раба любви актриса в главной роли
«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Снимать фильм по этому сценарию с рабочим названием «Нечаянные радости» доверили режиссеру Рустаму Хамдамову, по рекомендации его педагога и наставника Григория Чухрая. Шпаликов планировал, что Веру Холодную сыграет его жена, Инна Гулая, но у Хамдамова было другое видение этого образа. По его мнению, эту роль могла исполнить только Елена Соловей, которая и внешне, и по манере поведения словно сама была из другой эпохи – эпохи Серебряного века.
Помимо Елены Соловей, в фильме был задействован мощный актерский состав: Олег Янковский, Эммануил Виторган, Татьяна Самойлова. Хамдамов приступил к съемкам, но в процессе работы совершенно забыл о сценарии, переделывая его на ходу. Его творческие поиски бросали его от мелодрамы к детективу с налетом мистицизма, от детектива – к комедии. Когда цензоры посмотрели отснятый материал, они потребовали переделать фильм согласно утвержденному сценарию. В сердцах режиссер бросил съемки и уехал в родной Ташкент. Его официально отстранили от работы и приняли решение найти ему замену – ведь большая часть средств, выделенных на съемки, уже была потрачена, и их надо было завершить.
«Донашивать» фильм за другим режиссером среди кинематографистов считалось дурным тоном – конечно, каждый из них хотел снимать свое собственное кино, а не доделывать чужую незавершенную работу. Режиссеры один за другим отказывались, и тогда Андрей Кончаловский предложил взяться за эту непростую задачу своему брату – Никите Михалкову. На тот момент он успел выпустить свой первый полнометражный фильм, «Свой среди чужих, чужой среди своих», который пользовался большим успехом у зрителей. Идея доснять чужой фильм не привела его в восторг, но взяться за работу он все-таки решился. Во-первых, в память о Геннадии Шпаликове, написавшем сценарий фильма «Я шагаю по Москве». Именно с его подачи Данелия утвердил на главную роль Никиту Михалкова, с чего началась его актерская карьера. Во-вторых, над сценарием «Нечаянных радостей» работал его брат, посоветовавший ему не отказываться от этого проекта.
Согласившись работать в условиях ограниченного бюджета и сжатых сроков съемок, Михалков выдвинул свои условия: « Я ответил, что не буду ничего заканчивать, это – другой стиль, это Хамдамов, и вообще, я не считаю себя вправе вмешиваться в чужие дела или вторгаться в чужую творческую лабораторию, пусть даже «закрытую и опечатанную». Если они хотят, я попробую снять совершенно другую картину на близкую (но ни в коем случае не идентичную!) тему на оставшиеся деньги. На вопрос, насколько это реально, я повторил, что попробую… Я знал, что иду на риск, тем более что картина постановочно-сложная, костюмная. Но меня манило азартное желание закалять свое мастерство в сложных условиях ».
Из солидарности с Хамдамовым из проекта ушли все актеры, кроме Елены Соловей. Она согласилась исполнить главную роль в фильме под руководством Михалкова, но вот тут и началось самое сложное. Хотя актриса смирилась со сменой режиссера и дала свое согласие на съемки, на площадке она постоянно конфликтовала с Михалковым, сравнивая его с предыдущим мастером не в пользу нового режиссера. Ей казалось, что ее героиня у Хамдамова выглядела намного органичней, естественней и интересней, чем у Михалкова.
Позже актриса рассказывала: «Н икита Сергеевич взял меня в ленту не сразу. Он отказался утверждать меня на главную роль, пока я повторно не пройду пробы на общих основаниях. А когда я их прошла, выяснилось, что моя новая героиня, Ольга Вознесенская, к Вере Холодной уже не имеет никакого отношения. Меня это потрясло. Когда я первый раз увидела фрагменты «Рабы любви», я была в полном отчаянии. Плакала, рыдала, отказывалась дальше сниматься, потому что совершенно не восприняла ту женщину, которая предстала передо мной на экране. Михалков был в панике, еле убедил меня довести работу до конца. Да я и сама понимала, что в тех обстоятельствах деваться мне было просто некуда ».
Однако переживания и претензии актрисы были напрасными: этот фильм принес ей популярность и в СССР, и за рубежом, став ее визитной карточкой, а самого Никиту Михалкова возвел в ранг режиссера мирового уровня: это был первый его фильм, отмеченный на международных фестивалях. Да и сам процесс съемок запомнился Елене Соловей своей легкостью, быстротой и очень теплой атмосферой. После этого она продолжила сотрудничать с Михалковым, снявшись в его фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
Только спустя годы Елена Соловей призналась: « Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть. Ольга Вознесенская, которую помнят зрители, – полностью заслуга Никиты. Я была лишь формой, из которой гениальный режиссер создал образ. Вот так: с одной стороны сложно, с другой – обыкновенно. ».
Роль в этом фильме стала не только знаковой и определяющей для всей творческой судьбы актрисы, но и в какой-то степени пророческой для нее самой. В финальном эпизоде ее героиня уезжает на трамвае «в никуда», и в этой сцене Елена Соловей видела параллели с собственной жизнью: вскоре она приняла решение эмигрировать из СССР. « Когда через несколько лет я уезжала в США, остро вспоминала песню, звучавшую в титрах: «Где же ты, мечта?» Отъезд казался мне дежавю, предсказанным и предначертанным. », – рассказывала актриса.
Она исчезла с экранов на пике популярности, и тогда ее решение удивило многих. Но не Никиту Михалкова – он уже привык к тому, что Елена Соловей не была похожа на других актрис и могла без раздумий пожертвовать любой ролью, если это шло вразрез с интересами ее семьи. Карьера всегда оставалась для нее на втором плане, и на этот раз «раба любви» вновь послушала свое сердце, уехав в США вслед за мужем.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Раба любви» в кадре и за кадром: Почему Елена Соловей рыдала, увидев себя на экране
24 февраля празднует свое 73-летие известная актриса, народная артистка РСФСР Елена Соловей. Ее актерский талант раскрылся во многом благодаря режиссеру Никите Михалкову, который снял ее в своих самых известных фильмах. Их сотрудничество и творческая любовь началась с фильма «Раба любви», ставшего и для режиссера, и для актрисы прорывом в мире большого кино. Правда, в начале съемок никто и предположить не мог, что все завершится успешно: Никита Михалков «донашивал» этот фильм за другим режиссером, а Елена Соловей рыдала от отчаяния, узнав, что он сделал с ее героиней…
Инна Гулая и Геннадий Шпаликов | Фото: retrospectra.ru
Режиссер Рустам Хамдамов | Фото: retrospectra.ru
Снимать фильм по этому сценарию с рабочим названием «Нечаянные радости» доверили режиссеру Рустаму Хамдамову, по рекомендации его педагога и наставника Григория Чухрая. Шпаликов планировал, что Веру Холодную сыграет его жена, Инна Гулая, но у Хамдамова было другое видение этого образа. По его мнению, эту роль могла исполнить только Елена Соловей, которая и внешне, и по манере поведения словно сама была из другой эпохи – эпохи Серебряного века.
Вера Холодная и Елена Соловей, воплотившая на экране ее образ | Фото: retrospectra.ru
Помимо Елены Соловей, в фильме был задействован мощный актерский состав: Олег Янковский, Эммануил Виторган, Татьяна Самойлова. Хамдамов приступил к съемкам, но в процессе работы совершенно забыл о сценарии, переделывая его на ходу. Его творческие поиски бросали его от мелодрамы к детективу с налетом мистицизма, от детектива – к комедии. Когда цензоры посмотрели отснятый материал, они потребовали переделать фильм согласно утвержденному сценарию. В сердцах режиссер бросил съемки и уехал в родной Ташкент. Его официально отстранили от работы и приняли решение найти ему замену – ведь большая часть средств, выделенных на съемки, уже была потрачена, и их надо было завершить.
Актер Олег Басилашвили, оператор Павел Лебешев, режиссер Никита Михалков и художник-постановщик Александр Адабашьян | Фото: biography.wikireading.ru
«Донашивать» фильм за другим режиссером среди кинематографистов считалось дурным тоном – конечно, каждый из них хотел снимать свое собственное кино, а не доделывать чужую незавершенную работу. Режиссеры один за другим отказывались, и тогда Андрей Кончаловский предложил взяться за эту непростую задачу своему брату – Никите Михалкову. На тот момент он успел выпустить свой первый полнометражный фильм, «Свой среди чужих, чужой среди своих», который пользовался большим успехом у зрителей. Идея доснять чужой фильм не привела его в восторг, но взяться за работу он все-таки решился. Во-первых, в память о Геннадии Шпаликове, написавшем сценарий фильма «Я шагаю по Москве». Именно с его подачи Данелия утвердил на главную роль Никиту Михалкова, с чего началась его актерская карьера. Во-вторых, над сценарием «Нечаянных радостей» работал его брат, посоветовавший ему не отказываться от этого проекта.
Режиссер на съемках | Фото: 1001material.ru
Согласившись работать в условиях ограниченного бюджета и сжатых сроков съемок, Михалков выдвинул свои условия: «Я ответил, что не буду ничего заканчивать, это – другой стиль, это Хамдамов, и вообще, я не считаю себя вправе вмешиваться в чужие дела или вторгаться в чужую творческую лабораторию, пусть даже «закрытую и опечатанную». Если они хотят, я попробую снять совершенно другую картину на близкую (но ни в коем случае не идентичную!) тему на оставшиеся деньги. На вопрос, насколько это реально, я повторил, что попробую… Я знал, что иду на риск, тем более что картина постановочно-сложная, костюмная. Но меня манило азартное желание закалять свое мастерство в сложных условиях».
Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской | Фото: kino-teatr.ru, kp.ua
Никита Михалков и Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975 | Фото: retrospectra.ru
Из солидарности с Хамдамовым из проекта ушли все актеры, кроме Елены Соловей. Она согласилась исполнить главную роль в фильме под руководством Михалкова, но вот тут и началось самое сложное. Хотя актриса смирилась со сменой режиссера и дала свое согласие на съемки, на площадке она постоянно конфликтовала с Михалковым, сравнивая его с предыдущим мастером не в пользу нового режиссера. Ей казалось, что ее героиня у Хамдамова выглядела намного органичней, естественней и интересней, чем у Михалкова.
Кадр из фильма *Раба любви*, 1975 | Фото: vokrug.tv
Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Позже актриса рассказывала: «Никита Сергеевич взял меня в ленту не сразу. Он отказался утверждать меня на главную роль, пока я повторно не пройду пробы на общих основаниях. А когда я их прошла, выяснилось, что моя новая героиня, Ольга Вознесенская, к Вере Холодной уже не имеет никакого отношения. Меня это потрясло. Когда я первый раз увидела фрагменты «Рабы любви», я была в полном отчаянии. Плакала, рыдала, отказывалась дальше сниматься, потому что совершенно не восприняла ту женщину, которая предстала передо мной на экране. Михалков был в панике, еле убедил меня довести работу до конца. Да я и сама понимала, что в тех обстоятельствах деваться мне было просто некуда».
Кадр из фильма *Раба любви*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Никита Михалков в фильме *Раба любви*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Однако переживания и претензии актрисы были напрасными: этот фильм принес ей популярность и в СССР, и за рубежом, став ее визитной карточкой, а самого Никиту Михалкова возвел в ранг режиссера мирового уровня: это был первый его фильм, отмеченный на международных фестивалях. Да и сам процесс съемок запомнился Елене Соловей своей легкостью, быстротой и очень теплой атмосферой. После этого она продолжила сотрудничать с Михалковым, снявшись в его фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».
Елена Соловей в фильме *Раба любви*, 1975 | Фото: kino-teatr.ru
Режиссер на съемках | Фото: kino-teatr.ru
Только спустя годы Елена Соловей призналась: «Однажды я все-таки решилась полностью посмотреть «Рабу любви», после чего сразу же сказала Никите (и это была правда!), что у нас получилась настоящая живая женщина, в которой ни убавить, ни прибавить ничего нельзя, и что никакой другой она просто не могла быть. Ольга Вознесенская, которую помнят зрители, – полностью заслуга Никиты. Я была лишь формой, из которой гениальный режиссер создал образ. Вот так: с одной стороны сложно, с другой – обыкновенно. ».
Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской | Фото: kino-teatr.ru
Кадр из фильма *Раба любви*, 1975 | Фото: kp.ua
Роль в этом фильме стала не только знаковой и определяющей для всей творческой судьбы актрисы, но и в какой-то степени пророческой для нее самой. В финальном эпизоде ее героиня уезжает на трамвае «в никуда», и в этой сцене Елена Соловей видела параллели с собственной жизнью: вскоре она приняла решение эмигрировать из СССР. «Когда через несколько лет я уезжала в США, остро вспоминала песню, звучавшую в титрах: «Где же ты, мечта?» Отъезд казался мне дежавю, предсказанным и предначертанным. », – рассказывала актриса.
Елена Соловей в роли Ольги Вознесенской | Фото: kino-teatr.ru
Она исчезла с экранов на пике популярности, и тогда ее решение удивило многих. Но не Никиту Михалкова – он уже привык к тому, что Елена Соловей не была похожа на других актрис и могла без раздумий пожертвовать любой ролью, если это шло вразрез с интересами ее семьи. Карьера всегда оставалась для нее на втором плане, и на этот раз «раба любви» вновь послушала свое сердце, уехав в США вслед за мужем.
Кадр из фильма *Раба любви*, 1975 | Фото: vokrug.tv
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Раба любви в чужой стране. Судьба Елены Соловей
Она прославилась в СССР после ролей в фильмах Никиты Михалкова и культовых мелодрамах 80-х, но затем исчезла за океаном. Долгое время актриса не объясняла причин своей эмиграции и не поддерживала связей с Родиной, но найти себя на чужбине так и не смогла.
Елена Соловей родилась в военном гарнизоне в ГДР вскоре после войны — 24 февраля 1947 года. Её родители были настоящими героями Великой Отечественной: отец, Яков Абрамович Соловей, был артиллеристом и прошёл всю войну, получив три ордена (Красной Звезды, Красного Знамени и Отечественной войны I степени), а мать, Зинаида Ивановна Шматова, служила медсестрой и тоже была награждена орденом Красной Звезды. Они познакомились уже после войны, а через три года после рождения дочери уехали в Красноярск, где и прошло детство будущей актрисы.
Елена Соловей в своём кинодебюте, короткометражке «В горах моё сердце»
Елена рассказывала, что её детство было счастливым, она росла в любви и в результате получила «провинциальное ощущение самодостаточности, когда нет столичных претензий и комплексов», что много раз помогало ей в самых разных жизненных ситуациях. В частности, уже в Москве (куда её родители переехали в 1959 году), девочка без колебаний пошла поступать в детскую театральную студию имени Станиславского, прочитав о ней в журнале. Её взяли, как и во ВГИК после школы (хотя поступить с первой попытки — в Школу-студию МХАТ — ей не удалось). В итоге в 1970 году Соловей получила диплом профессиональной актрисы.
К тому времени Елена уже дебютировала в кино (в частности, сыграв в сказке «Король-олень»). Дальше последовали роли в популярных картинах «Семь невест ефрейтора Збруева» и «О любви», а в 1975 году наступил звёздный час актрисы: она исполнила главную партию в исторической мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви» и стала звездой.
Елена Соловей в фильме «Раба любви»
К тому времени Соловей уже нашла счастье в личной жизни: в 1971 году она вышла замуж за художника-постановщика Юрия Пугача, с которым познакомилась на съёмках исторического фильма «Драма из старинной жизни», и ради супруга переехала в Ленинград.
В 70-х Елена сыграла ещё в двух картинах Михалкова: «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова». Сотрудничество с именитым режиссёром так и осталось пиком её карьеры (сравниться с которым может, пожалуй, только роль в культовой подростковой мелодраме «Вам и не снилось. » 1980 года).
Леонид Филатов и Елена Соловей в фильме «Вам и не снилось. »
Все 80-е Соловей продолжала много сниматься. Самые известные её работы этого времени — роли второго плана в комедийном детективе «Ищите женщину» и мелодрамах «Блондинка за углом» и «Одинокая женщина желает познакомиться».
Одновременно с крахом СССР кинокарьера Елены приказала долго жить — вот только в её случае это произошло не по социальным, а по личным причинам. Вместе с семьёй актриса была вынуждена эмигрировать в США. О причинах этого поступка она рассказала только в 2018 году: оказывается, у мужа Соловей выявили серьёзные проблемы со здоровьем, и вылечить его в СССР не представлялось возможным.
Елена Соловей в сериале «Жизнь Клима Самгина»
Елена объяснила, что сразу приняла решение о завершении карьеры и осознанно посвятила свою жизнь мужу и детям (в 1972 году у пары родилась дочь Ирина, а в 1976 году — сын Павел). В Америке актриса периодически играла на русскоязычной театральной сцене и вела передачу на русском радио в Нью-Джерси, но это сложно было назвать профессиональной деятельностью и тем более сравнить с оставленной за океаном славой. Правда, Соловей обрела ещё одно призвание — педагогическое: она основала детскую театральную студию «Этюд», которая успешно функционирует и по сей день. Да и в голливудском кино ей удалось найти своё место: знаменитый режиссёр Джеймс Грэй оказался большим поклонником русской актрисы и снял её уже в трёх своих фильмах (последним из которых на сегодняшний день является приключенческая драма «Затерянный город Z» 2016 года).
Елена Соловей в фильме «Затерянный город Z»
В 2019 году в возрасте 74 лет скончался муж актрисы. За пять лет до этого Елена признавалась в интервью, что через четверть века, прожитую ею в США, эта страна всё равно остаётся для неё чужой: «Может быть, потому что я живу здесь в своей ракушке, окружающая жизнь не очень затрагивает меня. Самое главное — это мой круг, моя семья. Больше мне ничего не надо».
В 2020 году Соловей впервые за долгое время приехала в Россию и появилась на российском телевидении. Может быть, таким образом она сделала первый шаг к возвращению на Родину, где её до сих пор помнят и любят.
Раба любви
СССР | 1975 г. | 94 мин. | драма, мелодрама, комедия
Рейтинг:
Кинопоиск 7,81 IMDb 7,4
Страна:
Длительность:
Режиссер фильма «Раба любви»:
Актеры фильма «Раба любви»:
Содержание фильма «Раба любви»:
1918 год, идет гражданская война. В Крыму во время съемок фильма известная актриса, влюбленная в оператора, должна сделать социальный выбор.
Действия фильма охватывают период гражданской войны в России. В основе сюжета — жизненный путь звезды немого кино Веры Холодной. Покуда Москва занята большевисткими войсками, в Крыму идет съемка художественного фильма «Раба Любви». Актриса Ольга Вознесенская далека от политической ситуации в стране. Как только женщина узнает, что её возлюбленный, оператор Виктор Потоцкий, ведет подпольную революционную деятельность, грядущие перемены, как и крах социального строя переживаются Ольгой особенно остро.
Из занятой большевиками Москвы уезжает в Крым на съемки звезда немого кино Ольга Вознесенская. Она остро переживает крушение старого мира, стоит перед мучительным выбором: принять перемены или бежать от них. Быть может, спасением для знаменитой актрисы окажется любовь.
Россия, лето 1918, в стране во всю идет гражданская война.
Крым занят белогвардейцами и там царит относительное спокойствие.
В Крыму под руководством режиссера Калягина (Александр Калягин) идут съемки фильма с участием звезды кинематографа, королевы экрана Ольги Вознесенской (Елена Соловей) – мелодрамы с душераздирающим названием «Раба любви».
Съемкам картины постоянно что-то мешало: никак не мог пробраться из Москвы в Ялту партнер Вознесенской по фильму, исполнитель главной роли Владимир Максаков (Юрий Богатырев), пленка заканчивалась в самый неподходящий момент, оператор Потоцкий (Родион Нахапетов) постоянно куда-то исчезал.
На площадку начинает часто приезжать начальник местной контрразведки капитан Федотов (Константин Григорьев).
Недалеко от них их конкуренты снимают свой фильм, еще день-другой, и их картина будет закончена, а у Калягина дело все никак не сдвигается с мертвой точки.
У Вознесенской начинается роман с оператором группы Виктором Потоцким.
Сначала Ольгу заинтересовали его таинственные исчезновения и
После того как он просит актрису спрятать у себя какие-то пленки Ольга понимает, что Потоцкий ведет какую-то двойную игру.
Потоцкий признается Ольге, что он связан с большевистским подпольем и что он
снимает зверства белогвардейцев по отношению к мирными жителям, чтобы затем отправить их в Москву.
Осознание важности дела Потоцкого приводит Ольгу Николаевну в экстаз.
Она хочет помогать ему.
Вскоре она понимает, что если Потоцкий будет раскрыт, то прольется, увы, совсем не бутафорская кровь.