психология сироты во взрослой жизни
Осиротеть в зрелом возрасте: как это нас меняет
«Когда три года назад лечащий врач моей мамы сообщил нам с сестрой, что маме осталось жить несколько дней, даже не недель, моей первой реакцией было: «Нет-нет, она не может», — рассказывает 32-летняя Виктория.
— Я должна была через две недели выходить замуж. Где-то внутри меня, взрослой женщины, переживавшей тогда шок, боль, отрицание, внезапно заговорила растерянная маленькая девочка, которая в 10 лет уже потеряла отца, а теперь просто не могла поверить в то, что никто из ее родителей больше не будет наблюдать с гордостью, как красиво она идет по свадебному коридору.
Потом мы решили, что жизнь должна продолжаться, и церемонию отменять не стали. В эти мрачные дни нам так нужна была хоть капля каких-то светлых эмоций. День свадьбы оказался волнующим. Я словно купалась в волнах безмерной любви друзей и близких, чувствовала это тепло без лишних слов.
Взрослые испытывают невероятно острое, детское чувство растерянности и беззащитности
И все-таки были моменты, когда я едва могла держаться. Например, утром, когда все гости, кроме моей сестры, уехали в церковь, а я стояла одна перед зеркалом, впервые глядя на свое пышное свадебное убранство, и не было рядом мамы, которая сказала бы: «Как ты прекрасна!»
И позже, когда мы остановились у выхода из церкви, чтобы сделать семейные фотографии, я физически чувствовала зияющую пустоту в том месте, где должны были стоять мои родители».
В первое время после утраты многие взрослые испытывают невероятно острое, детское чувство растерянности и беззащитности. «Вы можете быть взрослой замужней женщиной, имеющей детей, можете делать успешную карьеру и быть финансово независимой, но до тех пор, пока кто-то из ваших родителей жив, вы все еще чей-то ребенок, — объясняет психолог Александр Леви, автор книги «Осиротевший взрослый».
Нет больше человека, который один лишь и помнил все ваши детские выходки
— После того как второй из родителей умирает, эта важная составная часть вашей идентичности исчезает, а вместе с ней — иллюзия безопасности и постоянства, которая нас питала, даже если мы не осознавали этого».
Нет больше достойного защитника, который поддерживал и подбадривал бы вас со стороны. Нет больше человека, который один лишь и помнил все ваши детские выходки — все те события и поступки, что сделали вас такими, какие вы теперь. И нет больше убежища, в котором вы могли бы затаиться и выдохнуть, когда реальность наваливается всей своей тяжестью.
«Сколько бы вам ни было лет, 17 или 70, но в тот момент, когда вы теряете второго родителя, вы окончательно расстаетесь с ребенком внутри себя», — заключает Александр Леви.
Выйти из зоны безопасности
«После смерти отца я стала очень близка с мамой, — продолжает свой рассказ Виктория. — Она много работала, несмотря на начинавшийся тогда ревматоидный артрит, и у нас в семье были финансовые трудности, но я помню, как часто она смеялась и шутила, даже над своими больными руками.
Мы с ней были друзьями, не только матерью и дочерью. Мой муж иронизировал, что мама, хоть и живет в другом городе, могла бы с первого взгляда узнать каждого моего коллегу по работе — настолько она была вовлечена в мою повседневную жизнь.
Теперь, не имея возможности позвонить ей и обсудить какую-то мелочь, даже просто поныть, я чувствую, что лишилась своего настоящего дома. Там, где было мое самое надежное убежище, сегодня — пустота, вакуум».
Многие теряют, возможно, единственного близкого человека, который был для них моральной опорой
Многие мужчины и женщины признаются: в каком бы возрасте они ни теряли своих родителей, они чувствовали себя в этот тяжелый момент жизни очень одиноко, оказывались почти в изоляции. Окружающие сопереживали им заметно меньше, чем тем, кто потерял партнера или другого члена семьи.
«Это ведь естественный порядок вещей — когда дети хоронят своих родителей, — объясняет психолог из Университета Южной Африки Матшепо Матоэне. — Но сегодня осиротевшим взрослым приходится совсем непросто.
Растущая разобщенность, ускоренный ритм жизни, большая занятость делают нас менее чуткими друг к другу, и поддержка знакомых и коллег тем, кто переживает горе, уже не так ощутима, как раньше. Хороня отца или мать, многие теряют, возможно, единственного близкого человека, который был для них моральной опорой, и это может усиливать их замкнутость, изоляцию».
Учиться горевать
Без отчетливого признания потери внешним миром процесс горевания часто протекает долго и незаметно для окружающих. Лишь иногда он прорывается на поверхность в какие-то отдельные, важные моменты — в дни семейных праздников и годовщин, при рождении детей, в разных кризисных ситуациях, впервые переживаемых без родителей, и даже при наступлении возраста, в котором отец или мать ушли из жизни.
«Потеря второго родителя заставляет вас острее осознавать свою собственную конечность, — говорит Александр Леви. — Ведь между вами и смертью больше никого нет». И эмоциональный опыт горевания, полученный при потере первого из родителей, не обязательно готовит к переживанию боли утраты во второй раз.
Принято думать, что к страданиям такого рода можно постепенно привыкнуть, но исследования этого не подтверждают. Каждый раз, сталкиваясь с потерей, мы не только чувствуем острое горе, навалившееся сейчас, но и вспоминаем, переживаем заново наши прежние утраты».
Как бы труден этот опыт ни был, человек в конце концов осознает, что жизнь так или иначе продолжается. И довольно часто жизнь без родителей оказывается, как это ни странно, шагом к внутреннему освобождению.
Что такое сиротский дух и возможно ли его преодолеть
В консультировании мне нередко приходится сталкиваться с феноменом, который в христианской психологии образно назван духом сиротства. Дух сиротства могут иметь как люди, выросшие неполных семьях, так и выросшие в семьях, где были оба родителя. Но в большей степени состояние сиротства свойственно тем, у которых не было (в процессе роста и развития) одного или обоих родителей и не произошло в дальнейшем их принятия такими, каковы они есть. Трудность помощи людям с духом сиротства состоит в том, что этот «дух» невозможно «изгнать», что это отсутствие, а не наличие чего-то в психике человеке, а именно отсутствие в его внутреннем пространстве поддерживающих и любящих родительских фигур.
Истоки сиротского духа – в непризнанности, непринятии и отвержении человека собственными родителями. Кстати, когда отец уходит из семьи может восприниматься душой ребенка как сильнейшее отвержение, ибо «хороших детей папы не бросают».
Сирота (как психологическое состояние) – это человек, который знает, что в трудной ситуации он не будет защищен, что мир («взрослые») против него, что ему придется преодолевать жизненные трудности в одиночку, что все разговоры об искренности и любви – всего лишь попытка раскрутить человека на откровенность, чтобы потом им воспользоваться. Бенефис сироты, его триумф, его победа: публичное разоблачение отца или старших (отцовских) фигур, доказательство («основанное на фактах») их неправоты и ничтожности. Сирота – по своей природе, бунтарь, но его отличие от конструктивного бунтаря – ему нужна победа ради ощущения собственной правоты, а не ради результата или общего блага.
Характеристики сиротского сердца
1. Отверженность — одна из особенностей мышления сироты. Он испытывает чувство собственной неполноценности, если что-то пошло не так. Но, порой, компенсирует его гиперуверенным и вызывающим поведением.
2.Неуверенность в себе. Заниженная самооценка. Психологические сироты ищут подтверждения своей значимости.
3.Жизнь в страхе за своё будущее, за то, что «все хорошее рано или поздно закончится», в страхе бедности, в страхе разоблачения.
4.Мышление нищеты (к примеру, у ребенка, которого усыновили, остается страх, что ему не хватит еды).
5.Независимость. Выживают в одиночку. Избегают чувства искренней принадлежности к чему-либо или к кому-либо.
6.Недостаток доверия. Сироты не доверяют старшим, поскольку их отвергли самые важные в его жизни старшие – его родители.
7.Они не способны выполнять обещания, держать данное слово, поскольку дают их ситуационно и легкомысленно.
8.Нацелены на денежный результат в большей степени, чем на реализацию более высоких ценностей: близости, порядочности, верности.
Дух сиротства проявляется совершенно неожиданным образом в партнерских взаимоотношениях. Люди с духом сиротства, в отношениях прокручивают своеобразный паттерн: они очень располагают к себе человека, «влюбляют» в себя, а затем, разрывая связь в момент наивысшей открытости, таким образом мстя миру и жизни в лице своего партнера за собственную брошенность. Происходит это, подчеркиваю, неосознанно.
Симптомы сиротства проявляются в зависти, соперничестве, неспособности доверять, любить, прощать, быть верным и преданным человеком, нетерпимости к правде другого человека. «Существует только два мнения: моё и неправильное» – это о психологии сироты.
Для того, чтобы понять, есть ли в Вас дух сиротства, Исследуйте свое сердце по следующим признакам:
1. Отношение к миру и к жизни
Сироты: Видят жизнь негативно. Они порой чувствуют, что должны бороться с жизнью, выживать, или же ищут различные магические способы «задобрить» её. Они часто остаются с ощущением, что есть что-то еще, что они должны сделать или привести в порядок, перед тем как их жизнь наладится. Для сироты Бог не просто Господин, но и строгий начальник. Они ценят Бога за то, что могут от Него иметь.
Сыновья: Смотрят на возникающие в жизни ситуации позитивно, как на возможности. Видят Бога как любящего Отца, который принимает их безусловно. Они знают, что безусловная любовь никогда не основывается на делах того, кто ее принимает. Вот почему им не надо сражаться или действовать каким-то определенным образом, чтобы «заслужить» любовь. Им известна тайна любви, они не зависают на невзаимных отношениях, спокойно уходят, если не переживают ответной любви.
Сироты: Отрицают возможность получения помощи, не умеют попросить, не могут договориться, демонстративно независимы и полагаются только на себя, живут с ощущением дефицитарности: «Здесь каждый за себя… на всех не хватит». Они полагаются на себя, на свои таланты и интеллект, никому не доверяют. Если им что-то нужно, они должны добиваться этого сами. «Если что-то должно быть сделано хорошо, значит, придется это делать самому!»
Сыновья: Умеют строить взаимозависимые отношения; альтруистичны. Их взаимозависимость позволяет им быть открытыми к другим людям. Способны строить партнерские отношения, быть чуткими к эмоциям и чувствам других людей как к собственным.
Сироты: Чувствуют себя незащищенными, но, как правило, довольно умело скрывают свою незащищенность. Зачастую они отчаянно пытаются поступать правильно и делать достаточно, чтобы выглядеть в газах других людей состоявшимися и успешными. По этой причине они редко переживают внутренний мир и покой. Для сироты жизнь часто наполнена неуверенностью и страхом довериться, страхом быть покинутым.
Сыновья: Спокойны и уверены, двигаются по жизни с доверием, легко отпускают уходящее и потерявшее для них актуальное значение. В случае неэтичного поведения других людей по отношению к ним, они выходят из деструктивных отношений и не терзаются обидами, поскольку они доверяют жизни.
4. Баланс «по закону» или «по любви»
Сироты: Живут пристрастием ко всему правильному, порой используя правила и законы в своекорыстных интересах. Сироты ценят правила выше отношений.
Сыновья: Живут по закону любви, в отношениях и переговорах стремятся к результату «выигрыш-выигрыш». Сыновья этичны, не используют даже выгодную для себя ситуацию в эгоистических интересах.
5. Потребность в одобрении
Сироты: Склонны добиваться похвалы, одобрения и принятия со стороны других людей. Но эти фальшивые привязанности их не удовлетворяют, а скорее страхуют их от страха неудачи и отвержения.
Сыновья: Не подвержены влиянию такого смятения и страха, потому что они ощущают свою ценность и принятость в мире благодаря любви своих родителей. Им не нужно искать одобрения, статусов и желания быть признанными и знаменитыми, всё это приходит к ним естественным образом.
6. Мотив, стоящий за следованием общественной морали.
Сироты: Если и стараются быть нравственными, то делают это из желания быть лучше других, в конечном итоге, из желания превосходства.
Сыновья: Свободны от желания быть лучше других, у них внутренняя референция, этичность в отношениях с людьми прописана у них во внутреннем чувстве. Они свободны от навязываемой обществом морали долга, обязанности и страха, при этом на них можно опираться в договоренностях и обязательствах. Если они дают кому-то слово, то делают это взвешенно, как обязательство самому себе.
Сироты: Обычно сравнивая себя с другими, чувствуют себя отверженными и думают, что им не повезло. Другие кажутся им более успешными и любимыми, «везунчиками», которым «все само в руки плывет».
Сыновья: Чувствуют себя одобренными и принятыми, потому что они знают, насколько они ценны и драгоценны для своих родителей. Вне зависимости от того, что они делают или как много раз они ошибаются, они знают, что родители Отец их любят, несмотря на поступки.
8. Источник утешения
Сироты: Ищут утешения в душевных привязанностях, удовольствиях, исполнении своих желаний, эскапизме (бегстве от реальности), занятости, бурной активности и т.п., веря в то, что чем больше они имеют или делают, тем счастливее они будут.
Сыновья: Находят истинное утешение в естественных и повседневных жизненных удовольствиях, не гонятся за сверхприбылями и сверхпопулярностью, умеют отдыхать, имеют собственные увлечения, свободны от трендов и брендов.
9. Отношение к равным себе
Сироты: воспринимают других людей, как соперников, конкурируя с ними и завидуя успеху и положению других. Они считают, что должны сражаться и драться за каждое преимущество и предмет желания. Сироты не могут по-настоящему радоваться успеху и продвижению других. Они боятся, что если они не на вершине, их не будут ценить или уважать, они чего-то лишатся или что-то недополучат.
Сыновья: отношения к равным себе строят на уважительности и единстве, они почитают и ценят других, искренне радуются их успехам. Чувствуют себя защищенными, осознавая кем они являются, и, таким образом, не испытывают потребности бояться успеха других.
10. Восприятие власти
Сироты: Боятся власти и воспринимают ее как источник боли и по этой причине с подозрением относятся к любой власти, кроме своей собственной. Они подозрительны в отношении мотивов людей, находящихся во власти, неважно, дома или на работе. Воспринимают подчинение миссии другого человека как позволение этому человеку использовать себя.
Сыны: Уважают и почитают людей у власти, однако не идеализируют их и могут аргументированно противостоять им, если это касается его законных прав и нарушения прав других людей. Ориентированы видеть возможности, исходящие от власти и готовы занять позицию власти, если это может положительно повлиять на жизнь других людей.
11. Отношение к конфликтным ситуациям и ошибкам других
Сироты: будучи сфокусированы на себе, обычно переходят к обвинениям и обличениям ошибок других людей, в то же время отрицая или пытаясь скрыть собственные ошибки. В попытке выглядеть хорошо они пытаются сделать так, чтобы другие выглядели плохо. Они имеют склонность возвышать себя путем унижения других и разрушения взаимоотношений с помощью контроля, критики, собственничества или недостатка уважения и почтения.
Сыновья: Ориентированы на строительство взаимоотношений. Они, порой, покрывают ошибки других, в надежде на то, что доброта послужит им на пользу.
12. Отношение к своим ошибкам
Сироты: Совершив ошибку или нарушение этических правил, они стараются успокоить свою совесть через оправдание этого сложившимися обстоятельствами и поступками других людей. Они с трудом принимают прощение и долго не могут простить себя.
Сыны: Умеют признавать свои ошибки и извиняться в них. Легко принимают прощение и могут простить себя. Не боятся снова ошибиться, но получают опыт и способность избегать подобных ошибок в дальнейшем.
13. Восприятие замечаний
Сироты: Болезненно реагируют на замечания, даже на изложенные в корректной форме, потому что им сложно признать, что они были неправы. В их собственном представлении они должны быть правы, поэтому, когда они сталкиваются с замечаниями, то они воспринимают это как личное оскорбление и отвержение. Чтобы оправдать свои выводы, они фокусируются на ошибках других, обвиняют других людей в стиле «сам такой», пытаются защищать и оправдывать себя, становятся негативно настроенными и обвиняющими.
Сыны: Принимают замечания и критику как ценную работу другого человека на собственный результат, как обратную связь. Даже несмотря на то, что сначала замечание может задеть их, они распознают в нем ценное зерно и возможность для роста.
14. Переживание любви и особых духовных состояний
Сироты: Редко ощущают особые духовные переживания. Их сердца закрыты для близких отношений. Сироты часто сомневаются, действительно ли существует то, что недоказуемо законами биологии, физики или химии.
Сыновья: Могут наслаждаться переживанием присутствия, открыты духовному поиску и обладают способностью понимания себя и своих состояний.
15. Понимание и выражение любви
Сироты: Осторожны и условны в выражении любви. Они боятся проявлять свои чувства, показывать собственную уязвимость. Из-за того их сердца закрыты для любви, они не знают ни как отдавать безусловную любовь, ни как принимать ее. Для сироты любовь основывается на вопросе: «Что ты можешь сделать для меня, если хочешь быть любимым мною?» Сирота удовлетворяется в любви, только когда что-то получает для себя.
Сыновья: Их любовь открыта, прозрачна и нежна. Они порой готовы отказаться от своих планов, чтобы восполнить нужды других. Для сына любовь выражается в вопросе: «Что я могу сделать для тебя?» Для сына любовь — это осознанное и естественное отношение, он оказывает поддержку даже тогда, когда не особо хочется это делать, просто потому что другой человек в этом нуждается. Сын удовлетворен в любви, являя ее вне зависимости от того, будут ему благодарны за неё или нет.
16. Состояние души и духа
Сироты: Находятся в состоянии рабства. Они рабы страха, своего недоверия, своей независимости и самонадеянности, но более всего, своего одиночества.
Сыны: живут в состоянии свободы. Восполненные родителями резервуары любви освободили их от страха, стыда, отверженности, вины и постоянной потребности самоутверждаться. Они свободны не только принимать любовь, но также отдавать ее в изобилии, не испытывая недостатка.
Сироты: Проживают жизнь так, будто у них нет дома. Их дух беспокоен, потому что они вдали от безопасной гавани и не знают, как туда вернуться. Ничто не удовлетворяет, ничто не кажется постоянным, нигде не чувствуют себя дома.
Сыны: живут в отцовском доме, пребывают в покое и мире в безопасной гавани любви своего отца. Вне этой гавани море может бушевать, и ветер может дуть, но внутри все спокойно в объятиях любящего папы.
Сироты: Горят в пламени собственных амбиций. Они настойчиво желают добиться успеха, достижений и готовы сражаться за это. Они хотят, чтобы их воспринимали и считали успешными и зрелыми.
Сыны: Не самоутверждаются, не борются за положение, авторитет или престиж, он приходит к ним естественным образом, как следствие их успешной деятельности.
Социальные проблемы человека с духом сиротства проявляются в том, что они не могут уважительно общаться со старшими, более зрелыми людьми: или чувствуют себя недостойным их внимания, и, в самом деле, чувствуют себя ребенком, или же строят панибратские отношения «наравных», что, в конечном итоге, приводит к их непринятию и отвержению. То есть, сирота не терпит нахождения в отношениях, требующих уважительности младшего к старшему.
Нередко «уход в духовность», и наоборот, предельно циничный атеизм, бывает связан с непринятием собственных родителей. Сбалансированный в отношениях с родителями человек, спокойнен в своем духовном и мировоззренческом поиске, у него отсутствует агрессивное желание «всех обратить в свою веру» (доказав тем самым то, что «я, в который раз, оказался правее их»).
Вот ещё один его характерный признак, высказывание: «Бог – лучший отец для меня, чем мой родной отец». Таким образом, человек ставит идею Бога выше, чем волю Бога, выраженную через реального отца, которого отвергает. Сироте трудно смириться с тем, что в мире есть старшие, которых нужно чтить. Почтение старших для имеющих сиротский дух – унижение, а для сынов и дочерей, – честь, дарующая благословение и чувство защищенности.
При этом, человек с духом сиротства может восхищаться жесткой отцовской фигурой в лице начальника или правителя-тирана. Добрый и любящий начальник для таковых – повод пренебрегать им, считать его слабаком, надмеваться, иногда доказывать ему свое превосходство в силе, после чего – демонстративно игнорировать. Нужен отец-тиран, который непременно защитит «нас» от «них», от тех, которые – наши враги и хотят нам зла. И мы тогда покажем «им», кто круче и сильнее. А если реальных врагов не будет, мы их назначим и победим. Спекулируя на этой психологической особенности людей, идеологи строят свои мировоззренческие системы, спекулируя на теме обделенности людей и ложно понимаемом патриотизме.
Подавление, угроза запрета, жизнь под страхом наказания – вот естественная среда для психологического сироты; восхищение беспредельной жестокостью и наглостью тирана; злорадство от того, что «их» (тех, кто находится в явном противостоянии) должны «наказать, и построже», необходимость ощущения прессигна и давления, сочетаемого с хитростью нарушения и обхождения всех законов, с одновременным требованием их ужесточения. Шизофрения, правда? Но очень узнаваемо.
И если в стране приходит к власти более мягкий правитель, народ, одержимый духом сироства, скинет его, ради более жесткого. И если новый правитель не будет регулярно, своими практическими действиями, подпитывать миф о своей жесткости, скинут и его. Сироты создают тиранов, которые наводят порядок и не щадят этих самых сирот, в конечном итоге. Такова жестокая действительность. Остается только наблюдать и констатировать ее как факт.
– Какие существуют реальные возможности распознать и преодолеть дух сиротства в себе самом, имея четкое осознание проблемы, принимая ее наличие. Очень мешает жить.
– Освободиться человека от сиротского духа, без осознанного выбора самого человека, невозможно. Это будет временно и неэффективно. Однако глубинно они не считают, что их проблема внутри них. Они видят себя жертвой, и что они страдают по вине других. Помочь этим людям сложно, потому что даже запрашивая помощь, они, на самом деле, ищут сочувствия своим ранам и порицания обидчиков. Сиротский дух – следствие искаженного взгляда на окружающий мир.
Сиротский дух легко узнаваем по фразам:
— Никому нет дела до моих проблем.
— Меня никто не любит.
— У меня в жизни все не так.
— Мне никогда не везло.
— Мама меня любила меньше, чем…
Дух сиротства это дух отсутствия (в душе ребенка фигуры доброго и сильного отца, прообраза фигуры Бога), его невозможно задавить, победить или изгнать. Но дух сыновства приходит на его место, заполняет болезненную и создающую боль пустоту, если:
* Налажены отношения человека с собственным отцом, папа чтим и уважаем Вами, есть осознание и принятие того, что папа сделал всё правильно: Вы – здесь. Если же папа и мама расстались – это их отношения, и Вас это не касается. Налаживание отношений становится возможным, прежде всего через выход на доверительное и уважительное общение с собственным отцом, на разговор с живым интересом к его детству, к вопросам о его отношениях с его родителями, и, впоследствии на поддержание искренних отношения с отцом, с почтительным вопрошанием его мнения по тем или иным вопросам.
* Или же (если личный контакт или восстановление отношений с папой невозможны), если Вы встретите авторитетного человека, непременно мужчину: мастер, тренер, священник, который смог бы олицетворять отцовскую фигуру, и человек смог искренне, от сердца, попросить его о старшинстве: «у меня не было отца, я прошу тебя, будь моим старшим, будь мне как отец». «Дух сиротства» не позволит такой просьбе быть озвученной, но если осознанным усилием Вы преодолеете этот барьер и удержитесь в этом взаимодействии, считайте, что Вы от него свободны.
Сказанное в этой главе в равной степени касается и мужчин, и женщин.
Фрагмент новой книги игумена Евмения «Жемчужинки детско-родительских отношений»
Для приобретения книги напишите ему в личное сообщение ВКонтакте или в Facebook