работа для жизни а не жизнь для работы
Как важно найти баланс между работой и личной жизнью
Когда в 80-е годы стали появляться относительно продвинутые ЭВМ, а в воздухе отголоском зазвучала перспектива развития интернета, многие думали, что цифровые технологии облегчат рабочий процесс, оставив больше времени на личную жизнь. Уже спустя 20 лет ни один офис не обходился без компьютеров. Цифровая технологическая революция не просто свершилась, а победоносно маршировала по всему миру, охватывая все сферы деятельности. Но очередной огромный скачок компьютерных технологий был еще впереди.
Сегодня жизнь человека в развитом обществе немыслима без смартфона или другого портативного устройства, которое обеспечивает выход в интернет повсеместно. А это значит, что твоя работа сопровождает тебя повсюду в любое время суток, а не только в офисе по 8 часов в день. В итоге технологии не упростили жизнь, а лишь увеличили продуктивность работы, тонким слоем распределив ее по цельному куску жизненного графика.
Домашний ужин приходится совмещать с деловой перепиской с шефом, а гуляя с девушкой, вдруг вспоминаешь, что должен срочно проверить электронную почту. И так становится все чаще, пока твоя жизнь не превращается в рутинное обслуживание собственной карьеры. Впоследствии это может привести к выгоранию и стрессу. Избежать подобного можно, если найти правильный баланс между работой и личной жизнью.
Что значит баланс между работой и жизнью
Современный ритм жизни многих людей выглядит так, что одни интересы накладываются на рамки других интересов. Никого уже не удивишь фразой «задержусь на работе», «давай встретимся на следующих выходных, а то я на этих работаю» и т.п. Причин, по которым человек незаметно для себя отказывается от личной жизни, может быть несколько. Нехватка денег и карьерные амбиции — это одна сторона дела, скорее материальная, а значит, более осмысленная. Но есть и другая — психологическая. Вынужденный трудоголизм может стать причиной неудовлетворенности личной жизнью. В этом случае причина и следствие меняются местами, но негативный эффект для человека остается тем же.
Баланс позволяет с одинаковой степенью ценить обе составляющие жизни — работу и удовольствие, которые не просто не взаимоисключают друг друга, а привносят дополнительный смысл.
Насколько важен баланс
Дело в том, что высокая профессиональная занятость в наше время уже не воспринимается как вынужденная жертва. Нарушение баланса между работой и жизнью в пользу первой сейчас становится все более популярным, превратившись в модный тренд, указывающий на востребованность или успех человека. Дошло до того, что многие воспринимают вмешательство работы в личную жизнь как единственный способ закрепить высокий рабочий статус и оставаться конкурентоспособным в глазах руководителя.
Мнение это ошибочное и скорее напоминает попытку оправдать неумелое распределение рабочего времени либо нежелание заниматься чем-либо другим. В данной статье мы не нацелены дискредитировать сверхурочную работу как таковую. Работать выше нормы в некоторых случаях полезно и даже необходимо. Например, на зачаточном этапе карьеры, начальной стадии бизнеса или при ведении сложного проекта. Но когда это превращается в нескончаемую череду заполнения пробелов, то тут речь идет скорее о неправильности подхода.
Твоя продуктивность на рабочем месте вряд ли улучшится, если ты предоставляешь себе карт-бланш на исправление недочетов дома. К тому же, сокращая внимание к другим аспектам жизни, в какой-то момент ты можешь поверить в их меньшую значимость. Если ты отодвигаешь на второй план, допустим, отношения со своей девушкой, то в ответ получишь соответствующий негативный отклик. А это станет еще одним ошибочным аргументом первостепенности работы относительно личной жизни.
Почему личной жизни мы все же предпочитаем работу
Чрезмерная преданность своей профессии часто аргументируется крылатым выражением: «Выбери работу по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни». Это высказывание можно принять за истину с той лишь поправкой, что любовь к своей работе не исключает значимости всего остального. Если твое любимое блюдо — жареный цыпленок, то это не значит, что ты должен исключить из рациона все остальные продукты.
Другие составляющие твоей жизни требуют не меньшего внимания. Большая удача — найти любимое дело, за которое к тому же можно получать неплохие деньги. Но подумай, согласился бы ты на это, если бы тебя лишили прочих жизненных удовольствий.
Не надо суетиться: как найти баланс между работой и жизнью
Откуда взялась спешка в работе
Восхищаясь техническим прорывом конца XVIII века, Бенджамин Франклин предсказал работу не более четырех часов в неделю. Он одним из первых заговорил о наступающем «времени лени и досуга». Но XIX век был совсем другим: мужчины, женщины и даже дети работали на фабриках по 15 часов в сутки. Промышленная революция ускоряла экономику и требовала в разы больше производительности.
Мечтой о вольном досуге пронизан весь XX век, считает канадский журналист, один из идеологов «Медленного движения» и автор книги «Без суеты» Карл Оноре. Люди вдохновлялись новыми технологиями и мечтали, как приятно будут проводить жизнь у бассейна, пока роботы следят за производством и обслуживают дом. Например, драматург Джордж Бернард Шоу считал, что к 2000 году мы будем работать по два часа в день.
Вице-президент, а впоследствии президент США Ричард Никсон рекомендовал американцам морально подготовиться к четырехдневной рабочей неделе «в ближайшей перспективе» в 1956 году. В 1960-х годах ученые прогнозировали уменьшение рабочей недели американцев до 14 часов к 2000 году. В 1980-е годы люди еще гадали, чем займутся в свободное время, которое появится благодаря роботам и компьютерам. Спустя десятки лет 14 часов в неделю превратились в 14 часов в день. Теперь работа забирает почти все время.
Чем плохо ускорение
По мнению Оноре, за последние 30 лет укрепились две противоположные тенденции: люди по-прежнему работают много, но объем работы продолжает расти. Например, американец в среднем работает на 350 часов в год больше, чем европеец на подобной должности. По количеству рабочих часов среди развитых стран США превзошла Японию в 1997 году. При этом чтобы успеть за ростом глобальной экономики, европейцы начали работать как американцы.
Миллионы людей работают больше и тяжелее, чем хотелось бы. Каждый четвертый канадец работает более 50 часов в неделю — в 1991 году так жил только один канадец из десяти. Каждый житель Великобритании старше 30 лет работал не менее 60 часов в неделю к 2002 году. Если учесть приготовления, рабочие обеды, дорогу до работы и обратно, почти не останется времени на жизнь. Деньги и бесконтрольное потребление — одна из причин, по которой люди полностью погружаются в работу по мнению Оноре. Развитая экономика дает высокие доходы, а не дополнительные часы отдыха.
При этом объем работы увеличился. Компании перестраиваются быстрее, сокращают офисы и сотрудников. Оставшиеся специалисты работают больше, чтобы доказать незаменимость. Люди идут на работу, даже если болеют или слишком устали. Многие не используют отпуск полностью. Такая система вредит здоровью людей и экономике.
Люди, работающие 60 часов в неделю, в два раза больше рискуют получить инфаркт, чем работающие 40 часов, — выяснили в японском университете Кюсю. Специалисты остаются на связи круглосуточно: получают письма, звонки и сообщения. Это приводит к избытку стресса, физическому и эмоциональному срыву. Стресс на работе доводит до мыслей о самоубийстве более 15% канадцев.
Компании оплачивают переработки или дают бонусы, но усталость, стресс и недовольство жизнью снижают продуктивность сотрудников. По данным Международной организации труда (МОТ), бельгийские, французские и норвежские рабочие делают больше продукции в час, чем американцы. Англичане проводят на работе больше всего времени, но у них самый низкий уровень продуктивности в Европе. Кто работает меньше, тот работает лучше.
Как замедлиться и найти баланс в работе
Чтобы противостоять быстрой еде, досугу, работе и отношениям, появилось Медленное движение — культура замедления ритма жизни. Философия движения — поиск правильного темпа во всем: от воспитания детей до работы. Карл Оноре первым применил философию «медленного» к основным областям нашей жизни и сформулировал принципы движения в 2004 году.
Сторонники медленного движения уверены, что от работы можно получать удовольствие, но если она будет поглощать слишком много времени, его не хватит на семью, друзей, хобби и отдых. Самые простые дела — отвести детей в школу или приготовить ужин — превратятся в гонку. Чтобы замедлиться, Оноре предлагает меньше работать и отказаться от графика.
По данным международного исследования экономистов из Уорика и Дортмунда, 70% людей по всему миру не устраивает соотношение работы и жизни. Автор книги «Медленно — это красиво» Кейбо Оива считает, что японские родители с раннего возраста требуют от своих детей двигаться быстрее, учиться лучше, успевать больше. Новое поколение осознает, что это необязательно, а быть «медленным» не позорно.
Согласно опросу жителей Великобритании, в два раза больше людей мечтают о сокращении рабочих часов, чем о выигрыше в лотерею. Оноре уверен, что нужно сократить рабочую неделю. Люди не слишком много потеряют в деньгах, если будут меньше работать. Снизятся расходы на транспорт, перекусы, парковку, кофе, детские сады. При этом, сокращая рабочую неделю, перераспределяется объем работы и появляются новые рабочие места. Например, два человека могут работать на одной должности по 20 часов в неделю, а остальное время уделять семье.
Чтобы уменьшить количество рабочих часов, нужно хорошо работать и хорошо отдыхать. Попробуйте сосредоточиться на своей работе. Уделяйте ей столько времени, сколько сами считаете нужным, и не растягивайте рабочий день.
Людям нужно учиться управлять своим временем и самостоятельно решать, когда работать, — считает Оноре. Начиная с промышленной революции работникам платили за время на фабрике, а не за объем выполненной работы. Современная экономика основана на информации. Человеческая работа чаще опирается на креативное мышление, а рутину делают роботы. Но креативные решения не появляются по расписанию, поэтому жесткие границы тут бесполезны.
Если зарплата зависит от результата, а не количества часов, проведенных в офисе, тогда нужно работать по гибкому графику или без него. Например, компания Best Buy отказалась от графиков и перевела сотрудников на систему ROWE — Results-Only Work Environment («важен только результат»). Люди сами выбирают количество рабочих часов, планируют отпуска и свое время. Они могут не ходить в офис и не отвечать на звонки, если делают работу качественно и в срок.
Спешка и дедлайны фокусируют внимание, организуют и заставляют действовать. Проблема в том, что многие люди живут в режиме дедлайна постоянно: у них нет времени отдохнуть и прийти в себя. Исследование Европейского фонда выявило, что давление на работника в странах Европы выросло. Каждый третий чувствует себя в бесконечной гонке.
Чтобы контролировать рабочее время, сильные специалисты переходят на фриланс или работают на себя. Они сами регулируют нагрузку и устраивают отпуска, когда захотят. Поговорите с начальником и предложите работать из дома один-два раза в неделю. Учитесь управлять своей нагрузкой и временем. Когда научитесь контролировать работу, попробуйте полностью уйти на удаленку и отказаться от графика.
Чтобы найти баланс между быстрой и медленной работой, автор книги «Сделай это завтра» Марк Форстер рекомендует работать понемногу, но часто и делать только свою работу.
Например, если вам нужно написать отчет или завершить проект, лучше работать регулярно и понемногу, чем устраивать трудовые интенсивы. В таком режиме мозг успевает приспособиться к масштабу задачи и подумать. То же подходит для изучения музыкального инструмента, иностранного языка или работы над своим телом. Лучший способ привести себя в порядок — заниматься понемногу и постоянно. Если вы ничего не делали неделями, а потом пошли на интенсивную тренировку, здоровье лучше не станет.
Попробуйте поработать вечером и отложить часть задачи на следующий день. Утром вы почувствуете, что продвинулись в решении, а задача покажется проще.
Форстер разделяет «свою настоящую работу» и «занятость». Настоящая работа помогает продвигаться в бизнесе или профессии. Здесь вы полноценно применяете свои навыки и знания. Часто выходите из зоны комфорта — делаете то, чего не делали раньше. Работать по-настоящему сложно, такая работа может вызывать небольшое сопротивление.
Занятость появляется, когда вы откладываете настоящую работу ради мелких задач. Деятельность — не то же самое, что действие. Человек, который что-то делает с беспокойным видом, быстрее создаст впечатление занятости у своих коллег, но на самом деле останется на месте. Такой работник не сможет найти время на важные задачи, потому что погрязнет в мелких обязательствах и списках дел. Если работа вызывает ощущение перегруженности, но не кажется сложной, — скорее всего, это занятость. Настоящая работа бывает сложной, но не заставляет чувствовать себя «белкой в колесе».
Форстер рекомендует никогда не брать обязательства, которое вы не сможете выполнить от чистого сердца. Если взять сомнительную задачу, вы будете хуже работать и раздражаться от процесса.
Как замедлиться в работе
Приложения, которые помогут выровнять баланс между работой и жизнью
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как успевать жить и работать или работа – дом и обратно?
Большинство людей хочет интересной и насыщенной жизни, но, увы, очень часто вместо этого получает безумный бег по кругу, работа-дом и обратно. Мы хватаемся за какие-то дела, не успеваем их доделать, переходим к следующим, возвращаемся к старым. Мечемся между работой (а, иногда, и работами), домом, пытаемся встречаться с друзьями, заботиться о детях и, в итоге, жизнь проходит, а мы ничего толком не успеваем. Так можно ли что-то изменить?
Что значит жить?
Обратите внимание, что в нашем стандартном лексиконе почти всегда есть разделение – жизнь и работа. То есть, работа – это не жизнь. Тогда что это? Это некая необходимость и вынужденное неудобство? Некая малоприятная обязанность по обеспечению жизни?
Людям свойственно с необычайной легкостью выбрасывать из своей жизни целые куски, целые периоды, ситуации, обстоятельства и процессы. Они считают, что это не имеет отношения к жизни. То есть, это все нереальная, ненастоящая жизнь, а «та самая» жизнь просто еще не началась и прячется под ворохом повседневных дел. Но, вот что удивительно, если спросить их, как именно они представляют себе, что такое для них жизнь, то в большинстве случаев все начнется с закатывание глаз к небу и попыткой сочинить что-то на ходу. Однако, совершенно очевидно, что при четком представлении, что есть жизнь, если она не работа, не поездка в метро, не закупки в супермаркете, не бездумное сидение на родительском собрании и не что-то еще, надо иметь очень хорошее понимание того, что же это такое персонально для вас?
То есть, очень часто, мы знаем как не хотим, но чего хотим, не знаем.
Давайте посчитаем по времени. Если предположить, что у вас 9-часовой рабочий день (включая ланч), 2 часа в день тратится на дорогу, еще час на «проснуться», 8 часов на сон, пару часов на приготовление еды и домашние дела, час на магазины, то окажется, что в рабочий день у вас остается пара часов, которые относительно свободны и, которые, вероятно люди и называют жизнью.
И, каким образом вы проведете это время? Так что, для начала есть смысл начать с того, какой именно жизни вам не хватает.
Отговорки
Одно из возможных решений, – это включить в понятие жизни абсолютно все, что с вами происходит. Если вы это не делаете, то, фактически, переводите все остальное в разряд дел, которые вам неподконтрольны. И утверждаете при этом, что это то, что мешает вам начать жить.
Если вы принимаете, что 24 часа в сутки вы именно живете, а не ждете той пары часов, в которые тоже непонятно что происходит, то это становится вашей ответственностью. Вам уже ничего не мешает. Потому что жизнь началась. Таким образом вы возвращаете контроль над ней и можете управлять всем, что в ней происходит. И, в таком случае можно говорить только о более эффективном распределении времени.
Как распределить свое время эффективнее?
Включение ответственности
Первое и главное, что вам нужно сделать – это принять решение о том, что вы станете более эффективным и действительно будете стремиться распределить свое время так, что это позволит вам успевать больше и успевать лучше. Это означает принять на себя ответственность за благоприятный исход. Теперь за него отвечаете вы и отговорки на мешающие обстоятельства не должны мешать вашим планам.
Вижу цель
Вам надо определиться, чего вы хотите больше всего. Иначе говоря, расставить приоритеты. Для этого, вам нужно понять ваши настоящие потребности. Это может быть непросто. Например, вам может казаться, что вы хотите «жить», а на самом деле просто хотите дополнительные пол-часа в день на отдых.
Новые правила
Хорошо известно, что планирование очень существенно повышает эффективность всего, что вы делаете. Планирование – это великолепно, потому что сочетает в себе две, на первый взгляд трудно сочетаемых наши черты – ответственность и безответственность. Вы отвечаете за содержание плана и его выполнение, но, одновременно, если в вашем плане есть время для отдыха, вы можете полностью посвятить себя ему, не чувствуя вины, что не заняты чем-то другим, более важным, как вам кажется.
Одно время – одно дело?
Еще одно замечательно правило, которое практикует большинство эффективных людей – это последовательность в выполнении запланированного. Выполняйте следующий пункт только после того, как закончите предыдущий.
Но, обратите внимание, что это следует относить только к тем делам, которые приоритетны и они должны быть сделаны первыми и, например, сегодня. То есть, если вам надо забрать ребенка из детского сада, то понятно, что вы не можете запланировать эту задачу частично на сегодня, частично на завтра. Она должна быть выполнена сразу и пока она не будет выполнена, вы не будете приступать ни к чему иному. А, вот если вы запланировали время для познавательного чтения, то этому вы можете посвящать час сегодня и час в другие дни.
Таким образом, вам еще необходимо ввести признак ранжирования дел по важности. А, в случае, если ваши дела еще и новые, не знакомые вам, то понимать, что для их выполнения может потребоваться больше времени, чем вы предполагали сначала.
Случайные события
Не рассматривайте свой график, как нечто непробиваемое и незыблемое. Всегда могут возникнуть обстоятельства, которые помешают вам выполнить все задуманное. Помните поговорку «Расскажи Богу о своих планах и пусть он посмеется»? Но не надо в таком случае расстраиваться. Просто постарайтесь подстроиться. А, на следующий день начните планировать заново, как и всегда.
Контроль
Наше сознание и подсознание могут не сразу согласиться с тем, что теперь приходится жить по новому и могут уводить вас в сторону так, что в первое время вы даже можете этого не замечать. Поэтому, регулярно спрашивайте себя, что вы сейчас делаете и почему, нет ли более важных и неотложных дел? И, все время соотносите это с глобальной целью всей оптимизации, «Приближаюсь ли я таким образом к главной цели?»
Пересмотрите все, что можно
Очень часто нам кажется, что мы очень загружены и делаем за день массу полезных дел. Очень важных и очень нужных. Так вот, секрет в том, что, несмотря на кажущуюся важность, многие дела не слишком нужны и от многих из них можно отказаться. Но это невозможно сделать, пока вы не запишите все, на что тратите свое время. Так что ваша задача выделить главное, и отказаться, как минимум от 20-30% других, менее важных дел. Впрочем, отказываться не обязательно. Например, можно их просто перераспределить иначе. К примеру, если вы готовили каждый день, то можно подумать о том, как это делать 2-3 раза в неделю, или же вообще, периодически заказывать еду на дом.
Физическая форма
Очень часто людям кажется, что они постоянно уставшие, им не хватает сил, они выматываются на работе и дома и ищут возможности для отдыха. Когда же они слышат, как другой человек легко справляется с такой же нагрузкой, то недоумевают, как он это делает. Один из секретов – это как раз то, что вы так устаете и ничего не успеваете не потому, что дел так много, а потому, что ваша физическая форма слабовата. Вам просто не хватает энергии, чтобы все успевать. Поэтому, посетите платного врача и оцените ваше физическое состояние. И, начинайте заниматься если не спортом, то, по крайней мере, какими-то регулярными физическими нагрузками. Сначала это может быть болезненно, но может оказаться ключом к успеху. Так что, если вы включите в ваш график хотя бы 15 минут на физические упражнения, то, скорее всего не прогадаете.
Хороший сон
Утром в общественном транспорте вы наверняка обращали внимание, сколько людей пытается «доспать», вспомните, как за рулем может клонить в сон. Если у вас что-то подобное, это означает, что вы не высыпаетесь и не сможете продуктивно провести свой день. Не пренебрегайте сном. Считайте, что сон – это та энергия, которая вливается в ваше тело, чтобы вы были бодры и веселы. Если же ваши «батарейки» заряжены только наполовину, то и жить вы будете вяло и скучно.
Используйте время в пути
Время до работы и обратно можно провести с большой пользой, ведь в среднем, это около двух часов в день. Так вот, если вы не засыпаете, потому что не выспались, то подумайте, чем вы можете заполнить это время. Обычно это чтение, прослушивание аудио-книг, обучение языкам. Возможно, вы хотели изучать вьетнамский язык, но вам не хватало времени. Теперь оно у вас есть.
Станьте совершенны там, где это важно
Очевидно, что если вы что-то делаете в первый раз, то, с большой вероятностью, это у вас получается медленно и плохо. Но, если вы тренируетесь и совершенствуетесь, то у вас получается быстрее и лучше. Подумайте, в чем именно вы можете улучшить свои навыки, что оптимизируете? Это может быть что угодно – от создания шаблонов написания необходимых документов, до выбора лучшего маршрута поездки на работу или на дачу. Используя полуфабрикаты для приготовления пищи можно не слишком повредить бюджету, но освободить еще несколько часов в неделю.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Уменьшайте раздражающие факторы
Ничто нас так не утомляет и не отнимает время на бессмысленные размышления, как раздражение. Очевидно, оно провоцируется либо какими-то событиями, либо людьми. Подумайте, что можно сделать в этом отношении. Например, если вас раздражает ваша работа, нельзя ли ее изменить, сменить наконец.
Может быть, у вас нет такой необходимости тесно общаться с раздражающими людьми.
Если вас раздражают пробки по пути на работу в автомобиле, попробуйте проехаться общественным транспортом, и вы поймете, как прекрасно стоять в пробке.
МнениеЖизнь больше работы: Почему не стоит верить
в миф о призвании
И не стоит ли вместо этого просто расслабиться
«Кем ты хочешь стать?» — вопрос, над которым большинство из нас начинает размышлять едва ли не с детского сада. Всё, что нас окружает, как будто призывает не затягивать с решением — от обязательных тестов на профориентацию в школе до разговоров с близкими, которые делятся опытом, предлагают пойти тем же путём или, наоборот, не повторять их ошибок. С детства мы уверены, что это одно из самых ответственных решений, которые нам предстоит принять: от того, чем нам предстоит заниматься по сорок часов в неделю, напрямую зависит уровень нашего комфорта.
«Вы должны понять, что любите. Это справедливо и для вашей работы, и для личной жизни, — произнёс в 2005 году перед выпускниками Стэнфордского университета Стив Джобс. — Работа будет занимать значительную часть вашего времени, и единственный способ быть по-настоящему удовлетворённым тем, что вы делаете, — делать всё хорошо. А единственный способ делать свою работу хорошо — любить то, что вы делаете. Если вы это ещё не нашли, продолжайте искать. Не останавливайтесь». Имя Стива Джобса приходит к нам в голову едва ли не одним из первых, когда речь заходит о любви к работе — кажется, это самый явный пример того, как страсть к собственному делу может привести человека к невероятному успеху. Мы все слышали, что нужно «выбрать работу по душе, и тебе не придётся работать ни дня» или что достаточно заниматься любимым делом, а оно, в свою очередь, принесёт с собой признание и финансовый успех. Но на практике оказывается, что эта вроде бы простая схема работает далеко не во всех случаях: вокруг немало и тех, кто недоволен нынешней работой, и тех, кто вроде бы нашёл призвание, но никак не может начать зарабатывать на нём больше.
Конечно, никто не говорит, что не стоит искать «дело по душе» — любимые занятия и правда могут приносить результат. Например, исследование Университета Уорика, в котором приняли участие более 700 человек, показало, что довольные люди на 12 % эффективнее в работе, чем те, кто чувствуют себя менее счастливыми. Естественно, на настроение на работе может влиять не только то, чем мы непосредственно занимаемся, но любимые задачи явно принесут больше удовольствия, чем то, что вам совсем не интересно. Другое исследование показывает, что работа, которую человек считает осмысленной, может влиять на продуктивность — сотрудники в таких ситуациях начинают больше раскрываться и больше вовлекаются в то, что делают. Ещё одно исследование утверждает, что удовлетворённость работой влияет на результаты работы компании в целом; правда, делать однозначный вывод, что счастье сотрудников — главный мотивационный механизм в сфере труда, пока рано.
У любой работы, какой бы приятной
она ни была, обязательно будут и менее приятные аспекты, к которым придётся приспосабливаться или учиться их терпеть
Проблема в том, что у любой работы, какой бы приятной она ни была, обязательно будут и менее приятные аспекты, к которым придётся приспосабливаться или учиться их терпеть — просто потому, что работа в принципе отличается от отдыха. От монотонного ведения отчётности и составления смет до долгих планёрок или встреч с особенно недружелюбными клиентами — даже самая сильная любовь к делу не сможет превратить его в абсолютное развлечение. Ранние подъёмы, соблюдение рабочего режима и графика задач требуют силы воли и постоянства и мало вписываются в концепцию о том, что дело должно приносить радость всё время без остановки.
То, что видно со стороны, далеко не всегда отражает полную картину: как правило, мы обращаем внимание лишь на чужие результаты или наиболее заметные аспекты работы, не углубляясь в саму её суть. Журналистка Мия Токумицу написала книгу «Do What You Love and Other Lies About Success and Happiness», посвящённую культуре «безусловно любимой работы» и поисков собственного призвания. Её поразило, насколько эта культура завязана на визуальных образах: «Какое-то время я была подписана на несколько корпоративных аккаунтов в инстаграме. Их ведут отдельные люди, занимающиеся пиаром, или интерны, и они не просто выкладывают фотографии продуктов или событий, которые они продвигают. Часто они выкладывают фотографии рабочих поездок или рабочего процесса, например со съёмок каталога, представляя свою работу супервесёлой и радостной. Меня поразило, что они использовали фотографии своей работы, чтобы продавать продукцию». По её мнению, нередко такой «продающий» образ возникает только у «красивых» рабочих моментов и индустрий — всё, что не настолько презентабельно, остаётся за бортом.
Ещё одно частое мнение — «главное много и хорошо работать, и тогда успех придёт сам собой». Увы, в реальности карьера далеко не всегда складывается линейно. То, что то или иное занятие приносит нам удовольствие, ещё не означает, что мы окажемся в нём настолько лучше других, чтобы выдержать конкуренцию и получать за это достойную, на наш взгляд, компенсацию. Вспомните, как часто помимо историй успеха возникают и противоположные ситуации, когда у человека не получается монетизировать любимое дело — или не получается заниматься только им, оставаясь достаточно финансово свободным. Более того, то, что приносит вам удовольствие, не обязательно окажется самым выгодным для вас решением. Например, в списке сотни самых высокооплачиваемых знаменитостей по версии Forbes всего два писателя: Джоан Роулинг (42-я строчка) и Джеймс Паттерсон, известный по триллерам и детективам (16-я позиция). Очевидно, что по сравнению с другими сферами развлечений, возможность добиться огромного состояния здесь будет куда ниже. Конечно, ориентироваться по списку Forbes большинству из нас невозможно. Но средний уровень зарплат различается даже внутри одной отрасли — что уж говорить о разнице между отдельными профессиями. Маловероятно, что человек, посчитавший своим призванием работу воспитателя в муниципальном детском саду, когда-либо будет зарабатывать столько же, сколько руководитель IT-отдела — принцип «много и хорошо работать» не гарантирует, что что-то получится изменить.
Воспринимая работу как абстрактное «призвание», мы привыкли думать о ней в тех же терминах, которыми часто описывают партнёрские отношения и любовь в целом: «единственная», «раз и навсегда». Но, как и со стереотипами в отношениях, реальная картинка часто складывается совсем иначе: профессия может оказаться совсем не такой, как мы её представляли (наверняка у вас есть знакомые, бросившие учёбу в медицинском вузе после первого похода на вскрытие или первой практики), или в ней могут обнаружиться неприятные и даже болезненные моменты, которые невозможно обойти — скажем, невозможность расти и развиваться дальше, или уровень зарплат, выше которого, оставаясь на той же должности, подняться невозможно. Кроме того, мысль о призвании может задавать пространство для манипуляций со стороны работодателя: можно ли предъявлять какие-то претензии к «безоговорочно любимому» делу? На какие жертвы стоит идти во имя большой любви к призванию?
Странно ждать, что наши принципы, мысли
и желания останутся одинаковыми
на протяжении всего карьерного пути
К тому же рынок труда — подвижная сфера, и то, что было востребованным сегодня, не обязательно будет полезным завтра. Дело не только в частом страхе, что всех нас как специалистов заменят роботы (да и как именно автоматизация повлияет на разные сферы, пока неизвестно). Вполне возможно, что вы не знаете, что что-то может стать вашим «призванием», потому что этой сферы пока в принципе не существует. Например, ещё пятнадцать лет назад было сложно представить себе, насколько распространённой станет профессия блогера — а важных для неё платформ вроде инстаграма или телеграма и вовсе не существовало. На этом фоне гораздо более важными становятся не конкретные вещи, которыми вам нравится заниматься, а навыки и склонности в целом — неизвестно, что может пригодиться в той или иной ситуации. Более того, мы и сами меняемся: в тридцать пять и сорок пять требования, которые мы высказываем собственной профессии и работодателям, могут сильно отличаться от того, что мы хотим в двадцать. Странно ждать, что наши принципы, мысли и желания останутся одинаковыми на протяжении всего карьерного пути — или что нам тридцать-сорок лет подряд будет интересно делать одно и то же.
Опасность мифа о призвании в том, что он предлагает вроде бы простой ответ на трудный вопрос. Можно ли уместить всё, что вам интересно и что нравится вам в себе, в рамках одного ярлыка-названия профессии — или даже одной сферы? Стоит ли стремиться найти то «единственное», чему вы хотели бы посвятить свою жизнь, если вам интересны совсем разные вещи, несовместимые между собой? А если то, чему вы хотели бы посвятить свою жизнь, не приносит результатов, которых бы вам хотелось — готовы ли вы искать баланс между собственным комфортом и желанием заниматься именно этим? Или вместо «единственного» стоит искать просто интересное, любимое и достаточное?
Мы привыкли, что профессия — важная часть нашей идентичности: вспомните, как быстро в разговоре с новыми знакомыми вы узнаёте, кем они работают, и как часто разговоры с друзьями и партнёрами строятся вокруг событий в офисе. Конечно, невозможно не уделять внимание тому, на что вы тратите сорок часов и более в неделю — но едва ли вся ваша жизнь ограничивается этими сорока часами.