сейчас понимаю, что это было правильное решение.
Артист не принадлежит семье. Раиль тоже в своих интервью театр называет своей второй семьей. Со своей «семьей» он уезжает на гастроли. Я ревную. Там ведь есть разные — и красивые, стройные. Раиль тоже меня ревнует.
— Зная о его характере, все равно пошли за него замуж?
— Я не знала. Мы не успели хорошо узнать друг друга. Он был бизнесменом, учителем. Преподавал философию. Раиль, наверное, от природы артист. Но не домосед. Это только сейчас он может побыть дома, книжки почитать. Наконец, через 33 года такой момент наступил. В этом году 33 года, как мы поженились!
Бессонные ночи, слезы, ссоры со временем забываются, ты прощаешь это всё. Назад в прошлое не хочется возвращаться. Это уже жизненный опыт.
С Раилем познакомились в райкоме комсомола. Он был секретарем райкома. Я тогда окончила институт и начала работать в школе в Альметьевске, но заболела мама, и я вернулась в Буинск. Места в школе не нашлось, я устроилась инструктором в комсомольской организации.
Я любила краситься. Раиль мне говорит: «Девушка, как же много на вас штукатурки!» Я вся покраснела. Думаю, какой-то деревенский парень с неприятным голосом делает мне такое замечание. «Хам!» — сказала ему и развернулась, ушла. Но то, что Раиль деревенский, я узнала позже. Он всегда следил за собой, одевался опрятно.
«Бог в моем представлении — это огромный океан, а люди в нем — капли воды. Мы все частицы Всевышнего, его клеточки»
Фото: © Абдул Фархан /ИА «Татар-информ»
Потом он меня пригласил на свой спектакль, они с самодеятельными актерами поставили пьесу Туфана Миннуллина. А потом позвал вместе встречать Новый год. В конце 1987 года стали встречаться, в мае 1988-го поженились. Меня никто особо не спрашивал, хочу я замуж или нет. Наверное, все было уже предрешено на небесах. Нам обоим было по 21 году. Мне сказали, что будет тяжело, но я по молодости никого не слушала.
Я никогда не думала, что буду жить в деревне. Сначала мы жили в Буинске, там у нас трехкомнатная квартира.
«Будто только сейчас начинаю жить»
Восемь лет у нас не было детей. Сыну в этом году исполняется 25 лет. Для меня он до сих пор ребенок. Когда он уехал в Казань учиться, я тоже поехала за ним, устроилась в лицей учительницей. Казань для меня город чужой. Там никто никому не нужен, все утром уходят на работу, вечером возвращаются. В гости ходить не принято. И я обратно вернулась сюда. Мне в деревне жить хорошо, я получаю удовольствие от такой жизни. Условия не хуже, чем в городе.
«Я живу в доме, в котором сам вырос. Немного его перестроил под себя»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Как справляетесь с домашними делами? Дом большой.
— На работе у меня не такой плотный график, всего три часа в день. 32 года преподавала русский язык и литературу, сейчас занимаюсь бизнесом в образовательной сфере. Школу вспоминаю как страшный сон. А дома я не часто убираюсь, раз в неделю — и просто поддерживаешь порядок, чистоту. У нас есть теплица, зимний сад. Раиль весной загорается, сажает разное. А осенью убирать приходится мне. А я не человек земли. Я больше люблю поливать, полоть.
У меня есть сестра-близнец, Эльвира. Мы родились семимесячными, весом чуть больше килограмма. Мама кормила нас пипеткой через нос. Все думали, что мы умрем. Старались как можно скорее дать нам имена, назвали Фаридой и Фаузией.
Рассказывают, как наша бабушка на улице подметала, и ее соседки спрашивают: «Ну как, растут малышки?» А бабушка: «Ой, растут, уже улыбаться начали», а сама пальцем показывает на кладбище, мол, через пару дней проводят. Потом, когда мы приезжали к бабушке, нам всегда говорили: «А, это те девочки, которые умирали?» Когда мы выжили, папа заново нам дал имена — назвал Эльвирой и Эльмирой.
Папа умер в 45 лет, а мама — в 54 года. Оба от тяжелой болезни. Раньше пятидесятилетнюю маму считала чуть ли не бабушкой, теперь и самой скоро 55 лет. Обернусь назад — будто и не жила. Кажется, я только сейчас начинаю жить.
«Я живу в истинно татарской среде, думаю по-татарски, говорю по-татарски»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Идет третья мировая война, имя ей — ковид»
— Хоть и живу в деревне, ритм жизни у меня совсем не деревенский, — присоединяется к разговору Раиль Садриев. — Я живу в истинно татарской среде, думаю по-татарски, говорю по-татарски. Сын вот собирается жениться. Фарит был директором смены «Сэлэт» в Бугульме, спортсмен. Женится на татарке.
Хочется, чтобы в семье продолжались традиции. Чтобы и внуки знали родной язык, общались на нем. Мир изменчив, сохранить в нем татарский язык трудно. Но я живу с надеждой, что наступят большие перемены и татарский язык вновь воспрянет, будет ренессанс.
— Да, но заранее все предугадать невозможно. У меня есть интуиция. Думаю, что через пару лет человеку будет комфортнее в деревне, а не в городе. Жить своим хозяйством, питаясь выращенным на своем огороде урожаем.
Из этой войны мы выйдем с поредевшими рядами, очистившись. Вот теперь скажут: «Раиль поддерживает слова финансовых глобалистов». Нет, я против них. У них денег много, а у Вселенной свои законы и они победят.
«Видимо, в прошлой жизни я был гончаром. Коллекционирую горшки из разных стран, немного рисую, леплю скульптуры из пластилина»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Главная болезнь человека — от невежества»
— Что будет дальше с человечеством, как считаете?
— За следующие пять-шесть лет мир сильно изменится. Будет период подъема. Не говорю, что все переберутся в деревни. К примеру, городские жители еду покупают в магазине. Наступит день, весь рынок перевернется с ног на голову. Исчезнут ненужные банки, структуры. Наступит хаос, но он будет управляемый. Если исчезнут «Магниты» и «Пятерочки», что будет делать миллионный мегаполис?
Почему мы выжили в 1990 году? У четверти населения были дачи. Была сильная связь с селом, а сейчас в деревне люди не остаются. Дезориентированное население иногда впадает в депрессию.
«Почему мы выжили в 1990 году? У четверти населения были дачи»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
Почему ковид побеждает человека? Потому что нет иммунитета. Иммунитет зависит от деятельности мозга. Сейчас идет информационная война: «Есть вирус ковид, он может вас убить». Человек постоянно слышит это, он теряет надежду, он всегда в состоянии тревожности. Но если он будет верить в себя, надеяться, то он будет жить.
Болезни возникают, когда внутренний мир человека не соответствует его внешнему миру. Главная болезнь человека — это его невежество. 98 процентов населения такие. Говорят — «у него нет мозгов». Тело человека — сложный организм из созданной этим миром материи. Организм как гигантский завод. Человеческий мозг только принимает мысль, как телевизор или ретранслятор. Мысль рождается не в мозге человека, а в другом месте — в его душе.
Говорят, мысль материальна. Я согласен только отчасти. Думаю, что мысль не может быть материальной. Мысли рождаются каждую секунду, если бы они были материальны, наступил бы хаос. Вот намерение — материально. Ты начинаешь жить с какой-то целью, веришь в нее. Мысль, намерение обладают большой силой.
В хозяйстве Садриевых три десятка кур
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Квантовую физику полюбил недавно»
«Для меня самая большая наука — метафизика, квантовая физика, – рассказывает о себе Раиль Садриев в ходе небольшой экскурсии по дому. — Видимо, в прошлой жизни я был гончаром. Коллекционирую горшки из разных стран, немного рисую, леплю скульптуры из пластилина».
В хозяйстве Садриевых три десятка кур, в огороде они выращивают картофель, свеклу, морковь, лук, помидоры и огурцы.
«Помидоры поливаю не чаще чем раз в десять дней. Помидоры у нас созрели уже 17 мая. А огурцы ели на день рождения театра 24 марта, из теплицы зимнего сада. Помидоры подкармливаю биологическими удобрениями. Я против химии. Даже в школе химию не любил. Я гуманитарий. А метафизику и квантовую физику полюбил недавно», — говорит он.
«Обычно в одной руке у меня дубовый веник, в другой — березовый, между ними — полынь»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
В углу сада — кедровая баня. «Обычно в одной руке у меня дубовый веник, в другой — березовый, между ними — полынь. Купанием в ледяной воде увлекаюсь с 1995 года. Мне сказали, что детей не будет, а как начал моржевать, на следующий год у нас родился сын. Мне помогло. Из горячей бани ныряю в холодную воду или в снег», — поделился Раиль Садриев.
Справка: Раиль Садриев — художественный руководитель и директор Буинского государственного драматического театра, заслуженный артист РТ (2008), народный артист РТ (2018), лауреат премии имени Дамира Сиразиева. Родился 14 октября 1966 года в селе Адав-Тулумбаево Буинского района ТАССР. Окончил исторический факультет КГУ.
В 1993-1998 годах — учитель, предприниматель, оказывал спонсорскую помощь ТГАТ им. Г. Камала. В 1998-2002 годах — преподаватель философии в филиалах Московского государственного социально-гуманитарного университета в Буинске и Тетюшах. В 2002-2007 годах — главный режиссер Буинского народного театра. С 30 марта 2007 года — художественный руководитель и директор Буинского государственного драматического театра.
Автор: Зиля Мубаракшина, www.intertat.tatar, перевод
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа