Психотипы и архетипы в чем отличие

Что такое архетипы?

Психотипы и архетипы в чем отличие

Психотипы и архетипы в чем отличие

В профайлинге для психодиагностики используются различные модели, при этом отдельную нишу занимают архетипические конструкции. Будучи неотъемлемой и полезной в практическом плане, архетипическая модель позволяет в реальной жизни применить учение Юнга – ее знаменитого исследователя.

Труды ученика Фрейда широко известны, споры о них не утихают, о них до сих пор ломается много копий, но их практическое применение для рядового обывателя покрыто завесой тайны. Профайлинг, успешно применяющий достижения юнгианства и продолжающих его течений в психологии, проливает свет на их практическую пользу.

Психотипы и архетипы в чем отличие

Что такое архетипы, и каково их практическое значение?

Архетипы Юнга имеют значительную информативную ценность не только с точки зрения теории личности, но и пригодны как вполне надежный инструмент для быстрой диагностики структуры личности. Архетипический подход к ее анализу получил распространение как в бизнесовом, так и в маркетинговом профайлинге.

Бессознательное действует на сознание человека способом, специфика которого лежит в основе определенного архетипа. Под архетипом подразумевается такая форма организации психических процессов, которая передается от предка к потомкам так же, как и строение скелета. Бессознательное проявляет себя с самого момента рождения. Будучи собирательным обозначением всех врожденных поведенческих актов, бессознательное в огромной степени определяет поведение человека.

Влияние архетипов на внешние проявления крайне трудно отследить сознательно, так как проекция бессознательного вовне так же мало поддается контролю, как и сопровождающие поведенческие акты эмоции, аффекты и чувства.

Архетипы как бессознательные конструкции Юнг делил на личные и коллективные. Личные архетипы определяются жизненным опытом индивида, а коллективные – универсальными для нашего вида поведенческими и культурными стереотипами. Оперативная психодиагностика наиболее часто использует для своих задач т.н. «архетипический квадрат», который описывает влияние бессознательного на конкретном возрастном этапе жизни человека.

Основные признаки архетипа

Любой архетип обязательно отвечает ряду критериев:

Он имеет целостную структуру с отрицательным и положительным полюсами. Если архетип проявляется односторонне, значит, поведенческий паттерн им не является.

Он всегда оказывает сильное, интенсивное влияние на эмоциональный фон и поведенческие реакции человека.

Архетип всегда устойчив по отношению к попыткам его изменения.

За ним наблюдается инициативность – все индивидуальные реакции на внешний стимул определяются архетипом.

Архетипическому реагированию нельзя научиться.

Воспринимать его на уровне сознания маловозможно.

Для архетипа характерны метафоричность и отождествление с коллективным опытом.

Архетипические особенности отдельных возрастных периодов

Проходя через детство и юность, человек поочередно минует их на своем пути к зрелости и последующей старости. Для каждого возрастного этапа характерны собственные убеждения и ценности. Последние могут как удовлетворяться, так и оставаться неудовлетворенными, а убеждения имеют склонность претерпевать известные изменения.

Для детства, юности, зрелости и старости характерны и собственные цели, достигаемые путем постановки задач. Задачи и цели задают вектор развития личности, тем самым адаптируя ее к социуму и позволяя выжить с эволюционной точки зрения.

Основные составляющие юнгианского архетипа

Архетип имеет определенные ипостаси:

Согласно классическому учению, архетип обязательно имеет социальную сторону, которая получила наименование «Персона». Под «Персоной» подразумевается тот полный набор социальных масок, который необходим человеку для существования в социуме и взаимодействия с другими. За счет таких масок человек выражает социальную природу своего существа в приемлемых формах, скрывая при этом формы неприемлемые. «Персона» универсальна, она минимально отражает вовне индивидуальную суть человека.

Если «Персона» в большей степени является центральным образом сознательной природы человека, то «Тень» отражает его бессознательную природу, т.н. «теневую сторону». «Тень» представляется своеобразным «ящиком Пандоры», в котором заключены все негативные черты человечества.

«Самость» объединяет мужское и женское начала в человеческой природе, включает в себя все сознательное и бессознательное, теневое и социальное. Это сборная ипостась архетипа, «солянка» всех его аспектов.

Архетипический квадрат, возрастные метафоры и способы адаптации

В связи с вышесказанным в квадрате «детство-юность-зрелость- старость» выделяются такие метафорические образы-связки, как:

Чтобы социальная адаптация протекала с минимальными потерями, на каждом возрастном этапе человек прибегает к следующим определяющим паттернам поведения:

в детстве он больше склонен к усвоению и следованию социальным правилам и нормам;

в юности человек набирает эмоциональный, социальный и практический опыт;

в более зрелом возрасте он прибегает к практической реализации своего накопленного ранее опыта;

наконец, в старости человек сам способен создавать социальные правила и нормы, чтобы передавать их своим потомкам.

Основные психотипы по Юнгу и его последователям

Исходя из анализа архетипов, Юнг и его приверженцы выделили такие основные психологические типы:

Экстраверты и интроверты. Первые ориентированы на отношения с окружающими, а вторые – на собственный внутренний мир. Экстраверты характеризуются повышенной общительностью, легко проявляют инициативу и хорошо адаптируются в изменяющихся условиях. Интроверты замкнуты и неохотно идут на коммуникацию, так как собственные переживания, мысли и идеи для них интереснее. Они склонны к замкнутости и предпочитают уединение обществу других людей.

По Честару выделяются сенситивы и интуитивы. Первые относятся к реалистам и хорошо ориентированы во внешнем мире за счет хорошей способности к анализу поступающей от органов чувств информации. Интуитивы больше склонны опираться на свою интуицию, которая для них намного ценнее фактического материала.

Логики и эмоционалы. Первые опираются на строгую логику и анализ. Вторые же руководствуются в принятии решений чувствами и эмоциями. Эмоционалы отличаются особым тактом, склонностью к глубокой эмпатии и дипломатичностью в отношениях.

Развивая данную классификацию, основанную на архетипической модели, Кирси классифицирует людей на такие психотипы:

романтиков с мягкой манерой взаимодействия с окружающими;

людей организованного типа, большое внимание уделяющих ответственности;

личностей играющего типа, которые максимально свободны в своих поведенческих проявлениях и жизненных установках.

В заключение можно сказать, что подобные классификации, основанные на архетипической природе человека, однозначно стоят пристального внимания профайлера и значительно расширяют его арсенал методов психодиагностики.

Источник

Психотип и архетип: в чем разница?

Люди стремятся к определенности. Поэтому в психологии возникает большое количество различных классификаций. Они могут быть большими и сложными. Но могут быть и мобильными и легкими в применении. И чаще всего пользуются именно последними. Помним про принцип 7 плюс/минус 2 😉 Самыми рабочими в итоге остаются концепции, не упрощенные (4 типа), но и не перегруженные, насчитывающие более 9 психологических типов. Именно поэтому в последнее время профайлинг с его 8 психотипами и типология 8 архетипов стали так популярны.

В связи с этим стало возникать перемешивание, наложение и взаимопроникновение этих двух типологий между собой.

Давайте разберемся, все-таки что в них общего и что различного, для каких целей лучше используется одна, для каких другая.

Психотипы в профайлинге.

Профайлинг – это методика, которая помогает быстро составить впечатление о человеке, прогнозировать его поведение, что для него будет наиболее комфортным, а что может быть потенциально конфликтным.

Типология основана на теории акцентуаций характера личности.

Классификация акцентуаций — психологическая типология, разработанная на основе представления об акцентуации (характера, личности). За время существования понятия «акцентуация» было разработано несколько таких типологий. Первая из них (1968 год) принадлежит автору концепции, Карлу Леонгарду. Следующая, получившая более широкую известность классификация, была разработана А.Е. Личко (в 1977) и основывалась на классификации психопатий Б.П. Ганнушкина, выполненной в 1933 году.

Термин «психопатия» весьма неоднозначный (может употребляться как синоним диссоциального расстройства личности, и как обозначение психических расстройств вообще, и др.), в связи с чем Ганнушкин употребляет выражение «конституциональная психопатия», подчёркивая статичную и, по его мнению, врождённую природу этой группы расстройств.

Акцентуация, (от лат. accentus — ударение) — находящаяся в пределах клинической нормы особенность характера (в других источниках — личности), при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Карл Леонгард описывает двенадцать типов акцентуации как чрезмерно усиленные индивидуальные черты личности, обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние в неблагоприятных условиях. А.Е. Личко выделяет одиннадцать акцентуаций.

Далее эта типология была переработана в нескольких вариантах А. Князевым, В. Пономаренко, А.П.Егидесом, П.В. Волковым, популяризирована Е. Спирицей.

Во всех этих типологиях есть свои особенности и свое видение авторами выделенных психотипов.

Сходятся все на том, что психотип личности выделяется на основе доминирующих характеристик личности (характера), которым подчиняются все проявления характера в его отношении к себе, людям, труду.

Профайлеры используют в работе от 6 до 8 психотипов:

2. Истероидный (демонстративный);

3. Эпилептоидный (возбудимый);

4. Шизоидный (креативный);

5. Гипертимный (жизнерадостный);

6. Эмотивный (чувствительный);

И те, которые иногда не упоминают, так как очень легко спутать с актуальным текущим состоянием:

7. Тревожно-мнительный (тревожный)

8. Депрессивно-печальный (гипотимный, депрессивный)

Для описания каждого психотипа рассматривают такие признаки как:

· что данному типу личности присуще всегда (стратегии мышления и поведения);

· что типично, но может проявляться не всегда (психолингвистика, мимика, пантомимика);

· что может проявляться, потому что в этом есть необходимость (внешний вид, оформление пространства).

Исходя из этих характеристик, можно прогнозировать стратегии поведения человека.

Что же такое архетип?

Архети́п (от др.-греч. ἀρχέτυπον «первообраз, оригинал, подлинник, образец») — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного.

Термина «архетип» ввел в психологической науке Карл Густав Юнг в первой половине XX века.

Юнг относил архетипы к числу бессознательных содержаний, неосознаваемых в принципе. Познать их можно только через логические выводы из образов, которые проявляются в предсознании.

Создателем архетипической психологии стал Джеймс Хиллман, в период 1959—1978 годов работавший директором по исследованиям Института К. Г. Юнга в Цюрихе.

На базе одной из концепций архетипической психологии был создан специальный опросник — Pearson-Marr Archetype Indicator (PMAI), позволяющий выявить у человека доминирующий архетип. В основе PMAI лежит архетип путешествия героя, модифицированный видной представительницей движения Нью Эйдж, американским психологом Кэрол Пирсон.

Первоначально Пирсон представила модель, подразумевающую прохождение 6 архетипов как этапов путешествия героя (в книге «Внутренний герой», 1986 год). Правда, при этом она оговаривалась, что человек необязательно проживает один архетип за другим согласно схеме. В изданной в 1991 году книге «Пробуждение внутренних героев» число архетипов выросло до 12. Впоследствии автор совместно с Хью Марром (Hugh K. Marr) создала опросник PMAI.

2. Славный малый (Orphan) (Осознание, что бывают также плохие вещи, и развитие реализма)

3. Воин (Warrior)Обучение соревнованию, достижению целей и, если нужно, защите себя

4. Опекун (Caregiver)Демонстрация заботы и сочувствия к другим, помощь

5. Искатель (Seeker)Желание отличаться, готовность пробовать новые вещи

6. Любовник (Lover)Любить других, быть романтичным и близким, брать на себя обязательства

7. Бунтарь (Destroyer)Отпускать и начинать с начала; предпринимать действия в безвыходных ситуациях, погибший и воскресший герой

8. Творец (Creator)Демонстрация воображения, новаторства и одарённости

9. Правитель (Ruler)Брать ответственность, жить в соответствии со своими ценностями

10. Маг (Magician)Творить перемены, изменяя свой образ мыслей или поведение

11. Мудрец (Sage)Мыслить ясно, критически и формулировать собственное мнение

12. Шут (Jester)Получать удовольствие от жизни и работы; наслаждаться моментом

Т. Четуинд выделил 8 архетипов, которые проходит человек в течение жизни и представил их в виде архетипического квадрата.

У каждого архетипа есть светлая, позитивная сторона, и теневая, негативная сторона — это составляющая бессознательного. Их сочетание даёт возможность произвести впечатление на людей, или стирает индивидуальность.

В детском возрасте человек соблюдает все нормы и правила, приписанные обществом. В юности подвергает их сомнениям, благодаря чему формирует собственный социальный и эмоциональный опыт, который реализуется в зрелом возрасте. В конечном итоге в старости человек формирует новые нормы, которые можно передавать молодому поколению.
Все эти базовые тенденции бессознательно реализуются в наших поведенческих стратегиях и влияют на формирование ценностей и убеждений.

В случае, когда происходит залипание в определенном архетипе на более долгий срок, чем того требует развитие человека, то поведение перестаёт соответствовать соответствующему этапу развития личности и окружающим условиям жизни. Выход — либо переключиться в следующий квадрат, либо уйти в тень. Определяющим моментом в этом выборе является гибкость человека по отношению к собственным ценностям и убеждениям и способностью проводить их переоценку.

8 архетипов по Т. Четуинд

Светлая сторона Принц/Принцесса

Теневая сторона Бродяга/Дрянная девчонка

2. Квадрат «Мудрость» Возраст: молодость.

Светлая сторона Трикстер/Жрица

Теневая сторона Черный маг/Ведьма

3. Квадрат «Сила» Возраст: зрелость.

Светлая сторона Воин/Охотница

Теневая сторона Убийца/Амазонка

4. Квадрат «Самость» Возраст: старость

Светлая сторона Хозяин/Хозяйка

Теневая сторона Людоед/Ужасная мать

Итак, архетип сейчас рассматривается как базовые тенденции бессознательного, которые реализуются в наших поведенческих стратегиях и влияют на формирование ценностей и убеждений.

Другими словами архетип – это то, как мы бессознательно позиционируем себя внешнему миру в различных ситуациях, проживая различные этапы своей жизни (детство, юность, взрослость, старость). Причем каждый из архетипов не привязан к реальному биологическому возрасту человека.

Итак, психотипы и архетипы – это разные типологии, описывающие такую сложнейшую систему как человек.

Общее у них то, что они описывают стратегии поведения, ценности и убеждения, но при этом каждая из типологий выполняет свои задачи.

Источник

12 архетипов личности

Психотипы и архетипы в чем отличие

Психотипы и архетипы в чем отличие

Главное желание: ощутить Рай.
Цель: быть счастливым.
Страх: делать что-то неправильное, за чем последует наказание.
Стратегия: поступать правильно.
Награда: вера и оптимизм.

Простодушный больше всего на свете не хочет ни за что отвечать. Он более склонен до последнего оттягивать принятие решений и декларацию намерений. Ему бы хотелось, чтобы все устроилось как-нибудь само собой.

Простодушный стремится иметь идеальную работу, идеального супруга, идеальный дом, идеальных детей и идеальную жизнь. Главное обещание Простодушного заключается в том, что жизнь может быть Раем.

Простодушный верит, что для изгнанных из Рая возможно искупление и возвращение: неприятные или серьезные события могут, в конце концов, привести к счастливому финалу, а полоса неудач окончится обновлением.

Главное желание: свобода поиска себя через освоение мира.
Цель: жить лучшей, более естественной, полной жизнью.
Страх: оказаться в ловушке, приспосабливаться, ощущать внутреннюю пустоту, не чувствовать пульса жизни.
Стратегия: путешествовать, искать и переживать новое, избегать ловушек и скуки.
Награда: самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.

Искатель стремится к деятельному поиску своего пути. Он постоянно встречается с чем-то новым. И не просто созерцает новое, но и взаимодействует с ним, пробует на зуб и пытается угадать свойства.

Искатель не очень заинтересован в поиске связей и сути вещей, это удел Мудреца. Искателю нравится находить и разглядывать.

Одним из проявлений Искателя является простое желание выйти на открытую дорогу и оказаться в диких природных просторах, чтобы испытать радость открытий.

Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Мудрецы превосходны в беспристрастном анализе, планировании, оценке и поиске решения. Когда другие впадают в панику, Мудрец просто абстрагируется от мира и уходит в себя, чтобы увидеть всю картину происходящего целиком. Он может даже «заглянуть в будущее», чтобы узнать что делать.

Когда возникает проблема, Мудрец обычно изучает, как ее решали другие люди. Ищет ответы, выделяет лучший способ и решает проблему. В заключение отслеживает и оценивает результаты.

Мудрецы обладают даром успокаивающего влияние: под их руководством события продвигаются вперед разумными способами. Правильные вещи выполняются правильным образом. Мудрец верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше. Хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение.

Главное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.

Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление. Их могут привлекать поведение и действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий.

Бунтарь желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем».

Бунтарь воплощает подавленную ярость в отношении структур, которые больше не служат жизни, даже если такие структуры поддерживаются социумом или нашим сознательным выбором. Бунтарь полон протеста избавиться от всего чужого, наносного и неважного.

Главное желание: знание фундаментальных законов того, как устроен мир и вселенная.
Цель: сделать мечты явью.
Опасения: непредвиденные негативные последствия.
Стратегия: развивать видение и претворять его в жизнь.
Ловушка: превратиться в манипулятора.
Награда: обнаружение взаимовыгодных результатов.

Когда у человека активирован архетип Мага, он становится катализатором изменений. Доверяя синхронизму или значимым совпадениям, человек ожидает, что, если он сделает свою часть работы, Вселенная пойдет ему навстречу.

Для Мага сознание предшествует бытию. Следовательно, если вы хотите изменить свой мир, вы начинаете с изменения своих установок и поведения. Люди, у которых существует активный внутренний опыт магических ценностей, ищут духовной помощи и, в лучшем случае, стремятся быть достойными духовного руководства.
Такие люди, как правило, на глубинном уровне понимают, как работает сознание, поэтому они способны оказывать на окружающих влияние.

Архетип Мага очень силен у политиков с харизмой, руководителей бизнеса и во всех сферах маркетинга, который оказывает мощное влияние на человеческое сознание и поведение.

Главное желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.

Архетип Героя ассоциируется с четкими нормами, умением держаться до конца и установлением границ.

Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.

Брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.

Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и не одержать победу. Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.

Главное желание: добиться интимности и испытать чувственное удовольствие.
Цель: вступая в отношения с людьми, делать их работу, переживания и окружающую обстановку приятной.
Опасения: остаться в одиночестве, стать нежеланным и нелюбимым.
Стратегия: постоянно становиться все более привлекательным — в физическом, эмоциональном и любом другом отношении.
Ловушка: делая все возможное для того, чтобы привлекать окружающих и доставлять им удовольствие, утратить собственную индивидуальность.
Награда: страсть, благодарность, восхищение, преданность.

Любовник — это существо, очарованное кем-то или чем-то: картиной, девушкой, поэмой или решением задачи. Это человек, жаждущий ответа от мира, ожидающий любви и восхищения от других существ, так же, как восхищен ими сам.

Любовник хочет, чтобы вы знали, что вы один из его лучших друзей, что вы по-настоящему хорошо знаете его и что он особенно важен для вас. В этом смысле Любовник может быть архетипом компании друзей, чувствующих, что они по-настоящему знают друг друга. Они связаны не поверхностными отношениями союзников, но чем-то гораздо более глубинным.

Если архетип Любовника активизируется в жизни человека, он хочет выглядеть не просто хорошо, но и красиво. В глубине этого лежит желание привлекать и дарить любовь, а также выражать привязанность в интимной и приятной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *