радислава капнист биография личная жизнь

Голубая кровь: пройдя через ужасы лагерей и репрессий, графиня Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. До революции семья жила в Санкт-Петербурге. В их доме часто бывал Шаляпин, влюбленный в ее мать – графиню Анастасию Капнист (Байдак), чей род происходил от запорожского атамана Ивана Сирко.

радислава капнист биография личная жизнь

После революции Капнисты переехали в Судак. В 6 лет Мария стала свидетельницей крушения царской России. К власти пришли большевики, в доме Капнистов провели 18 обысков. Отца арестовали и позже расстреляли, тетю убили у девочки на глазах. Дом Капнистов был разрушен. Крымские татары помогли бежать Марии и ее матери, переодев их в свою национальную одежду.

радислава капнист биография личная жизнь

В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров – близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения. В 1941 г. Марию арестовали «за антисоветскую пропаганду и агитацию» и «за шпионские связи». Ее приговорили к 8 годам лишения свободы, а в лагерях ей довелось провести 15 лет.

радислава капнист биография личная жизнь

В заключении судьба ее свела с Анной Тимиревой – гражданской женой Колчака. На тот момент она отсидела 18 лет, но не утратила артистических способностей и любви к лепке и рисованию. Вместе они ставили ночные спектакли для заключенных.

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Но Мария выстояла.

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Девочка чудом выжила – беременных заключенных заставляли делать аборты, Мария отказалась, за что ее били и обливали ледяной водой. Когда дочери было 2 года, ее отдали в детсад. Однажды Мария увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа!». Мать бросилась на обидчицу с кулаками, за что получила еще 10 лет.

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Графиня Капнист провела в лагерях 15 лет, на самых тяжелых работах – на рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей. Ее часто избивали и оскорбляли, но ее дух не был сломлен. Своей фамилией она, несмотря ни на что, гордилась, и от родных не отрекалась. Тому же учила дочь: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции».

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Из лагерей она вернулась старухой, хотя ей было всего 44. В Киеве Марии пришлось начинать жизнь с нуля – ночевала на вокзалах и в скверах, работала дворником. Около касс кинотеатра ее увидел режиссер Юрий Лысенко. Так она впервые попала на съемочную площадку. Она играла ведьм, графинь, цыганок и чародеек. Самые известные работы – «Шанс», «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила», всего – более чем 120 фильмов.

радислава капнист биография личная жизнь

радислава капнист биография личная жизнь

Рок преследовал графиню до конца дней – в 79 лет она попала под колеса автомобиля. Мария умерла в 1993 г. в киевской больнице, похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области.

радислава капнист биография личная жизнь

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Дочь известной актрисы Рада Капнист: Мама с детства получала уроки от Шаляпина

радислава капнист биография личная жизнь

Мария Ростиславовна Капнист (1914—1993) — известная киноактриса, заслуженная артистка Украины, снявшаяся в более чем 120 фильмах. В частности, это «Тени забытых предков», «Вдали от Родины», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Руслан и Людмила», «Пропавшая грамота», «Бронзовая птица», «Старая крепость» и других. Ее, как и прежде, помнят любители кино.

До сих пор во всех справочниках год её рождения значился как 1915-й, но сейчас дочь уточнила дату рождения — это все-таки 1914-й. К столетнему юбилею актрисы «Укрпочта» издала юбилейную марку, ей посвященную. В Днепропетровске побывала дочь Марии Ростиславовны жительница Харькова Рада Капнист, много изучающая и пропагандирующая вклад рода Капнистов в духовное наследие. Корреспонденту «Зори» удалось встретиться с Радой Капнист и поговорить с ней о ее легендарной матери Марии Ростиславовне Капнист.

— Яркой звездой блеснула в небе Мария Капнист — и такой же звездой осталась в нашей памяти. Рада, стал ли нынешний юбилей актрисы толчком к росту интереса к ее творчеству?

— В последнее время Марией Ростиславовной очень заинтересовались — и в Интернете, и журналисты. 22 марта исполнилось столетие со дня ее рождения. В столице должен был пройти торжественный вечер, посвященный ей, но в связи с последними событиями в Украине его перенесли на сентябрь. Видимо, нынешним юбилеем и был вызван усиленный интерес к личности мамы. Ею интересуются не только люди нашего возраста, но и молодежь.

— Напомните ее роли.

— Совсем недавно я узнала, что она играла в «Тенях забытых предков» режиссера Сергея Параджанова, фильме «За двумя зайцами» Виктора Иванова (в качестве дамы в иллюзионе, ее не оказалось в титрах). До определенного времени ее приглашали лишь на эпизодические роли. Хотя они были такими яркими, такими сильными, запоминающимися! Кто-то из современников сказал, что у нее такое лицо, что если бы жили знаменитые итальянские скульпторы, они бы ваяли ее лицо в разных ролях. Настолько оно выразительно.

За ее плечами — тяжелейшая жизнь, она стала очень мудрой, прозорливой женщиной. Так что такой человек не мог остаться незамеченным. Хотя при жизни она, к сожалению, главных ролей не так уж много сыграла. Но там, где ей достались главные роли, они принадлежат к лучшим в ее творчестве. Это, к примеру, Милица Федоровна в фильме «Шанс» (1984).

— А бывшим подросткам запомнился фильм «Бронзовая птица», где она играла графиню.

— Да! Это действительно так. Она там фигура очень значительная. И к тому же пережила это все сама — на ее глазах провели 18 обысков, когда девочке было всего шесть лет. Происходило это в Судаке в Крыму. Она сыграла то, что было. Ведь судьба ее трагична. Шутка сказать — пятнадцать лет лагерей и тридцать лет гонений.

До революции семья жила в чудеснейшем доме на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Она видела всю эту красоту. У нее были гувернантки, ведь Капнисты — древний дворянский род. Все предки ее были известными меценатами, много делали для возрождения Украины.

— Какую линию Капнистов вы представляете?

— У известного русского поэта, автора «Ябеды» Василия Васильевича Капниста (1758—1823) был брат Петр Васильевич Капнист. Вот мы его потомки. Между братьями была большая дружба. И Петр даже незаметно финансировал брата Василия. А Василий Васильевич при каждом случае выступал за то, чтобы крестьянам легче жилось. Человек очень неординарный, интереснейший. Кто не знает, пусть обратится к его творчеству — это поэзия не только бунтаря, но и чудесного лирика.

— Кстати, их родной брат Николай Васильевич Капнист в 1787—1793 годах занимал должность екатеринославского губернского предводителя дворянства. Вы сейчас продолжаете традиции рода и создали Фонд памяти Капнистов.

— Откликнулись люди преимущественно пенсионного возраста. Но мы установили памятник Василию Капнисту на его родине на Полтавщине. Об этом мечтала мама. Когда в 1958 году отмечали 200-летие поэта, тогда всё очень торжественно, на государственном уровне происходило. И 250-летие торжественно провели в Киеве, Москве, Петербурге.

— Вы живете в Харькове. А мама жила с вами или в Киеве?

— Мы с мамой оказались не вместе — это грустная история. Сейчас об этом уже создан фильм Виктора Василенко и Людмилы Михалевич. В основе — трагедия мамы. Родила она меня в заключении. Нас разлучили, когда мне было всего два с половиной года. Поэтому мы с мамой долгие годы не виделись. Только в пятнадцать лет, будучи уже девушкой, я поняла, какой это интереснейший, умнейший человек. В свое время она вышла из заключения. Оказалась на поселении. Надо было найти работу. С ребенком это очень сложно. Бралась за тяжелую мужскую работу. А меня пришлось отдать в детский садик для детей репрессированных. Там оказалась садистка-воспитательница, которой я чем-то не понравилась. Когда мама увидела, что она меня избивает, влетела в помещение и начала ее колотить. Это была настоящая тигрица, защищающая своего детеныша!

Мы жили с ней лишь первые пару лет моей жизни. А затем, через 15 лет, встречи наши случались один-два раза в год. Я регулярно приезжала на ее день рождения 22 марта. И в течение года мы тоже встречались. Тут свои сложности были…

— Судя по всему, она имела волевой, сильный характер?

— У нее действительно был очень сильный характер. Пройдя рудники, лесоповалы, имела очень сильные руки. Мама была дружна с актером Володей Федоровым, игравшим Черномора в «Руслане и Людмиле». Когда его кто-то обидел (он маленького роста), она сказала ему: «Я сейчас пойду тебя защищать!» Он говорит: «Да не надо. Я сам в состоянии себя защитить». — «Нет, Володя, я сейчас скручу вот эту трубу и покажу тебе, какая у меня сила!» У нее действительно были очень сильные руки

— Даже ее уход из жизни был трагичен — ее сбила машина.

— В последние минуты жизни ей было особенно трудно. Ее везли в реанимацию. И она заставила вдруг меня наклониться. «Мамочка, — спрашиваю, — что такое?» «Неси по жизни род Капнистов. Если не ты, то кто? — сказала она шепотом. — Дай мне слово». Так она взяла с меня обещание заниматься Капнистами.

— По мнению некоторых, Мария Капнист — актриса мирового масштаба. Ей удавалось превращаться из красавицы в старуху и наоборот.

— Жаль, что при жизни ей никто этого не говорил. Как она добивалась членства в Союзе кинематографистов, это грустная история. Я нашла ее записи на эту тему. Шлейф ее прошлого заключения не позволял ей проявить себя в главных ролях, лишь в эпизодических.

Кстати, в нашем доме на Английском набережной в Петербурге бывал Федор Иванович Шаляпин. Он был влюблен в мою бабушку — графиню Анастасию Дмитриевну Капнист (урожденную Байдак). Она была одной из известных красавиц Петербурга. И, кстати, по линии Байдаков мама считала себя потомком неустрашимого запорожского атамана Ивана Сирко. В Капуловке близ Никополя, где он похоронен, она не раз бывала. А в капуловском школьном музее ныне отдельная экспозиция рассказывает об актрисе Марии Капнист.

Так вот, Шаляпин обратил внимание на мою маму, когда она была еще ребенком — ей доверили роль пажа в домашнем театре. Он даже давал ей уроки актерского мастерства. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина.

Став постарше, мама с 1931 года была принята в студию Ю. Юрьева в Ленинграде, и ей прочили актерскую карьеру. Но вот актерскую практику, как ни странно, она получила именно в заключении. С Анной Васильевной Тимирёвой — гражданской женой Колчака — они ставили в тюрьмах спектакли. Режиссер Анна Лацис создала спектакль по пьесе Карло Гольдони «Забавный случай», и мама сыграла в нем роль Констанции. Этот эпизод описан в книге воспоминаний Даниила Фибиха (Лучанинова) «Двужильная Россия».

Когда мама вернулась из заключения, долго ходила по киностудии имени А. Довженко в поисках работы. Но одета она была суперскромно и выглядела совершенно истощенной: забирали ее в лагеря при весе 92 килограмма, а вернулась она с весом 47 килограммов. Так что поначалу режиссеры отказывали ей. Случайно на нее обратил внимание украинский кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко, автор фильмов «Если бы камни умели говорить», «Таврия», «Проверено — мин нет» и др. Они очень подружились потом семьями. Лысенко дал маме роль в фильме «Таврия» (1959). Так в 45 лет состоялся ее кинодебют. Мама так сыграла роль монахини, что местные жители приходили просить ее: «Матушка, благословите!» Такой дар перевоплощения был у нее!

— Вы сейчас работаете над книгами о маме, роде Капнистов?

— Мне хотелось написать о ней интересную книгу. Но для этого надо обладать литературными знаниями. Поэтому я собрала статьи, воспоминания людей, знавших ее, родственников, знакомых, архивные публикации — вышла книга свидетельств о Марии Ростиславовне с фотографиями ее в разных ролях. Если получится, 10 сентября пройдет вечер, посвященный маме, в Доме актера к ее 100-летию. Будет инсценировка с музыкой, под которую будет рассказана ее непростая жизнь. «В огне непоколебимый» — это наш девиз. Многое, надеюсь, будет новым для зрителя и поклонников ее творчества. Мария Капнист остается с нами.

Источник

Войдите в ОК

Пока солнце не поднялось высоко и не нагрело скалы Алчака, было решено обойти мыс вдоль моря полностью. Да к тому же хотелось найти тот дуб, которому якобы уже лет триста-четыреста.

Пройдя «Чёртов мост» у которого в прошлый раз закончился наш маршрут, двинулся дальше, осторожно ступая между обломками скал с опаской поглядывая в сторону отвесной стены от которой в любой момент могла отвалится огромная глыба и скатиться в сторону моря разрушив всё на своём пути.

Обойдя мыс вокруг и не найдя то, что искал, придя домой и набрав в поисковой строке браузера «Достопримечательности Алчака», в надежде, что кто-то выложил хотя бы фотографию этого дуба, получил вот эту фотографию — Мария Ростиславовна Капнист, сыгравшая роль в известном фильме «Бронзовая птица», где воплотила в себе образ зловещей старухи Софьи Павловны, экономки графов Карагаевых.

И казалось бы, какая тут связь, между Марией Капнист и мысом Алчак, но, когда прочитав биографию семейства Капнист понял, что связь здесь есть и к тому же трагическая.

История семьи Капнист до расстрела у горы Алчак в январе 1921 года..

Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесёт что-то новое в жизнь страны.

Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения, мог перевозить из-за границы большевистскую “Искру”.

Но жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак.

Фотографии графини Капнист

Никто не знает, что творилось в Крыму.

«Когда появилась «чрезвычайка», — вспоминала Мария Ростиславовна, — было вывешено объявление: всем дворянам, титулованным особам прийти в ГПУ, иначе расстрел.

Когда кто-то спросил отца — графа Ростислава Ростиславовича Капниста: «Ты пойдешь?» — он ответил: «Я не трус». «Я умоляю, папа, не ходи!» Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали. Потом его расстреляли…

А тетю убили на моих глазах. Мне было около шести лет, но я помню лица тех людей. Один из них сказал другому, указывая на меня: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее».

Я закричала: «Вы не можете! У вас нет приказа!»

Я тогда уже все знала.

Три тысячи человек расстреляли за одну ночь. На горе Алчак.

Мы голодали ужасно. Мололи виноградные косточки… спаслись дельфиньим жиром — один рыбак поймал дельфина…»

Ростислав Ростиславович был расстрелян зимой 21-го года.

Как и почти все крымские дворяне. Дом Капнистов был разрушен, а братьям и сестрам пришлось скрываться.

«В огне непоколебимые»- написано на гербе Капнистов.

Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков.

В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после её закрытия — в институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов, и опять началась чистка. Мария не смогла доучиться.

Судьба кидала её то в Киев, то в Батуми, то вновь в Ленинград.

И в начале 1941 года “за антисоветскую пропаганду и агитацию” ей дали 8 лет, а отбывать срок пришлось все 15.

Сама Мария Ростиславовна о своей жизни в лагере рассказывала:

«В один из лагерей Караганды — это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, — нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских.

В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли. Женщины нас благодарили, и мы были благодарны всем, ибо это нас морально поддерживало.

Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук задень наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал «сваху» из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: «Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке». Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти…

И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня сипы взялись. Крикнула: «Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули…»

Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Пустыня. Палящее солнце. Сильный ветер с песком… Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Запомнилась казашка, которая вышла с кувшином воды. Ей разрешили напоить самых слабых.

Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью… Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить.

Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки!

Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь.

Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили. И как так быстро успевали? Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. А как вывезут из лагеря, покойниц «выгружали» из гроба в ущелье, и с «тарой» назад, чтобы использовать се для других. Экономили.

Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу.

Тайшет — последний круг моего ада. Измученная и обессиленная, знала, что где-то растет дочка, которой уже три года.

В начале марта 53-го нас неожиданно всех вывели во двор. Вышел начальник лагеря и сказал, что умер Сталин. Что тут началось! Истерика, крики, рыдания. Что делать? Всех нас теперь расстреляют! Я протанцевала вальс, и все решили, что я сошла с ума. Я часто давала повод так считать. Начальник объявил: уголовницам — отдыхать, фашисткам работать. Так называли нас, кто по 58-й. Это была наибольшая обида».

В Сибири появилась на свет её дочь Рада. Она родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. В лагере в пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни.

Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра».

Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: «Как ты выжила? Это же вообще невозможно!» Потом мать попала «под сапоги» одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть».

Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Позже он был расстрелян. Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца.
«В нее невозможно было не влюбиться.

Она была очень красивая в молодости, – рассказывает Радислава.

– А в лагерях изменилась до неузнаваемости: приходилось натирать кожу углями, чтобы не приставало лагерное начальство. Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения.

Я ходила в детский сад при лагере. Маме уже недолго оставалось отбывать срок, но однажды она увидела, как воспитательница бьет меня и приговаривает: «Я выбью из тебя врага народа». Мама набросилась на воспитательницу. Избила ее.

Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом. Было тогда мне всего два годика, но я хорошо помню, как перед отъездом стояла в детском саду на подоконнике и кричала: «Мама!»

Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью.

Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения.

Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала – умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй так же попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один – брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист.

«Семья не могла смириться с поступком моего дяди, – рассказывала Радислава Капнист. – Мария Ростиславовна же всегда с гордостью носила свою фамилию и перед смертью всегда говорила: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции».

В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления.

После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала.

Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами: «В каком фильме вы снимаетесь?» – потащил на съемочную площадку картины «Таврия».

Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин».

Переломной стала роль ведьмы Наины в киносказке Александра Птушко «Руслан и Людмила». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей даже пришлось работать с огромным тигром.

По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание.

Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» — она бросила ему: «Но вы же подлец!». А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

В дальнейшем она получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек.

В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она вообще исполнила сразу три роли: Фатум, рыцаря и игуменьи.

— Фильм снимали в Таджикистане как раз во время землетрясения, и многие актеры отказались в нем участвовать, — вспоминает Рада. — Но маму после лагерной жизни мало что могло испугать.

С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга».

В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В фантастической комедии Александра Майорова «Шанс» исполнила роль великосветской дамы Милица Федоровна.

Мария Капнист никогда не сидела без дела, она нередко давала благотворительные концерты, а главное — добилась возвращения Украине из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.

Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею острохарактерных образов в кино.

Она не заметила приближающийся автомобиль, и попала под его колеса.

Во время лечения травм она простудилась и умерла 25 октября 1993 года в киевской больнице от осложнений.

Мария Капнист похоронена в селе Большая Обуховка, в Миргородском Районе, в окрестностях Больших Сорочинцев и Диканьки. Большая Обуховка — родовое имение поэта Владимира Капниста.

Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *