пунин муж ахматовой биография
О неизвестных Пуниных
Н.Н. Пунин был мужем
А. Ахматовой, часто был
«под арестом», и почти
каждый раз вместе с сыном поэтессы-
Л.Гумилёвым.
mg0.liveinternet.ru›images/attach/c/1/3818/… ещё
«Братья: Николай (известный историк искусства, третий муж Анны Ахматовой). «
Позвонив недавно в поисках работы для родстенников в одно полузакрытое издание газеты ( а как вы знаете почти все журалы и газеты при нынешнем руководстве страной разорены,) я познакомилась по телефону с главным редактором и автором большинства публикаций-Феликсом Лин, псевдоним взятый ЛБВОМ ПУИЫМ после Узбекистана.
«Члены военно-исторической секции Ленинградского дома ученых. В центре сидят: писатель Леонтий Иосифович Раковский и Лев Николаевич Пунин. 1957.»
(Архив О. А. Хорошиловой-правнучки Пуниных).
В то же время, Лев Пунин и разведчик? Или ему приписывают подвиги другого брата?
«После Великой Отечественной войны и серии жестоких репрессий выжить удалось сыну Николая Михайловича – Льву и дочери Зинаиде, которая на свое счастье во время эмигрировала в Польшу.»(О.Хорошилова)
ОЛЬГА НЕ ГОВОРИТ О ВЫЖИВШЕМ ДО СИХ ПОР АЛЕКСАНДРЕ НИКОЛАЕВИЧЕ ПУНИНЕ, ВЗЯВШЕМ ИМЯ БРАТА- НИКОЛАЯ, И СТАВШЕМ Н.Н.ПОПЕЛЕМ.
«Ольга Антоновна Зеленина (сестра Елизаветы Антоновны Пуниной)»
«ПУНИНА Анна Евгеньевна (урожд. … РУБИНШТЕЙН Дм.
ahmatova.niv.ru›ahmatova/about/luknickij-2-10.htm «
«В начале 1900-х Николай Михайлович женился вторично. Его супругой стала Елизавета Антоновна Жаннин-Перро,» ( история рода Пунины)
«Николай Михайлович и Елизавета Антоновна Пунины. Варшава. Март 1915 г. Николай Михайлович Пунин, врач Управления инспектора артиллерии Петроградского военного округа. Осень 1917»
ЭТИ ЦИТАТЫ О Е.А. ПУНИНОЙ(то жены Н.Н., то жены отца- Н.М. Пунина и дркгие несоответствия) говорят
о белых пятнах или запутывании биографий из этого рода?
ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ, ВОЕННЫЕ МЕДИКИ, ВОЕННЫЕ ИСТОРИКИ ПУНИНЫ.
«Любовь к военному делу передавалась в семье Пуниных из поколения в поколение. …
kfinkelshteyn.narod.ru›Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik…»
«В 1915 году, в связи с началом Первой мировой войны, Александр Николаевич, не завершив учебу в университете, поступил в Павловское военное училище, ставшее «семейным» училищем Пуниных: его закончили младшие братья Александра – Леонид и Лев. После окончания училища подпоручик А. Пунин был прикомандирован к лейб–гвардии Петроградскому полку. «
img0.liveinternet.ru›images/attach/c/1/3818/… ещё
«Братья: Николай (известный историк искусства, третий муж Анны Ахматовой),
Александр (биолог, преподаватель, ),
Лев (участник Первой мировой, Советско-финской и Отечественной войн, военный историк ).
Сестра — Зинаида (во время Первой мировой войны — сестра милосердия)» Т.Е. МЕДИК.
О СЕСТРЕ А. ПУНИНА-ЗИНАИДЕ ПУНИНОЙ,СЧИТАВШЕЙСЯ ЭМИГРАНТКОЙ В ПОЛЬШУ.
«. В 1917 женился на Зинаиде Николаевне Пуниной, сестре
атамана Пунина. … В 1919 перешел на службу в Эстонию. В 1920 воевал против красных на территории Белоруссии. Затем бежал в Польшу.
kfinkelshteyn.narod.ru›Tzarskoye_Selo/Uch_zav/Nik… «»
О ТОМ, КАК ИЗ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТ/САДА В ГАТЧИНЕ И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ ХБ на Большой Озёрной в СПб сделали врача6
«Потапова Зинаида АлексеевнаПотапова Зинаида Алексеевна родилась 7 ноября 1928 года в д. Никольская Тамбовской области. … За добросовестный труд неоднократно поощрялась грамотами и благодарностями Главного врача.»
(материал подменён на рекламу ГИБДД)
mossanepid.ru›history/index.php/2009-09-10-05…293 «
«Члены семьи Пуниных. Первый ряд слева направо: Николай, Зинаида, Леонид, Александр, Варвара Александровна Классен (супруга Константина Николаевича Артамонова); средний ряд слева направо: Ольга Антоновна Зеленина (сестра Елизаветы Антоновны Пуниной), Елизавета Антоновна Пунина, Варвара Дмитриевна Пунина, Софья Оттовна Хржановская; верхний ряд слева направо: Константин Николаевич Жаннин-Перро, Николай Михайлович Пунин с маленьким Левой на руках, Александр Михайлович Пунин. Павловск. Ок. 1901 г. Николай Михайлович Пунин, надворный советник,
ВОЕННЫЙ МЕДИК
младший врач Гвардейской конно-артиллерийской бригады. На правой стороне сюртука – знак доктора Императорской Военно-медицинской академии. СПб. Конец 1890-х гг.»
В моей семье существовал особый культ Николая Николаевича. Мой дед и его младший брат сберег бесценные фотографии. Может быть, они будут интересны читателям «Родины».
01. Дети Николая Михайловича Пунина. Справа налево: Николай, Александр, Леонид, Зинаида, Лев. Начало 1900-х, Царское Село.
Николай был старшим сыном в семье военного врача Николая Михайловича Пунина, служившего в лейб-гвардии 1м Стрелковом Его Величества батальоне. Отец мечтал, что кто-то из сыновей пойдет по его стопам, но никогда не навязывал своего мнения. Лев и Леонид выбрали военную карьеру, Александр после участия в Первой мировой занялся изучением естественных наук. Зинаида окончила Ксениинский институт, вышла замуж за офицера, эмигрировала в Польшу, занималась преподаванием иностранных языков.
А самый известный в семье, Николай, стал искусствоведом, художественным критиком и ярым пропагандистом авангарда.
02. Гимназист Коля Пунин. Около 1906 года.
03. Коля Пунин занимается гимнастикой. Павловск, 1915 год.
Спорт для него был не только дачным удовольствием, но образом жизни. В 1910-е годы Пунин напоминал неутомимого терпеливого гимнаста. Он двигался в такт учащенного ритма времени, который так точно передавали на своих картинах французские кубисты, итальянские футуристы, немецкие экспрессионисты.
Николай Николаевич обожал ритмичное искусство европейского авангарда. О нем позже написал много статей и книг. «Гимнаст»-Пунин искренне любил и русское искусство, прекрасно знал иконопись и раннюю петровскую живопись. В 1914-1915 годах работал в Отделе христианских древностей Русского музея, был членом редколлегии сборника «Русская икона», сотрудничал с журналами «Аполлон» и «Северные записки». Написал десятки статей и рецензий.
04. Николай и его брат, поручик Леонид Пунин, беседуют о войне. Июнь 1915 года.
В июне 1915 года тот ненадолго приехал в Павловск, получив отпуск после фронтового ранения и лечения. Тогда и был сделан снимок. Искусствовед доказывает бесполезность войны, а его брат-офицер посмеивается в усы на фоне мирного дачного благополучия. Через год, 1 сентября 1916 года, Леонид погибнет в стычке с германцами.
05. Красный комиссар Пунин. 1920 год.
Красный комиссар Пунин был одним из авторов плана монументальной пропаганды. Он, как и Маяковский, искренне верил в то, что площади можно превратить в палитры и наполнить города новым ярким молодым искусством.
06. Николай Пунин. Петроград. 1918 год.
07. Анна Ахматова и Николай Пунин в саду Фонтанного дома. 1925 год.
08. Николай Пунин и Елена Довгалевская. Япония, 1927 год.
Выставку Пунин оценил сдержанно: «Средняя, но для Японии имеет значение». Впрочем, большое значение она имела и для советского государства, в 1925 году установившего дипломатические отношения с Японией и желавшего укрепить их за счет искусства и обмена выставками. На снимке Пунин позирует с Еленой Довгалевской, супругой полпреда СССР в Японии. Те несколько месяцев, проведенных в Японии, Николай Николаевич назвал «небесным подарком в руках». Это была его первая и, увы, последняя заграничная поездка.
09.Николай Пунин в Русском музее. Начало 1930-х.
Дирекция Русского музея заставила его перекроить экспозицию русского искусства XX века и сделать акцент на реализм. Администрация Академии художеств запретила читать лекции об иконах, импрессионистах, авангарде.
Финал был очевиден: в 1935 году по доносу студента Пунина арестовали. И выпустили лишь благодаря вмешательству Ахматовой и ее письму Сталину. Но это было только начало испытаний.
10. Фотография из личного дела заключенного Николая Пунина. 1950 год. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Двадцать первого августа 1953 года он скончался в лагерной больнице и был похоронен в безымянной могиле под номером «X-11».
Ахматова и ее мужчины
Главная тема поэзии Анны Андреевны – любовь. А какой была личная жизнь самой Ахматовой?
Узаконенные (и не совсем) отношения
Первым мужем Анны Андреевны Горенко стал Николай Гумилев, поэт-акмеист. Любовь это была не первая — но об этом позднее. Да и была ли любовь? Познакомились они в Царском селе в 1903 году. Долгое время Гумилев докучал девушке «настойчивой привязанностью» и «неоднократными предложениями брака». Она же сначала не воспринимала это серьезно. Гумилев, поклонник Оскара Уайльда, представлял Ахматову — такую непохожую на других девушек — своим идеалом, «прекрасной дамой». Несколько раз хотел из-за нее покончить с собой. В 1910 году девушка неожиданно для всех согласилась стать его женой. В апреле состоялась свадьба, а в сентябре поэт отправился на четыре месяца в командировку в Африку.
Гумилев и Гумильвица (так прозвали Ахматову после свадьбы) официально были мужем и женой восемь лет. За это время у них родился сын Лев, которого, впрочем, отдали на воспитание бабушке. В остальном же, в сущности, поэты оставались независимыми друг от друга людьми: строили поэтическую карьеру, заводили романы.
Официально Гумилев и Ахматова развелись в 1918 году, у обоих на тот момент были другие отношения. Гумилев сразу же после развода женился на другой Анне — Энгельгардт. Ахматова в этом же году стала женой давно знакомого по «Цеху поэтов» (примерно с 1911 года) Вольдемара Шилейко, поэта и востоковеда, близкого друга Гумилева.
Отношения с Шилейко, как, впрочем, и всю судьбу Ахматовой, трудно восстановить достоверно точно. Сама Ахматова рассказывала, что «как муж он был катастрофой в любом смысле»: запрещал ей писать, автографом сборника ее стихов «Подорожник» топил самовар. Однако Гумилев, например, не верил, что Шилейко мог ей что-то запретить: считал, что она не позволила бы такого никому. Отношения с Шилейко длились недолго: примерно в 1921 году они закончились. Правда, развод оформили только в 1926, когда востоковед захотел жениться на другой. После расставания оба оставались близкими людьми: до смерти Шилейко они переписывались, а до 1926 года Ахматова периодически жила в его квартире в Мраморном, когда он находился в Москве, и присматривала за подобранным ими сенбернаром Тапой. Однажды Шилейко сказал Мандельштамам о псе: «У меня всегда найдется приют для бродячих собак, — так было и с Аничкой…».
Примерно с 1922 года начался роман Ахматовой и очередного деятеля культуры — искусствоведа Николая Пунина. Последний был женат, имел дочь. С женой расходиться не хотел. С 1924 по 1926 Ахматова жила «на два дома»: то у Пунина с его семьей в Фонтанном доме, то у Шилейко. Затем окончательно перебралась к Пунину. Это считают третьим, гражданским браком Ахматовой. Официальным он так и не стал. Жили вчетвером: Анна Аренс-Пунина, Николай Пунин, их дочь Ирина и Ахматова.
Отношения с Пуниным были так же сложны и неоднозначны, как два предыдущих брака. Л. К. Чуковская вспоминает: «Всякий раз, когда появлялся даже намёк на величие Ахматовой, Николай Николаевич нарочито сбивал тон, принижая её, вроде того: ″Анечка, почистите селёдку!″». Иные воспоминания говорят, наоборот, о том, что с Пуниным Ахматову видели счастливой. Совсем отношения прекратились в 1938 году. Но жить Ахматова осталась в Фонтанном доме, только в другой комнате. Поэтесса привязалась к семье Пуниных, они были близки ей до конца: в какой-то момент Ахматова даже написала завещание на Ирину Пунину. Правда, довольно быстро передумала в пользу своего сына Льва, но это не помешало Пуниным самовольно распорядиться ее архивом.
«И в жизни нет ничего кроме этого чувства…»
Без любви, кажется, Ахматовой было невозможно жить. Первое ее чувство — неясно какое, но чувство, — можно отнести к 1904 году. Это год посвящения стихотворения «Над черною бездной с тобою я шла…» поэту Александру Федорову. Тогда ей было 15 лет, а ему — 36. Какими были их взаимоотношения — неизвестно. В письме мужу ее сестры Сергею фон Штейну Ахматова в 1906 писала: «…Летом Федоров опять целовал меня, клялся, что любит, и от него опять пахло обедом».
В этом же году, чуть позже, она писала Штейну о своей любви к Владимиру Голенищеву-Кутузову, их общему другу по Царскому Селу, который был старше девушки на 10 лет. Эта любовь, по-видимому, была безответной, и в 1907 году девушка заявила Штейну, что ее судьба быть женой Гумилева.
В 1910, сразу же после свадьбы, Ахматова и Гумилев отправились в Париж. Здесь поэтесса познакомилась с художником Амедео Модильяни. Их роман начался не в год знакомства: тогда встречи были редкими. Когда Анна была уже в России, Модильяни написал ей письмо, в котором признавался в своих чувствах. И уже в 1911 году Ахматова снова отправилась в Париж, где три месяца провела с Модильяни. Портрет поэтессы, который нарисовал художник, Ахматова очень любила — он переезжал с ней из дома в дом и неизменно висел в рамке на стене.
Одним из самых близких к Ахматовой мужчин стал литературовед Николай Недоброво, с которым поэтесса познакомилась примерно в 1913 году. В поздних воспоминаниях Ахматова говорила, что он был единственным, кто понял ее правильно. Именно Недоброво написал первую серьезную критическую статью на поэзию Ахматовой, в которой доказал многогранность поэтессы. Многие считают, что между Ахматовой и Недоброво были романтические отношения, хотя оба были несвободны. Доподлинно утверждать это мы не будем: у нас недостаточно оснований. Точно мы знаем то, что два этих человека были друг для друга важны — Ахматова посвящала Недоброво стихотворения, он, в свою очередь, с восторгом рассказывал о ней своему близкому другу и талантливому художнику Борису Анрепу во многих письмах.
В 1915 (по воспоминаниям Анрепа — в 1914) году Недоброво познакомил Ахматову и своего друга, после чего, видимо, у обоих возникли чувства. Анреп писал, что тогда, в 1915, они много времени проводили вместе. Ахматова посвятила ему больше тридцати стихотворений. Некоторые исследователи считают, что именно к Борису Анрепу относятся слова Ахматовой: «В течение своей жизни любила только один раз. Только один раз. Но как это было!». После революции Анреп уехал в Англию и больше не вернулся в Россию. Несколько раз он отправлял ей посылки. На последнюю — фотографию его мозаики — Ахматова не ответила. Они встретились только в 1965 году, когда в Оксфорде Ахматовой присуждали почетную степень доктора филологии, — но встреча была довольно пустой и короткой.
Интересна история взаимоотношений Ахматовой и композитора Артура Лурье. Она познакомилась с ним в 1914 году: «Несколько свиданий было, потом расстались». Позже он стал мужем ее близкой подруги — актрисы Ольги Глебовой-Судейкиной. С Лурье и Судейкиной, которые уже разошлись, но делили квартиру, Ахматова жила некоторое время в начале 1920-х, пытаясь уйти от Шилейко. Они были возмущены рассказами Ахматовой о том, что муж запирает ее на ключ и устроили его в больницу на месяц, якобы для лечения ишиаса. Видимо, в квартире Судейкиной вновь произошло сближение Ахматовой и Лурье: «За этот месяц мы с ним и тряхнули стариной». Однако после выписки Шилейко она вновь стала жить с мужем. В 1922 году Лурье эмигрировал, звал Ахматову с собой, но она отказалась. Лурье написал поэтессе из эмиграции 14 писем — она ни на одно не ответила.
К середине 1920-х годов ближе всех к Ахматовой было три мужчины: Павел Лукницкий, Михаил Циммерман, Николай Пунин. О своих романтических отношениях с Ахматовой Лукницкий написал целую книгу. Кроме того, он является одним из источников (хотя и не самым достоверным) биографии Ахматовой. С поэтессой Лукницкий познакомился в 1924 году (ему было 24, Ахматовой — 35), когда писал исследовательскую работу об уже расстрелянном Гумилеве — у Ахматовой он надеялся получить ценные сведения для этой работы.
Посещая Ахматову, Лукницкий записывал о ней все. Кроме доступных для нее заметок, он также вел тайную тетрадь с секретным названием «Материалы повести ″Любовь на Чимгане″». Герои в этой повести — реальные люди, спрятанные под псевдонимами. Ахматова, например, была там А. К. Бахмутовой — об этом Лукницкий рассказал в 1970-х, когда никого из героев, кроме него самого, уже не осталось в живых. Если доверять этому источнику, то роман Ахматовой и Лукницкого продлился примерно до 1930 года — после биограф Гумилева отправился в путешествие. С Ахматовой они периодически встречались, но уже дружески.
О Циммермане, руководителе «режиссерского управления» Мариинского театра, много упоминал Пунин в своих письмах. Неизвестно, насколько они с Ахматовой были близки, но Пунин чрезвычайно ревновал к нему свою возлюбленную. В конечном итоге Ахматова все-таки отдала предпочтение Пунину. А уже незадолго до окончательного расставания с ним, в 1937 году, Ахматова познакомилась с врачом Владимиром Гаршиным, племянником известного писателя. Знакомство произошло в больнице, где Гаршин работал.
После разрыва с Пуниным, Гаршин часто приходил в Фонтанный Дом и во многом поддерживал Ахматову: помогал в быту, заботился о ее здоровье, переписывал стихотворения. В 1938 году арестовали сына Ахматовой — пережить это страшное горе тоже помог Гаршин. Война разделила их: Ахматову эвакуировали в Ташкент, Гаршин остался одним из главных патологоанатомов Ленинграда.
В 1943 году, немного позже смерти его жены, Гаршин писал своей знакомой в Самарканд: «Не осуждай меня, я жить не могу без Анны Андреевны, я делаю ей вызов в Ленинград, не осуждай, что так скоро после смерти Татьяны Владимировны я хочу соединиться с Анной Андреевной». Однако вызова не последовало. В Ленинград Ахматова вернулась только после снятия блокады в 1944 году. Она планировала жить с Гаршиным, но этого не случилось. Доктор помог Ахматовой найти жилье и немного позже женился на другой. Ахматова решила, что он сошел с ума — поэтесса называла Гаршина своим мужем еще в Ташкенте, говорила, что он писал к ней с просьбой взять его фамилию. Что изменило его решение — трудно сказать до сих пор.
Еще немного о поклонниках
После того как Ахматова вышла замуж за Гумилева и выпустила свой первый поэтический сборник «Вечер», она стала знаменитостью. В открывшемся в 1912 году в Петербурге кабаре «Бродячая собака», где постоянно собирались разные деятели искусства, она была очень популярной женщиной. Говорят, что в нее был влюблен один из постоянных посетителей «Бродячей собаки» богач граф Зубов. По воспоминаниям самой Ахматовой, за ней ухаживал Осип Мандельштам, но она ему отказала (после дружила и с ним, и в последствии с его женой Надеждой Яковлевной); поэтессе делали предложение Борис Пильняк и Борис Пастернак.
По-разному относятся исследователи к встрече Ахматовой с английским дипломатом Исайей Берлином. Она произошла в 1945 году практически случайно. Берлин, оказавшись недалеко от дома, где жила Ахматова, захотел с ней познакомиться. Сначала зашел к ней днем, а после — вечером и просидел до утра, разговаривая о жизни и искусстве. Берлин не был мужчиной Ахматовой в романтическом смысле, хотя об их встрече некоторые говорят как о сближении душ. В 1946 году вышло постановление, в котором Ахматову назвали «полумонахиней-полублудницей» и предложили запретить печатать. Она стала опальным поэтом. Сама Ахматова считала, что встреча с Берлином стала одной из причин принятия постановления.
Последние годы своей жизни Ахматова тоже провела в окружении мужчин, но преимущественно это были дружеские или наставнические отношения. Около нее сформировался кружок молодых талантливых поэтов: Дмитрий Бобышев, Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Анатолий Найман. Все они вспоминали Ахматову как великого поэта и сильного человека, который оказал на них неоспоримое влияние.
Николай Николаевич Пунин
Кроме того, вошел в историю русской культуры как третий муж (гражданский брак) великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.
Родовая фамилия семьи Пуни, но где-то на каком-то этапе ее носители русифицировали ее, прибавив окончание «н». Итальянская фамилия зазвучала вполне по-русски. Николай Николаевич, его братья и сестра родились Пуниными.
Содержание
[править] Семья
[править] Истоки
[править] Жёны
[править] Потомки
[править] Детство
[править] Начало деятельности
В 1918—1921 гг., привлеченный Луначарским к сотрудничеству, Пунин возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса (ИЗО Наркомпроса), исполнял обязанности комиссара Русского музея и некоторое время — Эрмитажа, был апологетом авангардных течений в живописи. Статьи Пунина о творчестве Татлина и Малевича принесли ему репутацию «идеолога левого искусства». Появились его большие работы: «Современное искусство» (цикл лекций) — в 1920 г., «Татлин» — в 1921 г.
[править] Зрелые годы
[править] Ахматова и Пунин
Анна Андреевна Ахматова была великой поэтессой, но не была хорошей хозяйкой. Сына Леву воспитывала бабушка, мать убитого советской властью Н. С. Гумилёва, сама Анна Андреевна ребенком не занималась; похоже, она даже не понимала, что сыну просто нужна мама. Никакие вещи у нее не задерживались — она их раздавала нуждающимся. Готовить она не умела, убирать в квартире тоже. Это взяла на себя первая, фактически бывшая, жена Анна Аренс. Она же ходила каждый день на работу, а с маленькой Ирочкой в это время была Ахматова, занималась ее уроками и следила за ребенком. Обедали и ужинали вместе, за одним столом.
Продолжилась семейная жизнь, всё опять стало, как и прежде: первая и вторая семьи Н. Н. Пунина проживали совместно.
Так закончился брак Ахматовой и Пунина, они стали соседями по коммуналке.
[править] Последние годы
В 1940 году вышел учебник «История западноевропейского искусства. Краткий курс» под общей редакцией Н. Н. Пунина.
В конце войны, в 1944 году Академия перебазировалась в Загорск (ныне — Сергиев Посад). И лишь потом вернулись в Ленинград.
Сразу после Второй мировой войны Н. Н. Пунин снова — в работе. Среди его выступлений: обсуждение выставки этюда в 1945 г.; 13 апреля 1946 года в Ленинградском Союзе советских художников доклад «Импрессионизм и проблемы картины», получивший большое общественное значение; летом того же 1946 года принял участие в обсуждении персональной выставки художника В. А. Гринберга. [16]
И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя. Все кончено… и песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя. 1953 [18]