радислава капнист биография личная жизнь
Голубая кровь: пройдя через ужасы лагерей и репрессий, графиня Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. До революции семья жила в Санкт-Петербурге. В их доме часто бывал Шаляпин, влюбленный в ее мать – графиню Анастасию Капнист (Байдак), чей род происходил от запорожского атамана Ивана Сирко.
После революции Капнисты переехали в Судак. В 6 лет Мария стала свидетельницей крушения царской России. К власти пришли большевики, в доме Капнистов провели 18 обысков. Отца арестовали и позже расстреляли, тетю убили у девочки на глазах. Дом Капнистов был разрушен. Крымские татары помогли бежать Марии и ее матери, переодев их в свою национальную одежду.
В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров – близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи». Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет.
В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой – гражданской женой Колчака. На тот момент она отсидела 18 лет, но не утратила артистических способностей и любви к лепке и рисованию. Вместе они ставили ночные спектакли для заключенных.
Ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Но Мария выстояла.
Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Девочка чудом выжила – беременных заключенных заставляли делать аборты, Мария отказалась, за что ее били и обливали ледяной водой. Когда дочери было 2 года, ее отдали в детсад. Однажды Мария увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа!». Мать бросилась на обидчицу с кулаками, за что получила еще 10 лет.
Графиня Капнист провела в лагерях 15 лет, на самых тяжелых работах – на рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей. Ее часто избивали и оскорбляли, но ее дух не был сломлен. Своей фамилией она, несмотря ни на что, гордилась, и от родных не отрекалась. Тому же учила дочь: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции».
Из лагерей она вернулась старухой, хотя ей было всего 44. В Киеве Марии пришлось начинать жизнь с нуля – ночевала на вокзалах и в скверах, работала дворником. Около касс кинотеатра ее увидел режиссер Юрий Лысенко. Так она впервые попала на съемочную площадку. Она играла ведьм, графинь, цыганок и чародеек. Самые известные работы – «Шанс», «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила», всего – более чем 120 фильмов.
Рок преследовал графиню до конца дней – в 79 лет она попала под колеса автомобиля. Мария умерла в 1993 г. в киевской больнице, похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дочь известной актрисы Рада Капнист: Мама с детства получала уроки от Шаляпина
Мария Ростиславовна Капнист (1914—1993) — известная киноактриса, заслуженная артистка Украины, снявшаяся в более чем 120 фильмах. В частности, это «Тени забытых предков», «Вдали от Родины», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Руслан и Людмила», «Пропавшая грамота», «Бронзовая птица», «Старая крепость» и других. Ее, как и прежде, помнят любители кино.
До сих пор во всех справочниках год её рождения значился как 1915-й, но сейчас дочь уточнила дату рождения — это все-таки 1914-й. К столетнему юбилею актрисы «Укрпочта» издала юбилейную марку, ей посвященную. В Днепропетровске побывала дочь Марии Ростиславовны жительница Харькова Рада Капнист, много изучающая и пропагандирующая вклад рода Капнистов в духовное наследие. Корреспонденту «Зори» удалось встретиться с Радой Капнист и поговорить с ней о ее легендарной матери Марии Ростиславовне Капнист.
— Яркой звездой блеснула в небе Мария Капнист — и такой же звездой осталась в нашей памяти. Рада, стал ли нынешний юбилей актрисы толчком к росту интереса к ее творчеству?
— В последнее время Марией Ростиславовной очень заинтересовались — и в Интернете, и журналисты. 22 марта исполнилось столетие со дня ее рождения. В столице должен был пройти торжественный вечер, посвященный ей, но в связи с последними событиями в Украине его перенесли на сентябрь. Видимо, нынешним юбилеем и был вызван усиленный интерес к личности мамы. Ею интересуются не только люди нашего возраста, но и молодежь.
— Напомните ее роли.
— Совсем недавно я узнала, что она играла в «Тенях забытых предков» режиссера Сергея Параджанова, фильме «За двумя зайцами» Виктора Иванова (в качестве дамы в иллюзионе, ее не оказалось в титрах). До определенного времени ее приглашали лишь на эпизодические роли. Хотя они были такими яркими, такими сильными, запоминающимися! Кто-то из современников сказал, что у нее такое лицо, что если бы жили знаменитые итальянские скульпторы, они бы ваяли ее лицо в разных ролях. Настолько оно выразительно.
За ее плечами — тяжелейшая жизнь, она стала очень мудрой, прозорливой женщиной. Так что такой человек не мог остаться незамеченным. Хотя при жизни она, к сожалению, главных ролей не так уж много сыграла. Но там, где ей достались главные роли, они принадлежат к лучшим в ее творчестве. Это, к примеру, Милица Федоровна в фильме «Шанс» (1984).
— А бывшим подросткам запомнился фильм «Бронзовая птица», где она играла графиню.
— Да! Это действительно так. Она там фигура очень значительная. И к тому же пережила это все сама — на ее глазах провели 18 обысков, когда девочке было всего шесть лет. Происходило это в Судаке в Крыму. Она сыграла то, что было. Ведь судьба ее трагична. Шутка сказать — пятнадцать лет лагерей и тридцать лет гонений.
До революции семья жила в чудеснейшем доме на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Она видела всю эту красоту. У нее были гувернантки, ведь Капнисты — древний дворянский род. Все предки ее были известными меценатами, много делали для возрождения Украины.
— Какую линию Капнистов вы представляете?
— У известного русского поэта, автора «Ябеды» Василия Васильевича Капниста (1758—1823) был брат Петр Васильевич Капнист. Вот мы его потомки. Между братьями была большая дружба. И Петр даже незаметно финансировал брата Василия. А Василий Васильевич при каждом случае выступал за то, чтобы крестьянам легче жилось. Человек очень неординарный, интереснейший. Кто не знает, пусть обратится к его творчеству — это поэзия не только бунтаря, но и чудесного лирика.
— Кстати, их родной брат Николай Васильевич Капнист в 1787—1793 годах занимал должность екатеринославского губернского предводителя дворянства. Вы сейчас продолжаете традиции рода и создали Фонд памяти Капнистов.
— Откликнулись люди преимущественно пенсионного возраста. Но мы установили памятник Василию Капнисту на его родине на Полтавщине. Об этом мечтала мама. Когда в 1958 году отмечали 200-летие поэта, тогда всё очень торжественно, на государственном уровне происходило. И 250-летие торжественно провели в Киеве, Москве, Петербурге.
— Вы живете в Харькове. А мама жила с вами или в Киеве?
— Мы с мамой оказались не вместе — это грустная история. Сейчас об этом уже создан фильм Виктора Василенко и Людмилы Михалевич. В основе — трагедия мамы. Родила она меня в заключении. Нас разлучили, когда мне было всего два с половиной года. Поэтому мы с мамой долгие годы не виделись. Только в пятнадцать лет, будучи уже девушкой, я поняла, какой это интереснейший, умнейший человек. В свое время она вышла из заключения. Оказалась на поселении. Надо было найти работу. С ребенком это очень сложно. Бралась за тяжелую мужскую работу. А меня пришлось отдать в детский садик для детей репрессированных. Там оказалась садистка-воспитательница, которой я чем-то не понравилась. Когда мама увидела, что она меня избивает, влетела в помещение и начала ее колотить. Это была настоящая тигрица, защищающая своего детеныша!
Мы жили с ней лишь первые пару лет моей жизни. А затем, через 15 лет, встречи наши случались один-два раза в год. Я регулярно приезжала на ее день рождения 22 марта. И в течение года мы тоже встречались. Тут свои сложности были…
— Судя по всему, она имела волевой, сильный характер?
— У нее действительно был очень сильный характер. Пройдя рудники, лесоповалы, имела очень сильные руки. Мама была дружна с актером Володей Федоровым, игравшим Черномора в «Руслане и Людмиле». Когда его кто-то обидел (он маленького роста), она сказала ему: «Я сейчас пойду тебя защищать!» Он говорит: «Да не надо. Я сам в состоянии себя защитить». — «Нет, Володя, я сейчас скручу вот эту трубу и покажу тебе, какая у меня сила!» У нее действительно были очень сильные руки
— Даже ее уход из жизни был трагичен — ее сбила машина.
— В последние минуты жизни ей было особенно трудно. Ее везли в реанимацию. И она заставила вдруг меня наклониться. «Мамочка, — спрашиваю, — что такое?» «Неси по жизни род Капнистов. Если не ты, то кто? — сказала она шепотом. — Дай мне слово». Так она взяла с меня обещание заниматься Капнистами.
— По мнению некоторых, Мария Капнист — актриса мирового масштаба. Ей удавалось превращаться из красавицы в старуху и наоборот.
— Жаль, что при жизни ей никто этого не говорил. Как она добивалась членства в Союзе кинематографистов, это грустная история. Я нашла ее записи на эту тему. Шлейф ее прошлого заключения не позволял ей проявить себя в главных ролях, лишь в эпизодических.
Кстати, в нашем доме на Английском набережной в Петербурге бывал Федор Иванович Шаляпин. Он был влюблен в мою бабушку — графиню Анастасию Дмитриевну Капнист (урожденную Байдак). Она была одной из известных красавиц Петербурга. И, кстати, по линии Байдаков мама считала себя потомком неустрашимого запорожского атамана Ивана Сирко. В Капуловке близ Никополя, где он похоронен, она не раз бывала. А в капуловском школьном музее ныне отдельная экспозиция рассказывает об актрисе Марии Капнист.
Так вот, Шаляпин обратил внимание на мою маму, когда она была еще ребенком — ей доверили роль пажа в домашнем театре. Он даже давал ей уроки актерского мастерства. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина.
Став постарше, мама с 1931 года была принята в студию Ю. Юрьева в Ленинграде, и ей прочили актерскую карьеру. Но вот актерскую практику, как ни странно, она получила именно в заключении. С Анной Васильевной Тимирёвой — гражданской женой Колчака — они ставили в тюрьмах спектакли. Режиссер Анна Лацис создала спектакль по пьесе Карло Гольдони «Забавный случай», и мама сыграла в нем роль Констанции. Этот эпизод описан в книге воспоминаний Даниила Фибиха (Лучанинова) «Двужильная Россия».
Когда мама вернулась из заключения, долго ходила по киностудии имени А. Довженко в поисках работы. Но одета она была суперскромно и выглядела совершенно истощенной: забирали ее в лагеря при весе 92 килограмма, а вернулась она с весом 47 килограммов. Так что поначалу режиссеры отказывали ей. Случайно на нее обратил внимание украинский кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко, автор фильмов «Если бы камни умели говорить», «Таврия», «Проверено — мин нет» и др. Они очень подружились потом семьями. Лысенко дал маме роль в фильме «Таврия» (1959). Так в 45 лет состоялся ее кинодебют. Мама так сыграла роль монахини, что местные жители приходили просить ее: «Матушка, благословите!» Такой дар перевоплощения был у нее!
— Вы сейчас работаете над книгами о маме, роде Капнистов?
— Мне хотелось написать о ней интересную книгу. Но для этого надо обладать литературными знаниями. Поэтому я собрала статьи, воспоминания людей, знавших ее, родственников, знакомых, архивные публикации — вышла книга свидетельств о Марии Ростиславовне с фотографиями ее в разных ролях. Если получится, 10 сентября пройдет вечер, посвященный маме, в Доме актера к ее 100-летию. Будет инсценировка с музыкой, под которую будет рассказана ее непростая жизнь. «В огне непоколебимый» — это наш девиз. Многое, надеюсь, будет новым для зрителя и поклонников ее творчества. Мария Капнист остается с нами.
Войдите в ОК
Пока солнце не поднялось высоко и не нагрело скалы Алчака, было решено обойти мыс вдоль моря полностью. Да к тому же хотелось найти тот дуб, которому якобы уже лет триста-четыреста.
Пройдя «Чёртов мост» у которого в прошлый раз закончился наш маршрут, двинулся дальше, осторожно ступая между обломками скал с опаской поглядывая в сторону отвесной стены от которой в любой момент могла отвалится огромная глыба и скатиться в сторону моря разрушив всё на своём пути.
Обойдя мыс вокруг и не найдя то, что искал, придя домой и набрав в поисковой строке браузера «Достопримечательности Алчака», в надежде, что кто-то выложил хотя бы фотографию этого дуба, получил вот эту фотографию — Мария Ростиславовна Капнист, сыгравшая роль в известном фильме «Бронзовая птица», где воплотила в себе образ зловещей старухи Софьи Павловны, экономки графов Карагаевых.
И казалось бы, какая тут связь, между Марией Капнист и мысом Алчак, но, когда прочитав биографию семейства Капнист понял, что связь здесь есть и к тому же трагическая.
История семьи Капнист до расстрела у горы Алчак в январе 1921 года..
Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесёт что-то новое в жизнь страны.
Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения, мог перевозить из-за границы большевистскую “Искру”.
Но жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак.
Фотографии графини Капнист
Никто не знает, что творилось в Крыму.
«Когда появилась «чрезвычайка», — вспоминала Мария Ростиславовна, — было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел.
Когда кто-то спросил отца — графа Ростислава Ростиславовича Капниста: «Ты пойдешь?» — он ответил: «Я не трус». «Я умоляю, папа, не ходи!» Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли…
А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее».
Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!»
Я тогда уже все знала.
Три тысячи человек расстреляли за одну ночь. На горе Алчак.
Мы голодали ужасно. Мололи виноградные косточки… спаслись дельфиньим жиром — один рыбак поймал дельфина…»
Ростислав Ростиславович был расстрелян зимой 21-го года.
Как и почти все крымские дворяне. Дом Капнистов был разрушен, а братьям и сестрам пришлось скрываться.
«В огне непоколебимые»- написано на гербе Капнистов.
Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.
В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после её закрытия — в институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов, и опять началась чистка. Мария не смогла доучиться.
Судьба кидала её то в Киев, то в Батуми, то вновь в Ленинград.
И в начале 1941 года “за антисоветскую пропаганду и агитацию” ей дали 8 лет, а отбывать срок пришлось все 15.
Сама Мария Ростиславовна о своей жизни в лагере рассказывала:
«В один из лагерей Караганды — это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, — нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских.
В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало.
Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук задень наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал «сваху» из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: «Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке». Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти…
И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня сипы взялись. Крикнула: «Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули…»
Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых.
Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить.
Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки!
Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь.
Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили. И как так быстро успевали? Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. А как вывезут из лагеря, покойниц «выгружали» из гроба в ущелье, и с «тарой» назад, чтобы использовать се для других. Экономили.
Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу.
Тайшет — последний круг моего ада. Измученная и обессиленная, знала, что где-то растет дочка, которой уже три года.
В начале марта 53-го нас неожиданно всех вывели во двор. Вышел начальник лагеря и сказал, что умер Сталин. Что тут началось! Истерика, крики, рыдания. Что делать? Всех нас теперь расстреляют! Я протанцевала вальс, и все решили, что я сошла с ума. Я часто давала повод так считать. Начальник объявил: уголовницам — отдыхать, фашисткам работать. Так называли нас, кто по 58-й. Это была наибольшая обида».
В Сибири появилась на свет её дочь Рада. Она родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. В лагере в пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни.
Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра».
Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: «Как ты выжила? Это же вообще невозможно!» Потом мать попала «под сапоги» одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть».
Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Позже он был расстрелян. Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца.
«В нее невозможно было не влюбиться.
Она была очень красивая в молодости, – рассказывает Радислава.
– А в лагерях изменилась до неузнаваемости: приходилось натирать кожу углями, чтобы не приставало лагерное начальство. Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения.
Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: «Я выбью из тебя врага народа». Мама набросилась на воспитательницу. Избила ее.
Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом. Было тогда мне всего два годика, но я хорошо помню, как перед отъездом стояла в детском саду на подоконнике и кричала: «Мама!»
Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью.
Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения.
Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала – умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй так же попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один – брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист.
«Семья не могла смириться с поступком моего дяди, – рассказывала Радислава Капнист. – Мария Ростиславовна же всегда с гордостью носила свою фамилию и перед смертью всегда говорила: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции».
В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления.
После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала.
Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь?» – потащил на съемочную площадку картины «Таврия».
Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин».
Переломной стала роль ведьмы Наины в киносказке Александра Птушко «Руслан и Людмила». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей даже пришлось работать с огромным тигром.
По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание.
Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» — она бросила ему: «Но вы же подлец!». А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.
В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.
В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи.
— Фильм снимали в Таджикистане как раз во время землетрясения, и многие актеры отказались в нем участвовать, — вспоминает Рада. — Но маму после лагерной жизни мало что могло испугать.
С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга».
В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милица Федоровна.
Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.
Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею острохарактерных образов в кино.
Она не заметила приближающийся автомобиль, и попала под его колеса.
Во время лечения травм она простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений.
Мария Капнист похоронена в селе Большая Обуховка, в Миргородском Районе, в окрестностях Больших Сорочинцев и Диканьки. Большая Обуховка — родовое имение поэта Владимира Капниста.
Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище.