Принцип суверенитета означает что
Принцип суверенитета государственной власти
Что такое государственный суверенитет
Государственный суверенитет — это признак независимости государства, означающий неотъемлемое право государства решать проблемы внешнего и внутреннего характера с соблюдением законов, норм и принципов международного права.
Суверенитет — это единство, независимость и целостность страны. Эта концепция означает неотъемлемое право каждого государства самостоятельно определять политический и правовой статус, выбирать путь экономического, социального и культурного развития.
Главенство высшей власти в стране состоит из следующих пунктов:
Поскольку суверенитет является одной из основополагающих черт любой страны, он предполагает юридическое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.
Теории суверенитета
Французский политик и философ Жан Боден (1530-1596) впервые в истории политической и правовой мысли разработал и широко обосновал концепцию «суверенитета» как важнейшего признака государства: «Суверенитет абсолютной и устойчивой власти государства. Абсолютная власть над гражданами и объектами, не связанными никаким законом».
Государственная власть постоянна и абсолютна; это высшая и независимая власть, как внутри государства, так и в отношениях с иностранными державами: только Бог и по законам природы находятся над суверенной властью.
Суверенитет, по Бодену, в первую очередь означает независимость государства от папы римского, от церкви, от сословия, от другого государства. Суверенитет как власть включает в себя право издавать и отменять законы войны и мира, назначать высших должностных лиц, которых осуществляет верховный суд, право на помилование, право чеканить монеты, устанавливать весы и меры и взимать налоги.
Боден был чрезвычайно важен для формирования страны. Он отвергает широкое разделение государственных форм на хорошие и плохие, поскольку отражает лишь субъективную оценку существующих стран. Сторонники власти одного человека называют ее «монархией», противники «тиранией». Представители власти меньшинства называют ее «аристократией», недовольные ею — «олигархией» и т.д. В то время как Боден дает объяснение — суть дела заключается только в том, кто обладает суверенитетом, реальной властью: один или большинство.
Боден говорил, что целесообразность и сила каждой из форм правления зависят от исторических и природных особенностей разных стран и народов.
Боден негативно относился к демократии: в демократическом государстве много законов, постановлений и властей, а общее дело в упадке.
Боден считал монархию лучшей формой государства. Исторический опыт свидетельствует о силе и естественности монархии — монархии существуют тысячи лет. Боден утверждал, что монархия особенно нужна в больших странах. Монархия предоставляет полномочия и энергию (принятие решений) власти.
Боден писал, что сначала все страны были созданы путем завоеваний и насилия, а не по добровольному соглашению.
Основываясь на разработанной им концепции суверенитета, Боден выделил два вида государственных связей:
Концепция суверенитета Бодена как признака государства, главного качества верховной власти, остается важной, даже несмотря на то, что она относится к XVI веку. Доктрина суверенитета Бодена в настоящее время актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.
1. Во-первых, важен вывод Бодена о том, что суверенитет неразрывно связан только с государством как неотъемлемой частью высшей власти в стране.
2. Во-вторых, согласно Бодену, суверенитет неограничен.
3. В-третьих, Боден подчеркнул такое качество суверенитета как его неделимость.
Исторические факты про государственный суверенитет
Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и ученым Жаном Боденом в XVI веке. По определению Бодена, суверенитет — это неограниченная верховная власть монарха в стране. Однако в то время каноническое право, регулирующее международные отношения в Западной Европе, признавало верховную власть только за папой римским.
А в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг к признанию временных суверенных прав всех стран ЕС (включая вассалов Священной Римской империи), что знаменует начало современной системы, в которой суверенитет должен быть приписан любому из государств-членов.
Идея суверенитета постоянно привлекает внимание и развивается философами, политологами и юристами. Как отметил известный немецкий ученый Георг Еллинек (1851–1911), изучение суверенитета помогает лучше понять современные проблемы и попытаться заглянуть в будущее.
Ж. Боден впервые в юридической науке разработал концепцию суверенитета, которая впоследствии стала классической. Однако следует обратить внимание на тот факт, что задолго до Бодена идея суверенитета была разработана древними философами и связана с концепцией автаркии. Смысл автаркии, как основной функции государства в Древней Греции, заключается в том, что государство не имеет никакой подобной власти над собой, и все его полномочия осуществляются независимо.
Позже, в Средние века, идея народного суверенитета получила более четкое отражение. В конце Средневековья возникла идея высшей и независимой государственной власти, субъектом которой был монарх.
В работе «Государь» итальянский мыслитель Н. Макиавелли теоретически обосновывает абсолютную власть государства. В целях усиления реализации государственных интересов он наделяет его высшей, суверенной государственной властью.
Согласно идеям этого мыслителя, жизненно важным государством является такое, в котором действительно гарантируется неограниченная власть монарха (государства), в то время как абсолютная власть государства и государственный суверенитет рассматриваются как идентичные понятия.
Важным этапом в развитии концепции суверенитета является учение Гегеля. Его теория суверенитета страны отражала потребности постепенного развития Германии и других европейских стран. В своем учении он приписывал суверенитет самому государству, а не государственной власти или народу. В то же время он выделил три основные черты государственного суверенитета:
Кроме того, он подчеркнул, что существует внутренний и внешний суверенитет:
Каждый новый этап в развитии общества, государства и права ведет к углублению и совершенствованию представлений об этой концепции. Следует помнить, что развитие идей суверенитета основано на некоторых исторических событиях и связано с развитием политической и правовой мысли.
Основополагающие принципы государственного суверенитета
Суверенитет государства, как один из принципов внутренней организации государственно-правового механизма, относится к основам конституционного строя.
Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, заключается в господстве и единстве государственной власти и ее распространении на всю территорию России.
Это означает, что законы федерального правительства являются обязательными для всех субъектов права на территории Российской Федерации: верховенство центрального (национального) правительства по отношению к органам субъектов федерации.
Юридическим термином, обозначающим верховенство суверенитета Российской Федерации, является верховенство Конституции РФ и федерального закона на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4).
Конституция является обязательной для всех субъектов права на территории России, имеет высшую юридическую силу по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, ко всем положениям государственных органов, а также по отношению к нормативным актам органов местного самоуправления.
Главные основы государственного суверенитета
Основы государственного суверенитета:
Суверенитет является неотъемлемой чертой органов государственной власти, мерой их собственной силы и полноты жизни, что отражается в ряде возможностей, прав и гарантий, которые могут быть предоставлены их уникальным, особым статусом по сравнению с другими политическими институтами и международным сообществом.
Степень национального суверенитета, уровень и характер владения международными юридическими правами в государствах зависят от сферы компетенции, предусмотренной конституцией и другими соглашениями.
Объединение в различные организации и профсоюзы, заключение международных договоров, взаимные уступки показывают, что государство передает часть своих прав другим лицам (организациям) во имя успешного решения определенных задач.
Современное международное право исключает незаконное применение силы как средство решения спорных вопросов. Устав ООН (пункт 7 статьи 2) провозглашает принцип невмешательства во внутренние дела государства. В то же время в нем содержится положение, разрешающее Совету Безопасности ООН применять принудительные меры, изложенные в главе VI, которые должны включать ограничения суверенитета государства при наличии акта агрессии, угрозы или нарушения мира со стороны этого государства.
Суверенитет не исключает и не может исключать подчинения государств международному праву, он не определяет их независимости от норм международного права. Это означает, что современные страны обладают неполным, но соразмерным суверенитетом.
Что такое государственный суверенитет
Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Что такое внутренний и внешний суверенитет
Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.
У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.
Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.
Признаки государственного суверенитета
Признаки внутреннего суверенитета:
Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.
Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.
Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.
Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.
Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.
Признаки внешнего суверенитета:
Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.
Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Чем ограничен суверенитет государства
На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.
На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.
В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.
Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете
Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.
Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Суверенитет
Суверенитет — это верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Суверенитет не есть сама власть, это — важнейший политический и юридический принцип и качество государственной власти, обеспечивающее полновластие народа и свободу нации в выборе своего политического, экономического и социального пути развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в сношениях с другими государствами.
Верховенство государственной власти подразумевает:
Независимость государственной власти означает независимость от какой-либо другой власти в формировании и осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства, самостоятельность и свободу государства в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами и межгосударственными объединениями.
Суверенитет государства включает политические, экономические и правовые аспекты.
Суверенитет является исходной точкой построения всей международно-правовой системы, объективной реальностью современных международных отношений, в которых суверенные государства играют определяющую роль в мировой политике.
Большинство, если не все институты и принципы международного права прямо или косвенно базируются на идее суверенитета государств. Сама система Организации Объединенных Наций (ООН) основана, хотя и не непосредственно на принципе суверенитета, но на его непременном следствии – принципе суверенного равенства государств-членов, закрепленном в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Верховенство государства на своей территории, полнота внутренней юрисдикции, иммунитет от юрисдикции других государств, свобода от внешнего вмешательства, а также правовое равенство с другими суверенными государствами является следствием их суверенного статуса.
Становление и развитие концепции государственного суверенитета
Под разными наименованиями концепция суверенитета как фундаментальный принцип национального и международного политического порядка существовала с ранней античности, а точнее со времен Аристотеля.
Тем не менее, концепция суверенитета в ее современном понимании начинает формироваться с XVII века. Учитывая теократические основы политической власти в средневековой Европе, ранним христианским сообществам не было необходимости в суверенитете на своей территории. Однако постепенно политическая власть эмансипировалась от религиозной, а развитие принципа суверенного равенства закладывало основы установления светской территориальной государственности.
Обычно считается, что современная концепция суверенитета восходит к ее официальному освящению Вестфальским договором 1648 г. (см. Вестфальский мир). Именно тогда были официально утверждены принцип территориального разграничения государственной власти и принцип невмешательства. Вестфальский суверенитет можно рассматривать как новацию в двух отношениях: светская власть над определенной территорией признавалась верховной и независимой от религиозной; в сферу суверенной юрисдикции больше не допускалось внешнее вмешательство, ни религиозное, ни светское.
Первые стройные концепции государственного суверенитета обычно связывают с именем такого мыслителя как Жан Боден (1530–1596) и его главной работой «Шесть книг о государстве», опубликованной в 1576 году. Представление Ж. Бодена о суверенитете отличается от средневековой концепции, прежде всего, тем, что оно отделяет суверенитет от личности суверена; суверенитет стал реальной функцией, которую можно присвоить любому человеку или учреждению. Во-вторых, суверенная власть Ж. Бодена по определению не может быть предметом каких-либо правил или ограничений; суверенитет составляет абсолютную и постоянную власть. Наконец, суверен является источником закона и не подчиняется своим собственным законам, хотя, в своей деятельности связан законами Бога и природы.
Томас Гоббс (1588-1679), освободив учение о государстве и суверенитете от религиозного содержания, отстаивал теорию их договорного происхождения. Он модифицировал концепцию Ж. Бодена, доведя трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Т. Гоббс рассматривает суверенитет как высшую и абсолютную власть, которой подчинены все другие, но которая сама не подлежит никакому контролю. Установленная волей граждан, она не может быть уничтожена по их произволу. Актом договора они связали себя обязанностью подчинения, от которой не могут отступиться. При этом суверен, будучи сам подданным Бога, должен соблюдать естественные законы и обеспечивать безопасность народа.
Джон Локк (1632–1704) впервые отдает приоритет закону, которому должны подчиняться все, включая монарха. Он утверждает, что «выше всех стоит закон, из подчинения которому никто, даже монарх не может быть изъят, а верховная власть принадлежит большинству, то есть народу». Согласно Д. Локку, крайне важно установить строгие ограничения власти суверена и обеспечить разделение властей, а также конституционный контроль над ними.
Согласно учению Жан-Жака Руссо (1712–1778), общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами, участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. По мнению Ж. Руссо, государство может располагать внутренним суверенитетом, не обладая внешним, так как внутри страны суверенитет зависит только от односторонней воли государства и поэтому абсолютен, а вовне он является результатом межгосударственного общения и, следовательно, всегда относителен и ограничен.
В XIX веке основной акцент в дебатах переносится с внутреннего суверенитета на внешний, касающийся независимости суверенных государств за пределами их национальных границ и равенства прав во взаимоотношениях. Вскоре внешний и внутренний суверенитет стали рассматриваться как две стороны одной медали. Для того чтобы государственная власть оставались верховной внутри страны, она должны быть независимой извне.
Конфликты между суверенными государствами вызывали необходимость разработки международно-правовых норм, регулирующих их взаимоотношения. В отсутствие глобальной верховной власти государства могли нести ответственность друг перед другом только в соответствии с свободно подтвержденными взаимными обязательствами. И единственный способ обеспечить соблюдение этих обязательств — это установить международно-правовые гарантии взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.
Начиная с XIX века и, в частности, с Венского конгресса (1814–1815) международное право признается в качестве права, обеспечивающего международное сосуществование суверенных государств; оно охватывает все области, относящиеся к организации внешнего суверенитета, от урегулирования границ до разрешения споров между государствами. Оно также защищает внутренний суверенитет, запрещая вмешательство в дела других суверенных государств и гарантируя иммунитет от органов власти других государств. Необходимость в таком законе сосуществования дало толчок к проведения кодификацию международного права во второй половине XIX века и созданию первых международных организаций, посредством которых государства могли организовывать свои отношения более эффективно, чем на двусторонней основе.
Виды суверенитета
Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: государственный, народный и национальный. Несмотря на тесную связь между ними, эти понятия имеют различные значения.
Государственный суверенитет — исторически первая «разновидность» суверенитета, возникшая благодаря сочинениям Ж. Бодена, Т. Гоббса и другим в связи с усилением монархической власти в ряде европейских государств в XV–XVI вв. Государственный суверенитет рассматривался ими как высшая, абсолютная, постоянная и свободная от законов власть над гражданами в политическом сообществе.
Народный суверенитет как понятие появился в Новое время (в трудах Д. Локка, Ж. Руссо и др.) в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью государства. Народный суверенитет определяется как полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.
Понятие «национальный суверенитет» в собственном смысле возникло в XX веке, в эпоху национально-освободительных движений, деколонизации и образования новых независимых государств. Национальный суверенитет заключается в праве нации на политическое, экономическое и культурное самоопределение для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, а также для обеспечения своего свободного развития.
Народный и национальный суверенитет лежит в основе государственного суверенитета, поскольку именно государственный суверенитет выражает и гарантирует как волю народа в целом, так и каждой нации и народности в отдельности.
Политический и юридический суверенитет
Государственный суверенитет представляет собой комплексное политико-правовое явление, в котором политическая и правовая сторона находятся в неразрывной связи.
Политический (фактический) суверенитет означает реальную возможность господствующей в определенном государстве политической силы самостоятельно выражать как в правовых, так и внеправовых формах свою волю и реализовывать ее без внешних ограничений.
Источником политического суверенитета необходимо признать волевой акт, послуживший причиной установления политической власти и образования государства на данной территории.
Носителем политического суверенитета выступает относительно обособленная часть народа, объединенная экономическими, идеологическими, религиозными, национальными и другими факторами, преследующая общие цели и задачи, при этом, ввиду господствующего положения, имеющая возможность участвовать в осуществлении верховной власти в обществе.
Юридический (правовой) суверенитет — это внешнее формальное закрепление верховенства, независимости и самостоятельности государства, выраженное в системе государственных органов власти и системе законодательства.
Источниками юридического суверенитета являются юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства: конституция, декларация независимости, акты государств о признании суверенитета со стороны другого государства и т. п.
Носителем юридического суверенитета является вся система органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях.
Политический и юридический суверенитет являются двумя сторонами единого явления суверенитета. Эти стороны возможно рассматривать отдельно, однако именно их соединение характеризует качественное содержание суверенитета.
Внутренний и внешний суверенитет
Суверенитет, в его современном понимании, обладает двумя различными измерениями – внутренним и внешним.
Внутренний суверенитет означает, что государство способно контролировать все формы внутренней жизни страны, распоряжаться своей территорией и ресурсами, а также принимать общеобязательные на всей территории страны законы и обеспечивать их исполнение.
Внешний суверенитет означает, что государство способно самостоятельно осуществлять свою внешнюю политику, по своей воле устанавливать или разрывать дипломатические отношения с другими государствами, вступать в международные организации и выходить из них, заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира и осуществлять защиту своей территории.
Несмотря на то, что внутренний и внешний суверенитет – это лишь проявление одного и того же принципа государственного суверенитета – его атрибуты, различие между ними имеет важное значение на практике.
Прежде всего суверенитет в обоих случаях осуществляют разные институты: исполнительная власть выступает в качестве суверена во внешних делах, в то время как во внутренних делах суверенитет, как правило, воплощается законодательной властью.
Во-вторых, их функции различаются: в то время как внутренний суверенитет относится ко всем политическим и правовым вопросам, внешний суверенитет обычно касается только вопросов взаимоотношения или сотрудничества между суверенными субъектами.
Наконец, внешний суверенитет нельзя рассматривать в терминах верховенства, полновластия, исключительности, поскольку суверен может сосуществовать только наравне с другими суверенами. Внешний суверенитет выражает равноправие и независимость государств на международной арене.
Абсолютный и ограниченный суверенитет
Основатель теории суверенитета – Ж. Боден указывал, что «суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Таким образом утверждается, что государственный суверенитет един, неделим и безусловен.
В настоящее время все чаще высказываются мнения об ограниченности государственного суверенитета. Многие авторы предрекают «закат» государственного суверенитета, вынужденного «делиться» своими полномочиями с международными структурами, неправительственными организациями, бизнес-сообществом и т.п. Утверждается, что любой международный договор в той или иной степени ограничивает суверенитет участвующих в нем государств.
Признавая в некоторой степени правоту сторонников ограниченного суверенитета все же следует не согласиться с ними.
Суверенитет является непременным и имманентным свойством любого государства. Та или иная политическая организация общества не будет являться государством, если не обладает суверенитетом. То есть, суверенитет либо есть, либо его нет. Если его качества претерпели коренные изменения, то это уже не суверенитет.
Предположение того, что государственный суверенитет является ограниченным, ставит неразрешимые вопросы. Например, непонятно до какой степени суверенитет должен быть ограничен, чтобы перестать быть таковым? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, суверенитет нужно разделить на составляющие элементы, обозначить предел его ограничения. Однако этого сделать невозможно. Суверенитет – это не структурное образование, это абстрактное целостное качество государства, которое не поддается дроблению.
Заключая международные соглашения, государство не ограничивает свой суверенитет или свободу, а наоборот, реализует их поскольку действует в собственных интересах. Государство может в любой момент отказаться от данных обязательств, несмотря на то, что взаимозависимость государств в современном мире делает подобную линию поведения практически невозможной.
Суверенитет и международное право
Суверенитет и международное право — исторически взаимосвязанные категории. Международное право обусловлено существованием суверенитета государств и вместе с тем служит гарантом его обеспечения.
Международно-правовые источники суверенитета
Среди источников международного права, закрепляющих принцип внутреннего и внешнего суверенитета как таковой, следует упомянуть общие принципы права и международное обычное право. Более того, в международном правопорядке принцип суверенитета является одним из его основополагающих принципов, нормой ius cogens. Однако в самом международном праве отсутствует формально-юридическое закрепление понятия государственного суверенитета.
В конвенционном международном праве можно найти многочисленные варианты принципов «связанных» с суверенитетом, но не его самого. В частности, это п. 1 ст. 2 Устава ООН о принципе суверенного равенства, а также Декларация о дружественных отношениях 1970 г., раскрывающая содержание принципов международного права, вытекающих из принципа суверенного равенства государств.
Суверенитет как источник международного права
Если внутригосударственное право в силу верховенства государства устанавливается государством и выражает его волю, то международное право является продуктом соглашения государств по поводу существа его норм и признания их юридически обязательными. Это соглашение достигается путем согласования воль государств. Поэтому в нормах международного права, регулирующих международные отношения, выражена согласованная, а тем самым и общая воля устанавливающих эти нормы государств, детерминированная их взаимным интересом и потребностями. Ведь именно посредством договора устанавливаются, изменяются или отменяются общепризнанные принципы и нормы международного права, включая нормы jus cogens.
Таким образом, международное право создается суверенными субъектами международного права – государствами. Поэтому можно сказать, что суверенитет является источником международного права. А основные принципы международного права – это нормы, регулирующие поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений. Они устанавливают основные права и обязанности государств в международном общении.
Соотношение суверенитета и международного права
Спектр мнений здесь достаточно разнообразен: одни ученые считают, что суверенитет и международное право несовместимые, взаимоисключающие категории; другие полагают, что международное право исключает внешнюю сторону суверенитета и оставляет за государством лишь внутреннее верховенство; третьи отрицают международное право как право в общепринятом смысле и тем самым защищают суверенитет; четвертые вполне удачно совмещают суверенитет с международным правом.
Преобладающее мнение сводится к тому, что государственный суверенитет и международное право взаимно обусловлены: государственный суверенитет – предпосылка международного права, а международное право – одно из средств утверждения государственного суверенитета в международных отношениях.
Безусловно, международное право не наделяет государства суверенитетом. Являясь членом международного сообщества, государство признает себя связанным нормами международного права, причем подчинение нормам международного права есть подчинение добровольное, которое не предполагает подчинение воле другого государства или какой-либо высшей власти.
Суверенитет и суверенные права
Верховенство и независимость государства проявляются в осуществлении его функций и предполагают наличие соответствующих суверенных прав, юридически обеспечивающих их осуществление. Однако наличие этих прав, являясь необходимым условием суверенитета, само по себе еще не достаточно для его образования.
Государственный суверенитет не является совокупностью суверенных прав, а предполагает формально-юридическую возможность обладания этими правами. Суверенитет как качество государства имеет отношение к вопросу существования государства – наличия его правосубъектности, а государственные права – к вопросу объема его правоспособности, возникшей именно в связи с наличием суверенитета.
К основным суверенным правам, раскрывающим содержание внутреннего суверенитета государства, принято относить:
Внешний суверенитет принято раскрывать через:
Конкретный перечень суверенных прав не является постоянным, а определяется функциями государства на исторической стадии развития. Также очевидно, что содержание этих прав может трансформироваться в зависимости от характера международных отношений, функций государства, изменения форм деятельности государства.
Суверенные обязанности государств
Суверенные государства имеют не только суверенные права, но и суверенные обязанности. Основные обязанности суверенных государств, касающиеся их взаимоотношений друг с другом, а также обращения с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ, перечислены, среди прочего, в ст. 2 Устава ООН и Декларации о дружественных отношениях 1970 г.
Как субъект международного права государство обязано: