раиль садриев биография национальность
Сколько заработали мастера культуры Татарстана
Совокупный личный доход руководителей бюджетных учреждений культуры Татарстана вырос за год на 20 процентов
Совокупный личный доход 57 руководителей бюджетных учреждений культуры Татарстана в 2018 году вырос на 20%, составив 124 млн рублей. Еще 100 млн с лишним добавили их супруги — в итоге семейный доход достиг 230,4 млн рублей. Средняя зарплата руководителя подобного учреждения составила 181,3 тыс. рублей. Самым богатым вновь стал Александр Сладковский, экс-супруга которого, между тем, уже 2 года является собственником фирмы — единственного агента РАО по лицензированию авторских прав при постановке произведений. Как выяснило «Реальное время», неожиданно резко увеличил свои доходы глава Дома дружбы народов Татарстана. И это — на фоне развалившегося дела о мошенничестве. Кроме того, мы узнали, как стройкомпании супругов и фирмы, промышляющие на ниве культуры, позволили разбогатеть семьям руководителей Елабужского музея-заповедника и Буинского театра, а также о том, что глава Болгарского музея-заповедника записал фермерское хозяйство на жену, а официальные доходы семьи певца Салавата выросли в 3,4 раза.
Богатейший маэстро
Самым состоятельным деятелем культуры Татарстана четвертый год подряд становится Александр Сладковский, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Татарстана, задекларировавший официальный доход в размере 31,6 млн рублей (на 22,7% больше, чем годом ранее).
Несмотря на такие заработки, из имущества в собственности у маэстро лишь участок на 1,1 тыс. кв. м, дом в 245,7 кв. м и Mercedes-Benz, кроме того, на несовершеннолетнего ребенка записана ½ доля квартиры на 61,1 кв. м. Интересно, что раньше у Сладковского была квартира на 98 кв. м, но она была продана вместе с машиноместом. А участок на 11 соток с домом были приобретены в 2017 году.
Еще 2 года назад он указывал в декларации Викторию Сладковскую, работавшую на тот момент заместителем художественного руководителя ГСО. В настоящее время экс-супруга дирижера входит в совет директоров «Российского авторского общества» и одновременно руководит принадлежащим ей на 95% ООО «Театральный агент», показавшим в 2017 году оборот в 60,5 млн рублей и прибыль в 1,5 млн. Летом 2017 года ООО было назначено единственным агентом Российского авторского общества по лицензированию авторских прав при постановке драматических произведений.
Самым состоятельным деятелем культуры Татарстана в четвертый год подряд становится Александр Сладковский. Фото Олега Тихонова
Глава Дома дружбы народов резко разбогател на фоне дела о мошенничестве
А на втором месте неожиданно оказался директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов, личный доход которого в 2018 году вырос в восемь раз, составив 7,5 млн рублей. Еще почти полмиллиона добавила в кубышку его супруга — всего Шариповы заработали 8 млн рублей. У Шариповых в собственности квартира на 95 кв. м, дом аналогичной площади и участок на 650 кв. м (последние два объекта записаны на супругу), в гараже припаркован Nissan Note. Шарипов с 2014 года является депутатом Госсовета РТ (член фракции «Единая Россия» и комитета ГС РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам) и подает сведения о доходах еще и как народный избранник. Год назад у Шарипова был один из самых низких доходов среди парламентариев РТ.
В конце прошлого года в Доме дружбы народов Татарстана прошли обыски по делу о мошенническом хищении средств, выделенных на проведение культурных мероприятий, в ходе которых были изъяты документы и электронные носители, а также допрошены сотрудники. Фигурантами дела в результате стали несколько человек, в том числе заместитель Шарипова Наталья Мясникова.
Выяснилось, что с 2015 по 2018 годы организация получила несколько траншей от Минкультуры РТ на проведение мероприятий на сумму от 5 млн рублей в год: в частности, на фестивали «Наш Дом — Татарстан» и «Радуга». В МВД полагали, что подрядчиками были подставные фирмы, мероприятия же проводили силами сотрудников ДДН, а деньги обналичивались. В марте прокуратура, впрочем, вернула дело в МВД, не обнаружив фактов причастности Шарипова к преступлениям.
Шарипов с 2014 года является депутатом Госсовета РТ и подает сведения о доходах еще и как народный избранник. Фото addnt.ru
Стройкомпания мужа и прибыль елабужского заповедника позволили разбогатеть музейному работнику
В тройке лидеров впервые оказалась и Гульзада Руденко, директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (основан в 1989 году, на площади 500 га расположено более 180 объектов культурного наследия).
Руденко задекларировала 4,7 млн рублей, ее муж почти в два раза больше — 9,5 млн (совместно — 14,2 млн рублей). Личный доход директора вырос в 2,2 раза, семейный — в 1,5 раза. Таким образом, и сама Руденко, и супруги Руденко занимают третье место по величине личного и семейного дохода, владея, кроме того, тремя участками общей площадью 1,5 тыс. кв. м и жилым домом на 180 кв. м.
Отметим, что и сам музей чувствует себя неплохо. По словам Гульзады Руденко, в 2017 году он получил, благодаря туристам, прибыль в 32 млн рублей (не считая финансирования из бюджета на 40 млн рублей). Из прибыли половина денег идет как раз на повышение зарплат сотрудников в музее-заповеднике, говорила Руденко — этим и можно объяснить двукратный рост ее доходов. Во многом, благодаря активному лоббированию идеи самой Руденко (она доверенное лицо Владимира Путина), президент РФ в начале 2019 года предложил полностью освободить театры, музеи и библиотеки от 20-процентного налога на прибыль.
Начинала Руденко в 1970—1980-х с карьеры комсомольского работника — была вторым секретарем райкома ВЛКСМ в Набережных Челнах, в 1990-х руководила челнинским же культурным центром «Эврика», в 1999 году попала во власть, заняв должность начальника управления культуры и искусства города Набережные Челны. В 2002 году Руденко немного порулила ООО «Туристическая компания «Леон-Тур», после чего ее и пригласили в Елабугу. Неизвестно точно, кем работает ее супруг, но на территории Закамья есть лишь один «однофамилец» Гульзады Руденко — Александр Руденко, которому принадлежит 81% челнинской строительной компании ООО «Волга-СГЭМ» («Волга-Спецгидроэнергомонтаж»), он же ее и возглавляет. Фирма чувствует себя отлично: 2017 год, при выручке в 287,5 млн рублей, она закрыла с прибылью в 33,5 млн рублей. Отсюда, видимо, и доходы ее руководителя.
И сама Руденко, и супруги Руденко занимают третье место по величине личного и семейного дохода. Фото kpfu.ru
Рауфаль Мухаметзянов «обеднел» на полмиллиона
Со второго на четвертое место опустился директор Татарского академического государственного театра оперы и балеты им. Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, задекларировавший 4,67 млн рублей. Еще 1,8 млн рублей добавила его жена — всего семья заработала 6,5 млн рублей. Фактически, впрочем, семейный доход за год упал на полмиллиона рублей во многом из-за снижения заработков супруги. В собственности у Мухаметзяновых по-прежнему квартира (122 кв. м), дом (254 кв. м) и земельный участок на 11 соток — на супругу записано нежилое помещение в 358 кв. м. Мухаметзянов, как и Шарипов, депутат Госсовета РТ, член комитета ГС по образованию, культуре, науке и национальным вопросам.
Театр оперы и балета он возглавляет еще с 1981 года. Благодаря Мухаметзянову, считают наблюдатели, это учреждение вообще сохранилось в тяжелые 1990-е годы. При этом ТАГТОиБ им. М. Джалиля считается богатейшим театром Татарстана, из бюджета он получает сотни миллионов рублей (в 2013 году — 300 млн, в 2015-м — 155 млн). Сам театр в 2018 году заработал более 80 млн рублей.
Театр оперы и балета Мухаметзянов возглавляет еще с 1981 года. Благодаря ему, считают наблюдатели, это учреждение вообще сохранилось в тяжелые 1990-е годы. Фото Максима Платонова
…а глава Качаловского театра на фоне сопоставимых прибылей — нет
Пятерку богатейших руководителей учреждений культуры замыкает Александр Славутский, худруководитель и директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова: его личный доход в 2018 году вырос с 3,6 до 3,9 млн рублей, семейный, благодаря супруге Светлане Романовой (ведущей артистке того же театра заработала 1,4 млн рублей), увеличился с 5 до 5,3 млн рублей. В собственности у Славутских только квартира на 147 кв. м и небольшой гараж, в котором стоит Mercedes-Benz GLK 220 CDI 4 Matic.
В апреле этого года прозвучал доклад вице-премьера Лейлы Фазлеевой о результатах «независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Татарстана». Согласно отчету, по новой оценке качества Качаловский театр оказался на четвертом месте (а оперный театр Мухаметзянова вообще на пятом), первое же занял Зеленодольский музыкальный театр. Славутский тогда возмутился: «Зрители есть, они довольны, они идут? Какая еще нужна оценка?» По данным худрука и директора, в прошлом году Качаловский театр заработал 62 млн рублей. Из бюджета РТ он к тому же был профинансирован еще на 100 млн рублей.
Пятерку богатейших руководителей учреждений культуры замыкает Александр Славутский, худруководитель и директор Казанского академического русского Большого драматического театра им. В.И. Качалова. Фото Максима Платонова
Глава Болгарского заповедника записал на жену фермерское хозяйство, приносящее больше 50 млн рублей в год
Наконец, стоит упомянуть «мастеров культуры», которые оказались в топ-5 по семейным доходам благодаря заработкам своих супругов. Так, первое место по совокупному доходу занял директор Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Фаргат Мухаметов. Сам он заработал в 2018 году лишь 1,2 млн рублей, зато его супруга задекларировала 57 млн рублей — на 17 млн больше, чем годом ранее. У семейной пары есть не только дом на 102 кв. м и две квартиры на 45,4 кв. м и 78,7 кв. м, но и ремонтная мастерская на 607,6 кв. м, четыре склада для хранения сельскохозяйственной продукции на 3,8 тыс. кв. м, больше 10 участков общей площадью 12,2 млн кв. м, цех для сборки сельскохозяйственных машин. И целый автопарк последних: от КамАЗов до тракторов МТЗ и комбайнов «Дон-1500 Б». Помимо этого, есть также легковые авто Toyota Land Cruiser 150 (Pradod), Hyundai Solaris, ВАЗ 21214 и Chevrolet Niva.
На самом деле, супруга Мухаметова тут не сильно-то причем, основа благосостояния семьи была заложена в 1990-х, когда будущий глава музея-заповедника работал сначала директором совхоза «Екатериновский» (Спасский район), затем рулил ООО «Спасский агроснаб» и, наконец, 3 года — с 2010-го по 2013-й — был фермером (главой КФХ «Мухаметов Ф.В.»). Формально часть собственности принадлежит ему и сегодня: так, Мухаметов зарегистрирован как индивидуальный предприниматель (деятельность — выращивание зерновых культур), а ранее он — или его полный тезка — владел и 25% компании ООО «Болгар Керамика».
Сколько заработал Болгарский музей-заповедник в прошлом году, неизвестно: по словам Мухаметова, учреждение посетили 521,4 тыс. человек, «несколько меньше, чем в 2017-м» (542 тыс.) из-за нехватки автобусов для туристов — они были заняты во время ЧМ мира по футболу. Согласно уставу Болгара, этот музей-заповедник «не преследует цели извлечения прибыли от основной деятельности, вместе с тем может оказывать платные услуги и заниматься приносящей дoхoд деятельностью самостоятельно на договорной основе с юридическими и физическими лицами». Отметим, что 2018 год был последним годом финансирования Болгара и Свияжска из бюджета — оба музея получили 400 млн рублей на двоих.
Первое место по совокупному доходу занял директор Болгарского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Фаргат Мухаметов. Фото spas-rt.ru
Супруга главы Буинского театра, занимаясь бизнесом на ниве культуры, заработала в три раза больше мужа
Благодаря супруге на четвертом месте по семейному доходу оказался директор Буинского государственного драмтеатра Раиль Садриев: сам он заработал в прошлом году 2 млн рублей, жена — 6 млн рублей. В итоге их семейный доход вырос в 1,7 раза, составив 8 млн рублей. У Садриевых два земельных участка на 3 тыс. кв. м, дом на 31,6 кв. м, нежилое здание на 480 кв. м и квартира на 61,8 кв. м. У супруги есть и автомобиль Opel Corsa.
Буинский театр — один из старейших в Татарстане, он открылся в 1917 году. Сегодня в театре работают 80 человек, из них 20 — артисты, зал насчитывает 194 места. Тем не менее на коллегии Минкультуры РТ Буинский театр был назван одним из трех театров-аутсайдеров по заработанных средствам (наряду с Нижнекамским и Атнинским) — сам Садриев считает некорректным сравнивать провинциальный театр с Качаловским или Камаловским, и план в Буинске ежегодно выполняют и даже перевыполняют.
У Эльмиры Фаритовны Садриевой свое ИП, зарегистрированное в Буинске и занимающееся деятельностью «в области исполнительских искусств» (а также гостиницами, ресторанами и кафе, производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ). Можно найти три контракта с разными учреждениями, крупнейший из которых относится к 2017 году: тогда Садриева получила 120 тыс. рублей от ГАУК РТ НГТДТ им. Т.А. Миннуллина за услуги по проживанию в гостинице на гастролях. К слову, сам Раиль Садриев тоже начинал с предпринимательской деятельности в 1990-х годах.
Раиль Садриев заработал в прошлом году 2 млн рублей, жена — 6 млн рублей. Фото idel-tat.ru
Салават в 2018 году, наконец, «разбогател» — его доходы выросли в 3,4 раза
И, наконец, из любопытного: уже не первый год несовершеннолетний ребенок директора Казанского техникума народных художественных промыслов Раушании Саубановой зарабатывает в два раза больше родителей: в прошлом году — 2,6 млн рублей, тогда как сама Саубанова отчиталась об 1,7 млн, супруг — об 1 млн рублей. В 2018 году ребенок вновь заработал 2,7 млн рублей, Саубанова — всего 903,5 тыс., ее супруг — 420 тыс. У родителей ничего в собственности нет (в пользовании квартира в 65 кв. м), зато на ребенка записана пятая часть земельного участка в 910 кв. м и пятая часть жилого дома на 244,1 кв. м.
Отметим и резкий рост дохода «соловья татарской эстрады» Салавата Фатхутдинова. Из декларации его супруги Лейсян Фатхутдиновой, директора Молодежного центра «Салават», ранее было известно, что певец заработал в 2016 году всего 628 тыс. рублей, в 2017-м — 1 млн (при цене одного выступления Салавата в 500 тыс. — 1 млн рублей выглядел очень странно). Кризис почти пройден: в 2018 году певец заработал 3,4 млн рублей (в 3,4 раза больше, чем годом ранее), супруга увеличила свой доход в два раза, до 2,7 млн рублей. В итоге официальный семейный доход Фатхутдиновых вырос в 2,5 раза, составив 6,2 млн. Это седьмая строчка в рейтинге богатейших «культурных людей» Татарстана.
Худрук Буинского театра Раиль Садриев: «Я один из самых счастливых людей на земле»
Руководитель Буинского драмтеатра Раиль Садриев в интервью ИА «Татар-информ» рассказал, почему живет в деревне, для чего ему тысячи книг, и спрогнозировал, чем закончится для цивилизации кризис, вызванный коронавирусом.
«У меня всегда раскрыты 4-5 книг, читаю параллельно»
— Обычно из деревень люди стараются уезжать, а вы обосновались в селе. Мечтали жить деревенской жизнью?
— Тому, кто рос в деревне, очень сложно вывести ее из себя. Я живу по интуиции. Здесь мне хорошо, здесь есть гармония.
Я живу в доме, в котором сам вырос. Немного его перестроил под себя. Сделал отдельную комнату, множество книжных полок. У меня три с половиной тысячи книг. В доме баня, в саду кедровая баня, сейчас вот делаю бассейн. Там тоже вдоль стен будут книги. В доме много деталей, каждая дает энергию. Каждая вещь привезена откуда-нибудь. Вот это из Хакасии, это с Алтая, а вот это привез из Ташкента. Я собираю всё — камни с гор, со дна рек, даже мох.
Жизнь пролетает быстро. Такое ощущение, что в сутках уже не 24 часа, а меньше. Мы торопимся, бежим куда-то, даже состариться не успеваем. В этом году мне исполняется 55 лет.
У одного мудреца спросили: «Вы верите в Бога?» Он сказал: «Нет». Ему: «Как же так, вы ведь все время говорите о Боге?» Он ответил: «Я Бога знаю». Мне кажется, что неправильно говорить «верю в Бога». Я его каждый день открываю, смысл бытия все время пополняется. Мы маленькое отражение Бога.
— А вы? Верите в Бога?
— Конечно, но ни к какой религии себя не отношу. Я рос в исламских традициях, большинство его канонов я принимаю. Ни один пророк не придумывал религию. Они просто все разъясняли людям. Те, кто понимал их по-своему, создали религию, которая на самом деле заключает людей в определенную форму, рамки.
Бог в моем представлении — это огромный океан, а люди в нем — капли воды. Мы все частицы Всевышнего, его клеточки. Богатый ты или бедный — перед Богом все равны.
«Книги везу обычно из Москвы или Питера. Некоторые читаю еще в пути»
Фото: ©Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Для чего вы собираете книги? 3,5 тысячи — целая библиотека.
— Недавно из Питера привез книги, если скажу, на какую сумму, очень удивишься. Книги везу обычно из Москвы или Питера. Некоторые читаю еще в пути, а какие-то здесь, раскрываю сразу 4-5 книг и читаю параллельно. Даже в туалет иду с книгой. Вот такой я человек.
Не все получается прочитать, конечно. Когда в магазине выбираю книгу, смотрю в трех местах — начало, середина и конец. У некоторых успеваю прочитать всего несколько страниц, перескакиваю на другую, третью книгу.
— У вас очень большой дом. Долго строили?
— Я строил его потихоньку. Не за один год. Уже пять лет, как начал, все еще строю. Садом заниматься — катастрофа! Я уехал на гастроли в Хакасию, жена на отдых. Приехали — все высохло. В саду мы возимся вместе с женой. Это мне интересно как хобби. Я один из самых счастливых людей на земле.
Я люблю свой родной край. Я забочусь о его истории, будущем. Для меня деревня — место силы, света.
Сейчас вот делаем ремонт в театре, работы много. В 2007 году здание было построено на скорую руку, теперь вот рушится. А когда будет новое — не знаем, только надеемся. А ведь надо жить сегодня. Все делаем своими силами.
У меня в сутках 25 часов. Я не из диванных критиков, которые находят себе удовольствие, ругая все подряд.
— Раиль абый, какой вы отец? Требовательный?
— Да, я вообще требовательный человек. Консерватор. Люблю порядок.
«Сейчас вот делаем ремонт в театре, работы много. В 2007 году здание было построено на скорую руку, теперь вот рушится. А когда будет новое — не знаем, только надеемся»
Фото: ИА «Татар-информ»
«У обоих были мысли о разводе»
Тут в разговор включается супруга Раиля Садриева — Эльмира ханум:
— Раиль эмоциональный, вспыльчивый. Я немного спокойнее. Вообще я далекий от сцены человек. У нас разные характеры, мы очень разные. Поэтому и уживаемся вместе. Мы с ним одного года рождения, Раиль на три месяца меня младше.
Раиль вспыхивает, а я успокаиваю его. Он очень талантливый, а во мне идей много. А по молодости были и ссоры, просто чем старше возраст, тем лучше друг друга понимаешь, вы уже на одной волне. К театру отношение у меня неоднозначное, потому что Раиль все свое время отдавал театру. Его все время нет дома — то на работе, то на гастролях. А я человек больше домашний. Иногда, оставшись одна, ловила себя на мысли, что хотелось бы рядом человека надежного, который будет опорой в жизни.
Свекровь, уже покойная, говорила: «Ты не переживай, станет старше — вернется в семью». В смысле — больше времени начнет проводить с семьей. В какой-то момент от гастролей тоже устаешь, и возраст уже немаленький.
Были разные ситуации. У Раиля был бизнес, был момент, когда его партнер «кинул», оставил одного.
«Артист не принадлежит семье. Раиль тоже в своих интервью театр называет своей второй семьей. Со своей «семьей» он уезжает на гастроли. Я ревную»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Как вы сумели пройти через такие испытания?
— Я человек терпеливый, сдержанный. Не знаю, что такое любовь, наверное, это химия. А сейчас у нас в семье преобладают гармония, уважение к друг другу. Не скрою, мы оба в какой-то момент задумывались о разводе. Но я думала о своем будущем — не хотелось остаться одной в уже немолодом возрасте, и ребенок не должен расти в неполной семье. А на месте Раиля не могла себе представить никого другого. Я не стала предаваться эмоциям. И сейчас понимаю, что это было правильное решение.
Артист не принадлежит семье. Раиль тоже в своих интервью театр называет своей второй семьей. Со своей «семьей» он уезжает на гастроли. Я ревную. Там ведь есть разные — и красивые, стройные. Раиль тоже меня ревнует.
— Зная о его характере, все равно пошли за него замуж?
— Я не знала. Мы не успели хорошо узнать друг друга. Он был бизнесменом, учителем. Преподавал философию. Раиль, наверное, от природы артист. Но не домосед. Это только сейчас он может побыть дома, книжки почитать. Наконец, через 33 года такой момент наступил. В этом году 33 года, как мы поженились!
Бессонные ночи, слезы, ссоры со временем забываются, ты прощаешь это всё. Назад в прошлое не хочется возвращаться. Это уже жизненный опыт.
С Раилем познакомились в райкоме комсомола. Он был секретарем райкома. Я тогда окончила институт и начала работать в школе в Альметьевске, но заболела мама, и я вернулась в Буинск. Места в школе не нашлось, я устроилась инструктором в комсомольской организации.
Я любила краситься. Раиль мне говорит: «Девушка, как же много на вас штукатурки!» Я вся покраснела. Думаю, какой-то деревенский парень с неприятным голосом делает мне такое замечание. «Хам!» — сказала ему и развернулась, ушла. Но то, что Раиль деревенский, я узнала позже. Он всегда следил за собой, одевался опрятно.
«Бог в моем представлении — это огромный океан, а люди в нем — капли воды. Мы все частицы Всевышнего, его клеточки»
Фото: © Абдул Фархан /ИА «Татар-информ»
Потом он меня пригласил на свой спектакль, они с самодеятельными актерами поставили пьесу Туфана Миннуллина. А потом позвал вместе встречать Новый год. В конце 1987 года стали встречаться, в мае 1988-го поженились. Меня никто особо не спрашивал, хочу я замуж или нет. Наверное, все было уже предрешено на небесах. Нам обоим было по 21 году. Мне сказали, что будет тяжело, но я по молодости никого не слушала.
Я никогда не думала, что буду жить в деревне. Сначала мы жили в Буинске, там у нас трехкомнатная квартира.
«Будто только сейчас начинаю жить»
Восемь лет у нас не было детей. Сыну в этом году исполняется 25 лет. Для меня он до сих пор ребенок. Когда он уехал в Казань учиться, я тоже поехала за ним, устроилась в лицей учительницей. Казань для меня город чужой. Там никто никому не нужен, все утром уходят на работу, вечером возвращаются. В гости ходить не принято. И я обратно вернулась сюда. Мне в деревне жить хорошо, я получаю удовольствие от такой жизни. Условия не хуже, чем в городе.
«Я живу в доме, в котором сам вырос. Немного его перестроил под себя»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
— Как справляетесь с домашними делами? Дом большой.
— На работе у меня не такой плотный график, всего три часа в день. 32 года преподавала русский язык и литературу, сейчас занимаюсь бизнесом в образовательной сфере. Школу вспоминаю как страшный сон. А дома я не часто убираюсь, раз в неделю — и просто поддерживаешь порядок, чистоту. У нас есть теплица, зимний сад. Раиль весной загорается, сажает разное. А осенью убирать приходится мне. А я не человек земли. Я больше люблю поливать, полоть.
У меня есть сестра-близнец, Эльвира. Мы родились семимесячными, весом чуть больше килограмма. Мама кормила нас пипеткой через нос. Все думали, что мы умрем. Старались как можно скорее дать нам имена, назвали Фаридой и Фаузией.
Рассказывают, как наша бабушка на улице подметала, и ее соседки спрашивают: «Ну как, растут малышки?» А бабушка: «Ой, растут, уже улыбаться начали», а сама пальцем показывает на кладбище, мол, через пару дней проводят. Потом, когда мы приезжали к бабушке, нам всегда говорили: «А, это те девочки, которые умирали?» Когда мы выжили, папа заново нам дал имена — назвал Эльвирой и Эльмирой.
Папа умер в 45 лет, а мама — в 54 года. Оба от тяжелой болезни. Раньше пятидесятилетнюю маму считала чуть ли не бабушкой, теперь и самой скоро 55 лет. Обернусь назад — будто и не жила. Кажется, я только сейчас начинаю жить.
«Я живу в истинно татарской среде, думаю по-татарски, говорю по-татарски»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Идет третья мировая война, имя ей — ковид»
— Хоть и живу в деревне, ритм жизни у меня совсем не деревенский, — присоединяется к разговору Раиль Садриев. — Я живу в истинно татарской среде, думаю по-татарски, говорю по-татарски. Сын вот собирается жениться. Фарит был директором смены «Сэлэт» в Бугульме, спортсмен. Женится на татарке.
Хочется, чтобы в семье продолжались традиции. Чтобы и внуки знали родной язык, общались на нем. Мир изменчив, сохранить в нем татарский язык трудно. Но я живу с надеждой, что наступят большие перемены и татарский язык вновь воспрянет, будет ренессанс.
— Да, но заранее все предугадать невозможно. У меня есть интуиция. Думаю, что через пару лет человеку будет комфортнее в деревне, а не в городе. Жить своим хозяйством, питаясь выращенным на своем огороде урожаем.
Из этой войны мы выйдем с поредевшими рядами, очистившись. Вот теперь скажут: «Раиль поддерживает слова финансовых глобалистов». Нет, я против них. У них денег много, а у Вселенной свои законы и они победят.
«Видимо, в прошлой жизни я был гончаром. Коллекционирую горшки из разных стран, немного рисую, леплю скульптуры из пластилина»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Главная болезнь человека — от невежества»
— Что будет дальше с человечеством, как считаете?
— За следующие пять-шесть лет мир сильно изменится. Будет период подъема. Не говорю, что все переберутся в деревни. К примеру, городские жители еду покупают в магазине. Наступит день, весь рынок перевернется с ног на голову. Исчезнут ненужные банки, структуры. Наступит хаос, но он будет управляемый. Если исчезнут «Магниты» и «Пятерочки», что будет делать миллионный мегаполис?
Почему мы выжили в 1990 году? У четверти населения были дачи. Была сильная связь с селом, а сейчас в деревне люди не остаются. Дезориентированное население иногда впадает в депрессию.
«Почему мы выжили в 1990 году? У четверти населения были дачи»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
Почему ковид побеждает человека? Потому что нет иммунитета. Иммунитет зависит от деятельности мозга. Сейчас идет информационная война: «Есть вирус ковид, он может вас убить». Человек постоянно слышит это, он теряет надежду, он всегда в состоянии тревожности. Но если он будет верить в себя, надеяться, то он будет жить.
Болезни возникают, когда внутренний мир человека не соответствует его внешнему миру. Главная болезнь человека — это его невежество. 98 процентов населения такие. Говорят — «у него нет мозгов». Тело человека — сложный организм из созданной этим миром материи. Организм как гигантский завод. Человеческий мозг только принимает мысль, как телевизор или ретранслятор. Мысль рождается не в мозге человека, а в другом месте — в его душе.
Говорят, мысль материальна. Я согласен только отчасти. Думаю, что мысль не может быть материальной. Мысли рождаются каждую секунду, если бы они были материальны, наступил бы хаос. Вот намерение — материально. Ты начинаешь жить с какой-то целью, веришь в нее. Мысль, намерение обладают большой силой.
В хозяйстве Садриевых три десятка кур
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
«Квантовую физику полюбил недавно»
«Для меня самая большая наука — метафизика, квантовая физика, – рассказывает о себе Раиль Садриев в ходе небольшой экскурсии по дому. — Видимо, в прошлой жизни я был гончаром. Коллекционирую горшки из разных стран, немного рисую, леплю скульптуры из пластилина».
В хозяйстве Садриевых три десятка кур, в огороде они выращивают картофель, свеклу, морковь, лук, помидоры и огурцы.
«Помидоры поливаю не чаще чем раз в десять дней. Помидоры у нас созрели уже 17 мая. А огурцы ели на день рождения театра 24 марта, из теплицы зимнего сада. Помидоры подкармливаю биологическими удобрениями. Я против химии. Даже в школе химию не любил. Я гуманитарий. А метафизику и квантовую физику полюбил недавно», — говорит он.
«Обычно в одной руке у меня дубовый веник, в другой — березовый, между ними — полынь»
Фото: © Абдул Фархан / ИА «Татар-информ»
В углу сада — кедровая баня. «Обычно в одной руке у меня дубовый веник, в другой — березовый, между ними — полынь. Купанием в ледяной воде увлекаюсь с 1995 года. Мне сказали, что детей не будет, а как начал моржевать, на следующий год у нас родился сын. Мне помогло. Из горячей бани ныряю в холодную воду или в снег», — поделился Раиль Садриев.
Справка: Раиль Садриев — художественный руководитель и директор Буинского государственного драматического театра, заслуженный артист РТ (2008), народный артист РТ (2018), лауреат премии имени Дамира Сиразиева. Родился 14 октября 1966 года в селе Адав-Тулумбаево Буинского района ТАССР. Окончил исторический факультет КГУ.
В 1993-1998 годах — учитель, предприниматель, оказывал спонсорскую помощь ТГАТ им. Г. Камала. В 1998-2002 годах — преподаватель философии в филиалах Московского государственного социально-гуманитарного университета в Буинске и Тетюшах. В 2002-2007 годах — главный режиссер Буинского народного театра. С 30 марта 2007 года — художественный руководитель и директор Буинского государственного драматического театра.
Автор: Зиля Мубаракшина, www.intertat.tatar, перевод
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа