Птз мчс что это

Методика проведения занятий по решению пожарно-тактических задач (ПТЗ)

Птз мчс что это Птз мчс что это Птз мчс что это Птз мчс что это

Птз мчс что это

Птз мчс что это

Решение ПТЗ — одна из основных форм обучения практическим дейст­виям личного состава подразделений пожарной охраны на конкретных объектах народного хозяйства. Основ­ной принцип при этом — учить личный состав тому, что необходимо делать при проведении боевых действий на пожаре, переходя от простого к слож­ному, от решения частных задач к решению их в комплексе.

Проведение занятий руководитель начинает с объяснений общих теоре­тических положений в классе, раскры­вая материал без привязки к какому-либо объекту, проверяет знания по изучаемой теме и технике безопаснос­ти, знакомит с общей планировкой объекта и др.

Практическая часть занятия про­водится по следующей примерной схеме:

Выезд на объект занятия, как правило, производится по тревоге.

Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, зна­комит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами опера­тивно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращает­ся на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п.

Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в об­становке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять бое­вые действия по тушению. По времени этот этап не должен превышать 25— 30 мин.

Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имита­ция должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Имитация обста­новки пожара должна проводиться в отсутствие обучаемых.

Отработка боевых действий лич­ного состава в ходе решения ПТЗ производится в порядке, определенном планом-конспектом и пожарно-такти-ческим замыслом руководителя, в пос­ледовательности, как и при ликвида­ции реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной — ос­новная задача любого тактического занятия.

Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководи­теля выполнен полностью.

В ходе его проведения с РТП (начальником караула), командирами отделений и подчиненным им личным составом отрабатываются вопросы организации и проведения партийно-политической работы, управления си­лами и средствами, поддержания связи с пунктом связи части (ПСЧ), обязанности при проведении боевых действий и работы с пожарнотехническим оборудованием, тактики туше­ния пожаров на объектах народного хозяйства и организации связи на пожаре, работы тыла, сигналы управ­ления и др.

При решении ПТЗ руководитель усложняет обстановку в тех местах, где задерживается подача огнетушащих средств, упрощает там, где лич­ный состав действует тактически гра­мотно и энергично, используя при этом сочетание средств имитации и содержание вводных, опрос участни­ков занятия. При этом не следует требовать от РТП, командиров отде­лений и рядовых пожарных оконча­тельного решения, пока им полностью не ясна обстановка.

Если при решении задач обучае­мые грубо нарушают правила техники безопасности или их действия могут нарушить технологический про­цесс и т. п., то подобные действия должны немедленно пресекаться с разъяснениями возможных послед­ствий. Если обучаемые не могут выполнить необходимые действия (на­пример, при обрушении строительных конструкций), то руководитель путем опроса помогает им выполнить эту операцию. Кроме того, перед обу­чаемыми могут быть поставлены воп­росы, уточняющие действия, например по вскрытию и разборке конструкций и т. д.

После того, как будут отработа­ны все вопросы, предусмотренные руководителем, подается команда на свертывание сил и средств, которое должно проводиться в минимальные сроки. Это объясняется тем, что силы и средства должны быть как можно быстрее приведены в готовность к тушению реальных пожаров.

Птз мчс что это

Если в ходе занятия огнетушащие вещества не применялись, то руково­дитель занятия должен проверить водоотдачу водопровода на объекте.

Разбор и подведение итогов заня­тия является его продолжением. Раз­бор начинается с изложения руко­водителем занятия сущности такти­ческого замысла. Затем слово предо­ставляется РТП, который в присутст­вии подчиненных докладывает об об­становке, принятом решении и при­казаниях, отданных им подчиненным командирам и пожарным согласно обстановке, отмечает положительные стороны в работе личного состава, вскрывает недостатки. Затем высту­пают командиры отделений, доклады­вают о своих действиях и о работе подчиненных. После них руководитель занятия дает возможность пожарным охарактеризовать свои действия и дей­ствия других пожарных.

В заключение руководитель заня­тия подводит итоги. При этом указы­вает на достижение цели, в какой степени выполнен тактический замы­сел, где и кем была проявлена ини­циатива, отмечает положительные и отрицательные стороны в работе, ставит задачи перед начсоставом и по­жарными на будущие тактические за­нятия.

После того, как пожарные напра­вились к своим автомобилям, раз­бирают действия командиров отделе­ний в присутствии начальника караула и отдельно действия начальника ка­раула. Действия командиров отделе­ний и начальника караула допуска­ется анализировать и разбирать по возвращении в часть.

Пожарно-тактическое занятие на местности по усмотрению руководите­ля можно начинать сразу с решения пожарно-тактической задачи. Это це­лесообразно делать в том случае, если личный состав неоднократно бывал на данном объекте ранее, знает его общие оперативно-тактические особенности. Однако и в данном случае после окончания занятия руководитель или начальник караула знакомит подчи­ненных с особенностями объекта, при этом особое внимание заостряет на имеющихся изменениях, происшедших на объекте с момента последнего пребывания на нем.

Источник

Пожарно-тактическое занятие (ПТЗ). Образец методического плана.

Характеристика объекта условного пожара

Гарнизонный дом офицеров расположен в кирпичном двухэтажном здании 1913 года постройки. Общая вместимость до 550 человек. В 1964 г. проведен капитальный ремонт с заменой междуэтажных перекрытий.

Здание П-образной формы, размером в плане 30-60-30 м, III СО. Наружные стены кирпичные, перегородки деревянные пустотные. Междуэтажное перекрытие железобетонное, Кровля – профнастил (металлические листы по деревянной обрешетке). В чердачном помещении имеется 4 слуховых окна.

С наружной стороны правого крыла здания имеется стационарная пожарная лестница. Этажи здания ГДО соединяются двумя лестничными маршами, установленными в левой и правой его части.

Помещения ГДО оборудованы пожарной сигнализацией с выводом шлейфа на пульт вахты.

Наружное водоснабжение осуществляется от 3 ПГ установленных на кольцевой водопроводной сети диаметром 125 мм. Внутреннее водоснабжение от 8 ПК из них: 1 подвал, 3 первый этаж, 3 второй этаж, 1 промежуточный этаж.

Электроснабжение 220-380 В, ввод от ТП-106, ЭЩ расположена в подвальном помещении.

Оценка обстановки на пожаре на момент прибытия РТП-1

Объявить оперативное время, в которое предстоит действовать обучаемым, довести до обучаемых обстановку, складывающуюся на условном пожаре на момент прибытия РТП-1. Подготовить вводные для обучаемых (в случае неправильных действий).

РТП-1, доложить об оценке обстановки на момент прибытия.

Руководитель занятия разноцветными флажками моделирует обстановку пожара и контролирует действия РТП-1 и отдачу распоряжений пожарным расчетам.

При возникновении пожара в зрительном зале огонь, быстро распространяя по мебели и конструкциям из горючих материалов, создается угроза распространения огня на подвесное перекрытие и чердак.

Линейная скорость распространения огня в зрительном зале составляет 0,8 – 1,5 м/мин. Быстрому распространению огня способствуют системы вентиляции, воздушного отопления и кондиционирования воздуха. При открытом портальном проеме огонь из зрительного зала более интенсивно распространяется на сцену, а также может распространяться через открытые двери в другие смежные помещения.

В условиях пожара возможна деформация металлических конструкций и обрушении подвесного перекрытия. Огонь может быстро распространяться в пустотах по полом. Это приводит к сильному задымлению зрительного зала и к быстрому распространению огня по вентиляционным каналам.

Оценка действий РТП-1 по проведению боевого развертывания и разведки пожара

РТП-1, доложить на ЦППС об оценке обстановки, постановки задач боевым расчетам ПЧ-1 и принятии решений в ходе проведения разведки пожара.

Пожарные расчеты выполняют боевое развертывание с установкой ПА на водоистчник, прокладкой магистральных и рабочих линий.

Руководитель занятия контролирует:

– РТП-1 в выборе решающего направления, отдачу команд пожарным расчетам по проведению боевого развертывания и организации разведки пожара;

– командиров отделения в руководстве действиями личного состава.

Оценка действий РТП-1 по расстановке прибывающих сил и средств и организации боевых действий.

РТП-1, доложить на ЦППС об оценке обстановки на момент прибытия дополнительных сил (дежурных караулов ПЧ-17, 19) и принятии решений по их применению.

Прибывающие подразделения по команде РТП-1 проводят боевое развертывание с прокладкой магистральных и рабочих линий.

Руководитель занятия контролирует:

– РТП-1 по организации спасения людей, встрече и расстановке прибывающих сил и средств, вводу стволов на решающем направлении и передаче оперативной информации на ЦППС;

– командиров отделения в руководстве действиями личного состава;

– пожарных приёмам и способам работы с пожарно-техническим вооружением.

При пожаре в зрительном зале в первую очередь стволы вводят в очаг пожара, на защиту сцены и чердака, а затем для защиты других помещений. В помещениях высотой более 6 м возникает необходимость подачи воды на значительные расстояния по высоте, что можно осуществлять с помощью стволов РС-70 и лафетных стволов. Не исключена возможность применения стволов РС-50 во всех помещениях, особенно когда прибывшие подразделения застают пожар на первой фазе его развития.

При отсутствии противопожарного занавеса первые стволы РС-70 вводят так, чтобы не допустить распространения огня на сцену. Количество стволов на тушение пожаров в зрительном зале определяют из интенсивности подачи воды, равной 0,15 л/м 2 с.

При осуществлении защитных действий в процессе тушения пожаров в помещениях используются, как правило, стволы РС-50.

Действия подразделений по осуществлению необходимых условий по локализации осложняются наличием дыма. Работа ствольщиков должна производиться в СИЗОД

Для защиты подвесных перекрытий из горючих материалов подают резервные стволы с ярусов и балконов, а также на чердак зрительного зала. При этом особое внимание уделяют снижению температуры в чердаке, чтобы не допустить обрушения перекрытия.

РТП, ориентируясь на нормативный предел огнестойкости, иногда (при большом нормативном пределе огнестойкости) не выделяет силы и средства на защиту конструкций, которые фактически оказываются в более жестких условиях, чем предусмотрено нормами и могут потерять несущую способность.

Потеря несущей способности в условиях пожара может происходить под воздействием температуры или вследствие уменьшения сечения конструкции за счет ее прогорания.

При определении поведения строительных конструкций в реальных условиях нужно знать характерные признаки, предшествующие обрушению конструкций. Так, например, обрушению железобетонных конструкций обычно предшествует образование прогиба и трещин.

Обрушение деревянных конструкций, защищенных слоем штукатурки, предшествует отслаивание штукатурки.

Соблюдение требований правил охраны труда участниками тушения условного пожара

РТП-1 отдает распоряжения личному составу подразделений задействованных в тушении условного пожара, в соответствие с требованием Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России.

Руководитель занятий контролирует правильность отдаваемых распоряжений РТП-1 и выполнение личным составом действий по тушению условного пожара с соблюдением требований охраны труда.

Боевое развертывание начинается по команде старшего должностного лица ППС после полной остановки пожарного автомобиля.

При проведении разведки пожара формируется звено ГДЗС в составе 3 человек с необходимой экипировкой. Перед входом в непригодную для дыхания среду выставляется пост безопасности. Продвижение звена ГДЗС в задымленной среде осуществляется вдоль капитальных стен или стен с окнами. По ходу движения необходимо следить за поведением несущих конструкций, возможностью быстрого распространения огня, угрозой взрыва или обрушения, обо всех изменениях, неисправностях и состоянии газодымозащитников докладывать на пост безопасности и принимать решения по обеспечению безопасности личного состава звена.

Звено ГДЗС осуществляет разведку пожара с рабочей линией заполненной водой.

При работе на высоте следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих и соблюдать следующие меры безопасности:

Приложение 1 к методическому плану

Через 4 часа, после проведения ремонтных сварочных работ системы отопления актового зала, произошло загорание паркетного пола с дальнейшим распространением пожара по синтетическим материалам кресел. Пожар возник у стены в средней части актового зала. В результате горения синтетических материалов мягкой обшивки кресел возникло плотное задымление и высокая среднеобъемная температура. При открытом портале угроза распространения пожара на планшет сцены с последующим распространением пожара на смежные помещения

Расчет сил и средств

Актовый зал размером в плане 13,7*18,7 м высота 7 м

1.1. Определяем время свободного развития пожара

где tсл – время следования первого караула до места пожара, мин.;

tбр – время боевого развертывания караула, мин.

tдс – время развития пожара от момента его возникновения до сообщения о нем в пожарную часть, мин. Оно принимается: для объектов оборудованных АПС и АУПЗ – 5 мин, для остальных объектов – 10 мин.

tсб – время сбора и выезда пожарных подразделений на пожар

1.2. Определяем путь пройденный огнем до момента ввода сил и средств ПЧ-1

1.3. Определяем площадь пожара на момент подачи огнетушащих средств дежурным караулом ПЧ-1

Пожар развивается по угловой форме.

Sп1 = πR 2 /2 = 3,14*6 2 /2 = 55,5 м 2

1.4. Определяем площадь тушения.

Первоначальные боевые действия дежурного караула ПЧ-1 будут направлены на проведение эвакуации и проверку помещений на наличие людей звеньями ГДЗС. Защита путей эвакуации будет осуществляться стволом первой помощи (ств. «Б»).

1.5. Определяем количество стволов для тушения пожара на данной площади

При тушении пожаров и одновременной защиты несущих конструкций и перекрытий в помещениях высотой более 6 м. применяются стволы «А».

Следовательно, дежурный караул не сможет локализовать пожар на данной площади.

2.1. Определяем путь пройденный огнем

где, t3 = t – (10+ t2) = 13,5 – (10+1) = 2,5 мин

t = tсв + (tсл2 – tсл1) = 11 + (4,5 – 2) = 13,5 мин

2.2. Определяем площадь пожара на момент прибытия дежурного караула ПЧ-17.

Sп2 = πR 2 /2 = 3,14*7,25 2 /2 = 82,5 м 2

2.3. Определяем площадь тушения пожара на момент ввода сил и средств дежурного караула ПЧ-17.

2.4. Определяем количество стволов для тушения пожара на данной площади

Для тушения пожара в зрительном зале принимаем стволы «А» (при высоте потолков выше 6 м принимаются приборы тушения пожара большой производительностью)

Следовательно, на момент ввода сил и средств дежурного караула ПЧ-17 наступает момент локализации пожара.

3. Определяем требуемый расход воды на нужды пожаротушения

где, Iз = 0,25 Iтр – при отсутствии в нормативных документах и справочной литературе данных по интенсивности подачи огнетушащих веществ на защиту, ее устанавливают по тактическим условиям обстановки и осуществления боевых действий по тушению пожара, исходя из оперативно-тактической характеристики объекта, или принимают уменьшенной в 4 раза по сравнению с требуемой интенсивностью подачи на тушение пожара.

Защищаемая площадь – это сумма защищаемых площадей (площадь над очагом пожара, под очагом пожара и площадь смежных помещений).

4.1. Определяем количество стволов «Б» для защиты чердачного помещения.

S з чердак = Sп2 = 82,5 м 2

N ствБ защ..черд = S з черд *Iз/Qств = 82,5*0,25*0,15/3,7 = 0,84 – 1 ств. «Б»

Ствол «Б» на защиту кровли подаем звеном ГДЗС личного состава подразделения прибывшим вторым, т.е. – ПЧ-17

S з пом 1 эт.= Sп2 = 82,5 м 2

Ствол «Б» на защиту помещений 1 этажа подаем личным составом подразделения прибывшим третьим, т.е. – ПЧ-19

S з смеж.пом.= ∑Sсмеж.пом = 40,5 м 2

N ствБ защ.смеж.пом = S з смеж.пом*Iз/Qств = 40,5*0,25*0,15/3,7 = 0,4 – 1 ств. «Б»

Ствол «Б» на защиту смежных помещений подаем звеном ГДЗС личного состава подразделения прибывшим третьим, т.е. – ПЧ-19

Всего на защиту подаем 3 ствола «Б»:

По табл. 4.1 справочника РТП находим, что водоотдача кольцевой водопроводной сети (Qвод) диаметром 125 мм при напоре 40 м (0,4 МПа) составляет 85 л/с.

Следовательно, объект водой обеспечен, так как

Qводопровода = 85 л/с > Qф = 25,9 л/с

7.1. количество пожарных машин при использовании насоса на максимальную мощность

где, 0,8 – коэффициент полезного действия пожарного насоса

Определяем требуемую численность личного состава.

= 2*3 + 2*3 + 1*2 + 2*3 + 4*1+1*1+2*1 = 6+6+2+6+4+1+2 = 27 человек

Nотд = Nл/с/4 = 27/4 = 7 отделений

Согласно расчету количества привлекаемой техники и объему выполняемых работ принимаем ранг пожара № 2.

вводныеОжидаемые действия,

приказания и распоряжения РТППримечания1234Ч+06В зрительном зале гарнизонного дома офицеров (далее – ГДО) горит паркетный пол, выполненный из березы, мебель и конструкции из горючих материалов. Угроза распространения пожара на планшет сцены и смежные помещения.Следуя к месту вызова, начальник караула по радиостанции запрашивает:

– диспетчера гарнизона о повторных сообщениях по данному адресу:

– диспетчера ПЧ о ближайших исправных водоисточниках.

Подъезжая к месту вызова, начальник караула по радиостанции передает на ЦППС обстановку по внешним признакам – «вижу плотный дым темно-серого цвета над гарнизонным домом офицеров»

Руководитель занятия контролирует действия начальника караула ПЧ-1Ч+08В зрительном зале гарнизонного дома офицеров (далее ГДО) горит паркетный пол, выполненный из березы, мебель и конструкции из горючих материалов. Угроза распространения пожара на планшет сцены и смежные помещения.

На пожар прибывает дежурный караул ПЧ-1 в составе двух отделений на АЦ.

РТП (начальник караула ПЧ-1) по радиостанции передает на ЦППС:

– о прибытии на место вызова;

– обстановку по внешним признакам

– о проведении разведки пожара.

– 2 отд. установить на ПГ-1, магистральную линию к центральному входу.

РТП-1 устанавливает связь с администрацией объекта, выясняет возможное наличие людей в помещениях здания используя ПТП (поэтажные схемы).

Оценив обстановку о невозможном применении 3-х коленных пожарных лестниц РТП через диспетчера гарнизона запрашивает 3 отд. ПЧ-1 (АЛ-30) к месту пожараРуководитель занятия контролирует действия РТП, выполнение правил ТБ личным составом. Следит за четкостью отдачи распоряжений командирам отделений, четкостью выполнения команд боевыми расчетами и передачи оперативной информации с места пожараОператив-

времяОбстановка пожара,

вводныеОжидаемые действия,

приказания и распоряжения РТППримечания1234Ч+12В зрительном зале гарнизонного дома офицеров (далее ГДО) горит паркетный пол, выполненный из березы, мебель и конструкции из горючих материалов. Угроза распространения пожара на планшет сцены и смежные помещения.

Вводная: представитель администрации объекта через постового поста безопасности сообщает, что отсутствует кассир, предполагаемое место нахождения – кабинет бухгалтерии или касса.РТП в составе звена ГДЗС проводит разведку пожара.

Получив водную, РТП в составе звена ГДЗС следует по маршруту на отыскание пострадавшего человека. В помещении кассы обнаруживает женщину в бессознательном состоянии с признаками отравления угарным газом. Обнаружив пострадавшего человека по радиостанции передает на ЦППС об обнаружении и выходе из задымленной среде. Применив спасательное устройство, в составе звена ГДЗС выходят на свежий воздух.

После проведения разведки РТП по радиостанции передает на ЦППС информацию о мете расположения очага пожара, путях распространения огня, о проверке помещений на наличие людей, обнаружении пострадавшей и окончании эвакуации

Руководитель занятия контролирует действия РТП, выполнение правил ТБ личным составом. Следит за четкостью отдачи распоряжений командирам отделений и передачи оперативной информации с места пожараЧ+13,5В зрительном зале гарнизонного дома офицеров (далее ГДО) горит паркетный пол, выполненный из березы, мебель и конструкции из горючих материалов. Угроза распространения пожара на планшет сцены и смежные помещения. Увеличение площади пожара.РТП отдает распоряжения:

– АЦ 1-2 отд. ПЧ-17 в резерв;

времяОбстановка пожара,

вводныеОжидаемые действия,

приказания и распоряжения РТППримечания1234На пожар прибывает дежурный караул ПЧ-17 в составе двух отделений на АЦ. и АЛ-30 ПЧ-1

Sп – 82,5 м 2Ч+16Обстановка та же

На пожар прибывает дежурный караул ПЧ-19 в составе двух отделений на АЦ.

– АЦ 1-2 отд. ПЧ-19 в резерв;

При недостаточном количестве личного состава боевых расчетов РТП через диспетчера гарнизона запрашивает дополнительные силы.

Ч+30Пожар в зрительном зале локализован

Проводится разборка и проливка деревянных конструкций и мебели, проверка смежных и чердачного помещений.Руководитель занятия контролирует правильность передачи РТП оперативной информации с места условного пожара

Оперативное времяОбстановка пожара,

вводныеОжидаемые действия,

приказания и распоряжения РТППримечания1234Ч+50Пожар в зрительном зале ликвидирован

Проводится свертывание сил и средств, проверка ПТВ и пожарной техники

Руководитель занятия контролирует отдачу команд начальниками караулов командирам отделений и выполнение личным составом распоряжений по сбору ПТВ и соблюдению правил ТБ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *