пушкин нет в жизни счастья

Пора, мой друг, пора

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

пушкин нет в жизни счастья

Статьи раздела литература

пушкин нет в жизни счастья

пушкин нет в жизни счастья

пушкин нет в жизни счастья

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

пушкин нет в жизни счастья

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.1834 г.

пушкин нет в жизни счастья

Статьи раздела литература

пушкин нет в жизни счастья

пушкин нет в жизни счастья

пушкин нет в жизни счастья

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

пушкин нет в жизни счастья

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Покой и воля

На свете счастья нет, но есть покой и воля…
А. С. Пушкин

Если бы Сергеич написал только эту одну строку, он и тогда
остался бы величайшим гением для русского человека. Ибо в
этой короткой строчке заложил он формулу существования на-
шего человека.

Русский народ никогда не был счастлив – ни оптом, ни в роз-
ницу. Мне могут возразить о чём-нибудь вроде «материнского
счастья» или «счастья выздоровления», но, поверьте поживше-
му человеку, всё это не то. Всё это не счастье, а так – счасть-
ишко, ибо оно одноразово и слишком кратковременно.

А вот вторая часть его строки раскрывает призрачную жизнь,
к которой всегда стремился русский человек.

Что есть покой? Это мирная, безвоенная жизнь, это стабильный
кусок хлеба для себя и родных, это бесстрессовое супружество,
это бессволочное существование со всеми, кто находится рядом.

Что есть воля? Это всё. Многие считают себя вольными людьми,
путая волю со свободой. Но нет, воля недостижима. Стенька Ра-
зин сделал сам себя свободным человеком, но мечтал о воле, и
вольным не стал. Воля – это свобода от всего, что связывает те-
бя с жизнью. И если свобода понимается рассудком, то воля –
только сердцем.

Я – абсолютно свободный человек: живу где хочу, работаю как
хочу и над чем хочу, свободно перемещаюсь по миру, высказы-
ваю какие угодно идеи. Эту свободу дают мне немалые деньги,
случайно пришедшие в мою жизнь.

Но ни за какие деньги я не могу купить волю. Я не волен рас-
поряжаться судьбами и жизнью людей (да и не хочу этого). Я не
волен остановить приближающийся момент, когда останусь без
своих так нужных мне родителей. Они держат меня без воли сво-
ей любовью ко мне, как я держу их своей заботой. И если их
когда-то не станет, смогу ли я в своём несчастье назвать себя
вольным человеком?

Слово «воля» именно в этом понимании есть только в русском
языке, и только глубоко русский человек, каким и был Сергеич,
мог так просто и кратко выразить нашу несбыточную националь-
ную идею:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег…*

Источник

Пушкин нет в жизни счастья

Наткнулась в сети на диалог, тема которого меня тоже с недавних пор интригует. Как хотелось бы думать, что автор версии о позднем написании письма ОНЕГИНА к Татьяне прав.

пушкин нет в жизни счастья

Поначалу Пушкин написал:

Однако, позже передумал:

ПИСЬМО ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило.
Несчастной жертвой Ленской пал.
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть. вот блаженство!

И я лишен того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.

Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.

пушкин нет в жизни счастья
пушкин нет в жизни счастья

Молодец! Твоя наблюдательность чревата большим открытием!
Согласись, что последовательность утверждений Пушкина может быть только одна: сначала «На свете счастья нет, но есть покой и воля.», а потом «Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан. «

Таким образом, датировка стихотворения «Пора, мой друг, пора!» вполне может быть ошибочной! Перепутать 1834 и 1831 при плохом почерке вполне вероятная вещь!

Тем более, что в комментарии к стихотворению сказано, что стихотворение: «Обращено к жене. Написано, ВЕРОЯТНО, летом 1834 г. в связи с неудавшейся попыткой выйти в отставку (см. письма к Бенкендорфу от 25 июня, 3 и 4 июля и письмо к Жуковскому от 4 июля; т. 10) и уехать в деревню. То же душевное состояние отразилось в письмах этого времени к жене.»

Так что дата (1834 год) пушкиноведами только ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ по косвенным признакам (письмам).

Вот ведь кто-то защитит диссертацию по этой проблеме! :)))

Источник

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

пушкин нет в жизни счастья пушкин нет в жизни счастья

Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание, которое обычно присваивали семнадцатилетним юнцам (Пушкину было 35), чтобы удержать семейную чету в столице. Кроме того, царь все же боялся вольнодумства, которое могло бы проявиться в творчестве поэта, находящегося вдали от непосредственных представителей власти.

Как считают многие исследователи, стихотворение «Пора мой друг пора», написанное в этом же году, напрямую связанно с вышеуказанными событиями. Другие считают, что к написанию произведения Пушкина подтолкнуло пророчество гадалки, о смерти на дуэли от рук белокурого юноши.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмовкой. Начиная разговор о теме и идее произведения, необходимо учитывать, что оно не окончено, так как были обнаружены наброски продолжения данного стихотворения, в котором предполагалось описание идиллической деревенской жизни лирического героя, в период зрелости в окружении заботы любимой супруги. Именно к ней обращается поэт «мой друг».

Данное стихотворение – это отличный образец философской лирики. Лирический герой, осознавая свою зрелость, скоротечность бытия, с некоторой грустью оглядывается на прошлое. Но все же он настроен жить, жить вдвоем со своей возлюбленной, и умереть вместе ( умрем – мн.ч).

Лирический герой разочарован в отсутствии счастья, конечно, отчасти это лукавство, ведь нет ничего прекраснее любви, которая была в жизни Пушкина. Но он в силу своих годов, уже не получает прежних удовольствий от сердечной страсти, он находит негу в другом – в покое, от общества, шумных балов, обсуждения его творчества, и в воле, в первую очередь от власти, от унижения, которому он был подвергнут.

Лирический герой давно уже избрал свой путь, его стремления к уединенной спокойно жизни тщательно обдуманны и желанны. Он называет себя усталым рабом, не уставшим, который может отдохнуть, сбросив тяжесть оков, нет, усталость эту не прогнать, от нее возможно лишь скрыться. Скрыться там, где спокойно его душе, далеко далеко, предположительно в Михайловском мечтает укрыться от света поэт, ведь именно там он трудился более всего, и там он получал истинную негу – удовольствие от того, что было им написано. Не исключая обеих версий, послуживших причинами создания этого произведения, все стоит отметить, что в строках не прослеживается явного недовольства героя жизнью, и нет определенного намека на уход из жизни посредством смерти.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.
История создания – Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.

Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.

Композиция – Стихотворение так и не было закончено, оно состоит из двух четверостиший. Построена на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.

Метафоры – «дни летят».

Эпитеты – «усталый», «дальняя», «завидная».

Сравнения – «усталый раб».

Олицетворения – «покоя сердце просит».

Образец философской лирики

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).

В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвел поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.

Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.

Вариант №3

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» было написано А. С. Пушкиным – одним из самых авторитетных литераторов начала XIX вв, в возрасте 35 лет. В этот период своей жизни поэт переживал некоторые трудности, связанные по большей части с неудачной попыткой оставить службу и переехать в деревню. Император не только не позволил ему покинуть двор, но еще и произвёл его в камер-юнкеры — звание, незавидное для человека его возраста. Позже он писал «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам…».

Несмотря на то, что произведение так и не было завершено (в рукописях поэта найден полный план стихотворения), нужно учитывать первоначальные, хоть и нереализованные, мысли поэта. Развитие событий в жизни лирического героя затрагивало большой отрезок времени, в ходе которого он из городского суетливого жителя перевоплощался в степенного деревенского семьянина.

Литературный анализ стихотворения

Стихотворный размер — ямб из шести стоп

Рифмовка — парная, чередующаяся женская и мужская

Стихотворение отличается высокой ритмичностью и практически полным отсутствием ударных пропусков.

Предельной чёткости по содержанию и форме, требует план, в основе которого лежит задумка Пушкина — создать своего рода жизнеописание героя от юности до зрелости. Поэту учитывал эти аспекты с начала и до конца произведения.

Создание лирических художественных образов достигнуто с помощью метафор олицетворения, выступающих на протяжении всего произведения в качестве деятельных элементов «каждый час уносит частичку бытия», «покоя сердце просит». Суть и главная мысль произведения построены на противопоставление жизни — смерти. Художественную окраску дополняют множественные эпитеты и архаизмы. Кроме этого, Пушкин прибегнул к перифразу.

Сопоставление стихотворения с жизненными реалиями периода, в который оно было написано, позволяет уловить настроения поэта, выступившего музой произведения. Грусть и даже местами разочарование, а также ностальгия по-прошлому, прослеживается в обоих четверостишиях. Возможно, если бы автору удалось закончить стихотворение, общее впечатление было бы другим. Также не совсем понятно кто выступает «другом» Александра Сергеевича. На этот счёт мнения большинства расходятся. Кто-то видит в этом самого поэта, кто-то — его жену, об этом остаётся только догадываться. Но, если учитывать разочарование, которое постигло Пушкина в тот период, его тоску по деревне и нежелание оставаться при дворе, то это наводит на мысли о разговоре автора с самим собой. Своего рода крик души поэта. В любом случае истины мы уже не узнаем.

При анализе «Пора, мой друг, пора» следует помнить, что произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.

В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытие.

Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.

По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.

Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.

Анализ стихотворения Пора мой друг пора Пушкина

«Пора, мой друг, пора…» — стихотворение, относящееся к философской лирике, но оно уже написано не в романтическом стиле, а в реалистичном. Автор использует метафоры, среди которых большее место занимает олицетворение. Он придает жизнь абстрактным понятиям таким, как день, час и бытие, в целом.

Существует несколько теорий зарождения этого стихотворения, в связи с чем можно проводить анализ с нескольких совершенно разных сторон. Первой теорией является то, что стихотворение было не закончено. Считается, что стихотворение посвящено жене А. С. Пушкина, которую он называет «другом». Автор пишет свое произведение уже в 35 лет, когда все его юношеские годы закончились, и пришло осознание полноценной взрослой жизни. Он размышляет о быстротечности времени и недолговечности счастья, но, приобретя душевный покой и свободу, можно жить в умиротворении. Существует версия, что в продолжении Пушкин повествовал о тихой и спокойной жизни вдали от города, в деревне, окруженный природой и тишиной. Но, к сожалению, об этом нам остается только догадываться.

Можно сделать вывод, что по первой теории автор повествует о спокойной и тихой жизни вдали от города со своей возлюбленной, а по второй – сообщает о приближающейся кончине, которая принесет свободу духу и покой.

Мне, конечно, ближе первая теория, потому что я считаю, что А. С. Пушкин, любя деревню и природу также сильно, как и жизнь, не стал бы писать такое мрачное стихотворение. Все, о чем он повествовал, я могу свести к тому, что самым дорогим в его жизни стало обретение семьи, своей жены, с которой он хотел разделить жизнь. Но автор не хотел делить «своего друга» с окружающим миром, поэтому его мечтой был совместный переезд подальше от города, туда, где они могли бы наслаждаться друг другом и созерцать природу в ее естественной красоте, нетронутой человеческими руками.

Композиция

Стих состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Подобный эффект вызван тем, что произведение не было завершено поэтом.

Оно начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».

Лирический герой и его счастье

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья. Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь. В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.

В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено. Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С. Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.

Жанр, размер и рифмовка

В 35 лет многие люди хотят поменять устоявшийся ритм жизни, сделать её более спокойной и размеренной, поэтому согласились бы со строками «Пора, мой друг, пора…» (Пушкин). Анализ предполагает, что произведение не было закончено, и кульминацией стихотворения стало бы то, что лирический герой со своей женой уехал бы в деревню и наслаждался простыми радостями до самой смерти.

Данное произведение написано шестистопным ямбом, использован жанр философской лирики. Оно ритмично, имеет парную рифмовку с использованием женской и мужской рифмы. Стихотворение должно было рассказать о всей жизни лирического героя, поэтому оно написано четко и по форме.

Система образов

В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».

Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.

Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.

Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом», эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («дни летят») и олицетворения («покоя сердце просит»).

Анализ стихотворений«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция

Анализ стихотворений«Письмо матери» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, идея, тема

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Смысл и идея

Анализ стихотворения Пушкина раскрывает душевное состояние и настроение поэта в момент написания. Можно прийти к таким выводам:

Делая анализ, важно помнить, что полный смысл можно было бы понять, только если было бы опубликовано продолжение произведения, где описан логический конец размышлений поэта.

Художественные приемы

В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».

Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».

Художественные особенности произведения

Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».

В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.

Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *