рабинович альмин моисеевич биография
О Рабиновиче Альмине Моисеевиче
Курсы 1С 8.3 » О Рабиновиче Альмине Моисеевиче
Рабинович Альмин Моисеевич
известный специалист в области бухгалтерского учёта и налогообложения
Стаж аудиторско-консультационной и преподавательской деятельности – 20 лет.
Автор более 600 статей и 9 книг
Руководил аудиторскими и консультационными подразделениями в ЗАО «ЦБА», ЗАО «БДО Юникон» (1-ое место в рейтинге российских аудиторских компаний) и «ООО «РСМ Топ-аудит» (3-8 места). В настоящее время – главный методолог ЗАО «Энерджи консалтинг/Аудит» (3-5 место).
Регулярно читал и читаю лекции по широкой бухгалтерской и налоговой тематике в различных образовательных центрах: Центр подготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ, СТЕК, ИРСОТ, КонсультантИС, Основы Вашего бизнеса (ОСВБ), Московский фондовый центр (МФЦ), Элкод, Руна, ПравоТЭК и др., вебинары для читателей ж-лов «Главбух», «Российский налоговый курьер» и др. (все частично можно видеть в Интернете).
В рамках корпоративного обучения главных бухгалтеров читал и читаю лекции в холдингах Роснефть, Транснефть, Транснефтепродукт, Лукойл, Славнефть, Мечел, Металлоинвест, Связьинвест, Мегафон, МГТС, РАО ЕЭС, РусГидро, РАО ЕЭС Востока, МРСК Центра, Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК), Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК), Галс, М-Видео, агрохолдинг Разгуляй, Международный торговый центр и др. организациях.
Автор более 600 статей и 9 книг, в том числе “НДС: нестандартные решения стандартных ситуаций” и “Мастер-класс для бухгалтерии: расчеты в иностранной валюте и в у.е.”, многие из этих публикаций размещены в основных справочно-правовых базах – КонсультантПлюс”, “Гарант” и др.”.
• по общему аудиту,
• по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Альмин Рабинович. Все статьи автора
Альмин Рабинович — Руководитель Управления бухгалтерского и налогового консалтинга ООО «ФинЭкспертиза», к.и.н.. Практика аудита, главный методолог, Группа компаний Energy Consulting.
Как распределить прибыль между акционерами, если ее нет
Второй квартал года – это время принятия общими собраниями хозяйственных обществ решений о выплате дивидендов.
Как аудиторы будут проверять отчетность за 2019 год
Минфин подготовил Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций.
Почему капвложения в арендованную недвижимость облагаются налогом
Сейчас, когда компания производит ремонт в арендуемом помещении, делая в него капитальные вложения, получается, что она инвестировала в недвижимость. С точки зрения ФНС и Минфина, она должна платить налог на имущество. Но есть нюансы.
Бухучет и налоги по обременительным объектам в строительстве
Что не в пользу налогоплательщиков?
Близится завершение перехода к МСФО
Текст для посвященных.
Основные средства: как правильно определять амортизационные группы в 2017 году
Эксперт-аудитор разбирает спорные вопросы определения амортизационных групп. Основной упор в статье на ОС, бывшие в употреблении, приобретенные в 2017 году.
Матвыгода от экономии на процентах: что с НДФЛ?
Нередко при получении займов от физических лиц, банков или работодателей у граждан возникает материальная выгода от экономии на процентах, которая является налогооблагаемым доходом. Разберем сложные вопросы, связанные с НДФЛ.
Налог на имущество кредитных организаций. К вопросу об учитываемой стоимости основных средств
Минфин России не возражает против учета кредитными организациями для целей налога на имущество изменений справедливой стоимости недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, и долгосрочных активов, предназначенных для продажи, в том числе в сторону ее уменьшения. Распространяется этот вывод и на указанные объекты некредитных финансовых организаций.
Три мнения Минфина. О признании расходов на улучшение основного средства стоимостью не более 100 тыс. руб.
«Если после проведения реконструкции первоначальная стоимость имущества превысит 100 000 руб., то его следует отнести к амортизируемому и учитывать в составе расходов путем начисления амортизации».
Налог на добавленную стоимость. Продолжатся ли споры о налоговых льготах?
Споры о том, что такое льгота, нередко велись в увязке с вопросом о полномочиях налоговых органов при проведении камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
О налоговых вычетах по НДС и налогообложении вклада в имущество организации
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в с
Рекомендации от Минфина России. Профессиональный комментарий по аудиторской проверке годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год. Часть 2
В первой части статьи были рассмотрены вопросы перехода к МСФО и проанализированы рекомендации Минфина России по аудиторской проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2016 год, касающиеся отражения в бухгалтерском учете организаций: экологического сбора; прибыли КИК; платы за большегрузы.
Рекомендации от Минфина России. Профессиональный комментарий по аудиторской проверке годовой бухгалтерской отчетности за 2016 год
Впервые за свою 13-летнюю историю Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций (далее — Рекомендации-2016) подготовлены Минфином России до окончания отчетного года (письмо от 28.12.16 г. № 07-04-09/78875).
Новая Классификация основных средств. О последствиях для бухгалтерского учета
Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7.07.16 г. № 640 (далее — Постановление № 640) с 1 января 2017 г. постановление Правительства РФ от 1.01.02 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление № 1) будет действовать в новой редакции, из которой исключено положение о том, что указанная классификация может использоваться для целей бухгалтерского учета (п.1 изменений, которые вносятся в Постановление № 1).
Кредитные организации: налоговые последствия бухгалтерского учета. Комментарий к разъяснениям Банка России по применению Положения № 448-П
Напомним, что с 2016 г. вступило в силу Положение Банка России от 22.12.14 г. № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее — Положение № 448-П).
Кредитные организации. Спорные вопросы налогообложения имущества
До 2016 г. уплата налога на имущество была далеко не самым актуальным вопросом для кредитных организаций. Ситуация резко изменилась после вступления в силу с 2016 г. Положения Банка России от 22.12.14 г. № 448-П.
Когда применяется вычет и как быть с налогом на прибыль. НДС по расчетной ставке
НДС в ряде случаев, перечисленных в п. 4 ст. 164 НК РФ, исчисляется продавцом с полученного дохода по расчетной ставке 10%/110% или 18%/118%. А вот о возможности покупателем вычета этого НДС в НК РФ сказано неблагоприятно, хотя в действительности дело обстоит не так уж и плохо. Рассмотрим данную ситуацию на примере операции по переуступке новым кредитором имущественного права требования по договору реализации.
Налог на добавленную стоимость. Погашение займа неденежными средствами
Поводом для рассмотрения данной проблемы стали споры о том, возникает ли объект обложения НДС в виде реализации у заемщика, когда он погашает задолженность перед новым кредитором не денежными средствами, а имуществом (в экономически непростые времена — ситуация весьма нередкая).
Почти все о договорах в условных единицах. Разрешение спорных ситуаций на практике. Часть 2
Как показывает аудиторско-консультационная и лекторская практика, в связи с резким ростом и нестабильностью в 2014—2016 гг. курса рубля по отношению к иностранным валютам в хозяйственных отношениях организаций значительно выросло количество договоров, заключенных в условных единицах, что обусловило возникновение новых вопросов о расчетах по таким договорам, их налогообложении и др. Большинство из них связано с исчислением НДС, но некоторые касаются налогообложения прибыли.
Почти все о договорах в условных единицах. Разрешение спорных ситуаций на практике. Часть 1
Как показывает аудиторско-консультационная и лекторская практика, в связи с резким ростом и нестабильностью в 2014—2016 гг. курса рубля по отношению к иностранным валютам в хозяйственных отношениях организаций значительно выросло количество договоров, заключенных в условных единицах, что обусловило возникновение новых вопросов о расчетах по таким договорам, их налогообложении и др. Большинство из них связано с исчислением НДС, но некоторые касаются налогообложения прибыли.
Бухгалтеру
Видеосеминар Рабиновича А.М. «ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: главные новшества»
Рабинович Альмин Моисеевич,
руководитель управления бухгалтерского и налогового консалтинга АКГ «Финэкспертиза», кандидат исторических наук, аудитор
Что относится к основным средствам по правилам ФСБУ 6/2020? Как учесть малоценные ОС? Как провести переоценку основных средств и отразить расходы на их ликвидацию? Какая новая группа ОС появилась? При каких условиях основные средства амортизируются, а при каких нет?
Смотреть видеосеминары Рабиновича А.М.
анонс видеосеминар 11.06.2021 «ФСБУ 6/2020 «Основные средства»: главные новшества»
анонс видеосеминар 01.06.2021 «ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»: основные положения»
анонс видеосеминар 21.05.2021 «ФСБУ 5/2019 «Запасы»: резерв под обесценение»
анонс видеосеминар 12.05.2021 «ФСБУ 5/2019 «Запасы»: незавершенное производство и готовая продукция»
анонс видеосеминар 23.04.2021 «ФСБУ 5/2019 «Запасы»: учет скидок, рассрочки»
анонс видеосеминар 27.02.2020 «Учет аренды и лизинга по правилам ФСБУ 25/2018»
анонс видеосеминар 11.02.2020 «Как повлияют на учет изменения в ПБУ 13/2000 и ПБУ 16/02»
анонс видеосеминар 28.01.2020 «Новая версия ПБУ 18/02 (часть II)»
анонс видеосеминар 24.12.2019 «Новая версия ПБУ 18/02 (часть I)»
анонс видеосеминар 12.12.2019 «Как разобраться в новых правилах бухгалтерского учета»
Как избежать самых частых ошибок по налогу на прибыль. Советы практиков
Лектор: Альмин Моисеевич Рабинович, к.и.н., главный методолог
ЗАО «ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ/Аудит»
Хотелось бы сделать пару уточнений по нашей теме, чтобы слушатели четко понимали, о чем мы будем говорить. Главное, хочу конкретизировать, что именно в ходе семинара я буду понимать под ошибками, которых желательно избегать. К этому могут быть разные подходы: одни считают что-то за ошибку, другие – нет. Под ошибкой в рамках нашего сегодняшнего нашего разговора мы будем понимать то, что вызывает споры с налоговыми инспекциями. Исходным критерием для определения ошибки для нас будет позиция налоговиков, независимо от того, правы ли они. Мы с вами понимаем, что в области налогообложения вопрос о том, как правильно, хоть и важен, но носит подчиненный характер. Главная задача – избежать финансовых рисков для компании, минимизировать потери, связанные с претензиями инспекций.
Глава 25 Налогового кодекса РФ – большая, и, конечно, по почти каждому ее предложению можно совершить ошибку, то есть отступить от позиции налоговой службы. Все варианты рискованных действий компаний в отношении налога на прибыль мы разобрать, безусловно, не успеем. Я предлагаю отобрать вопросы, по которым в 2011 году были разъяснения Минфина, ФНС, региональных налоговых управлений. Потому что это говорит об актуальности рассмотренных чиновниками проблем и о том, что ошибки в этих вопросах наиболее опасны для налогоплательщиков. И конечно, не обойдемся сегодня и без разбора наиболее типичных, распространенных ситуаций, по которым возможны ошибки.
Основные средства из нескольких частей
Речь идет о том, что является единицей налогового учета основных средств. До недавнего времени позиция Минфина состояла в том, что сложный объект основных средств, который состоит из нескольких частей, нужно учитывать по правилам бухгалтерского учета. В главе 25 НК РФ не определено, как учитывать такой объект.
По правилам бухучета, если сложный объект состоит из нескольких частей, но эти части имеют существенно различный срок полезного использования, то их учитывают как отдельные инвентарные объекты. Каждая часть – отдельный объект учета. Срок полезного использования будет короче, чем если бы учет велся по единому объекту в целом. Отсюда более быстрое списание на расходы. Эта позиция, к примеру, изложена в письме Минфина России от 20 февраля 2008 г. № 03-03-06/1/121.
Налоговая служба, надо сказать, всегда была не согласна с такой позицией Минфина. Инспекторы считали, что в налоговом учете сложные основные средства должны учитываться как единый объект независимо от того, каковы сроки полезного использования их отдельных частей в бухгалтерском учете. Например, обоснование своей позиции налоговики привели в письме УФНС России по г. Москве от 2 апреля 2008 г. № 20-12/031693. Налоговое управление подчеркнуло следующее. Основное средство из конструктивно-сочлененных предметов, способных выполнять свои функции только в составе комплекса, учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта.
В этом году Минфин согласился с мнением налоговой службы. Объект основных средств, состоящий из нескольких частей, независимо от СПИ каждой части, учитывается как единый объект налогового учета. Именно для него в целом определяется срок полезного использования, норма и сумма ежемесячной амортизации. Эта позиция отражена в письме Минфина России от 10 марта 2011 г. № 03-03-10/18. Чиновники подчеркнули: отсутствие в НК РФ порядка выделения единиц учета в качестве отдельных объектов амортизируемого имущества не означает, что можно применять правила бухучета.
Вывод чиновников, я должен признать, достаточно обоснованный. В определении понятия «основное средство» в статье 257 НК РФ говорится, что это, в том числе, средство труда. Отталкиваясь от этого, Минфин приходит к выводу: объектом ОС для целей налогообложения может и должно быть только то, что само по себе способно выполнять самостоятельную производственную функцию.
Под этим углом зрения надо посмотреть, как в компании учтены объекты основных средств, состоящие из нескольких частей. Инспекторы, получив подкрепление своей позиции в виде разъяснений Минфина, при проверке будут придерживаться этой позиции, в том числе, и за периоды до 2011 года.
Модернизация основных средств
Я хочу обратить внимание на судебные решения 2011 года, которые говорят о том, что при модернизации полностью или не полностью самортизированных основных средств норма модернизации не должна отличаться от установленной первоначально.
К примеру, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17 февраля 2011 г. по делу № А29-6272/2007 суд поддержал позицию инспекции. Налоговики утверждали, что в результате модернизации основного средства с истекшим СПИ, определяя сумму амортизации для дополнительных капвложений в это ОС, не надо придумывать новый срок полезного использования. Правильно исходить из той нормы, которая была установлена в момент принятия основного средства к налоговому учету.
Налогоплательщикам важно, что эту позицию разделили арбитражные судьи. Поэтому крайне рискованно менять после модернизации норму амортизации, по которой исчисляется остаточная стоимость.
Материально-производственные запасы
Налоговая стоимость МПЗ, товаров, ценных бумаг может быть признана расходом только в тех ситуациях, когда в НК РФ установлено, как определяется их стоимость при приобретении или ином способе поступления в компанию. Для МПЗ в Налоговом кодексе не расписано, чему равна их стоимость для целей расходов.
Из письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/80 можно сделать следующий вывод. Стоимость безвозмездно полученных МПЗ не может быть включена в состав расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль. Компания не несла затрат на приобретение этого имущества. Стоимость равна нулю. Получается, что при продаже таких МПЗ, объектом налогообложения будет вся сумма полученной выручки.
Это не единственная ситуация, когда полученное, поступившее в компанию не имеет стоимости для целей признания расходов. Есть еще, как минимум, одна ситуация: если при ликвидации организации, в которой компания является участником или акционером, ей достается какая-то ликвидационная часть имущества. В этом случае полученное тоже не будет иметь стоимости для целей признания расходов. Но нельзя отождествлять это со стоимостью для признания доходов. Тут безвозмездно полученное всегда имеет свою стоимость. Она равна рыночной. Об этом говорит статья 250 НК РФ.
Следующий вопрос по МПЗ, на который я хотел обратить внимание, это вопрос учета расходов на спецодежду и специальные средства индивидуальной защиты. Говоря об учете расходов на эти МПЗ, Минфин в письме от 16 марта 2011 г. № 03-03-06/1/143 делает акцент на двух моментах. Первый их них положителен для налогоплательщиков. Так, чиновники считают возможным учитывать расходы на спецодежду и СИЗ по более высоким нормам, чем это установлено Минздравсоцразвития. При условии, что эти повышенные нормы будут описаны в коллективном договоре, на который будут ссылки в трудовых договорах. Или же можно сразу прописать все в трудовом договоре. Эта позиция Минфина действительно обоснованная. В НК РФ сказано, что расходы учитываются в соответствии с законодательством. К нему относится не только сам Налоговый кодекс, но и ТК РФ. Там в статье 221 прописана обязанность компании обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты по повышенным нормам, если они предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.
Премии
От МПЗ переходим к следующему виду расходов, по которому часто встречаются ошибки. Это расходы на оплату труда.
Но в 2011 году этот подход был распространен на гораздо более частую ситуацию. В письме ФНС России от 1 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5165 говорится, что недостаточно просто ссылки на какой-то вид премии в трудовом, коллективном договоре или Положении о премировании. Из этих документов должно быть понятно, какую именно сумму премии получит работник и на каких условиях. Сумма должна быть или конкретная, или определимая. Например, 10 процентов от оклада. Установленный алгоритм расчета премии дает, по мнению налоговой службы, возможность квалифицировать эту выплату как расходы на оплату труда и учесть в целях налогообложения прибыли.
Следующая ошибка, хоть она и не новая, но допускается компаниями нередко. Это учет премий к праздничным датам. Известно, что налоговики и Минфин критично относятся к учету таких премий в расходах. Об этом говорит письмо Минфина России от 22 февраля 2011 г. № 03-03-06/4/12. Такие выплаты чиновники рассматривают как несвязанные с производственными результатами сотрудников. А значит, они не могут быть отнесены к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль.
Например, всем сотрудникам к Новому году выплачивают по 1000 руб. премии. Эта выплата, по мнению инспекторов, никак не будет связана ни с качеством труда, ни с его результатами. Кто-то из работников выполнил норму на 120 процентов, кто-то на 90, но все в итоге получили одинаковую сумму.
Если в Положении о премировании будет установлен алгоритм, позволяющий выплачивать разные суммы в зависимости от качества и результатов труда, то неважно, что премия к празднику. Тогда выплата, независимо от даты, к которой она приурочена, может быть квалифицирована как расходы на оплату труда. Потому что премия непосредственно связана с производственными результатами.
Командировочные расходы
Споры по командировочным расходам идут уже давно, и в 2011 году к этому вопросу обращались неоднократно и Минфин, и арбитражные суды.
Финансовое ведомство уже не раз писало в своих разъяснениях, что командировочное удостоверение при наличии приказа на командировку не является обязательным документом для принятия расходов. Хорошо, чтобы оно было, но если нет, то это не основание для снятия расходов. Но на практике налоговые инспекторы практически всегда требуют наличия командировочного удостоверения.
Тем не менее, суды часто встают на сторону компаний. В 2011 году вышло два решения в одном только Московском округе по вопросу о командировочном удостоверении. Это постановления ФАС Московского округа от 11 апреля 2011 г. № КА-А40/1664-11-2 и от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1515-11. В обоих постановлениях суд сказал, что командировочное удостоверение для признания расходов необязательно. Причем, в одном из этих дел спор шел о командировке за границу.
Честно говоря, я не всегда понимаю налогоплательщиков, которые вместо того чтобы сделать командировочное удостоверение, готовы идти в суд, тратить время, силы и деньги. С моей точки зрения, легче избежать ошибки, имея командировочное удостоверение. Документ не так сложен в заполнении.
Расходы на аренду
Второй вид прочих расходов, на котором я бы хотел остановиться, это затраты на аренду. В письме ФНС России от 27 августа 2010 г. № ШС-37-3/10187 отмечено, что налогоплательщик, построивший недвижимость на основании Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» имеет право сдать эту недвижимость в аренду еще до регистрации права собственности на нее. Значит, компания, которая взяла эту недвижимость в аренду, имеет право принять расходы на арендную плату для целей налога на прибыль.
Это было кардинальное изменение предыдущей многолетней позиции Минфина и ФНС. После выхода письма № ШС-37-3/10187 многие налогоплательщики вздохнули с облегчением – наконец-то станет проще с расходами на аренду. На самом деле, не все так оптимистично, как кажется на первый взгляд.
В письме разъяснения относились только к ситуации, когда речь шла об инвесторе, получившем недвижимость на основании закона № 39-ФЗ. Во всех других ситуациях позиция чиновников остается неизменной: расходы арендатора по договору, заключенному с арендодателем, который не зарегистрировал право собственности на объект недвижимости, не могут быть приняты в расходы. Это подчеркнул Минфин России в письме от 13 мая 2011 г. № 03-03-06/1/292. Арендатор вправе учитывать в расходах арендные платежи, которые уплачены только по договору, заключенному в установленном законодательством порядке. Тут речь как раз о регистрации прав собственности.
Момент признания расходов
Осталось еще два вопроса, на которых я бы хотел остановиться. Первый – момент признания расходов. Это касается, в основном, прочих расходов. Они, как правило, косвенные, то есть признаются в момент возникновения, единовременно. Но если во всех ситуациях и по отношению ко всем прочим расходам признавать их единовременно, можно вызвать претензии налоговой инспекции. С точки зрения Минфина и ФНС не всегда важно, что какие-то расходы по своей природе являются косвенными. Они тоже могут распределяться, если относятся к нескольким отчетным периодам.
Конкретный пример, на который обращает внимание Минфин в письме от 11 января 2011 г. № 03-03-06/1/4 – расходы на банковскую гарантию под обязательства, которые носят длительный характер. Например, по возврату заемных средств. Минфин говорит, что эти расходы должны признаваться в течение того периода, на который банк взял на себя гарантийные обязательства.
Разделение расходов на прямые и косвенные
Это разъяснение налоговой службы очень важное. Но как иллюстрацию выраженной там позиции я хочу привести письмо УФНС России по Москве от 26 января 2011 г. № 16-15/006871. Там налоговики отнесли к прямым расходам то, что раньше никогда туда не относили: расходы на субподрядные работы.
Конспект подготовила Марина Коснова