путь к победе актеры
Путь к успеху звезды «Дюны» Тимоти Шаламе
Главную роль в «Дюне» сыграл молодой актер Тимоти Шаламе. Он появлялся во многих знаменитых фильмах, но по-настоящему известным его сделала роль в «Назови меня своим именем» (Call Me by Your Name, 2017). После нее 22-летний актер был номинирован на «Оскара» и стал самым молодым в списке претендентов на эту награду с 1939 г., когда на нее был выдвинут 19-летний Микки Руни за «Детей в доспехах» (Babes in Arms). Пресса называет его «новой звездой», «любимчиком» (le chouchou), «новым Брандо» и «следующим большим бумом» (next big thing).
Для самого Шаламе «Дюна» – проект мечты, пишет интернет-издание Deadline. Это шаг в высшую лигу блокбастеров, подтверждающий его статус одной из самых популярных молодых кинозвезд современности. А еще это возможность работать с режиссером Дени Вильнёвым, о которой Шаламе мечтал давно. Узнав о проекте, он немедленно настроил оповещения Google о любых новостях, связанных с «Дюной», и всеми способами старался, чтобы режиссер как можно чаще слышал о нем. Это сработало. Вильнёв говорил, что у него и в мыслях не было позвать на главную роль другого актера. Когда Вильнёв попал в жюри Каннского кинофестиваля в 2018 г., он связался с Шаламе и пригласил приехать обсудить кое-что за чашкой кофе. Шаламе в тот момент был в Лондоне на съемках исторической драмы «Король» (The King, 2019) для Netflix. Однако сразу сорвался во Францию.
«Честно говоря, мое знакомство с «Дюной» ограничивалось комиксами, которые я видел в магазине, когда в 10 лет покупал [мангу] Yu-Gi-Oh!», – признавался Шаламе Deadline. Но, услышав про экранизацию, сел штудировать первую книгу саги. На полях Шаламе писал свои мысли и заметки для роли. К звонку Вильнёва он успел прочитать ее только до половины – книга все-таки не самая маленькая и простая: «Вторую половину я быстро проглядел и поехал».
Книга поколения
В 1963–1965 гг. два романа Герберта о Дюне выходили по частям в журнале Analog Science Fact & Fiction. Затем автор переписал их, объединил в одну книгу, а потом очень долго искал издателя. Случай отнюдь не исключительный для потенциальных бестселлеров. Тогда считалось, что никто не читает длинные фантастические романы. Получив пару десятков отказов, в конце концов Герберт уговорил рискнуть издательство Chilton, которое вообще-то специализировалось на автожурналах и руководствах по ремонту автомобилей. Изданная в твердой обложке «Дюна» собрала коллекцию престижных наград. А когда издательство Ace Books выпустило ее дешевую версию в мягкой обложке, книга стала хитом продаж.
Всего Герберт написал шесть книг о «Дюне» и планировал седьмую, завершающую, но умер, не успев воплотить замысел. Эстафету подхватил его старший сын Брайн, который стал работать в соавторстве с известным фантастом Кевином Андерсоном («Трилогия Академии джедаев», «Молодые рыцари-джедаи» и др., а также StarCraft, «Секретные материалы»). В общей сложности творения двух поколений авторов рассказывают о 15 000 лет существования этого мира. «Дюна» превратилась в медиафраншизу: по ней написаны десятки книг, несколько комиксов (в прошлом году американское издательство Abrams Books выпустило очередную серию графических романов), вышло несколько компьютерных игр и настольная игра.
Фильм Вильнёва уже третий по счету. Первый снял в 1984 г. Дэвид Линч, а в 2000 г. и 2003 г. телекомпания Sci-Fi выпустила два мини-сериала. Также «Дюну» готовился экранизировать, но так и не снял Алехандро Ходоровски (позже его наметки были использованы для фильма «Чужой» 1979 г.), а в 2011 г. от экранизации отказалась Paramount Pictures. Нынешнюю экранизацию хорошо встретили критики – на Rotten Tomatoes (сайт – агрегатор рецензий) положительных отзывов у нее целый 91%. Зрительский рейтинг сайт пока не публикует из-за малого количества отзывов. На «Кинопоиске» фильм набрал 8.0, что совсем неплохо – столько же у «Крепкого орешка», «Шрека», «Ледникового периода» и многих других хитов.
Первые шаги
Тимоти Шаламе родился в 1995 г. в районе Манхэттена, который называют «Адской кухней» за высокую преступность. «На нашем 33-м этаже башни, парящем под небесами, был настоящий плавильный котел культур, – рассказывал он журналу Les Inrockuptibles. – Это научило меня довольно свободно обходиться с самоидентичностью. Я не провожу дни, бродя по кругу с вопросом, кто же я. Я тот, кем хочу быть сейчас». Менять образ научило его и то, что фактически Шаламе рос в двух культурах. На лето он уезжал к дедушке и бабушке по отцу во французскую коммуну Шамбон-сюр-Линьон. «Оказавшись там, я становился своей французской версией, – говорил он интернет-изданию La Presse. – Я был полностью погружен в культуру и даже думал на французском». Правда, когда отец говорил с ним на французском, Шаламе отвечал ему на английском.
Шаламе увлекался европейским футболом, мечтал стать знаменитым игроком и во Франции часто убегал на улицу погонять мяч с мальчишками. Но его стезя была фактически предрешена. Его мать Николь Флендер танцевала в «Линкольн-центре» с труппой New York City Ballet в детстве, а став взрослой, играла в бродвейских мюзиклах, работала в профсоюзе актеров – Ассоциации актерского равноправия и была среди академиков театральной премии «Тони». Дядя Родман Флендер – актер и режиссер. Тетя Эми Липпман продюсировала телесериалы. Дед Гарольд Флендер был писателем и сценаристом, по его роману «Парижский блюз» был снят одноименный фильм (Paris Blues, 1961) с Полом Ньюманом и Луи Армстронгом. Марка Шаламе, отца Тимоти, тоже можно назвать человеком творческим – он был корреспондентом газеты Le Parisien в Нью-Йорке, а потом устроился на работу в ООН. «Я не в силах не играть», – признавался Шаламе Les Inrockuptibles. Кстати, его сестра Полина тоже стала актрисой.
В 2005 г. 10-летний Тимоти начал кинокарьеру в короткометражном фильме ужасов Sweet Tooth (официальный год выхода – 2008-й). Ему понравилось, и он стал участвовать в кастингах на разные небольшие роли. В 13 лет его отдали в школу музыки и искусств «Ла Гуардия» в Нью-Йорке. «Мы там иногда буквально танцевали на партах. Это удивительная творческая и художественная школа. Я грустил, когда настало время покинуть ее», – предавался Шаламе ностальгии на страницах Los Angeles Times.
Через 15 лет Шаламе участвовал в постановке бродвейского мюзикла The Talls. «Я был в восторге от «Ла Гуардия», но никогда не думал о карьере актера, – рассказывал он журналу Hero. – Мюзикл ставили во время летних каникул, он стал моей жизнью на два месяца. Именно он заставил меня серьезно отнестись к актерскому мастерству». В «Ла Гуардия» он мечтал играть главные роли в школьных постановках, но не мог на них пробиться. Как правило, они доставались другому ученику – Энселу Эльгорту.
В 16 лет Шаламе получил второстепенную роль Финна Уолдена, сына вице-президента США, во втором сезоне сериала «Родина» (Homeland, 2012). Год спустя он поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать культурную антропологию. Но пришлось пропустить два семестра из-за съемок в фильме «Интерстеллар» (Interstellar, 2014). «Это все [съемки] дело утомительное, но ужасно захватывающее, особенно для такого молодого человека, как я, – говорил Шаламе Les Inrockuptibles. – Я встречаю актеров и режиссеров, которыми восхищаюсь, людей, творчество которых изучал в школе. Мне часто хотелось ущипнуть себя, чтобы поверить в это». Он специально тренировался не проявлять излишнего восторга при виде знаменитостей («Боже мой! Неужели это вы?!»). Кстати, не только знакомые, но и девушки у него были на зависть остальным: известны его романы с Лурдес Леон, дочерью Мадонны, с Лилли-Роуз, дочерью Джонни Деппа, а в прошлом году писали о его связи с актрисой Эйсой Гонсалес.
В «Интерстелларе» Шаламе сыграл сына главного героя в детстве (взрослого сына играл Кейси Аффлек). 17-летний Тимоти не умел даже водить машину, хотя в одной из сцен он управляет пикапом, несущимся по кукурузному полю. Это его сильно смущало: Шаламе всегда очень хотелось, чтобы его считали взрослым – это пошло еще с детства, когда в 10 лет он выбил себе право самостоятельно ездить на метро на съемки. Сцены с Шаламе в «Интерстелларе» снимались в Канаде. В интернете он нашел действующий закон штата Калифорния, в котором говорилось, что человек старше 16 лет, окончивший среднюю школу, имеет право путешествовать в одиночку в случае, если принимает участие в съемках фильма за пределами Западного побережья, уверял Шаламе Los Angeles Times. Он убедил родителей отпустить его одного «по закону»: «Мне всегда казалось, что, когда на съемках есть опекуны, становится меньше места для творчества».
Успех пришел не сразу
После съемок «Интерстеллара» Тимоти убеждал мать, что ему не нужна запасная специальность на случай, если не заладится актерская карьера, и можно бросать университет. Он с нетерпением ожидал премьеры фильма, полагая, что не будет отбоя от предложений. Но ничего такого не произошло, рассказывал Шаламе журналу GQ. Его брали на съемки в какие-то фильмы, но отказали во многих ролях, которые он хотел сыграть. Потом он ходил в кино посмотреть, как их играют другие актеры. Он не уточнял, о каких фильмах идет речь, но известно, что в 2015 г. ему не дали главную роль в очередном фильме про Человека-паука. Но однажды в Монреале судьба свела его с его кумиром – певцом и актером Кидом Кади. Кади рассказал, как нелегко приходилось ему самому и как он заставил себя удвоить усилия и в конце концов добился успеха. Оставалось последовать его примеру.
В 2017 г. вышло несколько фильмов, где Шаламе по-прежнему играл второстепенные роли. Например, «Леди Бёрд» (Lady Bird). Шаламе в интервью MTV шутил, что эта роль помирила его с коллегой, актером Лукасом Хеджесом: «Лет пять-шесть мы сталкивались на кастингах и бросали друг на друга недоброжелательные взгляды А теперь мы дружим».
В том же году произошел прорыв: Шаламе получил главную роль. Причем в фильме, который принес ему номинацию на «Оскара»: «Назови меня своим именем» о романтической связи двух юношей. Фильм Луки Гуаданьино основан на одноименном романе Андре Асимана. «Когда я впервые обедал с Тимоти, я сразу увидел в его телосложении ту лихорадочную нервную угловатость, которую Андре описал в книге, – рассказал Гуаданьино GQ. – Но самое главное, в разговоре с Тимоти я узнал, что молодой человек был не только актером со стажем но у него было пьянящее желание стать великим актером».
Шаламе приехал на съемки в Италию за шесть недель до съемочной группы – хотя бы наскоро освоить язык, научиться играть на гитаре и вспомнить навыки владения фортепьяно. Отец Тимоти в детстве отказался учиться играть на пианино и долго жалел об этом. В итоге заставлял сына учиться музыке четыре года подряд, невзирая на слезы и крики, пока в 12 лет Тимоти не бросил уроки фортепьяно и не постарался забыть их как страшный сон. Теперь они ему пригодились.
«Назови меня своим именем» получил признание критиков и четыре номинации на «Оскара»: за лучший фильм, лучшего актера (Шаламе), лучшую оригинальную песню и лучший адаптированный сценарий. Лента выиграла «Оскара» только за сценарий, хотя Шаламе очень рассчитывал на статуэтку и пригласил на церемонию мать. У него есть любимый короткий видеоролик, который он часто пересматривает, рассказывал он журналу Time Out. На нем заснят момент, когда объявляют о победе в номинации за лучший сценарий, Шаламе и его партнер по фильму актер Арми Хаммер встают и аплодируют: «И в последнюю секунду моя мама, которая ниже меня ростом, выскакивает в нижнем левом углу кадра как сурок».
После «Назови меня своим именем» на него посыпались заманчивые предложения, как Шаламе и мечтал. В следующем году он появился в главной роли в фильме «Красивый мальчик» (Beautiful Boy, 2018) о молодом наркомане. «Красивый мальчик» – это самая сложная актерская задача, с которой я до сих пор сталкивался, – говорил он La Press. – Я похудел на 20 фунтов, чтобы сыграть дорогу персонажа в [наркотический] ад». В 2018 г. он появился у Вуди Аллена в главной роли в «Дождливом дне в Нью-Йорке» (A Rainy Day in New York). В следующем году сыграл Теодора «Лори» Лоренса в фильме «Маленькие женщины» (Little Women) – седьмой полнометражной экранизации одноименного романа Луизы Мэй Олкотт 1868 г. А попутно играл самого Генриха V в «Короле», когда и началась его эпопея с «Дюной».
Теперь, когда съемки «Дюны» позади, Шаламе грустит, признавался он MTV: «Мне не нравится тот период, когда работа над фильмом закончилась. У меня хорошо получается быть честным перед камерой даже в те дни, когда я не в настроении. А потом мне приходится сталкиваться с самим собой, снова становиться человеком [а не персонажем]».
Юный актер из Саратова снялся в главной роли в «Ералаше»
Десятилетний житель Саратова Даниил Ткачев сыграл одну из главных ролей в эпизоде легендарного киножурнала «Ералаш». Поездка в Москву на съемки стала возможной благодаря всероссийскому творческому конкурсу МТС «Поколение М», в котором талантливый школьник занял первое место.
Даниил уже несколько лет занимается в детской студии при саратовском ТЮЗе, играет в спектаклях и планирует связать свою дальнейшую жизнь с кино или сценой. С самого раннего детства мальчик мечтал стать актером, организовывал домашние представления для членов семьи и еще в детском саду впервые принял участие в конкурсе юных чтецов. С чтения стихов начался и его путь к победе в «Поколении М»: видео с декламацией стихотворения «Кошкин дом» С. Маршака мальчик отправил на конкурс, когда ему было всего шесть лет. Несколько раз работы Даниила попадали в тройку лучших и были отмечены создателями «Ералаша», а в 2021 году жюри творческого конкурса МТС наконец присудило юному артистичному саратовцу первое место.
Онлайн-соревнование юных актеров со всей России проходило на сайте проекта «Поколение М». Участникам требовалось выразительно продекламировать любое юмористическое произведение — стихотворение, басню или прозу, записать свое выступление на видео и загрузить на сайт. Победить в конкурсе, обойдя десятки конкурентов, Даниил смог благодаря виртуозному прочтению монолога Гекльберри Финна из классического произведения Марка Твена. Эту и другие работы талантливого саратовского школьника можно посмотреть в подборке на сайте «Поколения М».
«Саратовские дети и подростки уже не раз занимали призовые места во всероссийском этапе «Поколения М» — их работы выставлялись в Третьяковской галерее, попадали на страницы книг, а юные саратовские таланты отправлялись на творческие стажировки в Москву и Санкт-Петербург. То, что именно школьник из Саратовской области оказался самым одаренным артистом седьмого сезона «Поколения М», особенно приятно — ведь родом из Саратова были многие известные российские актеры, от Олега Табакова до Евгения Миронова. Надеюсь, что успех нашего талантливого земляка вдохновит других детей региона на участие и победу в следующих сезонах «Поколения М», — рассказал директор МТС в Саратовской области Олег Горбачев.
Эпизод «Ералаша» с участием Даниила Ткачева носит рабочее название «А вот в интернете», в нем снялась также победительница шестого сезона «Поколения М», Настя Графеева. После окончания процесса съемок и монтажа новые эпизоды киножурнала «Ералаш» можно будет увидеть на одном из центральных телеканалов и популярных онлайн-видеоплатформах.
О проекте «Поколение М»
«Поколение М» — комплексная благотворительная программа, инициированная и реализуемая компанией МТС в партнерстве с ведущими творческими объединениями, федеральными и региональными органами власти, бизнес-корпорациями при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Проект объединяет идею развития творческих способностей детей из регионов России и помощь в лечении тяжелобольных ребят. На виртуальной творческой площадке проекта — сайте pokolenie.mts.ru — дети со всей страны могут проявить таланты, участвуя в конкурсах, онлайн мастер-классах и интерактивных упражнениях от российских звезд по разным направлениям. В творческую группу «Поколения М» входит больше 200 признанных мастеров: педагоги Третьяковской галереи, певица Полина Гагарина, модельеры Вячеслав Зайцев и Игорь Гуляев, режиссеры Владимир Грамматиков и Александр Адабашьян, студия «Непоседы» и другие. Победители конкурсов «Поколение М» получают широкие возможности: от стажировок на крупнейших киностудиях страны до выхода на большую сцену вместе со звездами, выставок собственных работ в Третьяковской галерее и поступления в ГИТИС.
Признание и значимость благотворительного проекта «Поколение М» подтверждено рядом статусных, в том числе, международных премий. Проект стал лауреатом Премии Станиславского, финалистом главной международной премии в области связей с общественностью, брендинга и управления репутацией SABRE Awards (Великобритания), лауреатом Премии Рунета в номинации «Культура, СМИ и массовые коммуникации», победителем премии Effie Russia в номинации «Positive change» и других.
МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
Михаил Васильев родился на Урале. В 17 лет ушел на фронт. Воевал в морской пехоте, принял участие в войне против Японии. Был тяжело ранен. Награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией».
Герой войны, морской пехотинец Михаил Васильев похоронен на Северном кладбище в Санкт-Петербурге.
АРКАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ТРУСОВ
Служба во флотских театрах во время Великой Отечественной войны не гарантировала актерам ни легкого пути к Победе, ни спасения от вражеских пуль или голода.
Из воспоминаний Людмилы Иосифовны Макаровой, актрисы АБДТ им. Г.А. Товстоногова, всю войну служившей в Театре Балтийского флота:
«У каждого из нас был свой чемоданчик с каким-то гримом плюс костюмчик. Мы ездили на лодочках, по всем фортам, где нам, за нашу работу, давали хлебца. Везде нас кормили хлебцем. Иногда еще и супом каким-нибудь. Возвращались мы поздно вечером. Вот такая была жизнь. Потом стало хуже. Владимир Лешков, например, не мог уже больше играть. Голод начался жуткий. «
А с флотским театром прошел всю войну. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Аркадий Васильевич был актером-самородком, без профессионального образования. А в комедии «Полосатый рейс» сыграл кока.
Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ТРОФИМОВ
Николай Трофимов родился в Севастополе в рабочей семье. В 1941 году окончил Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского (курс Б.В. Зона). В годы войны служил в рядах ВМФ: солистом Центрального ансамбля ВМФ СССР (1941-1944), артистом театра Краснознаменного Балтийского флота (1944-1946). Пел в «Ансамбле пяти морей» И.О. Дунаевского.
Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Кинодебют Николая Трофимова состоялся в фильме «Морской батальон» (1944 год). А в «Полосатом рейсе» он сыграл штурмана теплохода.
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
ИВАН ПЕТРОВИЧ ДМИТРИЕВ
В августе 1941 года театр, размещенный на гражданских и военных кораблях, под непрерывной бомбежкой перебазировался в Ленинград. Многие актеры погибли на кораблях, торпедированных гитлеровцами. Иван Дмитриев тонул, но ему удалось спастись. А коллектив театра стал боевым подразделением Балтийского флота.
В блокадном Ленинграде в марте 1942 года от голода умерла дочь Дмитриевых 4-месячная Наташа.
Александра Владимировна Дэльвин вспоминала: «. А в мае Иван подобрал мальчика. На углу Мучного переулка сидел и ревел четырехлетний мальчонка. Весь в цинготных пупырышках, со вздутым от дистрофии животом. Потом мы выяснили: Коля (так звали мальчика) был поздним ребенком. Старшие братья на фронте, сестра неизвестно где. Родители умерли. Их трупы все еще лежали во дворе. Коля сидел на улице и выпрашивал хлеб. Когда, сжалившись, люди давали ему немножко хлебушка, он нес его умершим родителям. Прикладывал кусочки к их губам. Мы выходили Колю. Усыновление оформили документально. «
В 1945 году у Дмитриевых родилась дочь Ксения. А в 1947-м, когда Коле было 8 лет, его забрали родственники в Ташкент. И больше он на связь не выходил.
Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Использованы материалы: авторских сайтов Сергея Николаева («Киносозвездие») и Алексея Тремасова, сайта Кино-Театр.RU, а также из архива Владимира Желтова (газета «Смена») и Александра Кравченко.