пуританские взгляды на жизнь это

Пуританские взгляды — это какие?

пуританские взгляды на жизнь это

Пуритане сдержанны в проявлении эмоций и в выборе одежды, так как излишество и здесь очень вредно, по их мнению.

Пуританизм — образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей, расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость. Пуритане отвергали всякую церковную роскошь, все церковные обряды. Пуританская жизнь включала в себя по одному часу молитвы дважды каждое воскресенье и одно собрание в середине недели. Аскетизм пуритан проявлялся также в простой одежде, отказе от развлечений и т.п. и т.д.

Пуритане жили не ради обряда, а во славу Господу Богу и во имя очищения мира. Они считали себя божественным инструментом, предназначенным для переустройства жизни. Вера в Провидение приводила пуритан к исследованию тайных смыслов тех событий внутренней жизни человека и его окружения, которые другим казались случайностью. В истории и философии пуритане учили последующие поколения ничего не игнорировать и все регистрировать. К всему хотелось добавить так же отрывочек: «Пуританские проповедники учили, что воззрения Римской Католической церкви были не библейскими, даже сатанинскими.»

Можно выделить следующий набор черт, которые отличают пуритан от адептов других христианских течений:

Большое внимание к нравственному сознанию — наиболее важный вопрос — что хорошо и что плохо, таким образом, жизнь воспринималась как постоянная борьба добра (Бога) и зла (дьявола), чёрное и белое — никаких контрастов и возможностей нейтралитета;

Направленность на реформирование, т.е. поиск во всех сторонах жизни возможностей для обновления и улучшения;

Центральная роль Библии — как наивысшего и непререкаемого авторитета (подобная позиция характерна для большинства протестантских течений);

Вера в то, что спасение человека может произойти только по Божьей милости, а поступки человека на это никак не могут повлиять;

Простота и строгость церковного убранства и богослужений (отсутствие живописи, не использование органной музыки).

В быту жизнь пуритан включала следующие ценности:

Семья, в которой культивировалось иерархическое подчинение;

Большая религиозность — семейное чтение Библии, обязательные молитвы;

Большое внимание к образованию детей;

Концентрация религиозной жизни в церковной общине — собрания среди недели, обязательное посещение церкви в воскресенье (в этот день запрещались всякие увеселения);

Вера в то, что тяжёлый труд — это добродетель.

Источник

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства

пуританские взгляды на жизнь этоВ современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства — протестантизм.

пуританские взгляды на жизнь этоВ Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви — пуритане.

Пуритане — это английские протестанты, которые выступали за углубление Реформации и очищение Англиканской церкви от остатков католицизма. Недаром, пуританин в переводе с латинского означает «чистый». Они были недовольны излишне богатым убранством протестантской церкви и одеяниями священнослужителей, помпезностью процессий, обрядами, оставшимися от католичества и самим иерархическим устройством церкви. Пуритане обратились к Елизавете I c рядом требований по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма. Они просили:

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

пуританские взгляды на жизнь этоИзначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу, где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение, пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.

Источник

Преобладающий современный взгляд на пуритан как на строгих, чопорных и часто лицемерных людей во всех отношениях не соответствует пуританской проповеди и практике, как мы ее сегодня знаем, и, следовательно, должен рассматриваться как ошибочный. Ярлык «пуританства», используемый для описания любых попыток добиться сдержанности в сексуальном поведении или скромности в одежде, хотя сегодня и является политически корректным, имеет мало оснований. Это правда, что пуритане подчеркивали дисциплину и порядок во всех отношениях, но историки часто ошибались в оценке их доктрины, будучи не в состоянии взвесить также пафос, с которым они практиковали свою веру. Мнение, что пуритане были степенными и чопорными ненавистниками секса, быстро исчезает, если рассматриваешь их проповеди и труды о браке. Отрицательный акцент, с которым чуждые всему этому люди воспринимают пуританскую дисциплину и семейный уклад, также есть горький плод неспособности взвесить пуританские труды, говорившие о праве на любовь тогда, когда оно появилось.

Пуританские богословские предпосылки

Взгляд пуритан на брак и секс

Развитие пуританского взгляда на брак

Как уже говорилось, пуританский взгляд на брак не был монолитным, он развивался и прогрессировал с течением времени. В трудах Роберта Кливера, Уильяма Перкинса и Уильяма Эймса начался переход от учения о браке преимущественно с целью деторождения к восприятию главной цели брака как дружеского общения, но предполагающего продолжение рода. На этой основе Томас Гатейкер в книге «Совершенная жена» (1620) и Дэниел Роджерс в «Чести супружества» (1642) после некоторого обсуждения рассматривали любовь как первую обязанность в браке. Милтон позже проводил этот аргумент, оправдывая некоторые крайности в своем взгляде на развод.
Отход от преобладающего англиканского понимания брака хорошо описан Джеймсом Джонсоном в «Обществе, установленном Богом». Роберт Кливер пишет в своей «Божией форме домашнего правления», что «семья приносит благо обществу, состоящему из многих семей, и все живущие в семье получают больше благ и утешения». Кливер поддерживает в своих трудах высокое положение жены. Он с трудом отделяет себя от старого порядка целей брака, когда перечисляет списки брачных обязанностей, но при обсуждении брака в других произведениях он возвышает брачное общение над продолжением рода. Кливер пишет: «Брак является законными узами, и для Бога приемлемо лишь соединение одной мужчина и одной женщины с доброго согласия обеих до конца жизни, чтобы они могли жить вместе в дружбе и согласии, помогая и утешая друг друга, избегая блуда и всякой нечистоты, и воспитывая детей в страхе Божием; и эта связь вместе двух людей в одну плоть не может быть нарушена, но в соответствии с волей Божией должна продолжаться до конца жизни одного из них» (Dod J., Cleaver R. A Godly Form of Household Government. L.,1630. P.94). Обратите внимание на то, что Кливер говорит о воспитании детей после упоминания дружбы и утешения.
Уильям Перкинс разделял англиканский порядок целей брака и считал продолжение рода основной целью вступления в брак, но он также помещал общение перед продолжением рода в своем обосновании превосходства брака. Среди причина достоинства брака Перкинс называл:
1.Его происхождение до грехопадения.
2. То, что он удовлетворяет нужду находящихся в одиночестве.
3. То, что он дан непосредственно от Бога.
4. Его благословение как средства для заселения земли.
5. То, что он является основой других союзов, в частности Церкви и государства.
Перкинс, как представляется, с трудом отходил от «Книги общих молитв» в учении о значении брака. Однако одной из областей, где он четко отходит от традиционного церковного учения, является представление о супружеской любви. Перкинс дозволяет «мужу и жене вступать в половые сношения без цели продолжения рода».
Уильям Эймс, как представляется, не имел никаких проблем отказаться от англиканского порядка целей брака. Для Эймса обязанности продолжения рода стоит на втором месте после супружеского общения. Такой взгляд на обязанности мужа и жены, очевидно, не отвечает современному поликорректному представлению о холодных и бесстрастных пуританах. Среди обязанностей брака у Эймса мы видим особую супружескую любовь, супружескую честь, совместную жизнь и «взаимное использование тел в соответствии с правом брака».
Примат общения в учении пуритан о браке, отличавшийся от англиканской доктрины, был уточнен не только Роджерсом и Гатейкером, но также Уильямом Уотли и Джоном Мильтоном. За нехваткой места мы далее рассмотрим в этой статье только последнего. Роджерс в своей «Чести супружества» смело написал, что «брак никоим образом не есть таинство». «Если общение является главной целью брака и главной целью, которую Бог имел в виду в его учреждении, то следует признать желание как сильный стимул для вступления в брак».
Мильтон воспринимал брак как завет, в которой две стороны разного пола свободно входят по обоюдному согласию и взаимной любви, однако, подчеркивая любовь и счастье, он снял ряд библейских ограничений и пришел к чисто гуманистическим выводам. В своем анализе пуританского учения о браке Джеймс Джонсон отметил, что «вступление в брак Мильтон считал профилактикой одиночества ума и души человека. Другие цели брака состоят во взаимном удовольствии супругов и их помощи друг другу». Определяя брак по Быт.2.24, Мильтон заявляет: «Брак является Божественным установлением, соединяющим мужчину и женщину в любви ради взаимной помощи и утешения в совместной жизни». «Отличительной особенностью аргумента Мильтона является то, что любовь и ее следствия – взаимная помощь и утешение – составляют «формальную причину брака». Бог есть действующая причина, но «любовь порождающая» и любовь, создающая мир в семье, есть формальная причина. Утверждая примат человеческих чувств над строгостью завета, Мильтон вынес брак из сферы закона и поместил его в сферу психологии и чувств. Пуританские проповедники могли подчеркивать чувства как необходимые для счастья брака, но они отнюдь не были готовы утверждать, что они имеют важное значение для самого брака. Аргумент Мильтона по сути объявлял недействительными все браки, в которых отсутствуют чувства или хотя бы их возможность» (Halkett J.G. Milton and the Idea of Matrimony. New Haven – L.,1970.P.52?) Халкетт упускал пуританское понятие о том, что любовь является результатом брака, а не его причиной.
Как мы показали, идея Мильтона о верховенстве любви между двумя партнерами создала проблемы для всех, кто серьезно относился к библейским предписаниям о том, что двое становятся одной плотью, и что брачный завет стоит выше всех других социальных контрактов. Для полного понимания пуританской концепции брака как завета должна быть решена проблема развода.

Пуритане о половой любви в браке

Христианство боролось с учением о благой сексуальности задолго до того, как с ним стали иметь дело пуритане. Роберт Брюффо указывает: «Епископ Григорий Нисский считал, что Адам и Ева изначально были созданы бесполыми, а фраза «мужчину и женщину сотворил Он» означает их последующее развитие, обусловленное непослушанием Адама, без которого человеческий род не стал бы размножаться иначе как растительным способом. Это учение было одобрено Иоанном Дамаскиным. Логические следствия пропаганды девства не задумываясь провозгласили Амвросий и Тертуллиан, заявив, что вымирание человечества предпочтительнее его распространения половым путем» (Briffault R. The Mothers. N.Y.,1927. V.1. P.23).
По сравнению с этим, как отмечает Рональд Фрай, «классическое пуританство считало сексуальную жизнь в браке праведной и чистой, «образцом нашего блаженства», и это резко контрастирует с мыслью большинства христианских авторов до появления пуритан. Для Роджерса брак был «хранителем целомудрия, школой общения и утешением жизни». Говоря о сексуальной близости в браке перед женихом и невестной на свадебной проповеди, Джон Коттон заявлял, что «нет ничего строже, но и слаще, чем супружеские отношения, и как первые в мире они наиболее естественны». В комментарии к Ефесянам Бэйнс пишет, что «если брак честен и ложе непорочно, то лишь нечестивые могут обвинять их в греховной скверне… Пусть лишь твоя жена разделит радость твоих поцелуев». Пастор и поэт Эдуард Тэйлор писал жене, что его страсть для нее «подобна чистому огню», и «наша супружеская любовь должна превзойти все остальные». После этого Тэйлор добавляет знакомую оговорку, что «эта любовь должна быть в своих пределах и во славу Божию». Другой, анонимный пуританский автор писал, что «двое, ставшие в браке одним, могут с радостью воздать должное благорасположение друг другу, и как два хорошо настроенных музыкальных инструмента, создать сладкую и прекрасную гармонию». Как мы уже сказали, пуританский акцент на сексуальной близости действительно вел к упорядочению отношений между мужем и женой, родителями и детьми.

Пуритане поняли фундамент, который связывает семьи воедино: каждый должен был любить Бога и свою половину. Уильям Гоудж писал: «Они должны любить своих мужей и жен, так как это их общий долг, и настоящий брак там, где муж и жена связаны друг с другом любовью». Кроме того, подчеркивая тему любви в семейных отношениях, он писал, что «любовь – венец всех других обязанностей, ибо без нее не может быть исполнена ни одна из них… Это огонь, который горяч не только сам по себе, но и согревает все, что рядом с ним».
Чтобы адекватно понять сообщество пуритан, нужно понять, что они считали подчинение Богу и Его порядку долгом, которому обязаны следовать все, чтобы не восставать против Бога, но прославлять Его всей своей жизнью. Поэтому, если Писание учит, что муж есть глава христианской семьи, как Христос есть Глава Церкви, жена-пуританка не будет думать иначе. Пуританские мужья и жены понимали, что их главная обязанность – всегда ставить Бога на первое место. Главенство приходит с обязанностями, которые Бейнс перечисляет так:
1. Большие должны чтить меньших.
2. Они должны опасаться раздражать их.
3. Они должны служить им, а иногда и смиряться, чтобы порадовать тех, кто находится в подчинении.
4. Они должны выслушивать жалобы, ибо все из нас находятся в подчинении друг другу.
Жены должны были подчиняться мужьям, но при этом надо понимать, что для пуританок это было их долгом перед Богом. Существовали ограничения на подчинение жены. Пуритане признавали, что принцип послушания со стороны жены не требует от нее действий, которые идут вразрез с волей Божией. В ту пору жены обычно не имели права на владение собственностью. Ричард Бакстер признавал мягкий вариант законного права на совместное имущество, при котором жена в случае смерти или обоснованного развода могла претендовать на треть имущества мужа.
Родители были обязаны воспитывать своих детей в благочестии, чтобы они были научены Божьим принципам и в итоге стали членами Церкви. Отцы должны были еженедельно исповедовать своих детей и ежедневно вести семейное поклонение. Родители были отвественны за воспитание детей в полную меру своих средств и возможностей. Дети должны были подчиняться родителям и принимать от них наказание. Как только ребенок вырастал, он вступал в брак, переезжал в новый дом и создавал собственную семью.

Пуританский идеал брака, секса и семьи, будучи во многом продуктом своего времени, имеет библейское звучание. Как здорово было бы для современного общества, если бы каждый, становясь мужем и отцом, стремился прославить Бога, подчиняясь заповедям Христа, поддерживая регулярное богослужение в семье и лично следя за духовным воспитанием своих детей! Несмотря на недостатки в пуританской доктрине, например чрезмерную легкость, с которой Мильтон разрешал развод, и обычные недостатки в характере людей в силу всеобщего падения, современным семьям есть чему поучиться у пуритан.
Наше общество может извлечь большую пользу, если мы усвоим у пуритан четыре простых урока, касающихся брака и семьи. Во-первых, мы должны понимать, что супружеская любовь может быть достоянием двух преданных друг другу людей в моногамных отношениях, посвященных Христу. Во-вторых, мы должны понять и принять взгляд пуритан на гендерные роли, определенные Богом в браке. В-третьих, как только эти роли приняты, мы должны выполнять их как функции, данные от Бога. Наконец, наше общество остро нуждается в родителях, которые будут наставлять своих детей на путях Господних.
Пуританское движение попыталось очистить Церковь Англии и на некоторое время преобразило английское общество. Семьи, приверженные пуританским принципам, живущие в супружеской любви и верности в отношениях с Богом и друг с другом, и их дети могли бы преобразить наши церкви и в конечном счете наше общество.

Источник

Пуританские взгляды на жизнь это

пуританские взгляды на жизнь этоПуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Они ратовали за полное освобождение веры от любых элементов католической церкви. Это желание касалось всех направлений, включая и роль церкви в управлении государством. Пуритане – википедия содержит максимально подробную информацию становления течения – жителями Англии назывались «сепаратистами». Вероисповедание привлекало многих творческих личностей. «Пуритане» – опера известного композитора Винченцо Беллини, написанная им в 1834 году. Первые зрители смогли оценить любовную историю, длиной в три акта, в январе 1835 года. Это последняя опера Беллини, поскольку умер композитор в год ее премьеры. Не исключением (в плане интереса) пуританство стало и для писателей, в частности, Вальтер Скотт – «Пуритане» стал его первым крупным историческим романом. Действия развиваются на территории Шотландии. Авторской подписи под изданным сочинением Скотт не поставил, но уникальный стиль повествования не позволил никому усомниться в его авторстве. Вообще типичный пуританин (сканворд часто задает такие вопросы) определяется как человек, придерживающийся аскетичного образа жизни. Установить связь с Богом!

Краткая история становления пуританства

В годы властвования королевы Марии I, вошедшей в историю под именем Кровавая, протестанты массово покидали земли Англии и переезжали на территории континентальной Европы. Именно в этот период в протестантизме появляются кальвинистические нотки.

После возвращение на родину (при Елизавете I) последователи пуританства настаивают на углублении Реформации. Придерживающиеся идей кальвинизма, они требовали замены епископата пресвитерами (выборная должность), мессу должны были заменить проповеди, многие существующие обряды должны были быть упразднены полностью либо значительно упрощены. И что очень важно, храмы должны были лишиться своей роскоши.

Движение пуритан, хотя и выступало как оппозиция королевской власти, но не было единым. Английские пуритане, отделившиеся от церкви и возглавляемые выбранными пресвитерами, получили название пресвитериане.

Но многие английские пуритане не считали пресвитерианство достаточно аскетичным и пошли в своем радикализме еще дальше. Последователи крайнего пуританства – конгрегационалисты (индепенденты) – полностью отвергли догмы пресвитерианства и провозгласили свои конгрегации (отдельные общины) полностью самостоятельными единицами, способными выбирать как способ внутреннего управления, так и вероисповедание. За пределами общины для ее последователей не существовали ни авторитетов, ни какой-либо власти.

В период правления Елизаветы Тюдор пуритане оставались всего лишь религиозным течением, но после того, как на трон взошли Стюарты, все изменилось: религиозная оппозиция соединилась с политической. Все внутренние идеи были перенесены в политику.

Последовавшие за этим гонения вынудили пуритан перебраться на колонизированные земли Северной Америки. Постепенно англиканский кальвинизм (пуританизм) распался на сектантские направления, затем затих и полностью утратил свое политическое влияние. Но при этом именно пуританизм заложил основы американской морали, этики и культуры поведения.

Пуритане: основные черты религии пуританизм

Вероисповедание имеет несколько отличительных черт, разительно выделяющих адептов веры на фоне иных религиозных течений:
• особый подход к нравственному воспитанию. Самый волнующий вопрос – что есть хорошо и что есть плохо. Жизнь – борьба между дьяволом (зло) и богом (добро). Черное – всегда только черное, а белое – белое. Никакие контрастности и нейтралитет совершенно неприемлемы;
• преемственность реформирования. Жизнь пуритан – поиск возможностей ее обновления и определенного улучшения;
• принятие Библии как единственного непререкаемого авторитета;
• вера в Божье спасение как дарованную милость. Поступки, совершаемые человеком в течение жизни, никакого влияния не оказывают;
• простота и строгость. Касается это как внутреннего церковного убранства, так и богослужений. Органное сопровождение проповеди запрещено.

Пуритане: быт

В бытовом плане жизнь пуритан также следовала определенным ценностям:
• семья строилась на четком иерархическом подчинении;
• религиозность. Чтение Библии всей семьей было обязательным ежедневным действием. Касалось это и молитв;
• особое внимание уделялось обучению детей, в том числе и девочек;
• в общине были обязательными собрания. Проводились мероприятия среди недели. При этом вся семья каждое воскресенье должна была посещать церковное богослужение. Какие-либо праздничные действа в этот день были запрещены;
• последователи религии верили в то, что тяжелый труд – это добродетель.

Типичный пуританин обладал определенными чертами:
• строгость одежды и поведения;
• высокая религиозность;
• подчеркнуто негативное отношение к любой роскоши, касается и бытового плана, и церкви;
• педантизм во всем;
• совершенная честность;
• умение трудиться с полной отдачей;
• непременное достижение поставленной задачи

Пуританин – значение слова

Кто такой пуританин – значение слова двойственно. В первом (историческом) варианте оно толкуется как человек, последователь пуританизма – религиозного течения, возникшего в Англии в шестнадцатом веке, цель которого заключалась в очищении англиканской церкви от католических черт.

Второе значение (переносное) – человек, придерживающийся очень строгих жизненных правил.

Пуританский образ жизни или натуризм для пуритан

Постепенно пуританское благочестие приобрело показные черты. Цензура безжалостно вырезала из произведений классиков и даже медицинских журналов любые сведения, которые могли бы задевать моральные чувства адептов. Подливали масла в огонь и медики, выражавшие явно негативное отношение к сексуальным потребностям человека. В частности, бытовало мнение, что сексуальное возбуждение и самоудовлетворение грозило человек смертельными болезнями.

Именно пуританская культура стала «крайней точкой» христианского взгляда на тело человека и сексуальные отношения. Именно поэтому натуризм для пуритан совершенно неприемлем, как и любая демонстрация обнаженного человеческого тела.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *